Первый китайский тяжелый транспортный самолет Y-20 принят на вооружение Народно-освободительной армии Китая, сообщил представитель ВВС КНР Шэнь Цзинькэ. На данный момент парк тяжелой транспортной авиации Китая в основном представлен российскими и американскими самолетами. Y-20 стал первым тяжелым транспортным самолетом, который разработан китайскими конструкторами.

«Поступление этого самолета на вооружение означает решающий шаг для ВВС Китая в улучшении возможностей по переброске своих стратегических войск и боевой техники и демонстрации стратегической мощи», — подчеркнул Шэнь Цзинькэ, которого цитирует агентство «Синьхуа».

Количество поступивших в ВВС НОАК самолетов Y-20 не уточняется. При этом в июне ряд СМИ писали, что в ВВС уже передали первую партию из 20 самолетов, но НОАК опровергла это. Сообщалось также, что необходимость в подобных авиамашинах составляет 300 единиц.

По словам Шэнь Цзинькэ, китайская армия «нуждается в лучшем транспорте для выполнения воинского долга — защиты национального суверенитета, проведения внутренних и международных поисково-спасательных операций, вспомогательных миссий». Представитель ВВС Китая напомнил, что авиацию КНР задействовали в том числе и в экстренных условиях для переброски грузов на территории Монголии, Непала, Пакистана, Таиланда, других стран.

Разработка транспортника Y-20 началась еще в 90-х годах, а госфинансирование проект получил только в 2006-м. Проект нового 200-тонного воздушного транспортного судна утвердили в 2009-м, тогда и начались работы по созданию летного прототипа. Наземные испытания Y-20 проводились в Китае с декабря 2012 года, а первый полет прототипа Y-20 состоялся 26 января 2013 года. Видеозапись этого события широко демонстрировалась китайскими телеканалами, а 27 января министерство обороны Китая официально подтвердило это событие.

Сейчас на Y-20 стоят закупленные у России турбореактивные двухконтурные двигатели Д-30, разработанные в ОКБ-19 имени Павла Соловьева (ныне ОАО «Авиадвигатель», Пермь) в 1963 году для пассажирского самолета Ту-134. Характеристики этих авиамоторов уступают современным ТРДД ПС-90A, которые устанавливаются на новые российские Ил-76МД-90А, поэтому тяга силовой установки военно-транспортного Y-20 уступает аналогичному параметру нового российского проекта.

Китайские конструкторы разрабатывают для Y-20 двигатель WS-20, но на каком этапе находится их разработка, пока неизвестно.

Согласно заявленным характеристикам, максимальная полезная нагрузка Y-20 составляет 66 тонн, что на 6 тонн больше, чем у российского Ил-76.

У транспортника нет отдельной кабины штурмана, за счет чего экипаж самолета сокращен до трех человек. Длина фюзеляжа составляет 47 м, размах крыла — 45 м, максимальная высота самолета достигает 15 м. Максимальный взлетный вес военно-транспортного Y-20 — немногим более 200 тонн. Максимальная дальность полета при полной загрузке ориентировочно составляет 4,4 тыс. км.

Y-20 обладает традиционной для самолетов этого класса схемой — высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Он оснащен убираемым шасси с несколькими тележками, а также грузовой рампой в хвостовой части.

Внешне Y-20 имеет сходство с американским С-17 «Глоубмастер-3» и российским Ил-76, что заставляет экспертов усомниться в оригинальности разработки китайских инженеров.

«Все самолеты внешне похожи друг на друга на 99%: два крыла, хвост, оперение», — пояснил «Газете.Ru» аналитик Aviation EXplorer Владимир Карнозов. —

Чертежи американского C-17 в руки к китайским разработчикам попасть не могли,

а общая форма самолетов не является секретом. Приглядевшись, можно заметить, что и «Руслан» чем-то похож на американский С-5 Galaxy. Если китайские конструкторы создавали просто «рабочую лошадку», а не экзотическую конструкцию, то решения могут быть похожи».

Американские СМИ открыто утверждают, что крыло для китайского самолета разработали на Украине в авиастроительном концерне «Антонов». «Китайская компания AVIC, занимающаяся разработкой Y-20, искала таланты за рубежом и тех, кто соглашался, приглашала на работу в Китай. Достоверно известно, что бывшие сотрудники КБ «Антонов» уже давно работают в Китае и, в частности, те люди, которые занимались крылом, и их труды скорее всего присутствуют в разработке Y-20», — отметил Карнозов.

