В июне 2011 года, во время Петербургского экономического форума, в ряду других интересных событий произошло что-то вовсе уникальное. Впервые после Второй мировой войны представители России подписали с иностранной фирмой масштабный договор на поставку военной техники. Стало известно, что для нужд военно-морского флота закупаются огромные корабли, вертолетоносцы «Мистраль». Это событие стало настоящей сенсацией, до сих пор отечественные судостроительные предприятия как-то управлялись с заказами сами, без иностранной помощи, и научились делать такое, от чего время от времени у наших западных «друзей» начинали шевелиться волосы на голове, например подводные ракетоносцы. Откуда же возникло желание получить корабли именно такого типа?

Для чего создавался «Мистраль»

Мистраль - это средиземноморский ветер, довольно холодный, время от времени обдувающий избалованное и изнеженное мягким климатом южное побережье Франции. Его нельзя сравнить с пронзительными влажными морозными потоками арктического воздуха, к которым давно привыкли и Мурманска, но деликатным галльским носам он кажется верхом дискомфорта. Так же сильно, как и климат, различаются Франции и Российской федерации. Вертолетоносец типа «Мистраль» по своей сути является большим кораблем, практически лишенным самостоятельной системы противолодочной, противокорабельной и противовоздушной защиты, то есть способный действовать лишь в составе эскадры, окруженный эскортом.

С другой стороны, он отражает модную в последние десятилетия судостроительную концепцию, согласно которой, десанты высаживаются на чужие берега как бы «дистанционно». Происходит это следующим образом: большое судно подходит к враждебному государству на относительно безопасное расстояние в пятнадцать-двадцать миль, затем начинает грузить технику на специальные баржи-катера, а тем временем ударные и транспортные вертолеты со специально подготовленными солдатами вылетают вперед, захватывают плацдарм и обеспечивают отсутствие сопротивления во время всего процесса. Десантного судна с берега даже не видно, а небольшие транспорты приходят неожиданно, если, конечно, у стороны, подвергающейся вторжению, нет средств для загоризонтного обнаружения. Вот примерно тот сценарий, для которого предназначен тип «Мистраль». У этого корабля слишком большая осадка, близко он к берегу подойти не может. Поддержку наступающим войскам он тоже оказать не в состоянии, для этого у него нет достаточного количества пушек или ракет.

Характеристики корабля

Большая полетная палуба сразу бросается в глаза тому, кто взглянет на «Мистраль». Характеристики этого большого корабля впечатляют. Он имеет длину в 200 метров, водоизмещение в 22 тыс. т., правда, способен перемещаться по морю со скоростью лишь 18 узлов. Экипаж, включая пилотов, составляет примерно 170 членов команды. Помимо всего, чем отличается авианесущее судно, то есть палубы и подпалубных ангаров, у него имеются и другие особенности. Например, отсек для перевозки сорока современных танков. «Мистраль» - авианосец, но в первую очередь это десантный корабль.

Но танки мало привезти к побережью неприятельской страны, их нужно еще доставить на сушу и выгрузить на берег. Для этого предусмотрена целая технология. Это наши просто упираются носовой частью в пляж, открывают аппарели, и «вперед за родину!». Армии стран НАТО действуют иначе, намного хитроумнее. Но об этом чуть позже.

Авиакрыло комплектуется в зависимости от задач, которые предстоит решать в боевом походе. Вертолетов на палубе и в ангарах может разместиться от 16 до 32, в зависимости от соотношения противолодочных, ударных и транспортных летательных аппаратов разных геометрических размеров.

Важно и количество живой силы, которую судно берет на борт, - 450 морских пехотинцев. Это батальон.

Возможно и срочное переоборудование судна в плавучий госпиталь. Это может стать необходимым при решении гуманитарных задач или оказании медицинской помощи раненым бойцам в результате боевых действий.

И еще «Мистраль» - это корабль, предназначенный для дальних походов. Его автономный радиус действия - 20 тысяч километров. Это половина экватора. Если нужно наводить порядок в мятежных колониях, то он - то, что надо. А вот над вопросом о том, зачем России «Мистрали», надо еще голову поломать. Заморских территорий у нашей страны нет. Высаживать десанты где-нибудь в Австралии или Аргентине вроде бы никто не планирует, а если бы и возникло такое желание, то кораблей нужно было бы покупать не два, и даже не четыре… К тому же сам процесс высадки очень своеобразен.

