Обновлено: 03.03.2019

Олег Лажечников

17 833

75

Добрался я до последней статьи, связанной с фотосъемкой, ура! На тему обработки множество холиваров в сети: и, касательно того, что это нужно/не нужно делать, и касательно того, как конкретно делать. Мой взгляд на эту тему опирается на то, какого результата хочу получить лично я и какой ценой. Уточняю: прежде всего, я снимаю для блога и для своего семейного архива, то есть фотографиями напрямую я на жизнь не зарабатываю. Плюс ко всему, я не могу тратить на них слишком много времени, иначе работать будет некогда, все-таки фотографий приходится обрабатывать много. У меня на сайте выходит 2-3 статьи в неделю, в каждой примерно 20-40 фотографий. С другой стороны, совсем необработанные я тоже выпускать не могу, они блеклые (потому что RAW), часто есть слишком яркие или слишком темные участки, и тд, и такие фото мне самому не нравятся. То есть можно было бы, наверное, любые выкладывать, но это не мой вариант.

Как я обрабатываю фотографии в Лайтруме

Таким образом, я явлюсь сторонником неглубокой обработки из-за отсутствия мотивации тратить на это много времени, да и не вижу пока особой разницы для себя. Конечно, изредка я могу поколдовать подольше, но этот «шедевр» все равно потом некуда девать. Сейчас у меня вся обработка происходит в Lightroom, а другими программами уже и забыл, когда пользовался. Так что, если вы с Photoshop’ом на ты, и предпочитаете довольно сильно обрабатывать фотографии, то в посте вы вряд ли для себя что-то стоящее найдете:)

Как я уже сказал, вся обработка происходит у меня в Lightroom, и она довольно простая. Фактически, я только кадрирую и выравниваю горизонт, вытягиваю тени и затемняю светлые участки, добавляю цвета и резкости.

Импорт фотографий и пресеты

Вставляю флешку от фотоаппарата в кардридер и импортирую фото с переносом на внешний жесткий диск. О хранении фото, напишу ниже. При импорте применяю предварительно созданные пресеты: и . Сейчас использую только последний (у меня Sony A6500), в нем больше настроек под мою камеру и под то, как я снимаю. Есть еще парочка для телефона и второй камеру.

Но пресеты очень похожи, отличаются немного лишь настройками теней, светов и экспозиции и я их постоянно корректирую, так как, то мое мнение меняется, то в очередной раз пытаюсь подогнать настройки под большинство фотографий, чтобы меньше их обрабатывать. Одни из повторяющихся настроек: Clarity +25, Vibrance +25, Sharpening +60, Noise Reduction Luminance +65, Enable Lens Correction. Последняя довольно важная, так как подстраивает фотографию (в основном убираются геометрические искажения) под ваш объектив. Но это в случае, если Лайтрум знает вашу камеру. Например, для Canon G7xm2 мне приходится потом вручную выбирать что-то похоже на него.

Касательно пресетов, сразу хочу сказать, тут нет правильно или неправильно. Ну, если говорить о любителях, у профи все иначе, хотя и у них может быть особый авторский стиль. Поэтому вы можете создать для себя пресет с любыми настройками, как вам нравится, и это будет правильно. Ведь главное, чтобы оно вам подходило, вы же их обрабатываете, просто потому что «я так вижу». Тут, конечно, можно поспорить, я не настаиваю:) Никогда не поздно почитать о профессиональной обработке, о том, как гуру предлагают использовать ту или иную настройку, и изменить свои пресеты.

Файлы не переименовываю, оставляю, как есть.

Прореживание фото

Следующий этап после импорта и перед обработкой — это прореживание. Обычно удаляю: фото, которые смазаны, дубли (когда было сделано штук 20 фото одно и того же объекта), все фото с браком (слишком темные, слишком засвеченные и тд), просто фото, которые не нравятся. Иногда могу и оставить с браком, если нет ничего подобного, а фотка очень нужна.

Но вообще после пару лет фотосъемки стал гораздо меньше тратить времени на прореживание и менее тщательно прореживать, поначалу чуть ли 50% где-то оставлял. Проще жесткие диски менять на более емкие и покупать новые, чем сидеть несколько дней и прореживать. Тем более, мой архив растет не так уж и быстро. Плюс, к тому же не раз уже был такой момент, что вдруг понадобилась удаленная фотография, пусть и бракованная.

Прореживание происходит тоже в Лайтруме, помечаю фото, как Rejected клавишей X, потом удаляю сразу все помеченные.

Кадрирование и выравнивание горизонта

Поначалу кадрирование делал очень часто, потом видимо пристрелялся и композицию выстраиваю нормальную уже на этапе фотографирования. В статье я говорил, что пользуюсь правилом третей, так вот при кадрировании точно так же пользуюсь именно им. Не фанатично.

Баланс белого

Так как всегда фотографирую с автоматическим балансом белого, то подправляю его в программе на глазок рычажками Temp и Tint. В основном пользуюсь первым, вторым реже. Иногда можно использовать Auto, чтобы узнать мнение Lightroom. Кстати, цвета править сложно на обычных мониторах, потому что они не калиброваны, и у самих матриц плохая цветопередача. То есть вы сделаете, как вы считаете нужным, а у других пользователей, будет все видно совсем иначе.

Сейчас у меня Macbook Pro 15″ с экраном Retina. Считаю его, конечно, не эталонным, но очень хорошим по цветопередаче. Также мне вполне достаточно 15 дюймов двойного разрешения для обработки фотографий.

Вытягивание теней и затемнение светлых участков

Так как на многих фотографиях есть некоторые проблемы с динамическим диапазоном, то благодаря обработке можно их уменьшить. Для это высветляю тени рычажком Shadows (двигаю в плюс), потом затемняю слишком яркие участки Highlights (двигаю в минус). Получившийся результат корректирую Exposure (плюс или минус, в зависимости от ситуации) и частенько еще регулировать White и Blacks. Да, и чуть не забыл, прибавляю Contrast, потому что при осветлении теней он теряется, и изредка добавляю еще Clarity (до 50), увеличивая микроконтраст. Хотя обычно контраст и микроконтраст у меня сразу устанавливаются пресетом при импорте в нужные мне фиксированные значения (+10 и +25, соответственно).

