Марина Лукина
Презентация «Виртуальная экскурсия по мини-музею «Русская изба»

Карточки к презентации .

1. ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА.

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

2. Привет! Давай знакомиться. Я - веселый и любознательный Домовенок Кузя. Я давно живу в этой русской избе . Приглашаю тебя и твоих друзей погостить у меня, я хочу тебе много рассказать.

3. Как в одной сторонке,

В маленькой избенке.

Жил-был не котенок,

Жил-был не мышонок,

Даже не ребенок- это домовенок.

4. В народе говорят «Изба о четырех углах строится» .

Так ли это?

Действительно внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось и каждый угол имел свое значение. В доме были четко определены мужские и женские места.

5. Пространство около печи служило женской половиной и называлось «бабий кут» , что означало «бабий угол» . Рядом с печью стоял деревянный ушат с водой и обязательно висело полотенце. У заботливой хозяйки на полках в куте и чулане все расставлено по своим местам. И горшки для хранения круп, соли, масла и полотенце чистое (рукотер) всегда под рукой, и вода свежая в рукомойнике.

Недаром в народе говорят «Всякой вещи – свое место» .

6. Печь! Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она и

путника накормит, и от злой погони укроет. Печь в избе,особое

место занимает, с ней связан целый мир представлений,

верований и обрядов. Про русскую печь можно сказать , что она универсальна.

кормила, спасала от холода и лечила. Служила спальным

местом и баней.

Печь воспринималась как хранительница жилья, собирательница семьи,

защитница брачных и родственных связей.

7. Хлебная лопата – стояла у печи. Она постоянно соприкасалась с огнем, обладающим

очистительной и омолаживающей силой, поэтому на Руси считалась еще и магическим орудием.

Ее использовали в борьбе с небесной водой - дождем и градом. При приближении тучи лопату

выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.

8. Ухват – еще называют рогачом или железными вилами, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Чтобы посадить в печь горшок, нужна была сноровка, так как дело это было

непростое. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печки. Их берегли и они долго служили людям. Если семья на длительное время покидала дом, ухватом

загораживали печь, чтобы не ушел домовой, который, как считалось, жил в подпечье.

Без решета или сита не обходилась ни одна хозяйка. Помимо своего прямого предназначения решето широко использовалось в обрядах, и с ним было связано много поверий. Решето уподобляли небесному своду, дождю и солнцу, поэтому в нем была заложена идея богатства и плодородия. Чтобы пошел дождь, лили воду через решето, а чтобы остановить его, решето переворачивали вверх дном. Воде, пролитой через решето, придавалось целебное свойство - уберечь от возможных болезней.

9. При выделке посуды крестьянин проявлял необычайную изобретательность и смекалку. Из липовой и березовой коры, из дубовых и сосновых дощечек гнут всевозможные шкатулки и короба.

Берестяные туеса используются для хранения жидкостей – они надежно удерживают влагу.

Пестери, напоминающие заплечные ранцы с крышкой, удобны для переноски вещей, сбора грибов, они легки и не промокают под дождем.

Солонки, сплетенные из легкой бересты, крестьянин брал с собой, отправляясь на промысел или на полевые работы.

10. Немало посуды в крестьянской семье было сделано из глины. Крынки с круглым, похожим на шар корпусом, братины для пива и кваса. Самый распространенный универсальный сосуд для приготовления на огне различной пищи – горшок. В нем и щи, можно было сварить и кашу, репы напарить и кисель приготовить.

Стеклянной посудой пользовались редко, ее нужно было покупать, а откуда лишние деньги в крестьянском хозяйстве. Да и слишком хрупкой она казалась для загрубевших от трудной работы рук. А вот металлическая, главным образом чугунная, встречалась довольно широко, хотя она была распространена гораздо меньше, чем глиняная и деревянная.

11. Самовар – он привнес в семейную трапезу особый оттенок. Самовар являлся символом семейного

достатка и уюта. Он стал символом русской культуры . Он успокаивал, лечил душевные травмы, собирал вокруг себя семью. Его ласково в народе называли «дедушкой» , «Иван Ивановичем» . А сколько пословиц и поговорок сложили – «Попей чайку – разгони тоску» , «Самовар кипит – уходить не велит» .

