Написание сценария - один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий - итог сложных, напряженных поисков автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и мысленное воплощение ее в будущее экранное произведение.

Сценарий - это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий - это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Об экранных средствах выразительности речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.

Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представления у читателя, достигает этого с помощью слов - ярких или серых, точных или неточных. Важнейший фактор, определяющий полноту воображаемой картины, - мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательное видение элементов будущего экранного сообщения - кадров и их сочетаний - неколебимый закон.

Публицистическая телевизионная передача (и фильм) начинается и определяется литературной, словесной основой - сценарием. Форма его может быть различной - от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева - зрительный ряд, справа - текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева - то, что зритель видит на экране, справа - то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером. Вообще телевизионный автор, в отличие от театрального драматурга или киносценариста, в определении жанра, поисках форм и специфических средств телевидения тесно связан со всем творческим коллективом студии на всех этапах своей работы.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т.е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом программы новостей в эфир, подробно расписанный сценарий лежит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера.

В документальном творчестве многие процессы протекают так же, как и в игровом. Воздействие на зрителя зависит в обоих случаях от значительности темы, четкости авторской позиции, от проблемы, от личности героя, умения выделить, подчеркнуть их особенности, а главное - от умения автора вызвать интерес зрителя, т.е. создать такое внутреннее напряжение действия, которое бы удерживало его внимание. Для того чтобы добиться этого, необходимо обратиться к законам драматургического построения сообщения. При этом свойства драматургической структуры можно сравнить со словарным запасом языка, пользуясь которым человек пишет и роман, и поэму, и информационную заметку.

В телепроизведении сложно передать непрерывность действия, так как жизненная длительность не укладывается в рамки передачи или фильма. Каждый кадр - это самостоятельный пластический мир, фактически живущий независимо от соседних. Эту независимость и необходимо преодолеть с помощью единой мысли, раскрывающей внутренний смысл, пронизывающей произведение и передающейся, как эстафетная палочка из кадра в кадр.

Экран фиксирует внешнее действие, его динамику, темп, ритм. Это действие может быть прямым, отраженным, параллельным. Поэтому в сценарии необходимо четко «прописать» внутреннее (идущее от мысли автора) действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Движение авторской мысли дает возможность организовывать материал действительности так, чтобы даже одно событие, одна проблема, показанные с разных сторон, могли послужить поводом к обобщению.

Драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» наблюдения, изучения определенной сферы действительности автор руководствуется этим правилом, то он выберет материал верно. Однако наблюдаемый материал жизни шире того, что входит в сценарий. Из него документалист отбирает те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскрытия темы.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана - это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема - это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема - это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея - это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на примере того или иного жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического склада, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности.

Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы журналиста - отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение, и одновременно поиск композиционного решения.

Документальный сценарий, как правило, начинается с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения - привлечь внимание широкой общественности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не должна исчезать из поля зрения сценариста. Она может быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

Композиция - это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды.

Понимание композиции особенно важно для произведения публицистики, оно помогает так организовать структуру экранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоциональные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупляло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.

На определенном этапе работы необходимо осознать, какая линия станет основной в драматургической конструкции сообщения. Затем следует продумать второстепенные темы, строго определив, когда они должны быть введены.

Задача отобрать из материала главное, отказаться от ненужного, правильно выписывать второстепенные эпизоды и другие навыки создания телесценария постепенно, с накоплением опыта работы выполняется интуитивно, почти бессознательно. В итоге возникает внутренний «механизм» выбора материала. Появление этого внутреннего голоса, вкуса и есть признак мастерства.

Все элементы сценария важны и взаимосвязаны. В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции:

экспозиция (пролог) - заявка (начало) - перипетии (развитие действия) - кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) - перипетии (действия, ведущие к развязке) - развязка (конец) - эпилог.

В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Начальный эпизод, первые кадры сообщения - камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.

Одна из самых типичных ошибок сценаристов - неточное начало сценария. В идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше начинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

Другой важный элемент драматургии - самый яркий, самый напряженный момент в развитии мысли автора или событий, лежащих в основе произведения, - кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатлевали поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придаст ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопытный сценарист делит произведение на части - своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой сцене появляется образ, обобщение.

Конечный эпизод публицистического сообщения - не менее важный элемент композиции. Традиционный термин «развязка» в документалистике неуместен, ибо документальное сообщение - часть, вырванная из динамического потока жизни, часть, ограниченная замыслом автора, но продолжающаяся за пределами этого замысла, за пределами произведения. Нейтральное название - финальный эпизод - звучит наиболее грамотно. В сценарии он естественно завершает рассказ о проблеме или событии, которые были предметом рассмотрения. Если финальный эпизод найден точно (а это чаще всего зависит от того, насколько ясно представляет себе публицист то, что он хочет сказать зрителю), он органически вытекает из всей художественной ткани произведения. От того, насколько интересен и логичен финал, зависит эффект воздействия передачи, фильма на зрителя. Психологи отмечают, что в восприятии начала и конца произведения заметна особая концентрация внимания зрителя. Это и должен учитывать сценарист.

Важный компонент неигрового сценария - сюжет. Разными теоретиками и практиками этот термин трактуется неодинаково. В настоящее время наибольшее число сторонников у определения, предложенного драматургом Л. Дмитриевым. «Фабула - логика и последовательность драматических коллизий, в которых оказались герои, сюжет - это уже авторская интерпретация этих событий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей». Движение сюжета включает и развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко.

Сложились три основных типа конфликтов в неигровой драматургии; они вполне соответствуют тем типам, которые существуют в игровой:

Борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

Борьба с социальной средой, с людьми;

Борьба с самим собой, конфликт психологический.

В конфликтном столкновении характеров персонифицируется проблема, из-за которой сценарист взялся за материал. Вне конфликта нет драматургии. Поэтому журналист, прежде чем приступить к написанию заявки на сценарий, приходится обдумывать, какое противоречие в жизни он будет рассматривать, о каком, скрытом или явном, столкновении, чего или кого с чем или с кем будет он рассказывать зрителю.

Итак, изучив материал, определив тему и идею будущего экранного сообщения, отобрав героев, факты и события, которые, по его мнению, помогут раскрыть тему, автор приступает к написанию сценария, т. е. ищет средства, с помощью которых сможет адекватно задуманному воплотить свои мысли на примере одного (или нескольких) персонажа и происшествия. В искусствоведении принято считать, что в это время драматург ищет форму содержанию своего произведения.

Все то, что не передается на экране звучащим словом: действия персонажей, обстановка, пейзаж, детали, размышления автора, которые подсказывают режиссеру и оператору возможную стилистику будущих сцен и эпизодов ленты, атмосферу эпизодов, - все это называется описательной частью, или ремаркой (в теленовостях - «левый ряд»). Это требует развития описательной части, поэтому-то привычка при создании произведений информационных форм записи телевизионного сценария в «два ряда» не соответствует профессиональным требованиям при работе над более сложными формами. Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна. Режиссер, оператор - не марионетки, движения которых механически расписаны, а художники. Сценарий предназначается всегда для своего дальнейшего воплощения, в котором принимает участие целый творческий коллектив. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.