Мне лично больше нравятся фото с микроконтрастом, чем с контрастом или с повышенной резкостью. Поэтому я иногда даже увожу Shadows сильно в плюс, а затем еще увеличиваю Clarity. Насколько он смотрибельно получается для вас, вы это сами решайте. Ну и контраст я часто делаю не за счет Contrast, а за счет White и Blacks, так получается более точно его отрегулировать, потому что регулируются с «двух сторон».

Добавление цвета

Раньше я применял 2 пересета: Blue Sky 0.5 (), или Skin toning lighter (). Первый пресет был подсмотрен у Сергея Доли (он назывался Matts Blue Sky 1), но я его чуть переделал, уменьшил изменения параметров в два раза. Второй не помню, где скачал. Так вот, сейчас Blue Sky 0.5 у меня уже «зашит» в пресет при импорте, таким образом, я еще немного сократил свои действия по обработке.

Blue Sky нужен для увеличения синевы неба, но для этого оно не должно быть слишком сильно пересвечено (иначе без толку будет), и для увеличения насыщенности желтых и оранжевых цветов. Важно упомянуть, что иногда нужно Luminance для синего цвета ставить обратно в ноль, иначе синева выходит не естественная.

Skin toning меняет баланс света, делая цвет кожи более похожим на настоящий. Но правда и все вокруг тоже меняет баланс, не только кожа. Так скажем, для любителей теплых оттенков и ламповости.

Увеличение резкости и убирание шумов

Так как все фотографии идут или на блог, или в Инстаграм, то есть фото будут просматриваться только с экрана, причем не в максимальном разрешении, а около 1000 px по ширине, то резкость можно безболезненно задирать в программе. Резкость у меня тоже задается пресетом еще при импорте (+60). В зависимости от фотографии, я могу уменьшить значения Sharpening, во избежание избыточной резкости или шума. Собственно, нейтрализация шумов у меня тоже происходит при импорте и потом я рычажок Luminance (+65) трогаю редко. В основном, приходится уменьшать Sharpening и Luminance для jpeg, полученных с мыльницы или смартфона.

И опять же упомяну тут инструмент Clarity. На самом деле он тоже делает фото более резким.

Использование дополнительных инструментов

Чаще всего из всех представленных использую градиентный фильтр, чтобы осветлить/затемнить часть фотографии, или изменить контраст или баланс белого определенной части фотографии. Иногда лучше вместо этого воспользоваться кистью, которая более удобна в случае, когда нужно изменить сложную область, например, лицо, на котором надо, наоборот, убрать Clarity (иначе оно будет слишком структурным). В последних версиях Lightroom эти инструменты имеют гораздо больше настроек, можно менять у выбранной области все, что угодно.

Реже использую штамп, чтобы убрать какой-то мусор с фотографии.

Экспорт

После того, как я обработал снимок, я ставлю флажок (Set Flag -> Flagged) клавишей P. Это позволит после того, как я закончу со всеми снимками, отобразить только их с помощью фильтра (Filter by flag -> Flagged only), просмотреть еще раз уже только на обработанные снимки и экспортировать их все скопом. Для каждой статьи я обычно обрабатываю около 20-40 фото.

Для экспорта у меня уже создан специальный пресет. В нем выбраны папка для экспорта, размер экспортируемого jpeg (2048×2048), его качество (75%), резкость при экспорте (High), сохранение мета-данных, водяной знак (настраивается и сохраняется тоже, как пресет). Для Инстаграма делаю качество 100%, вотермарк не добавляю.

Конечный результат

Фактически, в примере приведенном выше была некая попытка расширить динамический диапазон (если сильно расширять, то уже будет псевдj HDR). Естественно, не всегда нужно проводить именно такие манипуляции с фотографиями, но обычно они очень похожи: корректировка баланса синий/желтый, высветление теней, затемнение ярких участков, повышения контраста. Просто, когда не такая большая разница между темными и светлыми участками, то и рычажки не нужно будет двигать в крайние положения, а лишь совсем чуть чуть и делается это, конечно на глаз.

Почему Lightroom

Все просто, так сложилось. Я попробовал и мне понравилась эта программа. Она отлично подходит для коррекции фотографий, а не для их глубокого редактирования. Тут все именно для этого и сделано, есть все инструменты. Плюс в ней же у меня находится и вся библиотека фотографий, и можно довольно быстро найти все что нужно: есть куча разных фильтров, можно задавать метки фотографиям (я правда не пользуюсь этим совсем).

Аналогов полно, но пробовать ничего пока не хочется, все устраивает.

Про ресейз в Wordrpess

Не могу не упомянуть вот о такой вещи, которая может быть важной для блоггеров платформы WordPress. Я загружаю на блог фотографии размером 2048px по ширине, но в посте они отображаются в размере 800 px (полный размер по клику, фото показывается в лайтбоксе). Если вы у себя на блоге загружаете полноразмерные фотографии, а движок их сам ресайзит до нужного вам размера, то это так себе идея, если вам, конечно, важно качество. Дело в том, что встроенный ресайз довольно сильно поганит резкость, фото получается замыленными. Впрочем, это мало кто заметит из посетителей, если у вас конечно не портфолио фотографа с предложением своих услуг. Ну, и на хостинге может места не хватить, так как полноразмерный JPG может спокойно занимать 10 мегабайт.

Как вариант, использовать плагин Sharpen Resized Images, он будет добавлять резкости при ресайзе, но делает он это тоже довольно грубо.

