Мы живем за счет энергии нашего организма, обеспечивающей все необходимые процессы жизнедеятельности. Только благодаря ей мы имеем возможность дышать, смеяться, радоваться каждому новому дню и счастливым мгновениям нашей жизни. Без энергии невозможна работа электротехники, компьютеров, предметов нашего обихода, а самое главное, без этой составляющей не может существовать живой организм.
Источником этой самой энергии, ее поставщиком в нашем организме является соединение под названием глюкоза - представитель моносахаридов. Строение, свойства и применение вещества будут рассмотрены в нашей статье.
Что представляет собой глюкоза?
Глюкозу еще называют "виноградным сахаром", так как наибольшее ее количество обнаружено именно в соке винограда. Также достаточно большое содержание во всех спелых фруктах и ягодах, помимо этого, глюкоза входит в состав сахара и меда.
"Виноградный сахар" представляет собой бесцветное кристаллическое соединение в виде порошка, хорошо растворимое в воде и имеющее сладкий вкус. Температура плавления колеблется в пределах 146 градусов. Данное соединение относится к группе многоатомных спиртов и моносахаридов, то есть тем группам веществ, которые при гидролизе (растворении в воде) не распадаются на более простые составляющие молекулы.
Применение глюкозы очень обширно.
Глюкоза образуется в процессе фотосинтеза в зеленых частях растений, а из нее, в свою очередь, синтезируется гликоген, который при взаимодействии с креатинфосфатом трансформируется в аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ), являющуюся основным поставщиком энергии.
Польза "виноградного сахара" для организма
Рассмотрим химические свойства глюкозы, применение ее в различных областях.
Поскольку это моносахарид, то сразу после употребления в пищу глюкозы она достаточно быстро всасывается в кишечнике, после чего осуществляются процессы, направленные на ее окисление, для выделения свободной и так необходимой для нашего организма энергии. Помимо этого, она очень питательна и является основным источником энергии для адекватного функционирования головного мозга. На самом деле энергия, которая образуется в процессе окисления, составляет около одной трети всей энергии живого организма.
Глюкоза: свойства и применение
Однако, как и во всем, здесь также необходим баланс. Все хорошо в меру: так, при недостатке энергии мы становимся вялыми, теряем концентрацию, у нас снижается внимание. И наоборот, при повышении ее уровня усиливается синтез основного гормона-антагониста глюкозы - гормона поджелудочной железы инсулина, что приводит, соответственно, к снижению уровня концентрации сахара в крови. При нарушении этих взаимодействий развивается такое эндогенное заболевание, как сахарный диабет.
Являясь небольшим соединением, природный сахар участвует в образовании более сложно устроенных соединений, таких как, например, крахмал и гликоген. Именно эти полисахариды и составляют основу для хрящевой ткани, связок и волос.
Как она накапливается?
Наш организм достаточно запаслив, поэтому "откладывает" гликоген (основной углеводный запас) на непредвиденные ситуации (например, тяжелые физические нагрузки). Глюкоза накапливается в мышечной ткани, в крови (с концентрацией равной 0,1-0,12 % всего сахара) и в отдельных клетках. Теперь совершенно очевидным становится тот факт, что уровень сахара повышается после приема пищи и снижается при физических нагрузках и голодании. Это приводит к развитию такого патологического состояния, как гипогликемия, с развитием и нарастанием степени возбудимости, беспокойства в сопровождении мышечной дрожи и обмороков.
Применение глюкозы в спорте
Используется в качестве средства для повышения уровня выносливости, обеспечивает наивысший уровень работоспособности спортсменов и атлетов, так как калорийность ее практически в два раза ниже, чем жирной пищи. Но в то же время окисляется она значительно быстрее, тем самым обеспечивая достаточно стремительное поступление в кровь «быстрого углевода», что так необходимо после проведенных изнурительных тренировок или соревнований. Для достижения этих целей глюкоза применяется в виде таблетированных препаратов, инфузионных и инъекционных растворов либо изотонического раствора (растворяют в воде).
Показания к применению глюкозы будут многообразны.
Очень важна глюкоза для культуристов, так как при ее недостатке не только наблюдается упадок сил ухудшение клеточного и, как следствие, тканевого метаболизма, но и значительно уменьшается возможность набора массы тела. Почему так происходит?
