Верховный Суд подготовил по поручению президента РФ проект глубокого переустройства судебной системы с тем, чтобы избавить ее от коррупции, влияния чиновников, криминального давления со стороны и корпоративной зависимости судей внутри собственной бюрократии. "Создать суд скорый, правый, милостивый", - такую цель ставил автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II. Можно и сегодня подписаться под этими словами, добавив понятия "независимый, самостоятельный и доступный для людей".

О том, какие новации содержит в себе законопроект, внесенный Верховным судом в Госдуму, мы попросили рассказать председателя Комитета по государственному строительству и законодательству нижней палаты парламента Павла Крашенинникова.

Павел Владимирович, непосвященному человеку нелегко разобраться в опубликованном объемном законопроекте. Какие перемены предлагается произвести, чтобы наш суд стал действительно таким, как ждут люди - честным, непредвзятым, независимым. Словом, хорошим судом?

Павел Крашенинников: Для краткости и лучшего понимания я бы выделил три основных направления или блока изменений, необходимость которых обсуждается: создание отдельных, я бы сказал, обособленных инстанций в судах общей юрисдикции, изменение судопроизводства с целью освободить председателей судов от излишних функций, и повышение ответственности судей.

Судебная реформа идет у нас с 90-х годов, и многое в этой сфере уже сделано.

В последние годы активно обсуждалась необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций и их выделения в отдельные, надрегиональные суды.

Лично я сторонник такой идеи и поддерживаю ее.

В новом законопроекте предложен именно такой подход.

Однако, и апелляция, и кассация существуют в судах и ныне. Кассационная инстанция традиционно была всегда, а не так давно ввели и апелляцию, говорили об этом как о большом достижении. Разве она не оправдала себя, в чем же новшество?

Павел Крашенинников: В системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные суды, а также Верховный суд. Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме, даже Верховный суд - по определенным категориям дел. Но основная масса таких дел приходится на районные и мировые суды.

В случае, если одна из сторон процесса не согласна с вынесенным решением, она может оспорить его в следующей инстанции - в апелляции, а затем еще и в кассации. Второй инстанцией, апелляционной, для районных судов являются областные. Если же решение и областного суда покажется несправедливым, человек обращается с кассационной жалобой, ее рассматривает уже президиум областного суда.

Все вроде бы правильно, выстроена многоуровневая система защиты прав и интересов граждан. апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы. Но находятся они в одном суде, где один председатель, одни и те же люди в аппарате суда, а сам суд так или иначе завязан на властные структуры одного региона. Все это порождает вопросы и о коррупции, и о давлении, и о реальной независимости судей.

Закон позволит сделать суды более независимыми от коррупционного влияния, либо "телефонного права"

Законопроект предлагает создать самостоятельные апелляционные и кассационные суды со своим штатным составом, зданиями, материально-технической базой и финансовым обеспечением. При этом границы их компетенции не будут совпадать с границами субъектов Федерации, в новые судебные округа будут входить, в зависимости от количества населения, по нескольку регионов. Это позволит сделать суды более самостоятельными и независимыми, вывести их из-под возможного влияния коррупционных связей, либо "телефонного права".

Как будут формироваться новые судебные округа и какое название получат суды?

Павел Крашенинников: В проекте закона предложены территориальные границы компетенции апелляционных и кассационных судов. Всего решено создать пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Например, чтобы Первый апелляционный суд рассматривал дела по жалобам, представленным на судебные акты 20 областных судов центральной России и Калининградской области, а также Балтийского флотского военного суда. По Второму апелляционному суду предлагается охват территории тоже в 20 субъектов, включая Москву, Санкт-Петербург, северо-восточные регионы, находящиеся на этих территориях военные суды.

Похожим образом будут сформированы 9 кассационных судов общей юрисдикции и соответствующих судебных кассационных округов, с той лишь разницей, что количество входящих в них регионов будет поменьше. Названия они также получат: Первый, Второй и т.д. кассационный суд общей юрисдикции.

Где будут располагаться вновь созданные суды, не слишком ли широкими окажутся границы их компетенции? Несколько субъектов - это гигантские территории, как говорится, не ближний свет. Не ограничится ли доступность суда для жителей отдаленных местностей?

Павел Крашенинников: В проекте закона содержатся предложения о размещении судов. Но это непростой вопрос, он будет прорабатываться. Здесь необходимо учитывать экономическую и судебную активность, транспортную составляющую, а также уровень преступности по регионам. Кроме того, имеет значение и наличие в городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, чтобы в основном не располагать в одних и тех же городах по несколько судов. Все эти критерии должны приниматься во внимание.

