Ковалев В.Н., Киселева Т.

РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рецензенты:

Демьянчук Анатолий Степанович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Ровенского экономико-гуманитарного института.

Лопатина Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЧФ МГУ.

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги. - 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2009.

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики, валеологического практикума по стрессменеджменту, акмеологического тренинга.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга…………………………..

      Подготовка к тренингу………………………………

      Правила работы Т-группы……………………………

Раздел II . Тренинг личностного роста

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?......................

2.2. Программа тренинга личностного роста……………..

Раздел III . Семинар - тренинг “стрессменеджмент”- эффективная антистрессовая программа для всех: (валеологический практикум)

3.1. Сущность стрессменеджмента………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”

Раздел IV . Тренинг коммуникативной этики

4.1. Общие положения……………………………………..

Раздел V . Тренинг профилактики и коррекции тревожности женщины в перинатальный период ………

Раздел 1 тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический и т.д.).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогичес-ких студий и дидактических игр.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен т ренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые 2ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологи-ческими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

10) формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.). выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обговаривания событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отншений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при кот ором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятиекаждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний , суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в т ренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

Принцип добровольности;

Принцип информационной прозрачности. Согласно данного принципа, каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу.

Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в т ренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

      Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы и тренинга и содержания его занятий и упражнений. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Большинство СПТ имеет в своем составе: упражнения на знакомство; коммуникативные упражнения; аналитические упражнения; подвижки и релаксы; упражнения на разогрев и сплочение группы; упражнения, мотивирующие к личностной динамике, специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств; телесно ориентированные упражнения, модарационные упражнения; упражнения на развитие эмпатии и рефлексии; коррекционные и развивающие упражнения. Рекомендуется на занятиях комбинировать различные виды деятельности участников (интеллектуальную, физическую, художественную, театральную и другие).

После разработки тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования.

Обязательно заранее необходимо подготовить материальную и дидактическую базу тренинга. Надо определить время и место, где будет проводиться тренинг, подготовить помещение. Важно подготовить флипчарт, бумагу, письменные принадлежности, бейджики, раздаточный материал и другое.

Тренеру будет удобно работать, если все упражнения для каждого занятия будут отпечатаны на картонных карточках. Карточки должны быть пронумерованы. Хорошо, если карточки с упражнениями разных типов отличаются по цвету или имеют другие отличительные признаки.

За одно занятие обычно проводится 5-7 упражнений. Но желательно, чтобы число упражнений подбиралось с некоторым запасом. Правильным будет иметь вариативный набор упражнений для оперативной их замены на занятии при изменившихся обстоятельствах.

      Правила работы Т-группы

Правила работы Т-группы вытекают из принципов организации и проведения тренинга. Поэтому, нередко, их названия созвучны.

Перечислим эти правила:

1. Правило добровольности.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. Правило персонификации и лаконичности высказываний.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку.

6. Правило активности.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. Правило «стоп».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «Купе»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Предлагаю пройти тренинг личностного роста. Опишу основные компоненты тренинга роста, и в особенности, правила заботы о себе. Личностный рост невозможен без умения заботиться о себе.

Личностный рост: зачем?

Тема личностного роста весьма популярна в сети Интернет вот уже несколько лет. Отчасти ее подогревают коучи и тренеры, которые внушают, что успех в бизнесе без тренинга роста невозможен.

Однако личностный рост нужен прежде всего тому, кто личностно не вырос и ищет заботу о себе, подобно ребенку вовне — у других людей.

Личностный рост — это рост и развитие , чтобы укрепит силу своего Взрослого начала.

Личностный рост — это забота о себе

Такой рост личности невозможен без навыка заботы о себе и умения опираться на собственные ресурсы.

Кому нужен личностный рост?

Вам нужно сделать шаг навстречу себе и личностно вырасти, если:

  • Вы постоянно нуждаетесь, чтобы Вас приняли безусловно и поняли близкие Вам люди

  • Вы много жалуетесь на жизнь и обстоятельства

  • Вы не умеете наслаждаться тем, что имеете

  • Несмотря на возраст Вы иногда ощущаете и ведете себя как маленький

  • Большинство Ваших мечт и целей не исполняются

  • Вы вошли и не можете выйти из пике негативного сценария, который повторяется с завидным постоянством

  • Вы несчастны и больны душой и телом, у Вас буквально нет сил жить

Скорее всего именно Вам и прямо сейчас пора решить расти личностно, эмоционально и психологически.

Личностный рост начинается с шага к себе

А это невозможно без заботы о себе, без навыка и правил новой жизни, которые Вы вполне сможете выработать, прочитав информацию ниже.

Правила заботы о себе помогут вырасти личностно

Итак, первый шаг на лесенке личностного роста — это принятие самого главного решения в жизни — жить с опорой на себя и следовать правилам заботы о себе.

Прямо сейчас, сформулируйте намерение и решите для себя — я буду заботится о себе!

Причем забота о себе вовсе не исключает заботы о Вас других людей.

Забота о себе - залог вашего успеха как в бизнесе, так и в других областях Вашей жизни.

Если вы не позаботитесь о себе, то как сможете заботиться обо всем остальном?

Все вы наверняка слышали известную историю про самолет и кислородную маску. Суть в том, что по правилам безопасности в случае аварии вы должны сначала надеть маску на себя, а затем помочь ребенку. И это логично: если сначала вы позаботитесь о себе, то потом у вас будет возможность позаботиться и о нем. А вот если вы сначала наденете маску на ребенка и помощь понадобится вам, то он может с ней и не справиться.

Тот же принцип можно применить и в в Вашей жизни: не стоит ждать от мира, что он сам наденет на Вас кислородную маску счастья — Вам нужно самому позаботиться об этом. Начните с Вашей жизни.

Упражнение 1. Вспомните все свои занятия в течение дня или недели. Что из этого вы делаете для себя, а что для других? Чего бы вы предпочли не делать? Какие занятия забирают ваше время и вызывают у вас стресс? Можно ли избежать их на следующей неделе?

Напишите ответы в комментариях.

Тренинг Личностного Роста — это внутренний рост и обретение личностной силы

Тренинг личностного роста и правила заботы о себе

Если вы не в состоянии удовлетворять свои базовые потребности: хорошо питаться, высыпаться и выполнять другие жизненные задачи, - то и управлять своей жизнью у вас не получится.

Забота о себе - это забота о своих обязанностях, надеждах и мечтах.

Разумеется, каждый из нас живет своей жизнью. Я не знаю всех подробностей ни вашего бизнеса, ни вашего быта, ни личной жизни. Никто не может встать на ваше место, кроме вас. И никто не сумеет позаботиться о вас лучше, чем вы.

Вот некоторые правила заботы о себе:

  • Высыпайтесь . Разные люди имеют разную потребность в сне. Моей жене Ольге нужно спать не менее восьми часов. Моя отец редко спит более 5 часов в сутки. Я где-то посередине: чтобы чувствовать себя хорошо и эффективно функционировать, мне нужно около шести часов, хотя семь или восемь - тоже неплохо. Выясните свой режим сна и постарайтесь не нарушать его.

  • Пейте воду. Я уверен, что вы знаете, как важно поддерживать оптимальный баланс воды в организме. Поэтому не стану распространяться на эту тему. Просто налейте стакан воды и выпейте его, пока читаете эту статью. А потом налейте еще один.

  • Знайте свои границы. Чтобы заботиться о себе как следует, необходимо знать, или ненависть к задачам, которые должны быть выполнены. Когда вы определите, что выводит вас из себя, подумайте, почему так происходит и как этого избежать.

  • Выделите время для себя. Этот совет звучит просто, но следовать ему сложнее, чем кажется. Постарайтесь каждую неделю выбирать время для чего-то особенного. Например, если вас вдохновляет шоппинг в онлайн-магазинах или вы можете часами играть в мяч (как я), то выделите себе время на любимые занятия в течение рабочего дня. Один мой знакомый ходил в бассейн прямо во время обеденного перерыва. Как Вы могли бы использовать время для себя в течение рабочего дня?

  • Отдыхайте! Установите четкие ограничения на работу! Чтобы не терять связь со своей жизнью и уважать свои чувства, можно раз в неделю отдохнуть от дел, которые отнимают много времени или творческой энергии.

