Спросите тех, кто возражает, знают ли они что-либо о жизни, о «сознании» за пределами того, что они ощущают на Земле? Какое представление могут они иметь, если только они не прирожденные ясновидцы, о состоянии и сознании индивидуальности после того, как она отделилась от своего грубого Земного тела? В чем благо всего процесса жизни на Земле, можете в свою очередь спросить их, если мы лишь только чистые, бессознательные сущности перед рождением, во время сна и в конце нашей жизни? Разве смерть, согласно науке, не сопровождается тем же состоянием бессознания, как и перед рождением? Разве жизнь, когда она покидает наше тело, не становится безличной, какова она была до оживления утробного плода?
Жизнь, в конце концов, - величайшая проблема в кругозоре человеческого представления - есть тайна, которую величайшие из ваших ученых никогда не разрешат. Чтобы быть правильно понятою, жизнь должна быть изучаема в полном объеме ее проявлений, иначе она никогда не может быть не только исследована, но даже понята в ее простейших выявлениях - жизни как состояния бытия на Земле. Никогда это не может быть постигнуто до тех пор, пока она изучается в разнообразии и особо обособленно от мировой жизни. Чтобы разрешить великую проблему, вы должны стать оккультистом, анализировать и испытывать лично во всех ее фазах, как жизнь на Земле, жизнь за пределами физической смерти, жизнь минерала, растения, животного и духовного, жизнь в сочетании с конкретной Материей, так же как и в невесомом атоме. Пусть они попытаются исследовать или проанализировать жизнь отдельно от организма, и что останется от нее? Просто род движения, который должен остаться неразрешенным до тех пор, пока ваша доктрина о Всепроникающей, бесконечной, вездесущей Жизни не будет принята хотя бы как гипотеза, лишь немного более разумная, нежели их научные гипотезы, которые все нелепы. Если вы будете возражать - мы ответим им, употребляя их же оружие. Мы скажем - есть и останется всегда доказанным, что раз движение всепроникающее, всенаполняющее, абсолютный же покой немыслим, невообразим, то под какой бы формой или видом ни проявлялось движение, как свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество, все это лишь фазы Единой, той же самой всемогущей Силы, которому они поклоняются, как Великому Неизвестному, а мы просто называем «Единой Жизнью», «Единым Законом», «Единым Элементом». Я могу доказать вам на вашем собственном столе, что жизнь, не только превращаема в другие виды или фазы всепроникающей Силы, но что она, действительно, может быть вселяема в искусственного человека. Физики и медики последней шестой расы будут прививать жизнь и воскрешать трупы для опыта, как они сейчас прививают оспу.
Афоризм мудрецов:
Достойная только та жизнь, которая прожита ради других людей.
То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь.
Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
Самая прекрасная жизнь — это жизнь, прожитая для других людей.
(X. Келлер)
Большинство людей тратит большую половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной. (Ж.Лабрюйер)
Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста. (Будда)
Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.
(X. Геббель)
Величайшая из книг — книга жизни, которую нельзя ни закрыть, ни снова открыть по своему произволу. (А. Ламартин)
Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро. (Г. Мопассан)
С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечно далекое будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое (А. Шопенгауэр)
Два бесценных дара - жизнь и время - даются нам даром. Поэтому мы так расточительны и небрежны в обращении с ними.
Делай жизнь, а не давай жизни делать тебя…
Чем ярче горят за спиной мосты, тем светлее путь впереди.
Хватит вести себя так, будто Вам осталось жить 500 лет.

Будет трудно - крепись,
Будет больно - не плачь,
Будет ветер - не гнись,
Глаз в ладони не прячь,
Если слезы - сотри,
Если страшно - держись,
Помни, жизнь- это жизнь.

Дети рождаются из плоти и крови своих родителей. Без родителей не было бы и детей. Однако люди в нашем мире стоят горой за индивидуализм, словно они появились на свет сами по себе. Лишь тот, кто ни разу в жизни не получал никакой помощи ни от кого, имеет право ратовать за индивидуализм. В нашем мире ничто не появляется на свет только лишь ради себя. Все сотворенные существа созданы друг ради друга. Я существую ради вас, а вы - ради меня.