Ведь спортсмен в данной ситуации сознательно употребляет огромное количество сахара, так почему тогда мы наблюдаем потерю в весе? Парадокс заключается в том, что в это же самое время культуристы очень много тренируются. Помимо этого, огромные дозы глюкозы значительно увеличивают уровень холестерина, а также способствуют развитию такой эндокринной патологии, как сахарный диабет. Глюкоза откладывается в виде жировых соединений, с которыми, по сути, и борется спортсмен.
Строение, свойства, применение глюкозы изучаются давно.
Правила употребления
Существуют правила употребления этого сахара: перед непосредственным началом тренировки не стоит увлекаться сладкими напитками, так как это грозит обморочными состояниями в результате резкого падения концентрации глюкозы за счет выработки инсулина. Наиболее оптимален прием глюкозы сразу по окончании занятий, в период так называемого углеводного окна. Для приготовления вышеупомянутого изотонического напитка необходимо взять 14 таблеток глюкозы, каждая весом по 0,5 грамм, и литр простой очищенной кипяченой воды. Далее необходимо развести сахар в жидкости и принимать каждые 15-20 минут в течение часа.
Применение в промышленности
- Пищевая отрасль промышленности: в качестве заменителя сахарозы, как сырье для производства диетических продуктов.
- Кондитерская отрасль: входит в состав конфет, шоколада, тортов; производство патоки необходимой для приготовления мармелада и пряников.
- Производство мороженого основано на способности глюкозы понижать уровень замерзания данного продукта, повышая тем временем его плотность и твердость.
- Изготовление хлебобулочных продуктов питания: создает благоприятные условия для процессов брожения, что влечет за собой улучшение не только вкусовых свойств, но и органолептических.
Каково еще применение таблеток глюкозы?
Применение в медицине
Природный сахар обладает дезинтоксикационными и метаболическими свойствами, на чем и основано его применение во врачебной практике.
Моносахарид выпускается в виде следующих форм:
- Глюкоза в таблетках. Инструкция по применению говорит, что в ней содержится по 0,5 грамм сухого вещества декстрозы. При пероральном (через рот) применении оказывает сосудорасширяющее и седативное влияние, восполняя энергетические запасы организма, тем самым способствуя повышению интеллектуального уровня развития и физической активности человека.
- В виде раствора для инфузионных вливаний. На один литр 5 % раствора глюкозы приходится 50,0 грамм сухого вещества декстрозы, 10 % раствора, соответственно, содержат 100,0 г, в 20 % смеси - 200,0 г действующего вещества. При этом необходимо учитывать, что 5 % раствор сахарида изотоничен кровяной плазме, поэтому введение ее в виде инфузии способствует нормализации кислотно-щелочного баланса и водно-электролитного равновесия.
- Раствор в виде внутривенных инъекций способствует повышению осмотического давления крови, расширению сосудов, усиленного оттока жидкости из тканей, повышению мочеобразования, что, в свою очередь, обеспечивает активацию процессов обмена веществ, находящихся в печени и нормализации сократительной деятельности сердечной мышцы.
Показания к применению
Инструкция по применению глюкозы указывает, что показаниями к применению служат:
- Низкая концентрация уровня сахара крови (явления гипогликемии, гипогликемической комы).
- Значительные умственные (интеллектуальные) и физические нагрузки.
- Для скорейшего восстановления в период реабилитации после оперативных вмешательств либо затянувшихся заболеваний.
- В качестве комплексной терапии при декомпенсации патологических процессов, представленных в виде недостаточности сердечной деятельности, кишечных патологий, геморрагических диатезов, либо заболеваниях, затрагивающих печень или почки.
- Коллаптоидное состояние.
- Шоковое состояние любого генеза.
- Обезвоживание независимо от источника происхождения.
- Период интоксикации наркотическими препаратами, различными химическими соединениями.
- У беременных женщин с целью увеличения прибавки в весе у плода.
Особые указания
К глюкозе инструкция по применению подтверждает, что концентрированные растворы (10 %, 25 %, 40 %) применяются только для проведения внутривенных способов введения одновременно не более 20-50 миллилитров, за исключением экстренных ситуаций в виде массивной кровопотери, гипогликемии. В этих случаях вливается до 300 миллилитров в день. Врач должен помнить, а пациент учитывать синергическое взаимодействие (взаимное усиливающее влияние друг на друга) глюкозы и аскорбиновой кислоты. Таблетированные препараты же принимаются в дозировке 1-2 штуки с увеличением до 10 в зависимости от необходимости.
Необходимо в обязательном порядке принимать во внимание, что у декстрозы есть способность ослаблять действие гликозидов для сердца тем, что происходит их инактивация и окисление. Соответственно, нужно делать перерыв между приемами этих средств. Также эффективность следующих лекарств снижается под действием глюкозы:
- нистатин;
- анальгетики;
- стрептомицин;
- адреномиметические средства.
Если у человека гипонатриемия и почечная недостаточность, то принимать глюкозу необходимо с осторожностью, постоянно держать под контролем показатели центральной гемодинамики. По показаниям назначают во время беременности и лактации. Детям до 5 лет таблетированную форму не назначают по той причине, что они не могут еще рассасывать таблетку под языком. Часто назначают препарат глюкозы при алкогольной интоксикации и различных отравлениях.
Противопоказания к применению глюкозы
Не назначают препарат, когда у человека имеется:
- сахарный диабет;
- любое патологическое состояние, сопровождающееся падением уровня сахара в крови;
- случаи индивидуальной непереносимости (развитие явлений лекарственной либо пищевой аллергии).
Заключение
Нужно понимать, что необходимо разумное употребление как глюкозы, так и всех продуктов питания, лекарственных препаратов. В ином случае это грозит сбоем в регуляции, в частности эндокринной системы, снижением уровня не только работоспособности и физической активности, но и качества жизни.
Нами рассмотрена глюкоза - представитель моносахаридов. Химическое строение, свойства, применение подробно описаны.
Имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Школа называется общеобразовательной потому, что дает базовые знания в основных сферах наук. На этой базе человек впоследствии становится хорошим специалистом в какой-либо более узкой области своей специализации. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.
Учение в школе - это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы. Школьника нельзя заставить успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».
Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.
Структура деятельности.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений : идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д. Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности – интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2.Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика . Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Причины спада школьной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета . При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок;
изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста.
1. Изучение нового материала.
При изложении нового материала активно используются уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся.
Более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации , для которых привлекательна легкость выполнения действий.
Ребятам со средним уровнем мотивации , которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).
Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации , для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.
В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне.
2. Закрепление информации.
Этот этап имеет три вида. Первичное закрепление – идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя.
Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест в виде игры “Звездный час” или выполнение самими учащимися демонстрационных опытов.
Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.
3. Домашние задания.
Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке.
Задача учителя – определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д.
Для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации – требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации – творческие задания (решение нестандартной задачи – с лишними данными, или, наоборот, с недостающими).
4. Опрос домашнего задания.
Проверка домашней работы имеет следующие формы:
индивидуальная работа у доски,
работа на месте,
фронтальный опрос.
Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания.
При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы.
Уровень задания школьник выбирает сам . Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития учитель дает инструкцию по выполнению задач остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут.
Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой.
Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед.
Задания подбираются опять же индивидуально:
для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;
для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;
задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.
Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником. Лучше всего проводить это в виде завуалированного теста – игры “Слабое звено”, обязательно с комментариями ответов.
Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления : абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.
5. Итоговый Контроль знаний.
В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.
Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:
для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,
задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,
нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.
“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.
Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов.
6. Практическая работа.
При выполнении практических работ акцентируется внимание на умение ученика описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать свои пути выполнения работы . Для учащихся с низким уровнем мотивационной деятельности предлагается инструкция выполнения опытов.
После завершения всех операций они подробно описывают свои наблюдения и делают выводы (естественно, с помощью учителя) в соответствии с целями. Ребятам со средним уровнем мотивации необходимо выполнить работу, описать свои наблюдения, записать уравнения химических реакций, сделать соответствующие выводы и ответить на дополнительные вопросы. Для школьников, которым нравится находить свои пути решения, проблемные задания – необходимо готовить специальные практические работы.
7. Дополнительные задания.
В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.
Самое простое задание – найти конкретную информацию.
Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.
И, наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.
8. Обобщающие уроки.
Обобщающие уроки – это составление обобщающих схем, позволяющее ученику выявить глубинные связи изучаемых процессов и явлений.
Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему .
Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию.
Школьники, которые любят сами находить способы решений – предлагают свои, авторские схемы
.
5. Возрастные особенности мотивации учения школьников.
Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих - сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом, эмоции) и включить в соответствующую деятельность.
Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.
При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, по и физически (лицом). Даже собаки, живущие долго с хозяином, чем-то напоминают его.
Внушение
Сила взгляда.
Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стааи готовить завтрак.
Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гелъфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гелъфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся. Позже рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом - не помнит.
Вспоминается одна картинка, виденная автором в детстве: в зоопарке - кормежка удава. В террариум запустили мыть. Удав уставился на нее не мигая. Мышь оцепенела, а потом медленно стала двигаться прямо в пасть удава. При этом задние лапы толкали ее вперед, а передние упирались. Незабываемое по своему драматизму зрелище!
Оба описанных случая показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животного, навязать им определенные действия.
Пристальный взгляд.
В деловом мире пристальный взгляд находит себе практическое применение. Президент сети закусочных быстрого обслуживания «Макдональдс» сказал: «Наши рестораны в Москве кормят ежедневно пятьдесят тысяч человек И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: «Приходите к нам еще».
Рассказанная ранее история о том, как здоровался сенатор Роберт Кеннеди, свидетельствует, что политики также умело пользуются взглядом, чтобы внушить аттракцию к себе.
Магический взгляд.
Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют «магическим взглядом». Естественно, что есть и обучающие рецепты. Об одном из них рассказывает Игорь Востоков в своей книге «Секреты целителей Востока».
«Возьмите машинописный лист и в центре его начертите тушью или черными чернилами круг размером с двухкопеечную монету (1,5 см).
Повесьте этот лист на расстоянии 2-2,5 м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг (круг надо заштриховать черным цветом).
Делая это ежедневно, вы выработаете в себе «магический взгляд». Если таким взглядом женщина, к примеру, посмотрит на мужчину с целью его приворожить к себе, то он навсегда станет ее».
Другой способ - с помощью зеркала. Чуть расслабив мышцы лица, посмотрите на свое отражение. Взгляд направьте себе в глаза или переносицу Избегая частых миганий, смотрите в точку 20-25 секунд.
В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.
Если вы желаете вывести собеседника из равновесия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же начнет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерное откинете голову назад, то сохранить самообладание удастся только уж очень выдержанному человеку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседника взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.
Внушение словом.
Слова - основной инструмент внушения. Визуальные приемы являются вспомогательными, облегчающими достижение цели. Сокрушительная сила языка нашла свое своеобразное отражение в Евангелии от Иакова (3:5-6):
«Так и язык - небольшой член, но много делает»
«Язык - огонь, прикраса неправды»
«Это неудержимое зло: он исполнен смертельного яда»
С древних времен известно, что лечение тела и души человека покоится на трех основаниях: нож, трава и слово. Нож используется в хирургии; применение трав привело к возникновению лекарств; слово же является основным «орудием труда» психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.
Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас некогда даже как следует выслушать пациента. Наибольшим уважением у этого контингента как раз и пользуются доктора, находящие возможность терпеливо выслушать жалобы, ободрить, вселить надежду на улучшение.
«Слово убивает» - совершенно справедливо утверждается в пословице. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека заклятие, прокалывая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем «сглаза» можно причинить вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.
Прямое внушение.
Оно связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера прямого внушения напомним описанный нами ранее случай смерти пациентки сразу после смерти лечившего ее специалиста и «успокоившего» ее словами: «Вы умрете после меня».
Косвенное внушение.
При косвенном внушении используется некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления его эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на которого наложено заклятие). Нередко косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку не действует «в лоб» и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у внушаемого.
Проиллюстрируем силу косвенного внушения данными трех экспериментов. В одном из них, проводившемся в психиатрической клинике в США, пациентов разделили на две группы: первая проходила психотерапию в течение полугода, вторая же в это время ожидала лечения. Когда сравнили результаты, то оказалось, что процент улучшения был одинаков в обеих группах. Надежда на излечение сравнялась с самим лечением.
В другом опыте пациентам с неврозом вместо лекарств давали пилюли из сахара (совершенно бесполезные в плане лечения), уверяя, что они «помогут так же, как и другие лекарства». Группа из четырнадцати человек принимала сахарные пилюли три раза в день в течение недели, после чего у тринадцати пациентов наступило улучшение по всем критериям…
Подобный эффект широко известен в медицине под названием «эффект плацебо» (то есть пустышки).
В третьем эксперименте сформировали две группы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной работали профессиональные психологи и психиатры, а с другой - преподаватели колледжа, пользовавшиеся популярностью среди студентов. Эти преподаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью «помочь». Подобные сессии проводились 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев. Процент улучшений был одинаковым в обеих группах.
Внушаемость.
Она сугубо индивидуальна у каждого человека. Определить уровень внушаемости можно с помощью специальных тестов, их называют «пробами». Эти пробы обязательно проводят гипнотизеры, отбирая для себя подходящий «материал» для сеанса.
