Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом малый бизнес , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 240 за период c 2000 по 2019 год).

2. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф.

В статье проведен анализ современного состояния малого бизнеса в России, выявлены основные тенденции его развития. Проанализирована роль сферы торговли в развитии малого бизнеса в России, рассмотрена динамика и структура малого торгового бизнеса. Среди основных направлений повышения конкурентоспособности малых торговых предприятий определены такие как выбор местоположения торгового предприятия, управление ассортиментом с учетом специфики малого бизнеса, повышение качества обслуживания, а также применение инструментов электронной торговли.

Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 11. – с. 3493-3502. – doi: 10.18334/rp.19.11.39575 .

3. Рамазанов И.А., Струнгар А.Н.
// Российское предпринимательство. (№ 11 / 2018).
В статье представлены результаты исследования состояния и перспектив развития малого бизнеса в сфере торговли в России в контексте институциональных перемен и процессов глобализации. В ходе исследования выявлено, что малый бизнес в России продолжает развиваться, но темпы роста его развития существенно сократились; в сфере торговли уменьшается количество организаций и увеличивается количество территориально обособленных предприятий торговых организаций, которое приводит к концентрации рынка розничных торговых услуг и усилению давления на малый бизнес в сфере торговли; наблюдается рост доли торговых сетей в розничном обороте за счёт сокращения доли рынков и несетевых предприятий, принадлежащих малому бизнесу; процесс глобализации в целом, информационная и экономическая глобализация оказывают положительное влияние на развитие малого бизнеса, торговая глобализация сдерживает развитие малого бизнеса.

Рамазанов И.А., Струнгар А.Н. Малый бизнес в сфере торговли в контексте институциональных перемен и глобализации российской экономики // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 11. – с. 3479-3492. – doi: 10.18334/rp.19.11.39596 .

10.
// Российское предпринимательство. (№ 17 / 2016).
В связи с введением в Москве с 01 июля 2015 года согласно законодательству России о налогах и сборах торгового сбора в настоящей статье был проведен анализ поступлений от данного источника в бюджет города, а также проанализировано изменение налоговой нагрузки организаций и индивидуальных предпринимателей сферы розничной торговли в связи с уплатой данного сбора.

Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Торговый сбор: анализ практики применения в Москве // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 17. – с. 2193–2206. – doi: 10.18334/rp.17.17.36518 .

14. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А.
// Российское предпринимательство. (№ 15 / 2015).

В связи с введением в России торгового сбора в данной статье был проведен анализ изменения налоговой нагрузки торговых предприятий, а также изменения делового климата в секторе розничной торговли Российской Федерации за 2006-2015 годы. На основании проведенных исследований был сделан вывод о том, что в существующей ситуации возложение на предпринимателей дополнительной налоговой нагрузки в виде торгового сбора ухудшит деловой климат в сфере розничной торговли и приведет к спаду деловой активности в данной области.

Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – с. 2483-2498. – doi: 10.18334/rp.16.15.563 .

15. Бухтиярова Т.И., Новикова Н.Ю.
// Российское предпринимательство. (№ 14 / 2015).

Малый бизнес АПК в социально-экономическом развитии Уральского Федерального округа обеспечивает: продовольственную безопасность региона, способствует ускорению инновационных процессов, повышению конкурентоспособности отечественного АПК. Результаты деятельности малого бизнеса: личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей УРФО, позволяют определить необходимость нового механизма управления, направленного на развитие отечественной сельскохозяйственной экономики и ориентированного на малый бизнес АПК.

Бухтиярова Т.И., Новикова Н.Ю. Тенденция развития малого бизнеса АПК Уральского федерального округа // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 14. – с. 2241-2256. – doi: 10.18334/rp.16.14.524 .

18. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А.
// Торгово-экономический журнал. (№ 2 / 2015).
В статье рассмотрены изменения в налогообложении, внесенные Федеральными законами от 02.04.2014 № 52-ФЗ и 13.07.2015 № 232-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, касающиеся уплаты налога на имущество при ЕНВД и налоговых ставок в 2016 году. В частности о введении налога с кадастровой стоимости недвижимости и ставок единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.

Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Налогообложение малого бизнеса при ЕНВД // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 2. – с. 111-120. – doi: 10.18334/tezh.2.2.571 .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

1

В статье рассматриваются вопросы развития промышленного производства, в т.ч. его диверсификация на основе создания промышленных альянсов. Последние могут формироваться различным путем, в том числе, на основе реструктуризации входящих в него крупных предприятий и создания для их общего пользования централизованных дочерних и зависимых предприятий. Ту же роль в альянсе могут сыграть малые и средние независимые фирмы, для которых крупные предприятия- участники могут стать достаточным по масштабу рынком.

промышленные альянсы

реструктуризация

диверсификация

дочерние и зависимые предприятия

финишные предприятия

ролевые функции

1. Асаул А.Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России // Вестник гражданских инженеров. – 2012. – № 3 (32). – С. 223–236.

2. Асаул А.Н. Кластерная организация производства как фактор экономического роста // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 2. – С.4–7.

3. Асаул А.Н. Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2012. – Т. 165, № 36. – С. 311–335.

4. Асаул А.Н., Загускин Н.Н. Роль предпринимательских сетей в инвестиционно- строительной сфере // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 3(33). – С. 91–108.

5. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. – 336 с.

6. Предпринимательские сети в строительстве / А.Н. Асаул, Г.Е. Локтеева, Е.Г. Скуматов. – СПб.: Гуманистика, 2005. – 256 с.

