Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога

01.07.2016

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия - это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол)).

Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники уточняют (письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 года, должен применяться новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика (утв. приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Кроме того, правила ЕАЭС предусматривают возможность представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе (п. 21 Протокола). Например, импортеру потребуется подать уточненное заявление при частичном возврате импортированных товаров. Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, то уточненную декларацию по НДС подавать не нужно. Вполне возможно, что к уточненному заявлению нужно будет приложить некоторые документы. Точный перечень документов зависит от причины уточнения.

Вычет НДС при импорте

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), то уплаченную сумму НДС при импорте из стран ЕАЭС он может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ).

Определившись, в каком квартале он хочет отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Работаем на УСН без НДС. Закупаем товар у белорусов,получаем счет-фактуру с нулевой ставкой. Как импортеру как быть с НДС? И надо ли сообщать в налоговую о сделке и предоставлять какие то документы? За ранее спасибо.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к ). После этого организация-импортер на УСН может учесть уплаченный в стоимости товара (пп. 3 п.2 ст. 170 Кодекса) или в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а организация-экспортер сможет подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе , п. 13 приложения 18 к ). *Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы* и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).*

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе .

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям и Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету ().

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе , эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы . При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;


– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;


– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

  • организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС ();
  • организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).*

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов .

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года .

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030 .

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ольга Цибизова,

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету ().

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).*

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком , которые были утверждены .

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

  • за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;*
  • за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:

  • если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
  • если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Порядок заполнения

При заполнении деклараций соблюдайте общие правила оформления налоговой отчетности с учетом специальных требований, предусмотренных пунктами 8–17.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н . Так, например, не допускается двухсторонняя печать декларации при сдаче ее на бумажном носителе (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Специальная декларация по косвенным налогам включает в себя:

  • раздел 1 , в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • раздел 2 , в котором отражается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • приложение к декларации , в котором приводится расчет налоговой базы по виду подакцизного товара.

Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке , утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Такой порядок следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Пример заполнения декларации по косвенным налогам. Организация ввозит из Республики Беларусь неподакцизные товары

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве и применяет общую систему налогообложения. В августе 2015 года «Альфа» заключила контракт с белорусской организацией на приобретение мебели. Сумма контракта составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В сентябре 2015 года мебель была ввезена на территорию России и принята «Альфой» на учет.

20 октября 2015 года бухгалтер «Альфы» представил в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за сентябрь 2015 года, состоящую из:

  • раздела 1 , в котором указана сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет.

Так как мебель не относится к подакцизным товарам, раздел 2 и приложение к декларации в состав отчета не включены.

Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.

Ситуация: нужно ли составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам. Организация, применяющая специальный налоговый режим, ввозит в Россию товары из государства, которое входит в Таможенный союз

Обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Порядка, утвержденного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).*

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы такие расходы относите по мере реализации импортированных товаров и при условии, что эти товары оплачены поставщику (письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06);

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость сырья и материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (»

    Ольга Цибизова,

    начальник отдела косвенных налогов департамента

    налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Статьей 146 НК РФ утверждено, что товар, который ввозится на таможенную территорию РФ и подлежит реализации, обязательно требует начисления НДС по его процентному значению, исходя от категории импортируемого товара, а также категории предоставляемой услуги. НДС при импорте начисляется и рассчитывается на этапе прохождения контроля на таможне и является одним из обязательных платежей.

Взаимосвязь НДС и таможни

Для удачного проведения таможенного оформления фирма, предоставляющая к импорту данный товар, должна сделать авансовую оплату, так как существует специальный порядок таможенного изъятия импортного НДС.

НДС, который уже заплатили, когда оформляли товар на таможне, можно подать к , но только за период, когда ввозимый товар встал на учет фирмы. И это при соблюдении условия, что товар приобретался с целью, также облагаемой НДС (производство или перепродажа), только если вы являетесь участником общей системы налогообложения. Если эта система упрощена, то НДС — чисто ваш расход.

Подать на вычет НДС, который оплачен на таможне, вы сможете в том случае, если у вас будут все подтверждающие оплату документы, то есть декларация на ввоз и другие документы, заверенные уполномоченными органами.

Осуществляя ввоз товаров, на которые не накладывается таможенная пошлина, за налоговую базу считается таможенная стоимость учетного товара. Если это безакцизный товар, то точно так же. Для расчета НДС при прохождении таможенного контроля используют формулу:

НДС=(Таможенная стоимость+таможенная пошлина+акциз)*ставка/100

Таможенная стоимость определяется и указывается тем лицом, которое декларирует ввоз товара или его же официальным представителем.

Сумма НДС указывается в определенных частях декларации на товар, подлежащий ввозу, которая предоставляется в таможенные органы до окончания срока временного хранения товара (4 месяца). Декларация подается в бумажном, а также электронном виде. Ее регистрация производится в течение 2 часов с момента подачи.

Рассчитанный НДС оплачивается непосредственно в счет таможенного органа до завершения таможенной процедуры регистрации товара.