Эксперт пояснил, что в китайском самолете «никак не может присутствовать» крыло от Ан-70, потому что самолеты имеют разные размеры. К тому же самолет Ан-70 — турбовинтовой, а Y-20 — реактивный. По его словам, логически правильным будет провести аналогию с модернизированным крылом Ил-76, потому что если на китайском транспортнике стоят двигатели Д-30, то и крыло легче поставить от Ил-76, на котором они изначально и установлены.

Официально новый самолет уже носит название «Куньпэнь» (Kunpeng) — это название древней мифической птицы, которая была в состоянии летать на тысячи километров.

«Самолет ориентирован на внутренний рынок, однако в ближайшие несколько лет китайские инженеры смогут создать и «международную» версию самолета. Уверен, он будет пользоваться популярностью у иностранных заказчиков», — отметил ранее представитель AVIC Чжу Цянь.

Если проект Y-20 будет удачным и новые самолеты покажут заявленные характеристики, Китай вполне может замахнуться на постройку 300 самолетов этого типа, чтобы сформировать стратегический военно-транспортный флот, не уступающий по возможностям ВВС России и США. Однако прежде чем китайские военные смогут оценить способности Y-20 и запустить в серийное производство собственные двигатели WS-20 для него, пройдет еще какое-то время.

Китайский самолет Y-20 впервые поднялся в воздух. Это серьезная заявка ВВС КНР на создание собственного военно-транспортного флота - именно в этой области Китай сильнее всего отстает от США и РФ. Впрочем, на новом самолете установлены российские двигатели, а крылья спроектированы украинским ОКБ "Антонова"

По сообщению газеты "Жэньминь жибао", полет первого прототипа самолета Y-20 состоялся 26 января в 2 часа дня на аэродроме Яньлян неподалеку от Сианя в провинции Шэньси. О том, что Китай собирается испытать свой первый тяжелый транспортник на этом аэродроме стало ясно еще в декабре 2012 года. Тогда же в СМИ появились первые фотографии нового самолета.

"Успешный первый полет Y-20 крайне важен для укрепления экономики и национальной обороны Китая, а также для расширения возможностей в области гуманитарных акций и быстрого реагирования в случае чрезвычайных происшествий", - сообщает на своем сайте Министерство обороны КНР.

Военные эксперты считают, что тяжелый транспортный самолет собственного производства для китайских ВВС даже важнее, чем амбициозный проект многоцелевого истребителя пятого поколения "Чэнду J-20", который впервые поднялся в воздух в 2011 году. В настоящее время КНР зависит от поставок модификаций Ил-76 из России, но даже новый самолет не может обеспечить полную самостоятельность китайских военных от России и производителей стран СНГ.

Новый военно-транспортный Y-20 самолет был построен "Сианьской авиастроительной компанией" и, по данным военных экспертов, разработка его шла с 1990-х годов, а получила первоочередное государственное финансирование в 2006 году. Проект нового "200-тонного транспорта", получившего впоследствии индекс Y-20, был утвержден тремя годами спустя, тогда же начались работы по созданию летного прототипа.

Y-20 имеет традиционную для тяжелых транспортных самолетов схему высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым Т-образным оперением и внешне напоминает Ил-76, которые уже стоит на вооружении Воздушных сил Народно-освободительной армии КНР. При этом китайский транспортник меньше по размерам, чем американский транспортный самолет Боинг C-17 "Глоубмастер" III.

СМИ отмечают, что внешне Y-20 похож на Ил-76, имеет практически одинаковые с ним габариты и устройство крыла, но у него нет отдельной кабины штурмана, за счет чего экипаж самолета сокращен до 3 человек. При этом транспортный отсек, по мнению экспертов, ближе по конструкции к тому, что установлен на С-17.

По неофициальным данным, характеристики Y-20 превосходят классический Ил-76: китайские СМИ со ссылкой на военных пишут, что максимальная полезная нагрузка нового самолета - 66 тонн против 60 у модификации Ил-76МФ. Максимальная дальность с максимальной загрузкой у Y-20 равна 4400 км. Впрочем, официального подтверждения этим характеристикам пока нет: китайское телевидение упоминает лишь о 60 тоннах полезной нагрузки и крейсерской скорости в 630 км/ч.

Китайской авиастроительная отрасль по-прежнему зависит от России. Отмечается, что на опытном образце Y-20 установлены четыре турбореактивных двигателя Д-30 разработки ОКБ Соловьева 1960-х годов. КНР делает ставку на двигатели WS-20 и надеется установить их на серийные образцы Y-20, но на каком этапе находится разработка WS-20 пока неизвестно.

