Космодром «Морской старт»

Совсем рядом с Островом Рождества, который находится в Тихом океане, располагается довольно необычный космодром. Дело в том, что расположен он не на суше, а на платформе, частично погруженной в воду. Это и есть «Морской старт».


Для чего он предназначен

Как и всякий космодром, «Морской старт» предназначен для запуска космических ракет, а точнее спутников, прикрепленных к ракетам. Но плавучий космодром мобилен, соответственно может оказаться в любом месте, в отличии от наземного. Да и всю оснастку, как и сами ракеты, проще перевозить по воде, чем по суше. Запускают с этой платформы ракетные комплексы «Зенит», которые не имеют на сегодняшний момент аналогов. Благодаря своему оснащению, этот агрегат способен сам определять траекторию своего полета, при этом самостоятельно планируя свое пространственное положение, которое сам же периодически изменяет по необходимости. Ракета имеет связь с компьютером на борту «Морского старта», что позволяет производить очень точную посадку аппарата на выбранной орбите.


Из чего состоит «Морской старт»

«Морской старт» представляет собой два морских специализированных судна. Первое судно - это «Одиссей», стартовая платформа, второе - СКС, сборочно-командное судно.
Платформа «Одиссей» была создана еще в промежутке между 1982 и 1984 годами и служила в сфере нефтедобычи, имея на себе буровую вышку. Но в 1988 году «Одиссей» пострадал от крупного пожара и больше не мог быть использован по прямому назначению. В 1992-1997 на платформе был проведен капитальный ремонт, после чего «Одиссей» был полностью переоборудован для проекта «Морской старт». Стартовая платформа является полупогружным судном
Для того, чтобы максимально обезопасить себя, весь персонал удаляется с платформы на сборочно-командное судно в то время, когда происходит запуск ракеты. Данное судно нигде ранее не использовалось, будучи создано специально для нужд проекта шотландской компанией в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, в течении следующего года судно было окончательно оснащено на судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
СКС имеет полный комплект системного оборудования, с помощью которого на борту можно производить полный комплекс ракетных испытаний и заправку блока для разгонки, а также производить сбор ракеты. При запуске ракеты на орбиту с этого судна ведется управление всем процессом, после чего в системы СКС поступают все данные передаваемые ракетной системой.Ракетный комплекс, запускаемый с платформы, состоит из ракеты «Зенит-2S». Она в качестве топлива использует сжиженный кислород и керосине, не особо загрязняя атмосферу при запуске, имеет три ступени и способна перевозить до шести тонн нагрузки. Далее идут два блока: разгонный и грузовой. Разгонный блок ДМ-SL был разработан в России, ракета - на Украине, а полезной нагрузкой в грузовом отсеке ведают Соединенные Штаты Америки. Такой вот международный консорциум.
Как создавался «Морской старт»


Что же сподвигло к такому интернациональному объединению? Причина довольно простая. В начале девяностых годов прошлого века на мировой арене рынка космических технологий был один бесспорный лидер - фирма из Франции «Аэроспасьяль». Она занималась запуском космических спутников с плавучего космодрома, пришвартованного в районе Новой Гвинеи, аккурат на экваторе. Америке же хотелось перетащить лидерство в этом прибыльном деле на себя. Бизнесмены понимали, что нужно завести свою морскую платформу, но при этом не разрабатывать новые ракетные носители под это дело, а взять уже существующие и попросту их доработать. Это будет гораздо экономичнее, следовательно принесет больше прибыли. И в тысяча девятьсот девяносто третьем году начались поиски возможных партнеров. Найти их нужно было в сжатые сроки, так как давление конкуренции все нарастало. И после тщательного рассмотрения имеющегося ассортимента ракетных носителей был найден подходящий - «Зенит», который обладал наилучшими характеристиками. Так украинские предприятия «Южное»и «Южмаш» вошли в альянс. Позже к ним присоединилась российская корпорация «Энергия», которая предоставила разгонный блок для ракеты.
В итоге, в 1995 году был создан консорциум нескольких стран, получивший название «Sea Launch Company». Большую часть его акций, около сорока процентов, имела при себе американская компания «Боинг» (точнее, ее ответвление), двадцать пять процентов было закреплено за российской корпорацией и пятнадцать процентов за украинскими предприятиями. А уже через четыре года был произведен первый ракетный запуск, завершившийся успешно. После этого «Морской старт» функционировал непрерывно около десяти лет, проведя в районе трех десятков космических запусков. Но в 2009 году консорциум объявил себя банкротом, так как доходы его оказались в разы меньше расходов. Но «Морской старт» продолжил функционировать. В самом альянсе произошла реорганизация, в результате чего практически все акции оказались у России.

class="eliadunit">


Как происходила подготовка к запуску ракет с платформы «Морского старта»

Техническая база для обслуживания судов «Морского старта» изначально располагалась в Америке, в районе Лонг-Бич. Именно там происходила установка ракеты в вертикальное положение на стартовую площадку «Одиссея», после чего проводят окончательную проверку носителя. Ракета при этом уже соединена с блоком для разгонки и запускаемым спутником, сборку проводили в грузовом отсеке. Затем ее отправляют в ангар и стартовая платформа отправляется к точке старта. Через несколько дней в след за ней отправляется сборочно-командное судно. Встреча двух судов в точке старта происходит почти за неделю до начала процесса запуска ракеты на орбиту - после встречи они останавливаются рядом друг с другом и соединяются мостом для перемещения.
Когда ракета оказывается надежно закрепленной на площадке для запуска на платформе, мост убирается обратно и судна разъезжаются подальше друг от друга. Остается только несколько человек, которые заправляют ракетный носитель горючим топливом - их потом забирает вертолет. После отправки ракеты на орбиту, оба судна отправляются обратно в порт Лонг-Бич.


Проводимые с «Морского старта» запуски ракет

Первый запуск, в качестве демонстрации был проведен в конце марта 1999 года, в середине осени этого года был произведен коммерческий пуск ракеты, первый в истории проекта. На момент середины 2014 года было запущено уже тридцать шесть ракет из них только три прошли неудачно.


По каким критериям выбиралась точка старта?

«Морской старт» расположен аккурат на экваторе. Точка старта имеет координаты (округленно) ноль градусов северной широты и сто пятьдесят четыре градуса западной долготы. Именно в данных условиях ракета запускается с максимальной эффективностью, так как в полной мере использует вращение планеты. Район Тихого океана у острова Рождества удален от судоходных маршрутов, а значит запуск ракет не принесет никому вреда и нет необходимости ориентироваться на расписание движения судов. Погодные условия в этой местности ровные, без резких перепадов, за редким исключением. Были все-таки случаи, примерно пару раз, когда запуск приходилось переносить из-за погоды. В целом же, погодные условия соответствуют идеальным для проведения подобного рода операций.


«Морской старт» сейчас

Космодром работал вплоть до событий, разразившихся на Украине. В 2014 году было решено приостановить функционирование объекта до середины 2015 года. В том же 2014 году было принято решение отказаться от использования ракет «Зенит», заменив их на ракетные носители «Ангара». Аналог «Зенита» был определен в начале 2015 года. Ожидается, что в нынешнем, 2016 году, космодром вновь начнет работать в полную силу.
Ходят слухи о продаже части акций «Морского старта». И последние новости их подтверждают. «Роскосмос» объявил о том, что нашел покупателя на свою долю акций. Правда, подробности сделки руководство компании не разглашает, так же, как и то, кто является покупателем. Ожидалось, что к окончанию апреля станет известно больше информации, но так ничего не прояснилось пока что. Еще одна версия дальнейшего развития космодрома основывается на предположении, что техническую базу для обслуживания судов перенесут к побережью Бразилии. Но эти данные пока не имеют под собой какого-либо подтверждения.

class="eliadunit">

Индия


Другим азиатским гигантов активно развивающим свои ракетные технологии является Индия. В первую очередь это связано с совершенствованием ракетно-ядерного потенциала в противостоянии с Китаем и Пакистаном. При этом попутно реализуются национальные космические программы.