Как происходит десантирование по-французски

Французский «Мистраль» стоит себе в сторонке, как уже говорилось, за двадцать от горячего берега, где непонятно что может происходить, и выпускает из своего чрева специальные баржи, на которых и стоит бронетехника. Для этой процедуры у него есть определенный док, в который поочередно заводят упомянутые транспортные средства, грузят на них танки и бронемашины, затем затопляют до уровня окружающего мирового океана, и только после этого они покидают родную плавучую базу. Процесс десантирования проходит степенно и долго, много часов. По нашему штатному расписанию четыре - это усиленный танковый батальон, состоящий из трех рот и командирской единицы, то есть совсем немного. Можно сказать уверенно, что если бы кто-то враждебный нам так попытался высадиться где-нибудь под Анапой, то комплекс береговой защиты «Бастион» пресек бы это быстро…

Вертолеты

У французов свои винтокрылые машины. Они по назначению делятся на классы, два из которых используются в качестве палубных. Многоцелевые NH-90 и ударные «Тигры» составляют примерно равные доли авиакрыла, под их размеры и рассчитаны подъемные устройства, обеспечивавшие перемещение техники на полетную палубу и обратно в трюм, где они укрываются от штормов, брызг морской воды и проходят профилактическое обслуживание. Всего лифтов два с грузоподъемностью в 13 тонн, один на корме, другой рядом с рубкой.

Основными палубными вертолетами у нас служат противолодочные Ка-27М и Ка-226, но для осуществления ударов по наземным или морским целям необходим и «Аллигатор» Ка-52. Размеры этих машин отличаются от французских аналогов, притом в большую сторону. «Мистрали» для ВМФ России строились с учетом необходимых корректировок.

Детали договора

Французы торговались отчаянно. Российская сторона настаивала на строительстве трех из четырех запланированных вертолетоносцев на собственных верфях с использованием импортной технической документации. Сошлись на половине. Кроме того, кормовая часть изготовлялась на Балтийском заводе судостроения, что тоже удешевило проект. Следует особо отметить высокое качество работы отечественных корабелов и полную стыковку всех узлов при окончательной сборке в Сен-Назере.

Сразу было оговорено условие о том, что французская сторона установит на «Мистрали» для России часть высокотехнологичного навигационного оборудования, а под вооружения подготовит лишь установочные площадки и проложит кабельные коммуникации. Все ракетные и артиллерийские системы россияне поставят сами и свои.

Немаловажным фактором при подписании контракта могла стать возможность овладения новейшими технологиями кораблестроения, если, конечно, у французов есть чему поучиться. В основном они касаются методов сборки крупнотоннажных корпусов, хотя Балтзавод и Объединенная судостроительная корпорация тут же получили заказ на атомные ледоколы, не менее сложные, чем «Мистраль». Стоимость двух военных судов составила 1,2-1,5 миллиарда евро плюс 2,5 миллиарда рублей за работы, которые предстояло выполнить российским корабелам.

Системы вооружения и оповещения

Главный радиолокатор, устанавливаемый на «Мистрали» для России, которому предстоит быть их «глазами», - это французский «Талес». Особенности конструкции корпуса затрудняли установку отечественных аналогов.

Изначальная скудность оборонительных систем вызвала дополнительные требования военно-морского командования по дооснащению кораблей пятью ЗРК «Гибка», рассчитанных на использование «Игл» и пары шестиствольных скорострельных установок артиллерийского огня АК-630 калибра 30 мм для поражения низколетящих скоростных целей. Противокорабельная защита осуществляется комплексами сверхзвуковых крылатых ракет, способных «работать» и по береговым целям. Противолодочная оборона включает в себя все возможные аппаратные средства гидроакустического направления.

Детали дооснащения широко не разглашаются, но известно, что каждый российский «Мистраль» - корабль управления, а не только вертолетоносец и десантный транспорт, поэтому насыщенность информационной техникой бортового вычислительного комплекса также весьма серьезная.

Балансировка

Вертолетоносец типа «Мистраль» - корабль большой, крупнотоннажный и нуждается в балансировке, обеспечивающей его устойчивость в условиях сильных штормов. Три судна, состоящие на вооружении оборудованы автоматической системой норвежского производства «L3Marin», которая отвечает за равновесие. Намерение заменить ее на строящихся для России судах французским балансером, опробованным на куда более легких корветах и фрегатах, вызвало возражения у заказчика. К тому же у «Рособоронэкспорта» есть прямой интерес к этой системе, коль скоро контракт столь дорог. Навигационная безопасность российских вертолетоносцев слишком важна, чтобы на ней экономить.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

Опыт эксплуатации вертолетоносцев

ВМФ СССР уже имел на вооружении крупные авианесущие противолодочные крейсера - «Ленинград» и «Москву». Вертолетное крыло этих боевых кораблей предназначалось для обнаружения субмарин вероятного противника. После морального устаревания и технического износа они были выведены из состава ВМФ, замена им не планировалась, так как в общем и целом они оказались не намного эффективнее, чем БПК меньшего водоизмещения и, соответственно, намного более дешевые как в производстве, так и в эксплуатации. Способствовал устареванию и низкий модификационный потенциал, что выражалось в невозможности переоборудования ангаров под современные вертолеты. Вообще, мировой опыт показывает, что на авианосцах экономить не стоит, их следует строить с запасом, с учетом возможности их дооснастки в процессе совершенствования систем управления, вооружения, связи, навигации и обнаружения. В этом случае дорогостоящие корабли могут служить десятилетиями. Насколько вертолетоносец типа «Мистраль» соответствует этому критерию, большой вопрос.

