Главной целью реализации внутреннего служебного расследования в организации становится потребность в наложении на сотрудника при доказательстве его вины. Также расследование позволит защитить компанию от разбирательства в суде при .

По итогам проведения процедуры все действия должны быть зафиксированы документально.

Когда оно проводится?

Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба . Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.

Расследование является серьезной процедурой, которая не выполняется для доказательства небольших нарушений.

Часто с нарушителем достаточно проведения профилактической беседы. При наличии подозрений нанесения сотрудником крупного материального ущерба или корыстного пользования служебными полномочиями необходимо предпринимать строгие меры.

Также специальная комиссия проводит проверку дисциплинарных нарушений, связанных с уклонением от медосвидетельствования (специалистами некоторых профессий), сдачи экзаменов по охране труда и технике безопасности, прохождением спецобучения в рабочее время, отказом от подписания (если это основная трудовая обязанность специалиста).

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать. Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Регламентация по ТК РФ

По сравнению с расследованием при дорожно-транспортном происшествии, четко определенном в соответствующем положении, в Трудовом кодексе не предусматривается служебное расследование. Но наложение дисциплинарной ответственности на работника может сравниваться с порядком выполнения расследования в организации. На основании ст. 189 ТК России данная процедура регламентируется нормами трудового распорядка в компании, а также специализированной инструкцией или положением.

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Кто принимает участие?

Как правило, служебную проверку осуществляет служба безопасности , а также отдел внутреннего аудита . В компаниях с небольшой численностью этими вопросами может заниматься кадровая служба . Для проведения расследования могут привлекаться и другие специалисты (в том числе бухгалтеры, юристы ).

Обязательно принимает участие в работах начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка. Но для получения объективных результатов он не может входить в специальную комиссию. В результате этого в комиссию могут входить специалисты службы персонала и безопасности, в том числе профкома. В ее составе должно быть не меньше 3 человек . Во главе должен находиться руководитель службы безопасности.

Порядок и сроки проведения

Законодательно для расследования нарушений трудового распорядка отводится 30 дней . Этот период отсчитывается от времени приема решения или выпуска .

Если расследование проводят согласно работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа. В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев). После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

У специалиста запрашивается объяснение в письменной форме, которое он должен составить в течение 2 дней после получения уведомления. При отсутствии ответа составляется акт об отказе от содействия в проверке.

После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.

На заключительном этапе проверочных работ руководителю предоставляется рапорт с указанием полученных результатов:

  • виновных людей и характера нанесенного ущерба;
  • условий и факторов, которые привели к нарушению;
  • рекомендуемых видов наказаний и советов для исключения подобных случаев в будущем.

Подробнее о порядке данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Записка должна быть принята к выполнению и зарегистрирована. Со времени, когда на ней ставится дата и номер, фиксируемый в журнале по документообороту, отсчитывается период выполнения проверки.

Также основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

Результаты проверки

В , составленном в соответствии с собранными материалами, должно быть несколько частей:

  • в вводной части содержится факт проступка, время его совершения, срок выполнения проверки и список членов комиссии;
  • описание — включает в себя доказательства;
  • резюме — отражает виновных лиц, факт совершения ими инцидента, наличие ранее неснятых взысканий.

Также к акту прилагаются все необходимые документы, которые использовались в расследовании. Его подписывает вся комиссия, в делопроизводстве акту выдается порядковый номер с датой завершения проверки. Заключение подписывается руководителем и ставится печать.

Все материалы проведенной проверки подшиваются в папку «Дело», делается опись документации.

После этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания. В соответствии с Трудовым кодексом, предусматривается выговор, замечание или увольнение с соответствующими основаниями. Допускается и предупреждение или порицание .

В отражается решение о наложении взыскания с указанием виновных лиц, оснований и типа наказания. За каждое дисциплинарное нарушение делается одно взыскание.

В любой организации могут возникнуть ситуации, когда работники нарушают трудовую дисциплину и работодатель вынужден применять к ним санкции - как правило, дисциплинарные взыскания.

Как следует из Трудового кодекса, дисциплинарные взыскания налагаются только на работников, совершивших виновные действия. Но иногда установить вину работника не так-то просто. Решение ситуации - это проведение служебной проверки.