Как я храню фотографии

Все фото, видео и другие файлы хранятся на внешнем портативном жестком диске Seagate 4TB, потому что не влезают на диск ноутбука. Данный диск у меня всегда с собой. Фотоархив сейчас занимает около 1.5 TB (на 2017 год), что на самом деле не очень много, если вы фотограф или блоггер, и снимаете много. Структура файлов представлена на скриншоте ниже. Как правило, под каждую поездку идет отдельная папка, внутри которой еще 2-3 папки для каждой из камер. Но если поездка длинная и по разным городам, то под каждый город тоже создается своя папка.

Папки имеют вот такую структуру: Год/Месяц_Число_Название События/Устройство съемки. Структура каталога в Lightroom точно такая же. И что удобно, можно в любую из папок на диске положить фото, а потом в Лайтруме синхронизировать эту папку, и фото появится в программе. По мне, так подобная структура довольно удобна для хранения, и не отнимает дополнительного времени на каталогизацию, один раз сделал и все. Сейчас просто есть тренд сваливать все в одну кучу, и уже потом сама программа распределяет фото по разным критериям. Мне такой вариант, нравится меньше.

Фото храню в оригиналах, то есть в RAW, чтобы иметь возможность в любой момент сделать из фото то, что мне нужно. А в Lightroom у меня в настройках стоит сохранение всей информации о фото в файлы XMP. Ведь при обработке RAW с самим файлом ничего не происходит, вся информация о совершенных действиях хранится в файле каталога. Так вот XMP — это дубль инфы для каждого фото, весят совсем чуть-чуть, поэтому общий объем особо не увеличивают. За счет XMP файлов упрощается перенос фото на другие компы и это некая защита от того, что с файлом каталога что-то случится, уже были преценденты, приходилось его удалять.

Куда бекапить фотографии

Помимо того, как хранить фото, важно куда еще их бекапить. Для начала надо запомнить золотое правило, что бекапов должно быть 2 . Как я уже сказал, все мои фотографии хранятся на внешнем жестком диске, то есть — это основная база, и к ней нужно еще сделать 2 бекапа (копии). Ваша основная база может быть и на жестком ноутбука, это удобнее.

Первый бекап я делаю на еще один внешний жесткий диск. Где-то раз в 3 месяца (и перед каждой поездкой) я делаю полную копию с одного внешнего (основного) на второй (бекапный). Чтобы это не занимало времени, я ставлю копироваться на ночь, и утром уже все готово. Второй жесткий диск я в поездки не вожу, то есть риск его угробить минимален.

Второй бекап я делаю в облако с основного жесткого, указав папку с базой в качестве папки для облака. Пока я использую облачный сервис Мейл.РУ, так как в 2014 у них была акция и они дарили пожизненно 1ТB. Но данного места мне уже перестало хватать, плюс мне не нравится скорость загрузки, и то, что хранилище не очень надежное, уже был случай, когда они часть файлов мне удалили. Поэтому я хочу перейти на , который считается сейчас самым функциональным и безопасным. Там есть неплохой платный тариф без ограничения места. В принципе я им уже пользуюсь, храню важные файлы, но пока бесплатным тарифом.

И еще один важный, как мне кажется, момент. Так как во все поездки я беру только один внешний жесткий диск, где хранится основная база, то есть риск его угробить. Это не страшно, так как дома хранится копия, но можно потерять фото из текущих поездок, если их постоянно перебрасывать с флешки на основной диск. Так вот, я по возможности оставляю на флешке все файлы, а не удаляю их сразу после перебрасывания на жесткий. Да, для этого нужен объем побольше у флешок (или несколько штук), чтобы их хватило на всю поездку, но зато гарантия. Также, если если в поездке есть хороший интернет в отеле, то файлы летят еще и в облако.

P.S. Вот и все, что могу рассказать про обработку фотографий и их хранение. Не густо, но что есть:)

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,76 из 5 (оценок: 63)

Комментарии (75 )

    Nick

    Мария Мурашова

    Екатерина

    Татьяна Садыкова

    Алексей

    • Олег Лажечников

      • Андрей Лунячек

        Александр

        • Олег Лажечников

          • Александр

            Олег Лажечников

            Олег Лажечников

            Александр

            Евгений

            Олег Лажечников

            Мария Мурашова

            Мария Мурашова

            Евгений

            Александр

            Олег Лажечников

            13.06.2014 в 16:15 |

За последние несколько лет я открыл для себя много нового в технике фотосъемки портретов, особенно маленьких детей. Учитывая тот факт, что каждая портретная фотосессия является уникальной, я разработал свой собственный стиль (который, во многих отношениях, постоянно усовершенствуется, по мере освоения мной новых методов), для фотосъемки и редактирования конечных фотоснимков. Поэтому я решил, что ознакомление с ним может помочь тем, кто только начинает такого рода фотосъемку. Они смогут увидеть несколько практических примеров, наряду с детальным объяснением творческих методов, которые я применяю во время работы.
Я делаю все свои правки в программе Lightroom, и хотя иногда приходится делать некоторые более глубокие изменения изображения в Photoshop, 98 процентов всех фотографий, которые я предоставляю своим клиентам, не нуждаются в более серьезной обработке, чем обработка в Lightroom. Если у вас нет данного программного обеспечения, я его вам очень рекомендую!

В начале делаем качественный исходный фотоснимок

Прежде чем перейти к разговору о редактировании фотоснимков, я должен разъяснить одну вещь. Никакие приемы редактирования не смогут исправить первоначальную ошибку, допущенную во время фотосессии. Именно поэтому очень важно получить оригинальный (начальный) кадр, как можно лучшего качества. Это включает в себя такие вещи, как определение подходящего места для фотосъемки, выбор правильного времени дня, и общение со снимаемой персоной (или ее родителями, если вы работаете с детьми).
Наряду с этим большое значение имеют и ваши собственные творческие решения и настройки фотокамеры. Такие, как выбор диафрагмы и фокусного расстояния, композиция фотоснимка, угол расположения фотокамеры, выбор условий освещения, и много других факторов, которые имеют огромное влияние на окончательный результат получения любого снимка в портретной фотографии .
Конечно, если вы работаете в студии, то сможете намного лучше контролировать некоторые из этих моментов, но в конце дня, плохо сделанный фотоснимок останется именно таким, независимо от того, сколько времени вы проведете над его редактированием в Lightroom или Photoshop.
Все это я говорю исключительно для того, чтобы вы поняли, что инструменты для редактирования, не волшебное лекарство от всех болезней, которое может заставить сиять все ваши плохие фотографии. И лучший способ получения исходных качественных фотоснимков, это не думать о будущем их редактировании, а сосредоточиться на таких моментах, как экспозиция, освещение, кадрирование, и композиция. Также рекомендую вам снимать в формате RAW, а не JPEG, для того, чтобы максимизировать количество данных для каждого фотоснимка, с которыми вы сможете работать при его редактировании.

