Авианосец - Проект 23000Э «Шторм» May 6th, 2017

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК — 4 модуля; противоторпедная защита — 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб — 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга — на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E — экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025—2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017—2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Да тут может и 100 млрд € не хватить.

Если делать 3 ауг, вот даже без береговой инфры и новой большой верфи под постройку авиков (которая стоит как бы не дороже корабликов) нужно:

— 3 авианосца (причем затраты с нуля, то есть с НИОКРОВ, ибо компетенции на постройку такого большого корабля у нас нет и не было ни в РИ, ни в союзе, ни в РФ).

— 12 эсминцев типа Лидер (по проекту там еще даже конь толком не валялся, там одни НИОКРЫ в очумелые бабки встанут).

— 6 новых подлодок типа Ясень (причем это сверх списка тех, что сейчас строятся, ибо у тех свои задачи ядерного сдерживания и развертывания в группах с РПКСН на случай Б.Я.П.). Строятся они с трудом и очень дорого. (Сейчас в строю всего 1, а общие строки даже нынешней программы ушли вправо, как во времени, так и в цене).

— фрегаты в сопровождение каждой из ауг. По хорошему, если делать не хуже амеров (с их тикадерогами и берками) нужно не менее 6-8 фрегатов типа Горшков на каждую Ауг. И того требуется 24 фрегата (сейчас 10 лет строится головной. Дай бог в декабре месяце наконец в строй войдет после десятилетия мучений).

— всякие снабженцы, тральщики и морские транспорты вооружений, которых на флотах почти нет, строятся медленно и достаточно дорого.

— авиация для каждого авика, включая вертушки для эсминцев и фрегатов. Итак каждый авик предполагает 90-100 летательных аппаратов в зависимости от соотношения самолетов и вертолетов на борту.

Давайте возьмем среднее соотношение 55 самолетов и 40 вертушек.

Самолеты планируемые:

— Морская версия ПАК ФА (исследования о его оморячивании еще не начинались…соответственно, все расходы и испытания, войдут в большую копеечку). Ну даже считая голую стоимость самолета… Сухопутная версия будет серийно стоить 90-100 млн $ за единицу. На каждом авике будет 30 ПАК ФА, итого 90 Т-50 или 9 млрд $ только голые затраты на один вид палубного самолета.

— Миг 29 КР. Уже есть. Правда понадобятся некоторые переделки под другой авик, ибо они клепались под Кузю и Викру. Индусы покупают у нас эти миги по 40 лямов $ за самолет. Для нас дешевле. Ну пусть на треть. Итого 30 лямов $.

На борту каждого будет 21-22 мига. Итого 63-66 мигов. 2 млрд $

Вот уже 11 млрд $ за голые самолеты.

— самолеты ДРЛО, без которых ауг почти слепо и уязвимо (компетенций по их изготовлению в палубном варианте у нас нет. Это черная дыра по расходам. Ибо программа будет начинаться с нуля. С тех задания и чертежей двигателя и самого самолета).

Их нужно на каждый авик по 4 штуки, чтоб сменяясь могли висеть в воздухе 24 часа. Итого 12 самолетов ДРЛО.

Вертушки:

Ка-27 разных вариаций

Некоторые давно не производили, а что-то еще толком не производили. А значит нарабатывать/восстанавливать компетенции, лечить детские болезни, решать вопросы с двигателями и прочим.

40 вертушек на каждом шторме — итого 120 вертушек в сумме.

Плюс вертушки на эскорте.

По 2 на каждом лидере и по 1 на каждом горшкове, в сумме 24 и 24 = 48 штук

Итого: 168 штук вертушек. При голой цене в 20-30 млн $ за штуку имеем 3,5-5 млрд $

А обучение пилотов, а береговая инфраструктура и обслуживание для них, а ракеты, бомбы и прочее — прорва денег.

Считаем дальше. Ок, все верфи построены, профессионалы директоры заводов несрывающих сроки (а их всего три: адмиралтейские верфи, зеленодольский завод и пелла) и строители клонированы и размножены, корабли распланированы и начали строится. Вопрос, а как ауги в море защищать от ракетного удара?

Система ПВО. Морской аналог с-500 (который еще на земле не доделан и исследования, по морской части которого еще не начинались) на Лидерах. Угу. Морская версия Панциря (которая по сложности — просто детский сад по сравнению с С-500) не доделана до сих пор (7 лет ваяют уже)… Сколько будут ваять и тестировать морскую С-500 (а, кстати, на чем? Нужен первичный носитель. Которого тоже строить…) и сколько потребуется денег — жуть.