Стиль сценария может быть различным - это зависит от авторской индивидуальности. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается общим - ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

В сценарии важно учесть возможное воздействие фона и предложить оптимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение сцены, влияет на то, как зритель воспримет смысл разговора, характер события. В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности. Хороший сценарий содержит многое: сюжет, расположенные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанную ткань действия, указания относительно характера музыкального сопровождения и обязательно монтажное построение действия. Монтаж - это в такой же степени сценарная проблема, как и режиссерская. Автор строит все действие таким образом, чтобы оно состояло из отдельных элементов - кадров, чтобы кадры складывались в монтажные фразы, чтобы от столкновения тех или иных фрагментов возникал определенный художественный эффект. Все основное, что относится к монтажу (организация сюжета, поэпизодная связь и пр.), - это элементы композиции сценария. Самыми разнообразными приемами монтажа сценарист сопоставляет, отбирает наиболее важные элементы действия, сталкивает между собой контрастирующие по построению и ритму эпизоды, оперирует экранным временем и пространством, создает кульминационные моменты. Иначе говоря, посредством монтажа он выражает содержание и идею.

И очень похожа на труд литератора, имеется ряд существенных отличий. Так что если вы преуспевающий писатель, то это не гарантирует вам успеха в этой работе.

С чего начать?

Так как писать сценарий - дело непростое, прежде всего стоит определиться, какой багаж знаний необходим начинающему сценаристу.

Многим обманчиво может показаться, что создание подробного плана съемок фильма не составит никаких трудностей. Ведь кино видели все, а многие его смотрят каждый день. Заядлые киноманы могут заранее предугадать некоторые сценарные ходы, а сюжетов, согласно профессиональным классификациям, не так и много. Всего 36.

Чтобы начать работать, понять, как писать сценарий, важно определить, чем он кардинально отличается от других литературных форм и жанров.

Необходимо четко понимать, что сценарий - это не окончательный творческий продукт, а промежуточный. Как правило, никто их отдельно не читает, не считая безумных фанатов того или иного фильма, и специалистов, абитуриентов, которым важно понять основу и суть этого творческого процесса.

Сценарий не получится просто выплеснуть на бумагу в какой-либо форме. Это полуфабрикат, одна из составляющих, которая в итоге приведет к созданию киноленты. Чтобы получился конечный продукт, понадобится упорная и объемная работа режиссера, актеров, гримеров, костюмеров, монтажеров. На съемках современных фильмов с большим бюджетом задействованы сотни людей. Только если все из них будут качественно выполнять свою работу, положительного результата удастся добиться. Нужно быть готовыми к тому, что даже из первоклассного сценария может не получиться интересного и достойного фильма, если на каком-то этапе кто-то из членов команды подведет.

Особенности сценария

Итак, каковы же особенности? Как писать сценарий к фильму, чтобы продюсеры приняли его в работу? Многие сравнивают сценарий с протоколом преступления. А преступление в данном случае - это кино, которое создатель придумывает в своей голове. Поэтому профессионалы утверждают, что сценарии не пишутся, а записываются. Это значит, что сначала вся история должна сформировать в голове автора, хорошо бы ее рассказать кому-нибудь несколько раз, так как в процессе проговаривания вы сами поймете, достоинства и недостатки своей истории. Только когда характеры персонажей полностью оформились в вашей голове, вы понимаете все их действия, садитесь и записывайте.

Для начинающего сценариста очень важно понять, что придуманную им историю зритель сможет явственно увидеть и услышать, понять, что имелось в виду. Ведь весь кинематограф пока направлен только на два чувства восприятия. До того чтобы передавать запахи, ощущения и прикосновения с помощью экрана, технологии еще не дошли.

Поэтому даже если вы успешно писали рассказы и стихи, а иногда подумывали и о романе, то при написании сценария вам предстоит избавиться от оборотов, как "в его душе бушевала буря" и тому подобных. Вместо того, чтобы их использовать, потребуется самым подробным образом описать, как должен повести себя в этом эпизоде актер на что сыграть и изобразить.

Внутренние чувства описывать вовсе не нужно, о них зритель должен догадываться самостоятельно, ориентируясь на подсказки, оставленные в репликах персонажей, их поступках и действиях.

Персонаж

Когда вы решили для себя, что хотите писать сценарий, то нужно в первую очередь помнить важное правило. Персонажи должны быть живыми людьми, такими же, как и мы с вами. Никогда не стоит забывать, что они "жили" еще до того, как попали в объектив кинокамеры.

У зрителя не должно появляться резонных вопросов, почему этот герой начал именно сейчас делать то, чего не делал раньше до начала фильма. Если появляется вопрос, почему он именно сейчас начал предпринимать что-то интересное, например, решил изменить жене или совершить подвиг, то ваш сценарий плохо проработан.

Когда вы начинаете работать над проектом, думаете, как писать сценарий к фильму, должны помнить, что ваши персонажи - такие же живые люди, как вы сам и ваши зрители. Поэтому они и ведут себя так же, как и большинство людей, стараются идти по пути наименьшего сопротивления, пытаются идти в жизни по тем дорогам, которые им наиболее комфортны и были проложены заранее. Поэтому если что-то в их жизни резко меняется, на то должны быть серьезные и объективные причины, как внутренние, так и внешние. Они должны быть хорошо понятны и ясны вашему зрителю, у которого не должно появляться дополнительных вопросов.

Самостоятельность героев

Еще одно правило, которое вам подскажет, как правильно писать сценарий, заключается в том, что все персонажи, как бы неожиданно это ни звучало, должны действовать самостоятельно. Но поверьте, странно это звучит только на слух. В действительности даже начинающий сценарист к своему удивлению вскоре обнаружит, что его герои сами решают, как им быть, как действовать, какие поступки совершать.

Такова реальность творческой природы мастера: чем лучше придуман и проработан ваш персонаж, тем больше у вас появится шансов, что он сам по ходу развития сюжета будет подсказывать автору, что с ним должно происходить.

Такое происходит даже если начать писать сценарий к короткометражному фильму. Будьте уверены, даже за те несколько минут, которые будут отведены на всю ленту, герой может с ног на голову перевернуть первоначальный замысел, "ожить" по ходу развития событий и за своего автора решить, чем все должно закончиться.

Единственная неприятность, которая может возникнуть в этом случае: начальные страницы, возможно, придется переписывать. То же самое происходит и с работой над сценарием полнометражной картины. Это сложный и кропотливый труд, которому нужно отдаваться с полной самоотдачей.

