23 августа 2015 в 18:49

5 вещей о Hyperloop, которые стоит знать

  • Транспорт ,

Транспорт будущего, возможно, это не только электромобили, автомобили на водороде и все прочие виды автомобилей, но и сверхскоростные поезда Hyperloop. Напомню, что Hyperloop - это нечто вроде метро, только «тоннели» располагаются над землей, и представляют собой трубопровод, по которому движутся скоростные поезда.

Это проект, одним из инициаторов которых является Илон Маск. Он автор большого количества проектов, которые зачастую оказываются весьма удачными благодаря оригинальной идее, заложенной в проект изначально. Конечно, бывают и сложности, но, по большей части, идеи Маска реализуются. Тестовый участок Hyperloop, возможно, будет введен в эксплуатации уже в 2017 году. Об этой системе на Geektimes уже публиковалось информации, но все же есть вещи, которые не упоминались.

1. Hyperloop - это далеко не только Илон Маск

Hyperloop Transportation Technologies

Сам Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается, появилось несколько групп энтузиастов , который решили воплотить проект в жизнь самостоятельно. Уже спустя месяц после публикации «альфа-версии» группа специалистов Ansys во главе с Сандипом Совани (англ. Sandeep Sovani) провела компьютерное моделирование, которое показало принципиальную возможность реализации идеи. Результаты моделирования побудили оказать проекту поддержку со стороны краудсорсинговой платформы JumpStartFund, в ходе голосования на которой проект получил более 300 голосов.

Для реализации идеи было решено создать компанию Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT), ключевыми фигурами которой являются сооснователь JumpStartFund Дирк Алборн (англ. Dirk Ahlborn) и президент SpaceX Гвинн Шотвелл (англ. Gwynne Shotwell).

Hyperloop Technologies

Другая команда сформирована Шервином Пишеваром (англ. Shervin Pishevar) - первым инвестором Uber"а, основателем венчурного фонда Sherpa Ventures, крупным спонсором Демократической партии США. На конференции All Things Digital в мае 2013 года Пишевар публично просил Маска обнародовать детали Hyperloop. После публикации 3 месяца спустя подробностей проекта Пишевар добился аудиенции у президента Обамы, после чего президент поручил Бюро по научно-технической политике своей администрации изучить идею.

Постепенно Пишевар привлёк в компанию, которую назвал Hyperloop Technologies Inc. (Hyperloop Tech), следующих партнёров: сооснователя Palantir и совладельца венчурного фонда Formation 8 Джо Лонсдэйла, руководителя победной для Обамы президентской кампании 2012 года Джима Мессину, основателя Space Adventures и главу фонда X Prize Питера Диамандиса, члена «мафии PayPal» Дэвида Сакса. Последний стал сопредседателем Hyperloop Tech и привлёк к работе над проектом «гуру SpaceX» инженера Кевина Брогана, сменившего имя на Брогана Бемброгана (англ. Brogan BamBrogan).

2. Hyperloop - это не только новые технологии

Hyperloop использует магниты и мощные вентиляторы (они нагнетают остатки воздуха при помощи специальных направляющих для создания воздушной подушки) для того, чтобы заставить двигаться алюминиевые капсулы по трубопроводу. Возможно, проект удастся реализовать только лишь с использованием воздушной подушки, тогда от магнитов в системе можно будет отказаться. Трубопровод будет покрыт солнечными панелями, входят в состав системы и аккумуляторные батареи, которые накапливают энергию, получаемую батареями в течение дня.

Разработчики добавили несколько инновационных решений, но, в целом, все это - уже существующие технологии. Еще в 50-х годах некоторые авторы-фантасты описывали систему трубопроводов (или тоннелей) с откачанным воздухом, по которым с огромной скоростью движутся капсулы на магнитной подушке.


Концепт трубопровода для скоростных поездов (1974 г)

Собственно, основная задача разработчиков сейчас - сделать всю систему если не прибыльной на первых этапах, то хотя бы не убыточной. Новая транспортная система предлагает недорогой (или ) способ передвижения на скоростях в 450-700 км/ч. Может быть, для людей разного возраста будут предложены различные капсулы - для любителей скорости - скоростные, для пожилых людей - менее быстрые.

3. Это может стоить меньше, чем скоростной поезд

Маск оценил Hyperloop, соединяющий Лос-Анжелес с Сан-Франциско в $6-$10 млрд. Система, которая работала бы по всему штату Калифорния, может обойтись в $60+ млрд.

В Hyperloop Transportation Technologies уже объявили, что аналогичную по протяженности систему смогут построить за $16 млрд в течение 10 лет. При этом строительство Hyperloop обойдется дешевле, чем система скоростных железнодорожных путей. Все дело в том, что линии планируется пустить по маршруту уже существующих автобанов, здесь не нужны поезда, плюс аренда земли будет минимальной, поскольку трубопровод нависает над землей, и отвод площадей очень небольшой.

Система будет работать в любую погоду, и даже природные катастрофы не слишком повлияют на работоспособность Hyperloop.

4. У Hyperloop могут быть проблемы

Далеко не все убеждены в том, что такая система будет безопасной для людей. Действительно ли Hyperloop может выдержать землетрясение? Будут ли солнечные панели производить достаточное количество энергии? Могут ли пассажиры выдержать путешествие на таких скоростях? Что, если кому-то понадобится туалет? Предусмотрены ли туалетные кабинки?

Систему придется строить в регионах, где нет сильных подъемов и спусков, в противном случае путешествие для некоторых людей будет совсем не комфортным. Но если Hyperloop будет достаточно большой системой, то на пути неизбежно повстречаются автобаны, тоннели, спуски и подъемы.

5. Возможно, наиболее протяженный участок будет построен не в США

Пока что о сотнях и тысячах километров речь не идет. В США, возможно, построят трубопровод протяженностью в несколько десятков километров. Но свою заинтересованность в проекте уже давно начали выражать представители бизнеса из других стран. ОАЭ, Сингапур и другие страны - вот, где возможно создание длинных участков для Hyperloop.

В январе 2016 года планируется начать создание тестового отрезка пути длиной в 8 км.

Договор о намерениях строить между Таллином и Хельсинки подводный транспортный туннель Hyperloop. Разговоры о сверхскоростном вакуумном поезде ведутся последние пять лет, но только сейчас все больше стран начинают воспринимать проект Илона Маска как реальный и заключать договоры о строительстве Hyperloop у себя. The Village разобрался, что это за новый вид транспорта и как путь из Петербурга в Москву станет занимать всего 36 минут.

