UPD. Новые варианты постановок в конце статьи! Подробности по телефону +7 916 659 81 21

Постановочные фото с детьми в детском саду, — и радость и головная боль родителей одновременно! Многие помнят свои фото из детского сада, когда еще пленочные технологии не позволяли делать несколько дублей и мы получали то что получилось:). Когда в фотографии пришли цифровые технологии — началось повальное увлечение детсадовских фотографов коллажами, — ребенок фотографировался на нейтральном фоне а потом на компьютере достаточно аляписто подрисовывали вс что угодно. Сейчас это бехобразие потихоньку проходит, а на смену приходят новые веяния, — детские постановочные фотографии в разных декорациях! Не нужно никуда ехать или ходить — фотограф в детский сад приедет сам уже с мобильной фотостудией. Опытный фотограф и ассистент проведут минифотосессию для каждого ребенка. Работать с детьми не просто трудно, — а очень интересно! :) Если ребенок начинает стесняться, а такое случается, особенно с самыми малышами — ему дадут возможность привыкнуть к процессу фотосъемки, посидеть рядом, посмотреть как фотографируются другие дети. Фотограф покажет на фотоаппарате как получаются его друзья (я знаю детям очень любопытно что получается! :)), ассистент поговорит с малышом, предложит просто потрогать, например, снег, проверить, холодный он или нет?! Пойти посмотреть что за пенек… Дети, они ж любопытные… Раз, два, и вот он уже сидит на пенечке и вертит грибок в руках… Щщелк, щщелк — уже есть несколько кадров!

Фотография девочки в осенних декорациях.

Постановочные фото с детьми. Фотограф в детский сад в Москве. Как это происходит?

Да, кстати, какие и сколько фотографий брать решают родители, просмотрев и выбрав нужные кадры. Через 2-3 дня просто приходите забрать дитенка из детского сада, берете у воспитателя в группе индекс-принты (это много маленьких фоточек иконочек на большом листе)- отмечаете те фотографии, которые желаете заказать, выбираете нужный размер и через некоторое время фотографии уже у вас. Да, конечно, все напечатанные для вас фотографии будут обработаны, не стоит беспокоиться и отказываться сфотографироваться, если парень набил шишку на лбу и ее намазали зеленкой — все эти мелкие недостатки легко поддаются корректировке во всем известной программе Фотошоп. :)

Фотография девочки под новогодней елкой.

Бывает, родители или сами дети не хотят фотографироваться в костюмах — никаких проблем — можно сделать фотографию в вашем нарядном платье с бантом (я прекрасно понимаю как это бывает важно для маленькой модницы:)), а можно сделать и в платье с бантом и в одежде, которая предусмотрена образом, наряды эти есть разных размеров, так что и самым маленьким и детям постарше можно что-то подобрать.

Фотография мальчика на мостике

Какие еще вопросы по фотосъемке в детском саду у родителей и сотрудников сада?

Например, можно ли сделать общую фотографию группы? Не просто можно, а нужно! Условие только одно — понадобиться како-либо нейтральный, однородный фон и стульчики или лавочки чтобы разместить малышей и воспитателей. Съемки обычно проводятся в музыкальном зале детского сада, там, как правило, есть и то и другое. Тогда сперва делается общая фотография пока дети не устали и не помяли наряды, а потом уже постановочная фотосессия в декорациях и с костюмами.

Фотография девочки на палубе парусника

Бывает, что родители, чью дети уже готовятся на будущий год идти в школу, хотят сделать классические выпускные альбомы или «трюмо» — как их еще называют. Это можно. У всех же дома в шкафу или на антресолях лежат такие картоночки, которые достаются раз в несколько лет,когда приезжают родственники, или случайно при переезде:), так вот — забавно бывает поглядеть на эти овальчики с мордашками, вспомнить фамилии одногрупников, найти их в одноклассниках и посмотреть, кто как сохранился… :) Шучу конечно! Сейчас современные технологии позволяют делать такие коллажи какими угодно и как угодно, главное не потеряться в богатстве выбора дизайна и оформления.

