Та сфера образования, которая имеется в нашей стране на сегодняшний день, переживает постоянные реформы, модернизации и усовершенствования. Причем подобные изменения можно наблюдать каждый год. Такое положение дел стало благоприятной почвой для развития частных учебных заведений различного типа. Эти негосударственные учреждения уже прочно заняли собственную нишу на рынке образовательных услуг и успешно выпускают не только абитуриентов, без труда поступающих в любые вузы, но и специалистов самых разных профессий.

Как правило, уровень подготовки в таких организациях не уступает тому, который дает государственная сфера. И ничего странного в этом нет. Ведь частные учебные заведения руководствуются теми же регламентами и нормативными предписаниями.

После прохождения аттестационной процедуры у них появляется право выдавать своим выпускникам документы об окончании обучения по государственным образцам. Кроме того, при наличии аккредитации частные учреждения имеют право на получение финансовой помощи от муниципалитетов и государства на общих основаниях.

Кроме того, большим успехом у граждан пользуются курсы различной направленности. Особенно это касается такого направления, как менеджмент, и других видов управленческой и хозяйственной деятельности. Пользуются успехом компьютерные курсы, а также те, которые позволяют повысить квалификацию в сфере педагогики, информационных технологий и т.д. Существуют и совсем необычные направления. Так, неизменной популярностью пользуются курсы, которые готовят к родам будущих мам. Некоторые из них учат даже водить коляску. Существуют и полноценные школы для будущих родителей.

Рынок образовательных услуг

В настоящее время в России существуют следующие виды образовательных учреждений:

Дошкольные;
- начального общего, а также основного и среднего общего образования;
- начального, среднего и высшего профессионального профиля, а также послевузовского специализированного образования;
- учреждения, занимающиеся дополнительным образованием взрослых;
- коррекционные (специальные), предназначенные для работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности;
- для детей-сирот, а также тех, кто остался без попечения родителей или законных представителей;
- специализирующиеся на дополнительном образовании детей;
- прочие учреждения, в которых осуществляется учебный процесс.

Все виды образовательных учреждений работают на рынке образовательных услуг, формирование которого началось в 90-х годах прошлого века. Его развитию послужил переход страны на рельсы рыночной экономики. Именно тогда рынок образовательных услуг стал подразделяться на два сегмента - государственный и негосударственный. И сейчас можно говорить о многообразии учреждений, которые работают в данной сфере.

По мнению специалистов, рынок образовательных услуг делится на три сегмента. Первый из них - «белый». В этом сегменте находятся платные отделения государственных вузов, негосударственные платные вузы и школы, а также разнообразные курсы.

Ко второму, так называемому серому сегменту, относят услуги, которые оказываются государственными и негосударственными учебными учреждениями, а также частными лицами, осуществляющими свою деятельность без оформления должным образом всех документов. Это приводит к тому, что искажаются статистические данные и налоговая отчетность подобных заведений, а «добровольные взносы» получаются в натуральной или денежной форме и не отражаются в финансовых документах.

В третий, «черный» сегмент, входят образовательные учреждения, которые работают без получения необходимых лицензий, а также те, которые распространяют свою деятельность далеко за границей подобного разрешения. Для них характерна система поборов и взяток при поступлении или сдаче экзаменов.

Негосударственные образовательные учреждения

На сегодняшний день в отечественном законодательстве не содержится конкретного определения НОУ. Под негосударственным образовательным учреждением понимается организация, созданная частными лицами, или же различного рода некоммерческими или коммерческими структурами.

Основной задачей НОУ является предоставление услуг в сфере воспитания детей или образования. Учреждение подобной организационно-правовой формы оговорено ГК России. Деятельность же НОУ регламентируется ФЗ №237 «Об образовании», а также профильными нормативными актами.

Во главе НОУ может стоять сам учредитель или сформированный им же попечительский совет, полномочия которого определяются собственником. Потенциал подобного учреждения практически безграничен. В нем можно обучать всему, что может принести помощь в трудоустройстве или работе, а также в области достижения определенных целей, позволяющих получать достойный доход. Услуги образовательного учреждения могут быть оказаны и по сети Интернет. Такое удаленное обучение позволяет получать задания и контактировать с преподавателями.

Конечно, самыми прибыльными и наиболее востребованными профессиями в настоящее время являются те, которые имеются в сферах финансов и юриспруденции, психологии и менеджмента. Именно поэтому в большинстве коммерческих вузов готовят специалистов именно по этим дисциплинам. Особое внимание уделяется и английскому языку. Ведь он будет совсем не лишним в большинстве сфер деятельности.