Вообще, служебная проверка - это термин, применяемый к государственной службе. По отношению к ней порядок проверки определен законами. Как провести служебную проверку в коммерческой организации - законом не установлено. Но тем не менее и в коммерческой организации такую проверку провести возможно. Прежде всего для того, чтобы подтвердить объективность наложенного взыскания (особенно если им выступает увольнение) и чтобы работник не смог обжаловать взыскание.

Перечислим некоторые случаи, в которых целесообразно проведение служебной проверки.

  1. Работник совершил дисциплинарный проступок, то есть не исполнял или не надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности. Прежде чем назначить служебную проверку, нужно оценить характер проступка и последствия, которые наступили. А также то, какое именно взыскание будет наложено. Если проступок небольшой, и влечет лишь замечание или выговор - нет особого смысла проводить проверку. Но если работнику грозит увольнение, то, конечно же, провести проверку стоит.
  2. Работник привлекается к материальной ответственности. Однако в тех случаях, когда хищение было выявлено инвентаризационной комиссией, нет смысла проводить проверку: эта комиссия итак установит необходимые факты.
  3. Работник совершил действия, которые влекут возможность его увольнения по определенным основаниям (предусмотренным в статье 81 ТК РФ). Например, работник, обслуживающий ТМЦ, совершил виновные действия, влекущие утрату доверия со стороны работодателя. Или работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный поступок, в связи с чем продолжение его работы невозможно.

Задачи служебной проверки

Конечно же, служебная проверка имеет свои задачи. Это установление:

  1. Факта совершения тех или иных действий.
  2. Места, времени, обстоятельств совершения этих действий.
  3. Последствий совершенных действий.
  4. Работника, совершившего те или иные действия;
  5. Вины этого работника в совершенных действиях;
  6. Мотивов действий, их целей и иных обстоятельств (например оценка личности работника, его деловых качеств).

Как начать проверку

Прежде всего стоит отметить сроки проведения проверки. Дело в том, что проведение проверки никак не приостанавливает течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Поэтому нужно действовать только в пределах этого срока. Нужно помнить, что, во-первых, дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня обнаружения проступка. Во-вторых, оно налагается только в течение полугода после совершения проступка.

В иных же случаях, когда проверка проводится не в связи с дисциплинарным проступком, проверку желательно начать как можно раньше с момента поступления необходимой информации.

Проверку нужно проводить на основании приказа работодателя. Там надо зафиксировать:

  1. повод проведения проверки;
  2. ответственные за проведение проверки лица (как правило, это комиссия), председатель комиссии;
  3. полномочия ответственных лиц;
  4. срок проведения служебной проверки и порядок оформления её результатов.

Комиссию работодатель формирует по своему усмотрению. Но обычно туда включаются представители кадровой службы, правового управления, управления безопасности, финансового отдела. В комиссию не следует включать работника, который совершил действия, инициировавшие проверку. Равно как и его родственников и подчиненных.

Работа комиссии

Вся проверка должна проводиться в соответствии с законом, с соблюдением прав человека и гражданина. Не допускается принуждение того или иного работника к даче объяснений и т.д.

Комиссия вправе:

  1. вызывать различных работников и просить их дать объяснения, в том числе письменно;
  2. знакомиться со всеми документами организации, имеющими отношение к проверке, а также приобщать их к материалам проверки;
  3. просить работников предоставить информацию и документы, имеющие отношение к проверке;
  4. с разрешения работодателя использовать для консультаций специалистов, запрашивать необходимые документы и информацию у государственных органов, физических и юридических лиц;
  5. оформлять результаты проверки.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки комиссией составляется акт или заключение о результатах проверки.

Проведение служебной проверки на государственной гражданской службе

Комиссия вправе сформулировать свои предложения о привлечении виновных лиц к ответственности.

Стоит отметить, что работник, в отношении которого проводят проверку, тоже имеет определенные права. Так, он вправе давать объяснения, приобщать документы, просить отвода члена комиссии, знакомиться с материалами проверки (по её окончании).

Ознакомление с результатами проверки работником - важный этап. Ознакомление должно происходить под роспись. Если работник отказывается подписаться, то об этом составляется соответствующий акт.

Заключение о результатах проверки должно быть подписано всеми членами комиссии, и утверждено руководителем организации. К заключению должны быть приложены все материалы проверки.