Ладно. Напряглись всей страной, построили все корабли, авиацию, собрали и обучили экипажи, распределили корабли на флотам (ТОФ, СФ, Средиземноморская эскадра), а дальше что?

Флот для парадов? За такие деньги…

Нееее, значит воевать. А с кем? Раз в пятилетие бомбить бармалеев в условной Сирии или Сьерра-Леоне? И для этого строить 3 ауг?

Нет… Противник на нашем шарике для боев на море по сути 1 — НАТО. А как воевать с НАТО? Любой крупный конфликт тут же перерастет в Ядерный… И зачем тогда выбрасывать деньги на ауг.

А если предположить вариант, что стороны по каким-то неведомым причинам откажутся от применения ЯО (инопланетяне заставят, гринпис захватит мир и тому подобные реалистичные причины) и война на море будет вестись по старинке, аля Мидуэй. То 3 ауг будет недостаточно. НАТО в любом случае больше имеет… Фейл.

Так, зачем выбрасывать 100 млрд € на авианосную программу, когда за эти деньги можно наделать ядерных бомб столько, что хватит 3 раза взорвать весь наш богомерский шарик со всеми его обитателями.

Или если все-таки тратить такую сумму на флот, то…лучше потратить на дешевенькие и кусачие кораблики с калибрами и заполонить ими все близлежащие моря.

1 буян/каракурт стоит по последним данным 9 млрд. Рублей. На 1 млрд.$ получится 7 кораблей. На 100 млрд. Соответственно, 700. 700 кораблей с калибрами. Это 5600 калибров в единовременном залпе… Любую ауг потопить можно.

Так, стоит ли играться в авианосную программу, когда реальность говорит несколько о другом. Не, я понимаю, что некоторые обитатели этих ваших интернетов, типа за пятидесятилетних дяденек типа Шишкина (нави корабел в жж) всю жизнь мечтали увидеть в России океанские ауг и поэтому заливают жж и сайты типа авиабазы мриями об авиках… Но мечты и есть мечты… Каждый о чем-то мечтает (я может личный самолет как у Путина хочу), но стоит ли поддакивать мечтам отдельных товарищей.

Зы. А индусам игрушку построить можно. Одну. Миллиардиков за 10. В евро. А нам, нафиг-нафиг. Кузю модернизировать, чтоб навык в палубной авиации не терять и хватит.

В июне 2015 года на международном военно-техническом форуме «Армия-2015», который прошел в городе Кубинке (Московская область), был представлен российский авианосец «Шторм» - проект модели новейшего эффективного оружия Воздушно-морского флота. В результате конструкторских усилий российскими специалистами была создана совершенно новая перспективная разработка.

Кем разрабатывался «Шторм»?

Проект авианосца создавался сотрудниками Крыловского государственного научно-исследовательского центра (КГНЦ) и Невского проектно-конструкторского бюро. Как планируют разработчики, данный авианосец станет ключевым элементом Воздушно-морского флота РФ на ближайшие тридцать лет. Известно, что проект российского авианосца «Шторм» создавался с учетом предельно высоких требований.

Что было учтено в работе?

Научно-техническим ведомством ВМФ России, исследовательскими институтами и структурами, задействованными в работе оборонной промышленности, в разработке проекта учитывались последние достижения научно-технического прогресса и опыт западных специалистов в создании авианосцев, вошедших в систему вооружения иностранных армий. Учитывались российскими конструкторами и данные, полученные в ходе тренировочных и исследовательских работ, проводимых на авианосце «Адмирал Кузнецов».

Где и когда будут строить авианосец 23000?

«Шторм», по мнению главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, будет выпускаться Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Вторым возможным местом, где будут заниматься техническим проектированием будущего «суперавианосца», станет ОАО «Севмаш» в городе Северодвинске (Архангельская область). Конструкторские работы планируют начать в 2018 году. Сам процесс может занять до девяти лет. Будущий авианосец станет для бюджета страны очень дорогостоящим. Если сравнивать его со среднестатистическим американским «Нимицем», цена которого составляет пять миллиардов, то, по предварительным подсчетам, на авианосец «Шторм» собираются выделить пять с половиной миллиардов долларов. Иметь корабль таких размеров престижно для любой страны. «Маршал Советского Союза Жуков» - такое имя должен, по мнению разработчиков, носить главный авианосец «Шторм». Фото внизу представляет макет «суперавианосца». Проект пребывает в стадии концептуального исследования.