ДЕНИС БОНДАРЕВ

Как поезд полетел

Все началось с того, что в Калифорнии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско решили построить высокоскоростную (350 километров в час) железную дорогу. В 2012 году анонсировали бюджет проекта - 68,4 миллиарда долларов. Почти сразу после этого один из самых неординарных бизнесменов планеты, Илон Маск, раскритиковал проект как слишком дорогой и отсталый. Он заявил, что в штате, где находится Силиконовая долина и штаб-квартиры множества главных технологический компаний мира, главная транспортная артерия должна быть покруче. Примерно тогда же он рассказал об идее создать новый, пятый вид транспорта, который будет дешевле, удобнее и в разы быстрее предложенного поезда.

Через год, летом 2013 года, Маск выложил в открытый доступ описание проекта Hyperloop. Визионер предлагал создать транспорт, в котором отдельные вагоны-капсулы передвигались бы в герметичной трубе за счет разницы давлений. Перед капсулой с пассажирами нагнеталось бы давление, близкое к вакууму, за счет чего ее, по сути, всасывало бы в трубу. Это позволило бы избавиться от сопротивления воздуха - основного противодействия при движении на высокой скорости.

Другой движущей силой капсулы должен был стать линейный электродвигатель. Одна его часть, статор, представляет собой часть рельса, который прокладывается на дне транспортной трубы, другая, ротор, - индукционные катушки на дне капсулы. Возникающее между ними магнитное поле сообщало бы мощное ускорение капсуле. За счет него она бы резко стартовала и получала повторный разгон по ходу движения. При этом превращать весь рельс в дорогостоящий электродвигатель необязательно - достаточно устанавливать 15-метровые части двигателя примерно каждые 100 километров. Также электродвигатель отвечал бы и за остановку Hyperloop.

Так как капсула будет двигаться не в полном вакууме, встречные потоки воздуха все-таки будут на нее воздействовать. Маск придумал, как использовать и их. Кроме обтекаемой формы, он предложил разместить на носу капсулы вентилятор, который распределял бы потоки воздуха так, чтобы они поддерживали капсулу - создавали воздушную подушку, за счет чего она бы летела, не соприкасаясь с рельсом. Это избавило бы Hyperloop от трения с его поверхностью.

Кроме того, для проекта в Калифорнии бизнесмен предложил покрыть 600 километров трассы-трубы сверху солнечными батареями. В жарком штате эти панели не только обеспечили бы затраты на работу Hyperloop - половину полученной энергии можно было бы продавать в окрестные города.

В результате капсулы Hyperloop должны двигаться по трубе, по расчетам Маска, со скоростью от 500 до 1 200 километров в час в зависимости от ландшафта и близости поворота. А расстояние от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско в ней можно было бы преодолеть за 30 минут вместо двух часов 40 минут на скоростном поезде, а билет на Hyperloop между калифорнийскими городами стоил бы 20 долларов вместо 81. По расчетам, проект стоимостью 6 миллиардов долларов должен окупиться за 20 лет.

Технология трубы

По мнению Маска, путешествие на самолете менее чем на 1 500 километров сегодня дороже и медленнее, чем на Hyperloop. За счет того, что передвижение происходит в маленьких капсулах-вагонах, которые запускаются независимо друг от друга, путешествие идет от точки до точки. Это значит, что пассажирам не приходится терять время на остановки в пути.

Пропускная способность Hyperloop - одна капсула с 28 пассажирами на борту каждые две минуты, или 840 человек в час. Кроме того, Маск предложил и рассчитал, как использовать Hyperloop для грузовых перевозок. Это сделало бы проект на 1,5 миллиарда долларов дороже. Трубу предлагалось прокладывать над землей на бетонных опорах. Это не нарушило бы, например, сельскохозяйственных угодий и позволило бы прокладывать трассу по любой местности, в том числе в горах.

К сегодняшнему дню изначальная задумка Маска технически существенно изменилась. Например, ранее планировалось, что капсула будет высотой 1,1 метра и шириной 1,35 метра, а теперь она ближе по размерам к вагону метро, а кроме воздушной подушки капсулы, поддерживает и магнитное поле. Важно, что это все так же проект левитирующей капсулы в герметичной трубе.

Реализация идеи Маска

Опубликовав проект Hyperloop, Маск сразу заявил, что его реализацией он заниматься не будет - не хватит времени на создание электромобиля Tesla и подготовки полета на Марс ракет SpaceX. Вместо этого бизнесмен предложил всем желающим использовать его концепт и воплощать идею футуристического транспорта, пообещав поддерживать чужие начинания.

Почти сразу после публикации за проект Маска взялась компания Ansys, которая занимается инженерными симуляциями на основе компьютерных технологий. Инженеры компании провели моделирование физики движения капсулы и сделали вывод , что идея Маска - не пустые фантазии, а, вероятно, следующий шаг в развитии транспортных технологий.

В том же 2013 году для реализации футуристического проекта была создана компания Hyperloop Transport Technologies (HTT). Для развития проекта привлекали специалистов-волонтеров, которые были готовы в нем участвовать за долю в компании. В 2014 году еще одна компания, Hyperloop One, отнеслась к идее Маска прагматично.

Сейчас компании конкурируют между собой в плане используемых технологий и договоренностей о строительстве Hyperloop с правительствами разных стран. Так, HTT в 2016 году договорилась со Словакией о строительстве трасс, которые свяжут Братиславу с Веной и Будапештом, а в 2017-м - еще и с Брно в Чехии; сообщалось об их договоренности построить Hyperloop в Южной Корее. В свою очередь, у Hyperloop One сегодня есть подтверждения от ОАЭ, Швейцарии, Нидерландов, Великобритании. На днях, 2 сентября, компания подписала намерение о строительстве трассы Таллин - Хельсинки с премьер-министром Эстонии.

Однако в вопросе испытаний технологии Hyperloop One сильно опережает конкурента. В мае 2016 года Hyperloop One на своей 500-метровой трассе в Неваде успешно протестировала разгонную систему капсулы. Год спустя, 12 мая 2017-го, был совершен первый полный тест системы с левитирующей капсулой XP-1 в условиях, близких к вакууму. Ее разогнали до 111 километров в час, назвав это официальным рождением нового вида транспорта. HTT свою тестовую трассу пока только строит.

За лето 2017 года Hypeloop One ставила один скоростной рекорд за другим и 29 июля объявила о том, что разогнала свою капсулу до 310 километров в час. Но триумф компании омрачил Илон Маск.

Маск возвращается

В начале 2015 года Илон Маск заявил, что решил все же поучаствовать в воплощении собственной идеи. Он объявил о планах построить тестовую трассу и организовал соревнование Hyperloop Pod Competition , в котором команды ученых и студентов соревнуются в создании прототипа капсулы для Hyperloop. В 2016 году SpaceX сделала заявление, в котором подчеркивала, что она не связана ни с одним из проектов коммерческой реализации Hyperloop и просто хочет помочь собрать лучшие идеи для развития этого вида транспорта.