Базовая обработка портретного снимка

Я сделал этот снимок фотокамерой Nikon D7100, с фокусным расстоянием 50 мм, F/1.8 и ISO 200. Так как солнце уже садилось, а я снимал без выносной фотовспышки, то мои «осветительные» возможности были немного ограничены. Отец снимаемого мальчика стоял позади меня, держа в руках мой 43-дюймовый рефлектор Neewer, чтобы направить больше света на портретируемого. (Если у вас нет такого рефлектора, то я настоятельно рекомендую приобрести его. Он довольно дешевый и станет отличным дополнением к любым настройкам фотокамеры.)

Начальное фото было немного недоэкспонировано, что хорошо видно на его гистограмме.

Я также решил расположить ребенка на фоне красивых зеленых кустов, и из полдюжины сделанных фотоснимков я выбрал именно это изображение, на котором он смотрит не прямо в камеру, а немного в сторону от нее. Часто при работе с детьми, я обнаруживаю, что лучшие снимки получаются при непостановочной съемке, в отличие от «правильных» фотографических поз. Но опять же, это творческий выбор, который вы должны будете сделать сами. И последнее, что я решил – это снимать в формате RAW, чтобы получить максимальное количество данных, которые будет возможно откорректировать при пост-обработке на компьютере.

Корректируем экспозицию

Первое, что я определил в программе Lightroom (и вы, вероятно, заметили тоже) что изображение слишком темное. Беглый осмотр гистограммы показал, что в целом я получил очень хорошие изображение, но, чтобы оно выглядело немного лучше, я увеличил экспозицию на 1,2 стопа (ступени), а также немного обрезал его, чтобы сосредоточить внимание зрителей на лице мальчика, без отвлекающего кирпичного здания на заднем плане.

Первая корректировка: Обрезка изображения и увеличение экспозиции на 1,2 ступени.

Меняем температуру и оттенок (насыщенность)

Для начала не плохо, но есть еще определенные моменты, которые требуют редактирования. Общая яркость изображения стала лучше, но цветовая насыщенность немного хромает. Начальные настройки баланса белого, установленные моей фотокамерой, были следующими: цветовая температура — 4900 K, и оттенок (-9). Но я хотел получить что-то более теплое, поэтому я увеличил температуру до 5700 K и изменил оттенок на (-7).

Вторая корректировка: настройка баланса белого и оттенка.

Добавляем контраст и насыщенность

Такая картинка мне нравится намного больше, но в ней все еще присутствуют некоторые детали, которые требуют правки. Теперь, когда вся фотография отэкспонирована правильно, остаются некоторые слишком яркие участки, которые были откорректированы (в сторону уменьшения) с помощью ползунка Highlights до значения (-19). После этого я увеличил насыщенность (Saturation) до (+6), а также добавил контрастность (Contrast) до (+4).

Третья корректировка: приглушение ярких участков, увеличение насыщенности и контрастности.

Такой снимок гораздо больше нравится мне, однако важно помнить, что все изменения, внесенные в фотографию при пост-обработке, в основном базируются на основе индивидуальных творческих идей, и в этом смысле нет правильного или неправильного способа сделать что-то.

Кто-то, например, отдает предпочтение ненасыщенным изображениям, или предпочитает селективное окрашивание (это когда одна часть изображения цветная или слишком контрастная, а остальная ее часть имеет почти черно-белый оттенок), другие используют обрезку для достижения различных интересных эффектов. И здесь нет предела фантазии автора.

Добавляем небольшое виньетирование

И в этом ключе, одна вещь, которую я делаю, время от времени, это добавление незначительного эффекта виньетирования (используя функцию Highlight Priority, и установив значение параметра Post Crop Vignette на -26), что я и сделал здесь, чтобы привести к окончательному виду фотоснимок, который я передам моему клиенту.

Окончательная корректировка: добавление небольшого эффекта виньетирования, и некоторые незначительные корректировки цвета.

Используйте разные варианты

Рассматривая данный фотоснимок, вы можете сказать, что расцветка могла бы быть более яркой, или что виньетирование должно быть сильнее, или что композицию кадра можно построить иначе, но в том то и состоит вся прелесть фотографирования, что все мы можем иметь собственное мнение о том, какой вид должно иметь конечное изображение. Мне оно понравилось, так же, как и моим клиентам, а это для меня самое главное.

На этой фотографии я использовал инструмент Brush (Кисть) для выборочного обесцвечивания оранжевых полосок на рубашке мальчика, а также функцию Radial Filter (Радиальный Фильтр) для осуществления более тонкого виньетирования.

По моему мнению, важно сохранять чувство естественности в фотографиях, не позволяя редактированию брать верх над реальностью, выходя из-под контроля. Легко чувствовать себя всесильным джинном, когда вы начинаете играть с инструментами Lightroom, Photoshop, или другого программного обеспечения для редактирования фотоснимков.

Но мое основное правило при редактировании — это сделать так, чтобы окончательный фотоснимок отображал то, что я увидел, когда я первоначально посмотрел в видоискатель фотокамеры.

На фотоснимке, представленном выше, например, оранжевые полоски на рубашке мальчика, были немного отвлекающими, поэтому я избирательно и совсем немного обесцветил их с помощью инструмента Brush Tool в программе Lightroom. И это, наряду с другими правками, подобными описанным выше, позволило получить фотографию, которой мой клиент был очень доволен.