Направление деятельности

Организация образовательной деятельности может быть выбрана в сферах:

Обучения специальным дисциплинам, что служит дополнением к основной программе, предусмотренной учебными планами;
- репетиторской работы;
- курсов, на которых производится обучение иностранным языкам, подготовка абитуриентов, повышение квалификации и т.д.;
- переподготовки кадров и повышения их квалификации;
- обучения детей с отклонениями в развитии или имеющих особые потребности;
- подготовки дошкольников к учебе в школьном коллективе.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

N.YU. SHORNIKOVA,

the candidate of economic sciences,

Moscow State Industrial University

FEATURES OF THE EDUCATION MARKET

The article reviews the structure, characteristics and problems of educational services market. Educational institutions after other Russian structures have found the place in system of market relations, it is more than that, the market of educational services only is formed. Educational institutions need competently organized management and new marketing decisions, certainly, taking into account specificity of the given market which consists in strong dependence on the state.

Key words: educational services, labor market specialist, nonstate paid schools, the Moscow educational market.

Н.Ю. ШОРНИКОВА,

кандидат экономических наук,

Московский государственный индустриальный университет

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматриваются структура, особенности и проблемы рынка образовательных услуг. Образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг только формируется. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка.

Ключевые слова: образовательные услуги, рынок труда, специалист, негосударственные платные школы, московский образовательный рынок.

Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику установились два основных сегмента – государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента.

«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.).

«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований») без должного оформления.

«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, установленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.

Вузы и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг еще находится на стадии формирования. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. Главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.

Московский образовательный рынок значительно отличается от общероссийского. Отчасти это объясняется налаженными контактами с зарубежным образованием. С одной стороны, появились новые учебные заведения, предлагающие образовательные услуги высокого качества и по соответствующей цене, а с другой – предложения по низким и даже сверхнизким ценам слабых и сомнительных программ обучения.

Закономерным был выход московских вузов на неосвоенный региональный рынок. Профессионально-образовательные программы, которые принесли с собой в регионы филиалы-дилеры, были ограничены и однообразны по содержанию. Обязательно присутствовали специальности: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономика», «Менеджмент». Но с 2008 г. деятельность представительств в регионах была законодательно прекращена.

Что касается объема рынка, то расходы по статье «Образование» в 2001 г. имели около 60% семей российского среднего класса – от 4 до 6 миллионов семей. Средний уровень расходов на образование в семьях, где имелась такая статья, составил 800–900 долларов за год на одну семью. Сейчас стоимость обучения в вузах колеблется от 18 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за семестр. Кроме того, огромную роль играет географический фактор, ведь не секрет, что обучение в столичных вузах намного дороже, чем на периферии.

По данным ВЦИОМ, москвичи тратят в среднем на 40% больше денег, чем жители других больших городов, и в два раза больше, чем жители Санкт-Петербурга. Это объясняется и уровнем дохода в Москве, и более высоким предложением в этой сфере. Стоимость образовательных услуг напрямую зависит от престижа учебного заведения и от востребованности специальностей на рынке труда.

По оценкам экспертов, выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке: на их долю приходится свыше 40% спроса. Востребованность данного рода специальностей не ослабевает уже много лет, несмотря на то, что многие говорят о «перепроизводстве» экономистов. Такая популярность объясняется растущим интересом к малому и среднему бизнесу, предпринимательской деятельности. Смежные профессии, такие, как финансовые аналитики и аудиторы, тоже пользуются большой популярностью на рынке труда.

Снижается спрос на юристов, которые совсем недавно лидировали в рейтингах самых востребованных профессий. Эксперты видят причину этого явления в том, что рынок перенасыщен данными специалистами. Слишком много выпускников в 90-е годы выбрали эту популярную профессию. Тем не менее многие и сегодня выбирают второе высшее образование по данной специальности (29%). Скорее всего, это связано с тем, что люди хотят получить недостающие юридические знания, но работать в дальнейшем собираются по-прежнему по своей специальности.

Второе место занимают технические специальности, особенно в области информационных технологий. Спрос на IT-специалистов вполне объясним ростом технического прогресса. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно, что предприятия готовы брать совсем молодых людей, с минимальным опытом работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко котируются представители инженерно- технических специальностей. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, технологи пищевой промышленности и инженеры-строители, так как на рынке товаров широкого потребления ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства.

В значительной степени на формирование рынка образовательных услуг оказывает появившееся недавно направление – дистанционное обучение. Оно позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы и для потребителей, и для продавцов.

Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации. Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.

Рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющихся в особенностях содержания (контента), технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, в составе заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. Однако от того, что, например, по содержанию образовательная услуга является единством обучения и воспитания, она не перестает быть объектом рыночной заинтересованности различных экономических субъектов и, следовательно, предметом конкурентного взаимодействия этих субъектов.