12. В крестьянском хозяйстве было никак не обойтись без бондарных изделий. Под этим названием объединялись большие емкости для воды. Это – ведра, ушаты, кадки, бочки, лохани.

Они долго и верно служили своим хозяевам, а сама профессия дала начало многим фамилиям : Бондарь, Бондарев, Бондаренко…

13. В «бабьем куту» на полках размещалась нехитрая крестьянская посуда.

Для разных целей и посуда нужна была разная : мелкая и глубокая, большая и маленькая. Про запасливую хозяйку говорили : «Из большой посуды не выльется, а из малой проплеснешь»

Из дерева изготавливались ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши, а также большие емкости для воды – от ведер до бочек. Дерево легко поддается обработке, поэтому деревянную посуду часто украшали резьбой, красочной росписью.

С посудой связано немало поверий и примет. Нельзя оставлять посуду открытой, этим воспользуется нечистая сила. Если нож со стола упал – гость будет, если ложка – гостья.

14. Спали хозяева на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу (для этого устраивался более низкий настил за печью, на лавках, на голбце или каржине – дощатом настиле у печи. Позднее появились кровати.

15. А для детей кроватью служила - колыбель (зыбка, люлька, качалка, качка) как только

ее не называли. Делались они висячими на гибком шесте, всегда широкими и длинными для

того, чтобы дитя могло свободно расти. Только тот дом считали полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших.

16. У стен стояли сундуки, где сберегалось хозяйское добро. Числом сундуков измерялось богатство владельца дома. Хороший сундук – это уже работа мастера, поэтому в крестьянском доме сундук – вещь покупная. Сундук – простой деревянный ящик с плоской крышкой, всегда с хитроумным замком, часто окованный для прочности полосами железа. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданое.

17. Угол избы напротив дверей назывался красным (передним, верхним, святым, божьим, старшим, первым) . Это самое главное место в избе. Здесь находились иконы, большой деревянный гладкий стол, скамейки. Иконы украшались тканым или вышитым полотенцем. К ним относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу. У икон горели лампадки – небольшие светильники, заправленные маслом.

В этой части избы происходили самые важные события в жизни людей. Самых дорогих, почётных гостей усаживали в красном углу на лавку за стол. убранный нарядной скатертью – столешником.

18. Размеры стола соответствовали количеству едоков в семье. Стол никогда не должен быть пустым, на нем всегда лежал хлеб и стояла солонка с солью., что обеспечивало достаток и благополучие дома. Недаром есть пословица : «хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».

19. В свободное от работы время хозяйка занималась рукоделием, хозяин разными поделками и мелким ремонтом. В хозяйственной части избы вы тоже можете увидеть много интересных вещей, и у каждой есть своя история и тайна.

С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины садились за прядение. Веретено и прялка - основные инструменты. Сам процесс прядения несложен, но требует

определенных навыков, которые девочки приобретали с десяти лет. В старину именно такие ремесла как : прядение, ткачество, изготовление кружев, получили широкое развитие, ведь женщина должна была обеспечить семью тканями и одеждой.

Мужские ремесла чаще были связаны с обработкой дерева : плетение корзин, рогож,

изготовление посуды, коромысел, починка обуви. Каждый крестьянин умел плести лапти,

недолговечную, но удобную, легкую и дешевую обувь, теплую зимой и прохладную летом.

20. В последний день Масленицы нередко устраивали катание с ледяных гор на прялках.

будет самая лучшая пряжа.

А в Святки вечером нельзя мотать нитки, чтобы рожь не спуталась. А коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут, лучше воротись, а то пути не будет.

21. Вы уже поняли, что мир русской избы был наполнен языческой символикой. С помощью загадочных орнаментов, различных обрядов и поверий, люди стремились обеспечить себе и своему дому безопасность и благополучие. Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию. Простая крестьянская изба , а сколько мудрости и смысла в себя вобрала!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Интересные географические объекты Алтая. Выполнила: учитель географии Телегина Н.И.