Секреты и уроки обработки

Обрабатываем мужской портрет

Секреты обработки портрета

Обработка женского портрета в лайтрум

Заключение

И в заключение хочу сказать, что широкая доступность инструментов для редактирования, это очень здорово. Но если вы слишком сильно начинаете «нажимать» на насыщенность, увеличиваете четкость до абсурдных уровней, или делаете десятки мелких изменений с помощью кисти, то в результате получите изображение, которые мало похоже на оригинал, и воспринимающееся, как пустой и невыразительный фотоснимок.

Adobe Lightroom в настоящее время представляет собой массивное, в чём-то неуклюжее программное обеспечение для обработки фотографий с таким количеством инструментов и функций, что они способны свести с ума любого фотографа. Однако, упрощённо, Lightroom был создан для выполнения всего трёх задач: сортировки изображений, их обработки и экспорта. Тысячи статей и видеороликов в интернете и сотни книг свидетельствуют о том, что освоение работы в Lightroom – тема важная как для новичков, так и для опытных фотографов. В этом руководстве для начинающих будет подробно разобран процесс использования Lightroom: от начала до конца, а также будут приведены советы по моментам, которые больше всего запутывают пользователей.

Эта серия статей охватывает все основы работы в Lightroom, и если вы хотите найти в статье какой-либо конкретный термин, вы можете нажатием комбинации клавиш Ctrl + F вызвать окно поиска и ввести в нём искомое слово. Если вы никогда раньше не использовали это сочетание клавиш – обязательно попробуйте, так как оно позволяет быстрее найти необходимую информацию в тексте статьи.

Кроме того, для удобства навигации по разделам руководства вы можете использовать содержание:

Это руководство было создано для того, чтобы объединить всё, что необходимо знать новичку о Lightroom, независимо от того, какую версию программы он использует.

Хочется надеяться, что, даже если вы ничего не знаете об этом программном обеспечении, то после прочтения нашего руководства вы будете обладать знаниями, достаточными для понимания работы с Lightroom на среднем или даже профессиональном уровне.

Если какие-то из приведённых советов покажутся вам полезными, сохраните эту страницу в закладках, чтобы использовать их в последующем.

Новичку Lightroom может показаться очень сложным, и цель данного руководства заключается в том, чтобы максимально упростить процесс знакомства с ним.

Что такое Lightroom?

Lightroom – это программное обеспечение для постобработки и организации изображений. Оно позволяет сортировать фотографии, редактировать и экспортировать их в любой необходимый формат и размер. Давайте немного подробнее рассмотрим каждую из этих трёх функций:

Организация изображений

Самое очевидное, что делает Lightroom – помогает фотографу организовать и упорядочить имеющиеся у него фотографии.

Каждый раз, когда вы импортируете изображения в Lightroom, вы можете увидеть их месторасположения на вашем компьютере (в виде файловой структуры). Эта информация отображается на левой стороне рабочего экрана программы. Обычно, при импорте изображений, вы сможете увидеть что-то вроде этого:

Фотографии, хранящиеся на вашем компьютере, не отображаются в каталоге Lightroom автоматически. Если вы хотите добавить какие-то фотографии или целые папки в Lightroom, вам необходимо импортировать их. Подробнее об этом будет сказано позже.

Конечно, Lightroom не просто показывает вам файловую структуру с директориями, где хранятся ваши фотографии, помимо этого в нём предусмотрено множество способов организации и упорядочивания фотографий.

Редактирование фотографий

Возможности Lightroom не ограничиваются только лишь организацией и управлением библиотекой изображений на вашем компьютере. Самый главный функционал этого приложения, пожалуй, заключается в возможности редактировать отснятые фотографии.

Lightroom не предлагает такой же широкий спектр инструментов для редактирования, как, например, Photoshop, но это не означает, что его возможности по обработке фотографий скудны. Многие фотографы для редактирования отснятого материала используют только Lightroom. В настоящее время, пожалуй, Photoshop чаще используется для графического дизайна, чем для редактирования фотографий.

Возможности Lightroom по обработке изображений охватывают все основные параметры: яркость, контраст, цвет, резкость, и многие другие. Кроме того, у пользователя есть возможность применять локальные изменения – то есть, редактировать отдельные области изображения, в то время, как остальные остаются неизменными.

Иными словами, Lightroom был разработан и для редактирования фотографий. Это не просто дополнительная фишка программы, которую можно использовать время от времени, основную обработку выполняя в Photoshop, нет. Lightroom предназначен быть основным инструментом фотографа для постобработки отснятых изображений.

Экспорт фотографий

Скорее всего, вы уже имеете представление об экспорте фотографий.

Например, вы собираетесь отправить по электронной почте своим близким или друзьям несколько новых фотографий. В таком случае вы можете столкнуться с ограничением размера файлов вложения, которые имеются практически у всех почтовых служб (в среднем, порядка 25 мегабайт) – то есть вы не сможете отправить фотографии в полном разрешении.

Один из способов, которым вы можете уменьшить размер фотографий для отправки по электронной почте – уменьшить разрешение изображения. Например, уменьшив сторону фотографии с 4000 пикселов до 1000 пикселей, вы получите примерно 20%-уменьшение размера изображения. Это одна из задач, с которыми Lightroom справляется очень хорошо.

При экспорте вы не теряете оригинальную фотографию, а получаете её уменьшенную копию. Экспортируемое изображение будет иметь имя файла (или даже тип файла), отличное от исходной фотографии, и вы можете делать с ним всё что угодно, не боясь испортить или потерять исходное изображение. Причём, Lightroom не подведёт вас даже в тех случаях, когда вы не изменяете имя или директорию для расположения экспортируемого изображения – программа автоматически присвоит копии имя, отличное от оригинала.

Чтобы экспортировать фото просто кликните правой кнопкой мыши по выбранному изображению в Lightroom, а затем перейдите в раздел меню Экспорт (Export>Export) и выберите желаемые параметры.