В связи с этим у многих может возникнуть вопрос не только о том, как правильно писать сценарий, но и сколько раз его теперь переписывать. Однозначно на него ответить, конечно, нельзя.

Но можете быть абсолютно уверенными, то, что вы напишите в самом начале, никогда не совпадет с вашим окончательным вариантом. В лучшем случае, будет совсем отдаленно его напоминать. Во многом это происходит из-за правок, которые вносит не сам автор или его редактор, а персонажи. Они как будто начинают диктовать, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Хоть это и несколько жутко выглядит с точки зрения здравого смысла, это совершенно нормальная ситуация с точки зрения сценарного мастерства. Отдельные сценарии переписываются их создателями по десять, двадцать и даже тридцать раз.

Реплики персонажей

При этом в курсе обучения сценарному мастерству присутствует специальное задание, которое заключается в необходимости создания "немного" этюда. Здесь автору предстоит избавиться от большого соблазна - рассказать зрителю все, что нужно для понимания сюжета через разговоры, а не через действия и поступки героев.

Некоторые считают, что это происходит из-за влияния, которое в свое время оказало на современное поколение телевидение, когда все стремятся идти по пути наименьшего сопротивления. Для хорошего автора важно научиться отказывать себе в этом стремлении и всегда помнить, что зритель должен будто бы подглядывать за героями в замочную скважину. Так что каждая реплика, которую произносит персонаж, важна не ему самому, она необходима зрителю.

Но и тут есть подводные камни. Поведение героев при этом должно оставаться естественным. Если вдруг два персонажа начнут обсуждать информацию, которая обоим хорошо известна и не содержит в себе никакого конфликта, то каждый зритель задастся резонным вопросом, зачем они это делают, неужели они такие дураки, ведь все это каждый из них и так хорошо знает. Тут он поймет, что все это говорится именно для него, магия кино пропадет, эффект подглядывания за реальной жизнью персонажей растворится, зритель обязательно будет разочарован. Ведь когда мы подглядываем, то всегда расстраиваемся, если это замечают.

Правда жизни

Человек, который пишет сценарий, на основе реальных событий или биографий, не должен буквальным образом воспроизводить всю последовательность событий.

Жизнь сильно отличается от кинематографа в первую очередь тем, что в ней много пауз, в которых ничего, абсолютно ничего не происходит. Например, время, проведенное в пробке, дальний перелет или поездка в общественном транспорте. Если демонстрировать это, то времени не хватит ни в обычном кинофильме, ни даже в многосерийном сериале. Такую реалистичность не оценит ни один зритель.

Мастера утверждают, что кино - это музыкальная гармония, в котором должны сочетаться паузы и действия в строго определенной последовательности. Причем таким образом, чтобы за сравнительно короткое время зритель вместе с персонажем прожил какой-то важный и значимый этап жизни героя.

Важно взять самые яркие моменты, которые могли бы охарактеризовать героев, а всем зрителям были предельно ясны мотивы и их поступки. Один из самых интересных выборов между хорошим и плохим. Это гарантированно будет держать зрителя в напряжении. Запомните также, что все, вызывающее у героя стресс, будет доставлять зрителям истинное удовольствие от просмотра. Это нереализованные желания, непростые решения, конфликты, страдания, борьба и тому подобное.

Питчинг

Когда вы поняли, как писать сценарий, самое время принимать участие в питчинге. Это соревнования проектов, по результатам которых режиссеры и продюсеры определяют, за съемки какой ленты взяться.

Решение может быть основано на смете, которую составляет продюсер с помощниками, либо за основу берется исключительно сам сценарий. В этом случае соревнуются между собой только истории. На данном этапе нам интереснее рассмотреть второй вариант.

Для того чтобы сформировать заявку на сценарный питчинг, необходимо выбрать самые важные и интересные сцены, которые проведут зрителя от самого начала до конца истории. Если вы планируете научиться писать сценарии, то в этой статье найдете несколько дельных советов. Например, в тексте обязательно нужно отобразить самые интересные и сложные конфликты, которые только есть в вашей истории. Обязательно нужно рассказать, чем история закончится. Это не тот случай, когда зрителя можно оставить в легком недоумении, важно, чтобы и режиссер, и продюсеры четко понимали и осознавали, что вы хотели этим сказать.

Популярная ошибка, которую допускают многие начинающие сценаристы, заключается в том, что они не прописывают подробно содержание истории, вместо этого ограничиваясь только общими словами. Отборочные комиссии и членов жюри это, как правило, отталкивает, приводя к умозаключению, что автор еще не продумал приключения или финал, а значит, сам проект очень сырой. Чаще всего, таким заявкам очень сложно победить.

Диалоги в сценариях

Составляющая часть любого кинопроекта - диалоги. При этом, если вы всерьез решили научиться писать сценарии, то должны помнить, что хоть диалог и важен, но не является главным, в отличие от действия.

Причем действия должны быть неожиданными и оригинальными. Например, можно придумать, как в одном предложении обрисовать страдания и тоску героя по своей возлюбленной. Но придумать что-нибудь действительно новое и необычное очень сложно. Даже для простой ситуации очень сложно придумать хорошее свежее действие.

При этом существует особенность в работе сценариста, с которой приходится мириться. Хоть самое главное и заключается в действии, но редакторы и режиссеры, то есть люди, от которых зависит, будет ли пущен ваш сценарий в работу, именно диалогам уделяют наибольшее внимание. Как это ни печально, блоки описания они проскальзывают взглядом или вовсе пролистывают, а всю суть пытаются ухватить именно через диалоги.

Лучший совет - это дробить на отдельный абзац каждое действие вашего персонажа, так оно будет легче восприниматься при чтении, а также разбивать действие короткими, но емкими и оригинальными репликами.

Писать диалоги в сценарии не менее важно, чем придумывать действия. Поэтому нужно всегда помнить, что каждая реплика должна хотя бы на миллиметр приближать персонажа к конечной цели.

Многие авторы утверждают, что написание диалогов - самая приятная часть в их работе. Многие начинают писать сценарии для кино в качестве постоянной работы, а потому именно в диалогах удается оттачивать свое мастерство.

Не стоит начинать придумывать диалоги до того, как вы не продумаете все сюжетные линии и ходы, только когда вы четко себе представляете, для чего герой совершает каждый свой шаг, можно начинать сочинять, что в этот момент он будет говорить. Только тогда диалог выйдет действительно эффектным.

Одно из главных правил - диалог должен быть как можно короче. Следует избегать монологов, за исключением редких случаев. Важно, чтобы персонажи общались между собой, а не разговаривали со зрителем. Он должен ощущать себя в полной мере сторонним наблюдателем. В данном случае уместно будет привести образец, как писать сценарий.

Два детектива сидят в машине.

ДЕТЕКТИВ 1: Ты избил подозреваемого, это недопустимо. Я знаю, с тех пор, как погибли твоя жена и дочь, ты немного слетел с катушек…

ДЕТЕКТИВ 2: Бедная Мария и малышка Энни! Грабители расстреляли их из помповых ружей и успели сбежать за десять минут до того, как я вернулся домой.