  • Научитесь справляться со стрессом. Лично мне помогают подвижные игры, прогулки на природе, и медитация, но я знаю, что есть Пройдите тренинг по цигун , и лучше как можно раньше узнать, какая из них вам подходит. Я часто хожу на работу пешком и в это время стараюсь представлять себе свое будущее.

  • Исцелите Внутреннего Ребенка. Самотерапия или психотерапия Вам в помощь! Ощущение недостатка любви очень сильно выматывает. Нужно насытить своего Дитя любовью , заботой и уверенностью, что он принят и понят — по крайней мере Вами — ему это будет достаточно, а Вы получите мощный прилив сил и энергии для решения повседневных задач.

  • Создайте поле поддержки. Если вы хотите заботиться о себе, одной самоподдержки будет недостаточно, один из лучших способов получить заряд положительной энергии и добиться успеха - создать команду поддержки. Речь о вашей семье, о ваших друзьях или хотя бы о психологе , с которым Вы сможете созваниваться или обсуждать свой прогресс в росте и новые задания по е-почте . Окружите себя людьми, которые вас поддерживают, понимают, что такое долгая работа и как важно воплощать свои мечты в жизнь, готовы предоставлять вам ресурсы и поддержку.

  • Устройте себе творческий отпуск. Иногда жизнь в колесе белки и крысиные бега работы не позволяют, не дают времени и сил задуматься о жизни. Тогда творческий отпуск - прекрасный способ подзарядиться. Это иногда необходимо всем нам. Возьмите тайм-аут и всерьез задумайтесь над целями для личностного роста.

Это далеко не все правила заботы о себе, необходимые для Вашего личностного роста — есть еще много других — придумайте несколько своих правил и поделитесь ими в комментариях к статье.

Упражнение 2 . Выделите время, чтобы поразмышлять о своей жизни. Да-да, я знаю, что вы и так постоянно о ней думаете. Но я имею в виду свободные рассуждения. Выберите цель для роста и рассмотрите ее с разных сторон. Позвольте себе самые нелепые, самые дикие мысли. Не давите на себя и не ожидайте от себя каких-то результатов. Неважно, уделите вы этому упражнению час или все выходные. Суть в том, чтобы освободить свое сознание от волнений и тревог и дать дорогу новым идеям. Считайте такой отпуск подарком самому себе.

СОВЕТ НАПОСЛЕДОК. Чтобы понять, чего вы хотите, куда желаете отправиться или кем хотите быть, нужно мечтать. НЕОБЪЯТНЫЕ мечты - это очень здорово. Они помогают вам чувствовать себя лучше и узнавать о себе то, о чем вы даже не догадывались. Надеюсь, каждый из вас выделяет в день хотя бы по нескольку минут на мечты. Я именно так и делаю. Иначе я не смог бы двигаться вперед. Двигайтесь вперед. Вперед!

Для чего нужны тренинги личностного роста — этот вопрос стал актуальным относительно недавно, примерно в начале 2000 годов этого века. Развитие человека в состоявшуюся личность стало не только нужным, но и “модным”. Мода эволюционировала и поработила сознания, также, как и материальная выгода, поэтому даже посещение тренингов не может гарантировать вам результат.

В этой статье вы узнаете зачем необходимы тренинги личностного роста, какие тренинги посещают люди, которые загнали себя в психологические рамки и что необходимо делать, чтобы избежать встречи с мошенниками.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Тренинги стали очень популярными в наше время. Есть тренинги о женщинах, для женщин, есть тренинги для улучшения качества жизни, для бизнеса и даже для перехода в состояние осознанного сна. Среди всего этого идейного изобилия можно запутаться и даже растеряться.

В основном, все они созданы с одной целью, показать современным дамам и джентльменам, что они в чем-то заблуждаются, что им нужна срочная помощь и серьезная подготовка, т.е. тренинг. Но все ли люди по окончании тренинга становятся мудрее и успешнее? Переносят ли в жизнь, все те уроки, о которых еще недавно слушали с восхищением и принятием? Меняются ли они сами?

Конечно же нет, ведь в этом нет ровно никакого смысла. Можно перенять идеи и желания другого человека, но так и не стать счастливее. Главной проблемой любых тренингов является именно подражание, а не создание уникальной идентичности каждой личности.

Тренинг личностного роста или пустышка

Коучи и тренеры психологического роста разного калибра оккупировали сегодня медийное пространство. Они пытаются завладеть умами соотечественников лишь с одной целью: выманить из их карманов как можно больше наличных. Но и клеймить каждого человека, который решил помочь людям полностью реализовать свой потенциал и добиться успехов неправильно.

Тренинги бывают двух типов: обучающий и “бла-бла-бла”. В первом случае занятие может длиться 1 день. Вначале идет подача теории, затем следует закрепление информации посредством практических заданий. А вот если вам навязывается новомодный тренинг от коуча из столицы продолжительностью 2-3 дня, то смело отказывайтесь. За двойную цену вы услышите лишь повторение одних и тех же прописных истин, которые вам и так уже давно известны.

Так вот тренинги под общим названием «Проганда» не несут для человека, ищущего знаний, ровным счетом никакой полезной, ценной или прикладной информации.

Тренер-гуру посидел пару вечеров в интернете, нарезал из разных источников информации и цепляющих тем. Все, тренинг готов! Теперь можно ехать в глубинку нашей Родины для обкатки свежего материала на неискушенных страждущих успеха здесь и сейчас гражданах.

Адекватно мыслящий бизнесмен и просто человек будет искать решение своих проблем не в дорогостоящем и сомнительном тренинге. Он отправится к юристу, к профессору университета или же к психотерапевту. Мгновенных результатов, конечно, не будет. Но это верная дорога в сторону выхода из кризиса, путь к обязательному успеху. А тренинги личностного роста, которые рассказывают о сиюминутном успехе только по мановению волшебной палочки созданы специально для лентяев и людей, которые боятся выйти из своей зоны комфорта.

Методика Т-групп в контексте личностного роста

Зарождение методики Т-групп связано с именем известного американского ученого Курта Левина. На его работы повлияло творчество Георга Зиммеля, классика социологии, рассматривающего общество в качестве системы функционально обусловленных отношений, которые объединяют людей в общности.

Будучи частью социума, каждый человек включен в определенную группу, участники и лидеры которой взаимодействуют друг с другом. Американец приспособил концептуальные наработки Зиммеля к собственным психологическим исследованиям в полевых условиях, т.е. естественной среде социальных процессов.

Левин был убежден, что большая часть качественных преобразований в личностных установках совершается в ходе групповой динамики. Согласно его концепции, для выявления и изменения собственных дезадаптивных установок человеку необходимо видеть себя с позиции других людей.

Это значит, что личностный рост каждого зависит от его возможности воспринимать себя с точки зрения другого человека.

Обобщенное понятие «Т-группа», на данный момент, можно отнести к разнообразным группам, в зависимости от целевого назначения. Некоторые из них направлены на повышение уровня организационных навыков, иные приспособлены для улучшения взаимоотношений и исследования динамики малых групп. В последнем случае необходимо анализировать участие каждого члена группы сквозь призму модели поведения, стилистики взаимодействия, влияния на процесс коллективного принятия решений.

Другие Т-группы, основанные на базисе теории личности и клинической психологии, акцентируются на общем развитии человека. Здесь на передний план выходит не усиление группового взаимодействия или умений личности, но выявление собственных ценностей и усиление чувства идентичности.

Т-группа - это как кружок по интересам, который способен раскрыть потенциал любого его члена, это ничто иное, как тренинг личностного роста, только в более широком значении.

Стоит отметить, что Т-группа всегда сохраняет , даже если она ориентирована на развитие сугубо личностных качеств человека. Этот метод является довольно эффективным, так как позволяет людям взаимодействовать между собой, предупреждая возможные ситуации в обществе другого спектра (учеба, работа, семья).

Растем и развиваемся: нужны ли повторения для достижения успеха?

Постоянное увеличение веса и подходов, можно заметить в тренировках каждого бодибилдера. Вы можете спросить, почему? Почему основой продуктивности до сих пор остается увеличение количества блинов и подходов?

Потому что еще не разработана программа универсального тренинга для каждого человека. У всех людей разная физиология, кому-то хватает подольше поиграть в настольный теннис и мышцы руки увеличились в обхвате (да, такое явление имеет место быть), а кому-то приходится работать с огромным весом, чтобы добиться видимого результата.

Тренинг должен быть не только повторяемым, но и сбалансированным. Это правило можно применить и к тренингам личностного роста, так как установить индивидуальную программу развития можно только при условии полного погружения в личность человека, его характер и среду обитания.

На тренингах такого типа заниматься приходиться усерднее, ведь основой для будущего развития является ваше сознание, ваше мировоззрение и ваше старание. Большую часть пути приходится проходить именно вам, а наставник поможет направить силы в правильном направлении.

Личность человека - это загадочная материя, сквозь которую невозможно проследить сходства, невозможно запутаться в именах и фамилиях. Повторяя изо дня в день “Я могу”, вы настраиваете себя на то, что у вас все получится. Именно такие установки вырабатывают в вас привычку любить себя и ценить окружающих. Без нее невозможно добиться успеха, ведь он рождается в уверенности.

Повторения - это неотъемлемая часть тренингов для личностного роста, с их помощью достигается внутреннее равновесие и понимание, поэтому вам необходимо смириться с тем, что вырабатывать полезные привычки жизненно необходимо.

Психотерапевтические тренинги и личностные рост

Обычно, психотерапевтическим называют тренинг, основными целями которого являются повышение стрессоустойчивости и преодоление психических сложностей участников. Такие тренинги лечат психические травмы людей, помогают справиться с дезадаптивными привычками, устраняют чувства вины, тревожности, мнительности, неполноценности, всевозможные фобии.

Меньшая доля тренингов, которые можно отнести к психотерапевтической направленности, осуществляется в строгом, авторитарном, порой даже провокационном стиле. С другой стороны, определенные тренинги участники могут считать суровыми, поскольку происходит переживание неприятных ситуаций.

В ходе проведения тренингов участники выполняют определенные поручения, которые могут казаться им странными или неочевидными (рисовать, разыгрывать сценки), но, несмотря на это, в своей совокупности они приносят желаемый результат – улучшение психического состояния, снижение уровня тревоги.

Психотерапевтические тренинги обыкновенно не направлены на приобретение инструментальных навыков, помогающих в конкретных ситуациях. Упор ставится на разрешение общих психологических проблем, которые словно пробка, мешают человеку раскрыться и расти во всех сферах жизни.

Впрочем, в ходе выполнения заданий участники поневоле приобретают полезные качества, такие как умение грамотно и развернуто изложить свою точку зрения, быть открытым, чувствовать партнера и т.д.

Тем не менее, психотерапия помогает людям вернуться к комфортному состоянию психики, но не ставит перед собой задач оформления отсутствующих или неразвитых навыков. Говоря о творчестве и самостоятельности, в качестве примера, можно отметить, что они не являются врожденными задатками, они приобретаются ребенком при взаимодействии с взрослыми в ходе социализации. Психотерапия, как таковая, может подготовить плодотворную почву для роста этих навыков, но не содействует ему напрямую.

Поэтому прежде чем посещать тренинги личностного роста стоит задуматься над проблемами вашего психофизического состояния, ведь только человек, который избавился от ненужного груза в состоянии двигаться вперед.

Выводы

  1. Необходимо разобраться в психологических проблемах, прежде чем пытаться настроить себя н
  2. Вырабатывайте полезные привычки путем повторений и напоминаний. Не препятствуйте этому процессу развития.
  3. Посещайте групповые тренинги, общайтесь с людьми, становитесь уверенными!
  4. Старайтесь видеть большего положительного вокруг и находить выход из различных ситуаций не “взваливая” на себя лишний груз ответственности.

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик , выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и .

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

— изучение отношений членов группы;

— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста :

— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, ), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает , вину, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно "Психологическому словарю" тренинг - это "систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга".

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: "тренинговые или Т-группы". В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко - к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций .

В настоящее время понятие "тренинг" используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, "психологический тренинг" касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки .

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной "прививкой", которая, впоследствии позволит выработать "иммунитет", если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.

Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни .

  • - Общение по принципу "здесь и теперь". На тренинге участники должны общаться только "здесь и теперь", т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.
  • - Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: "имеется ввиду…", "говорится…" и т.д., во время тренинга необходимо говорить: "я имею ввиду…", "я говорю…", и т.д.
  • - Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.
  • - Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.
  • - Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе .

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост - это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал -- это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал -- это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие "личностного роста", а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.