"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) принят 08.05.2010, в соответствии с ним кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. Иными словами, предлагается изменить правовое положение бюджетных образовательных учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений. Бюджетным учреждениям, созданным после 2011 г. (далее - новые бюджетные учреждения), согласно данному Закону предоставят больше самостоятельности. В этой статье мы приведем особенности правового статуса новых бюджетных учреждений и казенных учреждений, как нового типа госучреждений. Также определим, из каких этапов будет состоять процесс реализации Федерального закона N 83-ФЗ, как будут функционировать бюджетные учреждения в переходный период.

Федеральный закон N 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных его положений, которые начнут действовать в иные сроки. Как уже было сказано, с этой даты все бюджетные учреждения образования должны приобрести статус казенных, бюджетных или автономных.

Поскольку перевод образовательных учреждений в автономные осуществлялся уже давно на основании Закона об автономных учреждениях <1>, в данной статье на них мы останавливаться не будем, а более подробно рассмотрим особенности новых типов государственных учреждений: казенных и новых бюджетных.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Правовой статус казенных и новых бюджетных учреждений

Приведем в таблице сравнение правового статуса казенных и новых бюджетных учреждений.

Показатели для

сравнения

Казенные учреждения

Новые бюджетные учреждения

Определение

Казенное учреждение -

государственное

(муниципальное)

учреждение,

осуществляющее оказание

государственных

(муниципальных) услуг,

выполнение работ и (или)

исполнение

государственных

(муниципальных) функций

в целях обеспечения

реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий органов

государственной власти

(государственных

органов) или органов

местного самоуправления

(ст. 6 БК РФ в редакции

Бюджетным учреждением

признается некоммерческая

организация, созданная

Российской Федерацией,

субъектом РФ или муниципальным

образованием для выполнения

работ, оказания услуг в целях

обеспечения реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий соответственно

органов государственной

власти (государственных

органов) или органов местного

самоуправления в сферах

науки, образования,

здравоохранения, культуры,

социальной защиты, занятости

населения, физической культуры

и спорта, а также в иных

сферах (ст. 9.2 Федерального

закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ

"О некоммерческих

организациях" в редакции

о некоммерческих организациях)

Финансовое

обеспечение

Финансовое обеспечение

деятельности казенного

учреждения

осуществляется за счет

средств соответствующего

бюджета бюджетной

системы РФ и на

основании бюджетной

сметы (п. 2 ст. 161,

ст. 6 БК РФ). Порядок

составления и ведения

бюджетных смет

устанавливает Минфин

(ст. 165 БК РФ)

Финансовое обеспечение

выполнения государственного

задания новым бюджетным

учреждением осуществляется

в виде субсидий из

соответствующего бюджета

бюджетной системы РФ

(п. 6 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях).

Другими словами, с 2011 г.

изменится механизм

финансирования бюджетных

учреждений, то есть будет

осуществлен переход

со сметного финансирования

к выделению субсидий

на выполнение госзадания <*>

Лицевые счета

Для учета операций

по исполнению бюджета

казенными учреждениями

открываются лицевые

счета в Федеральном

казначействе

или финансовом органе

субъекта РФ

(муниципальном

образовании) (ст. 220.1,

п. 4 ст. 161 БК РФ)

Лицевые счета новым бюджетным

учреждениям для учета операций

со средствами, поступающими

им в соответствии

с законодательством РФ,

открываются и ведутся

в территориальных органах

Федерального казначейства,

финансовых органах субъектов

РФ (муниципальных образований)

(п. 1 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ).