Для испытаний капсул Маск построил трубу длиной 1,6 километра рядом со штаб-квартирой SpaceX. На втором соревновании прототипов капсул 25–27 августа команда Мюнхенского технического университета побила рекорд Hyperloop One, разогнав капсулу своей команды, WARR, до 324 километров в час. А 31 августа публике неожиданно представили капсулу самого Маска, разработку компаний Tesla и SpaceX. Во время теста она установила новый рекорд - 355 километров в час.

Еще одна недавняя сенсация, связанная с возвращением Маска к своей идее, - в июле этого года он сообщил об устном согласовании строительства трассы Hyperloop от Нью-Йорка до Вашингтона. Судя по всему, проект планируется реализовывать сразу несколькими компаниями миллиардера: The Boring Company, которая строит транспортные туннели, сделает трубы для Hyperloop, а Tesla, SpaceX и SolarCity возьмутся за начинку.

Перспективы Hyperloop в России

Россия заинтересовалась проектом Hyperloop одной из первых в мире. На ПМЭФ-2016 мэр Москвы Сергей Собянин, сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар и российский инвестор Зиявудин Магомедов договорились о строительстве Hyperloop в Москве и подписали меморандум о сотрудничестве. Магомедов, к слову, играет особенную роль в популяризации нового транспорта в России: 63-я строчка российского списка Forbes через свой венчурный фонд Caspian VC Partners дважды инвестировал в компанию Hyperloop One. Сообщалось об общей сумме вложений в 90 миллионов долларов. В октябре 2016 года Магомедов вошел в совет директоров Hyperloop One. Возможно, именно поэтому о контактах с HTT в России ничего не сообщалось.

Магомедов охотно рассказывает о реализации проекта Hyperloop, в том числе на территории России. В весеннем интервью Forbes он рассуждал о перспективах грузовых перевозок с помощью нового вида транспорта, о возможности замены стали на композитные материалы и существенном удешевлении технологии, а также о перспективе разогнать Hyperloop до 2 тысяч километров в час. Отвечая на вопрос RNS, бизнесмен оценил стоимость строительства трассы Hyperloop в 12–15 миллионов долларов на километр в обе стороны. Очевидно, что его очень привлекает идея реализации проекта Hyperloop в России. Бизнесмен, например, озвучивал перспективу строительства нового «Шелкового пути» с помощью этой технологии - из Китая в Европу через Казахстан и Россию. Из ближайших перспектив Магомедов говорил о строительстве 65 километров трассы из порта Зарубино (Приморский край) в Хуньчунь (Китай), а также о маршруте Санкт-Петербург - Москва. Продолжительность поездки в Hyperloop по последнему должна составить 36 минут. Также сообщалось, что Hyperloop One начнет строить первые действующие трассы вакуумного поезда в 2021 году. Правда, не исключено, что всегда расторопный и располагающий серьезными ресурсами Илон Маск, который пока не называл подобных сроков, сможет опередить всех остальных.

Мне тут написали про мериканьский проект Hyperloop с просьбой оценить, что это за штуковина и с чем её едят.
Не хитрая ли это афера для восторженных лошков, психологически завороженных всякими айфонами и теслами? А может, напротив - мы сейчас наблюдаем начало революции на транспорте и годков через 20-30 Китаю придётся с позором выкинуть на помойку всю его огромную систему ВСМ, в которую он вбухал колоссальные деньги?

Честно говоря, почитав материалы по ней, я так и не прояснил для себя реальные перспективы этой игрушки для диснейленда. Ролики, вышедшие по ней, смахивают на аферистские, но зато сделаны по всем канонам маркетинга. Хотя вообще-то, если вспомнить историю - то во времена оны сверхскоростной пневмотранспорт будущего в вакуумной трубе (с разными вариациями движителя) рекламировался ещё "Техникой-Молодёжи" в 1950-х. Тормозящие реальное внедрение факторы были описаны примерно тогда же. Т.е. базовая идея жила ещё 70-80 лет назад, и вот сейчас искусник Илон Маск вроде бы решил её воплотить в реальность. Правда, не сам лично, а через аффилированные фирмы с энтузиастами.

Давайте таки почитаем восторженных, ну а затем высказывайтесь в комментах, что это такое, по-вашему.
Для начала - русское NatGeo, а затем латвийскую "Медузу" (которая была основана сдриснувшими в свободную Прибалтику от путенской тирании экс-ленточниками.ру ).

Проект вакуумного поезда был предложен в 2012-2013 годах американским предпринимателем, основателем SpaceX Илоном Маском. Реализацией идеи занимается несколько компаний, в том числе Hyperloop One, где работают специалисты из SpaceX. Отработка технологии «поезда будущего» состоялась 11 мая в пустыне Невады: его небольшой прототип, напоминающий санки, разогнался при помощи электромагнитов по рельсам до 160 км/ч.

В Hyperloop One довольны результатом. Сейчас в окрестностях Лас-Вегаса устанавливаются специальные трубы, предназначенные для передвижения поезда. В ходе следующих тестов «санки» будут перевозить по ним капсулы; одновременно будет увеличиваться скорость. К доставке грузов планируется приступить в 2019 году, а еще через два года в капсулы «поезда будущего», который сможет разгоняться до 1207 км/ч, сядут первые пассажиры.

[а вот этот пассаж наиболее замечателен! Хотелось бы узнать у автора, какой именно "ряд европейских стран" заключил контракты на строительство гиперлуповской ВСМ в трубе и на какие конкретно маршруты - periskop]

Другие компании, реализующие проект Hyperloop, также достигли определенных успехов, но пока лишь на теоретическом уровне. При этом Hyperloop Transportation Technologies уже заключила контракты с рядом европейских стран о строительстве там высокоскоростной магистрали, основанной на революционной технологии . Также компания планирует соединить Лас-Вегас высокоскоростной железнодорожной линией с Западным побережьем США.

Илон Маск придумал Hyperloop в 2013 году. Согласно идее, поезд будет перемещаться в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 километров в час. Трассы для Hyperloop предполагается строить над землей по аналогии с монорельсом и оснащать солнечными батареями. Илон Маск придумал только концепт, в котором описал базовые принципы работы Hyperloop, но не предоставил конкретных технологических решений. Предприниматель призывает заниматься реализацией проекта всех желающих; для этого организованы несколько конкурсов - например, на создание самого шаттла.

Hyperloop - это не монорельс и не поезд на магнитной подушке. Поезд должен разгоняться линейными двигателями, спрятанными в «рельсах» внутри трубы. Над поверхностью «рельс» его будет поддерживать технология, схожая с той, что используется в аэрохоккее. Высокая скорость шаттла Hyperloop будет обеспечена пониженным давлением внутри герметичной трубы и незначительным сопротивлением воздуха . По задумке Маска, поезда Hyperloop могут стать альтернативой самолетам, обсуждаются и перспективы грузоперевозок.

Реализацией проекта занимаются две независимые компании. Первые публичные испытания проводит Hyperloop One, близкая к самому Илону Маску. Компания строит испытательную трассу для Hyperloop в Неваде, ее общая протяженность составит три километра. Незадолго до испытания Hyperloop One объявила о привлечении 80 миллионов долларов инвестиций. Вторая компания - Hyperloop Transport Technologies (HTT): она рассматривает варианты строительства нового вида транспорта за пределами США. HTT, в том числе, ведет переговоры и с российскими инвесторами. Обе компании планируют использовать разные технологии и конкурируют между собой. HTT, к примеру, за два дня до испытаний Hyperloop One объявила о лицензировании технологии пассивной магнитной левитации. HTT собирает деньги краудфандингом, Hyperloop One полагается на обычных инвесторов; в обеих компаниях работают бывшие инженеры SpaceX.

Первые испытания - только тест разгонной системы. Hyperloop One на глазах журналистов проверит работу системы линейных двигателей, которая будет располагаться через каждые 50-70 километров и разгонять шаттл с пассажирами во время поездки. Для теста построили небольшой участок «рельс» с линейным двигателем, по которому будет ездить специальная платформа. Тоннель, полноценный пассажирский шаттл и другие технологии, необходимые для Hyperloop, продемонстрированы не будут. Главная задача теста: показать, что разработанная в Hyperloop One система в принципе работает - и может разгоняться за секунду примерно до 100 километров в час. В лабораторных условиях она уже показала свою надежность, утверждают в компании.

Анонсированы и другие испытания. В Hyperspace One планируют достроить трехкилометровый испытательный участок к концу 2016 года и провести полноценные испытания в трубе с пониженным давлением на скорости около 1100 километров в час. HTT строит свой испытательный стенд в Калифорнии, протяженность тестового участка транспортной трубы составит восемь километров. Точных данных о сроках готовности прототипа Hyperloop у HTT нет. Наконец, летом 2016-го SpaceX подведет итоги открытого конкурса на создание шаттла для Hyperloop.

Станет ли Hyperloop коммерческим проектом, неясно. По всей видимости, создание Hyperloop технически возможно - вероятно, это произойдет в ближайшие годы. Однако проблемой для Hyperloop может стать высокая стоимость строительства и обслуживания. Предполагается, что Hyperloop будет как минимум дешевле поездов на магнитной подушке, разработки которых остановились именно из-за дороговизны этой перспективной технологии. Согласно концепции Маска, билет из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (около 600 километров) на шаттле Hyperloop должен стоить 20 долларов, то есть в разы дешевле самолета.

Ну а мы просто поставим зарубочку на память, про этот прогноз:)
Высказывайтесь, товарисчи, по поводу.
Так это же что: афера или революция?

Предыстория

Идея Hyperloop возникла в ответ на правительственный проект высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail (англ.) русск. , которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско . «Высокоскоростная» линия предполагает движение поездов со скоростью свыше 322 км (200 миль) в час , стоимость проекта в опубликованном в апреле 2012 года бизнес-плане была оценена в 68,4 млрд. По этому поводу Илон Маск заявил, что калифорнийская дорога станет самой медленной среди скоростных железнодорожных магистралей мира и при этом самой дорогой в пересчёте на милю .

Впервые Маск упомянул о Hyperloop в интервью с Сарой Лэйси , которое дал в июле 2012 года на мероприятии PandoDaily в Санта-Монике . Предприниматель пообещал, что новое транспортное средство будет в 2 раза быстрее самолёта и в 3-4 раза быстрее скоростного поезда, время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (расстояние 561 км по прямой) займёт всего 30 минут . Позже Маск сделал ещё ряд громких заявлений: проект окажется в 10 раз дешевле по сравнению с California High-Speed Rail; транспорт не будет подвержен авариям; дорога должна работать от солнечной энергии ; пассажирам не придётся подстраиваться к расписанию , ибо транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро ; все спецификации окажутся в свободном доступе . Наконец, в августе 2013 года была опубликована 58-страничная «альфа-версия» проекта .

Видео по теме

Описание идеи

Первая концепция (август 2013)

Вид системы снаружи . На крыше расположены солнечные батареи.

И. Маск подавал свою идею как пятый вид транспорта после поезда , самолёта , автомобиля и корабля . По его словам, это нечто среднее между «Конкордом », рельсотроном и столом для аэрохоккея . Hyperloop был задуман как расположенный на опорах надземный трубопровод , внутри которого со скоростью от 480 до 1220 км/ч (в зависимости от ландшафта ) с интервалом в 30 секунд в одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы длиной 25-30 м. Предусмотрены два варианта системы :

  • пассажирский - предполагает внутренний диаметр трубопровода 2,23 м, сечение капсулы 1,35 м в ширину х 1,1 м в высоту, площадь лобовой проекции 1,4 м², капсула вмещает 2 ряда сидячих мест по 14 кресел в каждом;
  • пассажиро-грузовой (нечто вроде парома , даёт возможность пассажирам перемещаться вместе с их легковыми автомобилями) - внутренний диаметр трубы 3,3 м, лобовая проекция капсулы 4,0 м².

Ключевым фактором обнародованной 12 августа 2013 года концепции было стремление к дешевизне системы. Поэтому Маск взял за основу модель вакуумного поезда , преимуществом которого является отсутствие необходимости преодолевать трение опоры и встречное сопротивление воздуха . Однако предприниматель усовершенствовал идею: по его мнению, нет смысла стремиться к достижению в трубе полного вакуума . Достаточно поддержания форвакуума , а именно давления в 100 Па (это 1/1000 от атмосферного давления) - дальнейшее снижение давления невыгодно, потому что ведёт к экспоненциальному росту затрат. В то же время поддерживать форвакуум можно с помощью насосов умеренной мощности и стенок трубы из обычной стали толщиной 20-25 мм .

Схема пассажирской капсулы . Спереди расположен вентилятор с компрессором. За ним находится отсек с 28 пассажирами, в хвосте размещены аккумуляторы.