Во многом из-за устаревших двигателей по тактико-техническим характеристикам китайский самолет, скорее всего, уступает новейшему российскому транспортнику Ил-76МД-90А, впервые поднявшемуся в воздух в октябре 2012 года. Максимальная дальность нового российского самолета - 5000 км при максимальной загрузке, а новые двигатели ПС-90А-76 обеспечивают им большую экономию и скорость в 850 км/ч.

Также у экспертов вызывают сомнения в том, что разработка Y-20 велась исключительно силами китайских инженеров. Американские СМИ открыто утверждают, что крыло для китайского самолета разработали на Украине в авиастроительном концерне "Антонов". "Голос России" уже сообщал, что в основу Y-20 лег нереализованный проект тяжелого военно-транспортного самолета Ан-170.

Если проект Y-20 будет удачным, и новые самолеты покажут заявленные характеристики, Китай вполне может замахнуться на постройку 300 самолетов этого типа, чтобы сформировать стратегический военно-транспортный флот, не уступающий по возможностям ВВС России и США - считают эксперты. Однако прежде чем китайские военные смогут оценить способности Y-20 и запустить в серийное производство двигатели WS-20, пройдет еще какое-то время.

Возможно, испытаниями нового военного транспортника Китай хочет если не испугать соседей, то добавить вес своим словам в ходе территориального спора вокруг островов Дяоюйдао - Сэнкаку в Восточно-Китайское море. Китай же по-прежнему утверждает, что наращивание военной мощи не нацелено против какого-то определенного врага, но продолжает увеличивать военные расходы. В 2012 году, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) они составили $143 миллиарда, а по прогнозам европейских экспертов, уже к 2015 году эта цифры увеличится до $238 миллиардов.

Китайская армия приняла на вооружение самый большой военно-транспортный самолет в мире. Его грузоподъемность составляет 66 т. Всего планируется произвести несколько сотен таких самолетов.

В Китае состоялась церемония передачи на вооружение серии новых тяжелых военно-транспортных самолетов «Юнь-20». Самолет является китайской разработкой и предназначен для перевозки солдат, военной техники и грузов на дальние расстояния.

Самолет является крупнейшим военно-транспортным самолетом в мире, который производится в настоящее время. Эксперты отмечают схожесть «Юнь-20» с американским транспортником С-17 компании Боинг, производство которого было прекращено в прошлом году. Этот самолет способен поднять в воздух 77,5 т груза.

«Юнь-20» может взять на борт один самый современный китайский танк «Тип 99», который весит 50 тонн. С частичной загрузкой его дальность полета составляет 7 800 километров, что примерно равно расстоянию от столицы КНР до Каира.

Крупнейшим транспортным самолетом в мире сейчас является Ан-124 «Руслан» российско-украинского производства . Его грузоподъемность в 2 раза выше, чем у «Юнь-20», но он уже снят с производства, а работа по модернизации существующего парка машин заморожена из-за конфликта между Россией и Украиной. Производство американского транспортника С-17 компании Боинг было прекращено в 2015 году.

26 января 2013 года на заводском аэродроме китайского авиастроительного предприятия Xi"an Aircraft Industrial Corporation (ХАС) в Яньлани (Сиань, провинция Шэньси) состоялся первый полет головного летного опытного образца китайского тяжелого военно-транспортного самолета «Юнь-20» разработанного и построенного ХАС.

Новый тяжелый китайский военно-транспортный самолет «Юнь-20» превосходит российский Ил-76, полагают китайские авиастроители. По сравнению с российским аналогом он имеет больший объем, более вместительное пространство для грузов в кабине.

Россия и Китай совместно создадут тяжелый вертолет >>

Самолет "Юнь-20" не только превосходит Ил-76, но также имеет такие отличительные китайские характеристики, как аэродинамический профиль крыла, интегральную авионику, оборудование кабины, композиционные материалы и технологии их обработки. Характеристики «Юнь-20» близки к тем, которые реализованы российскими разработчиками по программе Ил-476.

Самолет имеет экипаж из 3-ех человек, максимальную загрузку 66 тонн, длину фюзеляжа 47 м, размах крыла 45 м, высоту 15 м. Максимальный взлетный вес самолета немногим больше 200 тонн. Он хорошо приспособлен для действия с аэродромов различных типов и может перевозить основную номенклатуру боевых и вспомогательных машин Народно-освободительной армии Китая.