Ставки НДС при импорте

Налоговая ставка в 0%, согласно ст. 150 НК РФ, применяется по отношению к таким группам товаров, как:

  • Бесплатная гуманитарная помощь.
  • Предметы тех. оборудования, которое не производится внутри страны или в странах Таможенного Союза.
  • Медицинские препараты и непосредственно лекарственные вещества, перечисленные в НК РФ.
  • Ценности культурной отрасли, которые подарены аналогичным объектам РФ или куплены за счет федерального бюджета.
  • Культурные ценности, ввозимые на основании взаимного обмена с другими странами.
  • Драгоценные и полудрагоценные камни, которые не подвергались обработке.
  • Продукты, полученные в результате хозяйствования на земельной территории других стран субъекта хозяйствования РФ.
  • Объекты для организации Олимпийских и Параолимпийских зимних игр.
  • Услуги и товары для космической отрасли.
  • Все виды валюты и ценных бумаг.
  • Предметы для личного пользования или пользования членами семьи участников дипломатических организаций.
  • Суда, которые зарегистрированы в международном реестре РФ, а также выловленная российскими судами за рубежом рыба.

В перечень периодически вносятся корректировки и поправки, и участникам ввоза импортной продукции стоит внимательно следить за изменениями.

Продовольственные, медицинские, детские товары облагаются НДС в размере 10%.

В случае если ввозимый вами товар не входит ни в один из списков по сниженному налогообложению, то процентная ставка для вас стандартная – 18%.

Часто возникают сложности у фирм, осуществляющих импорт предоставления разных видов работ, услуг. Импортируемыми считаются услуги, осуществленные иностранной организацией. Они не проходят регистрацию на таможне, а налогообложение на них распространяется.

Если компания, которая предоставляет услуги по выполнению работ, не зарегистрирована на территории РФ, то НДС взимает и выплачивает компания, которая эти работы или услуги покупает.

Интересное видео про начисление НДС при импорте:

Порядок оплаты расходов на доставку

Компания, имеющая заинтересованность в ввозе товара, несет все предстоящие расходы по производимой доставке и растаможке. Цена за доставку учитывается в общей сумме стоимости товара, и если импортер осуществляет ввоз не самостоятельно, а через экспедиторскую службу, услуги которой также подлежат оплате, то стоимость такого импортного товара будет значительно больше.

Когда товар везут из таможни в конечный пункт назначения, то процентная ставка составляет 0%. Поэтому услуги экспедиторских компаний нужно тщательно проверять, особенно расчеты по перевозке, так как в них нередко встречаются ошибки, в том числе в .

Кстати, НДС может взиматься только в Российских рублях. Когда происходит оплата в иностранной валюте, она конвертируется по курсу валют и переводится в рубли для зачисления в госбюджет.

Итак, расчеты НДС при ввозе импортной продукции проводятся, основываясь на базе таможенной стоимости с учетом влияния таможенной пошлины и величины акцизной стоимости товара, его процентная ставка зависит от принадлежности к определенной категории ввозимой продукции. НДС при импорте товаров, ввезенных для перепроизводства или продажи, подлежит вычислению, когда имеются необходимые документы, подтверждающие его уплату и заверенные соответствующими органами.

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

Начисленный налог

Порядок НДС при импорте товаров в Россию из стран - участниц Таможенного союза (республик Беларусь и Казахстан) регулируется:

  • соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее - Соглашение);
  • протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее - Протокол).

Кто платит налог

При импорте товаров на территорию России из стран - участниц Таможенного союза налог взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность исчислить и уплатить НДС . Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

  • применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);
  • получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание - пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

Порядок исчисления налога

Момент определения налоговой базы - это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 Протокола). То есть дата отражения поступивших товаров на одноименном счете 41. Налоговая база при импорте товаров из стран, входящих в Таможенный союз, - стоимость ввезенных товаров. В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую фирма-импортер должна уплатить поставщику. Из этого можно сделать вывод, что сумма, фактически перечисленная поставщику, на величину налоговой базы не влияет. Иными словами, сумму налога компания должна исчислить исходя из договорной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы. То есть на дату принятия импортных товаров на учет.

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран - участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание - статья 3 Соглашения.

Пример 1.

В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки - 44 000 долл. США.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

  • 11 ноября - 31 руб. за долл. США;
  • 17 ноября - 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) - приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) - оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

44 000 руб. (1 364 000 - 1 320 000) - отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) - начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 51

245 520 руб. - перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Сроки перечисления налога и сдачи декларации

«Ввозной» налог нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары были приняты на учет. Основание - пункт 7 статьи 2 Протокола.

В этот же срок импортер должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 8 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран - участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

Импорт нужно подтвердить

Вместе со специальной декларацией по косвенным налогам в инспекцию следует представить пакет документов, подтверждающих импорт товаров из стран - участниц Таможенного союза, в частности:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • выписку подтверждающую уплату налога в бюджет;
  • транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, в соответствующих государствах);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза);
  • договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

После того как компания-импортер сдаст в инспекцию пакет необходимых документов, ИФНС обязана их проверить и подтвердить факт уплаты «ввозного» налога в течение 10 рабочих дней. Для этого инспекторы проставляют соответствующие отметки на заявлении. Аналогичные разъяснения приведены в письме от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030@.

