Машиностроение является отраслью тяжелой промышленности, которая производит машины самой разнообразной конструкции и назначения, от предметов общего потребления для населения до оборонной техники.

Применение продукции машиностроительной отрасли возможно повсеместно.
Создание продукции машиностроения имеет цель - повысить производительность труда и облегчить его в абсолютно всех отраслях народного хозяйства посредством производства необходимого для этого оборудования.

Машиностроительный комплекс однозначно можно назвать ведущим среди всех межотраслевых комплексов и крупнейшим из всех промышленных комплексов, работающих в России, так как 20 % производимой продукции приходятся именно на его долю. Уровень развития машиностроительной отрасли прямо пропорционален уровню экономического развития страны. Развитие научно-технического прогресса страны непосредственно влияет на развитие машиностроения.

Что касается географического размещения машиностроительных предприятий, то оно обусловлено следующими факторами:

1.Наукоемкость - необходимость использования научной базы, а именно - научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п. Исходя из этого, предприятия по производству современной сложной техники размещаются в крупных городах и районах.

2.Металлоемкость - необходимость потребления большого количества цветных и черных металлов. Относится к отраслям машиностроения, производящим металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование. Следовательно, соответствующие заводы размещаются близко от металлургических баз для сокращения затрат на доставку сырья. Большая часть заводов России, занимающихся тяжелым машиностроением, расположена на Урале.

3.Трудоемкость - необходимость в наличии большого количества рабочей силы с высокой квалификации труда. Предприятия по производству машин и оборудования расположены преимущественно в районах страны с высокой плотностью населения. Самыми трудоемкими отраслями машиностроительного комплекса являются: авиационная промышленность, станкостроение, производство точных приборов.

Отдельно фактором географического размещения можно назвать военно-стратегический аспект. Предприятия оборонного назначения расположены на оптимальном расстоянии от государственной границы, некоторые - в закрытых городах.

Что касается разделения машиностроительной отрасли по металлоемкости и затраченному труду, можно выделить несколько групп отраслей: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение, производство заготовок и изделий из металла, ремонт машинного оборудования.

Тяжелое машиностроение характеризуется большим потреблением металла и заготовок, большой трудоемкостью и большими энергетическими затратами для выпуска продукции. Произведенная продукция, как правило, является средствами для производства в металлургической, горной промышленности, судостроении, авиа и ракетостроении. Продукция тяжелого машиностроения также применяется в строительстве: краны, экскаваторы, подъемники, лифты, конвейеры.

Общее и среднее машиностроение характеризуется средним потреблением металла и энергии, а также относительно невысокими затратами человеко-часов. Выпускаемой продукцией является оборудование, необходимое в таких отраслях промышленности, как станкостроение, инструментальная промышленность, автомобилестроение, тракторостроение. Общее машиностроение осуществляет производство всевозможного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Определение точного машиностроения говорит само за себя - это производство приборов, радио, электронной и электротехнической техники, то есть техники, которая должна работать точно. Это персональные компьютеры, волоконная оптика, часы, оптические приборы, радиоэлектронная аппаратура. Точное машиностроение имеет низкую материало и энергоемкость, но при этом самые высокие показатели затраченных человеко-часов на тонну готовой продукции.

Производство заготовок и изделий из металла представляет собой производство замков и скобяных изделий, ножей, столовых приборов, а также метизов - гвоздей, канатов, крепежей, канатов, проволоки.

Машиностроение является одной из основ экономики. Развитие этой отрасли подразумевает внедрение новых технологий, возможность импорта оборудования, накопление опыта производства, развитие отечественных технологий. Основываясь на этих принципах, можно определить направление развития российского машиностроения:

1. выпуск нового оборудования для предприятий с функционирующими, но устаревшими технологиями;

2. производство продукции с привлечением иностранного капитала на импортном оборудовании;

3. участие в проектах, позволяющих включить российские технологии в международную систему технологического сотрудничества;

4. развитие производств по выпуску оборудования, необходимого для совершенствования отечественных высоких технологий.

Основные отрасли машиностроения

Заводы тяжелого машиностроения отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования («Уралмаш», Санкт-Петербургский металлический завод и др.).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

Тяжелое машиностроение,занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге («Уралмаш»), Шахтах, Киселевске и Перми.

Продукция машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.

Железнодорожное машиностроение обеспечивает транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины) изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.

Энергетическое машиностроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями: «Cанкт-Петербургский металлический завод», «Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток», Екатеринбургский турбо моторный завод, «Дальэнергомаш» (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-Западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, Санкт-Петербургский «Электросила», екатеринбургский «Уралэлектроаппарат» и новосибирский трансформаторный завод.

Станкостроение включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов «Красный пролетарий»), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Продукция приборостроения отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО «Второй Московский часовой завод», Пензенский часовой завод.

В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Уде производят вертолеты.

Ракетно-космическое машиностроение (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

По объему производства, а также по стоимости основных фондов автомобилестроение является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АО «ГАЗ» (Нижний Новгород), АО «ВАЗ» (Тольятти), АО «КамАЗ» (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.

Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.

Большинство предприятий судостроения, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.

Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов («Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.

Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО «Динамо», Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение.

Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград.

Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24,6% всех станков, 24,4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли.