Другой важный вопрос - доступность правосудия. Сейчас запущено использование видеоконференцсвязи в судах. И эта технологическая составляющая играет большую роль, поэтому проблема доступности правосудия в значительной степени решена. Еще 5-10 лет назад это было бы невозможно.

Вместе с тем законопроект устанавливает, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, в составе суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющее его полномочия.

Самостоятельные судебные округа, не совпадающие с границами административного деления и соответствующие им суды давно созданы в системе арбитражных судов и неплохо работают. Их опыт учитывался при подготовке нового закона?

Павел Крашенинников: Мне довелось принимать непосредственное участие в реформе арбитражной системы. Ее опыт действительно положительный. Но она менее разветвленная - там нет районных судов, нет мировых. А в судах общей юрисдикции круг вопросов значительно шире - тут рассматриваются и уголовные дела, и гражданские, включая трудовые, семейные, административные споры.

Новая реформа не затронет сложившуюся систему арбитражных судов?

Павел Крашенинников: Глава государства на недавнем собрании, посвященном 95-летию Верховного суда, дал положительную оценку объединению Верховного и Высшего арбитражного судов. Каких-либо других перемен в арбитражной системе не намечается, она будет продолжать работу в сложившихся правилах.

По аналогии с этим объединением любители реформ предлагали объединить с Верховным судом еще и Конституционный суд. На ваш взгляд, это от лукавого?

Павел Крашенинников: Президент в День Конституции 12 декабря подчеркнул, что объединения наших высших судов - Конституционного и Верховного не будет. Таким образом, можно считать, что глава государства поставил в этом вопросе точку.

Создание новых судов высокого ранга потребует судейского резерва и немалых расходов. Бюджет выдержит?

Павел Крашенинников: Роста судейского корпуса не будет. Дело в том, что апелляционная и кассационная инстанции есть в сегодняшних областных судах, эти люди и перейдут в новые суды, а их меньше. Поэтому в проекте закона содержатся предложения по выплате выходных пособий тем гражданским служащим, кто не войдет в новые структуры, либо не захочет переехать к новому месту работы.

Естественно, потребуются расходы на новые здания и помещения судов, их обустройство, переезд судей и их семей, но это не такие траты, которые могут создать угрозу бюджету. В приложениях к законопроекту все детально просчитано.

Применение видео-конференц-связи в судах позволило решить проблему доступности правосудия. Фото: РИА Новости

Критики сегодняшней судебной системы называют одной из главных проблем зависимость судей от "внепроцессуального воздействия" председателей судов. В их руках - все ресурсы, они могут влиять на распределение дел между судьями, возможно, с определенным умыслом, многие "прирастают" к своим креслам, так долго в них сидят. Звучат голоса, что надо не назначать, а выбирать судей, как, например, выбирают депутатов.

Павел Крашенинников: Поправки устраняют многие недочеты в работе судов. Принятие данного закона потребует большой работы по внесению изменений в законодательство о судоустройстве и в процессуальные кодексы. В нашем Комитете имеются наработки и предложения по этим проблемам, конечно, мы ими поделимся.

Что касается предложений об освобождении председателей суда от разного рода хозяйственных забот, внедрении жеребьевки в распределении дел, исключающей возможные коррупционные умыслы, то это дело не техническое.

Скажем, одни судьи устойчивы к резонансным, громким делам, другие более подвержены давлению внешней среды. Надо все учитывать, речь идет о судьбах людей.

Поэтому нужно смотреть конкретные законодательные инициативы, обсуждать. Это еще предстоит.

Также есть предложения по сокращению сроков работы председателей судов и возможности их повторного назначения, и о мерах воздействия на судью, если он по тем или иным причинам совершил судебную ошибку. В частности, возможно понижение классной квалификации, что влияет и на зарплату, и может иметь превентивный характер. Все это еще должно обсуждаться.

Что касается выборности судей, мне кажется, эта идея попахивает популизмом.

Депутат представляет волю своих избирателей в выборном органе власти, в этом его главная обязанность. А обязанность судьи - выносить юридически значимые решения в полном соответствии с законом, который нужно хорошо знать и понимать.

Здесь нужен специалист, профессионал, а не просто человек, пользующийся доверием.

После того, как глава государства год назад поставил задачу подготовить проект судебной реформы, в обществе и СМИ шло широкое обсуждение, звучали самые разные предложения. Учтены ли мнения в нынешнем законопроекте?