Документы, относящиеся к проверке, могут считаться конфиденциальной информацией. Хранить их лучше в отделе кадров, копию заключения вложить в личное дело работника.

Если по результатам проверки выявились признаки преступления или административного нарушения, необходимо сообщить о них в правоохранительные органы.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью объективно и всесторонне установлены:

а) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б) вина гражданского служащего;

в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его 01 участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Служебная проверка в организации: полномочия работодателя

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

а) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а) в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б) в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

Установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

Установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

Установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

Установления вины сотрудника;

Определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

Выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

Выработки рекомендаций по организации и проведению в государственном органе мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения. Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранением его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; Подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Статья 52. Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) установленные факты и обстоятельства;

2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 59. Служебная проверка

1. Комментируемая статья Федерального закона устанавливает, что служебная проверка проводится по инициативе представителя нанимателя или непосредственно гражданского служащего при предполагаемом совершении дисциплинарного проступка.

Подразделения государственного органа, осуществляющие проведение служебной проверки, указаны в ч. 4 комментируемой статьи. При этом следует обратить внимание на ч. 10, в которой содержится положение, позволяющее констатировать, что руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров должен быть одним из участников служебной проверки, т.е. лиц, ее проводящих.

Подлежащие установлению проверкой обстоятельства, а также права гражданского служащего при ее проведении регламентируются ч. 2 и 8. В части 8 гражданскому служащему предоставлено право обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, что возможно осуществить только в процессе проведения проверки и не означает права на обжалование письменного заключения по ее результатам.

2. Комментируемая статья в ч. 7 предусматривает возможность временного отстранения гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, от замещаемой должности. Такое временное отстранение является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях, когда (и если) существует вероятность и возможность со стороны гражданского служащего воспрепятствовать установлению обстоятельств, подлежащих проверке.

Рассматриваемое временное отстранение не влечет за собой негативных последствий, как правового, так и материального характера.

3. Сроки проведения служебной проверки установлены ч. 6 комментируемой статьи и не могут быть нарушены, поскольку они корреспондируют со сроками применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст.

II. Организация проведения служебной проверки

58), а также могут повлечь за собой нарушения прав гражданского служащего. Например, очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка (п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113).

4. Необходимо особо отметить, что письменное заключение по результатам проверки имеет информационно-рекомендательный характер, поскольку решение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания принимает непосредственно представитель нанимателя.

Проведение служебной проверки в отношении работника, состоящего на государственной службе, регламентировано законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими нормативными актами. В отношении сотрудников коммерческих компаний порядок ее организации в законодательных документах не прописан. Однако это не означает, что служебная проверка в обычных компаниях не проводится. Она не только возможна, но часто необходима, чтобы установить вину или невиновность работника.

Когда проводится служебная проверка

Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:

    Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.

    Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.

    Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок , за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.

    Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.

    Если имел место несчастный случай на производстве.

В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.

Как провести служебную проверку в отношении работника

Поскольку порядок проведения таких проверок в коммерческих организациях не урегулирован законом, компаниям следует самостоятельно его разработать и зафиксировать в локальных нормативных актах. Например, в «Положении об организации служебных проверок на производстве».

Организуя проверку, нужно стараться провести ее максимально быстро. Так, если она касается дисциплинарного проступка, совершенного работником, то согласно Трудовому кодексу (193-я статья) работодатель вправе применить взыскание в течение месяца со дня, когда он узнал о допущенном нарушении. То есть в этот срок необходимо успеть провести проверку и наказать сотрудника (если для этого появятся основания).

Служебная проверка в отношении работника проводится на основе приказа, изданного руководителем организации. Поводом для него становится письменный сигнал о выявлении допущенного нарушения или другого обстоятельства, требующего внутреннего расследования. Обычно подобным сигналом служит докладная записка одного из подчиненных, инвентаризационный акт, обращение гражданина (например, переданная претензия) или иной документ.

В приказе следует указать:

    что послужило причиной для проведения проверки;

    лиц, ответственных за ее организацию, и их полномочия;

    в какой срок проводится служебная проверка;

    какой документ составляется по ее итогам.

Комиссия формируется по усмотрению руководства. Как правило, в ее состав включаются сотрудники отдела персонала (кадров), управления внутренней безопасности, юридического и/или финансового подразделения (бухгалтерии).