Речь идет не об искусственной товаризации (commodification) образования, а о рациональных основах выражения субъектами рынка образовательных услуг своих интересов. Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг, плательщики за образовательные услуги, работодатели – косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании – создатели элементов образовательных услуг (например, IT-компании, издательства, другие производители контента и технологий), государство.

Каждый из перечисленных участников рынка образовательных услуг реализует свой интерес к сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами этого рынка, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. Например, государство является носителем специфического государственного интереса к сфере образовательных услуг. Именно поэтому оно выступает как разработчик и проводник политики в сфере образовательных услуг, а отнюдь не потому, что формирует вертикаль административной власти в обществе. Административная власть становится административным ресурсом, который позволяет государству формулировать и успешно удовлетворять свои, государственные интересы, например, посредством стимулирования экспорта образования, поддержки национальных лидеров образования, обеспечения наилучших форм доступа к качественному образованию.

Все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке. Серьезные работодатели томятся в ожидании конкурентоспособных работников и охотно сближаются с конкурентоспособными вузами; руководство российского Минобрнауки, реализуя национальный проект «Образование», намеревается делать ставку на конкурентоспособные вузы и на качественных специалистов, абитуриенты выбирают качественные и рейтинговые вузы, конкурентоспособность которых признается академическими кругами и бизнес-сообществом. Имеются все необходимые предпосылки сотрудничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг в таких важных сферах модернизации российского образования, как формирование нового поколения государственных образовательных стандартов и формулирование профессиональных компетенций выпускников учреждений сферы образовательных услуг.

Вместе с тем реалии современных отношений на российском рынке образовательных услуг не оставляют сомнений в том, что сотрудничество заинтересованных сторон рынка образовательных услуг не исключает их соперничества, напротив, предполагает его наличие.

Работодатели, не удовлетворенные качеством образовательных услуг, стремятся сосредоточить в своих руках рейтинги вузов, дискуссионные трибуны и колонки в средствах массовой информации. Некоторые партии и объединения создают специализированные комитеты и комиссии по образованию, а многие крупные компании – собственные корпоративные университеты, намереваясь отобрать контингенты обучаемых и финансовые потоки у вузов, отставших от прогресса. Студенты, недовольные платой за обучение, пользуются правом на расторжение договора и на переход в другой вуз, чем оказывают серьезное конкурентное давление на партнеров по договору.

Бессмысленно говорить о конкурентоспособности российского образования, не обеспечив субъектам рынка образовательных услуг реального права на участие в конкуренции, на самостоятельное завоевание, отстаивание и удержание конкурентных преимуществ, сочетающегося с обязанностью самостоятельного устранения конкурентных недостатков. Тем более недопустимо, когда искусственные преимущества гарантируют финансовое превосходство «вузов вне конкуренции» над их соперниками.

Итак, можно сказать, что:

В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс;

Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в столице 112 государственных вузов и более 250 негосударственных;

Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет, а следовательно, можно ожидать повышения конкурентной борьбы вузов. Это коснется двух показателей – качества образования и востребованности на рынке труда выпускников;

Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьера со стороны государства при лицензировании учебных заведений;

Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома;

В целом взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, находится на стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами, продавец же не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.


Помимо этого, огромную популярность стали набирать многочисленные онлайн-аукционы и интернет-магазины, которые дают возможность постоянно получать гарантированную прибыль прямо через интернет.

Итак, что же собой представляет электронная коммерция ? Если говорить доступным языком без сложной терминологии, то электронная коммерция представляет собой осуществление торговых и расчетных операций при помощи электронных данных и иных интерактивных возможностей. При этом важно сказать, что ведение электронной коммерции имеет все те же признаки, что и ведение бизнеса в реальной жизни. Кроме этого, электронная коммерция включает в себя не только сделки, которые проводятся онлайн, но также различные маркетинговые исследования, организацию через сеть документооборота, установление и поддержку связи со своими партнерами, и многое другое.
Коммерция в сети обладает огромными перспективами и многочисленными преимуществами :

– повышенная конкурентоспособность среди разнообразных коммерческих структур. Более того, появляется уникальная возможность выхода на различные международные рынки , при этом требуются совершенно незначительные инвестиции, чего нельзя сказать про занятие коммерцией в реальной, обычной жизни;

– появляются новые каналы сбыта товаров, продукции и услуг, которые найти в реале достаточно проблематично. Ведь электронная коммерция выходит за привычные национальные рамки – она распространяется посредством сети интернет во всем мире;

– продавцы, покупатели и поставщики объединены в единую систему;

– для заказчиков представлен огромный выбор продукции, услуг и товаров среди существующих ведущих поставщиков в мире;

– заказчики получают возможность выбора среди имеющихся в сети предложений. При этом есть возможность в минимальные сроки оперативного сравнения товаров и услуг, а также предлагаемых на них расценок;

– все операции проводятся в кратчайшие сроки в удобное для потребителя время. То есть, в любой момент можно зайти на сайт продавца и заказать понравившийся товар или услугу;


– для компаний, которые торгуют в сети, есть возможность быстрого реагирования на поступившие запросы. Кроме этого, посредством осуществления электронной коммерции, у фирм и предприятий появляется возможность снизить свои затраты на издержки и обслуживание, что, в свою очередь, влечет понижение расценок и для самих клиентов;

– организация коммерции в сети доступна каждому начинающему бизнесмену , а не только крупным предприятиям с солидными инвестициями.