Индийские ракеты-носители

На юге штата Андхра-Прадеш, на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе построен индийский «Космический центр имени Сатиша Дхавана».

Он назван в честь бывшего главы космического центра, после его смерти. Космодром принадлежит Индийской организации космических исследований. Близость к экватору является одним из несомненных преимуществ космодрома. Первый запуск с космодрома состоялся 18 июля 1980 года.


Старт индийской лёгкой ракеты-носителя ASLV

На космодроме имеется две стартовые площадки и ведётся строительство третьей.Кроме стартовых комплексов для ракет различного назначения на космодроме есть станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, специальные стенды для испытаний ракетных двигателей. На территории космодрома построен завод по производству ракетного топлива.


Спутниковый снимок Google Earth: пусковая установка на космодроме Шрихарикота

С космодрома осуществляются запуски РН: легкого типа ASLV, стартовая масса 41000 кг и тяжелого типа GSLV, стартовая масса до 644 750 кг.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне (Чандраян-1 - 2008 год) и оказывает международные пусковые услуги.

ракета-носитель GSLV транспортируется на стартовую позицию

Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой. Большую помощь в этом оказывает Россия.

Япония

Крупнейшим японским космодромом является «Космический центр Танэгасима».

Космодром расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима, в 115 км южнее острова Кюсю. Он был основан в 1969 году, и управляется Японским агентством аэрокосмических исследований.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром Танэгасима»

Здесь собирают, испытывают, запускают и следят за спутниками, а также испытывают ракетные двигатели. С космодрома запускаются тяжелые японские тяжелые ракеты-носители H-IIA и H-IIB, стартовая масса до 531 000 кг.


Старт ракеты-носителя H-IIB

Это основные ракеты-носители, запускаемые с космодрома, кроме них отсюда также запускают лёгкие геофизические ракеты, предназначенные для суборбитальных научных исследований.

Стартовая площадка для ракет H-IIA и H-IIB- включает в себя две пусковые площадки с башнями обслуживания. РН H-IIA - транспортируются и устанавливаются на площадки в полностью собранном виде.

Вторым космодромом Японии является «Космический центр Утиноура». Он расположен на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. Строительство Космического центра предназначенного для экспериментальных запусков крупных ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Утиноура»

На космодроме имеется четыре пусковых установки. С космодрома «Утиноура» стартуют твердотопливные ракеты-носители легкого класса «Мю», стартовая масса до 139000 кг.

Они применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты.


запуск ракеты-носителя Мю-5

На смену Mю-5 должна прийти ракета Epsilon, которая хоть и может вывести на низкую околоземную орбиту несколько меньшую полезную нагрузку, чем Mю-5, но должна стать намного дешевле.

Япония помимо запуска коммерческих и научных спутников учувствует в ряде международных программ. РН Мю-5 запущены спутники для исследования Марса «Нодзоми» и КА «Хаябуса», исследовавший астероид «Итокава». Последний пуск, во время которого на орбиту были выведены спутники Solar-B и HIT-SAT, а также солнечный парус SSSAT, с помощью РН H-IIB доставляются грузы на МКС.

Бразилия

Ещё одним после французского «Куру» южно-американским космодромом стал бразильский «Центр запусков Алкантара», на севере атлантического побережья страны. Он расположен ещё ближе к экватору, чем французский «Куру».

Попытки Бразилии развивать собственные космические программы, из-за недостатка опыта, невысокой научной и технологической базы не привели к желаемому результату.


бразильская ракета-носитель VLS-1

Очередные испытания 22 августа 2003 года бразильской ракеты-носителя VLS-1 лёгкого класса закончились трагедией. Ракета взорвалась на пусковом столе за два дня до запуска.

От взрыва погиб 21 человек. Этот инцидент крайне негативно сказался на всей бразильской космической программе.


Спутниковый снимок стартовая позиция космодрома "Алкантара" после взрыва

Не имея возможности строить собственные эффективные ракеты-носители, Бразилия пытается развивать космодром в рамках международного сотрудничества. В 2003 году были подписаны контракты о запуске украинских ракет-носителей «Циклон-4» и израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий Поход – 4».

Израиль

На авиабазе «Пальмахим» расположенной рядом с кибуцем Пальмахим, неподалёку от городов Ришон-ле-Цион и Явне, построен пусковой центр для запуска ракет «Шавит» и других ракет. Первый запуск состоялся 19 сентября 1988 года. Запуски ракет осуществляются не в восточном, как у абсолютного большинства космодромов, а в западном направлении, то есть против вращения Земли. Это, безусловно, снижает забрасываемый на орбиту вес. Причина этого в том, что трассу запуска можно проложить только над Средиземным морем: земли к востоку от базы густо заселены, и при этом сопредельные страны расположены довольно близко.

Израиль начал космическую программу в связи с оборонной необходимостью: как для получения разведданных (слежения за вероятным противником с помощью спутников), так и по программам создания ракет, способных доставить ядерные заряды.


ночной запуск ракеты-носителя «Шафит»

Израильская РН «Шавит» представляет собой трёхступенчатую твердотопливную ракету. Первые две ступени идентичны, имеют вес по 13 т каждая, серийно производятся в Израиле концерном «IAI». Третья ступень построена компанией «Rafael» и весит 2,6 т. Ракета-носитель «Шавит» была запущена с 1988 по 2010 год восемь раз. Эта ракета может быть использована как носитель ядерной боеголовки. С помощью ракеты Шавит осуществляется запуск израильских разведывательных спутников «Офек». Спутники «Офек» («горизонт») разработаны в Израиле концерном «IAI». Всего к 2010 году создано девять спутников «Офек».

Государство Израиль обладает развитой радио-электронной промышленностью, которая позволяет создавать достаточно совершенные спутники любого назначения. Но в силу небольшой территории и географических обстоятельств, в этой стране отсутствует возможность строительства космодрома, с которого можно было бы осуществлять безопасные пуски ракет-носителей по эффективным траекториям. Вывод на орбиту телекоммуникационных и научных израильских спутников осуществляется в ходе коммерческих запусков иностранных ракет-носителей с космодромов за рубежом. В то же время, Израиль демонстрирует желание развивать собственные космические программы и осуществлять вывод на орбиту спутников военного назначения с помощью собственных ракет-носителей. В связи с этим ведутся переговоры с рядом государств, в первую очередь с США и Бразилией, о возможности запуска израильских ракет с космодромов расположенных на их территории.

Иран

Иранский космодром «Семнан» функционирует с 2 февраля 2009 года, когда на орбиту с помощью ракеты-носителя «Сафир» («Посланник») выведен иранский спутник «Омид».

Космодром расположен в пустыне Деште-Кевир (север Ирана), близ его административного центра - города Семнан.


Иранская ракета-носитель «Сафир»

Ракета-носитель лёгкого класса «Сафир» - создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3/4».


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка космодрома «Семнан»

Космодром «Семнан» имеет недостатки и ограничения в силу своего расположения, вследствие чего Иранское космическое агентство намеревается начать строительство второго космодрома для запуска космических аппаратов, который будет находиться на юге страны.