Нет больших глупцов, чем эгоисты, живущие только ради себя. Может показаться, что жить ради себя выгодно, однако в конечном итоге такая жизнь ведет к саморазрушению. Человек должен жить ради своей семьи, семья - ради страны, страна - ради всего мира, а мир - ради Бога.

Во всех учебных заведениях, основанных мной, есть три девиза. Первый гласит: «Живите так, чтобы не отбрасывать тени, словно под полуденным солнцем». Жить, не отбрасывая тени, - это значит жить с чистой совестью.

Когда наша земная жизнь подойдет к концу и мы окажемся в духовном мире, вся жизнь пронесется перед нами в один миг, словно на видеопленке. Куда мы отправимся, на Небеса или в ад, зависит от того, как мы жили, поэтому наша жизнь должна быть незапятнанной и чистой, без малейшей тени.

Второй девиз - «Живи, проливая пот за землю, слезы за человечество и кровь за Небеса». В крови, поте и слезах, пролитых людьми, нет ни капли фальши. Они - настоящие. Однако если человек проливает кровь, пот и слезы ради самого себя, в них нет особого смысла. Этот великий вклад должен быть сделан ради блага других.

И третий девиз - «Единая семья под Богом!». Есть лишь один Бог, и все люди - братья и сестры. Языковые, расовые и культурные различия составляют менее одного процента. Мы, люди, более чем на 99% схожи между собой.

В южной части Тихого океана есть четырнадцать островных государств. Когда я был на Маршалловых островах, я спросил президента:

Ваша страна очень красива, но вам, должно быть, непросто управлять ею, не так ли?

Президент, вздохнув, ответил:

Наше население составляет всего шестьдесят тысяч, и наши земли расположены в среднем всего на два метра выше уровня моря. Поэтому любая волна метровой высоты может затопить большую часть страны. Тем не менее, наша самая острая проблема - это образование. Дети из богатых семей уезжают на учебу в Америку или Европу и не возвращаются назад. А для детей из бедных семей у нас просто нет школ, где они могли бы получить хорошее образование, поэтому даже самые способные дети не могут выучиться, выйти в люди и стать лидерами в нашем обществе. Основная проблема островных государств - таких как наше, - заключается в том, что у нас нет возможности воспитать лидеров, которые возглавят страну в будущем.

Выслушав озабоченность президента, я вскоре открыл «Тихоокеанскую среднюю школу» в Кона на Гавайях для детей из островных государств. Эта школа дает среднее образование детям из различных островных государств с возможностью позднее поступить в колледж. Мы оплачиваем авиабилеты в обе стороны, обучение и питание и предоставляем компьютеры, чтобы дети могли получить самое лучшее образование. Перед детьми из островных государств мы ставим лишь одно условие: как только они закончат учебу, они должны будут вернуться в свои страны и трудиться там, служа своей стране и своему народу.

Жизнь ради блага других порой требует от нас идти на жертвы. Несколько лет назад один из миссионеров нашей Церкви путешествовал по Южной Америке, и в это же время в районе, в котором он находился, произошло мощное землетрясение. Жена этого миссионера прибежала ко мне, бледная, как простыня.

Что мне делать? - рыдала она. - Я так переживаю! Я просто не знаю, что делать...

Как вы думаете, что я ответил? Вместо того чтобы похлопать ее по плечу и утешить, я накричал на нее:

Тебя больше всего волнует безопасность мужа? Или ты беспокоишься о том, сколько жизней он может спасти в том районе бедствия?

Для нее было совершенно естественно переживать, все ли у мужа хорошо. Однако ее, как жену миссионера, должны были заботить вещи более высокого порядка. Вместо того чтобы молиться исключительно о его безопасности, она должна была молиться о том, чтобы ее муж мог спасти как можно больше жизней.

Ничто в нашем мире не существует ради собственного блага. Бог не по этому принципу создал наш мир. Мужчина существует ради женщины, а женщина - ради мужчины. Природа существует ради человека, а человек - ради природы. Все сотворенные существа в нашем мире живут ради своих партнеров, с которыми они взаимодействуют. Это аксиома Небес: все, что есть в нашем мире, существует ради блага партнера.