Это не очень удачный диалог. Это пример, как писать сценарий не нужно. Тут герои озвучивают информацию, которую каждый из них и так прекрасно знает. Сцену можно переработать, чтобы между детективами возник конфликт, а один из них будет произносить информацию, о которой второй будет не в курсе.

ДЕТЕКТИВ 1: Что ты вытворяешь, Джон! Еще одна жалоба и тебя выпрут из полиции. И если ты думаешь, что гибель твоей жены и ребенка послужат достаточным оправданием для избиения подозреваемого…

ДЕТЕКТИВ 2: У него было помповое ружье.

ДЕТЕКТИВ 1: И что? Он даже не успел пустить его в ход.

ДЕТЕКТИВ 2: Потому что в этот раз я успел вовремя! (плачет). Барни, я ведь тогда опоздал всего на десять минут…

ДЕТЕКТИВ 1: Почему ты не сказал это парням из отдела внутренних расследований?

Вот это образец, как писать сценарии, которые будут всем интересны и увлекательны.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются начинающие сценаристы в диалогах - частые повторы. Герои постоянно произносят то, что зритель и так уже знает. Этого нужно обязательно избегать.

Еще несколько дельных советов, чтобы из этой статьи вы узнали, не только в целом, как научиться писать сценарии, но и как работать с диалогами. Постарайтесь избегать в речи героев профессионализмов, жаргона и арго. Они, конечно, придадут картине особый колорит, но если большинство не знает, что они означают, то вы оставите зрителя в недовольном недоумении.

Не самый удачный прием - диалог по телефону. Их должно быть как можно меньше, потому что как-то оригинально снять такую сцену очень сложно, чаще всего получается скучно и неинтересно.

Если в сценарии очень большой диалог, который нельзя сократить, придумайте оригинальное и необычное место, в котором герои могли бы его произносить.

Например, отличный пример, как писать сценарии к фильму, можно увидеть в сериалах производства компаний "Западное крыло" и "Студия 60". Длинные диалоги там часто снимают без склеек, а герои произносят свои реплики на бегу, перемещаясь из одной комнаты в другую. Это один из нюансов, благодаря которым проекты этих студий получают многочисленные призы, а сценарист считается одним из лучших представителей этой профессии.

Сценарий к сериалу

Отдельно стоит обсудить, как писать сценарий к сериалу. Сразу стоит оговориться, что многие зря относятся к этому жанру с пренебрежением, мотивируя это тем, что сюжеты, как правило, очень банальны, диалоги примитивны, а костюмы и декорации подбираются по принципу, где бы чего раздобыть подешевле, а лучше и вовсе бесплатно.

К сожалению, так в действительности часто и бывает, хотя исключения, которые случаются, порой, бывают популярнее полнометражных и авторских лент. Стоит вспомнить хотя бы сериал "Игра престолов". Это тонко продуманная экранизация знаменитого фэнтезийного произведения, в котором проделана огромная работа сценаристами, режиссерами, актерами, костюмерами, мастерами спецэффектов, да и вообще всеми членами съемочной группы. Это один из лучших образцов, как писать сценарий к фильму.

Алгоритм написания

Часто авторы мучаются проблемой, где писать сценарий. Сразу стоит оговориться, что никакой панацеи в этом вопросе нет. Кому-то нужно для этого каждый день приезжать в офис, кому-то уехать за город, а кто-то плодотворно трудится только у себя на диване дома. Так что не важно, где вы пишите сценарий, важно, каким получается ваш результат. Главное, соблюдать алгоритм, тогда вы точно добьетесь успеха.

Для простоты восприятия разобьем его на этапы:

  1. Генерация идеи. На этом этапе необходимо записывать все подряд, что приходит вам в голову. Пишите о чем хотите, не обращая внимания на качество. Пока нужно гнаться только за количеством.
  2. Устанавливаем фильтр. Теперь необходимо критически рассмотреть все свои идеи, без жалости отбросить самые слабые.
  3. Селекция. На этом этапе внимательнее присмотритесь к тем идеям, которые остались после фильтрации. Сами ответьте себе на вопросы о том, какие из них наиболее оригинальны, а какие можно улучшить. Так удастся определить единственную идею, которая и ляжет в основу будущего сценария.
  4. Разработка концепции. Теперь подробно формулируем свой замысел, описывая всю историю как можно короче, желательно одним предложением. Вот примеры хороших и коротко сформулированных идей:
  5. Тут нужно постараться, чтобы история была максимально драматичной и невероятной.
  6. Придумайте рабочее название.
  7. Сравните свою идею с парой популярных фильмов, снятых в том же жанре и стиле, в котором вы планируете работать. Можно смело использовать их как ориентир, постоянно сравнивая свою работу с успешным образцом.
  8. Структура. Многое зависит от структуры сценария. Как только вы ее выстроите, спросите себя, а каков второй или третий слой этой истории. Ведь сюжет не должен быть однозначным и прямолинейным, от этого станет только скучно. Нужно решить, в первую очередь для себя, о чем в действительности ваша история.
  9. Проработка героев. Опишите главных действующих лиц - их внешность, особенности, недостатки, характер, поступки, которые будут отражать тему вашей истории.
  10. Синопсис. Краткое изложение истории, максимум на нескольких листах.
  11. Тритмент. Это уже более подробное описание, делать которой есть смысл, если вашу работу хотя бы первоначально одобрили сценаристы или продюсеры, выразив предварительное желание заниматься этими вопросами. Сюда уже можно включать самые важные диалоги. Как и основной сценарий, тритмент составляется исключительно в настоящем времени.
  12. Карточки. Теперь вся ваша история должна быть перенесена на специальные карточки. На каждой строго одна сцена.
  13. Сценарий. Теперь можно приступать непосредственно к написанию самого сценария. На этом этапе можно писать как можно больше, ничего не редактируя и не сокращая. Запишите историю, которая сложилась в вашей голове.
  14. Первый вариант. Закончив черновик, никому ее не показывайте, а отложите в сторону на пару недель, чтобы потом взглянуть на нее свежим взглядом.
  15. Редактирование должно быть тщательным и скрупулезным, рекомендуется вычитать сценарий не менее пяти-шести раз.

Если вы будете строго и скрупулезно выполнять все эти предписания, то при определенной доле таланта можете создать действительно талантливую работу. Надо только заставить себя внимательно изучить статью"Учимся писать сценарий" (так можно назвать и этот материал), и все получится.


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет филологии и журналистики

сценарий экран документальный композиция

Реферат по курсу «Тележурналистика»

на тему: «Телевизионный сценарий»

Ростов-на-Дону

Написание сценария - один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий - итог сложных, напряженных поисков автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и мысленное воплощение ее в будущее экранное произведение.