Конечно, Lightroom получил свою известность не за это, но в любом случае вам необходимо знать об этой функции, потому что она очень удобна.

Чем Lightroom отличается от других графических редакторов?

Это один из самых распространённых вопросов о Lightroom. Lightroom в ключевых моментах существенно отличается от других редакторов, предлагаемых современным рынком, в том числе и от Photoshop, так что он может работать несколько иначе, чем вы ожидали.

Например, когда вы вносите изменения в вашу фотографию в Lightroom, то эти изменения вы видите только в Lightroom.

Что это значит? Это значит, что если вы увеличите яркость фотографии в Lightroom, то открыв редактируемое фото в любом другом графическом редакторе или программе для просмотра изображений, вы будете удивлены, потому что увеличения яркости вы не увидите. Всё дело в том, что при редактировании в Lightroom основной файл изображения не затрагивается и остаётся полностью неизменным.

Это характерная особенность Lightroom, его фундаментальное отличие от других редакторов, которое, кстати, нельзя отключить в настройках или каким-либо иным способом.

Так почему же профессионалы предпочитают использовать Lightroom, если результаты редактирования фотографии видны только в Lightroom?

В действительности у такого решения есть множество преимуществ.

Прежде всего, сделаем оговорку, что есть простой способ просматривать отредактированные в Lightroom изображения вне этого редактора. Как? Вы уже знаете ответ – экспортировать отредактированную фотографию. Все изменения, внесённые в оригинальное изображение, будут применены к создаваемой при экспорте копии.

Таким образом, вы можете отредактировать фотографии в Lightroom, но, открыв её в любом другом приложении, вы не увидите никаких изменений. Решение в этом случае простое: повторно войти в Lightroom, кликнуть правой кнопкой мыши по нужному изображению, выбрать команду: Экспорт> Экспорт и экспортировать фото с желаемыми параметрами. Экспортированное изображение будет содержать все внесённые изменения. Оно не заменит исходный файл, а создаст совершенно новую фотографию, содержащую все настройки и параметры, выбранные вами при экспортировании (имя и тип файла, размер в пикселях, степень сжатия и так далее).

Почему такое решение лучше, чем обычное редактирование исходного изображения? В качестве ответа можно привести несколько причин, но самая главная заключается в том, что такой способ редактирования является недеструктивным (подробнее о графических редакторах для недеструктивной обработки изображений мы говорили в статье). Вы никогда ничего не меняете в исходном файле изображения. В Lightroom, вообще, есть всего три инструмента, способные повлиять на оригинальное изображение: переименование файла изображения, перемещение файла в новую директорию жёсткого диска, а также удаление изображения. Lightroom практически не оставляет пользователю шансов испортить какую-либо фотографию необратимо и бесповоротно!

Именно поэтому Lightroom так нравится фотографам – вы никогда не испортите исходную фотографию!

Что такое каталог Lightroom?

Какую бы информацию вы ни читали о Lightroom, вам постоянно будет встречаться термин «каталог». И это не удивительно, ведь Lightroom представляет собой программное обеспечение для каталогизации изображений.

Что это значит? На самом деле, это именно то, о чём было сказано выше: Lightroom фактически не затрагивает ваши фотографии.

Каждое изменение параметра фотографии, которое вы совершаете при её редактировании; каждое присвоение рейтинга изображению; каждый импорт изображений – вся эта информация сохраняется где-то, но не в ваших фотографиях. Где? В каталоге Lightroom .

Каталог Lightroom представляет собой файл, который содержит информацию обо всех изменениях и корректировках, вносимых в каждую из ваших фотографий. Он не занимает слишком много места на вашем жёстком диске. Например, размера файла каталога Lightroom, содержащий информацию о тысячах фотографий, будет составлять всего около 300 мегабайт. Впечатляет, не так ли?

Откровенно говоря, работа с несколькими каталогами на одном компьютере, или работа с одним каталогом на нескольких компьютерах может быть достаточно сложной. К счастью, вам, вероятно, пока ещё нет нужды работать с несколькими каталогами. Если же вы просто хотите добавить несколько фотографий в один каталог Lightroom, вы уже знаете достаточно, чтобы сделать это.

Фотографии, размещённые на вашем жёстком диске (или карте памяти), не добавляются в каталог Lightroom по умолчанию – вам нужно самостоятельно добавить их в каталог. Как? Чтобы добавить фотографии в каталог Lightroom вам стоит начать с диалогового окна импорта.

Начало работы: Как импортировать фотографию в Lightroom?

Запустив Lightroom, в нижнем левом углу вы увидите вкладку с надписью «Import…» (Импорт).

Кликнув по нему, вы войдете в диалоговое окно импорта. Окно импорта также может открываться автоматически при запуске Lightroom или при подключении карты памяти к компьютеру – всё зависит от того, какие параметры вы выбрали в настройках вкладки Preferences в верхнем меню Lightroom.

Диалоговое окно импорта – это место, где можно выбрать фотографии для добавления в каталог Lightroom, чтобы систематизировать и редактировать их. В конечном итоге, вы будете видеть это диалоговое окно очень часто – каждый раз, когда будете копировать отснятые фотографии на компьютер.

Давайте рассмотрим области диалогового окна импорта немного подробнее.

Левая область диалогового окна

Самая простая часть диалогового окна импорта – вкладка в его левой части. Здесь можно выбрать, какие фотографии вы хотели бы открыть в Lightroom, просто нажав на соответствующую папку (или карту памяти), в которой они расположены. Причём в этой вкладке отображается вся файловая система вашего компьютера, а не только жёсткие диски и карты памяти. Так что, если вы захотите импортировать в Lightroom фотографии, расположенные на рабочем столе, в папке Загрузки или в любом другом месте, вы сможете сделать это без проблем.

Параметры в верхней части диалогового окна

В верхней части диалогового окна доступны для выбора несколько параметров импорта в каталог Lightroom: «Copy as DNG», «Copy», «Movie» и «Add».