Счастье возможно лишь во взаимоотношениях с партнером. Представьте себе человека, который всю жизнь был певцом и вдруг оказался на необитаемом острове. Он будет петь там во весь голос, но если вокруг нет ни единого слушателя, он не будет счастлив.

Поэтому осознание того, что мы существуем ради блага других, - это огромное достижение, способное изменить нашу жизнь. Когда мы понимаем, что наша жизнь принадлежит не только нам и должна быть прожита ради других, мы выбираем совсем другой путь, отличный от того, по которому шли до сих пор.

Как пение в одиночестве не сделает вас счастливыми, так и вы не достигнете счастья в одиночку, без партнера. Даже самый маленький и незначительный поступок может принести вам счастье, если вы посвятили его другому человеку.

/ / Согласны ли Вы с утверждением Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»?

Самым благородным поступком, по моему мнению, является возможность посвятить жизнь другому человеку или группе людей. История знает много таких личностей. Наиболее известная среди них – это мать Тереза, которая стала мировым образцом милосердия. Она помогала бедным людям, обездоленным и нищим. Женщина прожила всю свою жизнь ради других и нисколько об этом не пожалела. Ее поступком восхищаются, сегодня есть много последователей этого волонтерского движения.

Человек создан для того, чтобы приносить пользу обществу. Людей, которые заботятся только о себе и прожигают жизнь, общество презирает.

Самопожертвование можно увидеть в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. – героиня, которая ради благополучия своей семьи стала заниматься постыдным делом. Девушка очень страдает, она думает о самоубийстве, но не может этого сделать, потому что никогда не предаст свою семью. Кроме этого, она помогла Раскольникову возродиться после совершенного им преступления. Жаль, что таких людей в наше время становится все меньше.

Данко из рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького тоже пожертвовал собой ради других людей. Но, к сожалению, этого поступка никто не оценил. Люди преодолели сложный путь, ценой жизни молодого человека, и не испытали ни капли уважения и благодарности. Хотя он и не нуждался в ней. Для Данко первостепенным был долг. Сердце его стало факелом, осветило дорого, а потом разбилось на тысячи мелких осколков.

Героиня повести «Матренин двор» Солженицына тоже жила для других. Всю жизнь она работала, как проклятая, не требовала ничего взамен. Алчные родственники разбурили ее дом, чем убили старую женщину. Только после ее смерти, люди осознали, насколько прекрасным человеком была и как они не могли этого не заметить.

Я отчасти согласен с утверждением, что «самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей». Этому учит и Библия. Праведная жизнь очень ценится только после смерти человека, а при жизни этого не замечают.

Сегодня очень мало людей посвящают кому-то свою жизнь. Все в основном живут для себя. Конечно, это удручает. Но с другой стороны, писатели показывают нам необходимость такого пожертвования и все проблемы, с которыми сталкиваются такие высокоморальные люди. Чтобы посвятить жизнь другим, нужно иметь четкую жизненную цель, быть честным и бескорыстным. Я считаю, что не каждый человек на это способен.

Если постоянное удовольствие, счастье и отсутствие страданий для многих из нас остаются лишь незбыточной мечтой, то исполнение долга - это то, что доступно нам ежедневно. Долг перед семьей, перед обществом, перед Природой.

Может быть, достаточно этот долг просто исполнять? И не нужно больше ни к чему стремиться, не нужно желать удовольствий и счастья, не нужно самореализовываться, не нужно познавать себя и мир, не нужно любить. Жить для других, - может быть, в этом наше предназначение?

Исполнение долга перед кем-то, - что это, вынужденная необходимость , исполнив которую мы уменьшаем свое страдание, или возможность реализовать себя , получив удовольствие? Рассмотрим оба варианта.

.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ИСПОЛНЕНИИ ДОЛГА?