«Адмирал Кузнецов» по своей конструкции не является аналогом «Мистраля». Этот корабль выполняет совсем другие функции, сил для десантирования не несет и имеет совсем другие ходовые характеристики.

Международная реакция

Корабли еще не были достроены, а уже было объявлено о том, что главная дальневосточная военная гавань станет местом базирования новейшего российского вертолетоносца «Владивосток», построенного по проекту «Мистраль». Это известие вызвало дежурную озабоченность правительства Японии, углядевшего в усилении состава Тихоокеанского флота РФ некие агрессивные намерения. Разумеется, дипломатические маневры нашего восточного соседа имеют исключительно политическую мотивацию и вписываются в общий формат претензий на «северные территории», вопрос о которых поднимается периодически, в преддверии очередных выборов. Предполагать, что российская морская пехота станет несколько часов высаживать танковый батальон где-нибудь на острове Хоккайдо, не могут даже самые смелые патриотически настроенные японские фантасты. На фото «Мистраль» выглядит внушительно, но даже после оснащения этого корабля крылатыми ракетами в ракетный крейсер он не превратится, очень уж тихоходен, и вообще, не для того он строился и покупался. А для чего?

Военспец Сердюков

Правильнее будет спросить о том, не для чего, а зачем и почему. Бывший министр обороны А.Э. Сердюков в стратегических вопросах, очевидно, понимал немного. Куда богаче он был одарен природным артистизмом (безусловно, у него есть задатки неплохого кинорежиссера). Возможно, ему сразу привиделось, как будут смотреться на океанских просторах грозные и огромные транспортно-десантные суда под А помимо художественных достоинств, г-н Сердюков, по-видимому, обладает и определенной коммерческой хваткой. Но это лишь предположения.

Признать ошибочность затеи с «Мистралями» российскому правительству, вполне возможно, просто по-человечески неудобно. Два корабля («Севастополь» и «Владивосток») уже, можно считать, приняты командованием ВМФ, а в пользу их ненужности говорит тот факт, что от постройки еще пары российская сторона практически отказалась, хотя прямо об этом заявлено пока не было. Просто решили повременить.

Страшного, собственно, ничего не случилось. Десантные вертолетонесущие корабли докового типа не совсем согласуются с российской военной доктриной, но время от времени возникают международные осложнения, которые вынуждают менять ранее выработанные подходы. Про такие суда можно сказать, что они «на всякий пожарный случай».

На военные корабли потрачены деньги, это сделано не лучшим образом, но использовать вертолетоносцы можно в миротворческих операциях, которые, как показали события последних месяцев, вполне вероятны.

тип Mistral

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК Simbad класса земля-воздух.

Пушки

  • 2 х 30мм спаренных автоматических Breda-Mauser .

Пулеметы

  • 4 х 12,7 мм M2-HB Browning .

Авиагруппа

  • 16 тяжелых или 35 легких вертолётов.

Средства доставки

  • 4 катера CTM (chaland de transport de matériel) или, 2 судна на воздушной подушке LCAC .

Десант

  • 450 (долговременно) 900 (кратковременно).

Наземный транспорт на борту

  • до 70 единиц (включая 13 танков AMX-56 Leclerc ).

Построенные корабли

Mistral,Tonnerre, Dixmude, Владивосток, Севастополь

История создания

Предшественники

Сравнение типов кораблей Mistral и Foudre

Предпосылки появления

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры - 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP ) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD) , созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75 .Крупнейшим из них был BIP-19 , который позже стал основой кораблей типа Mistral . Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD . Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio , но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN) , одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery) («короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B , 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion , а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre .

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Строительство

Сборка кормовой части Mistral в Бресте в сентябре 2003

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19 . Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre , не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d"achats publics, UGAP ) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l"Atlantique в конце июля.

Сборка носовой и кормовой части Mistral

Сборка Mistral в Бресте

Mistral схема

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire ) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19 . В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient ), боевые системы в Тулоне (Toulon ), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest ). STX Europe , дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire ), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk ), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio , и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre , которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude , остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire ) на верфях компании STX France , которая находится в совместной собственности STX Europe , Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe . DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания Sagem получила субконтракт от кораблестроительной корпорации DCNS . Согласно условиям контракта, Sagem произведёт для российских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG .

6,3 м (с ГАС) Бронирование нет Двигатели 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт) Мощность 20400 л. с. (15 MВт) Движитель два пятилопастных гребных винта Скорость хода 19 узлов (максимальная)
18 узлов (крейсерская) Дальность плавания 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч) Автономность плавания 30 суток Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность) Вооружение Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG Тактическое ударное вооружение нет Артиллерия АК-630 Зенитная артиллерия 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser,
4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка Ракетное вооружение 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad Авиационная группа 16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта; Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М Изображения на Викискладе

Корабли этого типа способны выполнять четыре задачи: десантировать на сушу моторизованные воинские части, принимать и обслуживать боевые вертолёты, быть командным центром и плавучим госпиталем [ ] . На корабле могут одновременно располагаться: 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger ; 4 десантные баржи ; до 70 боевых машин, в том числе 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк или танковый батальон, включающий 40 танков типа Леклерк и 450 солдат (кратковременно до 900 человек). Для вертолётов предусмотрен ангар площадью 1800 м² .

Три корабля этого типа, «Мистраль» (фр. Mistral L9013 ), «Тоннер» (фр. Tonnerre L9014 ) и «Дисмюд» (фр. Dixmude L9015 ) состоят на вооружении ВМС Франции .

Контракт на строительство и поставку для ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был подписан в июне 2011 и расторгнут в мае 2015 года. В сентябре 2015 Египет договорился с Францией о покупке этих двух «Мистралей». 10 октября был подписан контракт о покупке.

Конструкция

Вооружение

Реализация контракта

Высота ангара позволяет размещать российские вертолёты Ка-27 , Ка-29 и Ка-52К на ангарной палубе, что было подтверждено во время визита УДК «Мистраль» в Санкт-Петербург при выполнении тестовых посадок вертолётов на палубу. Однако проём в районе лифтов имеет недостаточную высоту для Ка-29 и был увеличен . Для использования вертолётоносцев в северных широтах, во льдах, потребовалось усилить борта корабля (однако это не повлекло серьёзных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля»). Россия покупала вертолётоносец «Мистраль» со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолёты на корабле были российскими . Договор подписан Игорем Сечиным и Аленом Жюппе 25 января 2011 года в Сен-Назере . Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже , подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года.

Два десантных вертолётоносных корабля-дока (ДВКД) «Мистраль», построенные на французских верфях для ВМФ России, планировалось передать в состав Тихоокеанского флота. Для этого инфраструктура военных городков и гарнизонов Восточного военного округа была существенно модернизирована, что потребовало выделения значительных средств. Особое внимание планировалось уделить соединениям, дислоцированным на островах Курильской гряды .

Все системы и устройства на борту корабля были русифицированы . На «Мистрали» было установлено российское и французское оборудование управления и связи, совместимость которых должна была обеспечить DCNS. Кроме того, строящийся в Сен-Назере корабль получил российские системы управления огнём.

16 февраля 2012 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что французские вертолётоносцы «Мистраль», строящиеся для ВМФ России, получат основное оружие российского производства .

Мы собираемся поставить ракетные комплексы для самообороны, чтобы повысить защищённость средствами ПВО . Применение вертолётной составляющей усилим в плане выполнения противолодочных задач. На «Мистралях», которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки.

По данным DCNS, на «Мистрали» для России предполагалось установить артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту (в некоторых источниках в качестве ЗАУ указывается АК-306 ). Зенитные ракетные установки 3М47 «Гибка» размещались спереди по правому борту, сзади - по левому. DCNS подготовило места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы планировалось смонтировать уже в России.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции системы SENIT на российском «Мистрале» использовался радар Thales MRR-3D NG, работающий в G-диапазоне волн . Аналогичные радары стоят и на трёх вертолётоносцах типа «Мистраль» ВМС Франции .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания SAGEM получила субконтракт от корпорации DCNS. Согласно условиям контракта, Sagem произвела оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG. Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия обеспечивает надводным боевым кораблям пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от противокорабельных ракет с настильной траекторией полёта над водой до атакующих быстроходных кораблей .

Система Vampir NG имеет два режима работы:

«Поставка первой системы для установки на борт первого корабля будет осуществлена в 2013 году, второй - ещё через шесть месяцев. Сейчас наши специалисты приступили к изготовлению «российского» заказа», - отметил представитель Sagem Французская судостроительная компания 5 марта 2014 года начала ходовые испытания построенного по заказу России военного корабля. Первый корабль серии для РФ получил название «Владивосток» .

В некоторых сообщениях прессы о российских «Мистралях» иногда приводятся ТТХ этого проекта, несколько отличающиеся от французского варианта. Например:

  • Общая длина корпуса корабля типа «Мистраль»: 199 м.
  • Ширина: 32 м.
  • Высота борта на уровне полётной палубы: 27 м.
  • Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).
  • Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
  • Экипаж: 177 человек.
  • Число пассажиров: 481 человек.

