Морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 (по кодификации НАТО «Haze» - «Туман»), разработан в ОКБ М. Л. Миля. Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973-1986 годах было изготовлено 273 вертолета Ми-14.
В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на основе хорошо зарекомендовавшей себя машины. Им стал Ми-14, созданный на базе вертолета Ми-8.


Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году и поступил на вооружение следующих частей авиации ВМФ СССР: 555-го отдельного противолодочного вертолетного полка (ОПЛВП), 745-й ОПЛВП, 872-й ОПЛВП (пос. Кача под Севастополем), 51-ю ОПЛВ эскадрилью и 710-ю ОПЛВ эскадрилью (Курильские острова), 830-й ОПЛВП (Североморск) и 169-го смешанного авиационного полка (Камрань). До 1991 года на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Польшу, Кубу, КНДР, Ливию, Сирию, ГДР, Югославию и Йемен было поставлено около 150 Ми-14. Некоторое количество Ми-14 было реэкспортировано впоследствии в Эфиопию.

Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя надувными поплавками бочкообразной формы по бокам (балонетами), объемом 4 куб.м. В процессе работ по теме конструкция Ми-8 претерпела существенные изменения - по сути спроектирован новый вертолет с более мощными двигателями ТВ3-117 (2200 л. с.), новым главным редуктором ВР-14, ВСУ Аи-9. Рулевой винт перенесен на другую сторону (в отличие от Ми-8), что увеличило его эффективность. На вертолете убираемое 4-х стоечное шасси. Топливо размещается в трех группах баков общей емкостью 3240 л. При установке одного дополнительного бака емкость возрастает до 3685 л.


Основные модификации Ми-14:
Ми-14ПЛ - противолодочный
На противолодочном Ми-14ПЛ установлены РЛС «Инициатива 2-М», опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, КВ радиостанция Р-842М, УКВ радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-З, радиокомпасы АРК-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в грузовом (оружейном) отсеке.
В противолодочном варианте вертолеты работают парой. Один вертолет выполняет поисковые задачи и загружается гидроакустическими буями РГБ-НМ (36 шт.), а второй вертолет является ударным и загружается противолодочным оружием - торпедой АТ-1М.

Ми-14ПС - спасательный
Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами. Также этот вертолет может применяться для транспортировки грузов на внешней подвеске, высадки морских десантов и просто для транспортных перевозок. Для повышения дальности полета в пассажирской кабине могут устанавливаться два дополнительных топливных бака.

Ми-14БТ - тральщик
Ми-14БТ предназначен для траления акваторий от мин и обеспечивает буксировку контактных и неконтактных тралов разных типов, шнуроукладчика и буксируемых шнуровых зарядов. Вертолеты буксируют трал парой или одиночно, в зависимости от типа трала.
Вертолеты Ми-14 единственные отечественные полноценные вертолеты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности. Для уменьшения вредного воздействия морской воды на конструкцию створки грузоотсека (бомболюка) иногда герметизировали кустарным способом, просто замазывая щели детским пластилином.


Удачные конструктивные решения, разработанные для Ми-14, в дальнейшем использовались на других вертолетах: Ми-8МТ, Ми-24.
В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Еще 4 Ми-14 используются на Украине и как минимум 1 в Грузии.
В ходе Международного военно-морского салона 2 июля 2015 года, холдинг «Вертолеты России» представил проект возобновления производства вертолета Ми-14. Отмечается, что производство вертолета может быть возобновлено в случае интереса к вертолету со стороны возможных заказчиков. Отмечается, что в случае положительного решения по проекту Ми-14 будет модернизирован с применением современных разработок.

