Материал окажется полезным для проведения уроков по темам: «Образование государства Русь с центрами в Новгороде и в Киеве», «Новгородская земля: особенности экономического и политического развития» и «Особенности древнерусской культуры». 6 класс

ХОД УРОКА

По усмотрению учителя данная разработка может использоваться в полном объёме или фрагментарно на уроках и на дополнительных занятиях второй половины дня.

Начинаем занятие с напоминания о том, что величайшим изобретением человечества стала письменность. Народы мира использовали для письма самые разнообразные материалы.

Предлагаем ученикам назвать их и объяснить, из чего и как писчие материалы изготавливались. Содержание ответов в обобщённом виде может выглядеть следующим образом:

Папирус

1. Тропическое травяное растение семейства осоковых.

2. Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и других древних народов), а также рукопись на этом материале.

Египтяне разрезали стебли папируса на длинные узкие полоски. Затем укладывали их на гладкую ровную поверхность в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже поперёк. Всю кладку прижимали плоским камнем, при этом тростниковые волокна выделяли клейкий сок. Кладка подсыхала, превращаясь в материал, похожий на бумагу. Его, как и сами растения, называли папирусом. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Исписанные полоски становились всё длиннее, иногда достигая нескольких десятков метров. Для удобства хранения их свёртывали в трубочку-свиток. Папирус был недешёвым материалом, поэтому в школах учеников сначала учили писать на каком-нибудь другом материале, и лишь потом доверяли папирус. Писали на нём камышовыми кисточками. Из сажи с клеем делали чёрные чернила, из сока растений - красные.

Статья подготовлена при поддержке холдинговой компании «Пинскдрев». Если вы решили приобрести качественную и надежную мебель, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Пинскдрев». На сайте, расположенном по адресу ufa.pinskdrev.ru , вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать уникальную спальню или кухню по выгодной цене. Компания «Пинскдрев» на протяжении долгих лет славится своим отличительным качеством, а также оптимальными ценами.

По ходу обсуждения на экран проецируются соответствующие изображения.

Народы Месопотамии писали на глиняных табличках.

В Китае во II в. была изобретена бумага . Прежде китайцы писали на плоских костях животных, на бамбуковых дощечках, а также краской на шёлке. В сравнении с костью и бамбуком, бумага была более удобной - она не ломалась, её можно было сгибать и делать из неё книги. Сырьём для бумаги служили тряпьё и древесина. Бумажную массу из измельчённых и растёртых в ступках тряпок, бамбука и коры деревьев закладывали в большой котёл с водой и ставили на огонь. Волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн. Затем работники зачерпывали эту массу прямоугольной рамкой, на которую была натянута густая сетка. Покачивая рамку, добивались того, что бумажная масса равномерно растекалась по сетке. Вода стекала, а на сетке оставался слой бумаги. Влажный лист осторожно снимали с сетки, прессовали и сушили.

Современный раскоп

Учитель поясняет, что на Руси бумага появилась в XIV в. До этого наши предки писали на вощёных дощечках и пергамене.

Вощёные дощечки (церы) имели восковое покрытие. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Преимущество такого многоразового применения дощечки очевидно. Примерно так же мы пользуемся в школе классной доской: ненужное стираем, а нужное записываем. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

Пергамен (пергамент) -писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Пергамен был очень дорогим, поэтому его использовали повторно: прежний текст тщательно соскабливали, чтобы можно было писать вновь.

Учитель может показать на конкретном примере, насколько дорого ценился пергамен. Писец, переписавший на рубеже XIV и XV вв. Евангелие для Кирилло-Белозёрского монастыря, по окончании своего труда записал свои расходы на материал: «...на кожу преже того дал тожь три рубли...». Три рубля по тому времени были значительной суммой. За один рубль в XIV в. можно было купить коня.

Обращаем внимание ребят на то, что потребность у наших предков написать друг другу о своих заботах, радостях и печалях, отправить жалобу, посчитать расходы, объясниться в любви и т.д., была настолько велика, что они стремились найти более дешёвые писчие материалы. Большими любителями писать письма были новгородцы.

Проецируем на экран изображения берестяных детских люлек, коробов, корзиночек, лапоточков. Можно принести на урок и показать ученикам современные сувениры и поделки из бересты: шкатулки, ёмкости для сахарного песка и соли, настенные часы, плетёнки для печенья и т.д.

Спрашиваем у ребят, из какого материала выполнены эти предметы и поясняем, что береста - это верхний слой берёзовой коры. Кору для письма использовали не только на Руси. Известно, что древние римляне писали на коре разных деревьев, например, дуба. Береста была дешевле пергамена, а позднее - и бумаги.

Записываем на доске дату: 1951 год. Поясняем, что именно тогда, 58 лет назад, в Новгороде была обнаружена первая берестяная грамота.

На экран проецируются изображения археологических раскопок в Новгороде и берестяных грамот.

Археолог А.В.Арциховский назвал берестяные грамоты русскими папирусами. Предлагаем ученикам объяснить это сопоставление.

Берестяная грамота - плотный берестяной свиток с хорошо различимыми буквами.

Следующий этап занятия посвящён изготовлению берестяной грамоты. Заблаговременно к данному уроку даём ребятам задание: вместе с учителем биологии с упавших или спиленных деревьев (чтобы не портить хорошее дерево) снять 3-4 кусочка коры.

Собираем на уроке заготовки и погружаем их в металлическую ёмкость. Заливаем кипятком. Одновременно объясняем ребятам, как готовили бересту для письма. При изготовлении берестяной грамоты бересту кипятили (для придания ей эластичности). Соскоблив верхний слой коры, обрезали его по краям. Берестяные грамоты сворачивали так, чтобы текст располагался с наружной стороны.

Достаём из горячей воды кусочки коры и обрезаем их ножницами. Обращаем внимание ребят на то, что ручек, как сейчас, у новгородцев не было. Их заменяли нехитрые инструменты для письма. Ими не писали, а процарапывали буквы.

На экране - изображения новгородских писал.

Записываем в тетрадях определение: Писала - костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу.

Предлагаем нескольким ученикам процарапать на кусочках коры несколько букв. В качестве писала воспользуемся гвоздём или металлической шпилькой.

Пока ученики пытаются писать на бересте, поясняем, что каждая написанная строка аккуратно заглаживалась, чтобы не было шероховатости и древесная кожица не топорщилась.

В результате появляется возможность наглядно представить и сравнить, как на одном и том же материале с разницей в восемь веков написали ровесники - ученики разных эпох.

На экран проецируются рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима и детские дразнилки.

В русском языке существует несколько групп слов. Например, однокоренные слова имеют общее значение и единый корень. Они образованы от одного начального слова. Поэтому, все остальные слова являются производными формами. Существуют еще синонимы. Такие слова не имеют общего корня. Однако их значение является схожим. Они выражают одинаковые понятия. При этом синонимы могут обозначать разные предметы, но относиться к одному понятию.

Найти общее название

Некоторые слова относятся к различным понятиям. Каждое понятие имеет свою специфику и узкий четкий смысл. Однако данные слова обозначают некое общее понятие, которое объединяет их. В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага». Чтобы подобрать к ним общее название, следует разобраться со значением данных слов:

  • «пергамент». Это слово обозначает изделие, которое использовалось для письма. Пергамент изготавливали из кожи животных. После выделки, такая кожа отлично подходила для письма. Пергаментные свитки особенно характерны для Европы, где их делали их поросячьей кожи;
  • «береста». Данное понятие относится к березовой коре. При этом этот материал использовали для письма в Новгородской и Псковской земле. Множество берестяных грамот с текстом различного содержания обнаружено при раскопках в Новгороде. Это был наиболее доступный письменный материал в Древней Руси;
  • «бумага». Это классический материал для письма, который используется и в настоящее время. Бумага изготавливается на древесной основе и может обладать различной плотностью. В зависимости от этого показателя различают бумагу для письма, для рисования, для чертежей и так далее.

Таким образом, перечисленные понятия означают материалы для написания текстов. Однако общим названием для данных слов будет именно «материал для письма».

Можно ли продолжить этот ряд слов

Перечень материалов для письма не ограничен указанными выше понятиями. Например, в древности широко использовался папирус. Его обрабатывали специальным образом, получая тонкие листы. На них писали в Древнем Египте и Риме. Но первыми материалами для письма были глиняные таблички.

Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?

Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?

Письменность на Руси

Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.

Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.

Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!

На чём

Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.

Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!

Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.

Чем

Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.

Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.

Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.

Как выглядели книги

Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.

Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.

Ученические принадлежности

Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!