Сценарий - это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий - это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Об экранных средствах выразительности речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.

Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представления у читателя, достигает этого с помощью слов - ярких или серых, точных или неточных. Важнейший фактор, определяющий полноту воображаемой картины, - мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательное видение элементов будущего экранного сообщения - кадров и их сочетаний - неколебимый закон.

Публицистическая телевизионная передача (и фильм) начинается и определяется литературной, словесной основой - сценарием. Форма его может быть различной - от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева - зрительный ряд, справа - текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева - то, что зритель видит на экране, справа - то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером. Вообще телевизионный автор, в отличие от театрального драматурга или киносценариста, в определении жанра, поисках форм и специфических средств телевидения тесно связан со всем творческим коллективом студии на всех этапах своей работы.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т.е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом программы новостей в эфир, подробно расписанный сценарий лежит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера.

В документальном творчестве многие процессы протекают так же, как и в игровом. Воздействие на зрителя зависит в обоих случаях от значительности темы, четкости авторской позиции, от проблемы, от личности героя, умения выделить, подчеркнуть их особенности, а главное - от умения автора вызвать интерес зрителя, т.е. создать такое внутреннее напряжение действия, которое бы удерживало его внимание. Для того чтобы добиться этого, необходимо обратиться к законам драматургического построения сообщения. При этом свойства драматургической структуры можно сравнить со словарным запасом языка, пользуясь которым человек пишет и роман, и поэму, и информационную заметку.

В телепроизведении сложно передать непрерывность действия, так как жизненная длительность не укладывается в рамки передачи или фильма. Каждый кадр - это самостоятельный пластический мир, фактически живущий независимо от соседних. Эту независимость и необходимо преодолеть с помощью единой мысли, раскрывающей внутренний смысл, пронизывающей произведение и передающейся, как эстафетная палочка из кадра в кадр.

Экран фиксирует внешнее действие, его динамику, темп, ритм. Это действие может быть прямым, отраженным, параллельным. Поэтому в сценарии необходимо четко «прописать» внутреннее (идущее от мысли автора) действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Движение авторской мысли дает возможность организовывать материал действительности так, чтобы даже одно событие, одна проблема, показанные с разных сторон, могли послужить поводом к обобщению.

Драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» наблюдения, изучения определенной сферы действительности автор руководствуется этим правилом, то он выберет материал верно. Однако наблюдаемый материал жизни шире того, что входит в сценарий. Из него документалист отбирает те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскрытия темы.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана - это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема - это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема - это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея - это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на примере того или иного жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического склада, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности.

Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы журналиста - отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение, и одновременно поиск композиционного решения.

Документальный сценарий, как правило, начинается с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения - привлечь внимание широкой общественности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не должна исчезать из поля зрения сценариста. Она может быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

Композиция - это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды.

Понимание композиции особенно важно для произведения публицистики, оно помогает так организовать структуру экранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоциональные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупляло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.

На определенном этапе работы необходимо осознать, какая линия станет основной в драматургической конструкции сообщения. Затем следует продумать второстепенные темы, строго определив, когда они должны быть введены.

Задача отобрать из материала главное, отказаться от ненужного, правильно выписывать второстепенные эпизоды и другие навыки создания телесценария постепенно, с накоплением опыта работы выполняется интуитивно, почти бессознательно. В итоге возникает внутренний «механизм» выбора материала. Появление этого внутреннего голоса, вкуса и есть признак мастерства.

Все элементы сценария важны и взаимосвязаны. В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции:

экспозиция (пролог) - заявка (начало) - перипетии (развитие действия) - кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) - перипетии (действия, ведущие к развязке) - развязка (конец) - эпилог.

В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Начальный эпизод, первые кадры сообщения - камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.

Одна из самых типичных ошибок сценаристов - неточное начало сценария. В идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше начинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

Другой важный элемент драматургии - самый яркий, самый напряженный момент в развитии мысли автора или событий, лежащих в основе произведения, - кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатлевали поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придаст ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопытный сценарист делит произведение на части - своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой сцене появляется образ, обобщение.

Конечный эпизод публицистического сообщения - не менее важный элемент композиции. Традиционный термин «развязка» в документалистике неуместен, ибо документальное сообщение - часть, вырванная из динамического потока жизни, часть, ограниченная замыслом автора, но продолжающаяся за пределами этого замысла, за пределами произведения. Нейтральное название - финальный эпизод - звучит наиболее грамотно. В сценарии он естественно завершает рассказ о проблеме или событии, которые были предметом рассмотрения. Если финальный эпизод найден точно (а это чаще всего зависит от того, насколько ясно представляет себе публицист то, что он хочет сказать зрителю), он органически вытекает из всей художественной ткани произведения. От того, насколько интересен и логичен финал, зависит эффект воздействия передачи, фильма на зрителя. Психологи отмечают, что в восприятии начала и конца произведения заметна особая концентрация внимания зрителя. Это и должен учитывать сценарист.

Важный компонент неигрового сценария - сюжет. Разными теоретиками и практиками этот термин трактуется неодинаково. В настоящее время наибольшее число сторонников у определения, предложенного драматургом Л. Дмитриевым. «Фабула - логика и последовательность драматических коллизий, в которых оказались герои, сюжет - это уже авторская интерпретация этих событий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей». Движение сюжета включает и развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко.

Сложились три основных типа конфликтов в неигровой драматургии; они вполне соответствуют тем типам, которые существуют в игровой:

Борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

Борьба с социальной средой, с людьми;

Борьба с самим собой, конфликт психологический.

В конфликтном столкновении характеров персонифицируется проблема, из-за которой сценарист взялся за материал. Вне конфликта нет драматургии. Поэтому журналист, прежде чем приступить к написанию заявки на сценарий, приходится обдумывать, какое противоречие в жизни он будет рассматривать, о каком, скрытом или явном, столкновении, чего или кого с чем или с кем будет он рассказывать зрителю.

Итак, изучив материал, определив тему и идею будущего экранного сообщения, отобрав героев, факты и события, которые, по его мнению, помогут раскрыть тему, автор приступает к написанию сценария, т. е. ищет средства, с помощью которых сможет адекватно задуманному воплотить свои мысли на примере одного (или нескольких) персонажа и происшествия. В искусствоведении принято считать, что в это время драматург ищет форму содержанию своего произведения.

Все то, что не передается на экране звучащим словом: действия персонажей, обстановка, пейзаж, детали, размышления автора, которые подсказывают режиссеру и оператору возможную стилистику будущих сцен и эпизодов ленты, атмосферу эпизодов, - все это называется описательной частью, или ремаркой (в теленовостях - «левый ряд»). Это требует развития описательной части, поэтому-то привычка при создании произведений информационных форм записи телевизионного сценария в «два ряда» не соответствует профессиональным требованиям при работе над более сложными формами. Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна. Режиссер, оператор - не марионетки, движения которых механически расписаны, а художники. Сценарий предназначается всегда для своего дальнейшего воплощения, в котором принимает участие целый творческий коллектив. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.