Add (Добавить) – отлично подходит в случае, если вы не хотите перемещать фотографию, расположенную на вашем компьютере, на новое место, а просто хотите, чтобы она открывалось в Lightroom. Это идеальный вариант импорта, если ваши фотографии уже хранятся там, где вам нужно.

Move (Переместить) – подойдёт для случаев, когда вы пытаетесь добавить несколько фотографий в каталог Lightroom, но эти фотографии хранятся не в нужном месте на вашем компьютере. То есть, если фотографии находятся, например, на Рабочем столе, а вы хотите переместить их в каталог: Фотографии>2017_год>Май, то, выбрав этот параметр, вы сможете переместить фотографии в нужное место, в то же время, добавив их в каталог Lightroom.

Copy (Копировать) – можно использовать в случае, если фотография, которую вы хотите добавить в каталог, находится не в нужном месте, но вы не хотите удалять её из текущего каталога, а хотите создать её копию в желаемом месте. Этот вариант может показаться странным, но на самом деле он очень полезен. Например, если вы импортируете фотографии с чьей-нибудь карты памяти, вы вряд ли захотите перемещать изображения с карты на компьютер (при этом полностью удалив их с карты). Вместо этого, вам будет гораздо удобнее создать копии необходимых изображений и поместить их в нужное место на вашем компьютере, а Lightroom добавит в каталог именно скопированный файл изображения.

Copy as DNG (копировать, как DNG (цифровой негатив) – пожалуй, наименее используемый параметр копирования. Работает так же, как параметр Copy, но при этом создаваемая копия будет иметь формат.DNG, а не JPEG, TIFF, CRW, NEF, или любой другой, который был у оригинального файла.

Из практики, наиболее удобным является параметр Copy, так как благодаря ему у вас получается 2 копии фотографий (например, на карте памяти и на жёстком диске), одна из которых может выступать в качестве резервной копии.

Параметр Add же, наоборот, имеет самый низкий потенциал для практического использования, потому что, выбрав его при импорте фотографий с карт памяти в Lightroom, как только вы извлечёте карту из компьютера, добавленные фотографии сразу же перестанут отображаться в каталоге.

Правая область диалогового окна

Если вы никогда не работали в Lightroom, то большое количество параметров и настроек, размещенных в правой области диалогового окна, могут вас смутить.

Тем не менее основная цель панели в правой области диалогового окна заключается в том, чтобы просто указать Lightroom директорию, куда вы хотели бы переместить фотографии (копировать или копировать, как DNG). Если вы будете импортировать фотографии, которые, по мнению Lightroom, уже расположены в нужной папке, данная панель не появится.

Все остальные настройки, размещённые во вкладках этой панели, могут использоваться вами по собственному усмотрению. Например, вы можете переименовать файлы, которые вы собираетесь импортировать (вкладка File Renaming). Или же вы можете применить ко всем импортируемым изображениям заранее заданные параметры, например, степень увеличения резкости, степень снижения уровня шума, метаданные.

На первом этапе знакомства с Lightroom вам достаточно будет выбрать папку, в которую будут копироваться фотографии. Любые настройки, размещённые в правой панели диалогового окна импорта, вы можете поменять в любое время по своему усмотрению.

Нижняя панель диалогового окна

Последний элемент диалогового окна импорта – панель в его нижней части. Основным параметром в ней является вкладка Import Preset, позволяющая сохранить все выбранные вами настройки импорта для того, чтобы использовать их в будущем.

С импортом изображений в Lightroom мы разобрались, о том, что происходит после импорта, мы поговорим в следующей статье. Следите за обновлениями!

По материалам Спенсера Кокса / Photographylife.com

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Существует Треугольник услуг, который вы вероятно уже встречали, и выглядит он примерно так: есть три параметра (дешево, быстро, качественно), но вы можете выбрать только два. Впервые я увидел этот знак в автомобильной мастерской несколько лет назад, но это относится практически к любой профессиональной деятельности по производству товаров или предоставлению услуг, и особенно это применимо к фотографии.

Как у фотографа, у вас нет неограниченного количества времени, но вы и ваш клиент предполагаете получить хороший результат, а это не всегда дешево и быстро. К счастью, Lightroom делает возможным произвести базовую обработку портретов всего за несколько минут, которую вы в последствии можете применить к другим фотографиям, сделав вашу работу еще быстрее.

Прежде, чем я приступлю к сути в этой статье, я хочу прояснить, что следующие шаги являются процессом, который подходит именно мне, но ваше уникальное решение может от него отличаться. Важно найти и составить оптимальный рабочий процесс, который легко копировать и повторять, чтобы вы не проводили все свое время, делая те же этапы редактирования снова и снова.

С какой бы редактирующей программой вы не работали – будь это Lightroom, Photoshop, Capture One или даже бесплатные инструменты, как Photos или Picasa – имеет смысл выработать свой способ редактирования, который будет соответствовать вашему стилю. Я знаю, что тот общий вид портрета, которого я хочу достичь, может существенно отличатся от того, что предпочитаете вы. Понимание того, как достичь моего определенного стиля заняло некоторое время, но теперь моя обработка занимает гораздо меньше времени, потому что я составил для обработки своих фотографий определенный ряд действий:

  1. Баланс белого
  2. Резкость
  3. Виньетирование

Эти шаги быстрые, и обычно они составляют 90% всей обработки, и часто приводят к готовому результату без дополнительного редактирования. Давайте рассмотрим эти шаги один за другим:

Этот оригинал достаточно хорош, но все же нуждается в некоторых манипуляциях прежде, чем я отдам его клиенту.

Шаг 1: Баланс белого

Одним из преимуществ съемки в формате RAW является возможность откалибровать Баланс белого вашего снимка, в то время, как съемка в JPG оставляет не так уж и много свободы не только относительно Баланса белого, но и большинства параметров фотографии. Конечно, обратная сторона съемки в RAW в том, что настройка Баланса белого может забрать много времени, но многое из этого может быть устранено с помощью инструмента Пипетка в Lightroom (целевой инструмент) вместо перемещения слайдеров вручную.

