Самолет Ил-78 является советским заправщиком, созданным на базе более старого Ил-76МД, главным предназначением которого является заправка самолетов во время полета. Сама по себе задача по заправке самолетов в воздухе не является легкой, а скорее совсем наоборот. Однако если учесть преимущества такой заправки, то все сложности, риски и расходы становятся очень даже оправданными.

Часто случалось, что Ил-78 принимали за его предшественника Ил-76, на котором проводили проверку УПАЗов. На сегодняшний день самолет сохраняется в Кировоградской летной академии.

Список самый известных модификаций

  • Ил 78 – изначальная, базовая модификация.
  • Ил 78В – разработка возможности дозаправки самолетов западного типа.
  • Ил 78М – усиленное шасси, грузовая кабина не герметичная, добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил 78М 2 – модернизация Ил 78М, проект.
  • Ил 78М 90А – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил 76МД 90А, проект.
  • Ил 78МК – еще одна модернизация Ил 78М, рассчитанная на транспортную конфигурацию, проект.
  • Ил 78МК 90 – проект летательного аппарата на базе Ил 78МК с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил 78МКИ – модификация Ил 78М, которую поставляли по контракту государства индийским ВВС.
  • Ил 78МП – специальное обозначение для четырех самолетов, что были поставлены компанией Укрспецэкспорт в Пакистан по контракту.

Кроме СССР попытки изменения и улучшения Ил-76 проводили в Ираке. Стоит заметить, что еще в 1988 году самолет типа Ил-76МД оснастили приобретенным еще в Советском Союзе подвесным агрегатом заправки (УПАЗ), и крепился он на основной стойке грузолюка, что находилась по центру. Благодаря данной характерной черте створку люка приходилось поднимать в момент взлета и посадки, заправщик этого типа был способен одновременно заправлять только Миг-27 или Су-22М.

Самой важной характеристикой со времен появления летательных аппаратов была дальность их полета, поэтому дозаправка могла бы существенно увеличить эту характеристику. Другим же вариантом было увеличение объема переносимого топлива, и в следствии, увеличение массы самолета. Благодаря использованию технологии дозаправки можно сократить не только взлетную массу аппарата, а и длину взлетно-посадочной полосы.

История развития технологии воздушной заправки

Очевидно, что все преимущества такой заправки имели предельную ясность на самом восходе авиации. Так что первоначальные усилия воплотить задумку в реальность имели место еще до того, как началась Первая мировая война, однако из-за явного технологического несовершенства того времени и реально значительной сложности подобной операции данная технология не получила своей реализации.

Первая заправка на лету представляла собой простое переливание топлива под воздействием силы тяжести из самолета, что летел выше в машину, находящуюся ниже. Такая система была несовершенна, и позже ее начали оснащать специальными насосами, и те уже значительно ускоряли процесс заправки.

Над данной технологией довольно активно трудились немецкие конструкторы еще в то время, когда полным ходом шла война. Они хотели использовать дозаправку, что бы получилось доставить бомбардировщики к берегам США. Но этому не суждено было случиться, так как американцы первые начали масштабное применение воздушной дозаправки.

Еще в Советском Союзе проводились опыты воздушной заправки с использованием переделанного самолета-разведчика Р-5, однако исследование так и не продвинулось достаточно далеко. Стремительное развитие технологи началось в период холодной войны, когда главной и приоритетной ударной мощью одной из противостоящих сторон могли стать стратегические носители ядерного оружия. Такие летательные аппараты вели непрерывное дежурство, и были вынуждены долгое время пребывать в воздухе, патрулируя конкретные регионы.

Именно для таких аппаратов активно применялась заправка на лету, так как главный советский стратегический бомбардировщик Ту-4 долететь до берегов США без дозаправки по дороге не мог. К тому времени как в СССР уже были разработаны несколько самолетов-заправщиков, к середине 70-х годов они уже утратили свою новизну, так что новый самолет был просто необходим, чем и занялись в Авиационном комплексе имени Илюшина. Нужно сказать, что специалисты из данного бюро уже имели в своем запасе некоторые наработки на эту тему, так как еще в 1968 году они вели разработку так называемого «летающего танкера», однако заказчик отклонил этот проект из-за неудовлетворенности техническими характеристиками.

Если раньше данным вопросом занимались хоть и интенсивно, но недостаточно, то вначале 80-х нужда в таком самолете-заправщике стала довольно остро. У ВВС СССР имелись в ангарах Ту-95МС, МиГ-31, а так же Су-24М, которые могли заправляться в полете. К тому же предполагался выпуск еще одного бомбардировщика – Ту-160, и кроме его еще несколько новейших самолетов 4-го поколения – Су-27 и МиГ-29. Своеобразными «клиентами» последнего заправщика норовили оформиться несколько тысяч летательных аппаратов.