Налог можно принять к вычету

Действительно, сумму уплаченного «ввозного» налога можно принять к вычету, но для этого должны быть выполнены общие условия зачета налога:

  • товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);
  • товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

  • сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;
  • факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, - это выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Пример 2.

Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. Ч 18%).

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

А как быть, если импортер применяет спецрежим?

Если импортер применяет упрощенную или считается плательщиком «вмененного» налога, то принять уплаченный «ввозной» налог к вычету он не может. Дело в том, что право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога. А компании на спецрежимах таковыми не являются. Фирма на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» может включить сумму этого налога в состав налоговых затрат:

  • либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);
  • либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

Важно запомнить

При импорте товаров из стран - участниц Таможенного союза «ввозной» налог исчисляется и уплачивается в особом порядке. Его отражают в специальной декларации по косвенным налогам, которую сдают в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет. Вместе с декларацией представляют пакет подтверждающих документов. Уплаченный «ввозной» налог можно зачесть и отразить в составе налоговых вычетов в общей декларации по НДС.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Импорт из ЕАЭС и ввозной НДС

Как платить НДС при импорте товаров в рамках нового экономического союза России, Беларуси, Казахстана и Армении

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армени яДоговор о ЕАЭС ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС (подписан в Минске 10.10.2014) . В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Армение йст. 72 Договора о ЕАЭС ; приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - приложение № 18) . В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Подробнее об уплате НДС при продаже товаров через филиал, расположенный в одной из стран ЕАЭС, на примере Казахстана мы писали в статье, опубликованной:

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаро вп. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС . Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить ввозной НДС, если:

  • <или> товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;
  • <или> товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лицап. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС . К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

ВНИМАНИЕ

Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

Ввозной НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС)п. 13 приложения № 18 .

Ввозной НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договор ап. 14 приложения № 18 .

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учет уп. 14 приложения № 18 .

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложени я)пп. 5, 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС .

Начисление ввозного НДС отражается проводкой по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»).

ВНИМАНИЕ

По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

  • заплатить ввозной НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынк еп. 19 , подп. 2 п. 20 приложения № 18 .

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщик ап. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 78 НК РФ ;

  • подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляютс яп. 20 приложения № 18 .

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.Приказ Минфина от 07.07.2010 № 69н

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представит ьп. 20 приложения № 18 :

  • заявление о ввозе товаро вформа утверждена Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009 (ред. от 31.12.2014) (далее - Протокол) :
  • <или> четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;
  • <или> только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

ВНИМАНИЕ

Обновите в своей отчетно-бухгалтерской программе форму заявления о ввозе товаров.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявлени яПриказ ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@ ;

  • копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты ввозного НДС, то выписка банка не нужна;

  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаро вподп. 4 п. 20 приложения № 18 . Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

  • копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);
  • в некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаро впп. 13.2- 13.5 , подп. 6 п. 20 приложения № 18 . В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстан а)п. 13.2 приложения № 18 . Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары - он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦПп. 20 приложения № 18 .

Ввозной НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

  • <если> заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вамп. 6 Правил заполнения заявления, . Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;
  • <если> заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):
  • копию представленного вами в инспекцию заявления;
  • копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты ввозного НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный ввозной НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операция хп. 26 приложения № 18 ; п. 1 ст. 172 НК РФ .

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату ввозного НДСабз. 3 подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .

Ввозной налог учитывается в расходах, если покупатель:

  • <или> применяет «доходно-расходную» упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расхо дподп. 8 , 22 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.5 НК РФ ; Письма МНС от 13.10.2004 № 22-1-15/1667 ; УФНС по г. Москве от 03.08.2011 № 16-15/075978@ ;
  • <или> применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имуществ ап. 2 ст. 170 НК РФ .

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект «доходы», никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по ввозному НДС

Появились правила корректировки ввозного НДС и отражения его в отчетност ипп. 21 , , 24 приложения № 18 .

СИТУАЦИЯ 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

  • согласованную участниками договора претензию;
  • документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:
  • <или> акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;
  • <или> транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;
  • <или> акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

СИТУАЦИЯ 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

  • <если> возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в порядке заполнения заявления о ввозе товаро вутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;
  • <если> товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения ввозного НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращен ып. 23 приложения № 18 . Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

СИТУАЦИЯ 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты ввозного НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

  • доплатить ввозной налог;
  • представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в порядке его заполнени яутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите ввозной налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

СИТУАЦИЯ 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в приложении № 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС” .

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета входного НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать ввозной налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по ввозному НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

  • <или> уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. х ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;
  • <или> упрощенцы при «доходно-расходной» УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. х ставка налога 15%);
  • <или> при «доходной» упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

Отметим, что декларация по косвенным налогам, которую должны заполнять импортеры, до сих пор так и не обновлена. Надеемся, что скоро налоговая служба это исправит.

А в одном из следующих номеров мы расскажем, на что обратить внимание экспортерам товаров в страны ЕАЭС.