Но прежде, чем дать описание этих проб, выскажем некие сведения о внушаемости как таковой. При внушении обращаются преимущественно к чувствам слушателя и рассчитывают на некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемые дети. Поскольку женщины, как правило, значительно эмоциональнее мужчин, то именно они более поддаются внушению.
Внушению легче поддаются малообразованные люди, а также привыкшие на службе делать то, что велит начальник.
Вообще деятельность, связанная с выполнением приказов и требований (солдаты, спортсмены, партийные функционеры) развивает внушаемость. Утомление и стресс также повышают ее. Еще более внушаемы алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. У нее «много голов, но мало мозгов». Чем массовее аудитория слушателей, тем более она безвольна и внушаема. Трудно сказать первому: «А король-то голый!» И поскольку все молчат, то создается иллюзия, что все «за». Идеологи тоталитарных политических систем использовали этот феномен для имитации «поддержки» своих решений. Вот и получалось: каждый в отдельности - «против», а все вместе - «за»…
«Клин клином вышибают».
Одна малообразованная женщина внушала себе, что у нее в желудке поселилась настоящая жаба: будто бы, выпив воды из пруда, проглотила ее зародыш, который вырос и теперь не дает бедной женщине дышать.
Никакими доводами не удавалось переубедить ее в абсурдности этих утверждений. И она направилась к известному врачу, практиковавшему частным образом, с просьбой «выгнать» жабу: тот, поговорив с ней, понял в чем дело и не стал спорить, а назначил на следующий день «операцию по извлечению» проклятой твари. Женщине он велел все это время побольше есть. Сам же попросил соседских мальчишек поймать для него за приличное вознаграждение жабу. Вскоре пойманная тварь уже томилась в банке.
«Операция» состояла в том, что врач дал пациентке сильнейшее рвотное средство и усадил над большим тазом. Долгая изнурительная рвота притупила бдительность страдалицы, и в таз незаметно для нее подложили жабу. Увидев ее, пациентка возликовала: «Вот! Я же говорила! Доктор, вы меня спасли. Я теперь испытываю такое облегчение!»
Механизм внушения.
При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.
Пробы на внушаемость.
Прием Брейда. Испытуемый сосредоточивает взгляд на предъявленном ему блестящем предмете (металлический шар, наконечник медицинского молотка и т. д.), зафиксированном напротив и несколько выше его переносицы (для более сильного напряжения глазных мышц). После долгой концентрации внимания может наступить утомление зрительного анализатора и сон.
Приемы Куэ иБодуэна. Опыт первый: стоящему человеку предлагают держаться прямо, чтобы главной его опорой были пятки; можно также попросить закинуть назад голову. Это положение неустойчивого равновесия, в котором любой толчок приведет к падению. При этом спокойно, но твердо внушается: «Вы падаете назад, вас тянет назад, вы уже падаете, падаете…» Большинство людей действительно падает, поэтому гипнотизер должен стоять сзади человека, чтобы вовремя его поймать.
Для усиления действия пробы ладонью, расположенной напротив лба, можно чуть подтолкнуть пациента или, коснувшись ладонью его затылка, постепенно отводить руку назад, что также вызывает нарушение равновесия тела. Если проба сработала, то человек начинает испытывать гораздо большее «уважение» и доверие по отношению к гипнотизеру, что впоследствии положительно скажется на результатах самого сеанса.
Опыт второй: испытуемого ставят напротив гипнотизера; центр тяжести тела на этот раз смещен на носки. Оба смотрят друг на друга, в глаза (опытные специалисты, чтобы меньше утомлять зрение, смотрят на переносицу). Затем проводящий пробу вытягивает ладони вперед так, чтобы достать до висков подопечного, и говорит: «Вы уже падаете, падаете…» При выполнении данного приема можно касаться висков испытуемого (пальцы рук при этом должны быть холодными).
Проведение подобных приемов требует соблюдения некоторых правил, обеспечивающих физическую безопасность испытуемого: он должен быть без очков; нужно убрать находящиеся рядом предметы с острыми углами; гипнотизер должен обладать силой, достаточной для удержания человека в случае падения.
Опыт третий: испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает описывать круговые движения. Если пациенту сказать, что он думал об овале, то маятник начинает вращаться по овальной траектории. Так что «прибор», с помощью которого определяют «отрицательную энергию», имеет своего предшественника, но совсем в иной сфере приложения.
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Максим Власов
Страх побуждает к действию
Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.
И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость а глупость идти сознательно на смерть.
Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.
Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.
За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.
Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.
Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.