Стиль сценария может быть различным - это зависит от авторской индивидуальности. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается общим - ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

В сценарии важно учесть возможное воздействие фона и предложить оптимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение сцены, влияет на то, как зритель воспримет смысл разговора, характер события. В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности. Хороший сценарий содержит многое: сюжет, расположенные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанную ткань действия, указания относительно характера музыкального сопровождения и обязательно монтажное построение действия. Монтаж - это в такой же степени сценарная проблема, как и режиссерская. Автор строит все действие таким образом, чтобы оно состояло из отдельных элементов - кадров, чтобы кадры складывались в монтажные фразы, чтобы от столкновения тех или иных фрагментов возникал определенный художественный эффект. Все основное, что относится к монтажу (организация сюжета, поэпизодная связь и пр.), - это элементы композиции сценария. Самыми разнообразными приемами монтажа сценарист сопоставляет, отбирает наиболее важные элементы действия, сталкивает между собой контрастирующие по построению и ритму эпизоды, оперирует экранным временем и пространством, создает кульминационные моменты. Иначе говоря, посредством монтажа он выражает содержание и идею.

Подобные документы

    Порядок выбора темы журналистского произведения - конкретной реальной ситуации, восходящей к более широкой масштабной проблеме общества. Признаки темы журналистского текста. Взаимосвязь идейных и жанровых особенностей журналистского произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Исследование понятия сюжета и композиции журналистского произведения. Анализ его отличия от литературного, художественного произведения. Основные элементы композиции. Сюжетное построение на примере публикации Татьяны Кудрявцевой "Законные осложнения".

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Обзор жанров телевизионной информации и их использования в сценарной работе. Изучение понятия телевизионной публицистической программы. Характеристика основных средств создания публицистического сценария. Анализ композиции документального произведения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Творческая разработка литературного сценария. Оценка зрительского потенциала кинопроекта. Состав основной творческой группы и актеров. Календарно-постановочный план. Калькуляция себестоимости аудиовизуального произведения. Прокатная политика фильма.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2015

    Редакторский анализ и оценка рукописи. Принципы актуальности будущего произведения. Оценка формы произведения. Сущность характера изложения материала. Редакторское заключение о рукописи. Языково-стилистическая правка. Работа над аппаратом издания.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2008

    Особенности документального телефильма, как жанра телевизионной журналистики. Становление и развитие отечественной телевизионной документалистики. Съемка и монтаж документального фильма "Право на дорогу". Сценарная заявка и макет режиссерского сценария.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2013

    Творческо-производственная разработка литературного сценария. Оценка зрительского потенциала кинопроекта. Состав творческой группы, требования к нему. Калькуляция себестоимости, прокатная политика фильма. Предложения по использованию экранных технологий.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2015

    Композиция журналистского текста как неотъемлемая часть литературного произведения, её отличие от литературных текстов. Особенности аналитических жанров журналистики в российских изданиях. Комментарий как аналитический жанр на примере газеты "Ведомости".

    курсовая работа , добавлен 02.04.2017

    Переводческие трансформации и их многообразие, редакторское видение переводного издания художественной литературы. Сохранение целостности, структуры произведения и перестановки, замены, добавления, опущения в издании Селинджера "Над пропастью во ржи".

Ребята, отгадайте загадку. (слайд презентации)

Волшебный сундучок в углу стоит,

Песни поёт, сказки говорит.

Домик на ножках, посреди окошко,

Засветится окно, появится кино.

Правильно, это телевизор.

А вы любите смотреть телевизор?

А что вы больше всего любите смотреть? (ответы детей).

Телевидение – это иностранное слово, оно состоит из двух частей:

«теле» — вдаль, «видео» — смотреть, видеть, т.е. смотреть вдаль. (см. ролик «Что такое Телевидение?» Отвечают дети)

Ребята, телевидение называют информационной технологией, это один из видов информации. С его помощью мы узнаём много нового и интересного. Мы можем сказать, что это основной, современный, интересный, творческий, необходимый, красочный источник информации.

День телевидения отмечается - 21 ноября, это молодой праздник, но истории телевидения уже более 80 лет (1939 год).

Всего 20 лет назад в 1994 году Международный фонд защиты детей ЮНИСЕФ учредил эту дату во Франции. Родиной информационного вещания для малышей и молодежи являются США.

У детского телевидения два праздника:»Всемирный день детского телевидения и радиовещания» отмечается- 12 декабря, а Международный — в первое воскресение весны.

Основная идея праздника заключается в том, чтобы представители СМИ были заинтересованы в показе детских передач, также должны заинтересовать ребенка в своей работе, и, может быть, пройдет время, и они получат новые профессиональные кадры, которых будет интересовать работа на телевидении. Такой праздник очень важен для всей нашей планеты. Если дети вырастут добрыми, образованными и счастливыми, то и за развитие всего мира можно быть спокойным.

В этот день дети, подростки и молодежь становятся не только слушателями и зрителями, они активно принимают участие в процессе создания программы, в различных мероприятиях. Всем предоставляется возможность рассказать о своих мечтах, желаниях, а также обменяться другой насущной информацией со сверстниками не только в своей стране, но и в любом уголке мира.

Первым молодежным радиоканалом стала радиостанция «Юность», первые позывные которой прозвучали в эфире 16 октября 1962 года, а через два года вышла в эфир знаменитая и «старая» детская телепередача «Спокойной ночи, малыши!».

(см. слайд презентации)

Установлен в г.Ульяновске памятник легендарной российской детской теле и радио ведущей Валентине Леонтьевой. Она была диктором Центрального ТВ вела такие старейшие передачи как « В гостях у сказки », « Спокойной ночи, малыши! », «Будильник» . Её все звали просто тётя Валя. (см.слайд презентации)

Загадка — Живёт в нём вся Вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор )

Загадка- Без языка живет, Не ест и не пьет, А говорит и поет. (Радио)

Немного истории телевидения: слайд презентации

Передачи велись четыре раза в неделю по два часа в день. В это время в Москве было не больше 100 телевизоров.

Чтобы изображение чёрно-белых телевизоров казалось цветным, в магазинах продавалась специальная пластиковая плёнка. Плёнку прикладывали к экрану, и получалось «цветное» изображение!

Экран чёрно-белого телевизора был меньше тетрадного листа, а звук такой тихий, что приходилось сидеть на расстоянии вытянутой руки от аппарата. Для увеличения размеров изображения выпускал специальную увеличительную линзу — стеклянную или пластмассовую. Её наполняли водой, ставили перед экраном, и получалось очень большое увеличительное стекло.