АЛТАЙ – обширная горная местность на территории России, Монголии и Китая, изобилующая геоактивными точками. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии, наибольшая длина Алтая – 2000 км. Особой известностью среди туристов и исследователей аномальных явлений пользуются великолепные по красоте дельты рек Катунь, Бия и озера Телецкое и Маркаколь.

По количеству ледников (1.130) и площади оледенения (890 кв. км) Алтай занимает третье место среди горных стран мира. Наибольший из них - Мёнсу - имеет длину 11 км и находится в Катунском хребте. Близ массива Белухи сосредоточено 169 ледников площадью в 151 кв. км.

Гора Синюха С вершины горы Синюха открывается прекрасная панорама с редкостными природными контрастами: с одной стороны - бескрайняя Кулундинская степь, с другой - покрытые снегом горные вершины Алтая. Гора Синюха издавна считается местом паломничества. На вершине и склонах горы есть несколько естественных гранитных чаш, наполненных, как многие считают, святой водой. На северном склоне горы Синюха протекает святой источник. Жители окрестных сел издавна считали это место священным и, заболев, приходили сюда, чтобы набрать целебной воды. Если вера была твердой, а молитва искренней, то свершалось чудо, и даже безнадежно больные избавлялись от своих недугов.

Одна из самых необычных форм рельефа это «Каменные грибы». Образовываться они могут под действием ледников или приливов, от растворения окружающих пород или эрозии. Несколько сотен лет потребовалось «каменным Алтайским грибам» в урочище Ак-Курум, что бы они образовались под действием ветра и дождей. «Белая осыпь» в переводе с алтайского значит Ак- Курум. На правом берегу Чулышмана, в двух часах езды от его места впадения в Телецкое озеро, находится урочище Аккурум (Ак-Корум). “ Курумами ” обычно называют скопления крупных глыб и обломков прочных скальных пород на пологих склонах и у их подножий, образующихся выветриванием. Особенностью характерной для курумов является их медленное перемещение вниз по склону.

На Алтае множество озёр - более 6 тысяч, многие из них каровые или моренно-подпрудные. Часто говорят, что Алтай - это страна голубых озёр. Наиболее крупные - Телецкое, Маркаколь - находятся в котловинах тектонического происхождения. Особой известностью пользуется живописнейшее Телецкое озеро (длина его 78 км, средняя ширина - 3,2 км, глубина - до 325 м) с крутыми лесистыми, а местами и скалистыми берегами. Самое большое в Горном Алтае озеро Маркаколь (около 449 кв. км.) также славится очень красивыми берегами и богатыми животным и растительным миром. Кулундинское озеро - самое большое среди всех озёр Алтая (728 кв. км).

Маашей – озеро, исчезнувшее в июле 2012 года. В результате ливневых дождей оно переполнилось, произошел размыв грунта, и воды озера полностью ушли. Озеро образовалось не более, чем 100 лет назад из-за схода мощного оползня, который остановился поперек русла реки Мажой. Оно находилось на высоте 1984 м в районе Северо-Чуйского хребта, имело ширину около 400 м и в длину достигало 1500 м. Маашейское озеро по праву считалось одним из самых красивых водоемов на Алтае и пользовалось популярностью у туристов. В его окрестностях расположены мощные ледники: Маашей, Курумбу и Куркурек.

Озеро Лебединое расположено недалеко от села Урожайного в Советском районе Алтайского края. Это небольшой водоем длиной около 1 км и средней глубиной 1 м, вода в нем течет чистая и прозрачная, отсюда второе название озера – Светлое. Из-за большого количества ключей, бьющих со дна водоема, озеро не замерзает и зимой имеет температуру не ниже +4°С. Ежегодно в лебединый заказник прилетает стая лебедей-кликунов и остается там зимовать, так и появилось название Лебединое. Кроме лебедей здесь также зимуют такие птицы как гоголь, серый гусь, озерная и сизая чайки, тростниковая овсянка, белая лазоревка.

Вход - треугольной формы Шириной 7 м Высотой 4 м Длина 90 м. Большая Кыркылинская

Малая Кыркылинская 50 м от Большой Низкая и узкая галерея длиной 30 м.

И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны... Откуда это общее почитание Алтая?! Н.К.Рерих