Незнайка в цветочном городе

Какую еще полезную информацию о постановочной фотосъемке в детском саду я забыл упомянуть?… Пожалуй количество фотографий. Как уже говорилось выше — родители могут заказать любое нужно им количество фоток из выбранных, но тут есть маленький ньанс! Если сумма заказа на печать превышает некоторое N-ое число (не будем пока о ценах!), то счастливые родители получают диск со всеми фотографиями! Согласитесь — это удобно и правильно. Например вы можете заказать огромный портрет в багете, а максимальный размер фотографии который мы делаем это 100 на 70, ну и еще несколько фото, поменьше, бабушкам и дедушкам, а остальные кадры с детской минифотосессии получить в электронном виде. Как правило это порядка 20-25 фотографий максимально качества прошедших обработку в графическом редакторе. И еще раз напомню, те фото которые печатаются — обязательно ретушируются, не стоит волноваться о мелких временных недостатках, царапинах, шишках…. как щас помню одного паренька, в одном из московских садиков, который был достаточно сильно раскрашен зеленкой — аля американский спецназовец на разведке:) Как оказалось он насмотревшись на аквагрим на каком то детском празднике решил самостоятельно заняться этим нехитрым делом:) Вот кстати у меня к чему может привести такое увлечение! Ругать, думаю детей не стоит за такие вещи — ведь все дети художники от рождения, им не важно где рисовать, в альбоме, на себе или на обоях:), не губите в малышах таланты! :)

В лес за Новогодней елкой

А сколько эмоций испытывают малыши на наших постановочных съемках и после них! В одном из московских детских садов долго никак не удавалось получить улыбку от очень застенчивой девочки, что только мы не делали… к нам подключились сотрудники сада — воспитатель и ее помощница и когда девочка все же заулыбалась… представте себе — дети захлопали в ладоши, поддерживая ее!!!

Когда случается что в одном детском саду знимаются сразу, например брат и сестра, мы просим воспитателей привести на фотосъемку их вместе — делаем парные снимки, и отдельно — а уж мама с папой решат какие кадры взять.

В образе ангелочка на Рождество

Итак, резюмируем, что же нужно сделать, чтобы получить такие фотографии в вашем детском саду? Все очень просто! Связаться с нами. Мы приедем, расскажем все подробно как происходит съемка. Привезем образцы и примеры фотографий в напечатанном виде, оставим их в у вас, что бы все могли ознакомиться. Представим цены и форматы печати. Оговорим дату съемки и выберем декорацию. Вот и все! Через некоторое время вы уже будете рассматривать индекспринты и отмечать кадры для печати! :)

PS.Конечно, можно сделать и , например снять утренник, да и просто поснимать чем занимаются дети в группе, на занятиях или на улице. Помимо фотографий можно сделать и небольшой видеофильм про ваших детей если есть желание или необходимость. Всю работу, как по фотосъемке, так и по видеосъемке, в вашем детском саду проведут опытные специалисты с большим опытом работы. Упомяну также о том, что любые фото и видеосъемки в московских детских садах мы проводим только после согласованию с заведующей ДОУ и родительским комитетом.

Меня зовут Павел Богданов, и мой основной вид деятельности — фотография в детских садах. Я работаю там, где родители не бывают: на детских занятиях, физкультуре, прогулке… Самостоятельно провожу детям игры, придумываю весёлые фото-задания, а в итоге получаются живые снимки, которые хочется разглядывать. Самое главное в моём подходе к фотографии — контакт с детьми, тёплые и дружеские отношения, весёлая игра. Из снимков создаются фотокниги выпускников , вот такие:

Такие фотокниги я делаю для детских садов

При этом развороты лишены фотошопных фотографий, избыточных мультяшных украшательств и прочего. Вместо этого каждая страница основана на снимках. И мне не приходится самостоятельно искать клиентов, потому что они находятся сами, в основном благодаря сарафанному радио.

Подробнее о фотокнигах я рассказал на отдельном сайте: Фотокниги выпускников детского сада .

Пришёл к детсадовской фотографии я не сразу: она саду раньше ассоциировалась у меня с суровыми дядьками-бомбилами, которые прочно связаны негласной договорённостью с заведующими, платят им откаты, а заведующие в обмен устраивают «добровольно-принудительные» продажи фотографий родителям. Просто родителя ставят перед фактом, что такого-то числа будет фотосъёмка, после чего фотограф делает по 1-5 фотографий каждого ребёнка в красивом платьице, вырезает его из фона, подставляет в невероятно красивую (по мнению фотографа) рамочку, распечатывает и отдаёт в детский сад. А далее педагоги предлагают родителям купить фотографии.