В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 712%, а на Дальнем Востоке на 1215%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13% – 25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Отрасли машиностроения

Определение 1

Машиностроение - индустрия, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение делится на три группы - трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Так же к списку отраслей можно добавить разделы, которые появились совсем недавно (вторая половина XX века), такие как:

  • Ракетостроение
  • Электроника
  • Радиотехника
  • Робототехника

Развитие каждой из отраслей является немаловажной задачей, так как от этого зависит во многом зависит общий финансовый и экономический рост.

Отрасли машиностроения объединяют в 4 основные группы, в зависимости от рынка, на который направлена выпускаемая ими продукция:

  1. Инвестиционное машиностроение. В эту группу входят тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое и нефтяное машиностроение. Развитие данных отраслей обуславливается в первую очередь инвестициями.
  2. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этой группы промышленности в основном зависят от платежеспособности сельхозпроизводителей.
  3. Станкостроение – это группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение) развивающихся в зависимости от потребностей других отраслей.
  4. Автомобильная промышленность, чей выпуск ориентирован на спрос непосредственно потребителей (готовая продукция).

Факторы, влияющие на изменение структуры отраслей:

  • Научно-технический прогресс. Чем интенсивней развивается наука и техника, тем нарастает потребность в новых отраслях, выделение из уже сформированных новых подотраслей.
  • Темп развития народного хозяйства.
  • Рост материального состояния населения, изменение в потребностях.

Тяжелое машиностроение

Определение 2

Тяжелое машиностроение - это совокупность подотраслей, предприятия которых ориентированы на выпуск металлообрабатывающего, горно-шахтного, подъёмно-транспортного и многих других, им подобных видов оборудования.

Данная отрасль отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью. Так же тяжелое машиностроение является ведущей отраслью в промышленности, так как играет важную роль в развитии других отраслей и занимается выпуском оборудования для заводов и предприятий по переработке и добыче ресурсов, в том числе и металла.

Особенности тяжелого машиностроения заключаются в отливке и сборке крупногабаритных деталей.

Общее машиностроение

Общее машиностроение характеризуется средней или даже малой металлоемкостью, небольшой трудоемкостью.

Предприятия в основном ориентируются на районы потребления и реализации производимой продукции, дабы сократить расходы на транспортировку.

В основном общее машиностроение направленно на выпуск оборудования для нефтегазовых, сельскохозяйственных, химических и т. п. предприятий, и имеют широкое распространение на всей территории России.

Среднее машиностроение

К среднему машиностроению можно отнести такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и т. п.

В советское время среднее машиностроение в основном было направленно на производство ядерного оружия.

Одним из первых начало развиваться тракторостроение. Самые большие заводы располагались в сельскохозяйственных районах, но при этом недалеко от металлургических баз (Челябинск, Волгоград). В дальнейшем тракторы стали применяться не только в сельскохозяйственных целях, но и в промышленных (тягачи, бульдозеры), поэтому имело смысл открыть специальные заводы тяжелых промышленных тракторов.

В свою очередь производство сельскохозяйственных машин располагалось вблизи от районов потребления. Данные заводы занимались выпуском комбайнов, машин для уборки кормовых и всевозможных технических культур.

Автомобилестроение сосредотачивалось в основном в центральных районах, где преобладали квалифицированные трудовые ресурсы, а также имелось большое число потребителей.

Создавались специальные предприятия для обеспечения автомобильных заводов агрегатами и деталями. Так же автомобилестроение занималось выпуском подшипников для любых отраслей народного хозяйства.

Точное машиностроение

Определение 3

К главным отраслям точного машиностроения относят: приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническую промышленность.

Наиболее значимое влияние на развитие точного машиностроения оказывает финансовая возможность потребителей. В данный момент точное машиностроение находится в состоянии кризиса. Резко упал спрос на производимую продукцию, не хватает оборотных средств, отсутствуют ресурсы для инвестиционных проектов, к тому же имеется ряд банковских задолженностей.

На 2009 год спад точного машиностроения составлял 42%, что явилось наихудшим показателем среди всех отраслей промышленности.

Перед государством поставлены задачи интенсивного роста внутреннего рынка потребления промышленной продукции. В точном машиностроении в первую очередь будут укрепляться такие направления как радиотехническое и электронное машиностроение, приборостроение.

Производство металлических изделий и заготовок

В первую очередь производство изделий и заготовок связанно с источниками сырья, поэтому заводы, цеха и предприятия располагаются в районах ближайших к регионам добычи материалов (металл, горные породы и т. п.).

Развитие промышленности отчасти зависит от модернизации и технической поддержки. И производство заготовок и изделий из металла занимает не последнее место в данном развитии.

Для производства заготовок применяется такая функция как литье. Для производства продукции для промышленности используется в основном металл (чугун, сталь).

Изготовление заготовок отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

В состав комплексных отраслей входят:

  • * Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • * Химическое и нефтяное машиностроение;
  • * Станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • * Приборостроение;
  • * Автомобильная промышленность;
  • * Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • * Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
  • * Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
  • * Авиационная промышленность;
  • * Судостроительная промышленность;
  • * Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

  • 1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;
  • 2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
  • 3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;
  • 4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

  • 1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;
  • 2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.