Самая старая телепередача на нашем телевидении сначала называлась «Клуб кинопутешествий». В ней рассказывалось о разных странах и континентах. Самая «старая» телепередача для детей — «Спокойной ночи, малыши!». Обе программы-долгожители нашего телевидения занесены в «Книгу рекордов Гиннесса».

Радио — это способ связи, использующий радиоволны. (длинные, короткие, средние). Ещё его называют беспроводной связью. (см.ролик мультфильм КРОТ и ТРАНЗИСТОР)

Где снимают все передачи и происходит телерадиовещание? Это знаменитая в Москве телевизионная башня Останкинского телецентра высотой 540 метров. В каждом городе есть свой телецентр. В Санкт-Петербурге тоже есть телебашня 316 метров- стальная башня, построенная для Ленинградского телецентра в 1956-1962 годах.Расположена на Аптекарском острове по адресу улица Академика Павлова, дом 3. (см. слайд презентации)

Предлагаю вам сейчас разделиться на две команды и построить свою телебашню.

Конструирование из крупного напольного конструктора «Телебашня».

Чтобы нам посмотреть канал с нашими любими телепередачами, что для этого нужно? отгадаем загадку:

День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой
Всё увидит, всё услышит, всем поделится со мной. (Антенна) (Спутниковая антенна) (см.слайд презентации)

Антенна улавливает и передает в квартиры домов сигналы каналов теле- и радио-вещания. И таким образом мы можем смотреть любимый мультфильм или кино.

У каждого канала есть свой логотип. Посмотрите и назовите каналы которые вам известны. Известные телепередачи которые были раньше и есть сейчас. (см.слайд презентации)

Вспомните с детьми любимые детские телепередачи: (см. слайд презентации)


Ну, а теперь, музыкальная пауза, давайте устроим свою студию и запишем передачу «Угадай мелодию» (поиграем) (подбор мелодий песен для детей)

Суть игры заключается в следующем. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни. Нужно угадать мелодию и назвать мультфильм. Не выкрикивать, а поднимать руку.

На телевидении снимаются передачи на самые разные темы,чтобы создать телепередачу нужны самые разные специалисты на телевидении.

В съёмках участвует много разных специалистов. Как работает телевидение?(см.ролик)

Д/Игра « Отгадай фотозагадку»

Я вам загадаю загадки про людей, выполняющих свои профессиональные обязанности на телевидении, а вам необходимо подобрать соответствующую фотографию по профессии людей и назвать профессию.

  1. Кто снимает различные репортажи, беседуют с людьми, чтобы познакомить людей с самыми разными событиями, новостями, которые происходят в мире. (Репортёр ).
  2. Кто отвечает за техническую готовность всего звукового комплекса аппаратуры к работе. (Звукооператор)
  3. Работник телевидения, читающий перед камерой текст новостей. Всегда на виду, поэтому он красиво и модно одет, причёсан хорошо, правильно и выразительно произносит слова. (Диктор)
  4. Художественньгй руководитель передачи, подбирающий команду для её создания и отвечающий за выход передачи в свет. (Режиссёр)
  5. Это специалист, обслуживающий осветительную аппаратуру и отвечающий за ее работоспособность. (Осветитель).
  6. Человек, который изменяет внешний вид диктора, актёров, чтобы перед камерой они соответствовали сценарию. (Гримёр)
  7. Готовит декорации для съёмок различных передач, украшает студию, меняет декорации соответственно сценарию. (Художник-декоратор)
  8. Один из создателей телепередачи, производящий её видеосъёмку. (Оператор)
  9. Тот кто шьет костюмы, подбирает их для актеров, дикторов, ведущих. (Костюмер)
  10. Работник телевидения и радиовещания. “Лицо” канала или передачи. Он отвечает за проведение теле и радио передач.Им становятся после того как поработалаи корреспондентами.(Ведущий)

Дети повторяют вслух название профессий. (см. слайд презентации)

  • «Международный день детского телевидения и радиовещания», праздник в «КидБурге», Санкт-Петербург.Гости смогут побывать на TV–ярмарке и в школе дикторов и телеведущих , принять участие в викторинах «По страницам истории» и «Прямой эфир», научиться снимать ролики для видеоблога на специальном мастер-классе. (см. слайд презентация)
  • В Санкт-Петербурге есть детский хор телевидения и радио- один из старейших музыкальных коллективов России. Они выступают с разными концертами. Их приглашают в разные города. Хором управляет дирижер. (см. слайд презент)

Творческая работа.

— Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим поучаствовать в создании программы разных передач. Я думаю, что в неё вы внесёте самые любимые вами каналы и трансляции, любимых героев мультфильмов, телепередач.

Перед вами лежат на столах телевизоры, но они ничего не показывают. Давайте сделаем их экраны цветными.

Нарисуйте на экранах телевизора фрагменты самых любимых программ или героев.(Дети работают).

А ещё ребята на телевидение и радио можно писать письма и посылать их по почте. Можно поздравление, пожелание актеру или ведущему, или просто рисунок любимого героя фильма или мультфильма. (см. слайд презентации)

Я ваши рисунки тоже запечатаю в большой конверт и пошлю на теллевидение.

!!! Памятка для детей смотреть телевизор сколько можно по времени? (См. Ролик Лупиду )

Ведущая : Дорогие наши бабушки и мамы! Мы знаем сколько у вас забот и хлопот, и как мало у вас времени остается отдохнуть и посмотреть любимые передачи. И мы с ребятами решили подарить вам ваши любимые телепередачи на «Дошкольном канале» .

Сегодня весенний и праздничный день ,

За окнами звонко играет капель,

Мы мамин праздник отмечаем

И телевизор наш включаем !

Диктор :

Здравствуйте, дорогие зрители!

Мы рады вас приветствовать

На нашем «Дошкольном канале» !

Передачи свои мы дарим

Нашим дорогим гостям :

Мамам, бабушкам, всем тем,

Кто пришел сегодня к нам!

Первая программа

Мамам посвящается

«Утренняя почта»

Программа называется.

Письмо в передаче у нас (диктор открывает письмо и зачитывает)

«Мы ваши дети! Хотим поздравить с праздником весны Любимых мам сейчас!»

1 ребенок :

И снова к нам пришла весна,

Ее мы чувствуем дыханье.

Проснулись реки ото сна,

И птиц уж слышно щебетанье!

С весной приходит в гости к нам

Наш праздник самый – самый светлый,

Мы поздравляем наших мам,

Им шлем горячие приветы!

2 ребенок :

Материнское сердце никто не заменит

Не пытайтесь, не надо, друзья!

Только Мамино Сердце любовью согреет

И обнимет, и приласкает тебя!

«Песня весны»

Диктор :

Канал «Культура» свою работу начинает!

Наш музыкальный салон посетить предлагает!

Стихами и песней порадуем вас,

И даже на ложках сыграем сейчас!

3 ребенок :

Праздник мамы сегодня стучится в окно

Своих мам поздравляем хороших, любимых!