При этом цена за снимок обычно необоснованно высока, но родители всё равно фотографии покупают, зная, что в противном случае отпечатанные фото их детей окажутся на помойке, а этого никому не хочется. Практика показывает, что продажи фотографий при таком подходе достигают 80%. При этом, фотоматериал на выходе имеет достаточно посредственное качество, если не сказать хуже.

Красные, жёлтые, нерезкие лица, сомнительные ракурсы, отсутствие эмоций на лице ребёнка или просто напряжённая гримаса: «Отвалите от меня!» — вот всё то, что классический детсадовский бомбила делает в детских садах.

Именно по вышеназванным причинам я никогда и не помышлял попробовать работать в детских садах. Фотографировал репортажи на детских утренниках, снимал концерты, дни рождения в кафе и ресторанах, но в детские сады — ни ногой.

Всё переменилось, когда я случайно наткнулся на Youtube на видеоуроки по детской фотографии крутейшего детского фотографа и психолога с многолетним стажем Игоря Губарева . Первое видео, которое я отчётливо помню, было это:

Отлично помню, как мене поразило, удивило, даже шокировало то, как легко, непринуждённо и весело Игорь фотографирует детей, как он входит к ним в доверие и преодолевает скромность, излишнюю буйность, неконтактность детей. Стало очень интересно.

Поэтому я нашёл все видео Игоря, которые можно было обнаружить в сети. Большинство из них были размещены не на канале Игоря. Надо полагать, во многих случаях не с согласия Игоря. Что лишь способствовало моему рвению. Просмотрев всё что мог за одну неделю, я загорелся мыслью: хочу так же фотографировать детей! Хочу делать фотографии весело и играючи, хочу заниматься этим постоянно.

Тогда же я записался на мастер-класс Игоря в Санкт-Петербурге, и тогда же начал эксперименты с игровой фотографией. Первым ребёнком, которого мне довелось фотографировать, был Вася. Васе в тот день исполнилось три года, его постоянно поздравляли и отвлекали. Тем не менее, получилось установить какой-то контакт и сделать несколько фотографий.

Я и дальше продолжал искать детей, экспериментировать и фотографировать, напрашивался в качестве фотографа на детские мероприятия, играл с детьми друзей. Появились первые съёмки в детских садах, и вот тогда я окончательно понял, что это моё!

Главные идеи, которые остались у меня в голове:

  1. Не нужно навязываться. Нужно фотографировать так, чтобы родители сами привели вас в детский сад.
  2. Надо учиться работать с детьми с позиции аниматора, психолога и педагога, а не фотографа.
  3. Дети должны забыть, что их фотографируют!
  4. Нужно всегда оставаться человеком.

Опираясь на эти простые принципы, я сумел найти первые заказы на съёмку в детских садах, отсняв буквально за первые два месяца работы восемь детсадовских групп. Быстро получилось создать первое .

На этой стадии оказалось, что работать с группами детей всегда веселее, проще и продуктивнее, чем с одним ребёнком. Оказалось также, что Игорь прав на 100%: родители не должны присутствовать на фотосессии!

Поначалу было очень тяжело : приходилось учиться множеству психологических приёмов, вести работу над ошибками, тщательно планировать каждую новую съёмку, анализируя все предыдущие. Но уже с первой самостоятельной съёмки я понял главное: мне безумно нравится! Уходя из детского сада после шести часов работы, я чувствовал себя вымотанным, выжатым, но очень счастливым и довольным. С каждой новой съёмкой результат становился лучше, усталость меньше, а радости процесс доставлял больше и больше. Скоро я начал делать фотокниги выпускников , и создал для них отдельный сайт.

Каждый раз, возвращаясь на метро домой, я анализировал прошедшие часы работы, прокручивая в голове сильные и слабые стороны прошедшей съёмки, и делал в голове пометки:

  • Здесь перегрел детей, нужно было немного остудить
  • В тот момент нужно было привлечь их внимание играми на внимательность
  • Пристройка должна быть короче
  • Портреты нужно делать намного быстрее
  • Родителей нужно инструктировать, чтобы по возможности приводили своих детей раньше обычного
  • Свободный зал физкультуры надо согласовывать заранее

Моментов этих было чрезвычайно много, но я очень быстро корректировал свои ошибки.