Строительство и введение в эксплуатацию из-за сложившейся геополитической ситуации и санкций со стороны государств Запада, по мнению российских аналитиков, может затянуться до 2030 года.

Для чего предназначено оружие?

Авианосец «Шторм» является морским «аэропортом». Еще в годы Советского Союза палубная авиация использовалась при решении противолодочных и защитных задач. Самолеты осуществляли функцию противовоздушной обороны, а авианосцы рассматривались как морские крейсеры и использовались для дальних морских сражений.

Как утверждает Валерий Поляков, директор КГНЦ, авианосец «Шторм» необходим для выполнения следующих задач:

  • Поражение наземных и морских целей противника. Для этого авианосец «Шторм» оснащен необходимым вооружением. Кроме этого, планируется использовать самолеты, входящие в бортовую авиационную группу данного авианосца.
  • Обеспечение противовоздушной обороны с применением бортовых средств ПВО и самолетов.
  • Оказание поддержки в случае высадки десантных групп.

Авианосец нового поколения «Шторм», по мнению военных экспертов, станет весомым аргументом в отстаивании стратегических интересов Российской Федерации в Арктике.

Какую будет иметь конструкцию?

Для того чтобы будущий авианосец эффективно использовался Воздушно-морским флотом РФ, он будет оснащаться полноценной авианосной группой. Как считают военные эксперты, она должна состоять как минимум из двух ракетных крейсеров, трех эсминцев, двух атомных подводных лодок и нескольких кораблей, выполняющих снабжающую функцию. Для такой авианосной группы обязательно должна быть создана необходимая инфраструктура.

Согласно проекту, многоцелевой авианосец «Шторм» будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для выполнения боевых задач в любых условиях как в теплых, так и в холодных широтах. Одним из стратегически важных для Российской Федерации регионов является Арктика. На данном этапе этот край плохо освоен, но по уже имеющимся данным богат большими запасами углерода (25 процентов от мировых залежей).

Планируется оснащение авианосца командным мостиком, радиоэлектронным оборудованием, средствами связи и палубными надстройками, на которых будут расположены наблюдательные посты.

Предполагаемые параметры:

  • Длина 330 м.
  • Ширина- 40 м.
  • Максимальная осадка - 11 м.
  • Водоизмещение - 100 тыс. тонн.
  • Автономный ход 120 суток.
  • Скорость 30 узлов (57 км/ч).
  • Боевой запас с300 единиц бомб и ракет.
  • Мореходность авианосца семь баллов.
  • Экипаж авианосца «Шторм» будет состоять из пяти тысяч человек.

При помощи силовой установки авианосец «Шторм» будет приходить в движение. Планируемая силовая установка относится к смешанному типу. В ее состав войдут атомный и газотурбинный блоки.

В новом проекте большое внимание конструкторы уделили дизайну. Его улучшения дадут возможность понизить во время движения авианосца сопротивление воды до двадцати процентов. В результате это положительно отразится на скорости судна и позволит экономить топливо.

Военные эксперты не исключают возможных изменений базовых параметров авианосца. В связи с этим Министерством обороны Российской Федерации пока не подписан контракт по его строительству.

Какой ГЭУ будет оснащен?

Для будущего авианосца в качестве главной энергетической установки предусмотрена обычная силовая. Но не исключено, что ее заменят ядерной. Несмотря на то что некоторые специалисты ВМФ предпочтение отдают котлотурбинному варианту, скорее всего, авианосцы «Шторм» будут оснащаться атомными реакторами «Ритм-200». Но это произойдет после того, как они пройдут испытания на ледоколах «Арктика».

Для того чтобы прекратить конструкторские споры о виде силовой установки, был предложен компромисс: выполнение функции основного двигателя «доверят» «Ритму-200», а дизель будет использован как вспомогательный движок, незаменимый в экстренных случаях.

Устройство полетной палубы

Старт самолетов авиационной группы будет осуществляться с четырех позиций. Для этого полетная палуба оснащена двумя стартовыми системами:

  • Двумя традиционными трамплинными дорожками (рампами). Длина одной из них превышает 250 метров.
  • Двумя электромагнитными катапультами. По мнению разработчиков, они будут использоваться перспективными палубными истребителями Т-50.

Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Он представляет собой специальное устройство, в котором основную функцию выполняет натянутый поперек палубы трос.

Во время посадки самолет зацепляется за него при помощи крюка (гака). Посадочная скорость с использованием данного аэрофинишера существенно снижается.

С целью сэкономить площадь и компактно располагать бортовую авиационную группу авианосца в его проекте предусмотрено использование специальных подъемников двух типов:

  • вертикального;
  • качельного.