Коммерция в сети на сегодняшний день популярна во всем мире. Однако, как и любое другое дело, электронная коммерция предполагает соответствующую подготовку и наличие знаний в данной области. Как известно, чтобы в любом деле добиться хороших результатов, необходимо потрудиться и приложить немало усилий.

Насколько развита электронная коммерция в России?

До сих пор экономический сектор электронной коммерции в России переживает определенные этапы своего формирования и развития. Причем объемы продаж посредством интернета в России возрастают в геометрической прогрессии, а количество пользователей увеличивается с каждым днем. Согласно мнению аналитиков, рынок электронной коммерции будет стабильно увеличивать свою доходность минимум на десять процентов в год. Однако такой бизнес в условиях кризиса довольно не стабилен, а кризис в России явление частое...

Кроме того, за счет увеличения количества совершаемых онлайн-операций, у России есть реальный шанс стать едва ли не одной из ведущей стран в мире в области интернет-коммерции, на что указывает постоянное открытие новых компаний в сети, а также увеличение количества потенциальных потребителей и заказчиков.

Коммерция в России имеет следующие типы :

– В2В, то есть, бизнес для бизнеса, когда реализация продукции или услуг осуществляется коммерческими структурами.

– В2С, то есть, бизнес для клиентов, когда реализация продукции или услуг осуществляется конечному клиенту (потребителю).

Оплата товаров, заказанных посредством сети , в России производится несколькими способами:

– при конечной доставке товара клиентам через курьеров – наличными платежами;

– посредством оплаты банковскими карточками прямо онлайн;

– ну и, конечно же, при помощи электронных платежных систем – «WebMoney», «QIWI», «Яндекс Деньги».

Если же говорить о доступных способах доставки заказанных товаров, то их тоже несколько:

– очень популярна доставка посредством курьера;

– часто заказывают доставку через почту;

– менее популярен вывоз заказанных товаров самостоятельными силами;

– получение товаров, через набирающие популярность в России, постаматы.

Как видно, коммерция в России неплохо развита и продолжает действовать в данном направлении. Теперь пользователи сети заходят в интернет не только для того, чтобы поболтать в социальных сетях, но и для того, чтобы заказать в любой момент понравившийся товар. Постоянно открываются новые магазины, которые способны предложить клиентам товары на любой вкус.

Более того, практически все современные банки предлагают своим клиентам различные типы услуг именно онлайн, через свои официальные ресурсы. Человеку, который желает открыть свой собственный бизнес в сети, нет необходимости вкладывать в него миллионы и влезать в долги – для этого потребуется минимальный капитал и желание работать.
Перспективы в развитии коммерции в России весьма очевидны. Поэтому данный сектор не только с каждым годом набирает свои обороты, но и постоянно модернизируется.

Вася, производство начинается с коммерции. Сначала ты торгуешь и налаживаешь сбыт, потом открываешь производство, чтобы снизить издержки. С самого начала открывать производство сложно.

  • #6

    Да, кризис по электронной коммерции сильно долбанул! Выживут сильнейшие, впрочем как и всегда было - на этой грешной земле!

  • #5

    вот и в Крыме теперь появились возможности заниматься электронной коммерцией, я давно этого ждал, это хорошо! еще бы кризис кончился а!

  • #4

    Логично Вася пишешь, но может ты начнешь с себя? Что-то терают меня смутные сомнение, что ты от зари до зари не в котлован роешь под новоиспеченный БАМ-2...

  • #3

    чтобы Россия встала на ноги не надо заниматься коммерцией, а надо заниматься производством! Причем с нуля, кроме того как продавать природные ресурсы мы почти ничего не умеем. ах да мы еще умеем комплектовать закупая все за границей, тем самым подымая экономику чужой страны!

  • #2

    На счет интернет-магазинов вы Анатолий конечно правы, но только этот рост прекратился года два назад и начался спад. Очень бы хотелось видеть развитие электронной коммерции в нашей стране, но у нас хорошо развивается лишь кризис...