Таким образом, за 2 месяца мне удалось более-менее выработать алгоритм съёмки и приёмы взаимодействия с детьми, выяснить типы фотографий, которые пользуются наибольшим «спросом». Первые съёмки я делал одним прокатным объективом Nikkor 24-70, но за два месяца у меня получилось скопить на собственный 24-70 и 80-200 2.8. Вернее, я изначально немного залез в долги, но за один месяц их отдал. Тем временем, сезон закончился, и у меня уже роились идеи на следующий год. Я занялся отдельным сайтом по фотоальбомам fotoigra.com , начал писать статьи по детской фотографии, стал делать некоммерческие игровые съёмки с детьми 6-7 лет. Сделал группу в контакте .

Благодаря статьям о детской фотографии, мой сайт выстрелил в поиске по некоторым ключевым запросам, и ко мне стали приходить заказы на репортажную съёмку, которые очень существенно помогли в конце мая и июне. Благодаря другу и фотографу Роману Барабонову, получил ещё несколько заказов на репортажную и концертную съёмку. В общем, понеслось. Но я отвлёкся от фотографии в детских садах.

Фотографировать детей не просто – здесь важна как техника, так и психологический аспект. Вероятно, на успех снимков влияет больше второй фактор, чем первый. Фотограф должен на какое-то время завладеть вниманием ребёнка всего за пару минут общения, зарядить его позитивом и сделать ряд удачных кадров.

Достаточно взглянуть на любые фотографии детей, до контакта с фотографом и после. Часто бывает так, что интервал между снимками всего в минуту, а разница на лицо. К примеру снимок ниже:

На фото справа видно, что ребенок отвлечен, думает о своем, а на фото слева – великолепный результат. Общение обязательно наладится – надо только подобрать несколько удачных фраз для маленькой модели.

Оборудование для съемки в детском саду

Для начала расставляются осветительные приборы – тут нет ничего трудного:

  • Необходим рисующий источник света, для этих целей вполне подойдёт моноблок с софтбоксом 100х80 см ;
  • Не обойтись без и без такого аспекта, как заполнения теней – для этого применяется отражатель;
  • Фоновый источник света также требуется – многие используют для этого моноблок с семидюймовым рефлектором;
  • Кто-то использует нетканый фон – его можно навесить на специальный держатель Manfrotto 314B с трёхсекционной телескопической перекладиной.

Схема расстановки света

Телескопическая перекладина – важный атрибут, действительно удобная вещь в наборе. Фон выбелится полностью благодаря источнику света, рекомендуемое расстояние от модели до фона – 300 см, следовательно, сильных обратных засветов на модели от фона можно не опасаться.

Примерные параметры съемки:

  • Диафрагма f/11 ;
  • Достаточная выдержка 1/250 с;
  • Чувствительность ISO100 .

Многие спросят, зачем делать выдержку такой короткой? Она же будет определённо короче выдержки синхронизации . Вовсе нет. Если используется старый фотоаппарат (предположим, Canon EOS 40D , имеющий кропнутую матрицу) – это оптимальный показатель.

Если размер пленочного кадра больше чем матрица, ламельный затвор сработает быстрее – ему надо будет пройти меньшее расстояние.

Оптимальное фокусное расстояние объектива – 100 мм , это поможет уберечься от лишних искажений пропорций лица. Более того, даже при таких условиях голова может получиться большой относительно тела. Это нормальная ситуация: диспропорции у детей не являются редкостью, не нужно этому удивляться.

Использование детской мебели в съёмке – табурет или стул?

Фотографы при съёмке детей обычно применяют специальную детскую мебель – прекрасно подойдёт табурет или простой детский стульчик, имеющий маленькую спинку. Предпочтительнее конечно табурет, так как спинка от стульев, может случайно оказаться в кадре. Табурет при этом лучше слегка развернуть к рисующему свету.

Обычно бывает так, что ребёнок садится на свой табурет, и сам непроизвольно поворачивается к софтбоксу. В результате получится отличный, живой снимок.

Опытный фотограф заранее на полу отмечает точки, где должны располагаться ножки стула – можно сделать это при помощи изоленты. Даже если дети слегка передвинут стул, можно не выполнять настройку схемы освещения заново.