Что касается силовой установки, то Китай активно разрабатывает собственный турбореактивный двухконтурный двигатель с большой тягой. В настоящее время на самолете перспективные двигатели китайского производства не установлены и машина временно оснащена импортными российскими двигателями Д-30КП2 производства «НПО «Сатурн» поставленными по контракту, подписанному в 2011 году в количестве 184 двигателей. Контрактом также предусмотрена техподдержка со стороны предприятия-изготовителя в гарантийный период.

Новый железнодорожный маршрут Шелкового пути >>

Характеристики этих двигателей не такие высокие, как у ТРДД ПС-90A, применяемые по программе Ил-476, поэтому тяга силовой установки самолета Y-20 уступает аналогичному параметру, реализованному российскими специалистами по программе Ил-476. «Юнь-20» постепенно заменит транспортные самолеты «Юнь-8» и Ил-76, которые сейчас использует китайская армия.

Китай в настоящее время пересматривает свою военную стратегию, которая теперь предусматривает проведение операций вдали от границ страны. Новый китайский закон о борьбе с терроризмом, принятый в этом году, впервые позволит Китаю размещать войска за рубежом, чтобы участвовать в контртеррористических операциях. В ноябре Пекин объявил об открытии своей первой зарубежной базы, которая разместится в Джибути. Она будет обслуживать более 2 000 китайских военнослужащих, которые принимают участие в миротворческих операциях в Африке и занимаются борьбой с пиратством в Индийском океане.

С появлением «Юнь-20» Китай присоединился к России и США, являющимся единственными странами, которые могут полностью разработать и построить транспортный самолет.

После двухлетнего ожидания китайская государственная авиастроительная корпорация AVIC недавно приступила к разработке технического проекта нового турбовинтового военно-транспортного самолета с предположительным наименованием Y-30 . Эта информация появилась в начале марте на сайте администрации китайской провинции Ханчжоу, где и будет производиться самолет. Этот самолет относится к категории "средних", был впервые продемонстрирован в качестве концепта два года назад в форме макета на авиасалоне в Чжухае 2014 года. Тогда на хвостовом оперении самолета была нанесена надпись "Y-30". Это может значить, что Y-30 является неофициально принятым наименованием для данного самолета.

Если модель отражает итоговый вариант самолета, то он весьма близок к другим военно-транспортным самолетам с четырьями двигателями, таким как американский C-130J и европейский А400М. Y-30 создан по схеме высокоплана, что позволяет снизить расстояние от пола грузового отсека до земли и облегчить загрузку. Стоимость программы оценивается в 9,2 млрд юаней (1,2 млрд евро.). Y-30 заполнит нишу грузоподъемности 30-35 тонн, неохваченную самолетом Y-20, который может поднимать до 60 тонн груза, а также превышающую возможности самолета Y-9, который поднимает до 20 тонн груза.

В последние годы военно-политическое руководство КНР уделяет большое внимание наращиванию возмож­ностей авиационной промышленности по разработке и выпуску военно-транс­портных самолетов (ВТС) и вертолетов различного назначения. Хотя в настоящее время в этой отрасли наблюдается определенное технологическое отставание Китая от ведущих стран – производите­лей авиационной техники, обусловленное зависимостью от импорта ряда основных узлов и компонентов, в послед­нее время в ней произошли определенные изменения.

Материал подготовлен для портала "Современная армия" © http://www.сайт

В частности, успешный первый полет перспективного стратегического военно-транспортного самолета Y-20 национальной разработки имеет большое значение для укрепления обороноспособ­ности КНР и развития экономики, а также для расширения возможностей по быстро­му реагированию в случае чрезвычайных ситуаций и при проведении гуманитарных акций, сообщает Минобороны Китая. Во­енные эксперты говорят о том, что новый стратегический ВТС гораздо более важен для китайских ВВС, чем проект многоце­левого истребителя пятого поколения J-20 «Чэнду».

Самолет Y-20, по информации военных экс­пертов, начал разрабатываться с 1990-х го­дов, а первоочередное госфинансирование проект получил только в 2006-м. Проект нового 200-тонного ВТС был утвержден в 2009-м, тогда же и начались работы по созданию летного прототипа.

Как сообщают, зарубежные СМИ, пер­вый полет прототипа Y-20 состоялся 26 ян­варя 2013 года; видеозапись этого события широко демонстрировалась китайскими телеканалами, а 27 января это было офи­циально подтверждено министерством оборо­ны. Наземные испытания Y-20 проводились в Китае с декабря 2012 года.

По данным издания Dagong bao (Гонконг), в настоящее время собра­ны два опытных образца этого самолета, причем сборка первого из них за­вершена в

январе 2012-го. Один планируется использовать для летных, второй – для статических испытаний. Предполагается, что в 2013 году будет объявлено о летных испытаниях более под­робно, а от начала летных испытаний до серийного производства таких са­молетов для НОАК может пройти не менее трех лет.

