Стоковая фотография

Стоковая фотография - это фотоизображения на определённую тематику, которые продаются на общедоступных торговых площадках (мировом стоковом рынке) и могут быть использованы в качестве иллюстрации или рекламы. Стоковые фотографии могут быть разрешены к использованию (лицензированы) для различных целей. Книжные, технические издательства, журналы, рекламные агентства, кинематографисты, веб-дизайнеры, художники, фирмы по декорированию интерьеров, корпоративные творческие группы, и др. обращаются в банки стоковых фотографий для использования изображений оттуда в своих работах.

Стоковые изображения могут быть представлены в онлайновых базах данных, что позволяет потребителю получать их дистанционно и немедленно при соответствующей форме оплаты.

Коллекции стоковых изображений порой называют фотостоком , фотоархивом , библиотекой фотографий , имиджбанком или фотобанком . Современные распространители стоковой фотографии обычно предлагают не только фотоснимки, но и видео, и иллюстрации.

Отличающей особенностью стоковой фотографии является то, что она делается не для конкретного заказчика. На сегодня в ведущих стоковых торговых площадках продается огромное количество фотографий на различную тематику. Фотограф, основной заработок получающий со стоковой фотографии, должен делать большое количество фотографий.

Структура индустрии

Изображения хранятся в агентстве, которое отвечает за пересылку фотографу части лицензионных отчислений с каждого использования, или, в некоторых случаях, полностью владеет правами на изображение. Это всё чаще делается через интернет, особенно, при использовании микростоковой модели фотобанка.

Цена определяется в зависимости от размера аудитории или тиража выпуска; от страны или региона, на территории которого будет использоваться изображения; от того как долго будет использоваться изображение, а также на основании объема прав, принадлежащих создателю или владельцу изображения.

Обзор

Виды лицензий

На фотобанках и фотостоках существуют следующие виды лицензий:

  • Rights-Managed
  • Rights-Ready
  • Royalty-Free
  • Editorial

Из всех перечисленных лицензий к стоковому рынку имеет отношение только лицензия Royalty-Free. Остальные лицензии используются только на фотобанках.

Rights-Managed (c управляемыми правами)

Лицензия Rights-Managed подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. Стоимость такой лицензии рассчитывается исходя из размера изображения, вида и длительности использования, а также его географии. Если конечный клиент покупает фотографию по лицензии Rights-Managed, он должен будет предоставлять информацию о деталях использования фотографии. Для обсчёта конечной цены покупателю предлагается воспользоваться электронным калькулятором на сайте фотобанка или обратиться напрямую в отдел продаж. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии Rights-Managed.

Rights-Ready

Лицензия Rights-Ready подразумевает использование фотографии для конкретной цели или в конкретном проекте. Покупателю необходимо предоставить уточняющую информацию о том, как именно будет использоваться фотография - в каком проекте и в каких целях. При этом клиент не платит дополнительных отчислений, если повторно использует изображение в том же проекте с теми же целями, как было обозначено заранее.

Royalty-Free (свободные от отчислений)

Возможности

История

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Обычно, когда человеку приходит в голову мысль начать продавать свои снимки, он имеет архив фотографий, сделанных в путешествии. Многие новички отправляют на экзамен именно такие фотографии и получают отказ. Дело в том, что снимки разделяются на два больших класса: коммерческие и репортажные. Первые могут использоваться в любых проектах, вторые только в новостных изданиях. Многие фотографии, сделанные в путешествиях – должны атрибутироваться как репортажные или editorial (нужно ставить соответствующую галочку при отправке фотографий на проверку).

Сделать первые коммерческие снимки начинающим стокерам тоже может оказаться довольно сложно. Нужно иметь одежду и реквизит без логотипов или на этапе постобработки долго их вычищать. Решить проблему с логотипами можно также атрибутируя свои снимки как editorial.