Здесь также важно отметить,

что с 2011 г. лицевые счета

новых бюджетных учреждений

обнуляться не будут. Согласно

п. 17 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ не

использованные в текущем

финансовом году остатки

средств, предоставленных

бюджетным учреждениям

из соответствующего бюджета,

используются в очередном

финансовом году на те же цели

Собственник

имущества

Собственником имущества

казенного учреждения

являются Российская

Федерация, субъект РФ,

муниципальное

образование

(п. 1 ст. 161 БК РФ)

Собственником имущества нового

бюджетного учреждения

по-прежнему остаются

Российская Федерация, субъект

РФ, муниципальное образование

(п. 9 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях)

распоряжения

имуществом

Казенное учреждение

не вправе отчуждать либо

иным способом

распоряжаться имуществом

без согласия

собственника имущества

(п. 4 ст. 298 ГК РФ

в редакции Федерального

Новое бюджетное учреждение

может самостоятельно

распоряжаться имуществом,

находящимся у него на праве

оперативного управления,

за исключением особо ценного

движимого и недвижимого

имущества (п. 10 ст. 9.2

Закона о некоммерческих

организациях, п. 3 ст. 298

При этом право

самостоятельного распоряжения

движимым имуществом возникает

с момента утверждения перечней

особо ценного движимого

имущества. До этого момента

во всех случаях требуется

согласие учредителя

(п. 5 ст. 31 Федерального

закона N 83-ФЗ)

Осуществление

деятельности,

приносящей доход

Казенное учреждение

может осуществлять

приносящую доход

деятельность, если

такое право

предусмотрено в его

учредительных

документах. При этом

доходы, полученные

казенным учреждением

от приносящей доход

деятельности, поступают

в соответствующий бюджет

бюджетной системы РФ

(п. 3 ст. 161 БК РФ,

п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Новое бюджетное учреждение

вправе осуществлять приносящую

доход деятельность лишь

постольку, поскольку это

служит достижению целей, ради

которых оно создано, и

соответствующую этим целям

при условии, что такая

деятельность указана в его

учредительных документах.

Доходы, полученные от

приносящей доход деятельности,

поступают в самостоятельное

распоряжение нового бюджетного

учреждения (п. 3 ст. 298 ГК

РФ). Иными словами,

полученные учреждением доходы

не являются доходами бюджета,

остаются в его распоряжении

и направляются на достижение

целей, ради которых это

учреждение создано

Ответственность

по обязательствам

Главный распорядитель

бюджетных средств

отвечает от имени

Российской Федерации,

субъекта РФ,

муниципального

образования по денежным

обязательствам

подведомственных ему

получателей бюджетных

средств (казенных

учреждений)

(п. 12.1 ст. 158 БК РФ)

Новое бюджетное учреждение

отвечает по своим

обязательствам всем

находящимся у него на праве

оперативного управления

имуществом, за исключением

особо ценного движимого

и недвижимого имущества.

Собственник имущества

бюджетного учреждения не несет

ответственности по

обязательствам бюджетного

учреждения (п. 2 ст. 120 ГК

РФ). Субсидиарная

ответственность государства

по обязательствам бюджетного

учреждения с 2011 г.

отменяется.

При этом если правоотношение

с участием бюджетного

учреждения возникло

государство продолжает нести

субсидиарную ответственность

по всем обязательствам,

вытекающим из такого

правоотношения (п. 9 ст. 31

Федерального закона N 83-ФЗ)

казенные учреждения при

ведении бухгалтерского

учета будут

руководствоваться

Инструкцией по

бюджетному учету,

утвержденной Приказом

Минфина России

от 30.12.2008 N 148н

и действующей в 2011 г.

Согласно ст. 165 БК РФ порядок

ведения бухгалтерского учета

в бюджетных учреждениях

устанавливает Минфин.

Планируется, что новые

бюджетные учреждения будут

вести бухгалтерский учет по

упрощенному бюджетному плану

счетов. Необходимые изменения

готовятся специалистами

<*> Стоит отметить, что государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Например , согласно базисному плану 7 классу для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - по 5 и т.д. Соответственно, на проведение указанного объема учебных часов и будут предоставляться субсидии из бюджета.

Что касается уроков сверх госзадания (базисного учебного плана), то они будут платными. К примеру, если родители захотят, чтоб их дети изучали физику в объеме более 2 уроков в неделю (3 или 4), то эти уроки будут предоставлены на платной основе во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания.

Таким образом, государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме.

Анализируя приведенную сравнительную таблицу, можно сделать следующий вывод. По своей сути казенные образовательные учреждения будут функционировать в том же правовом статусе, в каком существуют ныне действующие бюджетные учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Стоит отметить: если права казенных учреждений по сравнению с действующими бюджетными учреждениями минимизированы, то права новых бюджетных учреждений, наоборот, расширены. Целью создания последних является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества. Для этого новым бюджетным учреждениям дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Причем собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ решения о том, какие учреждения будут казенными, а какие останутся в статусе бюджетных, принимают федеральные органы исполнительной власти (в отношении федеральных учреждений), субъекты РФ (в отношении учреждений субъектов РФ), муниципальные образования (в отношении учреждений муниципальных образований).

Стоит отметить, что образовательные учреждения не входят в перечень федеральных, определенный пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, для которых предусмотрен автоматический перевод в статус казенных.

Согласно п. 13 ст. 33 данного Закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 г. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного Закона, установленные его п. п. 1, 2 ст. 31.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ

Название мероприятия

Сроки исполнения

На федеральном уровне

Утверждение Правительством РФ перечней казенных

учреждений, которые создаются путем изменения

типа бюджетных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества,

закрепленного за подведомственными учреждениями

учредителем или приобретенного за счет средств,

выделенных учредителем на эти цели

Принятие федеральными органами исполнительной

власти решений об отнесении движимого имущества

федеральных бюджетных учреждений к особо

ценному движимому имуществу

Представление федеральными органами

государственной власти в Федеральное

казначейство утвержденных перечней бюджетных

и казенных учреждений

Внесение изменений в уставы федеральных

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований

Принятие законов субъектов РФ, нормативных

правовых актов местного самоуправления,

устанавливающих особенности переходного

периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том

Дату, начиная с которой осуществляется

зачисление в бюджет субъекта РФ (местный

бюджет) доходов, полученных казенными

учреждениями субъекта РФ (муниципальными

казенными учреждениями) от платных услуг;

Форму финансового обеспечения бюджетных

учреждений (бюджетная смета или субсидия

на выполнение государственного задания);

Порядок и направления использования

учреждениями доходов от платных услуг и иной

приносящей доход деятельности

Принятие нормативных правовых актов, в силу

которых создаются казенные учреждения путем

изменения типа бюджетных учреждений,

действовавших на дату принятия этих актов,

с указанием в них перечня казенных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества

подведомственных учреждений, закрепленного

за ними учредителем или приобретенного за счет

средств, выделенных учредителем на эти цели,

в целях расчета субсидий

Принятие решений об отнесении движимого

имущества бюджетного учреждения к особо ценному

движимому имуществу

Внесение изменений в уставы подведомственных

бюджетных и казенных учреждений

Дополнительно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо разработать следующие нормативно-правовые акты об:

  • установлении порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением государственных услуг (выполнение работ) (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • утверждении условий и порядка формирования государственного задания и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении бюджетных учреждений (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении перечня особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям (п. 5 ст. 79 БК РФ);
  • установлении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (п. 1 ст. 221 БК РФ);
  • установлении порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (п. п. 3, 6 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением (пп. 10 п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (п. 16 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка взыскания в бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (п. п. 18, 19 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению его учредительных документов (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения не придется:

  • производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • перезакреплять имущество при создании казенного учреждения. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению при переводе его в статус казенного. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений:

  • бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с даты, установленной законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, но не позднее 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

К сведению. На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

С 2011 года изменится налогообложение бюджетных и казенных учреждений

Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Как и прежде, при предоставлении в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом если раньше данная норма касалась операций по сдаче имущества в аренду только органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, то с 2011 г. такая норма распространится еще и в отношении операций по сдаче в аренду имущества казенными учреждениями. Налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).

Налог на прибыль. Статья 321.1 НК РФ, определяющая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 г. отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространятся в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.

При этом с 2011 г. налогом на прибыль не будут облагаться доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в определенном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Обратите внимание! Применять единый сельскохозяйственный налог, а также упрощенную систему налогообложения казенные и новые бюджетные учреждения не вправе (п. п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также не будут учитываться при исчислении налога на прибыль расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Ю.Васильев

генеральный директор

Александр Жуков, главный специалист по правовым вопросам ФГУ "Ивановосельлес".