Чтобы быстро настроить Баланс белого, нажмите на кнопку Пипетка, затем найдите участок на вашем изображении, который сохранил натуральность цвета – думаю, лучше слегка серый, чем чисто белый. Этот инструмент может и не подобрать идеальные цвета повсюду, но вы быстро приблизитесь к цели, после чего вы можете настроить Температуру и Оттенок на свое усмотрение.

Еще один совет, чтобы ускорить настройку, это нажать прямо на числах Температуры и Оттенка, и с помощью стрелок вверх/вниз установите нужное значение, или удерживайте и делайте то же самое для большего изменения значений.

Шаг 2: Тон

Закончив с настройкой Баланса белого, переходим к другим первоначальным настройкам, используя Основную панель в модуле Коррекции. Чтобы достичь своего особого стиля, я обычно начинаю со следующих значений. Чтобы быстро изменить каждый параметр, выделите значение и введите новое, затем нажмите , чтобы мгновенно переместится к следующему.

Экспозиция 0, Контраст 0. Я не изменяю эти значения, пока не сделаю следующие настройки, которые вы видите ниже. Они являются глобальными и влияют на все изображение, и это совсем не то, что я хочу делать прямо сейчас. Ели изображение все еще слишком светлое или темное после остальных базовых настроек, я увеличу или уменьшу экспонирование соответственно, но мне редко нужно регулировать контрастность, и в следующих шагах вы увидите почему.

Света -25. Это работает даже в пересвеченных участках портрета, поэтому любые слишком яркие пятна будут смягчены.

Тени +20 . Это способ осветлить темные участки портрета и выявить немного больше цвета и деталей.

Белые +20, Черные -25. Я использую эти слайдеры вместо регулировки контрастности, потому что это дает мне более детальный контроль над общим видом и ощущением моего портрета. Я по сути делаю Белые и Черные более чистыми, что придает портрету богатый вид. Некоторые люди пренебрегают этим шагом и делают настройки в Тоновой кривой, но это дело личных предпочтений, хотя, на мой взгляд, настроить Белые/Черные гораздо быстрее.

Четкость -5. Большинство людей увеличивают Четкость, что по сути влияет на контраст краев в основном в средних тонах, но мне нравится более приглушенный вид, поэтому я обычно начинаю с понижения четкости на несколько позиций.

Сочность 0 (ноль). Это слайдер в основном влияет на цвета за пределами нормального диапазона человеческого глаза, так что это может быть полезно для съемки на открытом воздухе, если вы хотите сделать природные цвета более яркими. Я оставляю это значение на нуле, а затем при необходимости регулирую.

Насыщенность +5. Обычно я люблю добавить немного цвета, поэтому начинаю с небольшого увеличения значения, а потом перемещаюсь вверх или вниз по мере необходимости.

Я всегда начинаю с этих корректировок, а потом настраиваю их индивидуально. Весь процесс занимает всего минуту и почти всегда приводит к результату, который выглядит значительно лучше, чем импортированное изображение.

Этот снимок уже более яркий, чем первоначальный, хотя настройки были самые простые.

Шаг 3: Резкость

После того, как настройки цветов и оттенков сделаны, я практически всегда добавляю некоторую резкость изображению. В портретах важно, чтобы глаза были в фокусе и резкости, поэтому следующий этап после Основных настроек, это использование панели Детализация для получения необходимой резкости.

Нажмите на символ мишени в верхнем левом углу, а затем нажмите на глазах вашей модели, чтобы увеличить обзор, после этого отрегулируйте резкость. Я обычно начинаю со значения 50 и затем использую дополнительные параметры, как Радиус и Детали, если это необходимо, но эта базовая настройка быстрая и обычно дает мне тот эффект, который я хочу.

Я также применяю маску для резкости, чтобы изменения не касались остальных участков. Таким образом глаза остаются резкими, а кожа лица не приобретает нежелательную текстуру. Если удерживать ALT, нажав на слайдер Маскирование, то вы увидите что-то такое (смотрите ниже). На белых участках резкость будет применятся, а на черных нет. Используйте это, чтобы решить, насколько большой будет применена маска в вашем портрете.

Шаг 4: Виньетирование

Этот шаг немного спорный – некоторые люди любят виньетирование, а другие считают это совершенно неуместным в современной фотографии, но, как я уже говорил в начале, все дело в стиле и рабочем процессе, который работает на вас. Я обычно добавляю легкое виньетирование в свои портреты, но если это не ваше, то просто пропустите этот шаг. Он не является частью пятиминутного рабочего процесса, но прекрасно вписывается в мой, вот почему я его сюда добавил. Я использую легкое осветление основного участка и темное виньетирование, стараясь сделать эффект очень слабым.

Вот и все – дело сделано

Выполнение этих четырех шагов не всегда приведет вас к законченному портрету, но как подразумевает название этой статьи, вы можете получить хорошо отредактированный портрет менее, чем за пять минут с помощью этих простых шагов. Потом вы можете применить дополнительные инструменты, как, например, кисти, удаление пятен или коррекцию красных глаз, но эти шаги сделают большинство самой важной работы.

После – легкие изменения, но вы можете увидеть разницу

Сохраните свои настройки в качестве пресета

И последний способ еще больше ускорить процесс обработки состоит в том, чтобы создать пресет, который основывается на вашем рабочем процессе, чтобы потом применять его к остальным импортируемым фотографиям.

Если вы воспользуетесь этой опцией, то сделайте поправку на возможность ошибки и будьте более сдержанны в правках для создания пресета. Скорее всего вы не захотите применять кардинальные изменения к каждой фотографии, но, если вы обнаружите, что проделываете одни и те же шаги снова и снова, то, пожалуй, самое время создать пресет.

Вы можете применять его по желанию после импортирования, нажав на правую кнопку мыши на любом снимке а модуле Коррекции, или выбрав свой пресет в разделе Коррекции (или найдя его в панели Параметры пресетов с левой стороны Lightroom).