По стечению обстоятельств в этот момент и появляется на свет совершенно новая версия не так давно разработанного транспортного летательного аппарата Ил-76 – Ил-76МД, у коего максимальный взлетный вес был значительно больше его предшественника; это разрешило ему повысить объемы горючего, что должны были передавать во время процесса заправки. Новый самолет получил отдельный индекс Ил-78 и уже в 1983 году один из первых таких аппаратов взлетел в небо. К тому же благополучная разработка и выпуск нового заправщика повлиял выход нового универсального подвесного агрегата заправки; этот прибор прекрасно устанавливался на разнообразные виды машин.

Описание нового заправщика

Как уже известно, основу Ил-76 положили в то, что мы сейчас знаем как Ил-78, взлетный вес которого составлял 190 тонн. Фюзеляж самолета вмещал в себя два цилиндрообразных резервуара, вместительность каждого из них составляла 14 тонн. Кроме того самолет имел в оснащении пожарную систему безопасности.

Новый самолет-заправщик умел взаимодействовать не только с самолетами, принадлежащими дальней авиации, но так же и с самолетами из фронтовой авиации, а так же самолетами ПВО. Все это не представлялось бы возможным, если не установка на борт заправщика трех УПАЗ-1, одно такое устройство находилось в носу, а два остальных по одному на каждое крыло. Сам УПАЗ выглядел как специальный контейнер с встроенным турбонасосом и сматываемым в барабан длинным, 28-метровым шлангом.

Самолет так имел возможность работы своеобразным танкером с целью транспортировки горячего. Разгрузка топлива на земле совершалась в отсутствии УПАЗов. Благодаря своим техническим особенностям самолет мог перевозить около 65 тонн горючего на дистанцию в 1000 километров.

Несмотря на то, что его делали изначально как заправщик, данный тип самолета так же использовали в качестве транспортного, хоть и бывало это крайне редко. Емкости для горючего были съемными, и располагались внутри фюзеляжа. Грузовым оборудованием так же был обеспечен и салон.

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas ) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.


Модификация

Ил-78 - Базовая модификация

Ил-78В (проект) - Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.

Ил-78М - Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.

Ил-78МКИ - (МКИ - модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.

Ил-78МК (проект) - (МК - модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.

Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 по май 2012 годов.

Ил-78М-90 (проект) - Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 50.50
Длина самолета, м 46.59
Высота самолета, м 14.76
Площадь крыла, м2 300.0
Масса, кг пустого самолета - 40000
Масса, кг максимальная взлетная - 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива

Дозаправка в воздухе / Фото: photo.qip.ru

Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива благодаря двум дополнительным бакам. Об этом сообщил 26 октября журналистам гендиректор предприятия " " Сергей Дементьев.

С.Дементьев уточнил, что каждый из дополнительных топливных баков может нести по 50 тонн топлива. Заправка возможна двумя способами - с хвостовой части и со стороны двух крыльев самолета.


Сергей Дементьев / Фото: aviastar-sp.ru

Одновременно в воздухе может производиться заправка трех лайнеров.При этом ранее сообщалось, что на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов, сообщает ТАСС.

Техническая справка

(по кодификации НАТО: Midas ) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Фото: Пресс-служба МО РФ

Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.

Модификации:

  • Ил-78 - Базовая модификация
  • Ил-78В (проект) - Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
  • Ил-78М - Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ - (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МК (проект) - (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
  • Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 по май 2012 годов.
  • Ил-78М-90 (проект) - Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

Фото: Пресс-служба МО РФ


Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 50.50
Длина самолета, м 46.59
Высота самолета, м 14.76
Площадь крыла, м2 300.0
Масса, кг пустого самолета - 40000
Масса, кг максимальная взлетная - 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива
2018-08-13T17:44:50+00:00

Самолет-заправщик Ил-78.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД , в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
— в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива;
— кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами;
— под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А «Сахалин», усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М . Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

Модификация: Ил-78
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого самолета: 40000
-максимальная взлетная: 190000
Внутренне топливо, л: 82000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Скорость при дозаправке, км/ч: 400-600
Практическая дальность, км: 7300
Дальность действия, км: 3650
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6
Полезная нагрузка: максимальная нагрузка — 65000 кг топлива
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 14800 кг топлива; фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

Ту-95МС готовится к дозаправке от Ил-78.

Дозаправка двух Су-24М от самолета-заправщика Ил-78.

Ил-78 проводит дозаправку двух МиГ-31.

Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ).

Агрегат УПАЗ.

Заправка самолета в воздухе – это одна из наиболее сложных задач, которые приходится выполнять пилотам современной авиации. Однако, преимущества, которые предоставляет подобная операция, перевешивают все риски и дополнительные расходы.

Дальность полета воздушного судна являлась одним из наиболее важных характеристик со времен появления первых самолетов. Дозаправка самолетов в воздухе позволяет существенно увеличить этот важнейший параметр. Либо вы можете увеличить массу полезной нагрузки самолета, при сохранении требуемой дальности действия. Используя дополнительную заправку в воздухе, вы можете сократить длину взлетно-посадочной полосы, за счет уменьшения веса топлива взлетающего самолета и сокращения его взлетной массы.