Какие факты устанавливаются в ходе проверки

Служебная проверка проводится с целью достоверно установить:

    было ли совершено неправомерное деяние;

    в чем оно выражалось;

    к каким последствиям привело;

    обстоятельства его совершения (время, место и т.д.);

    кто виноват в том, что случилось (указание конкретного работника);

    степень его вины;

    мотивы, причины действий работника (или бездействия).

У работника, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке запрашивают письменные объяснения .

Служебная проверка должна быть завершена составлением письменного заключения или акта, который подписывается участниками комиссии. В документе излагается факт нарушения, дата его совершения, отражается состав комиссии, период проведения расследования и выявленные доказательства вины. Делаются выводы о виновности конкретного лица, обращается внимание на наличие/отсутствие у него неснятых взысканий, полученных ранее. В заключении может содержаться предложение, какое дисциплинарное взыскание следует применить к работнику, допустившему нарушение. Прилагаются все подтверждающие документы – служебные/докладные записки, объяснения, акты инвентаризации, заключения экспертов и т.п.

Если в ходе служебной проверки в действиях сотрудника обнаруживается состав уголовного преступления, материалы направляются в правоохранительные органы.

Сроки проведения служебной проверки во многом зависят от того, где она осуществляется. Для проведения проверки необходимо какое-то событие или информация об этом событии. Только после этого руководитель может назначить служебную проверку. Расскажем подробнее.

Понятие

Служебной проверкой называют деятельность, которая направлена на установление виновности сотрудника и обстоятельств происшествия. Как такового термина "служебная проверка" не существует, по крайней мере, для предприятий. А вот для государственной службы он имеется и закреплен в нормативных актах.

Но коммерческие организации все равно проводят служебные проверки, они утверждены в локальных нормативных актах компании. Даже в отсутствие закона, регулирующего служебное расследование, проводиться оно должно с соблюдением всех правил.

Цель проверки

Перед тем как говорить о сроках проведения служебной проверки, нужно разобраться с тем, какую цель преследуют руководители, проводя служебную проверку. Руководство организации хочет установить все причины, обстоятельства или условия, при наличии которых работник совершил противоправное деяние. Это деяние должно влиять на работников организации, ее руководителя. Как правило, государственные органы, которые имеют полномочия, тоже не остаются в стороне.

Правильно оформленные результаты проверки могут быть доказательством правомерных действий руководителя или информативным источником для уполномоченных органов.

В каких случаях проводится проверка

Сроки проведения служебной проверки, безусловно, нужно знать, но не менее важной информацией является то, в каких случаях она проводится.

Итак, служебная проверка проводится, если:

  1. Работник не явился на работу.
  2. Сотрудника нет на своем рабочем месте без уважительной причины или гражданин находится в состоянии токсикологического, наркотического или алкогольного опьянения.
  3. Служащий уходит с работы до окончания рабочего дня.
  4. Сотрудник отказывается проходить медицинское обследование или ехать в командировку, при этом уважительных причин для этого нет.
  5. Работник не выходит на работу в праздничный или выходной день, хотя это не является нарушением Трудового кодекса.
  6. Отказывается проходить проверку знаний или инструктаж по охране труда.
  7. Сотрудник намеренно расходует лишние денежные средства.
  8. Работник неправильно хранит или учитывает материальные активы предприятия.
  9. Сотрудник умышленно портит или уничтожает сырье, готовую продукцию или материалы.
  10. Работник отказывается получать часть имущества или в полном объеме по доверенности.
  11. Сотрудник совершил преступление или противоправное деяние.
  12. Работник нарушает график выплаты зарплаты, пособий или пенсий, не имея на это уважительной причины.
  13. Причинение имущественного ущерба по вине сотрудника физическим, юридическим лицам или государству. Это должно быть установленным фактом, который подкрепляется судебным решением, вступившим в силу.
  14. Множественные нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Сюда же относится отказ в рассмотрении обращений граждан, юридических лиц и предпринимателей, если это в компетенции органа.
  15. Множественные случаи предоставления неверной или неполной информации в уполномоченные органы.
  16. Халатное отношение к соблюдению трудовой дисциплины подчиненными. Кроме того, на проведение служебной проверки влияет сокрытие нарушений подчиненными исполнительной и трудовой дисциплины или отсутствие ответственности за подобные действия.
  17. Сотрудник нарушил правила техники безопасности или охраны труда, что повлекло смерть или увечье другого сотрудника.
  18. Работник не принял меры по устранению нарушений в срок, который прописан законом, или не выплатил компенсацию за причиненный ущерб.

