Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения. В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.). Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое , общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют. В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности. Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами. Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами. 2. Сырьевые ресурсы отрасли Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой. Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката. 3. Размещение отрасли Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность. 5. Структура отрасли Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке. Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой. Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве. Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам. 6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции. Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии. В странах «Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение практически отсутствует. 7. Автомобилестроение мира 90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые. Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в мире являются: 1) Япония (8,5 млн. шт.); 2) США (6,8 млн. шт.) 3) Германия (4,4 млн. шт.) В десятку крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания. Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия). 8. Железнодорожное машиностроение мира. Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии. 9. Судостроение мира Странами – лидерами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев. 10. Авиационная промышленность Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу и высококвалифицированные кадры, получила развитие только в экономически развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин). 11. Электротехническая промышленность Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай. По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Южная Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.) По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (свыше 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.) По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (почти 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.) По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония. 12. Станкостроение мира Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.) А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков. 13. Сельскохозяйственное машиностроение мира. Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются: 1) Япония (150 тыс. шт.) 2) Индия (100 тыс. шт.) 3) США (около 100 тыс. шт.) Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы. Таблица 7 14. Группировка стран по уровню развития машиностроения США Бразилия Монголия Саудовская Аравия Канада Китай Иран Ливия Германия Австралия Перу Мадагаскар Россия Индия Куба Сомали Франция Аргентина Албания Исландия Швеция Мексика Индонезия Лаос Италия ЮАР Алжир Ботсвана Япония Корея Египет Конго Великобритания Испания Чили Панама Швейцария Португалия Ирак Коста-Рика Австрия Ирландия Турция Гаити Голландия Дания Заир Тунис Бельгия Норвегия Нигерия Судан Польша Финляндия Вьетнам Свазиленд Румыния Греция Таиланд Непал 15. Распределение продукции машиностроения Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции. Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом: Япония Þ США США Þ Западная Европа Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Значение машиностроения

Машиностроение одна из наиболее важных отраслей промышленности, которая имеет огромное значение не только для промышленности в целом, но и для экономики страны. К тому же машиностроение определяет уровень научно-технического прогресса так как обеспечивает оборудованием все отрасли промышленности. Так же машиностроение включает в себя не только производство техники, оборудования и предметов народного хозяйства, но и ремонт и обслуживание механизмов, металлообработку.

Роль машиностроения для страны:

  • Обеспечивает оборудованием все комплексы страны
  • От машиностроения зависит развитие всех отраслей экономик
  • Внедряются все достижения научно-технического прогресса
  • Обеспечивает обороноспособность страны
  • Самый крупный комплекс страны
  • 20% промышленного производства приходится на машиностроение
  • 1/3 занятых в промышленности
  • Более 50 тыс. машиностроительных предприятий

Если рассматривать более подробно, то все чем пользуется человек - это продукты машиностроения, столовые приборы, одежда, обувь, все это создано благодаря оборудованию и станкам используемых на производстве.

Без продукции машиностроения люди не могут существовать в целом, так как мы используем все что производится на заводах:

  1. Самолеты, вертолеты, танки, ракеты, автоматы и прочее вооружение
  2. Автобусы, трамваи, метро и другой транспорт передвижения
  3. Станки, экскаваторы, бульдозеры и прочая техника
  4. Телевидение, связь, мобильные телефоны
  5. Спутники, оборудование, а орбите и т.п.

Роль машиностроения в экономике

Машиностроение дает огромный толчок для развития других промышленных комплексов.

Динамика экономики напрямую зависит от внедрения в промышленность новых инновационных технологий. Постоянное развитие машиностроения запускает процесс развития станкостроения, которое обеспечивает рост производственного потенциала при выпуске конкурентоспособной продукции.

Станкостроительное машиностроение своего рода рычаг в большом механизме промышленности, который запускает процесс экономического развития. Поэтому инженеры и конструкторы особое внимание уделяют развитию именно данной отрасли.

Замечание 1

Машиностроение должно не только постоянно развиваться, но и быть эффективным. Поэтому для стратегического развития экономики страны, наиболее важным фактором является модернизация и поддержка машиностроения.

Совершенствование станкостроительной отрасли способствует сокращению затрат времени и труда, что положительно сказывается на себестоимости продукции.

Доля машиностроения в ВВП 10-12%. Транспорт и оборудование является основной продукцией машиностроения России. Многие отрасли напрямую зависят от импорта (роботостроение, станкостроение), но есть и те что покрывают потребности страны полностью (военная промышленность, автомобилестроение, вагоностроение).