Другие интересные моменты:

  • Кто-то полагает, что месторасположение стула отмечается специально для того, чтобы во время съёмки разных детей масштаб был одинаковым;
  • В реальности всё не так просто – неважно, какие усилия прикладывает фотограф, дети из группы всё равно все разные, даже с учётом одинакового возраста;
  • Для примера стоит разобрать ситуацию со съемкой корпоративного портрета. Кто-то в кадре всегда выше, кто-то несколько толще – люди разные;
  • Из-за этого схема освещения до съёмки выстраивается под средние параметры;
  • Когда съёмки окончены, все полученные портреты необходимо подогнать под определенный размер – гармония в корпоративном стенде или виньетке после этого действия гарантируется.

Но как минимум раз поменять освещение придется – чтобы сфотографировать воспитателей, без этого не обойтись.

Снимать детей – трудоёмкая, сложная работа, даже опытный человек может не справиться с задачей в определённых случаях. Большим уважением пользуются те мастера, кто фотографирует исключительно детей – здесь требуется колоссальное терпение и масса других ценных качеств.

Но если общается со своими моделями, умеет завладеть их вниманием – у него обязательно получатся интересные, достойные снимки. Детские фотографии важны – ведь это память о беззаботных годах, лучшем времени в жизни. Поэтому фотографу так важно работать с полной самоотдачей и большой любовью к своему творчеству.

49316 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!

Наверное, все родители прекрасно знают, на какой поток поставлен процесс фотосъёмки их детей в школах и детских садах? Приходит фотограф и за несколько часов фотографирует всех детей. На одного ребёнка у него есть не более минуты. Согласитесь, за это время трудно успеть подружиться с ребёнком и раскрыть его эмоционально. Но этого времени вполне достаточно, чтобы напугать малыша или нанести более серьёзную психологическую травму. Так как получить настоящие живые эмоции при такой поточной съёмке редко получается, фотографы переносят акцент на яркие декорации, костюмы (в том числе и виртуальные), чудо-эффекты фотошопа и художественные коллажи:)

Преимущества такого конвейерного подхода - скорость съёмки и простота обработки фотографий. Огромный плюс - лёгкость продаж, а порой и втюхивания фото родителям. Фото всего лишь должны соответствовать первоначально предъявленному образцу. К тому же есть такая категория родителей, которым такие фотографии нравятся, а значит их потребности удовлетворяются.
Но, как показывает опыт общения с людьми в различных городах и странах, многих родителей (включая меня) начинает тошнить от откровенного забамбливания постановочными фотографиями. Общаюсь я и с фотографами, которые работают в жанре фотоконвейера. Многие из них делают это дело без особого удовольствия. Они хотят снимать репортажи, делать живую фотографию. Казалось бы, всё удачно складывается, потому что родители хотят покупать фото и видеоистории о жизни своих детей в детских садах и школах. Сегодня спрос на живую, эмоциональную, непостановочную фотографию огромен!

Почему же всё в целом остаётся на уровне каменного века?

- Во первых, любая система инертна , она вытесняет изменения. Система конвейерной фотобомбёжки детских садов существует давно, механизм смазан 20% откатами и защищён стереотипами администрации. Зачем что-то придумывать, если всё и так нормально работает? А лучшее - враг хорошему!

- Во вторых, проводить фоторепортажи и игровые фотосессии сложнее и дороже для фотографа. Если для конвейерных съёмок с импульсным светом подойдёт любой любительский фотоаппарат, то для фоторепортажа требуется более мощное фотооборудование, а если быть точнее, то топовые камеры, оптика, и свет. Профессиональный набор в 10(!) раз дороже, чем любительский.

- В третьих, обработка репортажных фотографий дело крайне трудоёмкое, а значит дорогое . В случае конвейерной съёмки достаточно продумать установки для первой фотографии, а потом тупо перенести эти настройки на все фото сессии. Каждая фотография, снятая в условиях фоторепортажа, требует индивидуального подхода к обработке.

- Есть и другие мелкие сложности. Например: НЕ все родители готовы пока покупать сюжетные фотографии с участием нескольких играющих детей в кадре. При этом они с радостью приобретают портреты и групповые фотографии.

Но хватит о проблемах, пора переходить к решениям. Расскажу как я вижу ситуацию.
Я считаю, что надо совместить преимущества конвейерной съёмки с прелестью игровых и репортажных фотосессий.