Методы проведения проверки

Сроки проведения служебной проверки напрямую зависят от того, какой из вариантов выберет руководитель предприятия.

Их всего два.

  1. Создается специальная комиссия, которая должна в срок проведения служебной проверки в отношении сотрудника разобраться с ситуацией.
  2. Проверяющим назначается определенный сотрудник, как правило, он является руководителем подразделения, в котором было совершено нарушение.

Порядок проведения проверки комиссией

Порядок и сроки проведения служебной проверки в этом случае будут следующими:

  1. Сначала появляется основание для проверки. Это могут быть документы или сведения, которые указывают на то, что работник совершил противоправное действие. Сюда относятся заявления, петиции, протоколы, обращения, решения и прочее.
  2. Проверка должна начаться в течение трех дней с того момента, как информация или документы были получены. Срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней с даты, когда она была назначена. Это обусловлено тем, что в статье 192 Трудового кодекса указан срок, когда к работнику можно применить дисциплинарное взыскание.
  3. Сроки проведения служебной проверки в отношении сотрудника, а также ее условия и порядок прописываются в приказе или распоряжении руководителя организации. Кроме этих данных, документ содержит основания, по которым началась проверка, полномочия и состав комиссии, срок предоставления руководителю результатов проверки.

Обычно в комиссию входят сотрудники кадрового отдела, юридического и бухгалтерии предприятия. Если возникает необходимость, то включают и сотрудников других отделов.

Важно то, что в комиссию не может быть включен человек, который совершил деяние. Не включаются в проверяющую комиссию и люди, которые являются родственниками или друзьями нарушителя.

Если в организации существует профсоюз, то его представитель также должен быть включен в комиссию.

Работу комиссии контролирует ее руководитель. Он же отвечает за объективность проверки, соблюдение сроков и полноту проверки. Все члены комиссии обязаны подписать приказ о проведении проверки. Последний подписывает и нарушитель.

Деятельность комиссии фиксируется в протоколе или акте заседания.

Права комиссии

Члены комиссии и ее председатель могут:

  1. Получать от работников организации письменные объяснения или другую информацию, которая поможет проведению проверки.
  2. Изучать документы организации и, если возникает необходимость, приобщать их к материалам по проверке.
  3. Требовать от сотрудников организации информацию или документы, которые относятся к проверке. Комиссия имеет право не только ознакомиться, но и изъять для приобщения необходимые бумаги.
  4. Если руководитель предприятия разрешил, то комиссия имеет право консультироваться у стороннего специалиста. Это касается только тех вопросов, для ответов на которые нужно иметь специальные знания. Также комиссия может запрашивать документы у физических, юридических лиц или госорганов.
  5. Все полученные сведения оформлять документально.

Обязанности комиссии

Кроме прав, комиссия имеет и свои обязанности. Среди них:

  1. Принятие всевозможных мер для изучения оформления информации о совершенном деянии.
  2. Рассмотрение и приобщение к материалам проверки заявлений, которые поступают во время ее проведения или относятся к ней.
  3. Обеспечение конфиденциальности и сохранности данных о проверке, неразглашение ее результатов до того момента, пока руководитель их не утвердит.
  4. Составление по итогам работы заключения о результатах расследования.
  5. Подготовка предложений о мере ответственности провинившегося сотрудника.
  6. Представление результатов проверки в сроки руководителю.

Права нарушителя

Сроки проведения служебной проверки в ОВД или негосударственной организации нужно соблюдать, но это не говорит о том, что должны нарушаться права человека, которого проверяют. А он имеет следующие права:

  1. Не давать письменное объяснение совершенного поступка.
  2. Требовать, чтобы представленные материалы и документы были приобщены к проверке.
  3. Подать заявление руководителю, чтобы некоторые члены комиссии были заменены, и аргументировать это.
  4. После окончания проверки ознакомиться с заключением и материалами дела и подписать документ. Если сотрудник отказывается ставить подпись, то по этому поводу составляют акт.
  5. Не признавать результатов проверки и действий руководителя и обратиться с возражениями в суд.
  6. Отказать в добровольном возмещении ущерба.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Проверка при неявке на рабочее место

Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.

Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:

  1. Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
  2. Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
  3. Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.

Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.

Сроки проведения проверки в полиции

Срок проведения служебной проверки в полиции равен четырнадцати дням. Его начинают отсчитывать, как только руководитель получает информацию о нарушении. В сроки проведения служебной проверки не включается время отпуска сотрудника, его больничного, командировки или отсутствия на службе по уважительной причине. Любое из этих обстоятельств нужно подтвердить документом, будь то справка из отдела кадров или иная бумага.

Служебная проверка не может проводиться больше тридцати дней. Даже если окончание этого периода выпадает на праздничный или выходной день, срок проведения служебной проверки в полиции нельзя нарушать, все мероприятия должны закончиться перед праздничным или выходным днем.

Не так давно был принят федеральный закон о продлении срока проверки. Теперь если руководитель органа исполнительной власти или его заместитель решили продлить мероприятия, то срок проведения служебной проверки может быть продлен еще на тридцать дней.

Порядок служебной проверки в МВД

Он не отличается от того, что принято в обычных организациях.

Сначала издается приказ о проведении проверки. В нем должны быть указаны дата назначения, комиссионный состав и основания для проверки. Что касается комиссии, то она должна состоять как минимум из трех работников. У них должны быть достаточные знания и опыт. Руководителем назначается начальник одного из структурных подразделений МВД.

Поручение о проведении проверки дается уполномоченному служащему с учетом его звания и должности провинившегося сотрудника.

Оформление отчета

Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.

Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.

В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.

Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.

В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.

Заключение

В статье мы рассмотрели сроки проведения служебной проверки в МВД и коммерческих организациях. Как вы успели заметить, они не отличаются друг от друга. И в том, и в другом случае для проверки привлекаются комиссии, которые и изучают обстоятельства дела.

Срок проверки также одинаков, кроме возможности продления проверки в МВД еще на тридцать дней. В остальном же нет различий, даже отпуска и больничные в обоих случаях не включаются в срок проверки.

Это все, конечно, сухая информация, которую хочется разбавить морально-этическими соображениями. Если вы работник, то должны понимать, к каким последствиям могут привести нарушения дисциплины, правил безопасности и прочих норм на производстве. А потому побеспокойтесь о том, чтобы у вас было достаточно доказательств собственной невиновности, если в отношении вас будет проводиться проверка. Но лучше, конечно, не допускать подобных промахов. Ведь вы можете поставить под угрозу не только свою работу, но и чью-то жизнь. А потому соблюдайте на работе все правила, технику безопасности и предупреждайте руководство заранее о своих проблемах. И тогда служебная проверка вас не коснется.

Как показывает практика, производственная деятельность на любом предприятии может сопровождаться различными дисциплинарными нарушениями со стороны сотрудников. В случае, если подобный проступок носит серьезный характер, влекущий тяжелые последствия, компания должна организовать особую служебную проверку (расследование) с целью выявления виновных субъектов и применения справедливого наказания.

Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование

Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.

Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания. Практика демонстрирует, что подобное характерно для крупных компаний. При этом, в локальных нормативах организации должны быть отражены правила, с учетом которых будет осуществляться расследование.

Законодательство не фиксирует порядок проведения служебных проверок для коммерческих формирований. Однако, в случае принятия административного решения о ее проведении все этапы должны реализовываться в строгом соответствии установленным правилам. Это обуславливает необходимость оформления ряда документов. Если установленные правила не исполняются представителями комиссии или управленцем, субъект, в отношении которого проводится проверка, может направиться в инспекцию по труду.

В свою очередь, для государственных структур актуален ФЗ № 79 от 26.06.2017г., содержащий все особенности и нюансы реализации подобного мероприятия.

Для структур МВД РФ действителен Приказ МВД № 161 от 26.03.2013г.

Кроме того, цельная картина относительно проведения служебной проверки составляется на основании различных статей трудового законодательства РФ. Так, например, в ст. 193 ТК РФ четко прописан порядок применения дисциплинарных взысканий. Именно при наличии тяжкого дисциплинарного проступка в дальнейшем может быть начато служебное расследование.