Долг - это перечень действий человека, которые он должен произвести в силу какой-то необходимости, ради достижения какой-то необходимой цели. Чтобы действия стали долгом, человек прежде должен узнать о необходимости их произвести. Узнать можно от родителей, от воспитателей, от окружающих, из книг, из законов и т.д. Узнать можно из своих ощущений, чувств, от интуиции. Но узнать, не значит осознать. Знать или чувствовать свой долг, не значит осознавать его необходимость.

Предположим, человек исполняет долг только ради уменьшения своего страдания . Это, конечно, не только физическое страдание, это может быть страдание и эмоциональное, и интеллектуальное, и душевное, и духовное.

Отвечая на вопрос - "Может ли смысл жизни заключаться только в … отсутствии страданий?" - мы выяснили, что главный источник человеческих страданий - незнание, в том числе незнание человеком причин своих страданий.

Если человек познал необходимость исполнения долга, если он исполняет этот долг осознанно, он перестает страдать. Если бы целью человека было избежать страдания, то познание необходимости исполнять долг привело бы к тому, что человеку больше нет смысла продолжать его исполнять. Отсутствие страданий, как было доказано ранее, не может являться ни смыслом, ни целью человеческого существования.

Но может быть, человек исполняет долг ради удовольствия? Возьмем для примера только два типа удовольствий - на уровне физического тела и на уровне высших чувств.

Удовольствия от исполнения долга на уровне физического тела.

Человек должен заботиться о своей семье - о родителях, супруге, детях. Он должен кормить, одевать, обеспечить удобное жилище - тогда продлится его род. Человек обязан заботиться о продолжении жизни своего народа, а значит, о физическом существовании народов, могущих повлиять на его народ, на его семью. Чем лучше материальные условия жизни, тем она продолжительнее, тем больше вероятность того, что она не прекратится. Безусловно, все перечисленное является важной частью смысла человеческого существования.

Все это не только обязанность, но и источник удовольствия. Забота о материальном благе окружающих всегда несет быструю и конкретную радость - человек горд и доволен собой, ему благодарны, и следы его заботы долго видны. Приносит удовольствие и познание возможностей физических тел, творческая реализация возможностей материи доставляет весьма конкретное наслаждение. Строительство, приготовление пищи, сооружение машин и космических кораблей, лечение и развитие тела, возведение городов, создание новых материалов, изменение внешнего вида любых объектов и многое другое.

Но для чего сохранять физические тела своих близких, своего и чужого народа? Для чего сооружать новые механизмы и строить города? Чтобы отдыхать и размножаться? Что делать, когда дети выросли и стали самостоятельными? Должен ли человек умереть? И бессмысленна ли жизнь бездетного человека? Для чего Природа всячески сохраняет жизнь каждого человека, независимо от наличия у него потомства? Для чего бесконечно улучшать условия жизни - чтобы меньше работать и больше отдыхать? Но зачем?

Однообразное материальное благополучие группы близких нам людей почему-то не доставляет удовольствия на уровне эмоций, не дает удовлетворения и любознательности рассудка.

Высшие чувства человека не могут смириться, когда только меньшинство может обладать теми же материальными благами. Но больше всех противится такому «благу» наш духовный уровень.

Материальные условия всегда будут не достаточны для счастья людей. А значит и человек обеспечивший им эти условия, тоже не получит от этого длительного удовольствия. Чтобы человек не делал для людей, им всегда будет чего-то не хватать.

Удовольствия от исполнения долга на уровне высших чувств.

Огромное влияние на человека имеет другая группа восприятий - удовольствия и страдания на уровне высших чувств. Здесь сосредоточены все принципы морали, понятия доброты, ответственности, справедливости и честности. Дружба, уважение к людям, радость творчества и многое другое. Мы получаем удовольствие от познания этих чувств, от познания их необходимости, от познания способов их получения.

Нам доставляет удовлетворение творческая реализация возможностей, приводящих к возникновению подобных чувств - это обязательно совместное творчество с людьми и объектами Природы, и чувства рождаются у многих людей одновременно. Нам интересно выяснить, - в чем долг каждого, как достигнуть общей справедливости и любви, что должны делать люди, чтобы испытывать уважение, как рождается чувственная любовь между людьми и как ее удержать.