КНДР

В начале 80-х в Северной Корее на восточном побережье, в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто началось строительство ракетного полигона, который позже стал известен как космодром «Тонхэ».


Северокорейские балистические ракеты

На выбор местоположения полигона повлияли такие факторы, как достаточная удалённость от демилитаризованной зоны, минимизация опасности пролета ракет над территорией сопредельных стран, общая удалённость от крупных населённых пунктов, относительно благоприятные метеорологические факторы.

В период с середины 80-х годов до начала 90-х годов были построены командный пункт, ЦУП, топливохранилище, склады, испытательный стенд, модернизированы коммуникации.

Вначале 90-х здесь начали проводиться испытательные пуски северокорейских баллистических ракет.


Спутниковый снимок: космодром «Тонхэ»

Американские и японские средства ПВО и контроля за космическим пространством неоднократно фиксировали пуски ракет средней и большой дальности с космодрома «Тонхэ».


Испытательный запуск ракеты-носителя «Ынха-2»

Часть из них расценивались как попытки вывода на космическую орбиту искусственных спутников. По заявлению информационного агентства КНДР 5 апреля 2009 года с космодрома был произведён запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванмёнсон-2» с помощью ракеты-носителя «Ынха-2». Несмотря на противоречивые сообщения источников разных стран, вероятнее всего, вывод спутника на орбиту окончился неудачей.

Республика Корея

Строительство Южнокорейского космодрома «Наро», расположенного вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова, на острове Венародо, началось в августе 2003 года.

25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1». Пуск окончился неудачей - из-за сбоя при отделении обтекателя спутник на расчетную орбиту не вышел. 10 июня 2010 года также неудачей окончился второй запуск ракеты-носителя.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Наро»

Третий успешный запуск ракеты-носителя «Наро-1»(KSLV-1) состоялся 30 января 2013 года, что сделало Южную Корею 11-ой космической державой.


Запуск транслировался в прямом эфире местными телеканалами, ракета вышла на заданную высоту и вывела на орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.


Запуск «Наро-1»

Ракета лёгкого класса «Наро-1», со стартовой массой до 140 600 кг, произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80 % повторяет ракету-носитель «Ангара», создаваемую в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Плавучий космодром «Морской старт» («Одиссей»)

В 1995 году в рамках международного космического сотрудничества был создан консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входили: американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякорённую платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) «Odyssey» и сборочно-командного судна (СКС) «Sea Launch Commander».


Комплекс "Морской старт"

В качестве стартовой платформы использована бывшая самоходная нефтедобывающая платформа «OCEAN ODYSSEY», построенная в Йокосуке, Япония в 1982-1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания. Платформа сильно пострадала во время пожара 22 сентября 1988 года. После пожара платформу частично демонтировали, и по прямому назначению она больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». «Одиссей» имеет весьма внушительные размеры: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс.тонн.


Стартовая платформа «Одиссей»

В 1996-1997 на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере, на платформу смонтировали специальное оборудование для запусков, и она стала называться «Odyssey». Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе.

Сборочно-командное судно(СКС) «Sea Launch Commander» было построено специально для проекта «Морской старт» компанией «Kvaerner Govan Ltd.», Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока компонентами топлива и окислителя, сборку ракеты-носителя.


Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»

СКС выполняет также функции ЦУПа при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений. Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещение 27 тыс.тонн, максимальная скорость 21 узел.


Спутниковый снимок Google Earth: комплекс «Морской старт» на стоянке Лонг-Бич

На плавучем космодроме «Морской старт» используется ракеты-носители: «Зенит-2S» и «Зенит-3SL» среднего класса, со стартовой массой до 470,800 кг.

В «Зените» в отличие от многих отечественных РН не применяется токсичный гидрозин и агрессивный окислитель. В качестве топлива используется керосин, а окислителем служит кислород, что делает ракету экологически безопасной. Всего с 27 марта 1999 года, по 1 февраля 2013 года с плавучей платформы было осуществлено 35 запусков.

Точка старта - акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.

К сожалению, программа «Морской старт» в настоящее время испытывает серьёзные финансовые трудности, объявлено о её банкротстве и будущее не определено. По данным издания «Коммерсант» к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию. Так же негативную роль сыграла не высокая надёжность РН «Зенит», из 80 пусков ракет-носителей "Зенит"- 12 завершились аварией.

Глава ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт". И осуществлять с неё пуски в рамках Федеральной космической программы. Однако правительство Российской Федерации необходимости в этом не видит.

К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран - Китая, Австралии, США. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin. При желании Россия могла бы стать обладателем этого уникального комплекса, сделав местом его базирования, порты Советская гавань, Находка или Владивосток.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/2007/07/fire-from-space.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Космодром
http://georg071941.ru/kosmodromyi-ssha
http://www.walkinspace.ru/blog/2010-12-22-588
http://sea-launch.narod.ru/2013.htm
Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля

Главная причина, приведшая к созданию плавучего плацдарма - это безусловная выгода при выводе космических объектов на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии около 36000 километров от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи.

Запуск с экватора позволяет не только обойтись без сверхэнергоемких маневров для поворота плоскости орбиты спутника, но и использовать при пуске ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Таким образом, при той же мощности можно вывести гораздо больший полезный груз.

Но нет ни одной страны, расположенной на экваторе, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность сейсмическую, климатическую и политическую. Отсюда возникла идея создания плавающего, то есть передвижного, космодрома.

Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР. Что неудивительно Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же «Протон» выводит на геостационарную орбиту только 1800 килограммов, тогда как на траекторию к Марсу около пяти тонн! Однако в итоге проект отвергли как фантастический.

Снова РКК «Энергия» заинтересовалась им, когда ученые начали обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого стала прорабатываться концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. В итоге концепция превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца XX столетия.

Для осуществления замысла «Морского старта» был создан международный консорциум в составе США, России, Норвегии и Украины. Координация работ была возложена на американскую аэрокосмическую компанию «Боинг». Она же оборудовала всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома в Лонг-Биче. Кроме того, она произвела обтекатели для запускаемых аппаратов. Также «Боинг» обеспечил их сопряжение в единую космическую головную часть, которая, в свою очередь, затем была состыкована с ракетой-носителем.

Главный представитель России в проекте «Морской старт» - ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. СП. Королёва. На нее возложили задачу производства верхней (в данном случае - третьей) ступени носителя, непосредственно выводящую спутник на требуемую орбиту. Этот разгонный блок хорошо себя зарекомендовал в качестве четвертой ступени ракеты «Протон» для запуска межпланетных станций и тех же спутников связи. Для «Морского старта» его, конечно, пришлось доработать. Впрочем, доработке подверглись и прочие составляющие этого международного комплекса.

Корпорация «Энергия» также разработала автоматизированные системы управления подготовкой, пуском и полетом ракеты и измерительный комплекс. Корпорация же координирует создание и монтаж ракетного оборудования в целом.

Кроме «Энергии» в проекте «Морской старт» участвуют КБ транспортного машиностроения, НПО автоматики и приборостроения, НПО «Криогенмаш», КБ транспортно-химического машиностроения, завод «Атоммаш», завод «Арсенал» и другие.

Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская морская корпорация «Квернер». На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи «Квернер-Говен» построено СКС — сборочно-командное судно «Си Лонч Коммандер». Его длина - 203 метра, ширина - 33 метра, водоизмещение - около 30000 тонн. На СКС расположен цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетом и другими системами.