  • #1

    Если мы говорим об электронной коммерции именно на территории России, то необходимо отметить тенденцию роста интернет-магазинов. Казалось бы - ниша перенасыщена, но это не мешает активным людям начинать свой бизнес в интернете.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие и сущность электронной коммерции, ее состояние на современном этапе. История становления и развития электронной коммерции, сферы применения ее системы. Классификация основных видов и моделей электронной коммерции, их отличительные черты и анализ.

      реферат , добавлен 12.05.2009

      Сущность, основные направления электронной коммерции и уровень их развития. Этапы становления и правовая основа электронной торговли. Классификация B2B-систем. Общая характеристика В2С, B2G и C2G-систем. Проблемы развития электронной коммерции в России.

      курсовая работа , добавлен 02.05.2012

      Информационный сервис в электронной коммерции. Услуги, предоставляемые в электронной коммерции. Информационные посредники. Аутсорсинг как принцип организации современного бизнеса. Понятие аутсорсинга в электронной коммерции, его проблемы и перспективы.

      курсовая работа , добавлен 19.01.2009

      Рассмотрение понятия и сущности безопасности электронной коммерции. Классификация видов бизнеса, основанных на информационных технологиях. Общая характеристика электронного рынка. Плюсы и минусы торговли в Интернете; методы оценки эффективности системы.

      контрольная работа , добавлен 31.03.2014

      Понятие и эффективность развития электронной коммерции. Основные виды заработка в сети Интернет. Особенности платежных систем. Объекты защиты в системе обеспечения безопасности электронной коммерции. Совокупность форм ведения коммерческой деятельности.

      курсовая работа , добавлен 07.12.2013

      Исследование рынка мобильной и электронной коммерции. Методология сбора данных. Использование мобильных устройств, приложений и сервисов в интернет-торговле. Характеристика бизнес-моделей электронной коммерции, использующих мобильные приложения.

      дипломная работа , добавлен 31.08.2016

      Анализ развития электронной торговли в мировой экономике. Субъекты электронной торговли и способы их взаимодействия. Виды и особенности Интернет-площадок для осуществления электронной коммерции. Международно-правовое регулирование электронной торговли.

      курсовая работа , добавлен 10.12.2013

      Определение электронной коммерции и торговли, понятие их эффективности. Объекты защиты в системе обеспечения безопасности электронной коммерции. Создание модели потенциального нарушителя. Принципы и инструменты информационного поиска в сети Интернет.

      курсовая работа , добавлен 07.02.2012

    1

    Современные тенденции развития электронной коммерции, основанные на инновационных методах деятельности предприятий, на сегодняшний день являются весьма перспективными. Этот тезис подтверждается исследованиями российской интернет-аудитории, её тенденций развития и возможностей достаточно быстрого роста в условиях активно изменяющейся экономической ситуации в стране. Тем не менее, выявление основных проблем развития электронной коммерции в России представляется необходимой и актуальной задачей для обеспечения выживания и развития виртуальной торговли в зоне Рунет. В данной статье сделана попытка оценить основные причины, являющиеся важными препятствиями на пути развития электронного рынка, а также определить основные стратегии компаний, действующих в условиях жёсткой конкуренции, направленные на внедрение инновационных методов электронной коммерции.

    трансакционные издержки

    принципал-агент

    электронная коммерция

    Интернет-коммерция

    Интернет-бизнес

    бизнес-пользователи

    интернет-аудитория

    : бизнес-модель

    1. Артамонов Г. Т. О противоречиях перехода к информационному обще­ству // Вестник ВОИВТ. - 2002. - № 3.

    2. Большаков А. Стратегия ломки границ // Эксперт. - 2003. - №11.

    3. Кашлев Ю. Б. Становление глобального информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология: Сборник мате­риалов «круглого стола» и лекций преподавательской кафедры массо­вой коммуникации и связей с общественностью ДА МИД России. - М., 2002.

    4. Смолян Г. Л. Черешкин Д. С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 1997. - №4.

    5. Сурков В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-маркетинга // Интернет-маркетинг. - 2001. - № 1.

    6. Покровская Л. Л., Копачев А. А. Электронная коммерция в сфере информационных услуг: Монография. - СПб.: СПбГУСЭ, 2010. - 167 с.

    Электронная торговля в России как сектор электронно-информационного бизнеса на се-годняшний день содержит проблем и вопросов намного больше, чем ответов и готовых схем и решений, ра-ботающих на практике. Поэтому задача выявления особенностей развития электронной торговли на российской почве во всех его сегодняшних несоответствиях классическим бизнес-моделям Запада, а также оценка перспектив российского интернет-бизнеса, которые связаны с решением и устранением назревших проблем, является необходимым условием выживания и развития виртуальной торговли в зоне Рунет .