7. Петров В.М. Типология диверсификации производства в планировании стратегического развития промышленной компании. Журнал «Экономические науки. Вопросы теории и практики. – СПб.: Геликон Плюс, 2010.

8. Петров В.М., Маслов А.Н. Управление инновационным предприятием. Вопросы теории и практики. – СПб.: Геликон Плюс, 2011.

9. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А.Н. Асаул, [и др.]. – СПб: АНО ИПЭВ, 2010. – 252 с.

10. Управление затратами и контроллинг / А.Н. Асаул, М.Г. Квициния. - Сухум, 2013 – 290 с.

Крупная промышленная компания, ориентированная на разработку и производство конечной сложной инновационной техники, зависят от деятельности многих и многих смежников: разработчиков и производителей агрегатов, узлов, деталей, энергии, материалов, а также широкой гаммы услуг. Эффективность результатов деятельности таких организаций неотделимы и от качества разработок компонентов конечной продукции, от качества изделий, и от параметров поставок, наконец, от их цены. Между тем, по мере модернизации производства, расширения использования обрабатывающих центров, другой автоматизированной техники, включая автоматизацию даже некоторых сборочных операций открывается возможность диверсификации производимой продукции.

Решение задачи диверсификации, при которой многократно усложняется взаимодействие организаций с внешней средой, за счёт расширения сети поставщиков и потребителей, сводится к организации эффективного управления этим взаимодействием на всех стадиях воспроизводственного и инновационного циклов. Диверсификация является многосторонним процессом. Выделяют три её стороны : рыночную, продуктовую и технологическую. Все они взаимосвязаны и развитие каждой из них либо требует развития других, либо открывает возможности для такого развития. Например, стремление повысить качество продукции и снизить её себестоимость приводит к обновлению парка оборудования, переходу к технологиям нового поколения . Технико-технологические изменения открывают возможности эффективного производства, наряду с традиционной, новой продукции, т.е. развития продуктовой диверсификации. Новая продукция может предназначаться для уже освоенных рынков, а может быть рассчитана на новые рынки. Если справедливо второе, можно говорить о развитии рыночной диверсификации. Если принимаются решения о новой продукции для новых рынков и для этого диверсифицируются технологические возможности, то все эти три взаимосвязанных процесса формируют системную диверсификацию.

Одной из проблем, сдерживающих системную диверсификацию на практике, является дефицит информации знаний в конкретной организации. Питер Друкер доказывает, что в новых экономических условиях знание является не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства - труд, капитал и земля, а вообще единственным имеющим значение ресурсом. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной . Кроме того, как бы ни была диверсифицирована технология, широкая продуктовая диверсификация в подавляющем большинстве случаев требует развития производственной кооперации. Но, при этом, часто оказывается, что потенциальные поставщики какой-либо детали, технологической услуги, будучи крупными компаниями, не заинтересованы в обслуживании множества потребителей узкой номенклатурой. Поэтому диверсификация в одной крупной компании сдерживается незаинтересованностью в кооперации других крупных предприятий и наоборот. Их интерес сводится к поставкам больших партий крупных агрегатов и узлов. Каждая конкретная крупная компания имеет границы диверсификации, которые чаще всего обуславливаются как внешними, так и внутренними причинами.

Среди внутренних причин доминирует проблема эффективного управления разными по характеристикам научно-производственно-коммерческими процессами, каждый из которых вызывается к жизни своеобразием той или иной группы продукции из её диверсифицированного множества. Такие процессы приходится выделять и весьма часто отделять друг от друга. Только при этом система управления оказывается способной обеспечивать эффективность каждого из них.

При выделении используется такая форма организации и управления деятельностью, как проект. Однако, при наличии значительного числа проектов, «пронизывающих» структурные подразделения крупной компании, наряду с необходимостью выполнения ими общепроизводственных функций, связанных с обеспечением нормальной работы, возникают всевозможные сбои, потери, и вызывающие сопротивление «проектной перегрузке». Количество проектов сокращается, снижается и уровень диверсификации.

При разделении и организационном отделении различных направлений (продуктовых линий) друг от друга при сохранении проектного подхода, но при его обличии в филиалы, обособленные структурные подразделения, дочерние и зависимые организации стратегию диверсификации удаётся воплощать с большей эффективностью. Следует заметить, что первоначальное организационное отделение продуктовых линий, при их успешном развитии в головной (сборочной, финишной) организации и стабилизации ее кооперации с поставщиками, может привести к созданию между ними совместной, долевой организации, в которой финишная может иметь контрольный пакет акций (долей). К сожалению, отношения интеграции, основанные на объединении части активов и усилий, ещё крайне слабо развиты в отечественной промышленности. Не получило широкого распространения и организационное выделение бизнес - линий в особые формы их функционирования и развития. На наш взгляд, это обуславливается и низким уровнем диверсификации крупных компаний и ещё недостаточно развитой культурой промышленного управления, что в недалёком будущем, бесспорно, найдёт самое широкое применение.

Реструктуризация крупной компании с целью реализации стратегии диверсификации может начинаться с внедрения проектного управления. По мере накопления опыта разделения продуктовых направлений на основе проектной организации и управления, целесообразно переходить на создание обособленных структурных подразделений, специализированных на тех или иных направлениях. Наконец, следующий этап - создание дочерних и зависимых обществ (ДЗО). В них полностью будет реализован принцип ответственности, широты коммерческих прав, действенности экономических стимулов. Но при этом, связь материнской и дочерних (зависимых) организаций должна оставаться тесной и способствовать развитию системы в целом .

В специализированные подразделения и организации от материнского должны поступать знания и капиталы, как стартовая основа. Далее, эти знания должны развиваться и специализироваться. Обособленные части ранее большого целого должны выполнять коммерческие функции и, скорее всего, сборку «своей» продукции. Производство конструктивно - технически близких компонентов для конечной продукции обособленных и дочерних (зависимых) подразделений, может и должно быть сосредоточено на едином, большом материнском производстве, которое продолжит разрабатывать традиционную для него конечную, технически сложную продукцию. Вопросы диверсификации и инновационного развития, наряду с указанным выше методом, могут решаться и иным образом.

Следует заметить, что, в принципе, роль обособленных структурных подразделений и ДЗО крупных научно-производственных компаний, могут играть малые и средние организации, специализирующиеся в сфере НИОКР, производства, коммерческой деятельности, включая маркетинговые исследования.

В вопросе интеграции крупных и малых (средних) субъектов предпринимательской деятельности в научно-производственно-коммерческой сфере, одну из главных ролей будет играть механизм оптимизации отношений управления их общей деятельностью, в том числе чёткое определение их ролевых функций, характеристики среды, в которой они будут налаживать и развивать совместную деятельность.

Развитая промышленность знает варианты сотрудничества между малыми и крупными субъектами предпринимательства, когда последние являлись рынком для первых. В таких случаях малые субъекты предпринимательства оказываются настолько зависимыми от предприятия-потребителя, что выполняют роль поставщика даже более эффективно, чем дочерняя организация крупной компании. Однако, такой вариант возможен и выгоден, если речь идёт о производстве большого объёма узкой номенклатуры, например, каких-либо деталей, либо технологических операций (услуг). Если же речь идёт о взаимодействии в рамках инновационного цикла и малое предприятие предлагает к производству какие-либо продукты, то «радиус» его взаимодействия с крупными производителями должен быть шире. Так, в одних случаях, малое предприятие, предложившее к производству продукт, может и должно по мере освоения его выпуска заниматься сбытом и участвовать в получении части чистой прибыли. В других случаях, оно может взять на себя финишные операции: сборку, упаковку, хранение, отгрузку и т.п., т.е. участвовать в производственно-коммерческом обороте. Но чем сложнее такой продукт, тем больше будет участников его производства, среди которых окажутся и малые, и крупные компании.

Представляется, что для развития диверсификации, крупные организации, например, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), плохо знающие рынок конечной гражданской продукции, тем более, товаров народного потребления, заинтересованы в сотрудничестве с малыми организациями-разработчиками такой продукции, способными не только разрабатывать и помогать осваивать производство новой продукции, но и нести коммерческую ответственность за её сбыт. Весьма интересным такое сотрудничество может быть между выделенным из большой компании подразделением, ответственным за ту или иную бизнес-линию и малым предприятием, предложившим её создание. Но так или иначе, малым инновационным организациям, способным реализовывать такие этапы деятельности, как «маркетинг - разработка - сбыт», сотрудничество с одной организацией, не сможет обеспечить развития.

Здесь следует учитывать, что организации, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса, на которые возлагаются надежды по развитию производства самой широкой гаммы гражданской продукции, имеют устойчивые связи, образуют кооперированные сети. Если этим сетям придать организованный характер, то можно получить многоотраслевые предпринимательские сети. Их совокупные интеллектуальные и технологические возможности многократно возрастут и потенциально расширят базу диверсификации . Включение в такие сети малых и средних организаций, способных трансформировать эти ресурсы для выпуска гражданской продукции, позволит существенно продвинуть диверсификацию промышленного производства в целом. Сотрудничество малых и средних организаций с альянсами крупных компаний в форме предпринимательских сетей расширит вариативность и устойчивость кооперации, скажется на её результативности.

Формирование в рамках предпринимательских сетей механизмов взаимодействия малых и крупных организаций, следует обратить внимание на их интересы. Малые и средние организации проявят к такому сотрудничеству максимальную заинтересованность. Что же касается крупных компаний и, прежде всего оборонного комплекса, то их заинтересованность не может трактоваться столь однозначно. Малые и средние организации могут столкнуться с инерцией и даже низкой заинтересованностью крупных компаний. В силу того, что в компаниях, выпускающих продукцию для ОПК в настоящее время государство имеет контрольные пакеты акций, оно и должно осуществлять по отношению к ним технико-экономическое планирование выпуска гражданской продукции с налоговыми льготами, т.е. устанавливать некоторый объём производства гражданской продукции, исключающей варианты продукции двойного назначения. Доходы от её реализации должны облагаться меньшими налогами, а деятельность руководителей, назначаемых государством, оцениваться с учётом выпуска такой продукции. Крупные компании по отношению к малым и средним могут применять инструменты венчурного управления самостоятельно, либо посредством специальных венчурных фондов, создаваемых в рамках альянсов на долевой основе.

Создание промышленных альянсов с участием организаций ОПК в различных формах, как, например, территориальных кластеров (см. на примере ) при их инновационной направленности, должно учитывать следующие практические положения.

Во-первых, то, что на современном этапе инновационного развития изменилось направление движения идей. Ранее оно осуществлялось от оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор. Теперь же движение идёт из гражданского сектора в ОПК.

Во-вторых, в большинстве направлений деятельности ОПК, особенности требований к продукции и, следовательно, знаний и навыков конструкторских школ, менталитет персонала, не позволяют создавать конкурентоспособную гражданскую продукцию. Конструкторы бронемашин не создадут конкурентоспособный, недорогой и изящный автомобиль, например, для молодой семьи. Но в альянсе с гражданскими проектировщиками, знающими рынки и ожидания потребителей, можно интегрировать технологические заделы и мощности компаний и предприятий ОПК с конструкциями гражданских изделий и навыками их продвижения на рынках, которыми обладают небольшие организации, и на этой основе получить высоко эффективные результаты. Таким образом, в случае сложения требований государства к организациям ОПК по выпуску гражданской продукции (административные стимулы для руководителей ОПК) с финансовыми и организационными условиями, стимулирующими его в виде преференций и, например, создания кластеров с сугубо гражданскими инновационными организациями, искомый результат может быть обеспечен.

Следует заметить, что к организационным механизмам стимулирования деятельности организаций ОПК по выпуску гражданской продукции не следует относить только кластерную форму кооперации. Объединения компаний ОПК с малыми и средними инновационными организациями не обязательно должны носить территориальную форму кооперации. Территориальное расположение взаимодействующих сторон не является определяющим фактором. Но, в тоже время, на этапе становления системы кооперации между крупными компаниями и малыми и средними инновационными организациями значительную роль призваны сыграть региональные органы власти, что и обуславливает доминирование территориальных принципов интеграции.

Система приведенных механизмов может быть одним из эффективных путей диверсификации промышленного производства страны, решения поставленной, в первую очередь, перед ОПК, задачей освоения производства широкой гаммы конечной гражданской продукции, а, вместе с тем, развития малых и средних субъектов инновационно- производственного предпринимательства.

Финишная организация - член альянса, выпускающий конечную для него продукцию.

Библиографическая ссылка

Грахова Е.В. ПРОМЫШЛЕННЫЕ АЛЬЯНСЫ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-1. – С. 50-53;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6476 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие малого предпринимательства (далее – МП) – одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений – стало первым шагом, с которого начался путь России в цивилизованную рыночную экономику. Оно сыграло немалую роль в накоплении первоначального частного капитала в нашей стране.

В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.

Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать малое предпринимательство как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении МП в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути (хотя иногда может принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило – семье). Малое предпринимательство находится в обособленном положении относительно государственного (общественного) и корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве практически отсутствует делегирование реализации права собственности наемным менеджерам.

Вызывает интерес исследования Ф.Ф. Хамидуллина, который рассматривает малый бизнес как экономическую систему. По его мнению: «… это сложная, вероятностная, динамическая сис­тема, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потреб­ления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зре­ния материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – ма­териально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предна­значенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отхо­дов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом – воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» .

Ф.Ф. Хамидуллин относит малый бизнес к классу систем, обладающих определенной степенью самостоятельности и возможностями саморегулирования, при этом базовым элементом (ядром) внутренней структуры малого бизнеса является частная собственность, а необходимыми структурными элементами малого бизнеса как системы следует считать капитал (в том числе фиктивный и теневой). И в этом аспекте, думается, теневая деятельность субъектов МП усиливает возможность их саморегулирования и повышает их степень самостоятельности за счет использования теневых схем деятельности и возможностей теневого сектора экономики.

Считаем, что целесообразно было бы выделить основное экономическое свойство малого предпринимательства – его интегрирующую роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании – когда массово выпускается более менее однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие компании, так как они стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны (значительная часть розничной торговли, сфера услуг, венчурные разработки и др.).

Малое предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение .

Малые предприятия – сложное явление, состоящие из неоднородных субъектов хозяйственной деятельности, которые в совокупности выступают в виде некой целостности и формируют определенную систему экономических отношений. Но эта целостность достаточно условна, отсюда возникает необходимость классифицировать малые предприятия по различным признакам, что дает возможность сделать выводы, касающиеся общей характеристики данного сектора экономики.

Вследствие диктуемых хозяйственной действительностью задач, экономические функции малых предприятий в российской экономикеможно определить следующие:

Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;

Обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции;

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций МП;

Вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения;

Разработка и внедрение в производство инновационных технологий;

Малый бизнес выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера, которые особенно наглядно просматриваются и поднимают его роль и значимость в кризисные периоды развития рыночной экономики.

Итак, большое научно-практическое значение имеет проблема определения малого предприятия, поскольку точное определение объекта позволит, во-первых, вести статистический учет и определять его вклад в экономику страны, а, во-вторых, осуществлять налоговое, кредитно-финансовое и административное регулирование этого сектора.

К сожалению, до настоящего времени в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной в определении экономической природы малого предпринимательства нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные определения этому сектору, исходя из численности рабочей силы или размера вложенного капитала. Однако, до сих пор, как справедливо отмечают некоторые исследователи, понятие малого предприятия не имеет устойчивой дефиниции, несмотря на достаточно широкую распространенность в социально-экономических исследованиях.

Очевидно, назрела необходимость уточнения критериев, определяющих категорию “малое предпринимательство” с позиции функционирования малого предприятия. Традиционно выделяют три группы критериев:

  • количественные,
  • качественные,
  • комбинированные.

Количественный подход в определении малого предпринимательства в современной экономической литературе предполагает такие доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Причем существуют подходы, базирующиеся только на использовании одного критерия, например, прежнее определение ЕС – численность занятых.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями в зарубежной практике, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода). В настоящее время в странах – членах ЕС к микро- и малым предприятиям относят хозяйствующих субъектов экономики с численностью занятых от 1 до 9 чел. и от 10 до 49 чел., соответственно. Другими критериями в ЕС, позволяющими отнести предприятия к малым, также являются товарооборот – не более 40 млн. евро, балансовая стоимость активов – не более 27 млн. евро. В зависимости от социально-политических целей и интересов, сферы экономической деятельности (финансы, промышленность, строительство, торговля и т.п.) и специфики национальной экономики эти критерии меняют сравнительную значимость. В результате в разных странах существуют свои количественные подходы к определению малого бизнеса.

Обратимся к процессу генезиса малого предпринимательства в российской экономике. Так в российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Необходимо отметить произошедшие изменения в критериях, по которым определяются субъекты МП. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ – утратившего силу, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. И в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала предельных уровней: в промышленности – 100 чел; в строительстве – 100 чел; на транспорте – 100 чел; в сельском хозяйстве – 60 чел; в научно-технической сфере – 60 чел.; в оптовой торговле – 50 чел; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в России являлось индивидуальное предприятие.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии, по которым они к ним относятся, определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ .

Согласно этому закону, к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП – государственные унитарные предприятия и МУ – муниципальные предприятия), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения:

а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;

б) для малых предприятий до 100 человек включительно;

в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).

В научной литературе дискуссионным является вопрос о правомерности зачисления к категории “малое предпринимательство” физических лиц (ПБОЮЛ). В 1990-е гг. преобладала точка зрения рассмотрения малого предпринимательства с позиции малого предприятия как юридического лица . Ситуация начала изменяться в 2000-е гг., когда отдельные исследователи стали относить к категории малого предпринимательства, помимо малых предприятий, еще и всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица . Например, по мнению исследователей П. Ореховского и В. Широнина, сложилась узкая трактовка термина “малые предприятия”, что приводит к “занижению показателей развития данного субъекта экономики в нашей стране в 4-5 раз” . С другой стороны, по-прежнему, анализу подвергаются преимущественно малые предприятия – юридические лица.

Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за № 556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий – 1 000 млн руб.;

б) для малых предприятий – 400 млн руб.;

в) для микропредприятий – 60 млн руб.

Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей.

По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретичес­кой базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения. Сегодня созданы все условия для разработки такой теоретической базы. Снижение уровня инфляции по сравнению с переходным периодом 90-х гг. XX в. до умеренных темпов делает возможным измерение товарооборота и балансовой стоимости активов. Для этого необходимо из каждой группы малых, средних, крупных предприятий, различающихся по отрас­лям, вывести “портрет” типичного предприятия для каждой группы. В качестве отправных критериев для подсчета средних по каждой группе предприятий могут быть отнесены значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда.

Еще сложнее обстоит дело с качественными показателями определения малого предпринимательства. В научной литературе нет единого мнения поданному вопросу, хотя в некоторых странах существуют официальные определения параметра мелких предприятий. Например, во Франции Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей дает следующее определение: “К мелким и средним предприятиям относятся такие, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство своим персоналом и осуществляет с ним постоянный и прямой контакт”.

Качественный вариант определения малого предпринимательства опирается в основном на субъективные суждения и опыт. В данном случае величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий размера для внутренней организации предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях. Например, авторы монографии “Государство и малый бизнес. Сборник обзоров” считают, что главенствующим критерием малого предприятия является принятие оперативных и административно-управленческих решений одним (двумя) человеком .

Английский экономист Ф. Кларк в работе, посвященной малому бизнесу, рассматривает данный феномен следующим образом: “…Суть мелкого предпринимательства заключается не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жиз­ни, которые никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков” [цит. по: 14, c. 34].

В России также сделаны попытки выделения качественных критериев малого бизнеса. Наиболее полная характеристика данного субъекта экономики с учетом его организационной и экономической специфики была предложена А. Шулусом. Он выделил следующие качественные особенности “предпринимательства в масштабе малого предприятия”: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; ограниченность масштабов предприятия, которая приводит к особому, личностному ха­рактеру отношений между хозяином и работником; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, реализуемого товара; семейное ведение дела и др. .

Анализируя качественные критерии определения малого бизнеса, А. и Л. Колесниковы предлагают выделять основные характеристики особеннос­тей его существования и развития. Причем малое предприятие или малую фирму следует рассматривать не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий следующими специфическими чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям .

Таким образом, преимуществами качественного подхода в определении малого бизнеса является разработка теоретического обоснования на основе учета разнообразных критериев, таких, как цели, система менеджмента, система контроля производительности, взаимодействие с персоналом и его мотивация и др. А к недостаткам данного подхода можно отнести сложность практического применения, обусловленная, прежде всего, трудностью дос­тупа к внутренней информации предприятия и множественностью самих критериев.

Комбинированный подход сочетает количественные и качественные критерии определения МБ. Но и такая трактовка не лишена противоречий и нареканий. Показательным в данном случае является определение малого предприятия, предложенного в докладе Болтонского комитета в Великобритании (1971 г.). Для определения малой фирмы использовались “экономияческие” и “статистические” показатели. В докладе И. Болтона сказано: “Простой и даже сверх простой ответ на этот вопрос (почему одни фирмы большие, другие маленькие) содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает, что роль малого бизнеса – в выполнении тех функций, которые они могут выполнить более эффективно, чем крупные, т.е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупно­масштабной деятельности, экономической дея­тельности” [цит. по: 4, c. 7]. В докладе содержатся результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что яви­лось попыткой осмысления международного значения данного феномена. Но, несмотря на это, доклад вызвал огромное количество нареканий в несовершенстве как экономического, так и статис­тического определения малой фирмы.

Таким образом, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и опираясь на зарубежный опыт, необходимо использовать как количественные, так и качественные критерии определения малого бизнеса. Количественные критерии должны включать группу статистических показателей, в соответствии с которыми к числу малых предприятий следует относить те предприятия, у которых они ниже статистически средних по всем отраслям. Причем общепризнанно, что нет нижнего предела размера малого предприятия. Такой подход позволяет отразить объективно сложившийся уровень развития и динамику малого бизнеса, включающего и предпринимательскую деятельность физических лиц (ПБОЮЛ). Кроме того, при разработке государственной политики по поддержке малого бизнеса должны использоваться и количественные, и качественные критерии, что позволит более полно и точно определить субъектов малого предпринимательства. Все это в итоге приведет к эффективным и адресным мерам государства в отношении малого бизнеса.

Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать МП как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малые предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, в частности, с такими, как: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей; ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответствен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все, связанное с его организацией; семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия; характер финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой его сферы. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители МП: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства .

Синергетические принципы в экономичес­кой теории, рассматривающие малый бизнес с позиции самоорганизующейся, развивающейся системы, позволяют выделить особенности ма­лого предприятия как организационной структуры бизнеса, отличающейся от средних и круп­ных предприятий. Основываясь на рассмотрении малого предприятия как открытой системы, можно сделать вывод, что под влиянием взаи­модействия (энергообмена) между веществом, энергией и информацией данная организация испытывает противоречие между постоянным стремлением к устойчивости и постоянно воз­никающими внешними и внутренними флуктуациями. Это свидетельствует о достаточно неустойчивом, нестабильном развитии малых предприятий . Данный фактор следует рассматривать с позиции интуитивного, импровизационного характера ведения бизнеса. Если на средних и крупных предприятиях цели деятельности определены стратегией развития и корректируются рынком, то деятельность малых предприятиях в наибольшей степени подвержена рыночным изменениям, отсюда построение долговременной стратегии, как правило, невозможно.

Определяющее значение креативности как жизненно необходимого фактора развития малых предприятий делает их мобильными и легко приспосабливаемыми к изменяющейся ситуации. По всей видимости, можно выделить два аспекта данной проблемы. Первый аспект касается способности любого малого предприятия к изменению тактики под влиянием конъюнктуры, т.е. стоит рассматривать предприятие как единичную структуру хозяйственных отношений. Второй аспект затрагивает тенденции развития феномена малого бизнеса в различные периоды. Здесь проявляется следующая закономерность, характерная для различных стран: в периоды неблагоприятной экономической ситуации уменьшается количество малых предприятий – юридических лиц (по российской классификации) и увеличивается число единоличных и микропредприятий (ПБОЮЛ – для России).

Следующим критерием, характеризующим малое предприятие, является определяющая роль управления в лице предпринимателя , сосредоточивающего всю информацию о предприятии и выступающего гарантом его стабильности. Статистика свидетельствует, что наиболее распространенную причину закрытия мелких предприятий западные эксперты усматривают, прежде всего, в отсутствии способностей и опыта управленческой работы у их владельцев, которые одновременно являлись и администраторами. По этой причине в 90% случаев предприятия терпят неудачу. Обследования, проведенные в США, показали, что лишь у 10% предприятий владелец соответствовал стереотипу предпринимателя; остальные же вкладывали деньги, не обладая ни опытом, ни знаниями, необходимыми для эффективного хозяйствования .

Управление малым предприятием отличается относительной простотой, отсутствием необходимости в создании сложных, громоздких систем планирования, контроля, координации работы внутри фирм. Но при этом, как отмечал американский специалист в области теории управления П.Ф. Друкер, современные малые предприятия в своем производстве применяют новую технологию, заключающуюся не в электронике, или генетике, или новых материалах, а в предпринимательском управлении .

Данный подход обращает внимание государства на необходимость стимулирования предпринимательской инициативы населения в целях создания малых предприятий. Для этого следует сосредоточиться на проблемах предпринимателей без образования юридического лица как наиболее динамично развивающегося субъекта малого предпринимательства.

Обращаясь к международному опыту классификации малого бизнеса, можно отметить, что общепринятых критериев отнесения предприятий к разряду малых не существует, поскольку разграничения являются сами по себе относительными. Но законодательство различных стран выделяет микро- (мельчайшие) фирмы и малые предприятия, относящиеся к категории малого бизнеса, как имеющие общие тенденции и проблемы развития. Очевидно, что необходимость в такой классификации малого бизнеса назрела и в России. Кроме того, анализ критериев малого предпринимательства показал возможность оценки данного феномена с различных позиций.

Во-первых, малое предпринимательство выступает как социально-экономическая категория, включающая специфическую креативную деятельность субъектов в лице микро- и малых предприятий, направленную на комбинирование ресурсов, результатом чего является выпуск товаров или ус­луг и получение предпринимательского дохода.

Во-вторых, малое предпринимательство выступает как определенная форма хозяйственной деятельности. Малый бизнес как особая форма хозяйствования обусловливается системой критериев, характерной для каждой страны в зависимости от уровня социально-экономического развития, и определяется возможностью его государственной поддержки. В-третьих, разработка качественных критериев определяет малое предпринимательство как особый тип экономического поведения, осуществляемого под влиянием креативности и проявляю­щегося в технологии поиска идей, экономического и организационного творчества, самореализации. Возросший интерес к малому предпринимательству со стороны не только экономистов свидетельствует об изменении предпринимательского потенциала общества, в том числе и российского, и формировании благоприятного предпринимательского климата.

  • Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 “О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства” // Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 30 (ч. 2). – Ст. 3642.
  • Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.ПМалое предпринимательство в России и Байкальском регионе. – Иркутск, 2011.
  • Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. – М., 1998.
  • Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 1996. – № 7.
  • Государство и малый бизнес: Сб. обзоров. – М., 1993.
  • Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М., 1992.
  • Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. – 2003. – № 9-10.
  • Ерохина Е.А. Развитие малого предпринимательства в кризисных условиях // Экономика и управление. – 2010. – 12 (73).
  • Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний биз­нес: эволюция понятий и проблема определений // Вопросы экономики. – 1996. – № 7.
  • Ореховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. – 2005. – № 12.
  • Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 1997. – № 4.
  • Разумнова И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика // США. Канада. Эконо­мика – Политика – Культура. – 1999. – № 3-4 .
  • Рубе В.А. Сотрудничество или эксплуатация? Мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов. – М., 1986.
  • Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – № 3 (19).
  • Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 1996. – № 5-6.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Бизнес (business - «дело», «предприятие») - деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова бизнес и предпринимательство синонимичны. Они важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

    Бизнес, предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).

    Бизнес – это четкая система зарабатывания денег . Как только пропадает четкость и бизнес становится несистемным, хаотическим, он превращается в базар. Бизнес всегда должен быть налаженной системой, которая всегда работает четко.

    Бизнес может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

    Бизнес - это люди. Это отношения людей и между людьми. Бизнес начинается и заканчивается людьми. Он существует для людей. Ваши клиенты, ваши сотрудники, ваши партнёры и вы сами - это люди. Человек - это единица бизнеса. Минимальная активно действующая единица. Потому что один человек генерирует спрос, другой же его удовлетворяет. Бизнес - это всегда баланс спроса и предложения, всегда гармония на рынке . Бизнес - это реакция одних людей на потребности других.

    Бизнес – это особый вид деятельности, преуспеть в котором может не каждый. Он требует сильного характера и должной выдержки, готовности работать на износ и рисковать.

    СУЩНОСТЬ БИЗНЕСА

    Сущность бизнеса – это то, ради чего он был организован. В первую очередь – это прибыль, для обеспечения собственных нужд, а так же для того, чтобы получить стартовый капитал для реализации другой, более крупной бизнес - идеи.

    Сущность бизнеса подразумевает под собой экономический рост. Каждый бизнес проект в отдельности входит в единое целое, называемое экономикой страны. Именно поэтому бизнес поддерживается на государственном уровне. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Сюда входят льготные схемы налогообложения, кредитования и т. д.

    С точки зрения каждого предприятия основной целью деятельности является получение дохода, для чего используются различные эффективные схемы. С точки зрения государства сущность бизнеса заключается в создании мощной и стабильной экономики. Эти цели взаимосвязаны, ведь без стабильной экономики невозможно эффективное ведение бизнеса, так же как и без бизнеса невозможна действенная экономика.

    ФУНКЦИИ БИЗНЕСА

    Сущность бизнеса можно свести к выполнению им нескольких функций. В развитой рыночной экономике он выполняет следующие функции: ценообразовательную, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, материально-технического обеспечения, социальную, организаторскую.

    Одна из самых важных функций бизнеса – это ценообразование. Суть ценообразования сводится к установлению цены продукта или услуги, размер которой зависит от ряда факторов: себестоимости, цены конкурентов, соотношения спроса и предложения. К этой функции бизнеса относится также формирование системы скидок и коррекция цены. Политика формирования цены и установление скидок и надбавок находятся в компетенции отдела маркетинга.

    Без инновационной функции неизбежна потеря организацией конкурентоспособности и отставание от среднерыночных темпов развития. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Инновации могут касаться различных сфер деятельности организации: формирования товарного ассортимента, технологии работы с клиентом, организационных структур и т. д. Чтобы всегда быть в строю и на высоте, предприниматель должен постоянно быть в курсе инноваций.

    Ресурсная функция бизнеса является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

    Функция материально-технического обеспечения бизнеса состоит в осуществлении действий направленных на приобретения сырья, машин, оборудования и прочих активов, используемых в производственной деятельности. В рамках производственной функции происходит переработка сырья и других активов в продукт, предназначенный для продажи потребителям.

    Социальная функция бизнеса заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Развитие бизнеса обеспечивает поступление средств в бюджеты различных уровней, рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

    Организаторская функция бизнеса проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

    КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕСА

    Классификация бизнеса осуществляется по разным признакам: по форме собственности, по характеру деятельности, по происхождению капитала, по отраслевой принадлежности, по степени подчиненности, по объему производимой продукции.

    По форме собственности:
    а) индивидуальный бизнес, основанный за счет частной собственности физического лица и на его труде;
    б) семейные фирмы;
    в) арендные, основанные на договорах аренды имущества, необходимого арендатору для осуществления предпринимательской деятельности;
    г) частный бизнес, который основывается на собственности отдельных граждан с правом найма работников;
    д) коллективные предприятия, основанные с помощью объединения капитала и имущества различных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и иностранных граждан;
    е) государственные предприятия и учреждения, основанные на общегосударственной собственности.

    По характеру деятельности:
    а) коммерческий бизнес, который основывается на предпринимательской деятельности;
    б) некоммерческий бизнес (существует за счет госбюджета и финансируется государством).

    По происхождению капитала: национальный, иностранный (капитал соответственно только заграничный), смешанный.

    По отраслевой принадлежности бизнес подразделяется на: промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, торговый, торгово-посреднический, инновационный.

    По степени подчиненности бизнес можно разделить на главные и дочерние кампании и их филиалы:
    а) главные кампании контролируют деятельность своих дочерних предприятий;
    б) дочерние предприятия являются самостоятельными, но подконтрольными (контрольный пакет акций принадлежит головной кампании) главным предприятиям, самостоятельно и от своего имени осуществляют свою деятельность;
    в) филиал в отличие от дочерних кампаний не имеет юридической самостоятельности и свободы деятельности, почти весь капитал филиала принадлежит головной кампании.

    По объему производимой продукции и широты сферы влияния бизнес можно разделить на: малый, средний и крупный.

    Малый бизнес в современной западной экономике образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичной формой малого бизнеса стала система франчайзинга (от franchise - льготный).

    Франчайзинг - приобретение права на использование уже готовой бизнес - системы. Это вид бизнеса, при котором известная фирма предоставляет клиентам свои технологии и свой бренд. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

    Малый бизнес призван:
    а) без существенных капиталовложений расширить производство потребительских товаров и услуг, в первую очередь для беднейших слоев населения;
    б) помочь выравниванию условий жизни в различных населенных пунктах;
    в) вовлечь в производство материальные и финансовые средства населения;
    г) трудоустроить работников, высвобождающихся из крупных предприятий.

    Велико и социально-политическое значение малого бизнеса: оно служит базой развития "среднего" класса, который является гарантом стабильности в обществе.

    Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству и народу.

    Средний бизнес, несмотря на то что ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, играет заметную роль в экономике. В развитых странах доля среднего бизнеса находится на сопоставимом уровне. В Италии средние фирмы дают 21% совокупной выручки всех фирм страны, а крупные - 45%. В Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%, а крупных - 44%. В японской промышленности крупные фирмы обеспечивают 32% производства, а средние - 25%. В США соотношение и вовсе перекошено в пользу крупного бизнеса - 53% ВВП против 13% у среднего. В России выручка средних компаний относится к выручке крупных как 45 к 55.

    Есть отрасли, где средние предприятия - главный производитель. Это: пищевая, легкая, мебельная промышленность - средний бизнес занимает здесь 80% этой совокупности отраслей, строительство - 77% всей отрасли, машиностроение - 61%, химия и производство неметаллических материалов - 82%, наука и образование - 73% и сельское хозяйство - почти 100%. По структуре самого среднего бизнеса названные шесть секторов экономики дают более 40% выручки среднего бизнеса. Еще большую процентную долю имеет торговля.

    Крупный бизнес - объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.

    Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

    Крупный российский бизнес исполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

    Особенно заметна роль крупного бизнеса в инновационной сфере: на долю ТНК (транс национальные корпарации) приходится две трети всех расходов на исследования и разработки частного сектора США. Им принадлежит и ведущая роль в формировании многочисленных инновационных кластеров, таких как Кремниевая долина в Калифорнии, Route 128 около Бостона и Research Triangle Park в штате Северная Каролина. ТНК выступают центральным звеном в 79 мировых исследовательских кластерах.

    Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.

    Как известно, 80 % денежных средств находятся в руках 20 % населения планеты. Эти люди начинали открывая, как минимум, свой малый бизнес. По словам Фридриха Ницше, тот человек, который не может уделить на себя 2/3 дня, может смело считаться рабом. Практически единственный способ освободиться от подобного рабства и зарабатывать деньги - это начать свой бизнес. Вы никогда не получите много, если будете продолжать работать на кого-то. Для того, чтобы открыть своё дело, нужны прежде всего удача и очень большой запас знаний. Плюс ко всему необходима необычайно высокая работоспособность и настойчивость. Но в первую очередь Вам необходимо мышление миллиардера. Каким бы незначительным не казалось это качество, без него, к сожалению, вероятность успеха Вашего дела очень мала. Менталитет богатого человека (простонародная "хватка") - это состояние Вашего сознания, при котором все свои знания, умения, способности, связи Вы сосредотачиваете на достижение поставленной цели. Кроме удачи необходимо правильно выбрать нишу, в которой Вам будет комфортно зарабатывать деньги и которая будет актуальной, уникальной и конкурентоспособной.

    В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

    Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

    Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

    1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
    2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

    Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

    В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

    Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

    По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

    Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

    Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

    Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

    Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

    В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

    В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

    В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

    Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

    В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

    Новая Зеландия

    Сингапур

    Республика Корея

    Норвегия

    Великобритания

    Македония

    Финляндия

    Австралия

    Германия

    Ирландия

    Исландия

    Малайзия

    Португалия

    Чешская Республика

    Нидерланды

    Словения

    Швейцария

    Словакия

    Казахстан

    Беларусь

    Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

    • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
    • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
    • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
    • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
    • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

    В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

    Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

    Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

    Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

    Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

    Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

    Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

    Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

    Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

    Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

    Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


    Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

    Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

    Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


    Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

    Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

    Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

    Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

    Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

    Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

    На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

    Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

    Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

    Литература

    1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
    2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
    4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
    5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
    6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).