По требованию российской стороны был внесён ряд изменений по сравнению с французским проектом :

Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse на «Владивостоке» планировалось установить, помимо традиционных для российского ВМФ приёмников и передатчиков КВ и УКВ-связи, изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр». Эта система обеспечивает обмен данными между кораблями и с береговой станцией на скорости 512 кбит/с .

Для первого российского ДВКД этого класса - «Владивостока» - во Франции к октябрю 2014 года должны были быть построены 4 катера CTM NG (Chaland de Transported Materiel de Nouvelle Generation). В отличие от своих предшественников (CTM), катера типа CTM NG имеют длину 27 м и ширину 7 м, а также снабжены двумя рампами для высадки десанта - носовой и кормовой, что даёт им более широкие возможности по маневрированию. Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM) .

В 2013 году вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что в России не производится топливо для двигателей [каких? ] установленных на вертолётоносцах типа «Мистраль», поэтому химикам придётся искать специальное решение .

19 февраля 2014 года началось обучение в Санкт-Петербурге экипажа «Владивостока» французскими специалистами . Прибытие российских моряков для обучения управлению и обслуживанию ДВКД во французский порт Сен-Назер было запланировано на 1 июня 2014 года . По сообщению от 6 мая 2014 года, группа российских офицеров прибыла в Сен-Назер за месяц до появления здесь экипажей УДК «Владивосток» и «Севастополь» в составе 400 моряков. Оба экипажа находились во Франции в течение лета и планировали осуществить переход на первом корабле «Владивосток» из Сен-Назера в Кронштадт .

15 сентября 2014 «Владивосток» с российским экипажем вышел в море на ходовые испытания .

В ноябре 2014 сообщалось, что с пришвартованного в порту Сен-Назера «Владивостока» неизвестными было похищено высокотехнологичное оборудование .

Проблемы с поставкой

3 сентября 2014 года Франция предупредила о возможной приостановке поставки в Россию первого вертолётоносца класса «Мистраль» - «Владивосток ». В качестве причины названы действия России в конфликте на востоке Украины . В сообщении администрации президента Франции говорится:

Президент республики пришёл к выводу, что, несмотря на перспективу прекращения огня [на востоке Украины], - которое ещё не утверждено и не действует, - условия, при которых Франция может разрешить поставку первого вертолётоносца, отсутствуют.

Оригинальный текст (англ.)

The president of the republic has concluded that despite the prospect of ceasefire, which has yet to be confirmed and put in place, the conditions under which France could authorise the delivery of the first helicopter carrier are not in place

Намечавшаяся на 14 ноября церемония передачи «Владивостока» не состоялась. Олланд заявил о том, что передача откладывается, и решение о поставке вертолётоносцев типа «Мистраль» России он примет без какого-либо давления извне.

25 ноября Олланд принял решение приостановить до особого распоряжения передачу России первого вертолётоносца из-за ситуации на Украине , а в декабре министром обороны Франции было заявлено, что «если необходимых условий не сложится, мы не поставим России эти корабли никогда» .

Российская сторона заявила, что в случае непоставки будет судиться и может требовать неустойку в размере до 3 миллиардов евро .

Во Франции появились опасения, что проходящий обучение экипаж «Владивостока» может завладеть кораблем и угнать его в Россию .

Сообщалось, что Франция ищет нового покупателя для корабля «Севастополь» среди США, Евросоюза, Бразилии и других стран .

18 декабря, ввиду затруднений с передачей корабля, российский экипаж на учебном корабле «Смольный » отбыл из Сен-Назера .

19 декабря Олланд пояснил, что поставки вертолётоносцев приостановлены ввиду отсутствия необходимого прогресса в выполнении минских договорённостей со стороны Москвы. В ответ заместитель комитета Совфеда по обороне и безопасности Евгений Серебренников заявил, что Москва может полностью прекратить закупки военной техники во всех странах блока НАТО. Он отметил, что такие планы уже объявлены Министерством обороны России. Сенатор предположил, что отказ от зарубежной военной продукции стимулирует

Новизна вертолетоносца.

До настоящего времени все попытки продать эти корабли на мировом рынке оказывались безрезультатными. Франция, построив 2 корабля для своих ВМС, была вынуждена прекратить их строительство, и выставила этот корабль в качестве тендора на конкурс в Австралии, когда Австралия решила выбрать для себя тип корабля для своих десантных сил. Канберра твердо настаивала на том, чтобы оба корабля строились на судоверфях Австралии, тогда как Париж уступал зарубежным коллегам только один корабль - второй должен был строиться во Франции.

Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодоленные разногласия по поводу места постройки двух кораблей. Во- вторых австралийцы оценили Мистраль как «слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью и слишком дорогой».

Мистраль не несет на себе никакой уникальной техники или уникального вооружения, которого бы не могла самостоятельно производить Россия. Вызывает очень много вопросов объявленные планы закупки.