От Украины участие в проекте приняли известное конструкторское бюро «Южное» и днепропетровский завод «Южмаш». Там еще в начале 1980-х годов была создана ступенчатая ракета-носитель «Зенит». Главные ее достоинства помимо хороших энергетических характеристик это высокая экологичность. А экологии уделяется большое внимание в этом проекте. В случае загрязнения океана само осуществление его ставилось под сомнение. В «Зените» используют экологически безвредные компоненты топлива: керосин и жидкий кислород.

Платформу - плавучую стартовую площадку - из Глазго по морю транспортировали в Выборг. Здесь на местном судостроительном заводе смонтировали стартовое оборудование. Для этого использовали гигантский катамаран «Одиссей», построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тысяч тонн, а в полузатопленном состоянии (перед
стартом) - 46 тысяч тонн.

«На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет "Зенит", их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, - вспоминает заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. - На саму же платформу предстояло смонтировать три тысячи тонн сложного стартового оборудования. Порой приходилось работать по 14-15 часов в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. Пришлось кое-что даже доделывать в пути.

На верхней палубе платформы расположен ангар для размещения ракеты, ниже находится оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей попадает прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой.

После того как сборочно-командное судно и стартовая платформа были полностью оснащены и прошли предварительные испытания на Балтике, их отправили своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. Руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй Надежды. «Одиссей» отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге погрузили два комплекта ракет «Зенит» и два разгонных блока РКК "Энергия", необходимых для вывода спутников на геостационарную орбиту.

Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров, а его высота 58, длина 133, ширина 67 метров, впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива.

В итоге платформа благополучно прибыла в калифорнийский город Лонг-Бич, где неподалеку расположены фирмы-производители спутников. Здесь разместилась основная база "Морского старта". Там плавсредства должны заправляться топливом, туда же станут прибывать в разобранном виде ракеты-носители. В дальнейшем их собирают на борту командного судна, а затем перегружают в ангар платформы. В нем, при постоянном контроле условий хранения, ракета находиться в рейсе до места старта.

Для пусков выбрали место примерно на 152-м градусе западной долготы, к югу от Гавайских островов. Согласно статистическим данным, за полтора века этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным.

По прибытии к месту старта платформу при помощи балласта заглубили на 21 метр, чтобы придать дополнительную устойчивость. Теперь на нее не действуют никакие мыслимые волны. Точность положения комплекса поддерживается системой динамического позиционирования. После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек».

«Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, - рассказал руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» имени СП. Королёва Юрий Семенов. - Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века - чисто коммерческий, он не использует государственных средств. Финансирование осуществляется из средств самих партнеров, а также за счет кредитов банков.

Экваториальное расположение "Морского старта" позволяет «Зениту» выводить спутники значительно более тяжелые, нежели при старте с Байконура, что существенно удешевляет запуски. Поэтому "Си Лонч" продекларировала цены за запуск на 30-40 миллионов долларов ниже по сравнению с использованием европейской ракеты "Ариан-4", что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы "Боинг", которая в "Морском старте" занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на тридцать запусков. Это ускорит окупаемость проекта.

Россия уже получила реальную выгоду. Ведь четыре года около тридцати тысяч человек работали для "Морского старта", причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК «Энергия» подготовила четыреста человек для обслуживания "Морского старта" — двойной экипаж с запасом.

В марте 1999 года состоялся первый испытательный пуск ракетно-космической системы "Морской старт". Запуском демонстрационного макета была доказана практическая возможность вывода коммерческих спутников с экватора».

У президента РКК «Энергия» Юрия Семенова есть мечта - создать сугубо российский «Морской старт». Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России. Вот только бы деньги нашлись...

Energia Overseas Limited (EOL) - дочерняя компания российской корпорации "Энергия", владеет 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%.

Как это ни звучит парадоксально, но к идее "морского старта" вернулись тогда, когда великая держава рассыпалась на большие и малые государства. Следствием развала экономики, хронического недостатка средств явилось и прекращение финансирования многих государственных программ. Возникшая ситуация подтолкнула к поиску новых заказчиков на принципиально новой основе сотрудничества - создания корпораций с иностранными партнерами и, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки. На одном из совещаний в сша генеральный директор ракетно-космического концерна "Энергия" (в то время - научно-производственное объединение "Энергия") Ю.П.Семенов выступил с инициативной перед американской стороной - рассмотреть возможность реализации "морского старта". Переговоры велись со знаменитой авиационной фирмой "Боинг", которая стремилась завоевать свои позиции и в космосе.

Американцы были весьма озабочены сложившимся на мировом космическом рынке положением, где большую часть заказов захватила французская фирма "аэроспасьяль", осуществляющая запуски спутников с помощью носителя "Ариан" с космодрома, расположенного на экваторе, в новой гвинее. Ракеты сша не в состоянии были конкурировать с французскими, поэтому американцы, стремясь занять активную позицию, поддержали эту идею. Выбирая ракету-носитель для запуска спутников, заказчик учитывает такие определяющие факторы: цена, надежность и уровень сервиса. Именно сочетание названных показателей наиболее полно обеспечивается на ракете "Ариан", чем и объясняется ее впечатляющий успех на международном коммерческом рынке. Прибыль в бизнесе космических запусков неизбежно порождает острую конкуренцию. Для того, чтобы выиграть в этом соревновании, необходимо, чтобы цена на другой носитель, его надежность и уровень технического совершенства превосходили конкурента. Мнение практичных американцев было однозначным. Они считали, что для быстрейшей реализации "морского старта" и, соответственно, выхода на мировой космический рынок ставка должна быть сделана на существующие, доведенные до кондиции ракеты-носители. Поэтому идея создания для "морского старта" нового носителя была сразу отвергнута, к ней больше не возвращались.


Условия жесткой конкуренции требовали быстрейшего выхода на мировой космический рынок. А ведь создание новой ракеты и оборудования к ней - длительный многолетний процесс с огромными финансовыми затратами. И самый важный аргумент: чтобы заказчик доверил запуск своего "полезного груза" новой ракете, у нее должен быть международный авторитет.Выбирая из числа известных ракет-носителей, разработчики проекта определяют и предназначенный для нее комплекс наземного оборудования. Своих ракет, которые вполне отвечали бы предъявляемым требованиям, у американцев не было. Скрупулезное изучение энергетических и экологических характеристик имеющихся ракет с учетом их отработанности показало, что... Все дороги ведут в Украину! в результате пришли к однозначному выводу: из всех существующих в мире ракет альтернативы "Зениту" в проекте "морской старт" нет! именно эта ракета КБ "Южное" наиболее полно удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.
По итогам переговоров 28 июля 1993 года был подписан "протокол совещания рабочей группы НПО "Энергия" , НПО "Южное" (Украина) и корпорации "Боинг" (США) по исследованию возможности запуска космических аппаратов со стартовых устройств морского базирования". Этим официальным документом утверждалось согласие сторон осуществить "Морской старт" на основе ракеты "Зенит-2". Это благословение положило начало проектированию.


К названным партнерам присоединилась норвежская компания "Кварнер мэритайм", которая "очень кстати" построила гигантскую плавучую платформу катамаранного типа для добычи нефти с морского дна. Она-то и оказалась вполне подходящей для реализации запусков космических аппаратов.