Однако на предусмотренной проектом скорости транспортное средство всё равно сталкивается с набегающими воздушными массами. Маск решил использовать их для создания воздушной подушки : расположенные в носу транспортной капсулы специальные направляющие и вентилятор должны перенаправлять встречный поток воздуха под днище . В условиях форвакуума для создания воздушной подушки достаточно будет обеспечить давление в 9,4 кПа, что потребует подачи всего 200 г воздуха в секунду. Тем самым Маск отказывается от гораздо более дорогой в реализации идеи магнитной подушки .

Капсула должна приводиться в движение линейным электродвигателем . Статором послужит алюминиевый рельс длиной 15 м на полу трубы , который нужен только через каждые 110 км . Ротор будет находиться в каждой капсуле, при этом требуемая постоянная мощность составляет всего 100 кВт . Поскольку система будет приводиться в движение электричеством, предусмотрено получение энергии с помощью солнечных батарей . Они должны вырабатывать 57 МВт электроэнергии при потребности системы только в 21 МВт. Поскольку статор выполняет не только ускорение , но и торможение , в последнем случае кинетическая энергия капсулы также преобразуется в электрическую . От продажи излишков энергии планируется выручать $25 млн ежегодно, что создаст дополнительный источник финансирования эксплуатационных расходов . Как результат, билет в один конец должен стоить $20, и при общей стоимости системы $7,5 млрд окупаемость проекта будет достигнута за 20 лет .

Результаты моделирования

Проведённое в сентябре 2013 года работниками Ansys компьютерное моделирование показало, что идея осуществима, однако нуждается в доработке. Необходимы корректировки следующего рода :

  • форму капсулы нужно сделать более обтекаемой ;
  • требуется бороться с нагревом оболочки капсулы;
  • следует предотвратить вращение капсулы вокруг продольной оси .

В ноябре того же года в своём блоге на сайте компании The MathWorks Гай Руло (англ. Guy Rouleau ) поделился результатами собственного моделирования, которое показало, что по условиям трассы между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско скорость 1220 км/ч будет недостижима .

В январе 2015 года на ежегодной конференции (англ.) (AIAA SciTech 2015) специалисты NASA Glenn Research Center представили свои результаты моделирования, выполненного в открытой программной среде OpenMDAO . Ключевыми их выводами стало то, что диаметр трубы надо увеличить примерно в 2 раза, а опасение нагрева капсулы из-за трения воздуха является преувеличенным . Материалы, связанные с данным моделированием, выложены на GitHub .

Последующие доработки

Наработки конкурирующих команд пока далеки от завершённости. Так, HTT отказался от использования воздушной подушки, поскольку она может создать проблемы с управлением, и выбрал магнитную левитацию . Virgin Hyperloop One тоже предпочёл магнитную левитацию, только не активную (как у маглева), а пассивную. Эта технология разработана в Ливерморской национальной лаборатории , она предполагает, что постоянные магниты прикреплены к капсуле, тем самым движутся над проводящей поверхностью .

Капсула команды WARR Hyperloop

Абсолютный рекорд скорости (457 км/ч) установлен 22 июля 2018 года студенческой командой WARR Hyperloop из , победительницей всех трёх соревнований Hyperloop pod competition . К настоящему моменту не построено ни одной трассы Hyperloop, где капсула приводилась бы в движение методом электромагнитной катапульты , как в классической концепции вакуумного поезда. Поэтому участники соревнований должны были создавать самодвижущиеся капсулы на электрических двигателях. 70-килограммовая капсула команды из Мюнхена оснащена восемью электромоторами суммарной мощностью 240 кВт .

Конкуренция проектов

HyperloopTT

Поскольку Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается, появилось несколько групп энтузиастов, которые решили воплотить проект в жизнь самостоятельно . Уже спустя месяц после публикации «альфа-версии» группа специалистов Ansys во главе с Сандипом Совани (англ. Sandeep Sovani ) провела компьютерное моделирование , которое показало принципиальную возможность реализации идеи . Результаты моделирования побудили оказать проекту поддержку со стороны краудсорсинговой платформы JumpStartFund , в ходе голосования на которой проект получил более 300 голосов .

Для реализации идеи было решено создать компанию Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT или HyperloopTT), ключевыми фигурами которой являются сооснователь JumpStartFund Дирк Алборн и президент SpaceX Гвинн Шотвелл . Бизнес-модель компании не совсем обычна: она объединяет волонтёров , которые трудятся бесплатно, рассчитывая в случае успеха на долю возможной выручки с проекта . На сегодня проект собрал 200 добровольцев из Cisco Systems , Boeing , Гарвардского университета и Школы архитектуры и дизайна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Сотрудничество такой массы людей основано на том, что проект разбит на мелкие задачи. Взаимодействие участников обеспечивается с помощью Google Docs и еженедельных групповых видеоконференций .

В июле 2017 года Алборн заявил, что его компания заказала создание первой капсулы для полевых испытаний у испанского производителя авиационных фюзеляжей Carbures и получила территорию для строительства научно-исследовательского центра в Тулузе (Франция) . Выбор маршрута первой эксплуатационной линии был осуществлён в апреле 2018 года. Это будет трасса длиной 10 км между аэропортом Аль-Мактум и местом проведения выставки Экспо-2020 в Дубае (ОАЭ). Соответствующее соглашение было заключено с Aldar Properties . При этом глава HyperloopTT не спешит называть конкретные сроки окончания строительства. Ожидается, что в будущем трасса свяжет Дубай с Эр-Риядом (Саудовская Аравия). Тогда же было объявлено о начале строительства испытательного полигона в Тулузе, состоящего из двух участков - длиной 320 м для грузовых капсул и длиной 1 км для пассажирских. Завершение пассажирской трассы планируется на июль-август .

В июле 2018 года был выбран второй маршрут: HTT учредил совместное предприятие с муниципалитетом китайского города Тунжэнь для строительства 10-километровой трассы между городом и местным аэропортом Tongren Fenghuang Airport . Стоимость проекта оценена в $295 млн. На втором этапе планируется продлить дорогу до горы Фанцзиньшань (англ.) русск. , в этом случае протяжённость маршрута вырастет до 50 км .

Virgin Hyperloop One

Другая команда сформирована Шервином Пишеваром - первым инвестором Uber , основателем венчурного фонда Sherpa Ventures, крупным спонсором Демократической партии США . На конференции All Things Digital в мае 2013 года Пишевар публично просил Маска обнародовать детали Hyperloop. После публикации три месяца спустя подробностей проекта Пишевар добился аудиенции у президента Обамы , после чего президент поручил Бюро по научно-технической политике своей администрации изучить идею. Постепенно Пишевар привлёк в компанию, которую назвал Hyperloop Technologies Inc. (Hyperloop Tech), следующих партнёров: сооснователя Palantir и совладельца венчурного фонда Formation 8 Джо Лонсдэйла , руководителя победной для Обамы президентской кампании 2012 года Джима Мессину , основателя Space Adventures и главу фонда X Prize Питера Диамандиса , члена «мафии PayPal » Дэвида Сакса . Последний стал сопредседателем компании и привлёк к работе над проектом «гуру SpaceX» инженера Кевина Брогана, сменившего имя на Брогана Бемброгана (англ. Brogan BamBrogan ) .

