Психологический тренинг – это интенсивная, краткосрочная обучающая программа, которая формируется на определённую тематику и состоит из сочетания практических упражнений и теоретических основ. Тренинг – это практикум навыков и умений, данный формат создаётся для формирования опыта самопознания и саморазвития.

Это многофункциональный метод планируемых изменений психологических глубинных феноменов отдельной личности, группы и организации с целью гармонизировать личную и профессиональную среду человека.

Формат тренинга выстраивается по определённой тематической структуре. Оказавшись участником тренинга, у человека есть возможность внести коррекцию в сформировавшиеся взгляды, получить профессиональную помощь ведущего психолога, повысить самооценку, изменить своё видение особенностей поведения других людей.

Все психологические тренинги создаются на разные темы и являются продуктом творческим, однако каждый из них преследует цели повышения устойчивости человека к изменениям в жизни, формирования навыков саморегуляции, корректировки мнения и впечатления о поведения других людей, совершенствования собственной личности.

В современной социальной жизни психологические тренинги становятся всё более популярными. Такой спрос обусловлен тем, что формат тренинга значительно отличается от классического обучающего. Здесь участникам не предлагают багаж теоретических знаний, и не пытаются «учить жизни», а создают человеку атмосферу, где он может опробовать, либо усовершенствовать уже имеющийся опыт.

Обретённые навыки отрабатываются практически и, в дальнейшем, успешно используются в повседневной жизни. Эффективные изменения происходят именно в групповом контексте, так как человек преодолевает своё устоявшееся привычное впечатление о себе самом и учится видеть себя со стороны, посредствам взглядов других.

Принципы, на которые ориентирован психологический тренинг.

1. Принцип «добровольного участия». Степень своей активности каждый участник в процессе тренинга определяет для себя сам. Это важный фактор, т. к. от желания и энергии участников практических упражнений зависит качество результативности и базовой цели данного практикума.

2. Принцип «активного участия». Члены группы активно высказываются, дают обратную связь на действия других, участвуют в практических упражнениях, у них есть настрой в любой момент включаться в действия, которые совершаются.

3. Принцип «творческой позиции исследователя». Участники тренинга в группе обнаруживают, доводят до осознавания, открывают законы и идеи, которые в психологии известны ранее, но в данном случае, через призму своих собственных ресурсов.

4. Принцип «осознанного поведения». Изначально у участников наблюдается стиль поведения, который можно обозначить, как «импульсивный». В ходе работы он переходит на уровень «объективного», что даёт возможность внедрять эффективные изменения в процесс тренинга. Безотказным способом объективации поведения является обратная эмоциональная связь от членов группы. Важнейшей работой тренера-психолога является создание условий для качественной обратной связи.

5. Принцип «партнёрства». Такое общение предполагает внимательное и толерантное отношение к интересам других участников, к их переживаниям, чувственному фону, эмоциям, жизненному опыту.

Обозначенные принципы психологического тренинга значительно отличают данный формат от иных методов обучения и психологической помощи.

Психологический тренинг

Тренинг - это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Психологический словарь

Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.

В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует.

В настоящее время психологический тренинг занял уверенную позицию как метод и научно-практическое направление .

Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профессиональной деятельности, охватывая все стороны ее психологического обеспечения.

Цель психологического тренинга - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации.

Можно определить тренинг как, многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К.Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчет в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, какую реакцию у них вызывает их поведение. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие.

В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Таким образом, основной целью использования таких групп являлось улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах; а также оптимизация отношений рабочих и служащих.

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью применения разработанных М.Форвергом работ стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделяют 5 типов групповой работы:

  1. «Я-Я» - группы направлены на изменения на уровне личности, личностный рост. Главные источники преобразования - внутриличностные;
  2. «Я-Другие» - группы направлены на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от способа поведения;
  3. «Я-Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности с группой, как социальной общностью;
  4. «Я-Организация» - группы ориентированы на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях;
  5. «Я-Профессия» - группы ориентированы на субъекты конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972) (34.81).

Психологические тренинги классифицируются:

  • по форме проведения - Индивидуальный. Групповой.
  • по составу участников - Реальные группы. Квазиреальные группы. Группы незнакомых людей.
  • по композиции - Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным особенностям, профессии,
  • региональным особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, мотивации). Неоднородные группы.
  • по уровню изменений - Субъектный (изменения происходят преимущественно на уровне умений и навыков). Личностный (изменения происходят преимущественно на уровне личностных свойств).
  • по организации - Фрагментарный тренинг. Программированный тренинг.
  • по целям и задачам - Коммуникативный тренинг. Интеллектуальный тренинг. Регулятивный тренинг. Тренинг специальных умений.

Структура тренинга:

Профессионально ориентированные программы тренинга для социономической группы структурно включают в себя два основных блока:

  1. базовый (универсальный);
  2. блок специальных умений.