Состав авиационной группы

Авиагруппа будущего авианосца «Шторм» будет состоять из следующих самолетов:

Также разработчиками планируется использование на авианосце «Шторм» многоцелевых вертолетов Ка-27.

Общая численность новейших истребителей, вертолетов и разведывательных самолетов составит не менее девяноста единиц.

Чем будет вооружено судно?

Функцию противовоздушной обороны судно будет выполнять при помощи четырех зенитных боевых модулей, рассчитанных на вертикальный пуск. Вероятно, авианосец «Шторм» будет также оборудован такими перспективными корабельными версиями зенитных ракетных комплексов, как С-500. Они будут использоваться для его защиты с воздуха. Работы с данными ЗРК позволят в будущем оборудованию выявлять любую аэродинамическую и баллистическую цель, движущуюся со скоростью 7 тыс. м/с на дистанции 800 тыс. метров. Противоторпедная оборона - защита многоцелевого авианосца «Шторм» под водой - будет осуществляться при помощи новейших средств. На данном этапе вся информация о том, из каких единиц будет состоять антиторпедная система, не разглашается. Но, как утверждают разработчики, она обязательно будет состоять на вооружении данного авианосца.

Электронный комплекс будет представлен интегрированными датчиками и радиолокационной станцией, имеющей активную фазированную антенную решетку.

Авианосец «Шторм» оснастят оборонительной системой вооружения. Его боевой запас будет состоять из крылатых ракет и авиационных бомб.

Сильные стороны авианесущего судна

Преимущество авианесущих суден над сухопутными базами заключается в том, что корабли за счет своей мобильности менее уязвимы для атак противника. При необходимости судно можно доставить в положенное место, а после выполнения боевых задач быстро убрать. Преимущественно такие действия производятся в случаях, если противником является та или иная нелегальная группировка. По мнению военных экспертов, в случае глобальной войны, для ВМФ желательно наличие подводного флота.

Одним из несомненных достоинств авианесущих суден считается их самодостаточность. Они оснащены всей необходимой техникой и снаряжением.

Заключение

Нарастить присутствие собственных вооруженных сил и продемонстрировать «игру мускулов» можно практически в любом конфликтном регионе. Для этого необходимо перебросить туда собственную авиационную группу. Наличие такого важного козыря гарантированно обеспечит победу при ведении любых переговоров.

Особенности текущей геополитической ситуации веско обосновывают необходимость разработки авианосца нового поколения «Шторм» для вооружения России.

Перспективный авианосец - НЕДОРОГО! Часть II - проект 23000Э "Шторм", достоинства и недостатки March 19th, 2017

В повествования были рассмотрены подходы, позволяющие при сохранении не менее чем 30 узловой проектной скорости полного хода, снизить мощность, а значит и стоимость главной энергетической установки перспективного авианосца. Двухреакторная АЭУ с суммарной тепловой мощностью 700 МВт - это бесспорно серьезное снижение стоимости ГЭУ в сравнении с четырехреакторной АЭУ с суммарной тепловой мощностью 1220 МВт, которую планировали установить на ТАКР "Ульяновск" проекта 1143.7 почти три десятилетия назад.

Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:

"В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца, чего в частности не наблюдается на авианосцах типа "Нимиц":

К слову увеличение площади (вместимости) авиационного ангара, требование обусловленное появлением в составе авиагрупп авианосцев XXI столетия малозаметных в радиолокационном диапазоне волн самолётов, радиопоглощающие покрытия которых весьма чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов природной среды . Следовательно для таких самолётов нахождение на борту корабля вне авиационного ангара допустимо лишь в ходе подготовки к вылету или повторному вылету. Большую часть срока нахождения на авианесущем корабле такие самолёты (их радиопоглощающие покрытия) должны быть защищены от воздействия природных факторов "крышей" и кондиционированным воздухом авиационного ангара. Как можно заметить на приведённой выше иллюстрации, авиационный ангар авианосцев типа "Нимиц" вмещает далеко не все летательные аппараты (ЛА) штатной авиагруппы. То же можно сказать и об авианосце "Джеральд Форд".

В заголовке я упомянул о недостатках предложенного ФГУП КГНЦ проекта многоцелевого авианосца. Из написанного выше можно сделать вывод что с обводами подводной части корпуса корабля проекта 23000Э всё хорошо. Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:

Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы:

Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости. Более подробный разговор о катапультах уже в следующей части.

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.

Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

ПРОЕКТ

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.

Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.