Если порядок применения подобного взыскания будет нарушен, лицо, обвиняемое в нарушении дисциплины, может обжаловать обвинение в суде. Нередко суд становится на сторону сотрудника и привлекает управленца к ответственности.

Существует ряд общих принципов, на которых должна базироваться служебная проверка:

  • все факты, выявляемые в ходе проведения расследования, должны оцениваться объективно и беспристрастно. Личное эмоциональное отношение к тому или иному явлению не должно влиять на решение управленца, представителя комиссии или обвиняемого;
  • до тех пор, пока вина субъекта не доказана, он является невиновным. Вина устанавливается только по факту выявления очевидных и неопровержимых доказательств;
  • порядок действий членов комиссии должен строго соответствовать определенному в локальных нормативах регламенту. В противном случае подобные действия могут расцениваться, как противоправные.

Многие задаются вопросом: служебная проверка и служебное расследование − в чем разница? Важно отметить, что указанные термины являются тождественными и их использование равноценно.

Основания для проведения служебной проверки

Служебное расследование должно иметь под собой веские основания. В частности, к причинам организации служебной проверки относятся :

  • , описанные в ст. 192-193, а также в ст. 195 ТК РФ. Так, необходимость осуществления расследования коррелирует с тяжестью осуществленного противоправного проступка. Например, если сотруднику грозит увольнение по статье или кто-то из коллектива пострадал из-за его действий, расследование в рамках предприятия должно проводиться обязательно. Помимо этого, проверка осуществляется при систематических прогулах сотрудников, выявлении хищения в любом объеме, распространении коммерческой и/или государственной и т.д.;
  • проступок лица, который влечет за собой привлечение субъекта к , согласно ст. 232-233, 238-250 ТК РФ;

Если необходимость наказания конкретного субъекта была выявлена по факту проведения инвентаризации, организовывать дополнительную служебную проверку нет необходимости. Вместо этого соответствующая комиссия устанавливает факт недостачи/хищения.

  • осуществленный лицом проступок, влекущий за собой увольнение. Подобное, к примеру, справедливо для административных лиц, принявших какое-либо необоснованное управленческое решение, повлекшее за собой крупные финансовые потери. Более детально причины увольнения сотрудников описаны в ст. 81 ТК РФ;
  • нарушение правил оформления , обозначенных в ст. 84 ТК, при составлении документа. Например, прописанные обязанности сотрудника в трудовом контракте не соответствуют действительной квалификации лица и, соответственно, не могут им исполняться;
  • наступление всех обстоятельств, оговоренных в законодательных нормативах, при которых проведение служебной проверки неизбежно. Например, подобное мероприятие должно осуществляться при и т.д.

Нарушением может считаться как противоправный поступок сотрудника, так и его бездействие в определенных обстоятельствах. Например, отказ от исполнения своих должностных обязанностей, если их выполнение не противоречит трудовому соглашению и не ущемляет прав сотрудника.

Основные задачи организации служебной проверки

Так как служебная проверка проводится только при наличии весомых причин, она обязательно должна преследовать конкретные цели. В частности, к главным задачам подобного мероприятия можно отнести :

Порядок проведения служебной проверки

Для начала следует определить периодичность проведения служебной проверки. Это требуется, так как правомерное время, отведенное на наложение дисциплинарного взыскания, не увеличивается при расследовании.

Поэтому проверка и определение наказания должны проводиться в рамках установленного срока – одного календарного месяца с момента обнаружения правонарушения. Непосредственное приведение выбранной меры ответственности в действие, в свою очередь, не должно осуществляться позднее 6 месяцев с этой даты.

Если служебная проверка не обусловлена дисциплинарным нарушением сотрудника, ее рекомендуется проводить как можно скорее, но точных сроков не указано.

Служебная проверка проводится на основании распоряжения управленца. В нем необходимо отразить следующую информацию :

  • причины проведения расследования;
  • необходимость организации соответствующей комиссии и перечень всех субъектов, входящих в нее. Также необходимо отдельно выделить председателя комиссии;

Зачастую в нее включается представитель кадровой службы, инженер по охране труда, представитель финансового и правового отделов бизнес-субъекта.