Летно-технические характеристики вертолета Ми-14:
Экипаж, чел.: 4;
Длина, м: 25,24;
Длина фюзеляжа, м: 18,3;
Максимальная ширина фюзеляжа, м: 2,5 (по поплавкам 3,8);
Высота, м: 6,93;
Диаметр несущего винта, м: 21,29;
Диаметр рулевого винта, м: 3,91;
Масса, кг: пустого - 8900, Нормальная взлетная – 13400, Максимальная взлетная – 14500;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2500;
Силовая установка: 2 х турбовальных «Климов» ТВЗ-117М;
Мощность двигателей, л. с. : на взлетном режиме - 2 х 2000, на чрезвычайном режиме - 2 x 2200, на крейсерском режиме - 2 x 1500;
Скорость, км/ч: максимальная – 230, крейсерская – 210;
Боевой радиус, км: 200;
Практическая дальность, км: 800;
Практический потолок, м: 4000;
Статический потолок, м: 1600;
Боевая нагрузка, кг: 2000;
Основное вооружение: 12 х 50-кг или 8 х 250-кг или 36 х гидроакустических буев РГБ-НМ «Чинара»; 1 x АТ-1 (АТ-2, Т-67 «Стриж», УМГТ-1 «Орлан», «Колибри»)

Ми-14. Противолодочный вертолет-амфибия.

В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины. Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова противолодочный вертолёт Ка-25 имел ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому руководство ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более грузоподъёмного "сухопутного" вертолета Ми-8.

В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной технике П.В.Дементьев утверждил задание на разработку проекта В-8Г (гидро). Поисково-ударный комплекс должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём поисковый должен был легко переоборудываться в ударный и наоборот. Предварительное проектирование началось в 1962 году, сразу после постройки двухдвигательного В-8А. Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком ТТД, оптимизацию комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько лет. 30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке базового противолодочного вертолёта-анфибии В-14 в поисковом и ударном вариантах.

В качестве силовой установки было решено применить новые двигатели, имевшие большую мощность. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса из двух. В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта В-14: в ударном и поисковом вариантах и в едином поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему, и он разрабатывался как противолодочный вертолет берегового базирования. Его эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к рабочему проектированию.

В ходе проработок была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся. В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление прототипа. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили в Подмосковье и Феодосии. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря 1974 года. Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе №387 в Казани.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР.

История создания Ми-14

Предварительное проектирование противолодочного вертолета-амфибии под названием В-8Г началось в 1962 г. Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. В апреле 1965 г. Совет Министров СССР издал постановление о разработке базового противолодочного вертолета-амфибии, получившего новое обозначение В-14. Рабочий проект В-14 был готов в начале 1967 г., но доводка новых двигателей ТВЗ-117М задерживалась. Чтобы не терять времени, разработчики совместно с заказчиком приняли решение проводить первые испытания на вертолетах, оснащенных старыми ТВ2-117. В 1971 г. вся программа испытаний В-14 с двигателями ТВ2-117 была выполнена. В конце 1969 г. первый летный экземпляр В-14 оснастили двигателями ТВЗ-117М, и в 1970 г. начался второй этап испытаний. В конце 1973 г. Казанский вертолетный завод выпустил первый серийный В-14, который также поступил на летные испытания. На нем, в частности, впервые летчик-испытатель Г.Р. Ка-рапетян произвел уникальные приводнения ночью и на режиме авторотации. С 1974 г. вертолеты начали поступать на вооружение в вертолетные полки советского ВМФ. В 1976 г. противолодочный вертолет-амфибия был официально принят на вооружение с присвоением ему обозначения Ми-14ПЛ. За создание Ми-14 ряд работников авиационной промышленности был награжден Государственной премией СССР.

Характеристики Ми-14

Конструкция Ми-14

Двухдвигательный вертолет-амфибия классической одновинтовой схемы с рулевым винтом и убирающимся шасси. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок. Состоит из носовой и центральной частей, лодки с «жабрами», хвостовой и килевой балок. В носовой части фюзеляжа размещены рабочие места летчиков и борттехника, а также пилотажно-навигационное, радиосвязное и приборное оборудование. Центральная часть фюзеляжа разделена перегородкой с дверью на два отсека. В переднем находится рабочее место штурмана-оператора. В отсеке за перегородкой размещены часть блоков поисковой аппаратуры, лебедки гидроакустической станции и магнитометра, кассеты для маркерных буев и ориентирных бомб, а также агрегаты системы кондиционирования воздуха и контейнер лодки ЛАС-5М-3. На левом борту располагается сдвижная входная дверь, а на правом -аварийный люк. Лодка представляет собой отдельный конструктивно-силовой агрегат, который замыкает фюзеляж снизу. Она состоит из носовой, передней, центральной и хвостовой частей, а также дополнительных водоизмещающих объемов - «жабр». На нижней поверхности передней части установлен обтекатель антенны РЛС. В центральной части между силовыми шпангоутами и продольными балками организован бомбоотсек, снизу закрывающийся створками. Слева и справа от него находятся шесть герметичных отсеков - топливных баков. «Жабры» - пристыкованные к бортам лодки поплавки каплевидного поперечного сечения, оснащенные по торцам килевыми пластинами. Снизу в «жабрах» имеются ниши основных опор шасси. К наружным нервюрам «жабр» крепятся мягкие баллонеты улучшения поперечной устойчивости. К хвостовой балке крепятся хвостовая опора шасси и стабилизатор. Стабилизатор выполнен переставным с изменяемым на земле углом установки. Несущий винт - пятилопастный с шарнирным креплением лопастей. Лопасть с прессованным одноконтурным дюралевым лонжероном и хвостовым отсеком трехслойной конструкции с металлическим сотовым заполнителем. Лопасть имеет прямоугольную форму в плане. Она оборудована пневматической системой сигнализации повреждения лонжерона. Хвостовой винт - трехлопастный тянущий, изменяемого шага. Лопасть имеет прямоугольную форму в плане и смешанную конструкцию: лонжерон и носок - дю-раллевые, хвостовой отсек - стеклопла-стиковый. Силовая установка состоит из двух маршевых турбовальных газотурбинных двигателей ТВЗ-117М, вспомогательной силовой установки АИ-9В, вентилятора охлаждения главного редуктора и систем: топливной, масляной, противопожарной защиты, нейтрального газа и др. Максимальная мощность двигателя 2225 л.с. ВСУ АИ-9В расположена в гаргроте над расходным баком. Шасси состоит из двух передних и двух основных опор с полурычажными аморт-стойками и дополнительной хвостовой неубирающейся опоры. Основные опоры убираются назад по полету. Каждая из них оснащена двумя тормозными колесами. Передние опоры убираются вперед против полета, на них установлено по одному нетормозному колесу. Основные опоры оборудованы демпферами для гашения колебаний типа земной резонанс. На стоянке амортизаторы этих опор могут раздвигаться за счет дополнительной подачи гидрожидкости в их цилиндры. Благодаря этому вертолет приподнимается на 200 мм, что облегчает подвеску вооружения в бомбоотсек. Хвостовая опора предохраняет лопасти рулевого винта от поломки при посадке с опрокидыванием на хвост. В состав ее конструкции входит поплавок. Топливная система включает 7 баков общей емкостью 3795 л: шесть баков (3350 л) в гермоотсеках лодки и расходный бак (445 л), установленный в отсеке за главным редуктором. В заднем отсеке центральной части фюзеляжа может монтироваться дополнительный топливный бак емкостью 500 л.

Вооружение Ми-14

На вертолете установлена поисково-прицельная система 7071 «Кальмар», включающая: РЛС «Инициатива-2М», прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратуру передачи данных «Снегирь», гидроакустическую станцию «Ока-2» с заглубляемым устройством «Прибор-10», авиационный поисковый магнитометр АПМ-60 «Орша». Расходуемые средства поиска подводных лодок - радиогидроакустические буи «Чинара» или РГБ-Н «Ива», маркерные радиобуи «Поплавок», ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25-12Д (дневные) или ОМАБ-25-8Н (ночные). Средства поражения - противолодочная торпеда (АТ-2, ВТТ-1 «Стриж») и глубинные бомбы (ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-65, ПЛАБ-МК). Вертолет может нести атомную глубинную бомбу. Система электроснабжения состоит из системы переменного трехфазного тока и системы постоянного тока. Источники переменного тока - два генератора с приводом от главного редуктора, а резервные источники - преобразователи. Питание постоянным током осуществляется от аккумуляторных батарей. Гидравлическая система состоит из гидросистем (основной и дублирующей) управления вертолетом и гидросистем (основной и аварийной) управления шасси и створками. Выпуск шасси производится от основной и аварийной гидросистем, уборка - только от основной. Эта же система управляет створками бомболюка, замками подвески гондолы магнитометра и заглубляемого устройства ГАС.

Противника. Однако вертолет Ми-14 широко использовался и в мирных целях: для перевозки пассажиров и грузов, проведения поисково-спасательных работ и тушения лесных пожаров. Ми-14 является вертолетом берегового базирования.

Серийное производство Ми-14 было налажено на Казанском авиационном заводе, оно продолжалось до 1986 года. Всего было выпущено 273 машины. Удачные технические решения, которые появились в ходе создания Ми-14, в дальнейшем нашли применение на других машинах конструкторского бюро Миля: Ми-8МТ и Ми-24 .

Летчики очень уважительно относились к этой машине, называя ее за удобство «лайнером». Вертолет отличался очень незначительной вибрацией, удобной кабиной и высокой надежностью.

Вертолет-амфибия Ми-14 эксплуатируется в России до сих пор, хотя официально он снят с вооружения российского ВМФ . Используется эта машина и в других странах: в Украине, Грузии, на Кубе, в Польше, Ливии и ряде других стран.

История создания Ми-14

Идея использовать вертолеты для борьбы с подводными лодками возникла практически сразу после появления этих винтокрылых машин. Это случилось в конце Второй мировой войны. Первопроходцами в данной области стали американцы, хотя и немцы пытались приспособить для этих целей сверхлегкий автожир FI 282.

Вертолеты прекрасно подходили для решения подобных задач: винтокрылая машина могла прибыть в район предполагаемого нахождения субмарины гораздо быстрее надводного корабля, вертолеты имели большую поисковую скорость, они могли быть развернуты прямо на береговых базах без необходимости постройки дорогостоящих аэродромов, к тому же ими можно было оснастить боевые корабли. Ну и не менее важным был тот факт, что использование вертолетов в противолодочной обороне обходилось дешевле надводных кораблей.

После окончания войны СССР и США принялись ускорено развивать подводные силы, в состав которых вошли подводные лодки с ядерными энергетическими установками и с атомным оружием на борту. Опасность субмарин повысилась многократно, подводный флот превратился в стратегическое оружие.

Соответственно, противоборствующие стороны начали активно развивать средства противолодочной обороны. В этом направлении гонки вооружений вертолеты быстро заняли достойное место.

В начале 50-х годов знаменитая фирма Сикорского на базе многоцелевой машины S-55 разработала противолодочный вертолет H04S-1, а несколькими годами позже на вооружение американского ВМС поступил Sikorsky H-34, который был оснащен весьма совершенным комплексом оборудования для обнаружения подводных лодок. Примерно в этот же период свой противолодочный вертолет создала и Великобритания, а в начале 60-х годов американский флот получил знаменитый вертолет SH-3A Sea King.

Советский Союз имел отставание в этой области. Вертолетами для военно-морского флота традиционно занималось ОКБ Камова, однако долгое время советские машины значительно уступали своим зарубежным аналогам.

В середине 60-х годов ВМФ СССР для защиты собственных берегов был остро необходим вертолет противолодочной обороны, который был бы создан на базе уже существующей надежной машины. Моряки хотели, чтобы по своим характеристикам он не уступал американскому вертолету SH-3A Sea King. Оптимальной машиной для использования его в качестве основы был признан новейший на тот момент многоцелевой вертолет Ми-8.

Немаловажным фактом являлось еще и то, что конструкторы ОКБ Миля задумывались над противолодочной модификацией Ми-8 еще за несколько лет до изготовления первого прототипа этой машины. Среди нескольких вариантов, которые прорабатывали специалисты, был и вертолет-амфибия.

Проектирование вертолета началось в 1962 году. Министерство обороны требовало, чтобы новая машина могла проводить поиск подводных лодок при любых погодных условиях, днем или ночью, на удалении 200 км от берега и поражать их на глубинах до 400 метров при скорости 30 узлов.

Работы по новой машине проходили довольно медленно, заказчик неоднократно менял свои требования к вертолету. Только 30 апреля 1965 года появилось правительственное постановление о создании нового вертолета-амфибии, который получил обозначение В-14. Новую машину решено было оснастить более мощным двигателем ТВЗ-117М, который еще только предстояло создать.

Планер В-14 имел существенные отличия от Ми-8. В первую очередь это касалось днища-лодки и боковых поплавков, которые обеспечивали вертолету возможность держаться на воде при волнении моря до 3-4 баллов. В-14 получил дополнительные топливные баки, которые позволяли ему проводить длительное воздушное патрулирование. Эта машина стала первым советским вертолетом с убирающимся шасси. В отличие от Ми-8 запуск двигателей производился за счет отдельной силовой установки.

В июне 1967 года начались заводские испытания вертолета. 1 августа новая машина впервые поднялась в воздух. На этом этапе были выявлены недостатки, которые были устранены при постройке следующих опытных машин. В 1968 году начался этап государственных испытаний, во время которых в конструкцию вертолета также были внесены некоторые изменения. Они продолжались вплоть до 1973 года, когда новый вертолет был принят на вооружение ВМФ СССР и получил обозначение Ми-14.

Поставки противолодочной модификации вертолета на флот начались в 1974 году. После распада СССР большая часть Ми-14 досталась России. В 1992 году в связи с общим сокращением вооруженных сил страны было принято решение о замене Ми-14 вертолетами Ка-27 . Его можно легко объяснить: камовская машина способна взлетать не только с береговых баз, но и с корабельной палубы, кроме того, Ка-27 был оснащен более современным комплексом противолодочного оборудования. В 1996 году вертолеты Ми-14ПЛ были сняты с вооружения авиации ВМФ России.

Описание конструкции Ми-14

Вертолет Ми-14 выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным убирающимся шасси. Экипаж противолодочной модификации вертолета состоит из двух пилотов и двух операторов.

Конструкция фюзеляжа (его верхней части) аналогична Ми-8, а нижняя часть машины выполнена в виде водонепроницаемой лодки с выраженными скулами, боковыми обтекателями и килеватостью. Есть два надувных поплавка (баллонета) с объемом четыре кубических метра.

Кабина пилотов, как и на Ми-8, находится в передней части машины. За ней расположена грузовая кабина, которая занимает большую часть корпуса. В отличие от Ми-8 у Ми-14 отсутствует задний грузовой люк, вместо него есть небольшой люк для магнитометра. В носовой части вертолета размещена РЛС, а за ней находится отсек вооружения и люки, через которые происходит опускание гидроакустической станции и сбрасывания гидробуев.

В противолодочной модификации Ми-14 в этом же отсеке находится оборудование, которое обеспечивает работу магнитометра и гидроакустической станции, а также находятся операторы этих систем.

В поисково-спасательной модификации в данном отсеке могут разместиться до десяти пострадавших, для них предусмотрены откидные сидения и носилки.

Ми-14 оснащен четырехопорным шасси: его главные стойки убираются назад в обтекатели, а передние – в ниши в фюзеляже машины. На хвостовой балке находится предохранительная опора с поплавком.

Конструкция несущего, рулевого винта и трансмиссии полностью повторяет ту, что была использована на Ми-8, за некоторыми исключениями. Так, например, рулевой винт был установлен на другую сторону.

Оборудование вертолета (противолодочная модификация) состоит из радиолокационной станции «Инициатива-2», опускаемой гидроакустической станции «Ока-2», магнитометра АПМ-60, радиостанции Р-842М (КВ-диапазон), радиостанции Р-860 (УКВ-диапазон), радиовысотомера РВ-З, радиокомпасов АРК-9 и АРК-У2, доплеровского измерителя ДИСС-15 и автопилота АП-34Б. В состав противолодочного комплекса также входит прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратура передачи данных «Снегирь», маркерные буи «Поплавок». Вертолет оснащен системой автоматического управления САУ-14, которая позволяет машине зависать на одном месте.

На борту вертолета может располагаться 36 буев РГБ-НМ «Чинара» или восемь РГБ-Н «Ива». Глубинные бомбы и торпеды, которые входят в состав вооружения вертолета можно размещать как в отсеке вооружения, так и на внешних подвесках. Чаще всего вертолеты Ми-14 работают парами, один принимает на борт гидроакустические буи и занимается поисковыми работами, а второй вместо них берет торпеду или глубинные бомбы.

Ми-14ПЛ может даже оснащаться атомной глубинной бомбой «Скальп» мощностью 1 Кт, ее вес составляет 1600 кг.

Если говорить о спасательной модификации (Ми-14ПС) этого вертолета, то она несет десять спасательных плотов, каждый из которых может вместить по двадцать человек, а также лебедку, способную поднять трех человек. Вертолет оснащен несколькими прожекторами. Эту модификацию можно использовать и для пассажирских перевозок, и для высадки десанта, и для грузовых транспортировок. На машину можно устанавливать дополнительные топливные баки.

Модификации Ми-14

Вертолет Ми-14 неоднократно модернизировался, в настоящее время существуют многочисленные модификации машины. Ниже представлены основные из них:

  • Ми-14БТ. Модификация вертолета, предназначенная для буксировки минных тралов. Эта машина обеспечивает буксировку контактных и бесконтактных тралов различных типов. Буксировка может осуществляться как одним вертолетом, так и парой машин.
  • Ми-14ГП. Модификация, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.
  • Ми-14П. Пассажирская версия вертолета, способная перевозить до 24 человек. Модификация была разработана для обслуживания нефтяных разработок на шельфе Каспийского моря в 1995 году.
  • Ми-14ПЖ «Элиминатор». Модификация вертолета, предназначенная для тушения пожаров. Машина создана на базе модификации Ми-14БТ. Разработка проводилась совместно с немецкой компанией «Аэротех». В кабине вертолета установлен бак для воды, ее слив происходит через открывающиеся створки. Построена одна машина, она использовалась во время тушения пожаров в Испании.
  • Ми-14ПЛ. Противолодочный вертолет, является наиболее массовой модификацией машины.
  • Ми-14ПЛМ. Модернизированный вариант Ми-14ПЛ, на который планировали установить бортовой комплекс оборудования «Осьминог» и вооружить его новейшими на тот момент противолодочными торпедами «Орлан» и «Колибри». Работы по созданию этой модификации так и не были доведены до конца.
  • Ми-14ПW. Польская модификация противолодочного вертолета.

Текущая ситуация

В настоящее время Ми-14 является единственным отечественным вертолетом-амфибией. С вооружения ВМС России эта машина снята, она ограничено используется для перевозок пассажиров и в МЧС. В настоящее время эти вертолеты эксплуатируются в Польше, Украине, Грузии.

Неоднократно в СМИ появлялась информация о возможном возобновлении серийного производства Ми-14. Последний раз этот вопрос поднимался в 2018 году. Компания «Вертолеты России» представила проект возобновления серийного производства Ми-14. В планах компании глубокая модернизация машины и выпуск ее военных и гражданских модификаций.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вертолет Ми-14 начал разрабатываться как противолодочный вертолет берегового базирования с амфибийными свойствами для военно-морского флота, нуждавшегося в таком вертолете. Для ускорения разработки по согласованию с ВМФ вертолет решено было создать на базе хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации вертолета Ми-8 с его несущим и рулевым винтами, системами управления, силовой установкой и системой трансмиссии, но с новыми фюзеляжем и шасси.

Для обеспечения возможности посадки на воду фюзеляж выполнен в виде лодки с боковыми поплавками для поперечной остойчивости и надувными баллонетами, а шасси выполнено убирающимся, впервые в практике отечественного вертолетостроения.

Для обнаружения подводных лодок вертолет был снабжен поисковой РЛС, опускаемой гидроакустической станцией, поисковым магнитометром и аппаратурой передачи данных, а для поражения подводных лодок мог нести противолодочные торпеды и глубинные бомбы и был снабжен поисково-прицельной системой "Кальмар".

Первый опытный вертолет с ГТД ТВ-2-117 совершил первый полет в июле 1967г. (летчик-испытатель Ю.С.Швачко) под обозначением В-14 . После проведения длительных летных испытаний в 1973г. противолодочный вертолет Ми-14ПЛ с ГТД ТВ-3-117 был принят на вооружение военно-морского флота. Вертолеты Ми-14 производились серийно на Казанском вертолетном заводе, где было построено 500 вертолетов, из которых более 70 были поставлены за рубеж: в Болгарию, Германию, Индию, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Румынию, Сирию и Югославию.

Кроме основного противолодочного вертолета Ми-14ПЛ производились следующие модификации:

  • Ми-14ПW - противолодочный вертолет для Польши;
  • Ми-14ПС - поисково-спасательный вертолет без противолодочного оборудования и вооружения; имеет кабину, в которой может размещаться 10 пострадавших, кабина снабжена большими сдвижными дверьми с обоих бортов, над дверью с левого борта установлена спасательная лебедка, способная поднять на тросе с сеткой одновременно трех пострадавших; в носовой части вертолета снизу расположены поисковая РЛС и прожекторы, с вертолета могут быть спущены 10 спасательных плотов ВАС-5M-3, на каждом из которых может разместиться 20 пострадавших; эти плоты с пострадавшими могут буксироваться вертолетом;
  • Ми-14БТ - вертолет-буксировщик минных тралов; оборудован буксирным крюком, поисковое противолодочное оборудование снято;
  • Ми-14 "Елиминатор" - пожарный вертолет, разработанный совместно с германской фирмой "Аэротех"; является модификацией вертолета Ми-14ПС ; снабжен баком для воды, установленным в кабине, и насосом и шлангом для забора воды из водоемов, слив воды производится через люк с открывающимися створками. Построен опытный вертолет, успешно использовавшийся для тушения пожаров в Испании в 1994г.
  • Ми-14П - пассажирский вертолет-амфибия для обслуживания нефтеразработок на Каспийском шельфе, построен в 1995г. по заказу авиакомпании Азербайджана; рассчитан на перевозку 20 пассажиров в кабине.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и четырехопорным шасси. Конструкция верхней части фюзеляжа с хвостовой балкой, силовой установкой, несущим и рулевым винтами и трансмиссия такая же, как у Ми-8 ; нижняя часть фюзеляжа выполнена водонепроницаемой, в виде лодки со скулами и килеватостью и снабжена боковыми обтекателями. Спереди размещается двухместная кабина экипажа, а за ней грузовая кабина с такими же размерами, как на Ми-8 , но без заднего грузового люка, вместо которого имеется небольшой люк для крепления магнитометра; под фюзеляжем в носовой части размещена поисковая РЛС, закрытая обтекателем, за ней большой отсек вооружения с открывающимися створками и люки для опускаемой гидроакустической станции и сбрасываемых радиогидроакустических буев.

В противолодочном варианте в кабине располагаются операторы и оборудование, обеспечивающие работу гидроакустической станции и магнитометра, а также оборудование для их опускания и подъема. В поисково-спасательном варианте в кабине могут разместиться до 10 пострадавших на откидных сиденьях или на носилках.

Шасси убирающееся, четырехопорное. Главные опоры со сдвоенными колесами, убираются назад в боковые обтекатели, а передние - тоже назад в люки в нижней части фюзеляжа. На конце хвостовой балки снизу расположена неубирающаяся ферменная предохранительная опора с поплавком.

Несущий и рулевой винты , силовая установка и система трансмиссии, как на вертолетах Ми-8Т и Ми-17 .

Оборудование. На противолодочном вертолете Ми-14ПЛ установлены поисковая РЛС И-12M , опускаемая гидроакустическая станция "Ока-2 ", буксируемый магнитный обнаружитель АМП-60 и радиогидроакустические буи, КВ-радиостанция Р-842-М , УКВ-радиостанция Р-860 , радиовысотомер РВ-3 , радиокомпасы АРК-9 и АРК-У2 , доплеровский измеритель ДИСС-15 , автопилот АП-34Б и система автоматического управления САУ-И .

Поисково-спасательный вертолет Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную поднять трех человек; оснащен прожекторами.

Вооружение противолодочного вертолета Ми-14ПЛ состоит из противолодочных торпед, обычных и глубинных бомб.

Фотографии  

Модель вертолета В-8Г

Первый рабочий макет вертолета В-14

Первый опытный экземпляр В-14 с двигателями ТВ2-117 в испытательном полете

Первый В-14 на испытаниях в Южном порту Москвы

Отработка приводнения первого опытного В-14 на Москву-реку в районе села Беседы

Отработка приводнения первого опытного В-14 на Москву-реку в районе села Беседы

Второй опытный экземпляр вертолета В-14 с двигателями ТВ2-117 на аэродроме Казанского вертолетного завода

Второй опытный В-14 на испытаниях в филиале МВЗ №3 в Феодосии

Опытный вертолет В-14 с двигателями ТВ3-117 на испытаниях этапа "Б" в Феодосии

Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ первых серий с рулевым винтом на левой стороне килевой балки

Первый экземпляр поисково-спасательного вертолета В-14ПС