История вопроса

Все вышеперечисленные преимущества были очевидны еще на заре авиации. Поэтому первые попытки сделать это были предприняты еще до Первой мировой войны. Но из-за несовершенства тогдашней авиационной техники и большой сложности этой операции, дозаправка в воздухе распространения не получила.

Перекачка топлива осуществлялась таким образом: два самолета на небольшой скорости соединялись шлангом, через который из самолета, находящегося выше, топливо перетекало в другую машину под действием силы тяжести. Затем в систему дозаправки стали включать насосы, которые значительно ускорили процесс.

Активно работали в этом направлении немецкие конструкторы во время войны. С помощью дополнительной заправки в воздухе они планировали увеличить дальность полета своих бомбардировщиков, в надежде достичь территории США. Впервые массово применять дозаправку в воздухе начали американцы.

В Советском Союзе эксперименты с дозаправкой в воздухе начались в 30-е годы прошлого века. Был переоборудован самолет-разведчик Р-5. Однако, дальше экспериментов тогда дело не пошло.

Технология заправки в воздухе начала стремительно развиваться в годы холодной войны . Одной из основных ударных сил противоборствующих сторон в будущем глобальном конфликте должны были стать стратегические бомбардировщики – носители ядерного оружия . Эти самолеты несли постоянное дежурство, патрулируя определенные районы и находясь в воздухе непрерывно большое количество времени. Именно для этих машин активно применялась воздушная дозаправка. Основной советский стратегический бомбардировщик Ту-4 без дозаправки не мог достичь территории США – основного противника СССР.

В СССР было создано несколько специализированных самолетов-заправщиков, но к середине 70-х годов все они считались устаревшими. Требовался новый самолет. Его разработкой занялись в ОКБ Ильюшина. У специалистов этого бюро уже были наработки по этой теме. Еще в 1968 году в КБ вели разработку «летающего танкера», но тогда технические характеристики самолета не подошли заказчику.

В начале 80-х годов вопрос о новом самолете-заправщике встал очень остро. На вооружении ВВС СССР находились самолеты Ту-95МС , МиГ-31 и Су-24М , которые можно было заправлять в воздухе. Кроме того, планировалось появление еще одного «стратега» - Ту-160 и новейших самолетов четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29 . «Потенциальными клиентами» новой машины могли стать несколько тысяч самолетов.

Именно в это время, как нельзя кстати, появилась новая модификация недавно созданного транспортного самолета Ил-76 . Ил-76МД обладал высокой МВМ (максимальной взлетной массой), что позволило увеличить объемы топлива, передаваемые при заправке. Новому самолет был присвоен собственный индекс Ил-78, и уже в середине 1983 году первый Ил-78 поднялся в воздух.

Произошло и еще одно событие, которое оказало непосредственное влияние на создание нового самолета-заправщика. В 1983 году в НПО «Звезда» был создан унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), который прекрасно подходил для самолетов-заправщиков и устанавливался на разных типах машин.

До 1991 года успели выпустить 45 заправщиков Ил-78, позднее было сделано еще шесть самолетов для ВВС Индии.

Описание

Ил-78 был разработан на основе модификации самолета Ил-76, которая имела максимальную взлетную массу 190 тонн. В фюзеляже самолета были установлены две цилиндрические емкости по 14 тонн каждая. На самолете были установлены системы пожарной безопасности.

Основной особенностью новой машины стала возможность работать не только с самолетами дальней авиации, но заправлять машины фронтовой авиации и самолеты ПВО. Это стало возможным благодаря установке на Ил-78 трех устройств УПАЗ-1. Одно из них было расположено в кормовой части фюзеляжа и еще два находились на крыльях.

Обычно производилась дозаправка одного стратегического бомбардировщика или транспортного самолета через кормовой УПАЗ или двух самолетов фронтовой авиации через УПАЗы, установленные на крыльях.

УПАЗ представлял собой контейнер с турбонасосом и шлангом, смотанным в барабан, с длиною 28 метров.

Также Ил-78 мог работать как танкер для перевозки горячего. Выгрузка топлива на земле происходила без участия УПАЗов. Технические характеристики Ил-78 позволяли ему передавать до 65 тонн топлива на расстоянии в 1000 километров.

Этот самолет еще мог использоваться как транспортный. Емкости для горючего, расположенные внутри фюзеляжа, были сделаны съемными. Также салон был обеспечен погрузочным оборудованием. Однако, для перевозки грузов Ил-78 использовался крайне редко.

Технические характеристики Ил-78

Модификация
Размах крыла, м 50,50
Длина самолета, м 46,59
Высота самолета, м 14,76
Площадь крыла, м2 300
Масса, кг
пустого самолета 40000
максимальная взлетная 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Фюзеляжные баки — 28000 кг топлива

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них