Большая часть продукции машиностроения поставляется на внутренний рынок, тогда как на экспорт приходится всего 5%.

В 2015 году в силу вступил приказ о запрете импорта машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Задачи с данными потребностями будут решать предприятия внутри стран.

Так же благоприятным условием для развития машиностроения безусловно служит наличие на территории страны необходимых природных ресурсов. Так же не маловажную роль играет наличие квалифицированных кадров и заинтересованность государства.

Использование машин увеличивает интеллектуальное и мышечное развитие населения, повышает производительность труда, улучшает качество, а также постепенно вытесняет ручной труд.

Роль машиностроения в народном хозяйстве

Народное хозяйство предоставляет промышленности сырье, в то время как от промышленности взамен получает машины, химическое оборудование и предметы потребления. Из этого следует что машиностроение создает для народного хозяйства орудия производства.

К тому же введение новых машин, механизмов и оборудования требует новых рабочих профессий, направленных на пользование современной техникой. Что приводит к интеллектуальному и профессиональному развитию страны.

Замечание 2

В настоявшее время нет ни одной отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы агрегаты, произведенные предприятиями машиностроения.

Благодаря машиностроению население может экономить время и получать эффективные товары, с помощью которых удовлетворяются различные потребности.

Транспортировка грузов напрямую зависит от развития транспортной отрасли, в свою очередь от транспортировки зависит стоимость товаров.

Так же машиностроение обеспечивает техникой, транспортом, железнодорожную отрасль (вагоны, рельсы, двигателя и т.п.), которая используется для транспортировки грузов на дальние расстояния, для перевозки населения.

Механические орудия, используемые людьми в общественных процессах, являются костной системой производства. Степень развития применяемого орудия отмеряют функционирование производственных сил человека. Не зря новая эпоха экономики называется машиностроительной эпохой.

Роль машиностроения в обороне страны

Не маловажное значение машиностроение имеет для оборонной системы страны, ее оснащением занимается военно-промышленный комплекс, который оснащает военные силы страны необходимой техникой и орудием.

Предприятия военного машиностроения отличатся довольно крупными размерами, градообразующие.

Уровень развития военного машиностроения играет решающую роль в обеспечении безопасности страны, и определяет техническое перевооружение главных сфер экономики. Так же не маловажная роль во внешнеполитической политике страны.

На долю военного машиностроения приходится более трети экспорта машин и оборудования.

Основная часть обороны страны оснащена такими видами машиностроительной продукции как, самолеты, ракета-промышленное оборудование.

Так же машиностроение играет большую роль для развития космической промышленности, обеспечивая ее совместно с научными центрами, новейшей и передовой продукцией.

Машиностроение имеет огромное значение в народном хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения:

общее машиностроение;

электротехника и электроника;

транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам.

Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.).

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Ведущие тенденции -- рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции -- 45-48%.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) -- 30%, бытовой электроники -- 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства

Определение 1

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.

В состав комплекса входит примерно $19$ крупных отраслей и подотраслей, которые производят как средства производства, так и предметы широкого потребления, бытовую технику. Машиностроение принадлежит к тройке отраслей, определяющих характер и темпы НТР. Чем совершеннее средства производства (машины и механизмы), тем эффективнее производство.

Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как специализация, кооперирование, концентрация.

Определение 2

Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение подобных операций.

Специализация бывает предметная и постадийная (поэтапная, операционная). Благодаря специализации происходит увеличение производства количества продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости.

Определение 3

Кооперирование – это такая форма организации производства, при которой для выпуска готовой продукции объединяется несколько предприятий на основе специализации.

Оно широко применяется в автомобилестроении, авиастроении.

Определение 4

Концентрация – это такая форма организации производства, при которой на одном предприятии происходит сосредоточение многих видов производства, укрупнение предприятий.

Структура машиностроительного комплекса России

Машиностроительный комплекс России имеет сложную разветвленную отраслевую структуру. Географии предприятий машиностроения зависит от многих факторов и определяется особенностями готовой продукции.

Сырьем для машиностроительного комплекса служит продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку.

Продукция машиностроения делится на две группы – группа «А» - средства производства и группа «Б» - предметы потребления.

Наиболее известными и главными составляющими машиностроительного комплекса являются:

  • тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • электротехническая промышленность;
  • химическое и нефтяное машиностроение;
  • станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • приборостроение;
  • тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Отраслевая структура претерпевает изменения под влиянием НТР и общественно-политических процессов.

Особенности и значение машиностроительного комплекса России

Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.