В программах базового блока решаются задачи, связанные с преднамеренными изменениями на уровне личности профессионала и субъектных характеристик, существенных для эффективной деятельности во всем пространстве профессиональной среды и жизнедеятельности.

В блоке специальных умений основное внимание уделяется развитию узкоспециальных умений и навыков, специфических для конкретной профессиональной группы, организации в целом или определенного периода ее развития.

Зачастую в базовый блок включаются программы креативности, партнерского общения, сенситивности, уверенности в себе и групповые формы аутотренинга. В блок специальных умений - программы личностного влияния, формирования команды, философии и стратегии организации, тренинг эффективного взаимодействия с людьми.

Общая цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок. Цель также достигается коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его невербальные и вербальные проявления.

Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание Грецов Андрей Геннадьевич

Цели и задачи тренингов

Цели и задачи тренингов

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи , требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует – задачи напишу, но вообще-то тренинг – это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста – вторая. Цели 3–5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

Помимо общих целей тренингов, изначально сформулированных ведущим и обычно отраженных в названии программы, можно говорить и о личных целях участников (Горбатова Е. А., 2008). Они могут быть изначально далеки от направленности тренинга – например, участник желает расширить свой круг общения. Для продуктивной работы важно, чтобы эти цели осознавались, уточнялись в процессе тренинга, находились параллели между ними и теми целями, что обозначены ведущим.

Цель конкретизируется в задачах. Если первая указывает общее направление работы, то вторые раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким образом и когда мы к нему придем» (Ли, 2001, с. 23).

Чем руководствоваться при постановке задач?

1. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не превращаться в абстрактные рассуждения или лозунги. Например, вряд ли удачны такие формулировки: «Формирование психологических качеств как нового уровня трансформации психических свойств и раскрытие субъектного потенциала» или «Детям должно быть весело!». В первом случае – хотя и научно осмысленная, но очень абстрактная фраза, допускающая неоднозначное толкование и требующая долгой конкретизации. Во втором – лозунг, отражающий к тому же не результат, а эмоциональность процесса работы.

2. Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Например: «Не допустить распада группы» – неудачная формулировка, «Повысить уровень групповой сплоченности» – более удачная. Это связано с тем, что если ожидаемый результат формулируется негативно (чего надо избежать), у человека зачастую возникает образ неудачи и происходит подсознательное самопрограммирование на нее. Если человек, едущий на велосипеде, думает: «Только бы не упасть», – вероятность падения существенно повышается.

3. Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности тренинга как метода активного социально-психологического обучения. Например, если необходимо разделить школьников на «сильный» и «слабый» классы по уровню учебной подготовки, решать данную задачу с помощью тренинга неуместно.

4. Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени, и в то же время не слишком простыми.

5. Достижение планируемых результатов должно быть принципиально проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных тренингом изменений (более характерно для тренингов умений), или на уровне самоотчетов участников (более характерно для тренингов личностного роста).

Как отмечает Л. А. Петровская (1982, с. 103), «круг задач, решаемых средствами социально-психологического тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Достаточно часто цель психологического тренинга с подростками обозначается в широком смысле как развитие компетентности в общении, и даже выделяется разновидность тренингов, направленных на достижение именно этой цели, – тренинги компетентности в общении. Однако данное понятие явно нуждается в конкретизации.

Как отмечает Н. А. Морева (2003, с. 61), для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

Быстрая, своевременная и точная ориентация в ситуации взаимодействия и в партнерах;

Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

Установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

Уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

Большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо сложившихся отношений, а иногда и вопреки им;

Высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

Умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности;

Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние, поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Из чего же «складывается» сам этот феномен, каковы его внутренние, психологические компоненты?

М. Аргайл (цит. по: Куницына и др., 2001) выделяет такие компоненты «социальной компетентности»:

Социальная сенситивность (точность межличностного восприятия);

Основные навыки взаимодействия;

Навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т. е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению. – Л. Г.);

Равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут развиваться с помощью тренинга общения:

? развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. Богатство словарного запаса.

? чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников - способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.;

? гибкость ролевых позиций в общении , способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения;

? социальная наблюдательность ;

? социальная рефлексия , самоосознание себя как субъекта общения;

? умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам ;

? ассертивность - умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;

? самоконтроль.

Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга общения для подростков.

Стоит ли знакомить подростков, участвующих в тренинге, с целями и задачами работы? Это представляется целесообразным, поскольку участники должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком-затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана. Само собой, объяснение задач тренинга должно быть кратким, ненавязчивым, понятным для слушателей, без использования сложной терминологии. Кроме того, участники могут ставить также личные задачи работы на тренинге. Американский автор Р. Смид (2000) даже рекомендует отражать цели в письменном договоре, заключаемом между ведущим и посещающими группу детьми и подростками. Копирование данного действия при работе с российскими подростками, наверное, не вполне оправданно, но полностью упускать из виду участников цели и задачи работы тоже не следует.