Нужен или не нужен, необходимо сравнить характеристики.

Технические характеристики десантного вертолетоносцы класса Mistral

Мистраль Верфь DCN (кормовая часть, сборка) Брест и ALSTOM (носовая часть) Сен-Назер.

Имеет стандартное водоизмещение 156,5 тыс. тонн, полное - 21,3 тыс. тонн.

При заполненном доке - 32,3 тыс. тонн.

Его длина - 199 метра, ширина - 32 метра, осадка - 6,2 метра.

Скорость полного хода - 18,8 узла.

Дальность плавания - до 19,8 тыс. миль.

Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолета). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов.

Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900). На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 кв. м, в котором могут работать до 200 человек. Он хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе осуществляемыми в автономном режиме; действиями эскадры, флотилии или флота.

Кроме того, на корабле есть госпиталь на 69 койко-мест (их количество можно увеличить, но незначительно), две операционные комнаты и рентгенкабинет. В Мистрале интересен, прежде всего, энергоагрегат. Французы всегда были сильны в создании экономичных двигателей. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах - диапазон вращения составляет 360 градусов. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при перемещении вблизи берега и в узостях.

Правда неясно, как будет восстановлена работоспособность погруженных забортных ГЭД в случае их отказа без использования дока? А корабль без движения - это уже не корабль, а простейшая мишень. Единственное достоинство французского корабля - дальность плавания.

Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. В настоящее время французские ВМС располагают двумя кораблями этого типа - "Mistral L.9013 и Tonnerre L.9014" Это наиболее крупные корабли после авианосца "Шарль де Голль".

Техническая характеристики десантного вертолетоносцы класса Juan Carlos I или как австралийцы считают ДВКД класса "Канберра» и однотипную "Аделаиду" планируется построить для ВМС Австралии к 2013-му и 2015-му году. Фактически же это десантный вертолетоносец-док, отличительной особенностью которого является сплошная полётная палуба с носовой трамплин для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Кроме двенадцати вертолётов так же обеспечивает базирование до шести тактических истребителей - в нашем случае это могли бы быть МиГ-29К. Корабль может использоваться в качестве замены авианосца при осуществлении его ремонта в сухом доке.

Он имеет длину 230,82 м,

максимальную ширину - 32 м,

максимальное водоизмещение - 27563 т и осадку - 6 м.

Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).

Экипаж судна состоит из 243 человек постоянного персонала.

Корабль также может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard.

Полетная палуба судна имеет длину 202,3 м и ширину 32 м. Она способна принимать одновременно восемь вертолетов или самолетов. На корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH90 или 19 штурмовиков AV-8 Harrier или 12 вертолетов CH-47 Chinook или 12 NH-90 и 11 AV-8 Harrier.

Десантовместимость: 1100 морских пехотинцев, 150 единиц автобронетехники, из которых 23 шестидесятитонных ОБТ. Доковая камера корабля размером 69,3x16,8 м может вместить четыре танкодесантных катера LCM или Super Cat или одно десантное судно на воздушной подушке.

Технические характеристики амфибийного транспорт-док ВМС Нидерландов , длина которого составляет 170 м, является одним из крупных судов, которые посещают Санкт-Петербург в рамках МВМС 2009г. Судно представляет собой комбинацию аэродрома, порта, гаража, больничного и гостиничного комплексов, а также информационно-коммуникационного центра. Нидерландские ВМС используют корабль для проведения международных миротворческих операций и предоставления гуманитарной помощи. Оснащенный быстроходными катерами и транспортными вертолетами, десантный корабль-док может перевозить на сушу и с суши, а также с других судов крупные воинские подразделения с военной техникой или значительные объемы товаров гуманитарной помощи.

На корабле Ее Величества “Йохан де Витт” может полностью разместиться батальон морской пехоты с военной техникой. Кроме того, на судне располагается целый больничный комплекс и командно-штабной пункт. Десантные транспорт-доки могут функционировать без захода в порт.

Кормовая оконечность судна может погружаться в воду глубиной на 4 м, образуя док внутри судна, что позволяет быстроходным десантным баржам покидать корабль. Помимо этого, палуба десантных траснпорт-доков оборудована большой вертолетной площадкой, способной принимать два вертолета одновременно. В больничный комплекс включены хирургические помещения с возможностью размещения 100 пациентов.

На корабле также имеется парковочная площадка на тридцать мест для боевых танков типа «Леопард-2» и 90 мест для бронетранспортеров. Поэтому для России выгоднее было бы приобретение испанского десантного вертолетоносеа-док Juan Carlos I

Выгода Франции.