    На современном этапе в такой сфере, как Интернет-коммерция, в России можно выявить основные причины, являющиеся важными, на наш взгляд, препятствиями на пути развития электронной торговли:

    1. Одна из главных причин - это очень узкий круг пользователей Интернета в России, причем большинство из них не склонны заниматься покупками в Сети.
    2. Статистический фактор, т.е. различные усредненные показатели пользователей: Интернета и среднестатистического жителя России, в первую очередь, по уровню материального благосостояния, технической подготовке и уровню образования. Этот фактор, с одной стороны, делает использование интернет-коммерции идеальным инструментом для продвижения компьютерной техники, программного обес-печения и сложной электроники. С другой стороны, этот же фактор делает менее эффективным использование Интернета для продвижения товаров массового спроса.
    3. Хаотичность и информационная перегруженность большинства сайтов затрудняют привлечение и удержание потенциальных клиентов, то есть вопрос профессионального создания сайта и возможностей оценки эффективности его функционирования.
    4. Безопасность финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информации.
    5. Явный недостаток профессиональных специалистов по интернет-маркетингу и рекламе приводит к низкому качеству оказываемых ими услуг.

    Очевидно, что будущее сектора электронных продаж в России, как и во всем мире, во многом зависит не только от того, как быстро будет расти аудитория, но и от того, как быстро здесь удастся решить проблему с проведением платежей в режиме реального времени или хотя бы приучить пользователей регулярно совершать покупки через Сеть .

    Большинство аналитиков сходится во мнении, что сейчас в России едва наберется четыреста тысяч человек, приобретавших товары или услуги, не отрываясь от монитора компьютера. Согласно Monitoring.ru , лишь 14 % аудитории российского Интернета имеют опыт совершения таких покупок.

    В рамках данного исследования был произведен интернет-опрос предпринимателей для выявления и изучения проблем формирования систем электронной коммерции в малом предпринимательстве. В опросе приняло участие 250 российских малых организаций. Результаты проведенного опроса еще раз подтверждают цифры, встречающиеся в научных источниках и аналитических статьях.

    По оценкам большинства представителей малого бизнеса (78,5 %), в настоящее время они работают в условиях усиления конкурентной борьбы. 54 респондентов испытывают на своем рынке сильную конкуренцию, 39 % - умеренную. Об отсутствии какой-либо конкурентной борьбы высказались лишь 9 % предпринимателей.

    К числу основных проблем, с которыми сталкиваются организации малого бизнеса, можно отнести проблемы нехватки финансовых ресурсов (на них указали 60 % респондентов), кадрового обеспечения (50 %), проблемы сбыта (44 %).

    Давайте вспомним основные проблемы предприятий малого бизнеса: нехватка финансовых ресурсов; проблемы нахождения клиентов и рынков сбыта; нехватка нужных работников и специалистов; невыгодные условия кредитования; нехватка оперативной деловой информации; проблема со снабжением; проблемы управления предприятием; нехватка информации по новым технологиям.

    Некоторые отличия актуальности проблем по отраслям прослеживаются в зависимости от оценки текущего экономического положения фирмы. Влияние проблемы, связанной с дефицитом финансовых ресурсов, расширяется от 18 % предприятий в группе, где дела идут хорошо, до 70 % в группе предприятий с «неважным» состоянием бизнеса. Проблемы сбыта продукции имеют примерно такую же тенденцию распространения от 27 % в первой группе до 46 % во второй.

    В целом информационные запросы предприятий малого бизнеса во многом связаны с основными экономическими проблемами, которые они испытывают. В качестве наиболее необходимых для ведения бизнеса видов информации респондентами были указаны следующие: информация о внутренних рынках сбыта (34,5 %), информация о хозяйственном законодательстве (28 %), информация о поставщиках (22,5 %).

    Если потребность в информации о хозяйственном законодательстве примерно одинаково важна для всех предприятий, не зависимо от текущего состояния их дел, то значение информации о рынках сбыта, условиях кредитования, поставщиках усиливается по мере ухудшения оценки состояния бизнеса.

    Основными источниками получения необходимой информации, к которым представители малого бизнеса прибегают регулярно, являются: электронные средства информации (54 %), специальная литература (52,5 %), средства массовой информации (49,5 %), выставки, ярмарки (41 %), городские органы управления (35 %).

    По данным опроса малые предпринимательские организации для получения необходимой информации о рынках сбыта, поставщиках и партнерах все чаще обращаются к сети Интернет. В то же время большой процент организаций преимущественно пользуются традиционными источниками - специальной литературой, учебниками, справочниками, рекламой в средствах массовой информации, посещением выставок и ярмарок. Наиболее продвинутыми в области использования Интернета являются организации торговли и сферы услуг с устойчивым финансовым положением, развивающие несколько видов деятельности, имеющие значительную для малого бизнеса численность занятых (50-100 человек) и практический опыт работы (от 5 и более лет). Среди малых организаций преобладают те, кто стал пользователями сети Интернет достаточно давно, более 5 лет тому назад (52 %).