Hyperloop Tech начиналась в гараже Бемброгана в местечке Лос-Фелис , затем переехала в здание бывшей фабрики мороженого . В планах компании построить опытную трассу, строительство которой оценено в $80 млн, не считая $8,5 млн затрат на инжиниринг и дизайн. На тему выбора участка для строительства уже полноценной трассы были проведены переговоры с Энтони Марнеллом III (англ. Anthony Marnell III ), владельцем Marnell Corrao Associates - крупнейшего американского строителя казино . Марнелл давно намеревается соединить Лас-Вегас высокоскоростной железнодорожной линией с Западным побережьем США и является одним из инвесторов проекта XpressWest , которому принадлежит право на возведение подобной дороги .

В ходе двух раундов инвестиций компания смогла привлечь более $92,6 млн. Среди инвесторов оказались Sherpa Ventures, EightVC, ZhenFund, Национальная компания французских железных дорог , Oerlikon Leybold Vacuum (одним из акционеров является Виктор Вексельберг), а также российский венчурный фонд Caspian VC Partners (представляет интересы Зиявудина Магомедова) .

11 мая 2016 года в жизни компании произошло два знаковых события. Во-первых, во избежание путаницы с HTT, она была переименована в Hyperloop One . Во-вторых, в городе Норт-Лас-Вегас (Невада) на открытом воздухе было проведено испытание двигателя для Hyperloop . Впрочем, не менее важной новостью из стана Hyperloop One стал на тот момент иск уволившегося Бемброгана к Пишевару, Лонсдэйлу и CEO компании Роберту Ллойду . В то же время один из акционеров проекта, Caspian VC Partners, презентовал на втором Восточном экономическом форуме во Владивостоке план строительства ветки Hyperloop длиной около 65 км по маршруту Хуньчунь (Китай) - порт Зарубино . Средняя скорость движения должна составить около 740 км/ч, инвестиции оцениваются в 30-40 млрд рублей, срок реализации - в 5 лет .

В мае 2017 года компания провела первое полноценное полевое испытание системы. Испытание проводилось на тестовом участке под названием DevLoop, строительство которого завершено месяцем ранее в пригороде Лас-Вегаса . Протяжённость участка составляет 500 м, диаметр трубы - 3,3 м. Пассажирская капсула разогналась до 113 км/ч , а 29 июля скорость удалось поднять до 310 км/ч . По словам З. Магомедова, который стал сопредседателем совета директоров Hyperloop One, при тех же технических характеристиках системы скорость на дистанции 2 км увеличится до 1 000–1 200 км/ч .

В сентябре того же года компания закрыла третий раунд привлечения инвестиций в размере $85 млн. В результате общая сумма инвестиций составила $245 млн., а оценка стартапа превысила $700 млн. В следующем месяце глава Hyperloop One Роб Ллойд (англ. Rob Lloyd ) дал пресс-конференцию, где заявил, что ожидает начала реализации первого транспортного проекта в 2019 году с запуском во временную эксплуатацию в 2021 году. По его мнению, строительство вакуумных трасс на треть дешевле высокоскоростных железных дорог , в то время как скорость поездки в 2-3 раза выше. Также он высказал предположение, что билет для поездки на расстояние 50-60 км будет стоить $5 .

15 декабря 2017 года компания смогла разогнать свою капсулу до рекордной пока скорости 387 км/ч, а днём ранее из-за сексуального скандала Hyperloop One покинул её основатель Ш. Пишевар. Освободившееся место занял один из новых акционеров Ричард Брэнсон , компания стала называться Virgin Hyperloop One .

В феврале 2018 года компания заключила с правительством Индии соглашение о строительстве трассы в штате Махараштра , между городами Пуна и Мумбаи . Предполагается, что после 6-месячного исследования проекта Virgin Hyperloop One возведёт в течение 2-3 лет демонстрационную трассу, а в течение следующих 5-7 лет - и полноценную дорогу . В начале мая объявлено о том, что компания создала совместное предприятие с портовым оператором DP World , которое будет называться DP World Cargospeed. Оно задумано как оператор грузоперевозок на технологиях Virgin Hyperloop One . Несколькими днями позже принадлежащая BMW дизайнерская студия Designworks представила концепт салона пассажирской капсулы .

SpaceX

Как оказалось, Илон Маск тоже не готов совсем отказаться от реализации проекта. В январе 2015 года он заявил на Техасском транспортном форуме, что собирается построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль , и лидирующее место в списке потенциальных участков для строительства принадлежит Техасу .

Труба для Hyperloop pod competition

В июне того же года SpaceX объявила конкурс на дизайн пассажирской капсулы. Капсулы предполагалось испытать в ходе гонок на пробной трассе в калифорнийском Хоторне , где расположена штаб-квартира компании . Соревнование получило название Hyperloop pod competition (англ.) русск. . В январе 2016 года на базе Техасского университета A&M в Колледж-Стейшен состоялся первый этап, на котором были отобраны 22 лучшие команды. Все они получили право испытать свои модели на настоящей трассе в ходе второго этапа. Главный приз достался команде .

Первоначально проведение финального этапа Hyperloop pod competition ожидалось в середине августа того же года , но было отложено. SpaceX объявила о начале строительства испытательной трассы длиной 1 500 м и с диаметром трубы 1,8 м только в начале сентября 2016 года . В итоге заключительный этап состоялся 27 августа 2017 года. Первое место на нём завоевала команда из Мюнхенского технического университета , чья капсула развила скорость 327 км/ч . Впрочем, рекорд немцев продержался всего несколько дней, ведь 31 августа Маск продемонстрировал капсулу, созданную совместно компаниями SpaceX и Tesla, которая смогла достичь скорости 355 км/ч .

В середине октября Маск получил первое официальное разрешение на строительство полноценной трассы Hyperloop. Участок протяжённостью примерно 16,58 км (10,3 мили) должен связать окраину Балтимора с территорией Ганновер (штат Мэриленд). Ожидается, что дорога станет в дальнейшем частью маршрута Вашингтон - Нью-Йорк с остановками в Балтиморе и Филадельфии . Трасса будет строиться в подземном исполнении, тоннель должна построить Boring Company Илона Маска . В феврале 2018 года Маск получил разрешение на подготовку места строительства станции и первичные земляные работы на пустыре в северо-восточной части Вашингтона .