Павел Крашенинников: Проект нового закона готовился не в вакууме, было много разных встреч и обсуждений среди юристов, в судейском и адвокатском сообществе, с представителями бизнеса, деловых кругов, общественностью. На собрании в Верховном суде Владимир Владимирович Путин сказал, что и он тоже принимал участие в подготовке намечаемых преобразований. Я не сомневаюсь, в процессе чтений в Госдуме поступит еще масса предложений, все они будут рассмотрены самым внимательным образом.

Эксперты "РГ" дают советы по решению конкретных судебных дел в

Основные задачи судов Российской Федерации это укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, защита от посягательств закрепленных в Конституции Российской Федерации общественного, политического и экономического строя. Суды должны защищать социально-экономические, политические, личные и иные права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в конституции, законах и подзаконных актах. Суды защищают законные интересы государства и частных организаций.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых к правосудию присяжных, народных и арбитражных заседателей, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть является независимой ветвью власти. Непосредственно сама судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Суды и судьи осуществляют свою деятельность независимо от кого бы то ни было, руководствуясь только законом. Никто и ничто не может в законодательном порядке уменьшить их независимость. Судебные постановления обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Информация и документы, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно. При осуществления правосудия судьи не отдают предпочтения никаким организациям и лицам, по каким-либо признакам, то есть все равны перед судом и законом.

Судьи обладают единым статусом, который устанавливается Конституцией Российской Федерации, законом РФ от 26.06.1992 №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Между собой судьи отличаются только полномочиями и компетенцией. Все судьи РФ независимы, несменяемы и неприкосновенны. Несменяемость судей означает то, что судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, а его полномочия прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Неприкосновенность судей включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Все суды Российской Федерации можно условно разделить на три группы:

  • 1. Суды общей юрисдикции;
  • 2. Арбитражные суды;
  • 3. Конституционный суд и Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Рассмотрим подробнее каждую группу.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Они рассматривают наибольшее количество судебных дел в РФ, решают все гражданские споры, кроме споров вытекающих из предпринимательских и иных экономических правоотношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными к компетенции арбитражных судов, и все уголовные дела.

Система судов общей юрисдикции представлена следующими звеньями: Верховный Суд Российской Федерации, суды субъектов РФ, районные (городские) суды, мировые суды. В систему судов общей юрисдикции дополнительно входит группа военных судов, которая включает в себя: Верховный Суд РФ, военные (флотские) окружные суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом (высшим звеном) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ может рассматривать дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом - и в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено судов общей юрисдикции - это верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и суды автономных округов. Эти суды создаются по одному на каждый субъект Российской Федерации и рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются непосредственно нижестоящей инстанцией по отношению к Верховному Суду РФ.

Третье звено формируют районные (городские) суды. Они создаются в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного административного района или города. Также они могут быть созданы в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Так, например, в Москве имеется 123 района, на территории которых действуют 33 районных суда. Именно эти суды рассматривают основную массу гражданских, административных и уголовных дел. Районные суды подчиняются судам субъекта РФ и являются вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судам.

Самое низшее звено судов общей юрисдикции - это мировые суды. Мировые судьи действуют в пределах судебных участков, которые создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. Такие суды рассматривают уголовные дела, наказание по которым не превышает трех лет лишения свободы, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, имущественные споры, если размер иска не превышает ста тысяч рублей, и прочие незначительные гражданские и административные дела.

Параллельно с вышеперечисленными судами в систему судов общей юрисдикции входят военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Система военных судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: Верховного Суда РФ, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов.

Порядок их создания существенно отличается от "гражданских" судов. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений ВС РФ.

Высшим звеном таких судов выступает Верховный Суд Российской Федерации. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. Сама Военная коллегия решает дела об оспаривании ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы военнослужащих, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи военных судов и дело особой сложности и общественной важности. Кроме того, Военная коллегия рассматривает дела в кассационном, апелляционном и надзорном порядке по жалобам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов.

Следующим звеном военных судов являются окружные (флотские) суды. Окружной (флотский) суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения ВС РФ. Они решают в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Окружной суд является судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по отношению к гарнизонным судам, рассматривает дела по протестам на решения окружного (флотского суда) принятые им во второй инстанции и рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам по отношению к решениям окружного (флотского) суда, вступившим в силу.

Низшим же звеном военных судов выступают гарнизонные военные суды, которые действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов и решают все дела, не отнесенные к компетенции вышестоящих военных судов.

Следующей группой судов в судебной системе Российской Федерации являются арбитражные суды.