    Не подвергается сомнению и тот факт, что успех электронной торгов-ли во многом зависит от внедрения инновационных методов и проектов, основанных на применении инструментария электронной коммерции, который сегодня рассматривается не только как самостоятельное направление в маркетинге, но и в качестве мощного катализатора, способного совершить революцию в информационной экономике.

    Сделав предварительные выводы об условиях, необходимых для развития и устойчивого функционирования механизмов электронной коммерции, предпримем попытку представить теоретическую модель, описывающую эти условия, а затем применить ее к тем рынкам, где электронная коммерция развивается не столь успешно, как в развитых странах. В нашем случае это будут рынки ключевых инновационных отраслей России. Сразу отметим, что в данном случае логичнее рассматривать межфирменную электронную коммерцию (В2В), поскольку на ее примере можно более полно проследить все характерные закономерности функционирования электронной коммерции в определенных экономических условиях .

    Итак, выделим основные группы факторов, позволяющие определить готовность той или иной отрасли к ведению электронной коммерции (схема 1).

    1. Структурно-экономические факторы. Мировой опыт показывает, что электронная коммерция склонна развиваться и дает максимальный эффект в отраслях и на рынках с определенными характеристиками (большое число участников, фрагментированность, высокий уровень конкуренции при готовности участников рынка к сотрудничеству, высокая степень стандартизации товаров).
    2. Информационно-инфраструктурные факторы. В данный комплекс критериев включены параметры, характеризующие уровень технической готовности экономики к ведению межфирменной электронной коммерции.
    3. Управленческие факторы. Эта группа критериев характеризует адекватность существующих моделей управления предприятиями - «эффективность менеджмента с точки зрения расположенности к освоению новых управленческих методик и приверженности долгосрочному развитию предприятий». Применительно к электронной коммерции она, в том числе, выражается в отношении к автоматизации бизнес-процессов на предприятии.

    Схема 1. Ключевые факторы развития и форм организации межфирменной электронной коммерции

    Каждая группа этих факторов играет свою роль в развитии электронной коммерции.

    Структурно-экономические факторы: в озможность (или невозможность) возникновения бирж зависит от состояния следующих структурно-экономических факторов:

    1. фрагментированность рынка и уровень конкуренции;
    2. готовность конкурирующих участников рынка к сотрудничеству;
    3. уровень стандартизации продукции.

    Управленческие и инфраструктурные факторы: в едение электронной коммерции невозможно без определенных технологических возможностей. Это не только коммуникационная инфраструктура, но и интегрированные электронные системы управления предприятием, оптимизирующие принятие решений по координации финансовых потоков, логистики, производства, ведь одно из самых очевидных направлений воздействия электронной коммерции на трансакционные издержки связано с улучшением процессов, что, в свою очередь, зависит от автоматизации и оптимизации этих процессов. Важно понимать, что ключевые инфраструктурные и управленческие факторы развития электронной коммерции в межфирменном взаимодействии во многом взаимозависимы. Например, уровень автоматизации бизнес-процессов не только определяет возможности использования компаниями электронной коммерции, но и свидетельствует об уровне менеджмента на предприятиях.

    Остановимся подробнее на комплексных системах управления предприятием. Предлагаемая гипотеза заключается в том, что они являются одним из механизмов снижения трансакционных издержек до уровня, когда свою роль может начать играть электронная коммерция.

    В силу особенностей электронных систем управления, которые создаются с учетом передовых наработок в области менеджмента, их внедрение на предприятии приводит к тому, что целый ряд управленческих процессов (по экспертным оценкам - до 80 %) начинает вестись в соответствии с определенными стандартами.

    Подобные системы, по сути, являются формализованным представлением бизнес-процессов типичной компании. Такая идеология закладывается большинством производителей систем: SAP, Oracle, Microsoft и других. Уже в 1960-е гг. в развитых странах были выделены общие особенности планирования и функционирования производственных предприятий. Тогда же возникают новые системы планирования, ориентированные на возможности компьютерных технологий. В настоящее время Американским обществом управления производствами и запасами (APICS) выделяются следующие классы решений автоматизированного управления предприятием:

    • MRP (Material Requirements Planning) - управление производством.
    • MRP II (Manufacturing Resource Planning) - управление производством с элементами финансового планирования, а также обратной связи и моделирования.
    • ERP (Enterprise Resource Planning) - интегрированная компьютерная система, охватывающая все области деятельности предприятия: планирование (прогнозирование), управление продажами, планирование производства, управление структурой изделий (при дискретном производстве), управление запасами, планирование потребности в материалах (MRP), планирование производственных мощностей (CRP), управление производством, управление закупками, управление финансами/бухгалтерией, финансовый анализ.