Приготовлены наши подарки давно,

Чтоб порадовать мамочек наших красивых!

4 ребенок :

К нашим мамочкам руки протянем свои,

Свои взоры мы к мамам всегда обращаем!

Кто нам дарит так много своей доброты,

Кто целует, любя и всегда приласкает!

5 ребенок :

Целый год нас растят наши милые мамы!

Почему ж только раз этот день отмечаем!

Мы любовь ощущаем от рук усталых,

И о том, что вы лучшие не забываем!

Песня «Мамочка» в сопровождении игры на ложках.

Диктор :

Следующая передача

Всем она знакома!

Называется она :

«Пока все дома»

Пригласим вас не в музей,

Пригласим не в зоосад!

Нынче двери открывает

Наш любимый детский сад!

И сегодня у нас в программе

То, как мы готовимся встречать маму!

Ведущая :

Но хотим у вас спросить

Всех вас разом опросить

Вы ответьте на вопрос

И поставьте точку

«Есть у вас такой сынок, есть такая дочка?»

Игра с мамами отвечают да или нет.

Встанет утром он с пастели : «Вы куда рубашку дели? Где ботинки? Где носки?» Есть у вас такой сынок?

Сам кроватку застелил, и цветочки сам полил,

Маме стол накрыть помог…. Есть у вас такой сынок?

Все игрушки раскидала и кричит : «Ой, я устала! Прибираться не могу, я вам завтра помогу! Есть у вас такая дочка?

А другая дочка – чудо! Перемыла всю посуду, Накормила мурку – кошку, Хоть сама – то еще крошка, Трудится, старается…. А вам такая нравится?

Да, ваши ребятишки – замечательные помощники : ловкие, умелые, заботливые!

Вот и сейчас им на месте не сидится, спешат помочь вам, дорогие мамы!

Игра «Накрой стол»

Приходите, мамы, у нас дома, все для вас готово!

Диктор :

Следующая программа называется

«Служу своей отчизне»

На передачу к нам пришел

Гордость и защитник мамы

Полюбуйтесь на него,

Вот какой он бравый

Ребенок :

Я – маленький солдат

Я маму защищаю!

Готовит она чай –

Я чайник охраняю!

Когда он закипит –

Огонь я прекращаю!

И мама говорит,

Что я ее спасаю!

Я – маленький солдат

А папа командир.

На страже мы стоим

И в нашем доме мир!

Диктор :

Новая программа

«Наш сад» называется.

Она любимым мамам

сегодня посвящается!

В детском садике цветочки

Тоже подрастают!

Танец с цветами под музыку «Мама»

Ведущая : А сейчас послушаем стихи о маме.

Цветы весенние мы соберем

И мамам любимым их принесем!

Игра с цветами (дети собирают лепестки и делают букет)

Диктор :

В эфире передача «От всей души»

Бабушек поздравляют внучата – малыши.

Дети читают стихи про бабушек.

Под музыку в зал заходит старуха Шапокляк.

Шапокляк :

Почему меня на праздник дети не позвали ? Безобразие!

Меня не смейте обижать!

Я вот, что вам хочу сказать…

Я женщина завидная,

Красива, дальновидная!

Могу я петь и плясать,

Сказки рассказывать, крестиком вышивать.

Ведущая :

Кто всегда и всем мешает,

Детям ножки подставляет

И все делает не так?

Догадались?

Дети : Шапокляк.

Шапокляк :

Я – бабуля Шапокляк!

Что здесь за веселье?

Праздник или новоселье ?

Ведущий : Сегодня праздник , женский день!

Вам плясать и петь не лень?

Телевизор выключайте

и концерт ваш прекращайте!

Надо старших уважать

Отдыхать, им не мешать!

Дайте мне подушку,

Дайте одеяло.

И вообще с дороги

Бабушка устала!

Ведущий дает одеяло и подушку Шапокляк, она устраивается и засыпает.

Шапокляк : Все бабуле не мешать! Здесь я буду крепко спать!

Ведущая :

Вы – женщина бабуля,

Сюрприз у нас для вас.

Какую передачу включить сейчас для вас?

Шапокляк : (сквозь сон)

К телепередачам отношусь я осторожно,

Ведь телевизор нынче

Смотреть же не возможно! (просыпается)

То ужасы покажут,

От страха я дрожу.

Я, Б – р – р – р, не выношу!

Песни вот послушать

Очень я люблю

Это я вам честно, дети, говорю.

Диктор :

«Музыкальная нотка» входит в эфир

По заявкам песни услышит весь мир!

Для всех бабушек на свете

Исполняют песню дети.

Песня «Про бабушку»

Шапокляк :

Ой, спасибо, удружили,

Душу мне разбередили…. (всхлипывает)

А еще люблю я моду,

Я модель ведь от природы! (становится в позу модели, заметив мамочек рассматривает их)

Да и ваши мамочки,

Тоже супер – дамочки!

На губах помада,

Выглядят что надо!

Ведущая :

Конечно же, наши мамочки модницы

Очень любят делать макияж и красивые прически

Мы приглашаем мам В САЛОН КРАСОТЫ!

Игра «Салон красоты»

Шапокляк :

Я хочу у вас спросить : «Вы умеете дружить?»

Вы ссоритесь? Ругаетесь? Наверно обзываетесь?.

Ладно, все равно не верю, я вас всех сейчас проверю,

Предлагаю с танцевать вашу дружбу показать.

Шапокляк :

Мне, наверное пора,

Побегу я, детвора!

Я с праздником сегодня

Поздравляю всех.

Пусть будет в жизни счастье,

Удача и успех!

Диктор :

А вот и еще одна передача «А ну ка, девочки!»

Дорогие девочки вас хотят поздравить мальчики.

1. Мы дарим девочкам весь мир

Загадочный, большой

Пусть дружат девочки всегда

С тобою и со мной.

2. Нашим девочкам желаем

Счастья, радости всегда

Чтоб росли и хорошели

Не болели б ни когда

Чтобы мамам помогали

Мальчиков не обижали!

3. Праздник сегодняшний

Мы завершаем

Девочек наших

Мы украшаем.

(Мальчики закалывают девочкам заколки)

4. Умыты дождиком травинки и листочки,

И сразу стало чисто и свежо!

А мама улыбнулась своей дочке,

И будто солнце в комнату вошло!

Нет никого роднее мамы в мире,

Нет ничего нежнее ее рук,

Нет никого добрее и красивей….

Она – наш самый лучший друг!

Песня «Вальс для мамы»

Ведущая :

Вам не надо тут стоять,

Маму нужно приглашать.

Танец с мамами

Диктор :

Передачи завершаются,

Праздник наш кончается !

Спасибо, что были

Сегодня вы с нами

На праздничном нашем

Телевизионном канале .

Ведущая :

И чтобы запомнился праздник наш яркий , пусть дети свои вам подарят подарки!

Звучит музыка дети дарят подарки мамам и бабушкам.