Я столкнулся с этим недавно пытаясь отправить на проверку фотографию, которую сделал в Хатыни. Сначала фотографию не приняли. Причина отказа – « Editorial Designation -- In order for this image to be reviewed correctly, resubmit it designated as editorial. When resubmitting, select "Yes" in the "Editorial" dropdown menu when applying metadata in the content editor . (Чтобы это изображение было правильно рассмотрено, отправьте его еще раз, отметив как editorial/репортажный…)». После того как я отправил ее еще раз, указав в соответствующем месте - editorial, ее приняли.

Однако не все так просто. На возникающие у стокеров вопросы попытался ответить сам Shutterstock в цикле статей, посвященных снимкам для редакционного использования. В данный момент вышло две из трех статей. В силу своих сил я попытался их перевести. Перевод представлен ниже. Ссылки на оригиналы статей:

Репортажные материалы. Часть 1: иллюстративные репортажные материалы (Illustrative Editorial)

В первой из трех статей, посвященных редакционным (editorial) изображениям, мы сосредоточимся на иллюстративном контенте. Мы обсудим в деталях заголовки, требования к ключевым словам и качеству изображения, приемлемые и неприемлемые методы постобработки, запрещенные снимки, которые не будут приняты. Обладая этими знаниями, вы станете успешным поставщиком репортажных изображений.

Shutterstock принимает два типа репортажных фотографий: документальные и иллюстративные.

Документальные репортажные изображения точно отражают событие, ситуацию, или местонахождение в конкретный момент времени. К документальным относятся фотографии протестов, парадов, событий «на красной дорожке», достопримечательностей, политических событий, концертов и т.д.

Иллюстративные изображения с другой стороны – постановочные и показывают объекты, интересные людям. Иллюстративные изображения могут быть творческим и/или концептуальными, но при этом должны четко передать идею, которая иллюстрирует новости, текущие события, или предмет. Например, изображение ниже, не документальная фотография некого события, а предмета – стакана с кофе. Эту фотографию можно использовать для иллюстрации статьи о кофе, сети кофеен «Starbucks», или работы в домашнем офисе.

Запрещенный документальный репортажный контент

Также имеется список мест, изображения, которых вообще не принимается shutterstock. Ни для коммерческого, ни для редакционного использования:

  • The Atomium
  • Ayers Rock – Uluru
  • British Royal Residences
  • Burning Man
  • Casa Mila (La Pedrera) – Interior
  • Crazy Horse Memorial
  • City of Arts and Sciences – Valencia, Spain
  • Guggenheim Bilbao
  • National Trust Properties
  • Sagrada Familia – Interior
  • Top of the Rock
  • World Trade Center / 9/11 Memorial

Полный список ограничений можно найти .

Также не принимаются изображения предметов искусства. Однако граффити или уличное искусство – исключение.

Тема мягко говоря далеко не нова и как-то даже неудобно ее поднимать. Уже написано с вагон статей на тему фотобанков/фотостоков и стоковой фотографии в целом. Существуют специальные форумы, где новичок может найти ответ на любой вопрос. Но, тем не менее ко мне регулярно поступают вопросы о возможности заработка продажей своих фотографий и разных нюансов, связанных с этим. Причем часто эти вопросы основаны на слухах, мифах и распространенных в сети стереотипах. Каждый раз давая ответы на поступающие вопросы, я решил систематизировать свои ответы и составить список самых распространенных мифов. Итак, 7 мифов о стоковой фотографии.

Миф первый. Стоковая фотография - это легко и просто. Ты снимаешь все, что тебе нравится, загружаешь на сток и просто сидишь и получаешь деньги. Друзья, такие времена уже прошли. Давно и безвозвратно. Все, золотой век стоковой фотографии закончился. И нам не повезло в нем жить. Это на заре появления фотобанков ты мог спокойно загружать снимки, сделанные на цифровую мыльницу, причем все в подряд и… это все продавалось! Люди зарабатывали таким образом себе на камеры, объективы, студийный свет. Теперь же база стоков насчитывает в среднем 20-25 млн. фотографий. Вдумайтесь в это количество и подумайте, что нового можете предложить вы. Про цифромыло можете забыть сразу. Теперь только зеркалка, только отличное качество картинки без шумов и артефактов, только продуманные коммерческие сюжеты, и только упорная работа. Причем, я хочу подчеркнуть слово работа - это уже перестало быть просто чем-то вроде хобби, если вы хотите хорошо зарабатывать, то нужно конкретно так вкалывать. Привыкайте к этой мысли сразу, если хотите чего-то достичь.
Миф второй. Пейзаж на стоках не продается. Постоянно слышу эту фразу на фото-турах. Это не правда. Продается теоретически все. Вопрос в количестве продаж. Хорошо продаются пейзажные снимки, которые представляют так называемый «красивый мир» («beauty world»). Это идеально красивый пейзаж с яркими, насыщенными красками. Ну, т.е. идеально зеленая трава, ярко-голубое небо, солнышко в кадре и прочая не слишком настоящая красота. Вот, например, . Для наглядного представления так сказать. Но это не значит, что другой, «настоящий» пейзаж не продается. Продается. Тут следует учесть один важный момент: большинство покупателей - это страны Европы и Америки и покупают там в основном «родной» им пейзаж. Поэтому отлично снятая вами Говерла или Караул Оба для них, по сути, без надобности. Не рассчитывайте на очередь покупателей и большое количество продаж какой-то локальной достопримечательности. Отлично продаются пейзажи хорошо известных, раскрученных туристических мест: пляжи с пальмами и белоснежным песком, яркие и красочные морские пейзажи, красивые горные долины, известные архитектурные достопримечательности и прочее. Словом, то, что можно использовать для рекламы в сфере туризма. Пейзажи деревни Гадюкино, речки Кальмиус и т.п. малоинтересны с этой точки зрения.
Миф третий. Я снимаю натюрморты/цветочки/птичек/улиток (нужное подчеркнуть), и оно не будет продаваться. Это, по сути, вариация мифа с пейзажем. Да, на стоках лучше продаются люди (в студии, на локации, в разных жизненных ситуациях, на производстве и т.д.), бизнес тематика, а также различные предметы, снятые на белом фоне (так называемые «изоляты»). Но это не значит, что ваши цветочки или натюрморты не будут продаваться. Важно то, как вы снимаете их. Нужны красивые креативные кадры с хорошим коммерческим потенциалом. Есть очень легкий метод: если сомневаетесь, стоит ли снимать что-то или будет ли продаваться ваш кадр, просто поищите это на стоках и посмотрите, как другие уже сняли это дол вас. Снимайте лучше, интересней, оригинальней и это будет продаваться!
Миф четвертый. На стоках мало платят за продажу фотографий. Да, это так в случае с микростоками. Авторское отчисление за одну продажу там начинается от 20 центов. Все зависит от способа покупки изображения (подписка, поштучные продажи, продажи за кредиты и прочие схемы современных фотобанков) и лицензии (обычная, расширенная и т.д.). В среднем фотограф получает от 20 центов до нескольких десятков (иногда сотен) долларов за продажу. Другое дело, что одна фотография может продаваться неограниченное количество раз. Например, вот эти снимки у меня уже заработали на разных стоках больше тысячи долларов каждый:

Да, это не сразу, а за несколько лет продаж, но тем не менее показательный результат. Вывод: каждый сам решает продавать ему фотографии за такие деньги или нет.
Миф пятый. Для работы на стоках требуется дорогое оборудование. И да, и нет. Да, профессиональное фотооборудование (камера, объективы, свет и т.д.) стоит дорого, но никто не запрещает начинать работу с тем, что уже имеете. Современная зеркальная камера даже начального уровня позволяет получать снимки достаточного качества. Начинать можно с любой, даже самой простой техникой, хотя конечно комфортней и результативней работать с профессиональной камерой и оборудованием.
Миф шестой. Я не знаю английского языка, поэтому не смогу загружать фотографии на стоки. Ерунда. Большинство фотостоков имеет русскоязычный интерфейс, но даже без этого все довольно просто и понятно. Требуются лишь минимальные знания основ языка для проставления ключевых слов и категорий. Все. А вообще учите английский.
Миф седьмой. Я плохо снимаю и у меня ничего не получится. Да у вас ничего никогда не получится, если вы будете так думать, и даже не попробуете начать. Все стоковые фотографы с чего-то начинали, все они когда-то не умели снимать, но попробовали. И у них получилось. На некоторые стоки нужно пройти экзамены, т.е. загрузит фотографии, которые показывают ваш уровень. И даже, если вы не сдали экзамен с первого раза, то это не значит, что не нужно пробовать. Дорогу осилит идущий!

Ну вроде бы все. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях.Интересует эта тема? Пишите в комментариях, возможно сделаю на эту тему еще пару постов.

Другие мои статьи на тему фотографии.

Про эдиториал на фотостоках. Пока привезенное из поездки сливается на комп я постараюсь рассказать о том что такое эдиториал и с чем его едят.
Эдиториал, или редакционные изображения, это фото или видео, в которых есть видимая реклама, логотипы, авторская архитектура и т.д., вообщем все то, что защищено авторским правом, а так же люди без релизов. Такие фотографии не могут быть использованы в рекламе, покупают их для иллюстраций в печатных или онлайн СМИ.
Эдиториал принимают на Шаттерстоке , Дримстайме , 123РФ , Депозитфото
У всех стоков свои требования к оформлению эдиториальных фотографий. и это иногда пугает начинающих стокеров. На самом деле ничего страшного тут нет. Сейчас сами в этом убедитесь.
Начну с самого популярного стока - Шаттерстока. На Шатере есть два вида эдиториала: стандартный и иллюстративный.

Стандартный эдиториал например виды городов,

люди на улицах города (главное, что бы люди не смотрели в кадр, т.е. не позировали)

городские события

интерьеры музеев и исторических зданий, в т.ч. соборов и храмов

К иллюстративному эдиториалу относятся в основном фотографии брендовых вещей крупным планом (чаще всего это изоляты), примеры можно

Как оформить эдиториал на Шаттерстоке?
Для написания эдиториального названия существует специальный шаблон:
ГОРОД, СТРАНА - число, МЕСЯЦ, год: Название фото. Пояснение (описание) того что изображено.
Например:

RUSSIA, MOSCOW - JULY 29, 2015: The fountain Stone Flower on VDNKh. The VDNKh is included into 50 largest exhibition centers of the world.

Вообщем-то ничего сложного нет. Самое важное соблюсти именно заданный шаблон. Обычно возникает вопрос - если я прописываю фото с обычным видом города, то где взять пояснение? Самое удобное это пользоваться той же Википедией, т.е. у вас, например, вид Берлина - вы пишите " БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ - ДАТА: Туристы на улицах Берлина (лучше если улица будет названа конкретно). Ежегодно в Берлин приезжает... тысяч/миллионов туристов (либо Берлин является столицей Германиии с.... года). " Все, ничего сложного нет.

Очень важно помнить, что для эдиториальных фото желательно делать максимально точное описание и ключевые слова, т.е. указывать все, что вы знаете: город, улицу где снято, область /провинцию,точное название архитектурных объектов или событий. Если вы снимаете известных людей (певцов, актеров, политиков), то обязательно правильно пишите имена, фамилии и другие конкретные данные.

На репортажи со спортивных соревнований, спектаклей, концертов, модельных показов Шаттер чаще всего требует официальную аккредитацию с пометкой, что разрешается коммерческое использование фото.

Если вы грузите иллюстративный эдиториал, то в ключевых словах обязательно (!!) должны быть слова illustrative editorial.

Ну и не забудьте перед отправкой на проверку выбрать вкладку editorial

Отправлять эдиториал-фото на Шатере лучше отдельным батчем, т.к. их проверяют отдельные редактора.

Ну и о продажах. У меня на 430 эдиториал-фото 1380 продаж. Много это или мало сказать сложно, но в любом случае эти картинки продаются.

Остальные стоки

Дримстайм
Не требует специального описания, без проблем берет прописанное по образцу Шатера. Обязательное требование - при отправке на проверку выбрать вкладку Эдиториал и выбрать одну из эдиториальных рубрик

123РФ
Не требует специального описания, принимает описание для Шаттера. При загрузке по ФТП выбрать именно ФТП для эдиториала

Ну вот вроде бы и все. Есть вопросы-задавайте

Итак, что такое расширенная лицензия, почему она опциональна и за что её некоторые фотографы обожают, а некоторые ненавидят?

Расширенная лицензия отличается от обычной тем, что

  • фото может быть использовано бОльшим количеством пользователей, например, в одном издательском агентстве с несколькими периодическими изданиями. Это называется, increase seats .
  • фото может быть исопользовано в бОльших тиражах - increase reproduction limits .
  • некоторые фотобанки по расширенной лицензией понимают также расширенную область применения фото: на кружках, майках, ковриках для мышки и т.д., - на тех объектах, которые запрещены обычной лицензией - increase usage .
  • более того иногда фото, проданное по расширенной лицензии, может быть использовано для перепродажи. Но не в фотобанках, а, например, в качестве элемента веб-шаблона, то есть в составе продукта, графическое оформление которого является ключевым элементом. Это называется resale items .
  • Особый вид расширенной лиценции позволяет продать все права на фотографию (sell rights ). Существует только у дримстайма. Подразумевает, что в течение 48 (?) часов после продажи всех прав на фото, нужно будет удалить её отовсюду из продажи, а также удалить все остальные снимки из той же серии. В общем, серьёзная штука. Но сомнительная. Хоть и позволяет заработать на этом много (более 300 долларов за раз).

Глядя на те "вольности", которые покупатель может себе позволить, приобретая фото по расширенной лицензии, становится понятно, почему некоторые фотографы так не любят эти расширенные лицензии: не очень приятно видеть своё фото растиражированным вдоль и поперёк на чашках, блюдцах и ковриках для мыши.

Однако, реальность такова, что большинство авторов, тем не менее, ждут расширенной лицензии, как манны небесной. А всё потому, что одна такая продажа приносит дохода в 10-100 раз больше по сравнению с продажей обычной лицензии.

Расширенные лицензии в разных фотобанках

Фотобанк Коммиссия в долларах$ Особенности Ссылка на детали
iStockphoto до 20 Для эксклюзивных авторов в два раза больше Extended License
Shutterstock 28 У покупателей должна быть отдельная подписка Enhanced License
Dreamstime 12.50 - 25 Чуть больше для эксклюзивщиков. Включает в себя также продажу всех прав на фотографию. Extended License
Fotolia до 100 Авторы могут установить свою цену на расширенную лицензию в зависимости от своего уровня. Licenses and Uses
StockXpert до 50 Image License
BigStockPhoto до 60 6 расширенных лицензий по 120 кредитов каждая Special Licensing
123rf 45 Включает в себя также resale Extended License

Другие сведения о расширенной лицензии

Расширенная лицензия может быть выключена. В некоторых агентствах выключение происходит для всех карточек, в некоторых - для каждой отдельной карточки. При этом некоторые авторы оставляют расширенную лицензию лишь в тех фотобанках, где за неё дают наивысшую комиссию (например, на фотолии, см. таблицу).

Цитата дня

...не нужно никакой усидчивости, нужен правильный подход . Я давно проповедую бизнес-подход к работе на стоках . Кроме дохода, для меня стоки интересны именно возможностью реализовать идеи по организации бизнеса . Здесь много разных переменных, много участников делающих одно и то же разными способами, много рынков сбыта, и т.д. И естественно для оптимизации производства, я изучаю весь свой производственный процесс, и знаю сколько времени отнимает то или иное занятие . Как вы, например, решите стоит ли заниматься 123 или бигстоком? Можно конечно и на ощущениях, придти к решению, а можно и с обоснованием . Вообще, когда я принимаю какое-то решение для стоков, я в голове имею хорошее обоснование для него, как будто его критически будет проверять вышестоящее начальство ...