    На протяжении последних 10-15 лет электронные торговые площадки и возникли в недрах крупных предприятий как системы распределения ресурсов между подразделениями. Стандартизация управленческих приемов, к которой приводит повсеместное распространение интегрированных систем управления, оказывает существенное воздействие на трансакционные издержки, поскольку компании могут быть уверенными, что бизнес их контрагентов управляется в соответствии с определенным стандартом, это значительно снижает риск непреднамеренного несоблюдения условий контракта, задержек с поставками, недоучета важной информации. В соответствии с классификацией трансакционных издержек, предложенной П. Милгромом и Дж. Робертсом, можно также сказать, что наличие у компании электронной системы управления снижает мотивационные трансакционные издержки в части издержек, необходимых на получение информации о контрагенте.

    Во-вторых, известно, что внедрение электронных систем управления предприятием позволяет сделать компанию значительно более прозрачной для ее собственников и топ-менеджеров, таким образом, позволяя в определенной степени решить проблему асимметрии информации в отношениях принципал-агент, крайне острую для крупных организаций .

    В отличие от стран Европы и США, где основной объем инвестиций в автоматизацию управления компаниями пришелся на середину 1990-х гг., подавляющая часть российских производителей лишь недавно стали предпринимать первые шаги в этом направлении. По состоянию на 2007 г. лишь 23 % опрошенных компаний обладали устойчиво функционирующими комплексными системами управления. Столько же респондентов не видят в этом необходимости. Вместе с тем большинство отечественных менеджеров постепенно осознают их необходимость: 54 % опрошенных заявили, что их компания планирует внедрить комплексную систему уже в ближайшей перспективе (диаграмма 1).

    Диаграмма 1. Использование систем комплексной автоматизации управления бизнес-процессами на российских промышленных предприятиях

    Характерно, что позитивное решение о создании комплексных систем управления практически не зависит oт конкретного направления деятельности кампании; доля компаний, ведущих (или уже завершивших) работы в этом направлении, в каждой исследуемой отрасли превышает 60 %.

    Утверждения руководителей российских компаний о невозможности установления на их предприятиях интегрированных систем управления бизнес-процессами часто свидетельствует об отсутствии задачи оптимизации управления. На это у российских предприятий часто нет побудительных мотивов - высокие цены на продукцию подконтрольных им предприятий и отсутствие полноценной конкуренции и так обеспечивают им высокий доход.

    Наличие информационной системы весьма существенно влияет на инвестиционную привлекательность компании, что становится все более важным моментом для растущего числа российских компаний.

    Но до сих пор весьма слабым звеном в системе менеджмента российских корпораций является управление в сфере информационных технологий. В большинстве случаев руководители информационных подразделений крайне далеки от понимания реальных потребностей бизнеса, занимаясь только узкими вопросами технической поддержки, тогда как в крупных зарубежных корпорациях директор по информационным технологиям, как правило, имеет статус уровня вице-президента компании, а его функции состоят в выработке и воплощении стратегических целей развития бизнеса компании в реальные ИТ-решения. Зачастую уровень подготовки отечественных специалистов сфере ИКТ не позволяет им решать стратегические задачи. Впрочем, эта проблема характерна и для развитых стран. Вывод исследования, проведенного McKinsey, свидетельствует, что только 16 % проектов внедрения информационных технологий могут быть квалифицированы как успешные. Остальные не удаются в силу слабого управления процессами - такими, как качественное определение требований, контроль охвата проекта, координация с бизнес-пользователями, - или полного его отсутствия. И даже успешные проекты в среднем на 80 % превышали бюджет и выполнялись в два раза дольше, чем планировалось.

    К числу важных факторов развития электронной коммерции относят и уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в стране, и наличие доступа в Интернет, интернет-сайтов у предприятий. По этим показателям российские компании незначительно отстают от компаний развитых стран. Уже в 2006 г. 89 % промышленных компаний имели доступ в Интернет, 62% имели интернет-страницы, свыше 30% имели намерение участвовать в будущем в работе электронных торговых площадок.

    Рецензенты:

    • Иванов С. А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург.
    • Гришкевич Н. П., доктор экономических наук, профессор, проректор Балтийского гуманитарного института, г. Санкт-Петербург.

    Приведенная в работе модель частично основывается на модели, разработанной для целей исследования «Готовность российской промышленности к ведению электронного бизнеса», проведенного рейтинговым агентством «ЭкспертРА» в 2005-2006 гг.

    Библиографическая ссылка

    Покровская Л.Л. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6240 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»