  • деловые полномочия членов комиссии и прочих ответственных лиц;
  • периодичность осуществления служебной проверки;
  • порядок документального оформления результатов проведенного мероприятия.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее определенных выше сроков. По факту ее окончания представителями комиссии формируются соответствующие документы.

Права и обязанности членов комиссии в ходе служебной проверки

Полномочия членов комиссии заключаются в следующем:

  • запрашивать у любых сотрудников компании объяснения по вопросам произошедшего и любую иную информацию;
  • оформлять полученные показания в письменном виде;
  • ознакомляться с документацией компании, которая имеет отношение к проводимому расследованию. Помимо этого, все документы, которые представители комиссии сочтут уместными, могут быть причислены к материалам расследования;
  • с согласия нанимателя привлекать к расследованию специалистов узких профилей, запрашивать в государственных и частных структурах требуемую информацию и приобщать подобные документы к материалам дела.

К обязанностям представителей комиссии относятся:

  • осуществление различных мероприятий в ходе служебной проверки для установления обстоятельств происшествия и виновных лиц;
  • рассмотрение и принятие во внимание заявлений, поступающих в рамках текущего дела;
  • обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе проверки;
  • грамотное оформление итогов проверки.

В свою очередь, к правам предположительно виновного сотрудника относится:

  • изложение в письменной форме своего взгляда на произошедшую ситуацию;
  • выдвижение требований к членам комиссии о приобщении к материалам служебной проверки бумаг и иных данных, поддерживающих позицию сотрудника, совершившего проступок;
  • право быть информированным о сведениях, собранных комиссией в ходе проведения расследования.

Следовательно, предположительно виновное лицо вправе отстаивать свои взгляды и приводить документальные доказательства своей правоты.

Сотрудник вправе не предоставлять объяснения своих взглядов в письменной форме представителям комиссии. Однако, в подобных обстоятельствах будет оформлен соответствующий акт об отказе от объяснений.

Особенности документального оформления служебной проверки

По факту окончания служебной проверки участники комиссии организуют итоговое заседание, где обсуждается следующий ряд вопросов :

  • аспекты трудовой дисциплины, которые были нарушены, а также наличие установленного факта нарушения;
  • конкретное лицо, виновное в происшествии;
  • мотивы и причины противоправного деяния со стороны сотрудника;
  • характер действий виновного субъекта;
  • наличие смягчающих или отягощающих факторов.

Приведенный перечень вопросов выносится на обсуждение. В процессе дискуссии делаются выводы, отражаемые в протоколе собрания.

После завершения дискуссии члены комиссии приступают к оформлению итогового документа – акта, состоящего из таких частей :


К акту также должны прикладываться все бумаги, собранные комиссией по ходу проверки. Ими могут быть :

  • докладные записки;
  • распоряжения начальников отделов и управленца;
  • заключение различных экспертов и специалистов, в частности, аудиторов или представителей ревизионной структуры;
  • акты, оформленные по факту инвентаризации;
  • иные бумаги, подтверждающие или опровергающие вину конкретного лица.

Не только акт, но и все документы, прикладываемые к нему, должны быть подписаны и заверены всеми представителями комиссии.

Затем акт должен пройти регистрацию в соответствующем журнале. Ему назначается порядковый номер и фиксируется дата публикации. По завершению этой процедуры рассматриваемый документ визируется управленцем, который ставит на нем подпись и штамп предприятия.

Использование результатов проверки

Только при наличии грамотно составленного комиссией акта наниматель вправе применять к виновному дисциплинарное наказание. В иных условиях увольнение сотрудника либо вынесение ему выговора могут признаться незаконными и в дальнейшем обжаловаться.

Если обвиняемый субъект не согласен с предъявляемыми ему обвинениями и уверен в своей правоте, он должен обратиться в инспекцию труда или суд с целью защиты своих прав. Для нанимателя в таких обстоятельствах оформленный акт и проведенное расследование станет весомым доказательством правомерности действий в отношении подчиненного.

Таким образом, служебная проверка представляет собой комплекс процедур, направленных на выяснение обстоятельств того или иного нарушения и определение вины лица, которые важно грамотно, быстро и в соответствии с правилами реализовать. Нанимателям настоятельно рекомендуется быть детально ознакомленными не только с порядком проведения рассмотренного мероприятия, но и с законодательной базой, регулирующей данный вопрос.