Ничто так не сближает людей, как общие высшие чувства, возникающее гармоничное единство - любовь на уровне высших чувств сильнее, стабильнее и продолжительнее, чем любовь физическая, эмоциональная и рассудочная , а значит и удовольствия от нее больше.

Удовольствие от исполнения своего долга, от бескорыстной помощи, от совместного творчества, от радости, подаренной другому. Именно эти удовольствия отличают человека от животного, а вовсе не количество приобретенных знаний, как иногда пишут в учебниках.

Но можно ли абсолютизировать перечисленные удовольствия? Можно ли сделать их целью жизни? Так и хочется сказать, - конечно, да! Но, что делать с людьми, которые не могут быть ответственными, у которых не получается совершать только добрые поступки? Что делать человеку, который сам является обузой для других? Что делать инвалиду, беспомощному старику, нищему? Бессмысленна ли их жизнь? Бесполезен ли человек, нарушивший закон, моральный или экономический? Потерял ли он свою неповторимую индивидуальность? Конечно, нет.

Разве эгоистичный и равнодушный к человечеству индивидуум подлежит уничтожению? Кто будет судить его? Кто сравнит ценность жизни грешника и праведника, священника и преступника? Большинство? Но из опыта известно, - большинство очень часто ошибается. Сколько зла на Земле совершено во имя высших целей равенства, братства, свободы и справедливости! Для чего вообще нужна справедливость? Для самой себя или для чего-то более важного?

Василий Розанов отвечает так: «Справедливость составляет необходимость для всякого действия человека лишь под условием, что она необходима для его счастья, и в меру этой необходимости» (Цель человеческой жизни»).

Что может ограничить удовольствия высших чувств в безопасных пределах? Ответ есть в любой религии - смирение перед Высшей мудростью, Высшей истиной, Высшей любовью, перед Абсолютным Единством, перед Тем, что является источником и целью всего. А это уже удовольствие на следующем уровне человека - духовном.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЖИТЬ РАДИ ДРУГИХ?

Достижение внешних целей, работа ради людей, ради живых существ, ради человечества и планеты Земля, все это приносит огромное удовлетворение, - от уважения других, от осознания своего влияния на чужое совершенствование, от внешнего познания и внешней любви. Альтруистичные цели - прекрасны .

Человек - часть семьи, часть общества, часть человечества, часть Природы. Человек работает для семьи, для общества, для человечества ради уменьшения страдания и роста удовольствия на всех их уровнях. Внешняя работа - это реализация внешних возможностей. А внешних возможностей для человека - бесчисленное множество, и любая при желании может быть сделана целью в жизни.

Что будет, если сделать целью жизни какие-либо внешние цели, касающиеся только группы объектов, например, семьи, фирмы или целого народа? Посвятить себя воспитанию детей, процветанию компании, благополучию города или страны. Это значит, интересами других групп можно частично, но пренебречь. Ограниченные цели вступят в противоречие с целями других уровней - с внешними духовными удовольствиями и удовольствиями высших чувств, с внешними удовольствиями физического тела.

Но другие семьи и другие народы не будут долго терпеть. Рано или поздно, жизнь ради нескольких избранных объектов вступит в противоречие с интересами других объектов, возникнет страдание. Смысл жизни, ограниченный только семьей или только работой, или только интересами группы людей, вступит в противоречие с другими необходимыми частями смысла.

Франкл Виктор : «Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования» («В борьбе за смысл»).

Что будет, если всю жизнь стремиться к реализации целей только на одном внешнем уровне? Например, пытаться всех накормить, пренебрегая моральными законами. Или развивать бизнес путем выпуска некачественного товара, или другим способом «хитрить» с покупателем. Или стремиться к всеобщему образованию, заставляя людей учиться, лишая при этом положительных эмоций, не связанных с образованием. Или заниматься политикой ради интересов группы людей, прикрываясь заботой о всеобщем благе. Или стремиться к всеобщей справедливости, не слушая аргументов рассудка. Кто скажет спасибо за реализацию таких целей? Многим ли доставят удовольствие подобные цели?

А что делать, когда достигнута самая желанная цель, ради которой вынесено столько страданий, потрачено столько сил и времени? Что делать, когда человек не видит больше достойных целей вокруг себя? В такой ситуации даже сильный и целеустремленный человек может задуматься о самоубийстве.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА?

Противоречивость формулировки - Смысл жизни в самой жизни, в ее бесконечном продолжении - мы уже рассматривали в разделе "Смысл жизни - в самой жизни?" . Для чего же человеческому виду поддерживать свое существование?

Согласно современной синтетической теории эволюции, любая популяция обладает таинственной врожденной способностью наследственной передачи изменений при смене поколений. Такая эволюция не содержит никакой цели, а является лишь статистическим результатом случайного процесса, на который оказывают влияние разнообразные эволюционные факторы. Это и случайные генные мутации, и колебания численности популяции, и изоляция популяции, и дрейф генов, и, конечно, естественный отбор, определяющий вероятность достижения отдельным организмом возраста, когда он сможет произвести и вырастить потомство.

Естественный отбор , по мнению современных дарвинистов, является главным фактором, направляющим эволюционный процесс в целом. С его помощью Природа (окружающая среда) случайным образом отбирает, какой популяции давать потомство и развиваться, а какой погибнуть. В результате выживают всегда наиболее приспособленные. Жизнеспособное потомство могут дать только более приспособленные особи.

Чарльз Дарвин писал: «По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер» («Воспоминания о развитии моего ума и характера»). И еще: «Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития, он только использует такие изменения, которые возникают и оказываются полезными для каждого живого существа в сложных условиях его жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Но Дарвин не рассматривал причины наследственности, изменчивости и естественного отбора, ограничившись тем, что назвал это «законом природы». Он честно признался: «В целом я могу заранее сказать, что не занимаюсь здесь вопросом о происхождении умственных способностей, как не занимался и вопросом о происхождении жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Если подобная теория эволюции верна, то жизнь отдельного человека - не более чем случайный набор событий в череде случайной эволюции. Смысл отдельной жизни в таком случае сводится к нулю. Отдельного смысла вообще нет, остается только смысл популяции. Но и его тоже нет. Смысл существования человечества уходит в какой-то бессмысленный закон Природы. Все смыслы становятся бессмыслицей.

В очередной раз приведем цитату Трубецкого Е.Н.: «Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, — цель сохранения жизни. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это — не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются… Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона». («Смысл жизни»).

Вернемся к исполнению долга. Наш вывод следующий: исполнение долга - не может быть способом, используемым лишь для уменьшения страданий или для получения удовольствий. Исполнение долга - это необходимость . Если человек осознает эту необходимость и действует в согласии с ней, исчезает страдание и возникает удовольствие. Страдание и удовольствие - универсальные индикаторы, позволяющие каждому человеку точно определить, верно ли он осознает и исполняет свой долг.

Долг - это необходимые действия, совершаемые человеком в течение жизни. Необходимость этих действий заключается не в самих действиях, а в необходимости достижения какой-то цели. Действия не могут быть целью самих себя.

Смысл и сущность жизни человека, в соответствии с их определениями, заключены во всех причинах жизни, а не только в целевых. В свою очередь, целевая составляющая сущности и цель жизни не могут заключаться в каких-то действиях, они могут заключаться только в их результате. Сущность и цель жизни не могут заключаться только в исполнении долга , они могут заключаться в необходимом результате, достигаемым исполнением долга.

Выражение «сущность или цель жизни - в исполнении долга перед кем-то» звучит так же странно, как выражение «сущность или цель питания - в исполнении долга перед организмом». Эти утверждения ни истинны и ни ложны. И сущность, и цель, и долг - все эти понятия имеют отношение к необходимому результату каких-то действий, и не могут быть выражены друг через друга.

Исполнение долга - не цель, а средство достижения других целей. Исполнение долга - необходимая составляющая смысла существования человека, условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Прежде чем утверждать смыслом и целью жизни долг перед людьми, человечеством, Природой или Богом, необходимо узнать, в чем собственно заключается этот долг.