ВТС Y-20 обладает тра­диционной для самолетов этого класса схемой, он построен по схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. Оснащен убираемым шасси с несколькими те­лежками, а также грузовой рампой в хвостовой части. Внешне он имеет сходство с американским С-17 «Глоубмастер-3».

Основные характеристики самолета (оценочные):

  • экипаж три человека,
  • дли­на фюзеляжа 47 м,
  • размах крыла 45 м,
  • площадь крыла 330 кв.м,
  • высота 15 м,
  • мак­симальная взлетная масса 220 т (пустого - 100 т),
  • максимальная скорость М = 0,75,
  • крейсерская 630 км/ч,
  • практический по­толок 13 000 м,
  • максимальная дальность полета с максимальной полезной нагруз­кой (ПН) 4500 км,
  • максимальная масса ПН 66 т.

Авиастроительная корпорация AVIC в ближайшее время планирует поставить компании «Хиан эркрафт», построившей первый летный опытный образец ВТС, но­вые двигатели WS-18 или -20 (с расчетной тягой 122 кН) для Y-20. В этом случае, как сообщает еженедельник «Джейнс», грузо­подъемность самолета увеличится на 10 т.

Председатель совета директоров ком­пании «Хиан эркрафт» сообщил, что Y-20 планируется поставлять на экспорт в не­скольких версиях. При этом официально заявлено, что самолет должен поступить на вооружение НОАК в 2017 году.

(Материал подготовлен для портала "Современная армия" © http://www.сайт по статье майора М. Морева, «ЗВО» . При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Тяжелый военно-транспортный самолет китайского производства официально поступил на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), сообщает агентство Синьхуа.

«Военно-воздушным силам Китая нужно больше и лучшего качества транспортные средства, чтобы выполнять свои боевые задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности, а также проведению международных спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий»

"Поступление самолета Y-20 на обслуживание ВВС крайне важно для улучшения своих возможностей по переброске своих стратегических войск и боевой техники", - цитирует агентство официального представителя министерства обороны КНР Шэнь Цзикэ.

По его словам, Военно-воздушным силам Китая нужно больше и лучшего качества транспортные средства, чтобы выполнять свои боевые задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности, а также проведению международных спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

О том, сколько единиц поступило на вооружение НОАК, Синьхуа не сообщает.

Информация о том, что первая партия из 20 самолетов была передана НОАК, появилась в китайских СМИ еще в июне, однако НОАК опровергла эту информацию. Некоторые китайские СМИ также сообщали, что НОАК нуждается более чем в 300 единицах Y-20.

Y-20 – первый китайский тяжелый военно-транспортный самолет. Первый полет первого прототипа Y-20 состоялся в конце января 2013 года.

Согласно данным СМИ, максимальная полезная нагрузка Y-20 составляет 66 тонн, что на 6 тонн больше, чем у российского Ил-76. Самолет рассчитан на экипаж из трех человек, длина фюзеляжа составляет 47 метров, размах крыла - 45 метров, максимальная высота самолета достигает 15 метров. Максимальный взлетный вес военно-транспортного Y-20 немногим более 200 тонн. Максимальная дальность полета самолета при полной загрузке ориентировочно составляет 4,4 тысячи километров, сообщило РИА Новости.

Техническая справка

По словам китайского военного эксперта Сюй Юньлиня, период испытаний военных самолетов обычно составляет от 3-х до 5-ти лет. Наземные испытания самолета Y-20 начались в декабре 2012 года, первый полет он совершил в январе 2013 года, исходя из этого, завершения испытаний машины стоит ждать совсем скоро. Первый же полет данного военно-транспортного самолета позволил поставить Китай в один ряд с государствами, создавшими свои транспортные самолеты весом порядка 200 тонн (Россия и США). "Этот военно-транспортный самолет является не только демонстрацией возможностей военной промышленности Китая, но и растущего потенциала китайской армии", - подчеркнул Сюй Юньлин.

Официально новый самолет уже носит название "Куньпэнь" (Kunpeng) - это название древней мифической птицы, которая была в состоянии летать на тысячи километров. Несмотря на это, в китайской военной промышленности данное название больше связывают с видом пухлой девушки, которая возникает как ассоциация на большие размеры транспортника. По словам китайского военного эксперта Чэнь Хуня, грузоподъемность Y-20, аэродинамическая компоновка самолета и общая эффективность превзойдут российские аналоги.