Во-первых, фотографировать всех детей отдельно взятого детского сада или школы в один день нельзя с точки зрения психологической безопасности и невозможности раскрыть детей эмоционально. А эмоции - главное в фотографии! Я предпочитаю работать с одной группой детей до дневного сна или с классом в течении учебного дня. Но даже за такое большое время качественно, интенсивно, и, что немаловажно, равномерно сфотографировать всех детей очень тяжело. А если без конвейерного подхода с его преимуществами не обойтись, значит, надо придумать ИГРОВОЙ КОНВЕЕР . Причем, не один, а много и самые разные, потому что все мы знаем, что для детей лучший отдых - это переключение видов деятельности . А если процесс детям интересен, но при этом неутомителен, то достигается наилучшее управление поведением участников съёмки, а значит высокая безопасность при проведении фотосессии. Такой режим благоприятен и для фотографа, который меньше устаёт и менее подвержен эмоциональному выгоранию.

Главная идея - это выстраивать процесс таким образом, чтобы не бегать за детьми, а сделать так, чтобы они сами возникали перед тобой в нужное время, в нужном месте, в котором заранее выставлен свет, решены проблемы с задним и передними планами. Оптимально, если дети проходят какие-то испытания по очереди, или сюжет развивается по кругу, или все дети занимаются одной деятельностью.

Проиллюстрирую на примере фотосъёмки детей на занятия:

- На музыкальном занятии дети могут взять музыкальные инструменты и двигаться с ними по кругу вокруг фотографа. Фотограф не крутится, хаотично ловя момент, а фотографирует всех детей по мере их прохождения через место, которое заранее оптимально освещено, а также имеется прекрасный задний план. Есть игры, в ходе которых дети меняют музыкальные инструменты, что повышает вариативность съёмки. При этом все фото данного сюжета сняты с одинаковым освещением, а значит их обработка займёт минимум времени. Все дети будут сфотографированы, никто никого не будет перекрывать.

- На физкультуре очень зрелищна полоса препятствий. Но если вы построите её по всему залу и будете бегать за тридцатью детьми, и снимать в разных условиях освещения, то и результат съёмки будет нестабильным, с большим количеством технического брака. Удачные фотографии потребуют персонального подхода к обработке каждого файла. Вместо таких мучений, я выставляю только одно препятствие и все дети проходят его по очереди. При этом им также весело, как и в первом случае, но у сейчас меня есть стабильное освещение сцены и время на выбор самых удачных ракурсов. В результате я имею минимум смазанных и неудачных снимков, все фото легко обрабатываются, так как стабильны по цветам и яркости, да и изначально сняты с правильной экспозицией.

При этом НЕ надо забывать об игровых и соревновательных моментах: "Дети, кто, вылезая из туннеля, быстрее поймает меня глазками?! Кто самый весёлый? Всех грустных этот туннель превратит в сушеных, сморщенных огурцов!" Ну и так далее. После туннеля можно походить по "кочкам", попрыгать в высоту, проползти по лавке, "поплавать" в сухом бассейне с шариками, позабрасывать мяч в баскетбольное кольцо... Сюжетов, которые можно использовать в игровой конвейерной съёмке бесконечное множество. Достаточно оглянуться по сторонам в том месте, где проходит съёмка. На улице можно успешно задействовать элементы детской площадки, растительность, малые архитектурные формы. В совершенно пустой комнате можно работать только с эмоциями, например, поиграть в "Испорченный телефон".

В результате съёмка проходит организованно, весело и с большим количеством фотографий на выходе. Реально получить 1200-1500 уже обработанных фотографий при съёмке 25-30 детей на протяжении пяти часов.

Началась она тоже с игрового конвейера. За 2 часа я сделал по 15 портретов каждого ребёнка в процессе игры и общения с ними. Потом я прошел с ними несколько занятий и немного поиграл. Возможно просмотр этой серии покажется Вам утомительным, но все эти фото сортировались по каждому ребёнку и в результате, каждый родитель получил диск с хорошим набором фотографий своего ребёнка, а также с групповыми и сюжетными фотографиями его друзей.

А вот парочка видеоиллюстраций по фотосъёмке детей на физкультурных занятиях:

Такой подход к съёмке также отвечает и на очень популярный вопрос: "Как фотографируя двадцать пять детей, отснять их равномерно, никого не забыв?" В случае игрового конвейера эта задача решается буквально на автопилоте.