Чтобы определить перечень действий, соответствующих исполнению долга, необходимо познать конечный результат, к которому эти действия должны привести. Так может быть, смысл жизни - в познании? Об этом смотрите в разделе "Смысл познания" .

Настало время проверить гипотезу: "Может ли смысл жизни заключаться только в познании? ".


17.09.2017

Список афоризмов и цитат, которые можно использовать при написании итогового сочинения по направлению "Человек и общество".

  • «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун
  • «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим» Цицерон
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
    В. Г. Белинский
  • «Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В. Г. Кротов
  • «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье
  • «Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер
  • «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем» Л. Н. Толстой
  • «Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни» Д. И. Писарев
  • «Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе» Н.А. Бердяев
  • «Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества» Ф. Честерфильд
    «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа
    «Каждый человек - центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» Э. Канетти
  • «Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг
  • «Все дороги ведут к людям» А. де Сент-Экзюпери
  • Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. Т. Драйзер
  • Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  • Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  • Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон)
  • Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж)
  • Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  • Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)
  • Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  • Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества. (М. Л. Кинг)
  • Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  • Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)
  • Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)
  • Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор)
  • Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству – отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер)
  • Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье)
  • Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак)
  • Человек без людей – что тело без души.
  • С народом никогда не погибнешь.
  • ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)
  • Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов)
  • Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство, которым поддерживается жизнь... (Сенека Младший)
  • Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  • Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  • Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  • В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  • Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  • Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  • Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
    (Л. Бональд
  • В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)
  • Человеческое общество... похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам,
    окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает... (П. А. Сорокин)
  • Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем... (В. Г. Белинский)
  • Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев)
  • В каждом человеке есть что-то от всех людей. (К. Лихтенберг)
  • Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  • Сообща искать – все отыскать.
  • У плывущих в лодке судьба одна.
  • Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)
  • Бежавший от народа без погребения остается.
  • Среди людей и лиса с голода не сдохнет.
  • Человек – опора человеку.
  • Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого.
  • Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  • Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
  • Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во
    вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский)
  • Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
  • Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Г. Лихтенберг)
  • Каждый человек - отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, - яснее проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)
  • Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)
  • Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. (Джами)
  • Человек человеку - волк. (Плавт)
  • В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д. Дидро)
  • Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть. (Э. Роттердамский)
  • Земное назначение человека - быть разумным и храбрым, свободным, имущим и счастливым...
  • Гуманистам надо быть непримиримыми и поднимать оружие всякий раз, когда враждебные силы хотят воспрепятствовать назначению человека. (Г. Манн)
  • Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя. (Д. Дидро)
  • Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. (Ф. М. Достоевский)
  • Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)
  • Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель)
  • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
  • Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены. (В. Швебель)
  • Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)
  • Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст)
  • Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе - грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. (Р. Эмерсон)
  • Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин)
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)
  • Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. (Ф. Энгельс)
  • Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации. (Д.И. Писарев)
  • Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера. (Ж. Д"Аламбер)
  • Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой
    - болтаться под перекладиной. (Т. Карлейль)
  • Общественное мнение не может не быть банальным. (К. Кушнер)
  • Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть. (Г. Мабли)
  • Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его
    существования. (К. Маркс)
  • Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая
    симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее. (В.В. Розанов)
  • В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. (Л.Н. Толстой)
  • Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека. (А. Адлер)
  • Одиночество - убежище сильных. Слабые всегда жмутся в толпе....
  • Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н.А. Бердяев)
  • Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества. (Ф. Честерфильд)
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  • Каждый человек - центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. (Э. Канетти)
  • Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Ф.И. Тютчев)
  • Публика - это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают. (Дж. Голсуорси)
  • Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное. (Г. Честертон)
  • Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Ф. Петрарка)
  • Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)
  • Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти. (А. Шопенгауэр)
  • Человек вне общества - или бог, или зверь. (Аристотель)
  • Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
  • По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества. (М. Арнольд)
  • Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения. (А. де Сталь)
  • Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа. (Г. Лебон)
  • Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое. (Г. Гарбо)

Список предоставлен проектом rustutors.ru