Целью создания института арбитражных судов является:

  • - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, защита прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц;
  • - обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • - формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • - содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Такие задачи создают весьма специфическую компетенцию арбитражных судов. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным Процессуальным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Высшее звено системы арбитражных судов в РФ. Этот суд в рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании правовых актов высших органов исполнительной власти, которые нарушают права и законные интересы граждан в сфере экономической деятельности. Рассматривает в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов, рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам, координирует и организует деятельность арбитражных судов, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, подготавливает предложения по совершенствованию законов. Высший Арбитражный Суд наделен правом законодательной инициативы по вопросам его ведения и может обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности того или иного правового акта.

Федеральные арбитражные суды округов. Такие суды охватывают несколько субъектов РФ, общее их количество - 10. Они являются вторым звеном системы арбитражных судов в РФ. Такие суды в кассационном порядке проверяют законность судебных актов по делам, рассмотренными нижестоящими арбитражными судами, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, и подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов.

Следующим звеном выступают арбитражные апелляционные суды. Они являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Такие суды создаются по два на каждый арбитражный округ (всего 20 судов). Как следует из названия, к компетенции таких судов относится пересмотр в апелляционном порядке решений, принятых арбитражными судами в апелляционном порядке. В дополнение к вышеперечисленному, они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучают и обобщают судебную практику, обращаются в конституционный суд с запросом о проверке конституционности законов.

Последнее и самое низшее звено системы арбитражных судов - это арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Они создаются на территории республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

К полномочиям относятся рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики.

Наконец, последнюю группу судов составляют Конституционный суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Это судебные органы конституционного контроля осуществляющие судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Их деятельность направлена на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Такие суды решают исключительно вопросы права.

Конституционный суд Российской Федерации. Суд состоит из 19 судей, которых назначает Совет Федерации на неопределенный срок. Впрочем, существует максимальный возраст пребывания в должности - 70 лет. Существуют должности председателя, его заместителя и остальных судей. Конституционный Суд РФ разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Палат две, в одной 10, в другой 9 судей. В пленарных заседаниях участвуют все судьи.

Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается по инициативе субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Такие суды финансируются из бюджета соответствующего субъекта. Порядок формирования, действия и другие вопросы регламентируются федеральными законами субъектов РФ. Эти суды не являются какой-либо инстанцией Конституционного суда РФ и не образуют единой судебной системы, действуя независимо и осуществляя свои полномочия только в пределах субъекта РФ.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера (платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в т.ч. на возможность получения кредита).

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Для анализа ликвидности и платежеспособности используют следующие способы :

1 метод. Анализ ликвидности баланса : показывает какие соотношения между разделами актива и пассива должны быть у предприятия, чтобы обеспечить возможность продажи в соответствующие сроки имущества предприятия для погашения возникающих обязательств.

При анализе проводят сравнение активов, сгруппированных по степени ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения:

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Наиболее универсальной формой анализа ликвидности является составление группировочных балансовых таблиц. Данный метод может быть использован как для проведения внешнего, так и внутрихозяйственного анализа.

Группы средств и обязательств.

Наименование группы (актив)

Характеристика

Наименование группы (пассив)

Характеристика

Наиболее ликвидные активы

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

Наиболее срочные пассивы

Кредиторская задолженность

Быстрореали-зуемые активы

Краткосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в тече-ние 12 месяцев) и

НДС по приобретенным ценностям

Краткосрочные пассивы

Краткосрочные заем-ные средства и прочие краткосрочные пассивы

Медленно реализуемые активы

Запасы, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются по истечение 12 месяцев, и прочие оборотные активы, прочие оборотные средства.

Долгосрочные пассивы

Долгосрочные кредиты и заемные средства

Труднореали-зуемые активы

Внеоборотные активы.

Постоянные (устойчивые пассивы)

3 раздел баланса (собственный капитал).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

Выполнение первых трех неравенств влечет за собой выполнение и четвертого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства носит «балансирующий» характер и в то же время оно имеет глубокий экономический смысл - его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости, т. е. о наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Если эти неравенства выполняются, то структура баланса считается ликвидной, если хотя бы одно неравенство не выполняется, то структура баланса не удовлетворяет и предприятия может стать неплатежеспособным;

2 метод. К оэффициентный анализ ликвидности предприятия определяется и с помощью ряда финансовых коэффициентов:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Он определя­ется отношением денежных средств ко всей сум­ме краткосрочных долгов предприятия.

K ал должно быть ≥ 0,2

где ДС - денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения

КО – краткосрочные обязательства

Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опас­ности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в пла­тежные средства.

Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25 % погасить все свои долги, то его плате­жеспособность считается нормальной.

Следует отметить, что сам по себе уровень коэффициента абсолютной ликвидности еще не является признаком плохой или хорошей платежеспособности. При оценке его уровня не­обходимо учитывать скорость оборота средств в текущих акти­вах и скорость оборота краткосрочных обязательств. Если платежные средства оборачиваются быстрее, чем период возмож­ной отсрочки платежных обязательств, то платежеспособность предприятия будет нормальной.

2. Коэффициент быстрой (критической, промежуточной) ликвидности

K бл =

где КДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность;

K бл должно быть 0,7-1,0.

Однако это значение может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в соста­ве текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотноше­ние может быть меньшим.

В мировой практике допускается значение коэффициента = 1, что характеризует платежеспособность предприятия на срок 15-30 дней.

1. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) - отношение всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершеннее производство и исключая расходы будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств (III раздел пассива):

K тл =

где ОА – оборотные активы

K тл должен быть ≥ 2.

Коэффициент текущей ликвидности показывает в какой степени те­кущие активы покрывают краткосрочные обязательства.

3 метод. Анализ движения денежных потоков выполняется на основе ф.4 отчета о ДДС: сравнивается остаток средств на конец года с остатками средств на начало года - в идеале темпы прироста этих средств должны ≈ соответствовать выручке от продаж, если меньше, то это негативная тенденция, а если эти средства нулевые, то предприятие не платежеспособно в данный период времени, выясняется за счет чего это произошло.

Платежеспособность предприятия

Платежеспособность – важнейший показатель, характеризующий финансовое состояние предприятия, его способность своевременно и в полной мере оплачивать все свои денежные обязательства, что зависит от сохранности собственных средств предприятия и эффективного использования оборотных средств.

Платежеспособность предприятий обуславливается воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

Внешние факторы включают:

Общее состояние экономики, ее структуру,

Государственную, налоговую и бюджетную политику,

Процентную и амортизационную политика,

Состояние рынка и т.д.

К внутренним факторам относятся:

Состояние активов предприятия, их оборачиваемость,

Структура источников формирования этих активов.

Неплатежеспособность – финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока рассчитаться по, своим, долгам. Утрата предприятием платежеспособности может быть обратимой или необратимой - в зависимости от того, в состоянии ли предприятие без внешних воздействий восстановить платежеспособность.

Несостоятельность (необратимая неплатежеспособность) – финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и также неспособно самостоятельно восстановить свою платежеспособность.

Очевидно, что для нормально функционирующего предприятия естественным, состоянием должна быть платежеспособность

Выделяют 7 видов неплатежеспособности:

1) ожидаемая

Предприятие находится в состоянии ожидаемой неплатежеспособности, если на момент отчета оно располагает денежными средствами для погашения просроченной задолженности, но в перспективе имеющиеся у него источники покрытия долгов не позволят ему рассчитаться по долговым обязательствам. Относительно финансового состояния предприятия в этом случае можно утверждать, что оно может быть неплатежеспособно в будущем вследствие того, что его активы в совокупности с аккумулирующейся чистой прибылью (возможно – отрицательной, если предприятие убыточно) через некоторое время окажутся недостаточными для своевременного возврата заемных средств.

2) техническая

Техническая неплатежеспособность показывает отсутствие достаточного объема денежных средств для немедленного расчета по просроченным долгам, но активы и аккумулирующаяся чистая прибыль являются достаточными источниками покрытия долговых обязательств в перспективе.

3) кратковременная

Кратковременной считается неплатежеспособность, при которой предприятие не в состоянии в нормативный срок погасить просроченную задолженность, имеет, достаточно интенсивный поток прибыли, который вместе с существующими денежными средствами позволит погасить в течение соответствующего нормативного периода краткосрочную денежную задолженность.

4) временная

Временная неплатежеспособность соответствует ситуации, в которой предприятие не в состоянии своевременно погасить внешнюю; денежную задолженность, но за счет привлечения всей совокупности быстроликвидных активов сможет рассчитаться по внешней задолженности в целом.

5) долговременная

Долговременной является неплатежеспособность, характеризующаяся тем, что предприятие не располагает достаточными источниками средств для своевременного погашения внешней задолженности, но за счет мобилизации всех оборотных активов в состоянии рассчитаться по всем краткосрочным обязательствам. В отличие от предприятия, находящегося в состоянии временной неплатежеспособности, здесь существует возможность расплатиться по краткосрочным обязательствам при помощи низколиквидных активов.