22 июля 2018 года состоялся третий этап Hyperloop pod competition. Победу в нём повторно одержала команда из Мюнхена, сумевшая разогнать капсулу до 457 км/ч. Пока это абсолютный рекорд для Hyperloop .

Примечания

  1. Hawkins A. WARR Hyperloop pod hits 284 mph to win SpaceX competition . A hyperloop hat trick by the German team (англ.) . The Verge (22 July 2018) . Проверено 27 июля 2018.
  2. Rbc.ua . В Испании показали первую в мире пассажирскую капсулу Hyperloop (рус.) , РБК-Украина . Проверено 4 октября 2018.
  3. California High-Speed Rail Authority
  4. Revised 2012 Business Plan (англ.) . State of California. Проверено 12 марта 2015.
  5. Vance A. Elon Musk, the 21st Century Industrialist (англ.) // Bloomberg . - Нью-Йорк, 13 September 2012.
  6. Garber M. The Real iPod: Elon Musk"s Wild Idea for a "Jetson Tunnel" from S.F. to L.A. (англ.) // The Atlantic : журнал. - Бостон, 13 July 2012. - ISSN 1072-7825 .
  7. Васильков А. (англ.) // Компьютерра : журнал. - 09 августа 2013. - ISSN 1815-2198 .
  8. Паймакова, Маргарита . Моделирование показало, что транспорт может достичь скорости 1000 км/ч , Вести.ру (24 сентября 2013). Проверено 12 марта 2015.
  9. Rouleau G. Hyperloop: Not so fast! (англ.) . The MathWorks (22 November 2013). Проверено 30 марта 2015.
  10. , p. 14.
  11. , p. 21-24.
  12. Ломанова Б. Капсула Hyperloop разогналась до рекордных 466 км/ч // Гудок : газета. - М. , 23 июля 2018.
  13. Хель, Илья . Деньги на Hyperloop собирают всем миром , Hi-News.ru (29 сентября 2013). Проверено 12 марта 2015.
  14. Хижняк, Николай . Проект Hyperloop Элона Маска сдвинулся с мёртвой точки , Hi-News.ru (21 декабря 2014). Проверено 12 марта 2015.
  15. Rogowsky M. (англ.) // Forbes : журнал. - 31 October 2013.
  16. Горина, Ася . Небольшой участок Hyperloop построят в калифорнийском городе будущего , Вести.ру (27 февраля 2015). Проверено 12 марта 2015.
  17. Сверхзвуковой поезд Hyperloop запустят в Восточной Европе , Лента.ру (11 марта 2016). Проверено 3 июня 2016.
  18. Булаева А. Дирк Алборн: «Мы не будем взимать плату за Hyperloop, мы не будем печатать билеты» // Гудок : газета. - М. , 2017. - 11 июля.
  19. Kharpal, Arjun . Hyperloop is coming to Abu Dhabi by 2020 (англ.) , CNBC (18 April 2018). Проверено 15 мая 2018.
  20. Глава Hyperloop Transportation Алборн: Мы стараемся оставаться вне политики , М. : Прайм (30 апреля 2018). Проверено 15 мая 2018.
  21. Ouyang Shijia et al. Superfast Hyperloop to take shape in Guizhou (англ.) // China Daily : газета. - Пекин, 2018. - 20 July. - ISSN 0253-9543 .
  22. Фонд Магомедова увеличил инвестиции в вакуумный поезд Илона Маска , Лента.ру (11 мая 2016). Проверено 3 июня 2016.
  23. Korosec K.

Tesla, Pay Pal, SpaceX, Hyperloop... Вы знаете кого-то, кто не слышал ни одно из этих названий? Даже те, кому неинтересны новости из мира высоких технологий, наверняка, не раз видели сюжеты об электромобилях Tesla или об очередном запуске многоразового транспортного корабля Falcon корпорации SpaceX в выпусках новостей по телевизору.

А для людей, которые совершают покупки в интернет-магазинах, присматриваются к новинкам автомобильного рынка, интересуются достижениями науки и техники, все эти названия уже стали символами прогресса. А человек, с чьим именем ассоциируются Pay Pal, Tesla Motors, SpaceX и Hyperloop - американский предприниматель Илон Маск, несомненный авторитет и один из героев современности.

Прямо сейчас, мы наблюдаем важный и, возможно, переломный период для одного из проектов Илона Маска - Hyperloop.

Уже ведутся испытания первых прототипов Hyperloop на трассе, инженеры из разных стран мира разрабатывают свои версии «поездов будущего», и очень скоро станет ясно, насколько близка к воплощению эта технология. Самое время освежить в памяти подробности об этом проекте.

Hyperloop - что это такое и как работает?

Если описывать коротко и без подробностей, то транспортная система Hyperloop выглядит так: между начальной и конечной точками маршрута построена труба большого диаметра. Внутри этой трубы перемещается специальная капсула (pod, как назвали её разработчики).

Пассажиры, решившие путешествовать при помощи Hyperloop, будут преодолевать расстояние длиной 1200 километров за один час. Устройство, применяемые технологии и другие технические подробности мы рассмотрим чуть позже.

Изображение: HTT

История Hyperloop

Идея

Илон Маск описывает возникновение идеи сверхзвукового транспорта как свою реакцию на проект строительства властями штата Калифорния скоростного участка железной дороги между городами Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Маск посчитал, что получившийся в итоге скоростной поезд будет слишком дорогим и недостаточно быстрым для штата, где расположена Кремниевая долина - известный во всём мире символ высоких технологий и научно-технического прогресса.

Альфа-концепция

В 2012 году инженеры компаний Илона Маска SpaceX и Tesla Motors разработали концепцию «транспортного средства пятого вида» и представили её публике . Руководитель компаний и автор идеи предложил всем заинтересованным принять участие в обсуждении и поиске путей для усовершенствования Hyperloop. Было объявлено, что далее проект будет развиваться по модели open source.

Для дальнейшей разработки и развития нового вида транспорта были созданы компании Hyperloop One (сначала называлась Hyperloop Technologies) и Hyperloop Transportation Technologies (HTT). Сам Илон Маск заявил, что не будет активно участвовать в разработке и внедрении Hyperloop, сосредоточившись на космическом проекте SpaceX и электромобилях Tesla.

Эта компания активно привлекает средства инвесторов для постройки действующего участка сверхзвукового транспорта на маршруте между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом, а также в городах Европы и Азии. В совет директоров Hyperloop One входят люди, близкие Илону Маску и работавшие с ним в компаниях SpaceX, Tesla и Pay Pal. Отдел разработки включает в себя более ста инженеров. Cегодня приоритетом компании является «грузовое» ответвление технологии - cargoloop.

Hyperloop Transportation Technologies

Группа разработчиков состоит из инженеров, проживающих в разных уголках Соединённых Штатов. Работают они в формате частичной занятости, обмениваясь мнениями и координируя свою деятельность на еженедельных телеконференциях.

Интересно, что специалисты HTT работают бесплатно, ожидая в перспективе получить долю в прибыли компании. В прошлом году было объявлено, что состоялась сделка между Hyperloop Transportation Technologies и владельцами земельных участков на маршруте между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско для постройки тестового участка Hyperloop.

Трасса для испытаний Hyperloop One

Волонтёры, энтузиасты, студенты и другие разработчики

В 2015 году компания SpaceX объявила конкурс Hyperloop Pod Competition на создание прототипа полноразмерной капсулы, пригодной для перевозки пассажиров. Победители, которых отобрало жюри, состоящее из инженеров компании Илона Маска, в финале конкурса испытают свою разработку на тестовом участке трассы. Поступило более тысячи заявок, но в итоговом заезде, запланированном на начало 2017 года в городе Хоторн (там расположена штаб-квартира SpaceX и построен участок тестовой трассы), примут участие только тридцать команд.

Компания SpaceX уже анонсировала следующий этап конкурса капсул для сверхзвукового поезда - Hyperloop Pod Competition II . Как сообщается, целью этого соревнования будет определение единственной характеристики капсулы - максимальной скорости.

Устройство Hyperloop

От применения магнитной левитации, когда зазор между корпусом капсулы и трассой создаётся при помощи магнитного поля, было решено отказаться из-за дороговизны и большого потребления энергии.

Но далее, в процессе развития идеи, эта технология вновь возникла в планах разработчиков. Причина - возможность потери управления капсулой, скользящей на воздушной подушке, и результаты компьютерного моделирования, согласно которым pod будет склонен к вращению вокруг продольной оси.

Первые прототипы, использующие магнитную левитацию, уже испытаны. Как, например, команды студентов Университета Цинциннати в США (на видео). «Отрыв от земли» в их проекте обеспечивают восемь двигателей.

Разгон и торможение капсулы производят линейные индукционные двигатели. Они размещаются в трубе, на расстоянии друг от друга. Статор этих двигателей расположен в капсуле. Таким образом, pod, передвигаясь над двигателем, будет получать импульс ускорения или, наоборот, замедлять скорость.

Излишки электроэнергии, вырабатываемые транспортной системой, будут продаваться на рынке, повышая экономическую эффективность Hyperloop в целом.

Для питания двигателей электроэнергией сверху на трубе будут размещены солнечные панели. По расчетам инженеров SpaceX, энергии, вырабатываемой фотоэлементами, будет хватать с избытком для всех нужд транспортной системы. Кроме того, во время торможения капсулы кинетическая энергия при помощи тех же линейных двигателей будет преобразована в электрическую.

Для того, чтобы преодолеть сопротивление воздуха, которое становится весьма серьёзным препятствием для капсулы, летящей со сверхзвуковой скоростью, создатели Hyperloop предусмотрели встроенный канальный вентилятор, воздушный компрессор и систему воздуховодов в передней части транспортного средства. Предназначение этих устройств и приспособлений - перемещение воздушного потока перед капсулой, назад по ходу движения.

Ещё одна «уловка» создателей Hyperloop для снижения сопротивления воздуха состоит в том, что в стальной трубе будет поддерживаться сильное разрежение (давление, составляющее одну тысячную часть атмосферного). По словам Илона Маска, при возведении системы Hyperloop на Марсе (да, уже есть и такие планы) из-за гораздо более разрежённой атмосферы на Красной планете необходимость в стальной трубе отпадёт, и капсулы будут передвигаться в открытом пространстве.

Илон Маск явно не собирается останавливаться на достигнутом

Критика

Сразу после публикации первой версии концепции Hyperloop среди специалистов, инженеров и учёных разгорелись споры о жизнеспособности, экономической эффективности и безопасности нового вида транспорта. Приведём некоторые из доводов противников и критиков Hyperloop.

Есть сомнения в том, что заявляемая Илоном Маском экономическая выгода проекта может быть достигнута - затраты на проект слишком непредсказуемы, и в результате возведение транспортной системы может оказаться очень дорогостоящим мероприятием.

Некоторые исследователи полагают, что расчёты, по которым всю электроэнергию для питания Hyperloop будут вырабатывать солнечные батареи , неверны. И потребляемая транспортной системой энергия будет больше той, которую можно получить от солнца.

Пригодность этого вида транспорта для перевозки людей тоже ставится под сомнение. Хотя, по словам создателей Hyperloop, перегрузки, которые пассажиры будут испытывать при ускорении и торможении капсулы, не будут превышать подобные при взлёте и посадке обычного пассажирского авиалайнера (а количество таких моментов не будет превышать двух-трёх за поездку), но всё время, пока капсула движется, человеку придётся провести пристёгнутым ремнями, в кресле, без возможности встать, чтобы размяться или, например, посетить туалет.

Существует опасность разгерметизации: если капсула, находящаяся в движении, потеряет герметичность - все пассажиры мгновенно погибнут от вакуума, проникшего в салон капсулы.

Разрежение , которое необходимо поддерживать в трубе, потребует работы очень мощных вакуумных насосов. Человечество просто не создавало вакуумных насосов такой мощности! И само по себе проектирование и производство подобных механизмов - достаточно серьёзный вызов.

Кроме того, если в результате крушения или преднамеренных действий злоумышленников на каком-либо участке трубопровода возникнет брешь , то во всей трубе возникнет ударная волна, которая будет распространяться со скоростью звука. И все люди, находящиеся внутри транспортной системы Hyperloop, погибнут.

Вибрация. Все сегменты трубопровода должны быть очень точно соединены. Малейшее их искривление и нарушение соосности приведёт к возникновению нарастающих колебаний, которые, в свою очередь, приведут к полной потере контроля над движением капсулы. К нарушениям геометрии трубопровода может привести, например, тепловое расширение стальных труб.

Можно найти ещё множество аргументов , звучащих от критиков Hyperloop. Но, наверное, всем, кто сомневается, стоит подождать первых полноценных испытаний сверхзвуковых поездов. Испытаний, которые расставят точки над i.

Также стоит вспомнить о том, что на заре авиации энтузиасты выслушивали очень похожие оценки критиков и противников полётов на аппаратах тяжелее воздуха. Но сегодня мы без особых волнений прибегаем к услугам авиакомпаний, забыв про все доводы скептиков.