Проблема рационального и законного использования имущества актуальна для любой организации. Для бюджетных учреждений эта проблема далеко не последняя, поскольку правовой режим использования имущества может быть различен в зависимости от оснований и источников получения денежных средств и приобретения имущества. На каком праве владеть приобретенным имуществом, каким образом распоряжаться им? Вопросы, ответы на которые крайне важны для бюджетных учреждений в процессе решения хозяйственных проблем.

Доходная деятельность

Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).

В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.

В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.

Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).

Если же полученные денежные средства не относятся к бюджетному финансированию, учреждение в соответствии со ст. 161 БК РФ и ст. 298 ГК РФ самостоятельно в их распоряжении.

В связи с этим возникают вопросы, связанные с характером прав учреждения на самостоятельное распоряжение полученных за счет внебюджетных источников денежных средств и приобретенного на эти средства имущества:

  • какой правовой режим имеют заработанные учреждением денежные средства и приобретенное на них имущество?
  • в какой мере учреждению позволено самостоятельно ими распоряжаться?
  • кто собственник этого имущества?

Право собственности или иное право?

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона "Об образовании"). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

Что касается приобретенного за счет внебюджетных средств имущества, то вопрос о пределах самостоятельного распоряжения этим имуществом имеет для учреждения серьезное значение при его участии в гражданском обороте. Как быть, например, с залогом? Закон (ст. 335 ГК РФ) разрешает быть залогодателем вещи только ее собственнику либо лицу, имеющему на вещь право хозяйственного ведения.

Новое вещное право

Сторонники одной позиции рассматривают режим распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, в качестве самостоятельного вещного права, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения <*>.

<*> Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. Т. 1. С. 488 - 490.

В статье 216 ГК РФ перечень вещных прав приведен с отметкой "в частности", то есть помимо названных подразумевается наличие иных видов вещных прав, установленных законом, одним из которых и является, по мнению сторонников данной версии, право учреждения по распоряжению имуществом, полученным в результате хозяйственной деятельности.

Между тем в Гражданском кодексе РФ нигде не раскрывается содержание этого права. Кроме того, ст. 298 ГК РФ, в которой оговорена возможность самостоятельного распоряжения имуществом, помещена в главу 19 ГК РФ "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления" и не содержит иных вещных прав.

Перечень вещных прав, как справедливо отмечается в юридической литературе, не может включать права, содержание которых прямо не раскрыто законом <*>.

<*> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2003. Т. 1. С. 607 -608.

Если же допустить, что учреждение может иметь обособленное имущество на праве самостоятельного распоряжения и соответственно отвечать им по своим обязательствам, то возникает вопрос, как это согласовывается с п. 1 ст. 48 ГК РФ, в котором указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет 1) в собственности, 2) хозяйственном ведении или 3) оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Как видим, иного вещного права здесь нет.

Следовательно, позиция, при которой право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается в качестве отдельного вещного права, представляется менее аргументированной, хотя и логичной.

Право хозяйственного ведения

Сторонники другой позиции рассматривают право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в качестве права, наиболее близкого к праву хозяйственного ведения.

Ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР от 31.05.91 N 2211-I), в п. 2 ст. 48, было прямо указано, что доходы и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности, принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения.

По причине отсутствия в действующем законодательстве аналогичной формулировки большинство авторов не называют рассматриваемое право непосредственно правом хозяйственного ведения и не пытаются в полном объеме распространить на деятельность учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом нормы правового положения права хозяйственного ведения, а лишь указывают на сходство с ним.

К тому же заметим, что согласно редакции ст. 294 ГК РФ субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (за исключением казенного) или муниципальное унитарное предприятие, но не учреждение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник предприятия, имущество у которого находится в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества. Но, как мы знаем, учреждения, равно как и другие некоммерческие организации, не могут распределять полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Отметим также, что если в соответствии с правом хозяйственного ведения на распоряжение недвижимым имуществом требуется согласие собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), то это уже не самостоятельное распоряжение в смысле п. 2 ст. 298 ГК РФ.

И потому, как справедливо и с осторожностью отмечается, право на самостоятельное распоряжение доходами и имуществом лишь схоже с правом хозяйственного ведения и, следовательно, им в полном объеме не является.

Право оперативного управления

С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.

Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.

Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.

Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.

В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, имущество, в том числе и полученное за счет самостоятельных доходов учреждения, защищено от взыскания кредиторов. И если принять, что учреждение владеет таким имуществом на праве самостоятельного распоряжения (либо на праве хозяйственного ведения), а субсидиарная ответственность возлагается на учредителя, то нелогично выглядит позиция законодателя в отношении ответственности бюджетного учреждения лишь денежными средствами.

В свою очередь, денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, при наличии кредиторской задолженности, в том числе и по вине собственника, не подпадают под категорию "самостоятельного распоряжения", а будут взысканы в счет погашения бюджетных долгов учреждения.

Все изложенное дает основание согласиться с тем, что распоряжение доходами и имуществом, полученными учреждением от приносящей доходы деятельности, находится ближе к праву оперативного управления. И при недостаточности законодательных норм относительно применения других вещных прав таковым и является.

Можно сделать следующие выводы.

Учреждению, в особенности бюджетному, необходимо осторожно и взвешенно подходить к решению вопроса о своих полномочиях относительно самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами и имуществом. Инициатива в данном случае может быть наказуема, поскольку по поводу обозначенной проблемы нет единого мнения даже среди исследователей гражданского права.

В целях устранения дальнейших разногласий по толкованию и применению положений п. 2 ст. 298 ГК РФ необходимо нормативное решение в виде дополнений в Гражданский кодекс РФ, конкретизирующее вышеобозначенную проблему.

На сегодняшний день п. 2 ст. 298 ГК РФ в части самостоятельного распоряжения соответствующими доходами и имуществом непосредственно и в полном объеме не действует.

На наш взгляд, правовой режим "самостоятельного распоряжения" заключен в рамках права оперативного управления и, возможно, особого вещного права учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом. Но в настоящее время, с учетом отмеченных норм, скорее является видом права оперативного управления, отличающимся от самого права оперативного управления несколько большей степенью свободы учреждения в отношении соответствующего имущества и ограничением права собственника на его изъятие. Указанное в законе самостоятельное распоряжение в любом случае ограничено специальной правоспособностью учреждения и необходимостью действовать в интересах собственника.

Бюджетная смета

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) бюджетного учреждений (статья 6 БК РФ).

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами в соответствии с бюджетной сметой (статья 161 БК

РФ) Статья 221 БК РФ:

Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения ЛБО.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА Федерального закона №63-ФЗ –Исключение из бюджетной сметы доходов.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС в соответствии с общими требованиями,

установленными МФ РФ.

ПРИКАЗ Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н «ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

"Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Рособразования"

Правовой режим лицевого счета

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствующих финансовых органах (статья 160 БК РФ).

Учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах, открытых в соответствующих финансовых органах (статья 220.1 БК РФ)

ПРИКАЗ Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Лимит бюджетных обязательств

ЛБО – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году (статья 6 БК РФ)

Предельные объемы финансирования - объем оплаты денежных обязательств (статья 226.1 БК РФ)

Правовой режим арендной платы

Арендная плата – доход соответствующего бюджета.

Статьи 41, 42 БК РФ, Статья 5 ФЗ № 63-ФЗ

Доходы от оказания платных услуг бюджетных учреждений

Доходы от оказания платных услуг бюджетных учреждений – доходы соответствующего бюджета (пункт 3 статьи 41 БК РФ)

Первый переходный период

Статья 5 ФЗ № 63-ФЗ

Федеральные бюджетные учреждения:

11. До дня вступления в силу федерального закона:

1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;

2) порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление

бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;

3) бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ(муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения, а также гражданскоправовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества;

Первый переходный период

4) бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;

5) заключение и оплата бюджетным учреждением договоров производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

8) для отражения операций с доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

Дох оды от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

рыночные продажи товаров и услуг;

безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Особенности использования доходов федеральных бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности в 2010 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ»

Статья 6. Особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями

1. Средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов РФ порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики

1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать

соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения ,

иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

(организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.