6) длительная

Состояние длительной неплатежеспособности свидетельствует о том, что оборотные средства и аккумулирующаяся чистая прибыль не являются достаточными источниками покрытия заемных средств. И только привлечение внеоборотных активов позволит предприятию погасить всю сумму долговых обязательств.

7) необратимая.

Необратимая неплатежеспособность (несостоятельность) характеризуется тем, что всей совокупности активов предприятия недостаточно для погашения полной суммы долговых обязательств - кратко и долгосрочных. Состояние необратимой неплатежеспособности характеризуется тем, что предприятие не может расплатиться по долговым обязательствам без внешнего финансового вмешательства. Несостоятельность, признанная в законодательно установленном порядке, рассматривается как банкротство.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами анализа являются:

Установление способности предприятия своевременно и в полной мере оплачивать, свои денежные обязательства;

Изыскание резервов и возможностей наиболее экономичного и рационального использования финансовых ресурсов, обеспечения и повышения платежеспособности предприятия;

Разработка мероприятий по улучшению платежеспособности предприятия.

Ликвидность банка является одной из важнейших обобщенных качественных характеристик деятельности банка. Под ликвидностью понимается способность банка удовлетворять потребность клиентов банка и его кредиторов в финансовых ресурсах в течение операционного дня с приемлемым уровнем издержек. В то же время ликвидность банка представляет собой динамическое состояние, которое складывается постепенно и характеризуется влиянием разнообразных факторов и тенденций.

В учебной и профессиональной литературе вместе с понятием «ликвидность» используется также «платежеспособность», которая связывается с положительной величиной собственного капитала банка, где отрицательный капитал означает неплатежеспособность. С другой стороны, под платежеспособностью банка понимается достаточность банковского капитала для обеспечения активов. Но чаще всего платежеспособность рассматривается как выполнение обязательств на конкретную дату.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макроэкономические и микроэкономические.

К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, можно отнести: геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране: совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг и др.

Кроме того, на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: ресурсную базу коммерческого банка, качество инвестиций, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

Следует отметить, что факторы влияют в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в их отдельных группах, так и между группами.

в основе возникновения риска ликвидности лежат следующие факторы:

  • - утрата доверия к банковской системе или к отдельному банку;
  • -зависимость в плане привлечения депозитов от одного рынка или небольшого числа партнеров;
  • -чрезмерное краткосрочное заимствование или долгосрочное кредитование;
  • -проявление кредитного риска, нарушающее структуру денежного потока в банке;
  • -высокий риск концентрации в портфеле банковских активов (ценные бумаги, валютная позиция).

На ликвидность баланса банка влияет структура его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в обшей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Активы банка по степени их ликвидности можно разделить на три группы: 1. Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства. В их числе - касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги. 2. Ликвидные средства в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства. Речь идет о кредитах и других платежах в пользу банка со сроками исполнения в ближайшие 30 дней, условно реализуемых ценных бумагах, зарегистрированных на бирже (как и участие в других предприятиях и банках) , и других ценностях (включая нематериальные активы) . 3. Неликвидные активы - это просроченные кредиты и ненадежные долги, здания и сооружения, принадлежащие банку и относящиеся к основным фондам.

Ликвидность банка зависит и от степени риска отдельных активных операций: чем больше доля высокорисковых активов в балансе банка, тем ниже его ликвидность. К надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым -- долгосрочные вложения банков.

Существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка оказывает степень кредитоспособности заемщиков банка. Чем больше доля высокорисковых кредитов в кредитном портфеле банка, тем ниже его ликвидность.

Зависит ликвидность также и от структуры пассивов баланса. Если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой момент, то срочные вклады находятся в распоряжении банка более или менее длительный период. При прочих равных условиях, повышение удельного веса вкладов до востребования, и понижение доли срочных вкладов -- снижает банковскую ликвидность. Надежность депозитов и займов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает влияние на уровень ликвидности баланса.

Банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и других кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своим клиентам. Так что большинство банков имеют некоторое несоответствие между сроками погашения по своим активам и сроками погашения по основным обязательствам. Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую долю обязательств, требующую немедленного выполнения, таких, как вклады до востребования, текущие счета и займы денежного рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который может быть весьма значительным в отдельные моменты времени.

Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.

Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные средства должно быть для банка высокоприоритетным. Неудачи в этой области могут серьезно подорвать доверие к нему клиентов.