1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Налог представляет собой важнейшую экономическую категорию. Она имеет историческую связь с функционированием и развитием любого государства. Рассмотрим далее, что такое объект налогообложения.

Общие сведения

Сущность налога заключается в изъятии государством определенной доли ВВП в пользу бюджета в виде обязательного платежа. Такое разъяснение присутствует в ст. 8, ч. 1 НК. Налог - это обязательный индивидуальный платеж, совершаемый безвозмездно. Он взимается с субъектов в виде отчуждения денежных сумм, принадлежащих им по праву собственности, оперативного управления/хозяйственного ведения. Данные отчисления направляются на финансовое обеспечение деятельности органов муниципальной или государственной власти.

Особенности формирования

Сбор, в соответствии со ст. 17, ч. 1 НК, считается установленным только тогда, когда определены:

  1. Объект и база налогообложения.
  2. Период, в течение которого необходимо совершить платеж.
  3. Порядок исчисления и уплаты.
  4. Ставка.
  5. Субъекты.

Под последними следует понимать граждан и организации, на которых возлагается обязанность платить налоги.

Объекты налогообложения

В качестве них выступают:

  1. Имущество.
  2. Доход/прибыль.
  3. Стоимость проданного товара.
  4. Операции по сбыту продукции (выполнению работ/услуг).
  5. Прочие категории, имеющие стоимостную, физическую либо количественную характеристики.

Данный перечень установлен в ст. 38 НК. В целом объектом налогообложения является все, в отношении чего возникает обязанность осуществлять безвозмездные бюджетные отчисления.

Прочие элементы

Под налоговой базой понимают стоимостную, количественную или прочую характеристику объекта обложения. Эта категория устанавливается в ст. 53 НК. Налоговым периодом называют календарный год либо иной промежуток времени, по завершении которого формируется база и исчисляется сумма платежа. Этот элемент установлен в ст. 55 НК. Ставка - это величина начисления на единицу базы. Порядок и сроки выплат установлены в ст. 57-58 НК.

Объект налогообложения: определение

Законодательством установлены принципы, в соответствии с которыми относительно той или иной категории возникает обязанность осуществлять отчисления в бюджет. В частности, НК устанавливает налог на имущество. Объект налогообложения в данном случае представляет собой различные категории материальных ценностей, находящиеся во владении субъекта (недвижимость, автомобиль и прочее). В качестве товара выступает любой реализуемый или предназначенный для продажи предмет. При регулировании отношений, возникающих в рамках взимания таможенных сборов, объектом налогообложения является и любая материальная ценность, прописанная в Таможенном кодексе. Работой, в отношении которой возникает обязанность совершать отчисления в бюджет, признается любая деятельность, итог которой имеет материальное выражение и направлен на удовлетворение собственных нужд граждан либо предприятий. Услуга также выступает как объект налогообложения. Обязанность производить отчисление в бюджет в этом случае возникает, если результаты деятельности, не имеющие материальной формы, реализуются и потребляются в ходе ее осуществления.

Реализация

Этот элемент также может выступать как объект налогообложения физических лиц или предприятий. Под реализацией продукции, услуги, работы следует понимать соответственно:

  1. Передачу права собственности на изделия от одного субъекта другому.
  2. Оказание услуги одним лицом другому.
  3. Передачу результата выполненной работы.

Реализация не будет выступать как объект налогообложения в случаях:

  1. Выполнения операций, которые связаны с обращением иностранной либо российской валюты (кроме целей нумизматики).
  2. Передачи ОС, НМА либо иных ценностей предприятия его правопреемнику в ходе его реорганизации.
  3. Внесения инвестиций. К ним, в частности, относят вклады в капитал товариществ и обществ, паевые взносы и прочее.
  4. Передачи жилых помещений гражданам в домах муниципального или государственного фонда в ходе приватизации.
  5. Конфискации, наследовании, обращении в собственность брошенных или бесхозных предметов, животных, находки клада, согласно нормам ГК.
  6. Передачи имущества в качестве первоначального вклада участникам хозяйственного товарищества/общества, его правопреемнику/наследнику в процессе:

В НК могут быть предусмотрены и иные случаи, при которых реализация не будет выступать как операция, подлежащая обложению.

Добавленная стоимость

Объект налогообложения НДС - это:

  1. Реализация продукции, услуг и работ на территории РФ, в том числе предметов залога. В эту категорию входит также передача товаров по соглашению о новации или предоставлении отступного.
  2. Продажа изделий для собственных нужд, расходы на которые к вычету не принимаются (через амортизационные расчеты в том числе) при начислении ставки на прибыль предприятия.
  3. Ввоз продукции на таможенную территорию.
  4. Выполнение строительных, монтажных работ для собственных нужд.

Все операции, которые не считаются в соответствии с НК реализацией, не будут выступать как объект налогообложения НДС.

Определение стоимости

Для каждого сбора предусматривается только один объект налогообложения. Формирование того или иного начисления должно иметь обоснования, соответствующие действующему законодательству. В качестве стоимости ценности принимается величина, указанная в договоре между сторонами. Предполагается (пока не доказано иное), что она соответствует рыночному показателю аналогичных товаров, работ, услуг. Учет объектов налогообложения осуществляется плательщиком самостоятельно. Надзорные органы при проведении проверки полноты отчислений в бюджет могут контролировать правильность формирования цен по договорам только в тех случаях, если сделки осуществляются:

  1. Между взаимозависимыми субъектами.
  2. По бартерным (товарообменным) операциям.
  3. В рамках внешнеэкономической деятельности.
  4. При отклонении в сторону увеличения или уменьшения более чем на двадцать процентов от ценового уровня, используемого плательщиком относительно однородных (идентичных) изделий (услуг, работ) в рамках непродолжительного периода.

Специфика установления цены

В предусмотренных в Налоговым кодексом случаях, когда стоимость услуг, работ, товаров, использованная сторонами сделки, отклоняется в сторону снижения или повышения больше чем на 20% от рыночного показателя для однородных категорий, надзорный орган имеет право принять мотивированное решение о доначислении. Кроме налога, плательщику будет вменена пеня. Расчет осуществляется так, как если бы итоги сделки оценивались в соответствии с рыночными ценами на однородные услуги, работы, изделия. При определении цены во внимание принимают скидки, которые вызваны:


Цена последующей реализации

На рынке может отсутствовать либо однородная продукция по тем или иным причинам, либо необходимая информация для определения соответствующей стоимости. В таких случаях используется метод "будущей продажи". Его суть заключается в определении разницы между ценой, по которой объект реализован покупателю и впоследствии будет перепродан потребителем, и стандартными в таких случаях расходами, понесенными последним при повторной реализации.

Затратный метод

Он используется в случае, если описанный выше способ применить нет возможности. При затратном методе рыночная цена услуги, товара, работы, реализуемых продавцом, представлена в качестве суммы понесенных убытков и обычного для этой сферы деятельности дохода. Во внимание принимаются традиционные в таких случаях косвенные и прямые издержки на приобретение (изготовление) либо продажу, хранение, транспортировку, страхование и прочие расходы.

Дополнительно

В процессе установления цены используются только официальные источники данных о рыночных показателях для однородных работ, услуг, товаров, а также о биржевых котировках. В случае судебного разбирательства уполномоченная инстанция вправе учитывать любые обстоятельства, которые могут быть существенными для установления результатов сделки, не ограничиваясь пунктами, предусмотренными в НК. Положения, установленные в Кодексе, используются при определении рыночной стоимости финансовых инструментов в срочных соглашениях и цены акций в соответствии с особенностями, зафиксированными в главах 23 и 25.

Доход

Под ним понимают экономическую выгоду, выраженную в денежной либо натуральной форме. Она учитывается при наличии возможности осуществить ее оценку и в той мере, в какой это можно сделать. В главах 23 и 25 НК устанавливается разграничение между доходами, которые получены из источников, находящихся внутри и за пределами РФ. В случае, если положения Кодекса не позволяют однозначно определить к какой именно категории относят поступления плательщика, определение типа прибыли осуществляет федеральный исполнительный орган, уполномоченный на проведение надзора в сфере налогообложения.

Дивиденды

В качестве них выступают любые доходы, которые получает участник (акционер) компании в процессе распределения прибыли, остающейся после выплаты налогов. Дивиденды начисляются по принадлежащим учредителю долям пропорционально вкладам остальных владельцев в уставной капитал. К данному виду прибыли относят также любые поступления из источников, находящихся за пределами России и включенных в эту категорию законодательствами зарубежных стран. Дивидендами не являются выплаты:

  1. Полученные акционером при ликвидации предприятия в натуральной либо денежной форме, не превышающие первоначального его взноса в складочный (уставной) капитал.
  2. Участникам в виде передачи ценных бумаг этой же компании в собственность.
  3. Некоммерческого предприятия на выполнение основной деятельности, не связанной с предпринимательством, произведенные хозяйственным обществом, уставной капитал которого полностью сформирован из вкладов этой организации.

Проценты

Под ними НК РФ признает любой, установленный (заявленный) заранее доход, в том числе в форме дисконта, который получен по различным долговым обязательствам (вне зависимости от метода оформления). В частности, процентом считается прибыль, приобретенная по денежному вкладу.

Введение

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реку, за право устраивать рынки, за убийство, за преступление. Во времена Екатерины II, указом была учреждена экспедиция о государственных доходах. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Основные понятия, сущность и содержание налогов

Что является объектом налогообложения

налог бюджет инновационный

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) определяет понятие «объект налогообложения»: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Данная формулировка уже вызвала в литературе критические замечания. Так, указывалось на недопустимость связывать обязанность по уплате налога с наличием стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы. Однако имеются и другие спорные положения.

В учебной литературе по налоговому праву принято считать объекты налогообложения в качестве юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение (изменение, прекращение) налоговых прав и обязанностей. Строго говоря, ставится знак равенства между понятиями «объект обложения» (в том числе «прибыль», «доход», «имущество») и «юридический факт (основание)».

Например, прибыль как экономическая категория представляет собой разновидность имущества коммерческой организации. Поэтому прибыль (равно как доход и иное имущество) является объектом налогового права, т.е. тем, по поводу чего возникают налоговые права и обязанности. Юридические факты - это действия и события, с которыми нормативные правовые акты связывают какие-либо юридические последствия. Прибыль в этом качестве не является юридическим фактом. О юридическом факте можно говорить в случае ее (прибыли) получения. Здесь уже имеет место юридическое действие - получение прибыли. Сказанное в равной степени относится и к другим видам объектов обложения (например, доходу, имуществу и т.д.).

Содержащийся в п. 1 ст. 38 НК РФ перечень видов объектов обложения не является окончательным. С позиции закона могут быть иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики. Это, во-первых. Во-вторых, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Следовательно, правовой режим объекта обложения оказывает определенное влияние на конкретный налог, а потому коротко остановимся на характеристике отдельных видов объектов налогообложения.

Начнем с базовой категории «имущество». Пункт 2 ст. 38 НК РФ гласит, что под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Любопытно то, что ГК РФ (ст. 128 и др.) не дает определение общего понятия «имущество». Статья 128 к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Таким образом, в содержание понятия «имущество» помимо вещей могут выключаться также и имущественные права. Так, в п. 3 ст. 63 ГК РФ под имуществом ликвидируемого юридического лица, продаваемым с публичных торгов, понимаются и вещи, и имущественные права. Аналогичный смысл имеет термин «имущество», когда речь идет об ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущественные права как вид имущества возникают при заключении договора банковского счета и осуществлении безналичных расчетов.

В отличие от действующей редакции п. 2 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона №154-ФЗ) старая редакция не содержала фразу «за исключением имущественных прав». В итоге понятие имущества в налоговом законодательстве стало существенно отличаться от одноименного понятия в гражданском законодательстве, что само по себе вызывает некоторую настороженность, поскольку законодатель должен стремиться к терминологическому единству в российском законодательстве.

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) относит к объектам налогообложения доход и прибыль. Определение дохода сформулировано в ст. 41 Кодекса: «…доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» настоящего Кодекса». Иначе говоря, категория дохода определяется через понятие «выгода».

В свою очередь, доходы подразделяются на доходы от реализации товара (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационными признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. Приблизительный перечень внереализационных доходов дан в ст. 250 НК РФ. В частности, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.

Как видно, НК РФ содержит противоречивые положения. Если п. 2 ст. 38 исключает имущественные права из объектов налогообложения, то п. 8 ст. 250, напротив, включает их в состав внереализационных доходов.

Прибыль - следующий объект налогообложения. Статья 247 НК РФ определяет прибыль (для российских организаций) как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Таким образом, прибыль характеризуется через доход, а последний - через выгоду.

Прибыль бывает валовой, балансовой и чистой. Соответственно каждый вид прибыли обладает собственным режимом. Валовая прибыль есть валовой доход минус валовые расходы. Балансовая прибыль представляет собой валовую прибыль за вычетом соответствующих налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также производимых расходов, осуществляемых по действующему законодательству до налогообложения. Чистая прибыль коммерческой организации (после уплаты налогов) остается в распоряжении организации и по решению высшего органа управления перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов, на другие цели.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В свете этого требования в судебной практике вставал вопрос о том, должны ли имущественные права в виде присужденных и признанных штрафов (пеней) относиться к объекту налогообложения по налогу на прибыль организации. Однако частноправовые интересы предприятия могут не совпадать с публичными интересами государства в части уплаты налогов и сборов. Не начисление процентов (штрафов, пени) уменьшает налогооблагаемую базу и соответственно приводит к сокращению налоговых поступлений. Именно эта проблема послужила предметом судебного разбирательства Конституционного Суда РФ (в настоящий момент этот вопрос регулирует, в частности, п. 3 ст. 250 НК РФ).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ №14-П, ст. 2 Закона об основах налоговой системы, ст. 247 НК РФ объектами налогообложения являются только полученные прибыль, доходы, а имущественные права (права требования), т.е. не полученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, объектами налогообложения не признаются. Поэтому, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, датой получения внереализационного дохода следует считать момент фактического получения сумм взысканных судом или добровольно признанных должником санкций. Ведь объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Вместе с тем подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ демонстрирует совершенно иной подход к этой проблеме.

Операции по реализации товаров (работ, услуг) - специфический объект налогообложения. В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Именно операции по реализации товаров служат объектом НДС. Круг операций НДС очерчен ст. 146 НК РФ. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

К числу объектов относится и стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ «если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».

Налоги, сборы, пошлины по-разному отражаются в составе цены. Одни из них входят в состав затрат предприятий; другие ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (налог на прибыль); третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РБ определены и закреплены основные принципы налогов:

Власть вправе устанавливать налоги

Всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

Однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

Очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

Определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

Субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

Ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

  • получены по концессионному соглашению ;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость , в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 28 мая 2015 г. № 03-05-05-01/30895, от 6 мая 2015 г. № 03-05-05-01/25946, от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:

основные средства , учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;

– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

Из этого правила есть два исключения .

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:

земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

– основные средства силовых структур;

– объекты культурного наследия;

ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;

– космические объекты;

– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

– реорганизации (ликвидации) организации;

– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Если имущество, принятое на учет после 31 декабря 2012 года, организация приобрела через посредника, она тоже может воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самой организации-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет

Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

Первая или вторая

Другие

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (ст. 374 НК РФ)

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503).

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал?

Да, нужно, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, а объект движимого имущества относится к третьей–десятой амортизационным группам.

Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения в принципе. Поэтому, если в уставный капитал организация получила такое имущество, платить налог с него не надо.

Если движимое имущество отнесено к другим амортизационным группам, у организации тоже есть возможность не платить налог. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, подпадает под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Однако эта льгота применяется с ограничениями, одним из которых является приобретение имущества у взаимозависимого лица .

Признается ли передача имущества в качестве вклада в уставный капитал сделкой с взаимозависимым лицом? Да, признается, если доля участия лица, внесшего вклад, превысит величину, установленную пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (как правило, 25%).

Влияет ли на налогообложение имущества временной разрыв между датой передачи имущества и датой регистрации увеличения уставного капитала? Нет, не влияет. Наличие взаимозависимости между сторонами подтверждает само решение об участии в уставном капитале с долей, превышающей 25 процентов. Передача имущества свидетельствует о том, что сделка состоялась. А внесение изменений в учредительные документы и регистрация этих изменений в ЕГРЮЛ – это всего лишь формальность, которая удостоверяет права учредителя (участника, акционера).

Таким образом, если в результате сделки по передаче движимого имущества в уставный капитал организация и учредитель (участник, акционер) становятся взаимозависимыми лицами, полученные основные средства нужно включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество. При условии, что эти активы относятся к третьей–десятой амортизационным группам. Налоговую базу нужно увеличивать с момента фактической передачи имущества во вклад.

Если в результате сделки организация и учредитель (участник, акционер) взаимозависимыми лицами не становятся, движимое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, от налогообложения освобождается.

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования ?

Нет, не нужно.

Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.

При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией? Оборудование для монтажа приобретено после 1 января 2013 года у продавца, который не является взаимозависимым .

Нет, не нужно.

Если движимое имущество, учтенное в составе основных средств, изготовлено из материалов, купленных после 1 января 2013 года, то облагать налогом такое имущество не нужно. При этом неважно, является ли организация – собственник основного средства взаимозависимой по отношению:

  • к продавцу оборудования и материалов, из которых было собрано основное средство;
  • к организации, которая занималась сборкой (монтажом) оборудования.

В данном случае действует правило, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Да, есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Однако рассматриваемая ситуация под такое исключение не попадает. Ведь организация не приобретала основное средство у взаимозависимого лица. Взаимозависимое лицо (подрядчик) лишь выполнило работы по монтажу основного средства из предоставленных ему материалов. А сами по себе материалы не являются объектом обложения налогом на имущество. А взаимозависимость с подрядчиком не ограничивает право организации на применение льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, основное средство, смонтированное взаимозависимым подрядчиком, освобождается от налогообложения у заказчика. Аналогичный вывод можно сделать из писем Минфина России от 5 марта 2015 г. № 03-05-04-01/11797 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4037), от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17289.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из собственных материалов? Основное средство принято на баланс после 1 января 2013 года .

Да, нужно. Объясним, почему так.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Но есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Способ и документальное оформление приобретения имущества для применения названной льготы значения не имеет. Главное, что основное средство организация получила от взаимозависимого лица. На практике эта передача могла быть оформлена договором купли-продажи, договором купли-продажи с условием о монтаже основного средства силами поставщика, договором подряда на изготовление основного средства из материалов подрядчика и др. В каждом из этих случаев стороной, передающей объект организации, является взаимозависимый с ней контрагент: продавец или подрядчик.

Поэтому за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из ее собственных материалов, организация, получившая объект, должна платить налог на имущество.

Это следует из положений пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить налог на имущество с машино-мест, которые расположены в административно-офисном здании?

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:

– включено ли административно-офисное здание в перечень объектов, налог с которых платят исходя из кадастровой стоимости;

– является ли организация собственником машино-мест (владеет ли ими на праве хозяйственного ведения).

Организации на упрощенке платят налог на имущество только с недвижимости, базу для которой считают исходя из кадастровой стоимости. Состав таких объектов определяют региональные власти. Посмотреть их можно в перечнях, которые публикуют на официальных сайтах субъектов РФ. Если здание включено в перечень, то с машино-места придется заплатить налог. Но только если оно в собственности организации. Ведь платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны только собственники и организации, которые владеют объектами на праве хозяйственного ведения. Это установлено пунктом 2 статьи 346.11, пунктом 7 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

А с какой стоимости платить налог? Ведь машино-место – это лишь часть здания.

Действительно, обособленными помещениями сами по себе машино-места не являются. В частности, в офисных зданиях они, как правило, располагаются на подземных паркингах без каких-либо перегородок. Тем не менее платить налог с машино-места все-таки нужно. Оно является неотъемлемой частью подземного паркинга, а тот в свою очередь входит в состав здания как обособленное и специально оборудованное помещение (п. 5.2.1 Свода правил, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9). Поэтому право собственности на машино-места регистрируют на долевой основе. То есть в собственность организации передают не целый объект, а долю в нем, соответствующую площади машино-мест. В бухучете такие объекты отражают в составе основных средств по первоначальной стоимости, пропорциональной доле в общей собственности.

Таким образом, со следующего месяца после включения машино-мест в состав основных средств они становятся объектом налогообложения. Налог на имущество по таким объектам рассчитывайте исходя из доли кадастровой стоимости, пропорциональной размеру машино-мест в общей площади здания или парковочного пространства. Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7028, от 27 апреля 2015 г. № ГД-4-3/7143.

Внимание: в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Однако в рассматриваемой ситуации эта льгота не применяется.

С 2016 года льгота распространяется только на многоэтажные гаражи-стоянки, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях. Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года? Организация – собственник имущества находится в Крыму (Севастополе) .

Да, нужно.

Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года, признается объектом обложения налогом на имущество. Единственное исключение – если имущество входит в первую или вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

До присоединения территорий Крыма и Севастополя к России даты принятия имущества к учету организации, расположенные в этих регионах, определяли по украинскому законодательству. После внесения данных об этих организациях в российский ЕГРЮЛ ни даты постановки имущества на учет, ни стоимость имущества не пересматриваются. Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014. Таким образом, для расчета налога на имущество по российскому законодательству даты принятия к учету имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, остаются прежними.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к организации в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об организации в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация организации по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, организация, расположенная в Крыму (Севастополе) и зарегистрированная в российском ЕГРЮЛ, должна платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об организации в российский ЕГРЮЛ.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга - нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки - для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход - объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права - товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.