Саркози использует сделку о «Мистраль» в обмен на магистраль » как приманку, чтобы наладить деловые связи с Россией в более широком спектре. Этой сделкой Саркози хочет добиться гарантий для деловых контактов французского бизнеса с российским. Например, компания GDF Suez получит 9% акций «Северного потока». Президент Саркози подтвердил, что идут переговоры о продаже России четырех десантных кораблей класса "Мистраль". "Мистраль" - это вертолетоносец, который мы будем создавать для России без военного оборудования", если и будут проданы, будут лишены электронных и компьютерных систем. Мне непонятно, как можно без современных технологий продавать «Мистраль».

Кстати официальная Москва определила это условие как один из ключевых параметров обсуждаемой сделки. Кроме того, для Франции - это прежде всего огромный рынок сбыта, а продажа "Мистралей" спасет от банкротства судоверфь в Сен-Назере на атлантическом побережье. В случае подписания такого контракта работой французская промышленность будет обеспечена на несколько лет. Командование ВМС Франции особо подчеркивало тот факт, что благодаря оптимизации расходов по различным статьям, внедрению инновационных инженерных решений и секционной постройке кораблей данного типа не только сократилось время строительства серии, но и почти на 30% удалось снизить объем общих расходов по программе .

В западном кораблестроении давно наметилась тенденция использования гражданских технологий в военном кораблестроении, это позволяет удешевить постройку кораблей и использовать унифицированное оборудование на боевых кораблях и гражданских судах. Но, вся эта унификация не сказывается лучшим образом на живучести корабля; Хотя российские корабли могут быть и дороже, так как не используется такая глубокая унификация оборудования с гражданским флотом (и это правильно), но они от этого только выигрывают по надежности, живучести и другим характеристикам.

К сожалению, эти требования взаимоисключают друг друга: хочешь дешевле и проще - получи одно, хочешь обеспечить боевую устойчивость - получи другое. Боевые корабли и строятся для ведения боевых действий, а не для увеселительных прогулок по большому барьерному рифу или Карибскому морю. Только об этом сейчас стали забывать. И особенно этим грешат как раз западные компании, для которых вопрос низкой цены выходит на первое место.

Предпологаимые беды России.

В составе ВМФ России десантный вертолетоносный корабль-док класса "Мистраль", в случае его покупки у Франции, будет использоваться в качестве только как корабля управления, военное ведомство рассматривает десантную функцию корабля как второстепенную, присущую универсальным кораблям. Россияне вынуждены этот корабль покупать. 450 млн. евро, которые мы должны заплатить за покупку головного корабля и примерно такие же суммы, которые мы должны заплатить за лицензию, чтобы производить каждый следующий корабль, дают нам в общей сложности сумму почти в миллиард евро, которую фактически мы должны отдать Франции.

Корабль для России будет строиться по гражданским стандартам - без вооружения и радаров . Но если и есть смысл покупки серии, то нужно покупать первый уже готовый. Первоначальная официальная позиция России в них такова: один корабль покупаем, три других строим на территории нашей страны. Строительство больших судов - это еще и рабочие места, и поддержка военно-промышленного комплекса. Для российских кораблестроителей это еще и возможность освоения новых европейских технологий. Но в ходе переговоров, России отступила от намеченного. Президент Франции Саркози предложил, что два корабля могут быть построены в России. «Два и два - это было разумным соглашением», - заметил он, подразумевая, что два «Мистраля» сойдут со стапелей во Франции, а еще два - уже в России.

Строительством "Мистраля" займутся компании STX France и DCNS. Флотские специалисты ухохотались от фразы начальника ГШ Николая Макарова «По данным минобороны, Мистраль потребляет в 2 - 3 раза меньше топлива, чем наши десантные корабли! Французы совершили глобальный прорыв в корабельной энергетике? У них КПД энергетической установки в 2 - 3 раза выше, чем у кораблей всех остальных стран? Становятся понятно какие "грамотные" спеццы сидят в нашем горячо любимом Минобороны!

Начальник ГШ Николай Макаров полагает, что Россия может закупить один французский вертолетоносец плюс технологии по его производству. "У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в 3-4 раза меньше "Мистраля". Это не только десантный корабль - его многофункциональность очевидна: это и вертолетоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки. Кроме того, в составе ВМФ "Мистраль" будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях", - сказал военачальник в интервью телекомпании "Russia Today".

ВМФ России намерен использовать "Мистраль", в случае его покупки у Франции, в качестве корабля управления . Народ смеется! Покупать Мистраль, как корабль управления (а тем более четыре корабля в итоге), как вспомогательный флот - это деньги налогоплательщиков на ветер! При этом десантная функция корабля рассматривается как второстепенная. Дело в том, что российские корабли проводят высадку десанта в любой обстановке в любых условиях при непосредственном подходе к береговой линии и своими силами , Мистраль - исключительно переброска техники.

Эти корабли используются по сути своей как транспорты для доставки десантных средств, сами таковыми (десантными средствами) не являясь.

Для чего Россия закупает вертолетоносцы?

Куда важнее мотивы - почему и для чего Россия закупает вертолетоносцы, и почему Франция - член НАТО - не просто соглашается на подобную сделку, а практически подталкивает Россию к покупке. Закупать во Франции тяжелый (21 тыс. тонн водоизмещения) десантный вертолетоносец для нынешней РФ бессмысленно. Такой большой десантный корабль нужен, чтобы проводить высадки морских десантов в далёких от России странах. И то для прикрытия такого большого корабля нужен эскорт - крейсер, пара эсминцев, да еще и авианосец (коего в РФ нет).

В случае большой войны этот "Мистраль" в составе ВМФ РФ превращается просто в большую мишень. Уже всем давно понятно, что на дальние берега РФ выбрасывать своих морпехов сможет не скоро, на всех флотах только по бригаде морскай пехота.

«Мистраль» создан в рамках иной западной - концепции применения морской пехоты и проведения десантных операций, предусматривающей передовое присутствие в наиболее важных районах Мирового океана и проведение высадки личного состава и боевой техники преимущественно на уже очищенное от противника побережье (при этом сами корабли находятся на значительном удалении от береговой черты, в том числе и по причине своей большой осадки) . В частности, корабли типа «Мистраль» не могут осуществлять в традиционном для нас понимании высадку боевой техники на плав - они могут только перебрасывать личный состав и технику на берег с помощью 2-4 десантных катеров, что требует.

Серьезный недостаток этих кораблей - слабое вооружение, не обеспечивающее надёжную самооборону от сколько нибудь серьезных угроз (ПКР, торпеды, боевые пловцы-диверсанты), но он может исправлен довооружением отечественными системами корабельного оружия. Высадку десанта с тяжёлой техникой на необорудованное побережье самостоятельно «Мистраль» осуществлять не может , только с помощью танкодесантных плашкоутов.

С 50 годов процедура эта долгая и сложная: заполнение док-камеры водой и вывод из неё плашкоутов занимают несколько часов. Сразу всю технику они доставить к урезу воды не могут. Нужно сделать несколько рейсов. Весь процесс десантирования занимает очень много времени. В течение этой процедуры «Мистраль» с заполненной док-камерой достаточно уязвим. Впрочем, десантники вертолётами на берег доставляются быстро. Но… без тяжёлого вооружения и бронетехники. Главное «Мистраль», не вписывается сегодня в концепцию боевого применения российской морской пехоты. Получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций. Вертолетоносец "Мистраль" не годится для проведения десантных операций и его будет трудно адаптировать под российское оборудование.

Этот корабль предполагает натовское оборудование", без современного оснащения. Изделие покупается в комплектации: "пустая коробка + ходовая часть", но ведь пустой корпус могут сварить и наши корабелы. Трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку. Сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами.

Дополнительная причина по которой корабль не нужен, русские вертолёты во французские ангары и лифты не втиснутся. Опыт уже был. Когда "Мистраль" зашел с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолеты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолетный ангар. Небольшой конфуз быстро "замяли".

Так что сейчас нам Мистраль - не нужен, может быть лет через 15-20 нужен будет - но к тому времени Россия, надеюсь, сама можем сделать. При условии, что во Вьетнаме, в Шри-Лапки, на Кубе, в Сирии и Тунисе будет своя база, где можно топливом пополниться и передохнуть .

Отечественному ВМФ нужен УДК водоизмещением в 28000 тонн, с трамплином и аэрофинишёром, пригодный для базирования 4-6 МиГ-29К . Больше бы подошел испанский Juan Carlos I имеющий носовой трамплин для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Французы могут себе позволить строить дешевые вертолётоносцы типа "Мистраль". России нужен десантный корабль океанской зоны с хорошей собственной ПВО, в том числе обеспеченной палубными истребителями.

Военный импорт входит в России в моду. Начался ползучий процесс закупки военной техники за рубежом. В последнее время навязчиво в общественное мнение внедряется идея: развал страны достиг такого уровня, что Россия уже и десантные корабли якобы сама строить не может, не может строить беспилотные самолеты- разведчики и более не в состояние стрит и подводное лодки. Все эти аргументы и используют Сердюков и Макаров, пользуясь подложкой и лоббированием провительственой элиты. Россия покупает абсолютно бесполезный корабль, не влезающего в состав ВМФ ни под каким соусом без оружия самообороны, без кораблей охранения, и без наличия сомой морской пехоты. Единственное что он может «Мистраль», устраивать круизы для Министра Обороны, Генштаба МО и их приближенных. Главнокомандуегого и руководства ВМФ.

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года — после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона, смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв — чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы — целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski. Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома» по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность — очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее — за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия — документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет — обрел статус морской державы.