Для иллюстрации участникам целей тренинга (особенно в области личностного роста) ведущие довольно часто используют так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков – Джо Люфта и Харри Ингрэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток. Ведущие порой прибегают к метафоре: вот окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие – на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» – то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла – тонированные, как в дорогих иномарках, позволяющие видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, напротив, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно все видно («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло – матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).

В данном случае цель тренинговой работы в том, чтобы расширить область открытого Я. Происходит это за счет уменьшения «слепого пятна» (посредством обратной связи) и секретного Я (посредством самораскрытия). Возможно также уменьшение области бессознательного Я путем перевода части его содержания на осознаваемый уровень, но подобная задача ставится в тренингах далеко не всегда.

В целом, чем выше в тренинговой группе уровень доверия, тем больше материала выносится на «арену» (подробнее см. Рудестам, 1998; Ялом, 2000).

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Законы Паркинсона [Как преуспеть в работе, развлечениях, и семейной жизни имея самые скромные способности] автора Паркинсон Сирил Норткот

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Когда самый младший ребенок пошел в школу, родителям настало время решать - может быть, с некоторым опозданием, - что они намерены делать. Предположим, что они уже вначале приложили некоторые усилия, чтобы избежать неудач и нищеты. Когда-то у них завязался

Из книги Женщина. Бери и пользуйся автора Виталис Вис

3. ТАК ЧЕГО ЖЕ ОНИ ХОТЯТ? ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «Я высокая, стройная, красивая. Люблю прыгать, кататься и смеяться. Нужен батут, шофер и клоун»… Объявление на сайте знакомств Любовь? Может быть. Но только для самых молодых и только для начала. «Растворение в любимом человеке»? Вряд

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Самое главное: цели и задачи первого свидания Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни, Чарльз Дарвин. Напоминаю тебе структуру соблазнения - а именно стратегию построения отношений. Когда вы

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Вступление: цели и задачи. Если достаточно аргументировать свои мысли, они не могут быть неправильными, «Здесь курят». Хорошо, мы прошли этапы знакомства, привлечения, сближения, и настало то самое время - время, когда пора бы и заняться великим делом увеличения

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Цели и задачи инфантилизации Может возникнуть вопрос: а зачем плодить нежизнеспособных граждан? Зачем поощрять безответственность и инфантилизм, ибо только очень невнимательные или не очень честные люди считают, что инфантилизм распространяется в обществе стихийно,

Из книги Лечение с помощью дельфинов (дельфинотерапия) автора Филипьечев Алексей Олегович

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Цели и задачи зоотерапии в реабилитационном учреждении Предложенная ниже схема является частным примером использования зоотерапии в детском реабилитационном учреждении. Примерно по такой же схеме, с некоторыми изменениями, строится механизм общения детей с любым

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

57. Цели и задачи виктимологии В юридическую психологию как особый раздел входит виктимология. Виктимология занимается изучением характера и поведения жертвы преступления, ее связями и взаимоотношениями с преступником до, во время и после совершения преступления.

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Введение. Цели и задачи Предлагаемое пособие основано на материалах лекций, прочитанных студентам педагогического факультета Православного Свято - Тихоновского Богословского института одним из авторов этой книги - Татьяной Владимировной Скляровой, зав. кафедрой

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

13. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Цели и задачи программы Целью настоящей программы является развитие психосоматической медицины в Крыму.Основные задачи программы: Развитие методологии подготовки специалистов в области психосоматической медицины (средние медицинские работники, врачи общей

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Цели и задачи японского воспитания У образовательно-воспитательной системы в Японии фактически только одна цель – сделать из ребенка достойного члена японского общества. Именно на это направлены все усилия семьи и школы, и в большинстве случаев достичь

Из книги автора

Типы семей. Цели и задачи семейной психотерапии 1. Семья типа «Па-Де-Де». Данный тип семьи состоит из двух человек, между которыми могут быть установлены различные варианты взаимоотношений, типа:а) сильная взаимность и зависимость друг от друга (чаще всего мать и

Из книги автора

Цели и задачи публичного выступления Прежде чем заняться подготовкой публичного выступления, следует четко определить его цель и способы проверки ее достижения.Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического

Тренинг - слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг - это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг - это не просто тренировка или лекция, это - нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа - это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

Бизнес-тренинги.

Психологические тренинги.

Личностные тренинги.

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Инструментальные тренинги.

Фундаментальные тренинги.

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека - комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола - чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции - знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Комментировать статью "Что такое тренинг"

Психологические тренинги для родителей пройдут в центре «Открытый мир». Психологический тренинг. Сейчас появилось много всяческих тренингов помогающих разрешить разные психологические проблемы.

Раздел: Воспитание (посоветуйте тренинги для подростков). Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе. Дочку летом отправляли в лагерь Созвездия на бизнес проект с психологическими тренингами, вроде пойми себя, познай себя (как-то так...

Ну обычно в школе у детей несколько основных психологических проблем 1 мотивация на учебу 2 конфликты с одноклассниками 3 конфликты с конкретным А решение проблемы 1 и 3 не возможно без оценки педагога. А именно этим и не хотят заниматься школьные психологи.

Обсуждение

Нам и на род.собраниях давали заполнять какие-то бумаги для психолога. Иногда по е-почте приходили письма "Ув.родители! Нам надо СРОЧНО заполнить анкеты. Вот адрес" Идешь туда - а там сплошь вопросы про все на свете.

Те, с кем я общаюсь, заполняли анкеты от балды - ставя галочки по произвольной схеме. Интересно, психологи учитывают, что многие их тесты заполняют лишь бы заполнить?

позвоните директору и узнайте, кто это и что. Вы в Москве?

Психологический тренинг для родителей. Родительский опыт. Другие дети. Просто у инвалидов все типичные психологические проблемы проявляются гораздо В.Г.: Как проходили тренинги? Были ли какие-то особенности по сравнению с работой с обычными людьми?

Проблем с общением нет, в агрессивном поведении не замечен. Проблема в школе не первая. Травмировался в школе пару раз. Школьный психолог. Как поступить?. О своем, о девичьем. А может, это типовая методика школьных психологических тестирований?

Обсуждение

Я против бесед каких бы то ни было с психологами/социальными педагогами. Для меня это посторонний человек с улицы, который имеет свое собственное мнение, вопреки полученному образованию, поскольку если он человек, то соответственно имеет свой жизненный опыт, воспитание, степень подверженности влиянию, свою жизненную позицию и вообще свою картину мироздания и это всегда будет доминировать при оценке кого или чего либо. С учетом того, что для проведения психологом каких-либо бесед с несовершеннолетним ребенком требуется письменное разрешение законного представителя, никаких отказов бы не писала, а напротив, потребовала бы разъяснить на каком основании была проведена подобная беседа.

Даже психологические игры скорее обострили ситуацию в классе, чем сдружили ребят. Правда, это были ежегодные тренинги при центре, плюс индивидуальная работа. Я часто понимаю, что для решения какой-то проблемы хорошо бы нечто изменить и даже знаю как, но...

Обсуждение

01.08.2007 20:48:26, Myrcha

Есть положительный опыт у друзей - я общалась с их ребенком до и после. Сложно найти ХОРОШЕГО психолога - это да.
Мне странно, что мнение о бесполезности психологов исходит именно от Вас. :-) Например, Вы же всегда полемизируете с теми, кто утверждает, что образование - фигня, умный ребенок и так научится развивать и применять способности. Я согласна с Вами, что образование НЕ фигня, что у хороших преподавателей (так же, как и у ХОРОШИХ психологов) есть свой инструментарий, которым не специалист просто не владеет (и оттого его помощь будет менее эффективной, если вообще она будет). Психология - такая же прикладная наука, как и педагогика, более того - они очень близки по своей сути.

Психологический тренинг для родителей. В субботу 22 октября состоится занятие группы поддержки "Счастливые родители Просто у инвалидов все типичные психологические проблемы проявляются гораздо В.Г.: Как проходили тренинги? Были ли какие-то особенности...

Обсуждение

Ох, как жалко, что таких объявлений по Питеру нет! В сентябре мы встречались, обсуждали свои проблемы и мечтали о психологе, к которому можно было бы обратиться. Я уже давно "не плачу", но срывы иногда бывают.

19.10.2005 22:23:18, mamaut

Я очень хочу пойти на этот тренинг. До сих пор не могу избавиться от чувства вины, а ведь нам уже почти 5 лет.

Раздел: Психология, переходный возраст. тренинги по психологии \общению для подростков. "МАШИНА ВРЕМЕНИ" для подростков 10 - 16 лет (с 5 класса) Бизнес и психологические игры, тренинги лидерства и командообразования, тесты на профориентацию.

Обсуждение

Он что просто не общительный?

Опыт участия или опыт ведения;) ?
Есть и тот и другой... Ну, правда опыт ведения довольно скромный. А участвовала - много в чем, и у Лидерса, и в "Генезисе", и еще где-то-не-помню-где... Правда не в подростковом возрасте к сожалению, а уже в студенческом.
Как участник могу сказать, как обычно большинсво участников и говорят: что-то изменилось, что-то явно сработало, а что и как - объяснить невозможно:))