Международное совместное предприятие - компания "морской старт" (sea launch company) для реализации одноименного проекта было юридически оформлено в апреле 1995 года. Соучредителями его стали всемирно известная американская авиационная компания "Боинг коммершл спейс" (сиэтл, сша, 40 % уставного капитала), ракетно-космическая корпорация "Энергия" (г. Королев, россия, 25%), компания "Кварнер мэритайм" (осло, норвегия, 20%), государственное конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южный машиностроительный завод" (Украина, 15 %, в том числе по юмз - 10 % и гкбю - 5 % акций уставного капитала). Одновременно были распределены и сферы влияния участников проекта, определявшие схему деления и структуру комплекса, а также предусматривавшие ответственность каждого из партнеров.


В морском сегменте (этим узаконенным в кругах специалистов термином определяется совокупность морских судов, входящих в систему морского старта) впервые предусматривались необычные для ракетно-космической техники средства. Плавучий космодром состоит из двух уникальных морских сооружений: сборочно-командного судна и самоходной полупогружаемой стартовой платформы. Сравнивая инфраструктуры "морского старта" и проекта "плавучесть", легко обнаружить, что основные идеи, положенные в современный проект (самоходная полузатопляемая стартовая платформа катамаранного типа и судно, которое обеспечивает подготовку, управление подготовкой и запуск ракеты), были предвосхищены в предложениях уже далекого 1980 года. Вот основные положения концепции, заложенной в "морской старт": доступная по стоимости, надежная в эксплуатации ракета-носитель нового поколения; современная, удобная в эксплуатации подготовка полезного груза космических аппаратов; запуск полезных грузов на орбиты всех наклонений с одной стартовой платформы; автоматизированная подготовка к пуску ракеты-носителя; размещение береговых сооружений и бытовых помещений базового порта на тихоокеанском побережье США.


Основу ракетного сегмента составила модифицированная двухступенчатая ракета-носитель "зенит-2", адаптированная к морским условиям, в сочетании с разгонным блоком и блоком полезного груза.

Проектная документация "морского старта" выпускалась довольно торопливо: заказчик много времени не давал. Так в памятном 93-м году, когда россию сотрясали политические катаклизмы, были заложены основы будущей международной кооперации.

Создание каждого нового ракетного комплекса всегда требует значительных усилий многих коллективов с обязательным привлечением большого количества разнопрофильных специалистов. Не стал исключением и новый проект, но у него принципиальное отличие, в корне меняющее ситуацию: для реализации замысла привлечены специалисты четырех государств двух континентов! а это - представители стран с различным политическим строем, экономикой, культурой, финансовыми возможностями, с людьми, говорящими на разных языках... Одна сторона старается усвоить основы совершенно нового для нее русского языка. Другая призывает на помощь приобретенный словарный запас институтской программы английского. Как показал опыт общения, этих "воспоминаний" не хватало даже для понимания простейшей информации. О полноценном общении на первых порах не могло быть и речи. Но время делает свое дело. Постепенно происходит накопление знаний, и нужные фразы начинают формироваться в голове, что, несомненно, способствует общению, свидетельствуя о явном "языковом" прогрессе. На первых порах выручают и технические термины, многие из которых - международные.

Языковый барьер - серьезное препятствие. Кроме того, сказалось и различие инженерных школ. У каждой свои подходы к решению технических задач, свои правила ведения и оформления технической документации. Поэтому разработка проекта началась с установления партнерских контактов - и профессиональных, и чисто человеческих.
Американцы, не стесняясь, учились и постигали "стиль" малоизвестной им ранее ракетной техники украины и россии. Взаимный интерес проявляла и другая сторона, познавая, прежде всего, систему отношения к делу. И плоды такого взаимозаинтересованного сотрудничества не заставили себя ждать.


С этого момента управление предпусковыми операциями и непосредственно самим стартом ракеты осуществляется по радиоканалу со сборочно-командного судна при полном отсутствии людей на пусковой платформе. Этим гарантируется безопасность персонала, участвующего в пуске, при возникновении любой нештатной ситуации. "Зенит-2s" оснащен самой современной системой управления, построенной на основе высоконадежной бортовой цифровой вычислительной машины, которая в процессе полета сама определяет в каждый отрезок времени положение ракеты в пространстве и выбирает оптимальную траекторию дальнейшего полета и стратегию полетных операций. А совершенное программно-алгоритмическое обеспечение бортового компьютера позволяет выводить космический аппарат на заданную орбиту с высокой степенью точности. Все названные качества "зенита-2s" не позволяют сегодня ни одной ракете-носителю в мире в условиях морского старта составить ему конкуренцию. К решающим обстоятельствам при выборе ракеты-носителя для программы "морской старт" следует отнести и готовность развитой промышленной базы, способной обеспечить производство ракет в количествах, достаточных для коммерческого успеха программы. Ракеты изготавливаются на южном машиностроительном заводе (днепропетровск) при прямом участии российско-украинской кооперации поставщиков материалов и комплектующих систем (маршевый двигатель первой ступени, система управления и др.).


Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разработала и изготовила для проекта "морской старт" разгонный блок дм-sl, с помощью которого космический аппарат выводится на целевую околоземную орбиту. Одновременно, по сложившимся условиям кооперации, она отвечает за устанавливаемое на стартовой платформе и сборочно-командном судне "наземное" оборудование ракетного сегмента. Компонентами топлива для разгонного блока служат, как и для первых двух ступеней, керосин и жидкий кислород, продуктами сгорания которых являются вода и углекислый газ. При создании технологического оборудования для подготовки и пуска ракеты со стартовой платформы в основу был взят комплекс, разработанный для запуска "зенита" с космодрома байконур. Характерная особенность этого оборудования в том, что все операции по предстартовой подготовке ракеты, начиная с ее вывоза из ангара и кончая заправкой и пуском, проводятся в автоматическом режиме, без присутствия человека. В проекте "морской старт" все автоматические операции, начиная с заправки, осуществляются дистанционно - со сборочно-командного судна.
Секреты "под замком" крупнейший в сша поставщик авиационной техники, компания "Боинг", вложила в проект "морского старта" наибольшую сумму денег. Поэтому она взяла на себя обязанности обеспечения маркетинга и интеграцию всего проекта, проектирование отсека, который вместе с выводимым на орбиту спутником называется "блоком полезного груза", а также организацию и строительство берегового комплекса в порту лонг-бич, расположенном на юго-западе сша, в штате калифорния. Конструкция отсека полезного груза отвечает не только технической целесообразности, но и требованию сохранения тайны в отношении помещаемого внутрь объекта. Здесь, как говорится, "дружба дружбой, а пирожки врозь". Поэтому только компания "Боинг", как разработчик отсека полезного груза, осуществляет все контакты с создателями аппаратуры. Американская сторона поставила строгий заслон перед возможностью утечки информации о применяемых технологиях. Отсек полезного груза сконструирован по принципу герметичной капсулы, сборка которой, с установленным внутри спутником, происходит в камере с высокой чистотой. "Увидеть" спутник можно только после сброса аэродинамического обтекателя. Но происходит это при выходе из плотных слоев атмосферы, когда сочетание разреженности воздуха и скорости полета укладываются в определенные пределы. А это высоты порядка 90 - 100 километров.


Для сборки капсулы потребовалось создание специального монтажно-испытательного корпуса. Готовый блок, извлеченный из нее, надежно защищен не только от попадания грязи, но и от глаз сторонних наблюдателей. Этот полностью автономный объект устанавливается на шпангоут разгонного блока дм-sl, который пришлось дорабатывать для обеспечения условий стыковки.

