Глава 18 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, «Система управления рисками» регламентирует цели, объекты и деятельность таможенных органов по оценке управления рисками.

Система управления таможенными рисками.

Федеральной таможенной службой, с целью систематизации контроля процесса таможенного оформления, была принята так называемая система управления рисками (СУР). Разработанные по этой системе профили рисков и называют риски таможни. Профили рисков - ДСП таможенных органов.
Таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности, поэтому цель СУР - осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации.

Все риски связаны с проведением дополнительной таможенной проверки - документальной, в виде досмотра товара, в том числе с применением
специальных средств или с отбором проб и образцов.

Основные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
. нарушения, имеющие устойчивый характер;
. нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
. нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
. нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

СУР основывается на стандартах ВТО, что обеспечивает:
. сокращение времени таможенного оформления;
. прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
. партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков:
. различные базы данных таможенных органов;
. оперативная информация;
. обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
. информация других государственных органов;
. СМИ;
. результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
. информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
. акты законодательства и правовые акты;
. интернет.

Механизм действия СУР предполагает:
. определение области риска, с которым связывается вероятность совершения правонарушения;
. определение критериев, которые служат в качестве инструмента для выбора объекта контроля;
. наличия профиля риска, основанного на собранной ФТС статистической информации.
Эффективность достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия всех структурных подразделений участвующих в таможенном контроле.

Риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Анализируется не только таможенная стоимость товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Профили таможенных рисков и основные объекты рисков ВЭД:

. стоимостные показатели (стоимость за единицу товара, статистическая таможенная стоимость в Долларах США за 1/кг веса нетто товара);
. весовые показатели (разнице весов нетто и брутто);
. номенклатура товаров (подмена товарного кода ТН ВЭД и коды ТН ВЭД, относящиеся к группам «риска» или «прикрытия»);
. происхождение товара (подмена страны происхождения товара, соответствие маркировки на самом товаре и заявленной при декларировании);
. участники ВЭД (иностранные поставщики из оффшорных стран и организации «однодневки», перемещающие товары через границу Таможенного союза);
. возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и тому подобное.

Цена товара и риски таможни.

Основная роль отводится рискам экономической безопасности - это риски, связанные с неуплатой таможенных платежей (занижение таможенной стоимости, подмена страны происхождения или товарного кода, неверное наименование товара, следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта).
Стоимость товара и риски по таможенным кодам на большинство часто завозимых товаров, применяются СУР в виде таблиц кодов ТН ВЭД ТС с контрольными показателями стоимости товаров ($/кг), ориентированных по странам и регионам, а так же, в некоторых случаях, по торговым маркам и составу товаров.
Стоимостные риски таможенного оформления - это постоянная работа таможенных органов по анализу внешних источников среднестатистических цен на импортируемые товары (биржевые цены, прайс-листы и прочее), с детализацией таможенных кодов по странам и регионам. С каждым годом увеличиваются списки таможенных кодов, растут величины этих показателей по стоимости из расчета доллар США за килограмм нетто товара.

Для подтверждения таможенной стоимости (налогооблагаемой базы товара) предлагаем заранее выяснить статистические цены на Ваш товар и сравнить их с профилями рисков таможни.

Риски на таможне.

Ценовые риски - это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни», информационно-вспомогательный инструмент для работы сотрудников таможенной службы, который должен помогать выявлять возможное нарушение таможенного законодательства.
Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Существующие меры по минимизации таможенного риска:
. таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
. таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
. отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
. запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
. выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
. выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Будет ли стоимость при таможенном декларировании попадать
под действия профиля риска или декларируемая таможенная стоимость будет выше контрольных показателей таможни.

Это желательно знать заранее по каждому таможенному коду.

Дополнительные документы таможенной проверки.
Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:
1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.
2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.
3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).
4. Упаковочные листы.
5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.
8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).
9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.
10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).
11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.
13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

Перечень не является закрытым, и декларант и таможенный инспектор могут что-то
предоставить или запросить дополнительно.

При прохождении таможенных процедур участник внешнеэкономической деятельности может понести потери (дополнительные расходы). Это связано, в первую очередь, с незнанием таможенного законодательства и правил таможенного оформления. Товар, транспортное средство, перемещаясь через таможенную границу, проходит несколько видов государственного контроля (см. Приложение 3) . Поэтому очень важно перед заключением внешнеторгового контракта обратиться к консультации специалистов в этой области таможенному представителю. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, таможенным представителем считается юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей).

Таможенные органы, взаимодействующие с участниками внешнеторговой деятельности при осуществлении таможенного оформления и контроля, в свою очередь, сталкиваются с такой проблемой как таможенные риски.

Само понятие «таможенный риск», как и «риск» вообще, однозначно определить достаточно сложно.

Прежде всего, приведем определение риска в таможенном деле. В соответствии с Приказом ГТК №1069 от 26.09.2003, риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Риски в таможенной деятельности, по определению В.В. Горчакова, представляют собой вероятность совершения неправомочных действий при импорте и экспорте товаров.

Экономическая категория «риск» включает основные элементы, составляющие его сущность: во-первых, это будущие неопределенные события; во-вторых, существует определенная вероятность их появления; в-третьих, они обладают определенным потенциалом убытков и потерь.

Риски в таможенной деятельности соответствуют вышеперечисленным характеристикам, но в то же время, имеют свою специфику, связанную с первостепенным значением самого субъекта, которым является государство, страна в целом, масштабностью суммарных убытков и глобальностью последствий понесенных потерь. Каждая из сфер деятельности таможенных органов, несет в себе определенные риски, предотвращение которых является залогом национальной безопасности. В связи с чем, предлагается более широкое определение рисков в таможенной деятельности: риски в таможенной деятельности как мера безопасности.

Таким образом, процесс таможенного администрирования сопровождается значительным количеством потерь (угроз), которые представляют собой аспекты таможенного оформления и таможенного контроля, не установленные или недостаточно детализированные российским таможенным законодательством и нормативными документами ФТС РФ. Кроме того, это действия с определенными товарами, которые можно охарактеризовать как товары риска и товары прикрытия, либо осуществление внешнеэкономических операций, практика применения которых, связана с возможным нарушением таможенных правил. Товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска.

Для того чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует, прежде всего, знать все виды потерь, связанных с профилем исследуемой деятельности. Например, в таможенной сфере это могут быть:

Фактический ввоз товаров в большом количестве, чем обозначено в грузовых декларациях;

Неправильное описание товара как не регулируемого добровольными импортными ограничениями;

Занижение стоимости;

Предоставление фальсифицированных или ранее использованных сертификатов происхождения;

Поставка через третьи страны с неправильным обозначением страны происхождения и т.п.

Ранее, таможенным законодательством официально устанавливались критерии отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. Так, в соответствии с Приказом ГТК от 8 мая 2002 г. №465, критериями отнесения к таможенным рискам являются:

Группа «А» - товары риска;

Группа «Б» - товары прикрытия;

Группа «В» - страна происхождения товаров;

Группа «Г» - контроль за таможенным оформлением;

Группа «Д» - таможенная стоимость товаров;

Группа «Е» - таможенные платежи;

Группа «Ж» - особенности внешнеторговой сделки.

К настоящему моменту данный Приказ утратил силу, однако стоит отметить, что сущность указанных в нем критериев практически не изменилась и актуально до сих пор. Об этом свидетельствуют содержание действующих профилей рисков и мер по минимизации рисков; наличие легального определения «товаров риска» и «товаров прикрытия».

Таким образом, таможенный риск - вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине риски вэд модуль. Риск как экономическая категория. Риск в экономической деятельности

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российская таможенная академия ростовский филиал.. содержание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность риска: элементы, основные черты
В мировой практике предпринимательская деятельность определяется как инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществ

Проблема риска в истории экономических учений
Понятие «риск» имеет достаточно длительную мировую историю, но наиболее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX - в начале XX века. Для отечественной экономики проблема

Рискообразующие факторы на производственном предприятии
Более подробно рассмотрим внешние и внутренние рискообразующие факторы на производственном предприятии. Факторами риска стратегического решения предприятия будем называть предпосылки,

Внутренними факторами риска будем считать факторы, появление которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия
Прикладной анализ внешних для предприятия факторов риска целесообразно проводить в контексте общего описания его функционирования. На рисунке 4 изображена обобщенная схема функционирования производ

Сущность и виды внешнеэкономической деятельности
В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов

Особенности внешнеэкономической деятельности
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Деся

Сущность внешнеторговых операций
Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых

Риск отказа поставщика выполнять условия контракта
Может оказаться, что покупатель (импортер) товаров должен заплатить за товары, не видя их. Это означает, что он может оплатить товары, которые соответствуют нужной спецификации или вообще не отгруж

Риск нехватки финансирования
Экспортер может попасть и полосу трудностей, связанную с нехваток наличности, если он попытается расширить свою зарубежную торговлю обязан будет предоставить продолжительный кредит покупателю. Врем

Валютные риски как неотъемлемый элемент внешнеэкономической деятельности
Валютные риски являются частью коммерческих рисков, которым подвержены участники международных экономических отношений. Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по раз

Методы управления рисками во внешнеэкономической деятельности
План 1. Сущность риск-менеджмента. 2. Этапы организации риск-менеджмента. Принципы риск-менеджмента. 3. Методы управления рисками. 4. Технология снижения транспо

Этапы организации риск - менеджмента. Принципы риск-менеджмента
Деятельность предприятия в конкурентной среде всегда сопряжена с той или иной степенью риска. Для того чтобы компания смогла не только выжить на рынке, но и закрепить свои позиции, руководитель

Методы управления финансовыми рисками
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Фин

Виды управления таможенными рисками
Управление рисками в таможенной службе может быть стратегическим, оперативным или тактическим. Следует помнить, что процесс управления рисками может применяться параллельно на всех этих уровнях.

Выборочность, профилирование и целевой отбор являются неотъемлемыми элементами управления рисками
Критерий выборочности для облагаемых пошлинами товаров включает данные о предыдущей деятельности импортера, экспортера, перевозчика, агента и т.п., происхождение и маршрут передвижения товара, а та

Функции таможенных органов при применении системы управления рисками
В целом механизмом анализа и управления таможенными рисками является: использование различных источников информации для выявления рисков (разработки соответствующих профилей рисков) и определения с

В таможенной службе России
Внедрение системы управления рисками в ФТС России осуществлялось в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организа

Библиографический список
Нормативно-правовые документы 1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» 2. Об утверждении инструкции о действиях должностных л

Глоссарий
Автоматические профили рисков - профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствам

Образец контракта
Контракт № Компания «____________», зарегистрированная по адресу________________________ в дальнейшем именуемое "Прода

Основные виды транспортных документов
Вид документа Способ перевозки Комментарий 1. Коносамент – Bill of Lading

Автоматизация процессов таможенного контроля с применением системы управления таможенными рисками
Сведения об этимологии понятия «риск» см. в книге Рогов М.А. Риск-менеджмент. – М: Финансы и статистика, 2001 Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. В 2

Сущность и классификация рисков ВЭД

СМ 2.6. Риски в ВЭД и их страхование

1. Сущность и классификация рисков ВЭД.

2. Характеристика транспортных, коммерческих, политических, валютных, таможенных рисков и рисков в международных расчетах.

3. Методы страхования рисков в ВЭД.

4. Особенности самострахования.

5. Способы транспортного страхования и условия страхования грузов в ВЭД.

При выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

Нулевой;

Положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение.



Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Рис. 1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.

Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:

1) хозяйственно-правовые риски. Они связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;

2) политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;

3) собственно международные риски. Эти риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле;

Наконец в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;

6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;

7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

Также риски можно классифицировать по последствиям.

* допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

* критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

* катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.

Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

· EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

  • FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика. Означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
  • FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика. Означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
  • FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар отгружается на корабль заказчика. Означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

  • CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки);
  • CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
  • CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;
  • CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

· DAP (Delivered at Point): поставка в месте назначения.

· DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.

· DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск - это один из видов риска предпринимательского.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Политический риск - вероятность того, что некоторые политические факторы (принятые или непринятые решения, события и т.п.) негативно повлияют на результаты деятельности бизнеса.

Политический риск во внешней торговле - экстраординарные действия иностранных государств и политические события за рубежом, которые делают невозможным исполнение дебитором договорных условий или ведут к убыткам, конфискации или порче товаров, принадлежащих экспортеру.

Экспортер может покрыть политический риск используя подтвержденные документарные аккредитивы или обращаясь за покрытием в экспортно-кредитные агентства

Цель оценки политических рисков сводится к уменьшению возможных потерь предпринимателей.

Анализ политических рисков, в первую очередь, применяется для иностранных инвесторов

Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам.

Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.

При этом изменение курсов валют по отношению друг к другу происходит в силу многочисленных факторов, например: в связи с изменением внутренней стоимости валют, постоянным переливом денежных потоков из страны в страну, спекуляцией и т.д.

Существует следующая классификация валютных рисков:

1. Операционный валютный риск - в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли. Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыли или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств

2. Трансляционный (расчетный, или балансовый) валютный риск. Его источником является возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Например, если британская компания имеет дочерний филиал в США, то у нее есть активы, стоимость которых выражена в долларах США. Если у британской компании нет достаточных пассивов в долларах США, компенсирующих стоимость этих активов, то компания подвержена риску. Обесценение доллара США относительно фунта стерлингов приведет к уменьшению балансовой оценки стоимости активов дочерней фирмы, так как балансовый отчет материнской компании будет выражаться в фунтах стерлингов.

3. Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании, например, на вероятность уменьшения объема товарооборота или изменения цен компании на факторы производства и готовую продукцию по сравнению с другими ценами на внутреннем рынке.

4. Скрытые риски. Например, поставщик на внутреннем рынке может использовать импортные ресурсы, и компания, пользующаяся услугами такого поставщика, косвенно подвержена операционному риску, так как повышение стоимости затрат поставщика в результате обесценивания национальной валюты заставило бы этого поставщика повысить цены. Еще одним примером может быть ситуация с импортером, которому выписывается счет-фактура в национальной валюте и который обнаруживает, что цены меняются его зарубежным поставщиком в соответствии с изменениями обменного курса с целью обеспечения постоянства цен в валюте страны поставщика

Таможенный риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Их возможные виды:

  • Попадание компании - участника ВЭД под профили риска в рамках системы управления рисками на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Попадание контракта или конкретной поставки товаров по контракту под профили риска на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Отказ таможни от принятия контракта и (или) документов для таможенного оформления
  • Запрет таможней ввоза или вывоза товаров
  • Задержка таможенного оформления, с дополнительными расходами на хранение товаров на СВХ, переоформление документов, разделение товарной партии на отдельные товары по их видам и (или) наименованиям и т. п.
  • Досмотр товаров на таможне, с дополнительными расходами на погрузку-выгрузку товаров, восстановление товарного вида вскрытых упаковок и т. п.
  • Изменение таможней заявленного участником ВЭД кода ТН ВЭД товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Корректировка заявленной таможенной стоимости товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Требование таможни о представлении участником ВЭД дополнительных документов
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД тарифных преференций
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД льгот по НДС
  • Приостановление выпуска товаров при их импорте без разрешения правообладателя товарных знаков на товарах
  • Арест товаров из-за несоответствия товаров сведениям в товаросопроводительных документах о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров, с наложением штрафа и (или) конфискацией товаров
  • Штраф за недостоверное декларирование товаров с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров (непредставление сертификатов, представление неправильных сертификатов)
  • Штраф за нарушение сроков хранения товаров на СВХ с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за неисполнение обязанности по репатриации валюты
  • Штраф за каждое нарушение правил учета и отчетности по валютным операциям (правил оформления паспортов сделок)
  • Штраф на перевозчика за перевозку грузов с превышением разрешенной нагрузки на ось, с последующим взысканием этого штрафа с участника ВЭД - владельца груза
  • Таможенные проверки и ревизии после выпуска товаров, с доначислением таможенных платежей

Основные риски, которые возникают при международных расчетах и пути их сокращения:

1. Кредитный риск связанный с неспособностью или нежеланием покупателя платить. Наиболее возможный риск при международных расчетах, поскольку возбуждение судебного иска против должника, который нарушил обязательство, в другой стране нуждается в больших средствах и времени, а успех менее вероятен, чем в случае с местным должником.

К средствам сокращения данного риска относят:

  • использование аккредитива;
  • получение наличных депозитов;

2. Валютный риск связан с изменением валютного курса, которая может неблагоприятно повлиять на положение экспортера и импортера. Стоимость национальной валюты при будущем платеже в иностранной валюте зависит от обменного курса между двумя валютами (особенно, когда на курсы обмена влияют рыночные силы).

К способам сокращения данного риска относят:

  • использование форвардного валютного хеджирования;
  • использование фьючерсов на рынке опционов;
  • выписывание счетов в собственной валюте или в валюте, которая имеет устойчивую стоимость (доллар, фунт стерлингов, иена, евро);
  • контрактное обеспечение - корректирование цены происходит на основе обусловленных изменений валютного курса.

3. Региональный риск причиняет политические или экономические события, которые происходят в стране импортера и которые стали причиной постоянного или срочного приостановления выплат продавцу. Региональный риск также включает риск отсутствия конвертируемости: невозможность владельца валюты данной страны конвертировать ее в валюту другой страны вследствие ограничения, наложенного правительством.

К средствам относительно сокращения данного риска относят:

  • использование подтвержденного аккредитива;
  • получение страхового покрытия экспортных кредитов.

Определение понятий «таможенный риск» и «система управления таможенными рисками», а также установление перечня видов таможенных рисков относятся к числу наиболее дискуссионных проблем теории таможенного права.
О состоянии теории по данному вопросу речь идет в одной научной публикации, автор которой (О.А Морозова) предлагает понимать под таможенным риском государственного регулирования - «вероятность наступления нежелательного события, возникающего в процессе таможенного регулирования внешней торговли и влекущего за собой поте-ри» . Подобное определение изобилует оценочными показателями и далеко от совершенства. В этом же ряду есть еще несколько определений: таможенный риск хозяйственной деятельности - «это вероятность на-ступления как благоприятных, так и нежелательных событий, возникновение которых обусловлено законными и/или незаконными внешне-торговыми операциями, влекующими за собой как прибыль, так и потери», а также «рисковое событие» - «это нежелательное событие, обусловленное нарушением хозяйствующими субъектами таможенного законодательства РФ и законодательства РФ о государственном регу-лировании внешнеторговой деятельности, имеющее негативные последствия, которые наносят в различной степени ущерб национально- экономическим интересам государства и общества». Указанным автором предложено выделять следующие виды таможенных рисков: та-моженный риск экономико-правовых нарушений, таможенный риск правонарушений, совокупный таможенный риск.
Если относительно таможенного товарооборота отсутствует правовая основа в действующем таможенном законодательстве, то относи-тельно таможенных рисков и системы управления ими имеется указание в ст. 358 (п. 2-4) ТК РФ. Включение в Таможенный кодекс РФ 2003 г. положений о системе управления рисками А.Н. Козырин именовал как одну «из наиболее важных новелл ТК РФ 2003 г.», которая была фактически заимствована из «Киотской конвенции» .
Положения ст. 358 Таможенного кодекса РФ о таможенных рисках и о системе таможенных рисков получили развитие в дейст-вующем доныне приказе Председателя ГТК РФ «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» № 1069 от 26 сентября 2003 г. Несмотря на несовершенство наименования данного подзаконного нормативного правового акта, в нем содержатся представляющие интерес положения, которые мы считаем целесообразным довести до сведения читателей.
Разработка «Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» предопределена «глобализацией экономики, возможностью применения современных информацион-ных технологий», что побуждает таможенные органы Российской Фе-дерации «изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков». Речь идет о так называемой системе управления рисками, вероятно, для удобства пользования обозначенной в данном подзаконном нормативном правовом акте аббревиатурой - СУР.
В разделе 2 «Концепции» приведен перечень используемых в СУР понятий и даны их определения.
Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодатель-ства Российской Федерации.
Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и усло-вий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Рос-сийской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо то-варов риска.
Объекты анализа - товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации; транспортные средства, ис-пользуемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров; сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах; сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэко-номической сделки, а в случае совершения односторонних внешне-экономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок; деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем; деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных; результаты применения форм таможенного контроля; таможенные органы.
Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.
Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законо-дательства в случае его возникновения.
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.
Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
В разделе 3 «Концепции» указаны «основные задачи» СУР:
создание единого информационного пространства, обеспечи-вающего функционирование СУР;
разработка методик (программ) по выявлению рисков;
определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
оценка возможного ущерба в случае возникновения потенци-альных рисков и ущерба при выявленных рисках;
определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
разработка и применение методик оценки эффективности при-меняемых мер;
разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
В разделе 6 «Концепции» определены «элементы» СУР, представленные ниже.
1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:
статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;
о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных ор-ганов иностранных государств;
о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодатель-ством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, нахо-дящимися под таможенным контролем;
о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
заявляемой при осуществлении таможенных операций;
о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешне-экономическим сделкам;
о транспортных логистических схемах.
Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффек-тивность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.
Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, рег-ламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объ-ективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определения необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.
В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС РФ.
2. Выявление и анализ рисков. Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
объектов анализа;
критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
индикаторов риска (пограничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
Разработка и реализация мер по управлению рисками. При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, преду-смотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений. СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением со-ответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам -их корректировку.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной дея-тельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):
пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
эффективность таможенного контроля;
полноту взысканных таможенных платежей;
ускорение товарооборота;
расходы таможенных органов и лиц, перемещающих товары, связанные с проведением таможенного контроля;
изменение времени таможенного оформления.
При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.
Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в юридическую силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
В разделе 7 «Концепции» дан перечень «мероприятий», правда, в приказе Председателя ГТК РФ № 1069 от 26 сентября 2003 г. поименованных как «этапы» внедрения СУР:
анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;
разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;
осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;
определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;
расширение практики избирательности применения форм та-моженного контроля таможенными органами;
внедрение анализа экономической эффективности принимае-мых мер по минимизации рисков;
внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, междуна-родные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;
создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.
Введение в таможенное законодательство нового правового института (система управления таможенными рисками) явилось предпосылкой к созданию в системе таможенных органов соответствующих специализированных подразделений. Подтверждением является приказ руководителя Федеральной таможенной службы «Об утверждении типового положения о подразделении координа-ции и применения системы управления рисками регионального таможенного управления» № 638 от 13 июля 2005 г. , которым было утверждено «Типовое положение о подразделении координации и применения системы управления рисками регионального та-моженного управления».
В разделе II «Типового положения» определены «основные задачи» «подразделения о координации и применении системы управления рисками регионального таможенного управления»:
координация деятельности структурных подразделений РТУ, а также подразделений применения системы управления риска-ми (СУР) таможенных органов в регионе деятельности РТУ по выявлению рисков и управлению рисками, возникающими при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств;
подготовка предложений по выявлению рисков и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности РТУ и доведение их до руководства РТУ для направления в ФТС РФ;
анализ и оценка эффективности применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков в регионе деятельности РТУ, подготовка предложений руководству РТУ о необходимости актуализации профилей риска с целью направления их в ФТС РФ;
координация проведения таможенного контроля таможенными органами в регионе деятельности РТУ, а также контроль применения прямых мер по минимизации рисков;
сбор, анализ и оценка информации о результатах применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков, а также о причинах и условиях, способствующих образованию рисков, подготовка предложений руководству РТУ по результатам анализа;
взаимодействие в соответствии с установленным порядком с другими структурными подразделениями РТУ, таможенными органами в регионе деятельности РТУ, территориальными ор-ганами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, с участниками внешнеэконо-мической деятельности (ВЭД), перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями), а также другими лицами, обладающими пол-номочиями в отношении товаров и транспортных средств, с целью реализации функций анализа таможенного оформления и таможенного контроля товаров и применения СУР.
В разделе III «Типового положения» дан перечень «основных функций» указанного «подразделения»:
анализ и контроль деятельности таможенных органов в регионе деятельности РТУ, осуществляемой на основе СУР, по обеспечению эффективности применения форм таможенного кон- троля и иных мер по минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров;
выявление рисков по результатам анализа информации, оцен-ка степени выявленных рисков, разработка проектов региональных и зональных профилей риска, а также проектов срочных профилей рисков и доведение их до ФТС РФ;
осуществление методологического руководства структурными подразделениями РТУ, применяющими СУР, а также таможенными органами в регионе деятельности РТУ по вопросам, входящим в компетенцию «подразделения»;
разработка и направление в ФТС РФ для согласования целевых методик и алгоритмов выявления рисков, направление предложений руководству ФТС РФ по изменению действующих целевых методик и алгоритмов выявления рисков;
участие в подготовке и доведение до ФТС РФ предложений о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме;
контроль применения таможенными органами в регионе деятельности РТУ отдельных форм таможенного контроля, прямых мер по минимизации рисков либо их совокупности;
участие в проведении таможенного контроля товаров как до выпуска товаров, так и после их выпуска при проведении до-полнительной проверки;
участие в пределах компетенции «подразделения» в подготовке предложений по совершенствованию структуры таможенных органов в регионе деятельности РТУ по результатам анализа их деятельности;
внесение руководству РТУ предложений об отзыве у лиц, нарушающих таможенное законодательство Российской Федерации, свидетельств о включении в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности РТУ.
Приказ руководителя ФТС № 638 от 13 июля 2005 г. побудил ру-ководителей некоторых таможен Российской Федерации к созданию аналогичных подразделений по применению системы управления таможенными рисками. Так, например, начальником таможни Липецкой области было утверждено «Положение об отделении применения системы управления рисками», в соответствии с которым предусмот- рено формирование в составе таможни Липецкой области нового структурного подразделения («Отделение применения системы управления рисками»). Данный подзаконный нормативный правовой акт фактически (и по содержанию, и по форме) тождественен приказу руководителя ФТС № 638 от 13 июля 2005 г.
Нам представляется, что создание подобных подразделений в системе таможенных органов (в том числе и в таможнях) в целом является позитивным. Это тот редкий случай, когда обеспечивается баланс между теорией и правопременительной практикой.
Вопросы для самоконтроля
Чем предопределено включение главы 7 «Таможенный товаро-оборот» в данный учебник?
Как соотносятся понятия «товарооборот» и «таможенный товаро-оборот»?
Что понимать под таможенным товарооборотом?
Какое понятие, указанное в ст. 11 ТК РФ, сходно по содержанию с разрабатываемым нами понятием «таможенный товарооборот»?
Чем предопределяется эффективность таможенного товарооборота?
Что понимать под таможенными рисками?
Каковы виды таможенных рисков?
Что понимать под системой управления таможенными рисками?
Имеется ли правовая основа для таможенных рисков и системы управления таможенными рисками в действующем таможенном законодательстве?
10. Каким образом положения ТК РФ о системе управления таможенными рисками реализуются в правоприменительной практике?
Модульная программа к главе 7 «Таможенный товарооборот» Основные Таможенный Таможенные характеристики товарооборот риски Понятие Значение Виды Правовое обоснование
Изучив содержание данной главы, систематизируйте усвоенную информацию по алгоритму, определенному в модульной таблице с незаполненными клетками - файлами:
заполните каждый файл ключевыми словами, ответив на вопросы, дайте соответствующие определения;
дополните каждое ключевое слово ответами на вопрос и таким образом получите набор тезисов;
в заполненной вами таблице проведите сравнения, сопоставления тезисов по вертикали и по горизонтали, сделайте выводы;
рассмотрите полученные тезисы по степени их актуальности и практической значимости для вас;
выбранные тезисы следует выстроить так, чтобы получить «индивидуальную траекторию» продвижения по предложенному содержанию;
с каждым модулем вашей траектории поработайте с помощью логических рассуждений: дополнений, уточнений, критических замечаний;
проведите анализ (деление) наиболее интересных и значимых для вас модулей, представьте их в виде новых таблиц, т.е. повторите предложенный алгоритм, и т.д.
Зафиксируйте полученный результат собственной учебной деятельности:
определите, что усвоено вами из ранее известной информации (репродуктивное содержание);
сформулируйте собственные мысли по поводу полученных знаний (продуктивное содержание);
установите, что для вас наиболее интересно и значимо;
укажите, какими методами работы с информацией вы овладели;
решите, довольны ли вы собственным результатом. Раздел II (модуль II)
Таможенная деятельность Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11. Глава 12. Глава 13.
Глава 14. Глава 15.
Глава 16.
Глава 17. Глава 18.
Функции таможенных органов Таможенное оформление Таможенная статистика Обеспечение таможенных режимов Специальные таможенные процедуры Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Таможенный контроль Правоохранительная деятельность (правоохрана) таможенных органов Рассмотрение таможенными органами обращений
Участие таможенных органов в правотворчестве Международное сотрудничество таможенных органов

Ниже риска, профиль риска, ниже профиля, попали под риск, низкая стоимость и т.д.- все эти странные фразы можно услышать при разговоре с декларантом. О чем вообще речь? Попытаюсь доходчиво объяснить.

Дело в том, что таможня придумала хитрую и эффективную систему и называется она Системой управления рисками (СУР), которая борется с недостоверным декларированием. Недостоверными могут быть цена, заявленный код, вес нетто, страна происхождения. На эти ухищрения идут некоторые участники ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных платежей или избежать каких-либо ограничений при ввозе и вывозе.

Сам по себе Таможенный риск это некоторая вероятность того, что товар задекларирован недостоверно. А профиль риска- описывает к каким товарам относится риск, критерии, меры, которые должен предпринять инспектор, чтобы снизить вероятность этого риска. Теперь подробнее:

Ценовые риски

В таможне есть некоторая база, в которой каждому коду ТН ВЭД приписана некоторая стоимость (эту стоимость называют уровень риска ) и измеряется эта стоимость в долларах США за кг нетто ($/кг) товара. Эта база, которая содержит уровни ценовых рисков, является внутренней информацией таможни и не разглашается. Интернет пестрит «подпольными» продавцами таких баз. Да и по поисковому запросу «таможенные риски скачать» можно что-то найти, правда далеко неактуальные данные и не факт, что без вирусов. Уровень риска варьируется по кодам и по странам происхождения товара. Для некоторых видов товаров, у которых есть дополнительные единицы измерения, существуют ещё и риски за единицу измерения. К примеру, у тканей это квадратные метры и для них существуют риски и в $/кг, и в $/м 2 .

В свою очередь, стоимость вашего товара по декларации, которая измеряется в $/кг, называется ИТС (индекс таможенной стоимости). Чтобы его найти нужно просто значение графы 46 разделить на значение графы 38.

Итак, вы подаете декларацию в таможенный орган, декларация регистрируется (т.е. присваивается номер ) и начинается ее проверка. Программа у таможенного инспектора сравнивает по каждому товару декларации ИТС с уровнем риска. И если ИТС оказывается ниже этого уровня, то это и называется «ниже риска». Теперь инспектор должен «минимизировать» этот риск, т.е. исключить возможность занижения цены (а, следовательно, и таможенных платежей) и он запрашивает дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость («выставляет дополнительную проверку»).

Опытный декларант анализирует перед подачей декларации стоимость. И заранее подготавливает комплект документов для подтверждения таможенной стоимости. Минимальный комплект таких документов содержит прайс-лист изготовителя, бухгалтерские документы по оприходованию этого товара из предыдущих поставок и экспортную декларацию. Но это может оказаться недостаточно и тогда у вас запросят и документы по реализации, и скан контракта, и оплату поставщику, и информацию о ценах аналогичного товара на внутреннем и внешнем рынке, и еще много чего.

Вывод : стоимость вашего товара лучше проверять до подачи декларации, а лучше до осуществления поставки, чтобы избежать непредвиденных расходов.

Товары прикрытия

Другой вариант, когда пытаются заявить код товара с меньшим размером пошлины. На этот случай существуют риски на товары прикрытия.

В этом случае инспектор должен убедится, что заявленный код достоверен. Для этого он может запросить дополнительное описание товара, «попросить» провести таможенное наблюдение.

Какие еще бывают риски?

Профилей рисков существует достаточно много, они постоянно меняются. Некоторые прекращают свое действие, появляются новые. Есть риски по разнице веса нетто/брутто. Это против тех деятелей, которые занижают вес нетто с целью завысить ИТС.

В общем, СУР призвана отсечь человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законов.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@сайт и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .