Понятие материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение (МТО) является видом коммерческой деятельности, которая обеспечивает производство материально-техническими ресурсами.

Основной целью служит предоставление материальных ресурсов производствам предприятий, в определенное договором место.

Функции МТО:

1.Коммерческие

  • Основные (покупка/ материальных ресурсов);
  • Вспомогательные:

а) Маркетинговая – решение вопросов определения и соответствующего выбора поставщиков;

б) Юридическая – правовое обеспечение и защита прав собственности, сопровождение деловых переговоров, заключение сделок и мониторинг за их исполнением.

2.Технологические (решение процесса доставки и хранения материальных ресурсов, которым предшествуют распаковка, консервация, заготовка материальных ресурсов и предварительная их обработка)

Виды материальных ресурсов

Формы материально-технического обеспечения

1. Транзитная – продукция поставляется потребителю от предприятий-изготовителей, а закупленная продукция поставляется от поставщиков в розничные точки.

2. Складская – продукция поставляется с помощью промежуточных и распределительных складских комплексов и терминалов.

Организационная структура МТО

Формы организации управления МТО:

1.Централизованная - предполагает выполнение функций единой службой МТО, что обусловлено территориальной целостностью организации, узкой номенклатурой материалов.

2. Децентрализованная - предполагает рассредоточение функций, что обусловлено производственной самостоятельностью предприятия, с обширной номенклатурой материалов.

3. Смешанная - предполагает объединение предыдущих форм.

Недостатки в организации МТО могут привести к:

  • Недовыпуску продукции и тем самым снижению прибыли;
  • Возрастанию постоянных расходов из-за простоев при отсутствии ресурсов;
  • Выпуску брака;
  • Снижению конкурентоспособности продукции;
  • Потерям из-за порчи материалов в запасах.

Систематизация служб МТО предполагает три вида структур управления:

1. Функциональная структура означает специализацию подразделений на выполнении определенных функций. Используется предприятиями единичного или мелкосерийного типа производства, с небольшой номенклатурой и объемами материалов.

2. Согласно товарному принципу отдельные подразделения специализируются на выполнении полного комплекса работ по снабжению материалами. Характерна для крупносерийных и массовых производств, с широкой номенклатурой и объемом материалов.

3. Комбинированная – означает, что в подразделении на предприятии функции выполняет группа специалистов по материальным ресурсам и внешнему ресурсообеспечению. Внутренние структурные подразделения выполняют внутрипроизводственное перемещение закрепленных за ними материалов в силу специализации подразделений.

Планирование МТО

Планированием МТО называется получение основания для принятия решений по поводу закупки материалов.

МТО ВС РФ - составная часть ВС РФ, включающая силы и средства, предназначенные для тылового и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) в мирное и военное время. В состав МТО ВС РФ входят: органы военного управления с воинскими частями и организациями обеспечения и охраны, специальные войска (соединения и воинские части материального обеспечения, автомобильные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные, вспомогательный флот, воинские части подвоза ракетного топлива), воинские части, организации и органы (военных сообщений, перегрузочных районов, торгово-бытовые, (туристические, культурно-досуговые), службы тылa (горючего, продовольственная, вещевая, медицинская, ветеринарно-санитарная), а также военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские, испытательные и проектные организации и воинские части.

Организационно силы и средства тыла входят в состав военных округов (фронтов), флотов, объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления. МТО ВС РФ подразделяется: по масштaбу и характеру выполняемых задач - на стратегический, оперативный (оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических объединений) и войсковой (соединений, воинских частей и подразделений); по принадлежности - на тыл Центра, видов и родов войск ВС РФ, окружной (фронтовой), флотский, армейский, корпусной, ВВС (ВВС и ПВО) флота, тыл флотилий, военно-морских баз, эскадр, дивизионный (бригадный), полковой, батальонный (дивизионов).

Общее руководство МТО ВС осуществляет Министр обороны через начальника МТО ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ, главнокомандующих видами ВС, командующих родами войск ВС РФ, начальников главных и центральных управлений МО РФ.

Историческая справка. Основы организации военного хозяйства в русской армии заложены указом Петра I от 18.02.1700 г., которым образованы Провиантский и Комиссариатский приказы. С 1711 г. функции по снабжению армии и флота переданы Сенату, с 1720 г. - Военной коллегии, в составе которой имелись комиссариатская контора и провиантская канцелярия, с 1802 г. - соответствующим департаментам Военного министерства, а в 1864 г. вместо них - Главному интендантскому управлению. Система тылового обеспечения совершенствовалась с учетом опыта войн. В составе воинских частей, соединений, объединений и в распоряжении центральных органов созданы штатные подразделения, части и учреждения, предназначенные для централизованного снабжения войск раздельно по каждой службе тыла. В 1·ю мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие прием железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции.



В Красной армии в 1918 г. образовано Центральное управление снабжения, в объединениях и соединениях учреждены должности начальников снабжения, которым подчинялись части, учреждения и службы тыла. В ходе Великой Отечественной войны сложился Тыл ВС РФ, который успешно справлялся с большим объемом задач по тыловому обеспечению войск (сил). 1.8.1941 г. приказом наркома обороны созданы Главное управление тыла Красной армии (с 1998 г. 1 августа - День Тыла ВС РФ), управления тыла во фронтах и армиях. К маю 1942 г. введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Таким образом был образован централизованный тыл.

В послевоенные годы по мере развития экономики страны, изменений в организационной структуре, технической оснащенности ВС РФ, развития военной науки происходило совершенствование Тыла ВС РФ.

Начальники Тыла Красной армии, Советской армии, ВС СССР и ВС РФ: А.В. Хрулев (1941-1951), В.И. Виноградов (1951-1958), И.Х. Баграмян (1958-1968), С.С. Маряхин (1968-1972), С.К. Куркоткин (1972-1988), В.М. Архипов (1988-1991), И.В. Фуженко (1991-1992), В.Т. Чуранов (1992-1997), В.И. Исаков (1997-2009). С 2009 Д.В.Булгаков.

Департамент планирования и координации МТО (бывший Штаб Тыла) ВС РФ - основной орган управления в системе тылового обеспечения войск (сил). Основные задачи: поддержание боевой и мобилизационной готовности Тыла ВС; сбор, изучение и оценка данных оперативно-тыловой обстановки; подготовка оперативно-тыловых расчетов и предложений для принятия решений на организацию тылового обеспечения войск (сил); планирование тыловогo обеспечения, доведение задач до исполнителей и контроль за их выполнением; организация взаимодействия органов тыла, его защиты, охраны и обороны; обеспечение бесперебойного функционирования системы управления и связи тыла и др. Включает управления - оперативно-тыловое и организационно-мобилизационное, отдел связи и автоматизации, специальный отдел (по эксгyмации).

Историческая справка. Приказом наркома обороны СССР от 1.8.1941 г. № 0257 создано Главное управление Тыла Красной армии, в состав которого входил штаб начальника этого управления (А.В. Хрулев), позднее переименованный в Штаб Тыла ВС СССР. В ходе перестройки высших органов военного управления в конце 1940-х - начале 1950-х гг. реорганизован в Управление служб тыла Военного министерства СССР. 23.4.1953 г. восстановлен как Штаб Тыла МО СССР и учреждена должность его начальника. В 1965 г. переименован в Штаб Тыла ВС СССР. Начальники:

П.В. Уткин (1941), М.П. Миловский (1941-1944), В.И. Виноградов (1944-1951), В.Ф. Коньков (1952-1953), Ф.М. Малыхин (1953-1959), М.С. Новиков (1959-1969), И.М. Голушко (1969-1989); А.Т. Климов (1989-1997), В.И. Исаков (1997), Д.В. Булгаков (1997-2009).

Автомобильные войска - специальные войска МТО ВС РФ, предназначенные для осуществления воинских автомобильных перевозок, включая подвоз материальных средств, перевозку личного состава, эвакуацию раненых, больных, имущества и трофеев. Включают автомобильные бригады, полки, батальоны и другие части и подразделения, которые организационно входят в состав объединений и соединений видов и родов войск ВС РФ и МТО ВС. Подчинены начальнику Центрального автомобильно-дорожного управления МО РФ.

Историческая справка. В русской армии появились в 1906 г. в виде автомобильных команд при железнодорожных батальонах. Во время 1-й мировой войны имелось 22 автомобильные роты с общим парком около 10 тыс. автомобилей. Первыми автомобильными частями РККА стали автомобильные колонны и грузовые отряды (по 10-20 автомобилей). К началу Великой Отечественной войны имелось около 27 тыс., а в 1944 г. 100 тыс. автомобилей. В составе фронтов действовало 35 автомобильных полков и свыше 200 отдельных батальонов и рот. За годы войны ими перевезено свыше 101 млн т грузов, общий грузооборот составил более 3,5 млрд тонна-километров. 77 из них награждены орденами, 15 присвоены почетные наименования, 14 автомобилистам присвоено звание Героя Советского Союза.

Дорожные войска - специальные войска МТО ВС РФ, предназначенные для подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления военно-автомобильных дорог и решения других задач дорожного обеспечения. Состоят из дорожно-комендантских соединений и частей, мостовых, понтонно- мостовых и дорожных частей и подразделений. Подчинены начальнику Центрального автомобильно-дорожного управления МО РФ.

Историческая справка. Ведут историю от «пионерных команд» для дорожных работ, появившихся в русской армии в начале 18 в. В 1-ю мировую войну сформированы специальные дорожные войска (к концу войны 240 тыс. человек). В Гражданскую войну в РККА создавались военно-дорожные отряды. В ходе Великой Отечественной войны летом 1943 г. в результате разделения автотранспортной и дорожной служб выделены в самостоятельные специальные войска. Было создано Главное дорожное управление (ГДУ) Красной армии, во фронтах и армиях дорожные управления и отделы. За войну дорожными войсками восстановлено, отремонтировано и построено свыше 100 тыс. км автодорог, выполнено около 35 млн м куб. объема земляных работ восстановлено и отремонтировано более 1 млн мостов. За отличия 59 дорожных частей удостоены орденов и 27 - почетных наименований.

В 1946 г. вместо ГДУ в Штабе Тыла ВС СССР создан 5-й (дорожный) отдел, в штабах тыла военных округов, групп войск и армиях - отделы и отделения. Дорожные войска расформированы, частью переданы НКВД (в особый дорожно-строительный корпус). Вместо них в военных округах образованы дорожные депо небольшой численности. В 1960-х гг. началось возрождение дорожных войск. Сформированы дорожно-комендантские бригады, с Дальнего Востока в западные округа пeредислоцированы дорожные батальоны. С 1970 г. руководство осуществляло Дорожное управление МО СССР, в округах - дорожные службы. В 1980-х гг. ведены новые штаты дорожных войск.

Железнодорожные войска - специальные войска МТО ВС РФ, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. Организационно состоят из железнодорожных корпусов, отдельных железнодорожных бригад и батальонов, других воинских частей и организаций.

Историческая справка. В России прообразом железнодорожных войск (ЖДВ) стали сформированные Указом Николая I от 6.8.1851 (с 2006 г. - День железнодорожных войск) для эксплуатации и охраны Санкт-Петербургско-Московской (Николаевской) железной дороги военно-рабочие, кондукторские и телеграфическая роты. Входили в состав инженерных войск, с 1904 г. самостоятельные. В РККА созданы 5.10.1918 г. (приказом главкома объявлено постановление РВС Республики об их формировании). В Великую Отечественную войну совместно со специальными формированиями Наркомата путей сообщений восстановили около 120 тыс. км железных дорог. За отличия 18 соединений и частей ЖДВ награждены орденами, одна бригада удостоена звания гвардейской, 5 частей получили почетные наименования, 28 воинам-железнодорожникам присвоено звание Героя Социалистического Труда, одному - звание Героя Советского Союза. До 1992 г. входили в состав ВС РФ. В 1995-2004 гг. находились в ведении Федеральной службы ЖДВ. С января 2005 г. вновь в составе ВС РФ.

Трубопроводные войска - специальные войска МТО ВС РФ, предназначенные для развертывания полевых магистральных трубопроводов и подачи по ним горючего на склады объединений и соединений видов и родов войск ВС РФ, а также для перекачки горючего в перегрузочных районах. Включают трубопроводные бригады и отдельные трубопроводные батальоны, роты и взводы, которые находятся в непосредственном подчинении Центрального управления ракетного топлива и горючего МО РФ или входят в состав тыла военных округов (фронтов) и объединений видов ВС РФ. Оснащены трубопроводами, трубомонтажной техникой и другими средствами механизации работ, автомобилями повышенной проходимости, средствами связи. Содержат в постоянной эксплуатации линии полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью более 2 тыс. км, по которым подается горючее от станций (портов) выгрузки на аэродромные и окружные (флотские) склады.

Историческая справка. Первой воинской частью трубопроводных войск стал отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу, сформированный 14.01.1952 г. К началу 1990-х гг. в ВС РФ СССР имелось 24 трубопроводные бригады, 6 отдельных батальонов, 3 роты и 8 взводов общей численностью свыше 5 тыс. человек. Трубопроводные войска привлекались для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС (1986), землетрясения в Армении (1988), а также для тушения лесных пожаров и торфяников.

Вещевая служба Вооруженных Сил Российской Федерации - служба МТО ВС РФ, предназначенная для обеспечения войск (сил) вещевым имуществом, организации его ремонта и химической чистки, банно-прачечного обслуживания личного состава, заготовки предметов вещевого имущества, моющих средств и ремонтных материалов; составная часть тыла объединений, соединений и воинских частей. Включает соответствующие органы управления, вещевые базы, склады, ремонтные, банно-прачечные и другие учреждения и подразделения. Центральным органом является Центральное вещевое управление МО РФ. В объединениях, соединениях и воинских частях возглавляется начальниками вещевой службы. Вещевое обеспечение осуществляется по схеме: центр - военный округ - армия (корпус) - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий. Воинские части, не ведущие собственного хозяйства, состоят на довольствии в других частях.

Историческая справка. Вещевая служба ведет свою историю от учреждения в 1700 г. Комиссариатского приказа во главе с генерал-комиссаром (генерал-кригскомиссаром), положившего начало формированию органов вещевого снабжения в русской армии. Созданное в 1864 г. Главное интендантское управление объединило функции снабжения войск всеми видами довольствия, включая вещевое и обозно-хозяйственное имущество. В ВС СССР существовало в 1940-1955 гг. и в 1958-1959 гг. После упразднения интендантской службы входившая в нее служба вещевого снабжения стала самостоятельной. В 1975 г. переименована в вещевую службу.

Продовольственная служба Вооруженных Сил Российской Федерации служба МТО ВС РФ, предназначенная для обеспечения войск (сил) продовольствием, специальной техникой и имуществом службы, а также организации питания личного состава по установленным нормам; составная часть тыла объединений, соединений и воинских частей. Центральным органом военного управления является Центральное продовольственное управление МО РФ. В объединениях, соединениях и воинских частях возглавляется начальниками продовольственной службы. Продовольственное обеспечение в ВС РФ (кроме ВМФ) осуществляется по схеме: центр - военный округ - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий; в ВМФ - по схеме: центр - флот (флотилия) - ВМБ (отдел тыла) соединение (береговая база соединения кораблей, плавучая база) - корабль (воинская часть) - подразделение - военнослужащий. Воинские части, не входящие в состав военного округа, обеспечиваются продовольствием, техникой и имуществом через военный округ, на территории которого они дислоцируются. Воинские части, не ведущие собственного хозяйства, состоят на довольствии в других частях.

Историческая справка. Продовольственная служба ведет свою историю от учреждения в 1700 г. Провиантского приказа во главе с генерал-провиантом (генерал-провиантмейстером), положившего начало формированию органов продовольственного снабжения в русской армии. Созданное в 1864 г. Главное интендантское управление объединило функции снабжения войск всеми видами довольствия, включая продовольствие и фураж. В ВС РФ СССР существовало в 1940-1955 гг. и в 1958-1959 гг. После упразднения интендантской службы входившая в нее служба продовольственного снабжения стала самостоятельной. В 1975 г. переименована в продовольственную службу.

Служба горючего Вооруженных Сил Российской Федерации - служба МТО ВС РФ, предназначенная для обеспечения войск (сил) жидким ракетным топливом, горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, а также техническими средствами для работы с ними; составная часть тыла объединений, соединений и воинских частей. Центральным органом является Центральное управление ракетного топлива и горючего МО РФ. В объединениях, соединениях и воинских частях возглавляется соответствующими начальниками службы. В службу горючего входят также 25-й Государственный научно-исследовательский институт МО, центры, базы и склады горючего, трубопроводные, автомобильные соединения и воинские части и др.

Историческая справка. Как самостоятельная служба оформилась в середине 19ЗО-х гг. с созданием в центре Управления снабжения горючим РККА, в военных округах - соответствующих отделов, а также воинских частей и учреждений службы. Проблемами развития и применения ракетного топлива, смазочных материалов и технических средств службы занимается 25-й Государственный НИИ МО РФ. Создан 1.01.1945 г. как НИИ горюче-смазочных материалов Красной армии. В 1968 г. преобразован в государственный. С 1984 г. определен головной организацией в стране, ответственной за выдачу рекомендаций по назначению и рациональному применению ГСМ. В 1995 г. аккредитован в качестве Центра сертификации компонентов ракетного топлива, горючего, смазочных, фильтрующих материалов и резины.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации - служба МТО ВС РФ, предназначенная для медицинcкoгo обеспечения войск (сил) в целях сохранения боеспособности, укрепления здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи и восстановления здоровья, боеспособности (трудоспособности) раненых и больных. На нее возлагаются организация и проведение лечебно-профилактических, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинских мероприятий по радиационной, химической и биологической защите, а также снабжение медицинским имуществом. Состоит из органов управления и различных медицинских соединений, воинских частей и учреждений. Центральным органом является Главное военно-медицинское управление МО РФ; в объединениях, соединениях и воинских частях возглавляется соответствующими начальниками медицинской службы. В их подчинении находятся военные госпитали, поликлиники, санатории, дома отдыха, санитарно-эпидемиологические учреждения, медицинские отряды, батальоны, пункты и др.

Историческая справка. В России штатная медицинская служба появилась в 18 в. К началу 20 в. В войсках были корпусные, дивизионные, бригадные и полковые врачи, в военных округах - окружные военно-санитарные инспекторы С соответствующим аппаратом управления, в центре - главный военно-санитарный инспектор, возглавлявший Главное военно-санитарное управление. В годы Великой Отечественной войны и в довоенный период называлась военно-санитарной (санитарной) службой, с начала 1950-х гг. - военно-медицинской, а с конца 1970-х гг. - медицинской службой.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации - служба МТО ВС РФ, предназначенная для ветеринарно-санитарного обеспечения войск (сил) в целях сохранения боеспособности личного состава, предупреждения и ликвидации болезней войсковых и продовольственных животных. На нее возлагаются организация и про ведение ветеринарно - профилактических и противоэпизоотических мероприятий, лечебных мероприятий, ветеринарнo - санитарный надзор за продовольственным обеспечением войск, снабжение органов службы ветеринарным имуществом.

Возглавляется начальником ветеринарно-санитарной службы - главным ветеринарно-санитарным инспектором ВС РФ, в видах и родах войск ВС РФ, объединениях и соединениях - соответствующими начальниками службы. В их подчинении находятся ветеринарно-эпизоотические отряды, ветеринарные лаборатории и склады.

Историческая справка. Свою историю ведет от «врачевателей животных», введенных в начале 18 в. в кавалерийских и драгунских полках. В Отечественную войну 1812 г. созданы первые полевые ветеринарные лазареты. К началу 20 в. В войсках были корпусные, дивизионные, бригадные и полковые ветеринарные врачи, в военных округах - окружные военно-санитарные инспекторы с соответствующим аппаратом управления, в центре - главный военно-санитарный инспектор, возглавлявший Главное военно-санитарное управление (ГВСУ). В годы Великой Отечественной войны обеспечила устойчивое ветеринарно-санитарное благополучие войск. В послевоенный период вместо ГВСУ образован военно-ветеринарный отдел с подчинением начальнику Тыла ВС РФ. ДО 1972 г. называлась военно-ветеринарной службой.

Служба военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации - специальная служба МО РФ, представляющая интересы ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по вопросам подготовки этих видов транспорта к выполнению воинских перевозок. Служба ВОСО представлена на этих видах транспорта органами военных сообщений. Центральным органом службы является Центральное управление ВОСО МО РФ.

Историческая справка. Датой создания службы принято считать 5.3.1918 г., когда в состав образованного Высшего военного совета Республики вошло Управление ВОСО, сформированное на базе Управления ВОСО при Ставке Верховного главнокомандующего русской армией. В сентябре 1918 г. при РВС Республики было образовано Центральное управление ВОСО во главе с заведующим (начальником) ВОСО Республики. Ему подчинялись начальники ВОСО фронтов (армий), железнодорожные, автомобильные и этапные войска. В состав линейных органов ВОСО на железнодорожном транспорте входили управления заведующих (начальников) передвижением войск на железных дорогах и управления военных комендантов железнодорожных участков и станций. В последующем были образованы органы ВОСО на речном, морском и воздушном транспорте, а железнодорожные, автомобильные и этапные войска выведены из подчинения службы.

Таким образом, изученные состав и назначение родов войск, специальных войск и тыла показывают возросшие возможности этих составляющих Вооруженных Сил РФ в выполнении стоящих перед ними задач по предназначению.

Подводя итог, следует отметить, что состав, организация и вооружение родов войск и специальных войск, соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, а вслед за ними и их боевые возможности постоянно совершенствуются в зависимости от изменения характера стоящих перед ними задач и способов их выполнения. Повышение же боевых возможностей в свою очередь влечет изменение стратегии, оперативного искусства и тактики. Локальные войны и вооруженные конфликты последних десятилетий существенно дополнили тактику войск. Коренным образом изменились условия и содержание мероприятий, связанных с расположением войск, их передвижением, а также всесторонним обеспечением боя. Проблемы разрешения возникающих при этом противоречий находят свое решение, порой неординарное, что приводит к новым изменениям в тактике. Каждый офицер должен помнить об этом и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Тому, кто не особо задумывался о структуре ВС РФ, армия может казаться банальным набором служащих, которые распределены по разным войскам, однако, это далеко не так. Армия представляет собой отдельное формирование, способное работать в различных условиях, исходя из сложившегося внешнеполитического положения.

Иногда ВС помогают решать дела внутригосударственного значения. Для исправной работы в любых ситуациях должна быть служба, занимающаяся вопросами материально-технического обеспечения (коротко, МТО). Она признана организовывать поступление и трату денег, которые выделяются для пребывания в боевой готовности подразделений.

В рамках своей деятельности МТО войска решают следующие задачи:

  • планируют расход денег на государственный оборонный заказ, функционирование госпрограмм и назначения иного целевого характера;
  • проверяют оснащенность вооружением, техникой, экипировкой и другими средствами;
  • контролируют получение солдатами довольствия, организуют его поставку;
  • решают вопросы касательно снабжения;
  • обеспечивают работу своих служб;
  • готовят резервистов.

Состав службы материально-технического обеспечения

Еще во времена Петра I был организован интендантский управленческий орган, который вел военное хозяйство, и стал некой моделью сегодняшнего материально-технического обеспечения. В настоящее время эта структура охватывает каждую деятельность в ВС РФ.

Организация управления осуществляется в штабе. Здесь выполняется мобилизационная и тыловая подготовка, сбор данных, обеспечение войск, охрана и оборона. Сюда относится и отделение по обеспечению транспорта, регулирование ж/д войск, услуг ЖКХ, обеспечения продовольствием и координирование метрологии.

При этих ведомствах закрепляются определенные войска, которые реализуют разноплановые задачи. Автомобильные войска являются самостоятельными подразделениями, они занимаются транспортировкой, как материалов, так и служащих, раненых и тому подобное. В армии существуют бригады и батальоны, которые подчиняются начальнику отдела обеспечения транспортом.


Если бы ни дорожные войска, такого транспортного сообщения, известного сегодня, не существовало бы. Они занимаются строительством, техобслуживанием и восстановлением военных дорог. Эти войска имеют сложную структуру, но находятся в подчинении Минобороны РФ.

Цели и задачи ж/д войск заключаются в строительстве и восстановлении путей сообщения на железной дороге, в ее прикрытии и эксплуатации. Немногие знают о том, что существуют еще и трубопроводные войска. Они перевозят ГСМ на склады или в ВЧ. Помимо личного состава за ведомством числится строительная техника и вооружение.

Вещевая служба занимается вещимуществом служащего, при этом выполняются ремонтные работы и химчистка, предоставляются бани, закупаются средства гигиены. Бывают армии без наличия своего хозяйства, тогда этим занимаются крупные части.

В задачу службы продовольственного снабжения входит обеспечение личного состава питанием. Она имеет соответствующее техническое оснащение, так как при организации питания нужно поставлять его в части.

Важное значение отводится и вопросам медицинского обслуживания, решаемым Медслужбой ВС РФ. Здесь не только оказывают необходимую помощь, но и проводят профилактику.

Назначение войск МТО

Учитывая цели и задачи формирования, становится понятно, зачем нужно столь сложное подразделение, как МТО.

К главным задачам службы ВС РФ относятся следующие:

  • поставка вооружения для поддержания оборонной способности страны;
  • доставка ГСМ для сохранения боевой готовности и военной техники;
  • обеспечение служащего всей необходимой экипировкой;
  • питание;
  • прачечные и гигиенические процедуры;
  • строительство, техобслуживание авто и ж/д дорог, трубопроводов;
  • техническое обслуживание, ремонт, обеспечение услугами ЖКХ зданий и помещений;
  • подготовка кадрового состава.

В управлении МТО, как и в целом, в армии действует принцип единоначалия, поэтому в управлении центральным органом является Минобороны РФ, а непосредственное руководство возлагается на одного из заместителей Министра. Далее полномочия передаются главнокомандующим, начальникам управлений и департаментов.

– система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:

1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;

2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все «ошибки» производства;

3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;

4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.

Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

2. План МТО

План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения первичных продавцов – владельцев ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;

2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину себестоимости доставки;

3) снабженческо-сбытовой организации, которая перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее собственной;

4) издержек по таре, которые включают все денежные затраты, связанные с упаковкой;

5) расходов по доставке на предприятие – это денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для последующей обработки.

Таким образом, можно сказать, что планово-заготовительные цены включают в себя все расходы организации по покупке и доставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется данными об их планово-заготовительных ценах и приобретает вид номенклатуры-ценника, т. е. содержит не только виды материалов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура-ценник – наиболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборотных средств – это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина, которая устанавливается в соответствии с определенными производственными условиями материальных затрат на производство единицы продукции.

Существует несколько классификаций планов МТО.

1. По длительности планового периода:

1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;

2) перспективные, которые организация планирует осуществить в будущем в зависимости от сложившейся на производстве ситуации.

2. По стадии разработки:

1) предварительные планы – разрабатываются в соответствии с экономическими и производственными ожиданиями;

2) окончательные планы – определяются путем изменения предварительных с учетом динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

3. По масштабу действия:

1) планы предприятий;

2) планы структурных подразделений, цехов.

3. Методы определения потребности в МТО

Материально-техническое обеспечение – это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Само по себе материально-техническое обеспечение одной из своих задач имеет покупку необходимых предприятию материальных ресурсов, а также их централизованное распределение по производственным подразделениям – цехам, где они проходят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя структуру собственной потребности в факторах производства, организация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.

Потребность и необходимость создания системы МТО для осуществления хозяйственных и производственных функций могут быть определены следующими методами.

1. Нормативный. Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким образом,

где Р м – существующая потребность в сырье и материалах;

Н р – норма расхода;

V – объем производства товаров и услуг.


Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанавливается каждым предприятием в отдельности на основе данных о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится установить минимальную величину расхода ресурсов, которая определяет максимальную цену, которую организация готова заплатить за производство единицы продукции.

2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду.

Р м = Р ф? К пр? К н,

где Р ф – фактическое потребление ресурсов в процессе производства в текущем периоде;

К пр – коэффициент, показывающий изменение плана на будущее потребление по сравнению с предыдущим;

К н – коэффициент, который характеризует снижение норм расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий период.


Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.

4. Организация оперативной работы по МТО

Оперативная работа по материально-техническому обеспечению включает несколько элементов. Во-первых, она подразумевает получение и учет фондовых извещений на центрально-распределяемую продукцию. Это характерно главным образом для государственных предприятий. Во-вторых, посредством МТО организация составляет заказы на получение материалов от поставщиков факторов производства, заключает с ними соответствующие договоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением. Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование производственных фондов и выбор форм поставок. Специфицирование представляет собой определение потребности предприятия в материалах и сырье по номенклатуре-ценнику, в котором все материальные ресурсы распределены по типам, профилям, размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом, оптимальная структура и объем поставок определяются именно посредством специфицирования.

Существуют следующие виды поставок сырья и материалов и других необходимых производственных фондов.

1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.

В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечисленного, входит количественный и качественный прием нужных материалов, а также процесс организации снабжения ими производственных подразделений – цехов. Управление доставкой ресурсов в цеха основано на соответствии лимитам и планам-графикам. Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени. Соответственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена двумя способами:

1) децентрализованным . Иными словами, цеха сами получают и вывозят сырье с производственного склада цеховым транспортом. Данный способ, как правило, характерен для предприятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерийное производство;

2) централизованным , который больше подходит для предприятий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику подают цехам требующиеся в определенном количестве материальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовиться к доставке и позволяет более целесообразно использовать рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия, которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки система учета и контроля за прохождением сырья и материалов от центрального склада до рабочего места значительно упрощается.

Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные для себя способы покупки и доставки фондов на производство и делает это на основе специализации и масштабов производства.

МТО - деятельность, характерная практически для каждой организации. Аббревиатура расшифровывается так: "материально-техническое обеспечение". Это главная тема статьи. Помимо определения, мы рассмотрим функции, формы, организацию МТО, управление им, составление планов обеспечения и другие важные вопросы по теме.

Определение

Материально-техническое обеспечение - это один из видов коммерческой деятельности, обеспечивающей организацию, соответственно, материальными и техническими ресурсами.

И более детальное определение. Материально-техническое обеспечение - система использования и обращения основных, оборотных фондов организации (сырья, машин, полуфабрикатов и проч.), средств труда. А также их дальнейшее распределение по бизнес-единицам, структурным отделам, потребление в производственном процессе.

Главная цель МТО - предоставить материальные и технические ресурсы производству в обговоренных объемах, в указанную локацию.

Функции

Функции материально-технического обеспечения - это две категории: технологические и коммерческие. Рассмотрим их.

Коммерческие функции МТО, в свою очередь, разделяются снова на две группы. Основные - это непосредственно покупка или аренда технических и материальных ресурсов. Вспомогательные функции МТО - следующее:

  • Маркетинговые. Решение по выбору того или иного поставщика, обоснование доверия данному партнеру.
  • обеспечение покупки/аренды ресурсов, защита спектра прав собственности, а также сопровождение деловых переговоров. Заключение сделок и контроль за их исполнением.

Технологические функции материально-технического обеспечения учреждения:

  • Решение вопросов по процессам доставки и хранения ресурсов.
  • Распаковка, заготовка, консервация ресурсов.
  • Предварительная обработка сырья и иных ресурсов.

Главные обязанности отдела

Материально-техническое обеспечение деятельности - это исполнение ряда последовательных и взаимосвязанных задач:

  • Планирование потребности организации в ресурсах. За основу берутся данные о двух показателях производства - фондоотдаче и материалоемкости. Информация определяет оптимальные , необходимые для конкретного производственного цикла или отдельного выпуска определенной партии изделий/услуг.
  • Заготовительная задача. МТО ведет на базе предприятия оперативные и заготовительные работы согласно планам потребностей. Также контролирует процессы заключения договоров поставки, анализирует "ошибки" производства.
  • Хранение материалов и заготовленного сырья. Организация складского характера. Кроме того, в обязанности отдела входит разработка инструкций и указаний, по которым должно осуществляться хранение и использование запасов.
  • Учет заготовленных ресурсов. Строгий контроль за их выдачей структурным подразделениям.

Формы МТО

Центр материально-технического обеспечения может быть разным. Все зависит от специфики самого предприятия или фирмы.

Рассмотрим самые распространенные формы материально-технического обеспечения организации:

  • Поставка полуфабрикатов, готовой продукции или услуг технического характера по хозяйственным прямым связям.
  • Оптовая торговля определенными средствами для производства, товарами. Осуществляется через склады, товарозаготовительные базы, магазинную сеть.
  • Заемные, обменные операции, предпринимаемые в случае нехватки ресурсов, денежных средств, инвестиций.
  • Переработка отходов производства или использование вторичных ресурсов.
  • Лизинг - один из главных инструментов в мире финансов, посредством которого можно осуществить долгосрочное капиталовложение в модернизацию и переоснащение производства. Создает устойчивую материально-технологическую базу, способствует повышению конкурентоспособности, лучшему качеству выпускаемых товаров.
  • Покупка сырья и ресурсов через специальные товарные биржи. Организация импортных закупок по соответствующим соглашениям о сотрудничестве с зарубежными фирмами.
  • Развитие подсобных хозяйств (пример: изготовление тары, добыча какого-либо сырья). Осуществление дальнейшего централизованного распределения ресурсов.

Классификация форм МТО

Формы процессов материально-технического обеспечения можно разделить на две категории.

1. Транзитная (прямая). Продукцию поставляют потребителю от предприятия-изготовителя. От поставщиков закупленные товары распределяются по розничным точкам. Соответственно, здесь нет посредников, а отношения "покупатель-продавец" - это прямая хозяйственная связь.

Положительный момент: значительное ускорение процесса поставки, крепкие хозяйственные связи, отсутствие посреднических, промежуточных операций. Все это выливается в несомненный плюс: значительное уменьшение транзитных издержек. Такая форма организации МТО целесообразна при постоянном сотрудничестве, при большом объеме реализуемых ресурсов.

2. Складская. Поставка продукции осуществляется с помощью распределительных, промежуточных складских терминалов и комплексов. Удобна для тех случаев, когда материалы и сырье потребляются в малых количествах. Первоначально ресурсы тут закупаются по оптовым ценам, затем их отправляют на склады, а оттуда - конечному потребителю. Производственные запасы начинают снижаться, а оборачиваемость средств возрастает.

Предприятие получает возможность завозить ресурсы в удобное время, в количестве, необходимом "сейчас". Это дает посредникам возможность заранее подготовить груз к транспортировке, чтобы доставить его по первому запросу организации-потребителя. Но за такое удобство расходы несут сами покупатели - вводятся так называемые складские наценки. При всех плюсах такая форма организации МТО все же увеличивает общие издержки производства.

Организационная структура

Управление материально-техническим обеспечением - это организация двух процессов: закупки и управление снабжением. Разберем это подробнее.

Организация закупок:

  • Управление закупками определенных работ.
  • Организация закупки необходимого сырья, оборудования. Это управление закупками материалов, закупками оборудования и закупками услуг.
  • Управление закупками консультационной помощи.

Теперь второй процесс. Управление снабжением - это следующие векторы деятельности:

  • Управление запасами.
  • Управление поставками собственной продукции.
  • Управление распределением ресурсов внутри самой же организации.

Формы организации управления

Управление материально-техническим обеспечением - выбор одной из трех предполагаемых форм доставки ресурсов:

  • Децентрализованная. Цеха, отделения предприятия сами вывозят необходимое им сырье с производственных складов. Используется служебный транспорт. Такая форма более подходит для тех предприятий, которые осуществляют индивидуальное или мелкосерийное производство.
  • Централизованная. Наоборот, подходит для предприятий, которые уже нацелены на массовое производство. Склады по предварительно составленному графику передают цехам определенное количество требуемых материальных ресурсов. Такая организация предоставляет возможность заранее подготовиться доставке, более целесообразно использовать транспорт, вспомогательные рабочие отделы, которые непосредственно заняты развозом требуемого сырья по цехам. Централизованная доставка ресурсов, кроме того, значительно упрощает систему учета и контроля за прохождением сырья, оборудования, материалов от главного склада до конкретного рабочего места.
  • Смешанная. При такой форме наблюдается совместное использование и централизованной, и децентрализованной формы. Соответственно, какие-то ресурсы определенным цехам поставляются по установленному графику. В то же время сырье другого качества подразделения организации вывозят из складов сами, задействуя служебный транспорт.

Структуры управления

Для предприятия характерна систематизация служб, отделов материального обеспечения. Выделяется три основные структуры управления:

  • Функциональная. Каждое подразделение выполняет свою строго определенную функцию. Такое разделение характерно для предприятий, занятых в мелкосерийном или единичном производстве, имеющих небольшую номенклатуру и малые объемы материалов.
  • Согласно товарному принципу. Тут отдельные подразделения МТО проделывают весь комплекс работ по снабжению сырьем. Такое управление более всего характерно для массовых, крупносерийных производств, которые отличает широкая номенклатура, масштабные запасы сырья.
  • Комбинированная. Часть специалистов отдела занята вопросами внешнего ресурсообеспечения. Другие же сотрудники занимаются внутрипроизводственным перемещением сырья, оборудования и других необходимых ресурсов.

Недостатки в организации МТО

Если программа материально-технического обеспечения выстроена неправильно, то это может привести к ряду негативных последствий масштаба всего предприятия. Например:

  • Недовыпуск продукции. Ведет, тем самым, к снижению прибыли.
  • Возрастание систематических расходов из-за простоев (следствие недостатка ресурсов для производства).
  • Выпуск бракованной продукции.
  • Снижение конкурентоспособности изделий.
  • Потери из-за порчи сырья, невостребованного из-за чрезмерных запасов.

План МТО

Планирование МТО - это получение основания для принятия решения по поводу закупки сырья. Здесь выделяются следующие этапы планирования:

  1. Исследование рынка. Это сбор, анализ, обработка и оценка данных о предложениях, их ассортименте, стоимости необходимых материалов и сырья. Анализ расходов по их доставке.
  2. Расчет потребности предприятия в этих ресурсах на основании баланса МТО. Учитываются как внешние, так и внутренние источники обеспечения.
  3. Составление планов закупок.
  4. Анализ произведенной закупки.

Оперативная работа по МТО

Оперативной работой по материально-техническому обучению считается следующее:

  • Получение, а также учет различных фондовых извещений на распределяемую продукцию (более характерно для централизованных предприятий).
  • Посредством МТО организация заказывает получение сырья от поставщиков, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, осуществляет контроль за их исполнением.
  • Специфицирование производственных фондов. Иными словами, определение потребности предприятия в каком-либо сырье, материалах по специальной номенклатуре-ценнику. Там все ресурсы распределены по типам, размерам, профилям и иным характеристикам.
  • Количественный и качественный прием необходимого сырья.
  • Процесс организации снабжения цехов, производственных подразделений.
  • Управление доставкой материалов и оборудования в цеха.

Материально-техническое обеспечение - это как снабжение организации необходимым сырьем и оборудованием, так и планирование внутренних перемещений ресурсов по цехам. От его грамотной организации, выбора нужной формы управления поставками во многом зависит успех всего предприятия.