Создание специальной капсулы вызвало появление дополнительных конструктивных элементов - переходного отсека и диафрагмы, что увеличило массу пассивной конструкции до 800 килограммов. Такова плата за "охранную грамоту" американских технологических и конструктивных секретов.
Что может "зенит-3sl" итак, усилиями государственного конструкторского бюро "южное", ракетно-космического концерна "Энергия" и компании "боинг" осуществляется проект использования ракеты-носителя "зенит-3sl". Ее основные характеристики внушительны. Общая длина - 60 метров, диаметр первой и второй ступеней - 3,9 метра, разгонного блока - 3,7 метра, блока полезного груза - 4,15 метра. Стартовая масса "зенита-3sl" - 470,3 тонны - распределяется по блокам таким образом: ракета-носитель "зенит-2s" - 444,4 тонны, разгонный блок дм-sl - 10,6 тонны, блок полезного груза - 7,3 тонны. "Зенит-3sl" позволяет решать широкий круг задач космического назначения. Стартовав с плавающей платформы, он может вывести космический аппарат, в зависимости от его массы, на различные орбиты: геостационарную орбиту - до 1,9 тонны, переходную к геостационарной орбите - до 5,3 тонны, средние круговые орбиты с высотой до 10 тысяч километров с наклонениями до 45 градусов - до 3,9 тонны.


Плавучий космодром компания "кварнер мэритайм" - широко известный производитель морских судов и плавучих платформ для нефтедобывающей промышленности. В проекте "морской старт" она отвечает за создание плавучего космодрома, состоящего из двух уникальных судов: сборочно-командного судна (sea launch commander) и самоходной самопогружаемой стартовой платформы "Одиссей" ("odissey").

Сборочно-командное судно - принципиально новый, специально сконструированный корабль, который в порту базирования служит цехом с мощными мостовыми кранами. Именно в нем в санкт-перербурге нашли "пристанище" две ракеты "зенит-2s" и два разгонных блока дм-sl. В дальнейшем сюда перегружались прибывающие из украины ступени ракеты и разгонные блоки, а также блок полезного груза из америки. Длина собранной ракеты - 60 метров - говорит о масштабах корабельного сборочного цеха.
В океане в районе старта со сборочно-командного судна (скс) осуществляются дистанционное управление подготовкой ракеты-носителя и разгонного блока к пуску, управление пуском и обработка поступающей при движении по траектории телеметрической информации. Одновременно скс служит местом размещения специалистов, обслуживающих ракетно-космическую технику на всех этапах работ в районе старта, а также представителей заказчика. На борту судна могут разместиться 240 человек. Предусмотрены помещения для отдыха, пункты питания и медицинского обслуживания. Впечатляют размеры судна: длина - 201 метр, максимальная ширина около 32 метров, водоизмещение - 34 тысячи тонн, скорость движения - до 16 узлов, осадка - 8 метров. Сборочно-командное судно строилось на шотландской верфи "Гован" (г. Глазго, Великобритания).


Его дооснащение специальным оборудованием для сборки ракет-носителей и управления пусками осуществлялось в Санкт-Петербурге.

Стартовая платформа "Одиссей" - это крупнейшее в мире полупогружаемое самоходное судно, созданное на базе морской буровой платформы. Для транспортировки собранной ракеты-носителя с блоком полезного груза из порта базирования предусмотрен ангар, оснащенный специальной системой кондиционирования воздуха. Операция вывоза ракеты из ангара и установки ее в вертикальное положение осуществляется специальным передвижным транспортером-установщиком. Для хранения компонентов топлива (керосина и жидкого кислорода) оборудованы специальные помещения. Сам процесс заправки компонентами топлива, все предстартовые операции производятся дистанционно, а в сочетании с процессом автоматического пуска позволяют осуществлять все работы без присутствия людей на борту платформы. На стартовой платформе могут находиться 68 человек - экипаж и специалисты, обслуживающие пуск. Для этого предусмотрены жилые помещения, столовая и медицинский пункт. У стартовой платформы солидные размеры: длина судна - 133 метра, а максимальная ширина - 67 метров. Водоизмерение на ход - 30 тысяч тонн, в полупогруженном состоянии - 50600 тонн, соответственно, осадка - 7,5 метра и 21,5 метра. Стартовая платформа была построена на верфи "розенбергер" (г. Ставангер, Норвегия).

Все оборудование, связанное с пуском ракеты, изготавливалось в россии и устанавливалось на стартовую платформу в городе выборге.
Из Европы в Америку для первого пуска по программе "морской старт" в Санкт-Петербург по железной дороге были доставлены две ракеты "Зенит-2s" из Днепропетровска и два разгонных блока дм-sl из подмосковного королева. В последующем все составные части ракетно-космического носителя "зенит-3sl", начиная с третьего экземпляра, будут транспортироваться к месту базирования сборно-командного судна и стартовой платформы обычным железнодорожным транспортом до украинского порта октябрьск (г. Николаев). Дальнейший маршрут: черное море - средиземное море - гибралтар - атлантический океан - панамский канал - тихий океан - лонг-бич. Для этих целей у финской фирмы фрахтуется специальное судно "кондок-iv". 12 июня 1998 года из Санкт-Петербурга ушло своим ходом сборочно-командное судно с ракетами на борту. Несколько позднее отправилась в путь и стартовая платформа из выборга. Шли они из европы в америку в порт назначения каждая своим маршрутом. Путь сборочно-командного судна пролегал через панамский канал, а далее вдоль берегов Северной Америки. Стартовая платформа "Одиссей" плыла через Гибралтар, средиземное море, суэцкий канал, индийский океан, сингапур и наконец, тихий океан - совершила почти кругосветное путешествие. Дело в том, что платформа более чем вдвое шире сборочно-командного судна, и это не позволило ей добраться до Лос-Анджелеса через узкий панамский канал.


13 июля 1998 года в лонг-биче представители компании "си лонч" встречали прибывшее по нелегким океанским дорогам долгожданное сборочно-командное судно с двумя ракетами-носителями "Зенит". 4 октября того же года на рейде показалась и более тихоходная стартовая платформа (скорость ее движения до 16 узлов).

Это был второй визит днепропетровских ракет в западное полушарие. И хотя в обоих случаях это детище одних и тех же "родителей" - конструкторского бюро "южное" и производственного объединения "южный машиностроительный завод", но какая между ними разница! в далеком 1962 году для проведения сверхсекретной военной операции под кодовым названием "анадырь" в период с 9 сентября по 22 октября 1962 года на кубу прибыло 24 судна, в трюмах которых находились 42 ракеты р-12 и р-14 конструкторского бюро "южное". Выгрузка ракет производилась только ночью, в условиях полного затемнения кораблей и причалов. При проведении этих операций внешние подступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 человек. Идея размещения советских ракет на кубе принадлежала лично никите хрущеву. Мотивы такой дерзкой операции - укрепление обороноспособности режима фиделя кастро и недопущение агрессии соединенных штатов америки, которая, по мнению главы советского правительства, была неминуемой. Однако американцы не спали и с помощью воздушной разведки узнали о начавшемся разворачивании под самым носом у них советских ракетных комплексов. Разразился приснопамятный карибский кризис. Мир был на грани атомной войны. Но разум, чувство ответственности перед человечеством восторжествовали. В конце октября 1962 года на основании решения советского правительства начался демонтаж стартовых позиций, а расквартированная на острове ракетная дивизия получила приказ в срочном порядке возвратиться в советский союз. На сей раз в июле 1998 года корабль с днепропетровскими ракетами выполнил мирную дружественную миссию - его прибытие положило начало завершающего этапа международного сотрудничества. Но и в этом случае не обошлось без политических проблем.
Неожиданно в прессе появилось сообщение, что компания "Боинг" в процессе контактов якобы поделилась с зарубежными партнерами какими-то секретными технологиями, не получив на то соответствующего разрешения от государственного департамента США. Вход в порт базирования судов был закрыт. Выдвинутое обвинение стоило потери около трех месяцев "томления в бездействии пустом" кораблей на рейде. Только в начале октября было наконец дано разрешение на проведение работ по подготовке ракеты к старту.


Первый пуск после снятия "вето" начался решающий этап предпусковых операций, определяемых условиями первого пуска. Шли пневмо- и электроиспытания ракеты, наземных систем, испытания подстыковки разгонного блока и блока полезного груза. Наконец полностью собранную ракету с помощью бортовых кранов перегрузили на стартовую платформу, поместили в ангар, и корабли отправились в пятидесятимильную зону для проведения комплексных совместных испытаний всех систем в условиях открытого моря. Отрабатывалась и заправка топливных емкостей компонентами топлива. Ракету устанавливали в вертикальное положение, после чего вначале раздельно, а затем комплексно производили пробную заправку кислородом и керосином. 12 марта 1999 года стартовая платформа прибыла в заданный район тихого океана. 13 марта туда же, с заходом на остров рождества, где на борт погрузили запасной контейнер системы управления, отплыло сборочно-командное судно. 25 марта оно прибыло в точку старта. Технологический цикл предусматривает, что подготовка к пуску занимает два дня, третий - день старта. В первый день проверяется готовность оборудования стартовой платформы и всех систем после похода и производится погружение стартовой платформы. Второй день начинается вывозом ракеты. Параллельно в очередной раз проводятся электроиспытания.

Стартовая платформа была приведена в рабочее полупогруженное состояние за счет притопления ее понтонов и колонн. Преимущества платформы полузатопляемого типа прежде всего в том, что в рабочем положении удается значительно уменьшить качку от воздействия морских волн. А это очень важно для успешного старта. Наступает решающий момент: ракета вывозится из ангара и устанавливается в вертикальное - "рабочее" - положение. После производится полная проверка всех ее систем. Этой операцией заканчивается работа экипажа и обслуживающего персонала на борту стартовой платформы и они должны эвакуироваться на сборочно-командное судно (скс) по специальному трапу, переброшенному между кораблями. Затем СКС удаляется от стартовой платформы на расстояние в пять километров. По команде, поступающей из центра управления пусками, идет заправка ракеты-носителя и разгонного блока компонентами топлива. Процесс этот происходит в автоматическом режиме с помощью дистанционно управляемого оборудования. После окончания заправки приводится в действие система автоматической подготовки и пуска ракеты.
Пуск! - и ракета устремляется в свой исторический полет.


Полет ракеты-носителя и типовая схема выведения космического аппарата на целевую орбиту включают в себя ряд последовательных операций. Первая - выведение "Зенитом" космического аппарата на промежуточную орбиту. Дальнейший переход аппарата на геостационарную орбиту осуществляется за счет использования своей двигательной установки. После того, как аппарат отделится от разгонного блока, дальнейшее управление им передается заказчику.

Длительность операций - около одного часа. Первый пуск по своей сути был испытательным. Его цель - доказать работоспособность и надежность функционирования всех систем ракеты-носителя "зенит-3sl". В результате первого старта на целевую расчетную орбиту был выведен имитатор космического аппарата "демосат" массой 4550 килограммов.
Параметры этой орбиты составили: наклонение - 1,25 градуса, высота в перигее - 655 км, высота в апогее - 36011 км.


Международный консорциум Sea Launch был организван в 1995 году. В его составе были:

  • дочернее предприятие американской аэрокосмической корпорации Boeing (40%),
  • российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%),
  • норвежская судостроительная компания Aker Solutions (20%),
  • украинские предприятия "Южное" и "Южмаш" (15%).
Однаков 2008 году у проекта начались финансовые сложности. Его даже хотели закрыть как не рентабельный и долгое время не использовали.


Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва и Роскосмос твердо немерены были вдохнуть в проект "Морской старт" новую жизнь.
По словам Владимира Поповкина, которые прозвучали в феврале 2012 года, Роскосмос совместно с РКК "Энергия" готовят бизнес-план с целью восстановления рентабельности этого проекта.
"После перерыва, когда у "Морского старта" были финансовые проблемы, РКК "Энергия" по сути выкупила эту плавучую платформу для запусков из акватории океана у компании Boeing через свою аффилированную структуру. Сейчас совместно с РКК "Энергия" мы готовим бизнес-план для того, чтобы "Морской старт" стал рентабельным. Для этого нужно обеспечивать по 3-4 старта в год. На ближайшие 2 года мы уже имеем такие контракты", - сказал Поповкин.
В проекте Sea Launch используются украинские ракеты-носители "Зенит" (производства украинского КБ "Южное") и российские разгонные блоки "ДМ" (производства РКК "Энергия). Запуски происходят с плавучей платформы "Одиссей" в Тихом океане.
Предпоследний старт по программе "Морской старт" был осуществлен 25 сентября 2011 года. Тогда ракета-носитель "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL вывела на орбиту европейский спутник связи Atlantic Bird 7.


Совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" "главную роль" в проекте "Морской старт", сообщает со ссылкой на главу РКК Виталия Лопоту.

"В феврале месяце этого года партнеры морского старта встречались вместе. Совет директоров решил отдать "Энергии" главную роль в "Морском старте", - сказал Лопота.

22 июня 2009 года компания SLC объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации. Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 миллионов долларов, а долги - от 500 миллионов до одного миллиарда долларов.

В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации "Энергия", получила 95% акций консорциума "Морской старт", Boeing - 3% и Aker Solutions - 2%.
К настоящему времени по программе "Морской старт" осуществлено более 30 пусков ракет-носителей "Зенит-3SL" с подвижной стартовой платформы в Тихом океане, из которых два были аварийными, а еще один - частично успешным.

В конце сентября крупнейший частный российский авиаперевозчик S7 Group выкупил у группы Sea Launch примерно за 160 млн долларов активы плавучего космодрома «Морской старт»: корабль Sea Launch Commander, морскую стартовую платформу Odyssey и наземный комплекс в базовом американском порту Лонг-Бич. Одни поспешили назвать главу и совладельца S7 Владислава Филёва недальновидным бизнесменом (в последнее время «Морской старт» приносил только гигантские убытки), которого обвели вокруг пальца, всучив некондицию, другие тут же окрестили русским Илоном Маском. На самом деле и те и другие далеки от истины. Партнеры и друзья отзываются о Владиславе как о предпринимателе, который дотошно просчитывает все риски. Вот и на встрече с «Популярной механикой» Владислав Филев ни на минуту не выпускал из рук карандаша: рисовал схемы, подсчитывал и выдавал по памяти огромный массив цифр. А говорили мы с ним о плавучих космодромах, ракетах-носителях, будущем космонавтики — в общем, о том, о чем мечтали в детстве.

Владислав Филев имеет к космонавтике самое непосредственное отношение: после окончания Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского (сейчас Военно-космическая академия) с 1985 по 1993 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. И на вопрос о том, считает ли он хорошей идеей приобретение «Морского старта», не раздумывая, отвечает: «Для нашей страны это идея гениальная. Потому что у нас нет территорий для наземного космодрома на экваторе».

При старте с экватора космическая ракета может поднять на орбиту больше полезной нагрузки, эффективно используя скорость вращения Земли. Запуски «Морского старта» производились из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова Рождества. Первый коммерческий запуск состоялся в октябре 1999 года, последний (на сегодняшний день) — в мае 2014-го.

Опередивший время

Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.

Украина поставляла «Зенит-3SL» — морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2−6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт — а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем — «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.


Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть — сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.

РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.

Компания Boeing, решавшая все вопросы маркетинга и поиска зарубежных заказчиков, разработала и изготавливала носовой блок полезного груза с обтекателем. Западные заказчики как огня боялись утечек секретных технологий. Отсек полезного груза собирался в здании берегового комплекса в порту Лонг-Бич без доступа российских специалистов и герметично запечатывался. Только после этого он стыковался с ракетой-носителем, которая морем доставлялась в Лонг-Бич из украинского Николаева.


Мы перечисляем все это настолько подробно, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о беспрецедентной сложности международной кооперации в проекте «Морской старт», первоначальные расходы на который превысили 3,5 млрд долларов. Тем не менее компании не удалось обеспечить рентабельность проекта, и в 2009 году она обанкротилась, почти все акции выкупила РКК «Энергия» и после многочисленных попыток реанимации продала проект Владиславу Филеву.

Без альтернативы

Главная проблема нынешнего «Морского старта» не в маркетинге, а в том, что ракета-носитель производится на Украине и заменить ее невозможно: «Зенит-3SL» подходит к стартовому комплексу как ключ к замку. Однако оптимист Филев считает это удачей: если бы Россия с Украиной не поссорились, его бы к этому комплексу и близко не подпустили. Для S7 Group «Морской старт» — входной билет в космический бизнес. Вход в тему за такую небольшую сумму — это удача. «Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, — говорит Владислав, — и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone». Благотворительностью покупку космодрома он не считает, а рассматривает ее как коммерческий проект, перечисляя аргументы. Первое — это наличие готового, очень современного даже по сегодняшним меркам стартового комплекса. Второе — существование серьезного задела. Третье — отсутствие тяжелой ракеты в стране. России все равно нужно выводить грузы на орбиту, особенно гражданские — военные забрасывает сверхдорогая «Ангара». Научные и коммерческие задачи надо будет решать по‑другому.


В отношении «Зенитов» Владислав Филев придерживается осторожного оптимизма. Да, «Морской старт» заточен строго под «Зениты», и производить их могут только в Днепропетровске. Но космическая тематика всегда была в стороне от политики. Например, какими бы натянутыми ни были отношения между СССР и США, сотрудничество по космическим программам не прекращалось никогда. «Космос может оказаться той самой ниточкой, которая будет связывать Россию и Украину, — улыбается Филев, — я надеюсь, что он останется той отраслью, где кооперация еще возможна». Другой довод Филева — семейство ракетных двигателей РД-171, которые производят в Химках на НПО «Энергомаш» по сложнейшим технологиям Rocket Science. Разработанный в конце 70-х, этот двигатель и сейчас вне конкуренции, недаром же американцы ставят созданные на его основе двигатели РД-180 и РД-181 на свои ракеты-носители: США до сих пор не могут разработать аналогов. Собственно, сейчас Штаты и являются единственным заказчиком этого семейства: у России после распада СССР нет своего носителя под передовой ракетный двигатель. Американцы периодически грозят прекратить закупки. И если это произойдет, России надо будет либо закрыть завод, либо договориться с Украиной, считает Филев. Да и у Украины тоже нет альтернативы.

К копированию «Зенита» на российских предприятиях Филев относится скептически. «Зачем повторять ту же самую ракету через сорок лет? — усмехается он. — Все равно потребуется заложить новые элементы и решения, которые позволили бы новой ракете быть лучше, дешевле, эффективней. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Однако нельзя оставить комплекс и ждать, когда сделают новую ракету, по трем причинам. Первое — мы потеряем технологии. Второе — людей. Третье — когда мы наконец сделаем ракету, рынок будет занят. «Зенит» для нас ключевой элемент, который не позволит вытеснить нас с рынка».

Нам нужен ракетный Т-34

Владислав Филев не любит сравнения с Илоном Маском и не разделяет его увлеченность многоразовыми ракетами. Мы уже это проходили: и боковые ускорители «Энергии» изначально проектировались как многоразовые, и тот самый легендарный РД-171 сконструирован на двадцать включений. С точки зрения экономики все это не работает. В двигателе после возвращения многое надо менять — и сопло, и камеру сгорания. Остается только насос высокого давления. И если посчитать, то он не стоит затрат на возвращение. С другой стороны, Филев считает, что одноразовую ракету-носитель можно сделать сильно дешевле. Стоимость изготовления немцами первоклассного редуктора с точностью в 20 мк (в 30 раз тоньше человеческого волоса) мелкосерийным способом сейчас составляет 50 евро за 1 кг. Стоимость современного авиадвигателя, например CFM56, — 4000 долларов за 1 кг. А ракетный двигатель производится по цене около 1000 долларов. Владислав Филев считает, что если их производить не мелкой серией, а на потоке, то стоимость можно опустить до 500 долларов и ниже. «Для этого надо делать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. — Филев тщательно подыскивает слова. — Нам нужен ракетный Т-34. Который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями».


Гибридные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели SABRE будут использовать кислород из воздуха при полете в нижних слоях атмосферы и жидкий — из топливных баков — на высоте. Разработчики из Reaction Engines Ltd. планируют устанавливать их на космопланы Skylon, которые смогут достигать орбиты на одной ступени и в разы дешевле, чем сегодня.


Не самолет и не ракета

Но это все настоящее. Когда мы начинаем говорить о будущем, глаза Филева загораются. После Вернера фон Брауна нового пока ничего не придумано, считает он. Даже революционные МиГ-25 были сделаны в далекие шестидесятые. Сегодня самолеты стали чуть надежней и экономичней, но рывка в характеристиках не произошло. В ракетостроении все даже хуже: ракеты не стали ни экономичнее, ни надежнее, но значительно подорожали. Почти все современные разработки базируются на идеях, выдвинутых еще Вернером фон Брауном. Но есть в мире один эксперимент, который может стать революционным, уничтожить разницу между ракетой и самолетом. Почти четверть века назад три инженера в Rolls-Royce выдвинули идею принципиально нового двигателя Synergistic Air-Breathing Rocket Engine, SABRE, который работает на первом этапе как турбореактивный двигатель, используя в качестве окислителя забортный воздух. На втором этапе полета он действует как прямоточный. И на третьем — как обычный ракетный двигатель, используя внутренний бортовой окислитель. Не получив поддержку в Rolls-Royce, они основали свою компанию Reaction Engines и принялись за разработку. По мере готовности отдельных технологий супердвигателя росли и инвестиции в проект: сначала правительство Великобритании, потом British Aerospace, затем, говорят, Пентагон. Еще недавно основатели Reaction Engines говорили, что первый полет планируется на 2029 год. Сейчас называют уже 2024 год. Этот самолет будет выводить на круговую орбиту 1300 кг. Вот это и есть возможное будущее.

Зачем России нужен проект «Морской старт», и есть ли перспективы у одноразовых ракет?

Владислав Филёв, глава и совладелец компании S7

Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone. Для нашей страны «Морской старт» — это идея гениальная. Потому что у России нет территорий для наземного космодрома на экваторе. Надеюсь, космос останется той отраслью, где возможна международная кооперация. У одноразовых ракет есть будущее, если добиться значительного снижения их стоимости. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Надо изготавливать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. Нам нужен ракетный Т-34, который мы будем массово выпускать и который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями.