Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

(Вопрос 10-12 разобраны все вместе)

  1. Варианты этик -1: этика любви; этика успеха; этика доблести

  2. Варианты этик -2: этика «разумного эгоизма»; гедонистическая этика.

  3. Варианты этик -3: экологическая этика; религиозная этика.

Типы этики (жизнь ради..):

    Этика доблести или этика чести

Князю - славу, а дружине - аминь.

Воин добровольно принимает смерть.

    Этика любви

Мать Тереза, взаимоотношения людей, любовь к родине.

    Этика успеха

    Этика выживания (благополучия)

    Этика творчества

Этика рассматривается как действие, которое мы совершаем, раздумывая о том, как сделать это (например, привлекать внимание или нет, заходя в аудиторию )

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Этика «разумного» эгоизма (противоположна этике любви) - стремление удовлетворения интереса (интерес - простые и понятные потребности, которые есть у каждого человека ). Есть такое представление, что всем людям нужно одно и то же.

Эгоист думает только о себе, а разумный живет среди других людей и понимает, что у него присутствуют интересы такие же, как и у других, в результате между ними могут возникать конфликты, и идет стремление согласовывать свои отношения к удовлетворению своих интересов (альтруизм противоположность эгоизму ). Закон согласовывает слабых и сильных.

Разумный эгоизм - как форма индивидуализма (человек начинает с себя, делает сам, он не требует от других действия и сам не навязывает свои действия ). Противоположность индивидуализму - коллективная этика (целая часть, выполнение закона, этика социализма). Крайняя этика эгоизма - индивидуализм, коллективизма – этика экологии (почему мы убиваем животных и употребляем их в пищу, а с людьми так не делаем ).

Действуй в интересах всего живого. То есть нужно исходить, что я есть жизнь, которая хочет жить и которая находится среди другой жизни, которая хочет жить; нужно жить так, чтобы эта жизнь не строилась за счет другой жизни. (книга – «Не отпускай меня», автор - Кашио Ишигуро )

Этика религиозной веры - вера в Бога (действия, описанные в священном тексте т.е. как жить: Коран, Библия). Основана на понимании религиозного текста.

Можно положить принцип: «Делай то-то ради этого», здесь может быть жизнь как целое, любовь, благополучие, короче лежит какая- то ценность.

Свобода - это причина собственных действий. В истории европейской культуры свободе уделялось большое внимание, в отличие от восточной. Кант уделял большое внимание свободе. Есть различие между внешней (отсутствие принуждения ) от внутренней (свобода сознания, свобода решать, рефлексия дает человеку решать ). Варлам Шаламов считал, что можно отключить в человеке принятие решения.

Этика - это явление, которое существует в окружении людей. Человек несет ответственность за свои действия, здесь и рождается этика. Преследуя свои ценности человек совершает действие – поступок - ответственность. Люди в любых условия имеют выбор совершать поступки, за которые они затем отвечают.

Правила и нормы этики, принятые в организации, выступают в роли регулятора отношений, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.

Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и многое другое.

Работодатель предоставляет работнику возможности для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а если это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить его различными методами.

Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования -- совокупность средств и методов, с помощью которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые необходимо осуществлять, затем создают нормативный правовой акт для того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при этом выбрать эффективные меры, чрезмерно не обременяющие работника, не сковывающие его инициативу.

Этические нормы занимают особое положение в системе общественных правил. С одной стороны, они не предусматривают такой жесткой системы социального контроля, как, например, судебная для законодательно утвержденных норм. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или менее жестко регламентируя его мысли, чувства, действия. «Двигателем» этой системы внутреннего самоконтроля являются такие мотивы как самоутверждение, самоидентификация, суеверие, социальное одобрение и так далее.

Эффективность внедрения этических стандартов в директивном порядке является крайне низкой. Для того чтобы они стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть глубоко вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Организации, внедряющей концепцию правил этики в организацию, необходимо знать о возможных мотивах её соблюдения:

  • 1. Страх наказания. Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений.
  • 2. Другой возможный двигатель этичного поведения - боязнь осуждения (морального порицания) другими членами группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.
  • 3. Для человека значимой часто является принадлежность к какому-либо сообществу (профессиональному, социальному). Соблюдение профессиональных заповедей подчеркивает внутреннюю принадлежность к сообществу. Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм.
  • 4. Мотив следующего уровня - соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую, экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.

Самым популярным закрепленным сводом этических правил в организации является Этический Кодекс организации (корпоративный кодекс этики), создаваемый для принятия решений, соответствующих этических нормам, определяющий ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений.Процессу его разработки, внедрения уделяется достаточно большое внимание.

Структура этической системы в организации состоит из следующих элементов:

  • 1. Продвижение этических стандартов поведения.
  • 2. Обучение.
  • 3. Информирование, сбор и анализ информации.
  • 4. Реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

В ходе продвижения и обучения обеспечиваются знание и понимание этических норм сотрудниками организации, а информирование и реагирование обеспечивают поддержку применения этих норм в ежедневной деятельности.

Цель всех мероприятий по внедрению правил этики - сделать Кодекс понятным инструментом.

Так как кодекс - управленческий инструмент, хоть и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Важно не просто ознакомиться с книжкой под названием «Кодекс корпоративной этики», а научиться использовать ее для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения этического кодекса в организации, значимость этих норм, как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании. Это способ привлечь к ней внимание и запустить ее в живое обсуждение.

Обсуждение содержания кодекса лучше проводить в форме диалога в масштабах всей компании. В процессе обсуждения происходит соотнесение и согласование индивидуальных и корпоративных нравственных норм, позиций сотрудника и организации. При этом важно учитывать предложения сотрудников, не противоречащие интересам организации.

Таким образом, оптимальными формами внедрения являются:

  • 1. Интерактивные семинары (информирующие о кодексе и его исполнении).
  • 2. PR-обеспечение (призванное разъяснить, что такое кодекс, для чего он, как он работает, примеры его применения, способы разрешения сложных этических ситуаций).
  • 3. Трансляция через менеджмент, особенно - первых лиц (демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения кодекса, но и само образцово его исполняет).

Тогда менеджеры организации становятся «проводниками этики», демонстрирующими поведенческие модели этичного поведения.

Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм Кодекса является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается подразделение или назначаются ответственные лица, в функциональные обязанности которых входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации. Эту роль могут выполнять, например, специалисты управления персонала, этические уполномоченные, комитет по этике и так далее. Конкретная конфигурация системы исполнения зависит от величины компании. Воплощение функций консультирования и контроля может быть различным - от включения как одной из функций в обязанности уже работающих специалистов (например, специалиста по организационной культуре) до выделения штатной единицы (например, этического уполномоченного). Выполнение этих задач против ожидания занимает не так много времени.

Поддержанию актуальности темы в компании способствует постоянное информационное сопровождение этой деятельности - от публичного доведения до сведения сотрудников последствий неэтичного поведения до ведения постоянной рубрики в печатных (электронных) средствах коммуникации компании. В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и философские эссе на морально-этические темы, способствующие более глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни.

Также продвижению Кодекса способствует нематериальное стимулирование к его исполнению: повышение общего балла при оценке сотрудников за отсутствие этических нарушений, введение неформальной номинации «этичный сотрудник».

Хотя в разных компаниях этические кодексы существенно различаются в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских подхода:

  • 1. Утилитарный.
  • 2. Индивидуальный.
  • 3. Морально-правовой.
  • 4. Справедливый.

Суть утилитарного подхода его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.

Концепция утилитаризма часто рассматривается как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли и издержек. Многие факторы могут быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и так далее.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства.

Несмотря на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в организациях.

Индивидуальный подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей.

Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права:

  • 1. Право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия.
  • 2. Право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни.
  • 3. Право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам.
  • 4. Право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике.
  • 5. Право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение.
  • 6. Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Главный недостаток этого подхода--возникающая при согласовании противоположных интересов дилемма. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.

Справедливый подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и на половых, возрастных, национальных и других различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно претворяться в жизнь. Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности за события, которые находятся вне сферы их контроля.

В качестве предпосылок для формирования кооперативной (этической) взаимозависимости и соблюдения основ Кодекса выделяются:

  • 1. Свобода и открытость информационного обмена.
  • 2. Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности.
  • 3. Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.

В настоящее время уделяется большое внимание на повышение уровня культуры не только вне, но и в самой организации. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

общение деловой этикет

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Главное в деловом общении - обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы общение было эффективным, способствовало достижению целей его участников, необходимо выяснение следующих вопросов: а) каковы средства общения и как правильно ими пользоваться в процессе общения; б) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать общение успешным.

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Основную функцию делового этикета можно определить, как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Деловой этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский:

  • - вежливость;
  • - тактичность;
  • - скромность;
  • - корректность;
  • - благородство;
  • - точность.

Вежливость - обязательное условие делового общения, которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость - означает проявлять доброжелательность.

Тактичность - это чувство меры, соблюдаемое в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает обида, огорчение, а иногда и раздражение. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами.

Скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью, т. к. это различные категории.

Корректность - это нейтральная, официальная, сдержанная, сухая вежливость. Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых обстоятельствах, в т. ч. в конфликтных.

Благородность - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды.

Точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.

Этикет делового общения подразумевает уважительное и учтивое

отношение к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия; правила ведения разговора, беседы и переговоров и т. д.

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Исходя из этого рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • - альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
  • - добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
  • - требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
  • - справедливость,
  • - паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

  • - мотивы эмоционально положительные;
  • - мотивы эмоционально нейтральные;
  • - мотивы эмоционально отрицательные

Мотивы эмоционально положительные - доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.

Мотивы эмоционально нейтральные - передать информацию.

Мотивы эмоционально отрицательные - возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

Принципы этики делового общения - это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Можно выделить шесть основных этических принципов делового поведения.

  • - пунктуальность;
  • - конфиденциальность;
  • - любезность, доброжелательность и приветливость;
  • - внимание к окружающим;
  • - внешний облик;
  • - грамотность.

Пунктуальность - (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе) должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние

документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного - это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали.

В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.

Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.

Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.

Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.

Понятия норм поведения у древних шумеров

Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.

Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.

Нормы этикета в Средние века

В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.

От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.

Правила этикета в странах Востока

Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.

Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.

Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди - церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.

Старорусские печатные сборники правил поведения

На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» - бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.

Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.

Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.

Вред от формализма в следовании этическим нормам

Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность - лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.

В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики - одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы - образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.

Правила поведения в простонародье

Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.

Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.

К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.

Законы, неподвластные времени

С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.

Необходимость всестороннего воспитания

Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.

Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.

Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.

Внешний вид - залог выгодного впечатления

Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».

Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.

Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода - это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.

Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных

Деловая и служебная этика

Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.

Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции - это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma - правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения - это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой - как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.



По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействиия влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального
выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Профессиональная этика и культура поведения юриста

План лекционного занятия

1. Профессиональная этика юриста. Профессиональные моральные нормы.

2. Служебный этикет, профессиональный такт, манеры поведения.

3. Культура речи и внешнего облика юриста.

Основные понятия

Профессиональная этика, вежливость, профессиональный такт, скромность, честность, требовательность.

Контент лекции

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые профессиональные функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с нравственным взаимоотношениями, существуют «нравственные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать все ради здоровья больного, хранить врачебную тайну.

Педагогическая этика –обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого – требование бескорыстного служения истине, терпимость к другим мнениям.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству. Заботиться о подчиненных, беречь честь офицера.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения людей, составляющий специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а также их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Следовательно, юристы должны обладать повышенным чувством долга, развитым чувством ответственности за свои поступки, действия и решения. Юристы должны соблюдать закон и сами являются образцом законности. Особенностью проф.деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия, но все что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста как в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи РФ определенно распространяет требования этики судьи на его непрофессиональную деятельность.

Например, судья не вправе, ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус, сотрудники ОВД, юстиции судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса. (

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Такой является профессия «юрист».

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Рассмотрим основные нормы официальных и неофициальных отношений юристов.

К общепринятым нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

Вежливость – это внешнее проявление внутренней культуры, а именно уважительного отношения к человеку.

Вежливость включает в себя: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях юриста (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников между собой); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту – при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Выработать устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важнейших задач нравственного воспитания юриста. Верно утверждение, что, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания.

Достоинство, наряду с совестью и честью, является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью и перед обществом. Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Скромность моральное качество, проявляющееся в том, что юрист не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются обман, ложь, воровство, склочничество, лицемерие.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность – нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательност ь – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

О культуре человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи – составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык – это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу.

Культура языка – это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Чтобы избавиться от ненужных слов – контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, обращение к подчиненным или с коллегами в непринужденной беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь должна соответствовать следующим требованиям:

· быть грамматически и литературно грамотной;

· быть точной, ясной, краткой и понятной;

· быть выразительной, эмоциональной, образной;

· в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых вам понятно;

· мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Культура речи обязывает юриста придерживаться некоторых обязательных норма и правил, среди которых являются:

2. Логичность (в речи все положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли);

3. Доказательность (доводы должны быть достоверными и обоснованными);

4. Убедительность (цель беседы заключается не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании).

5. Ясность (говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне);

6. Понятность (следует употреблять термины и слова, которые понятны собеседнику);

Таким образом, речь юриста, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры и интеллигентности человека.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения.

Имидж делового человека

Внешний вид производит на окружающих определенное впечатление. Если вы выглядите привлекательно, подтянуто, если вы в хорошей форме, то добьетесь всеобщего уважения прежде всего тем, что производите впечатление человека, уверенного в себе.

Неудачная манера одеваться, плохая физическая форма, неопрятный вид – все это может привести к неуверенности в своих силах, а некоторых случаях к депрессивному состоянию.

Удачный имидж подчеркнет максимум того, что есть в вас положительного и придаст вам больше уверенности в себе, в своих силах возможностях.

Важнейшим средством позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение хорошо выступить, написать деловое письмо, провести переговоры по телефону). В порядке значимости далее следуют опрятность и хорошие манеры. По тому, как человек одет, обут, причесан, можно судить о его интеллектуальных, деловых и профессиональных качествах.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – деловой костюм. Осуществляя подбор костюма, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы: «правило трех цветов»; сопоставимость цветов в цветовой гамме (неуместно ярко-красный, ярко-зеленый); совместимость фактуры материала (шерсть, шелк, летние брюки, тяжелый зимний пиджак или жакет); сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля) качеству делового костюма.

Главное правило во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь аккуратны вы будете и в делах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профессиональная этика для юриста?

2. Основные принципы, лежащие в основе профессиональной этики юристов.

3. Что такое этикет и культура поведения юриста?

4. Каковы особенности поведения юристов в служебной и внеслужебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте современное состояние общества. Какие существуют обязанности в нем?

2. Изучите Кодекс чести юриста (список нормативно-правовых актов прилагается).

3. Что такое правовые законы и законы нравственные. Чем они отличаются? С какими нравственными законами вы согласны, а какие бы улучшили и почему.

4. Посмотрите внимательно на окружающих вас людей и отметьте кого-либо, чье поведение, на ваш взгляд противоречит принятым в обществе нравственным нормам?

5. Как бы вы объяснили этому человеку, что такое общество и почему в нем есть установленные правила.

План семинарского занятия

Проблемные вопросы

1. Какими нравственными требованиями руководствуются юристы в профессиональной деятельности?

2. «Ответственность», «справедливость», «долг» - категории прошлого столетия?

3. Почему выражение «Встречают по одежке…» важно для формирования профессиональной культуры юриста?

1. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.

2. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Норма, 2008. – 448 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

4. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под.ред. проф. Ю.В. Наумкина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 551 с.

5. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин // Современное право. – 2003. – № 2. – С. 3-36.