Про здоровый образ жизни написано множество статей и это здорово. В современном техногенном мире вы даже не надейтесь прожить долгую счастливую жизнь без болезней. Поэтому именно забота о своем здоровье и соблюдение здорового образа жизни поможет преодолеть все трудности на жизненном пути.

Не думайте, что путь к здоровому образу жизни будет прост. Чтобы добиться результата вам придется приложить максимум усилий в плане самовоспитания и самоконтроля. Помочь в этом призвана данная статья.

Самая главная составляющая нашего здоровья - это иммунитет. К сожалению, мы вспоминаем о здоровье только в период сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом. И при этом удивляемся, почему же не помогают средства профилактики этих заболеваний. Ответ прост: вести здоровый образ жизни необходимо не только в период эпидемии . Иммунную систему необходимо поддерживать ежедневно.

Что такое иммунитет - это способность организма защищаться от различных вирусов и чужеродных организмов. Если человек вял, малоактивен и малоподвижен, то и иммунитет у него очень низкий. Напротив, у людей с активной жизненной позицией, регулярно занимающихся спортом будет очень сильный и устойчивый иммунитет.

Иммунная система первая линия защиты нашего организма от бактерий, вирусов, и возбудителей заболеваний. Иммунная система защищает нас так же от собственных клеток, которые утратили свои обычные свойства. Примером могут служить раковые клетки. Для поддержания здорового иммунитета недостаточно простого приема поливитаминов или средств из рекламы. Необходим комплексный подход чтобы поддержать надлежащий образ жизни. Сюда входит здоровое питание, регулярные занятия спортом, оздоровительная физкультура и многое другое о чем вы прочтете ниже.

Ежедневная утренняя зарядка должна стать для вас такой же обязательной процедурой как и умывание по утрам. Регулярные физические упражнения способствует укреплению лимфатической системы, которой отводится основная роль в выведении токсинов из организма. Доказано, что регулярные занятия спортом по 30-60 минут в день снижают заболеваемость в 4 раза. Обязательно включите в комплекс занятий отжимания и упражнения на пресс. Отжимания улучшат работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а упражнения на пресс - благотворно влияют на желудочно-кишечный тракт и мочеполовую систему.

Употребляйте в пищу больше продуктов содержащих витамины A,C и D. Витамин А больше всего содержится в томатном соке. Кладезь витамина С - это цитрусовые. Витамин D вы найдете в лососе,молоке и яйцах Наличие в организме цинка также влияет на уровень вашей невосприимчивости к болезням. Большое его количество содержится в морепродуктах, отрубях, пивных дрожжах.

3. Закаливание как важный фактор здорового образа жизни

Помните как пелось в песне: "Если хочешь быть здоров закаляйся. Позабудь про докторов, водой холодной обливайся." Закаливание с раннего детства залог крепкого здоровья на всю жизнь. Но закаливанием можно заняться в любом возрасте в течение жизни. Вы можете найти множество методик по закалке организма, а мы вам перечислим лишь основные моменты. Во-первых, начните закаливание с растираний сухим полотенцем в течение нескольких дней. Во-вторых, когда перейдете к влажным обтираниям, начните с теплой воды (35-36°С), постепенно переходя к холодной. В-третьих, обливания лучше проводить на свежем воздухе в любое время года.

Белок своеобразный строительный материал для антител, которые являются защитным фактором иммунитета. Ешьте больше мяса, молока, рыбы, орехов, яиц и других продуктов содержащих белок так необходимых для здорового образа жизни.

Знаете ли вы, что в чае содержится вещество под названием L-таенин? Попадая в организм оно расщепляется до этиламина, влияющего на активность кровяных клеток, которые отвечают за иммунитет. 4-5 чашек качественных сортов чая в день значительно повысит ваш уровень невосприимчивости к заболевания.

Люди жизнерадостные, имеющие положительный эмоциональный настрой, меньше подвержены стрессам и болезням. Это научно подтвержденный факт! Здоровый образ жизни с тоской и унынием не совместимы!

Доказано, что занятия медитацией улучшают эмоциональное и физическое здоровье. Если в вашем городе есть курсы по йоге, то обязательно запишитесь на них. Тренинги по медитации успокоят нервную систему, улучшат работу иммунной системы, восстановят сон, повысят устойчивость к стрессам на протяжении всей жизни.

Нервозность и постоянный стресс постоянные спутники нашей жизни, они повышают уровень негативных гормонов. Вы избежите этого, если научитесь контролировать себя.

Депрессия и апатия - спутники постоянных болячек. Вызывая нарушения в гормональном фоне, они способствую более легкому проникновению инфекций в организм.

Здоровый образ жизни не совместим с алкоголем! Считается, что алкоголь тормозит работу лейкоцитов, которые борются с инфекцией в организме.
Употребление алкоголя в чрезмерных количествах повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, негативно воздействует на все органы и системы органов человека, снижает общий уровень здоровья.

Хороший сон благотворно влияет на ИС. Это связано с тем, что во время сна повышается уровень мелатонина, улучшающего функционирование ИС. Для здоровья взрослого человека для комфортной жизни достаточно 7-8 часов для сна в сутки.

Мы постоянно контактируем с массой разнообразных вирусов и микробов. Соблюдение элементарных правил личной гигиены снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

Посещение бани или сауны положительно влияет на здоровье и иммунитет.

Такие растения как эхинацея, женьшень и лимонник полезны для здоровья. Принимать отвары этих растений можно не только в целях профилактики, но и при ряде заболеваний в качестве средства укрепляющего иммунитет на протяжении всей жизни. Стоит вспомнить и о пробиотиках - растениях увеличивающих количество полезных бактерий в организме. К ним относятся репчатый лук и лук-порей, чеснок, артишоки и бананы.

Таким образом, чтобы быть здоровыми необходимо поддерживать здоровый образ жизни. Последуйте приведенным выше советам и ваше здоровье изменится в лучшую сторону. Ведь в наше время стола так мало здоровых людей. Мирская суета, работа и техногенные факторы становятся на пути здорового образа жизни.

В заключение обязательно посмотрите мотивационный видео-ролик про здоровый образ жизни!

Удачи вам, успехов и здоровья!

Здоровый образ жизни – это такое поведение людей, которое положительно сказывается на их здоровье. Это наиболее характерная деятельность человека в конкретных социальных, политических и экономических условиях, которые направлены укрепление и сохранение здоровья человека.

Способам и формам формирования здорового образа жизни является деятельность людей, которая связана состоянием личного и общественного здоровья. Между состоянием здоровья населения и характером образа их жизни имеется прямая зависимость.

В Конституции Российской Федерации записано право на охрану здоровья населения – оно реализуется государственными учреждениями.

В первую очередь такими учреждениями являются такие министерства как: здравоохранения, социального развития, образования.

Гигиеническое воспитание населения должно быть направлено на гигиену вредных, неблагоприятных факторов образа жизни. Иными словами здоровый образ жизни становиться основой, то есть средством первичной профилактики, а следующие базы - охрана и укрепление здоровья. Здоровье также формируется под влиянием экологической среды: чистый воздух, питание, тепло, мебель, свет.

Приоритет образа жизни генетической и социальной ситуации проявляется не только по общим показателям здоровья, но и в течение хронических заболеваний. Заболевания, которые называются болезнями цивилизации, имеют определенные причины – их возникновение обусловлено социальными, генетическими и психологическими факторами. Они объединены понятием «образ жизни», который является не здоровым и сопровождается дефектами его поведенческих проявлений, например переедание, табакокурение, гиподинамия и другие.

Под образом жизни понимают вполне определенный исторически обусловленный вид жизнедеятельности человека. И в настоящее время поведению придают все большее значение психологи, психиатры, социологи, юристы, философы. Утро – это начало дня, поэтому здоровый образ жизни необходимо начинать именно с него, следует это делать правильно и уверенно.

Как только утром вы проснетесь, не нужно вскакивать резко с кровати. Немного полежите, затем посидите, но самое главное делать это с хорошим настроением и позитивными мыслями. Посмотрите в окно, полюбуйтесь погодой, какой бы она не была, и улыбнитесь новому дню. Правильно будет находить во всех вещах окружающих вас только положительные моменты, это поможет вам по жизни. Далее выпейте стакан кипяченой воды, будет отлично, если это войдет у вас в привычку, так как это отразиться на хорошей работе вашего желудка на протяжении всего дня.

Утренняя зарядка должна быть не только для вашего физического развития, но и для психологического и эмоционального состояния на весь день, чтобы вы смогли справиться со всеми трудностями, которые возникнуть у вас на пути. Достичь этого можно с помощью следующего комплекса упражнений. Важно делать все это с большим желанием, и понимайте это для вашей красоты и для вашего здоровья.

1. Подтягивание. Пусть проснуться все мышцы вашего тела.

2. Полные, глубокие, ровные вдохи и выдохи.

3. Вращение туловища.

4. Вращение кистей, ступней ног.

5. Поднимите ноги к верху, выполняйте упражнение ножницы.

6. Самомассаж живота, головы, глаз, щек, шеи, ступней ног.

7. Вращение головой, руками, поясницей.

8. Приседания на ногах.

9. Водные процедуры, принятие душа.

Все это нужно делать, учитывая свои физические возможности и наличие времени. И бодрость на целый день вам гарантирована. С вечера запланируйте, сколько времени утром вам будет необходимо для проведения данных мероприятий.

Питание – это первая ведущая биологическая потребность человека, которое формирует здоровье и требует своего удовлетворения. Вместе со здоровым образом жизни оно существенно влияет на здоровье и красоту человека. Питание должно быть рациональным, сбалансированным и индивидуальным для каждого человека, поэтому заботиться о питании должен каждый самостоятельно. Чтобы питание было рациональным необходимо соблюдать следующе принципы:

1. Сбалансированность, энерго-поступление, энерго-затраты

Людям, чьи профессии не требуют особых физических усилий для восполнения энерго-затрат ежедневно в среднем достаточно от 2500 до 3000 ккал мужчинам и 2200-2500 - женщинам. При повышении интенсивности физических нагрузок энерго-затраты увеличиваются и соответственно должна быть увеличена калорийность питания. В пожилом возрасте сбалансированность питание – снижение килокалорий, так как энерго-затраты уменьшаются.

2. Восполнение потребностей организма в необходимых пищевых продуктах, то есть качественный состав суточного рациона. Суточная потребность организма в белках в среднем около 100 грамм, в жирах в среднем около 100гр, в углеводах – 300-400 грамм.

3. Употребление экологически чистых продуктов еще один немаловажный принцип вашего крепкого здоровья. А значит, употребляя продукты, выращенные благодаря природе, дают намного больше пользы и витаминов. В сезон фруктов нельзя не воспользоваться дарами природы. Ведь они не просто приятные на вкус, но они и очень полезные для всего организма, дают больше сил и энергии, омолаживают и благодаря своим полезным свойствам берегут от различных заболеваний и простуд.

4. Правильное распределение суточной калорийности:

На завтрак в среднем – 40% общего количества пищи.

На обед – 45%.

На ужин – 15%.

Вопрос адекватного и полноценного питания связаны с излишней полнотой, которой страдают около 30% населения. Тем не менее, врачи наблюдают, что больше больных, у которых наблюдается малокровие – результат несбалансированного питания – лишение белков, жиров, углеводов. Наиболее заметно это отражается на повторно беременных женщинах, на многодетных матерях, на людях преклонного возраста. Путем изменения состава пищи, режима питания можно влиять на функциональное состояние отдельных органов и систем – это называется диетотерапией. Лечебное питание дает хорошие результаты даже тогда, когда другие методы лечения не эффективны.

Богатство любого сообщества определяется именно уровнем здоровья населения. Поэтому здоровье населения является основным показателем социального благополучия страны.

Формирование у учащихся представлений о ЗОЖ реализуется через программу «Здоровье». Тематическое планирование образовательного блока программы «Здоровье» по четырем основным направлениям деятельности в школе-интернате:
- медико-гигиеническое;
- учебное направление;
-внеурочная деятельность;
-психологическое.
Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни службой воспитателей достигается через:
- здоровьесберегающий уклад жизни воспитанников в школе-интернате,
- планомерную реализацию всех физкультурно-массовых и реабилитационно-оздоровительных мероприятий программы,
- просветительскую работу с воспитанниками (введение Уроков здоро-
вья) и семьями воспитанников, организацию физкультурно-масовых детско-взрослых мероприятий.

Для выполнения поставленных задач, существует единый план тематических часов (Уроки здоровья) по программе «Здоровье», для возрастных групп учащихся по классам:
- Самопознание
- Я и другие
- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
-Питание и здоровье
- Основы личной безопасности и профилактики травматизма
- Культура потребления медицинских услуг

1 класс
Режим дня
Чистота помещений
Опасность заражения
Уход за волосами
Хорошие зубы залог здоровья
Простудные заболевания
2а класс
Режим дня
Витамины в нашей жизни
Полезные продукты
Польза утренней зарядки
Спорт в жизни каждого
Как сохранить хорошее зрение
2б класс
Ускоренная помощь.
Знаем правила движения, как таблицу умножения
Это полезно знать
Для всех без исключения есть правила движения.
Почему мы болеем
Животные вокруг нас
3 класс
Здоровый образ жизни
Здоровое питание
Сибирские овощи
Мёд-копилка витаминов
Питание зимой. Фрукты, овощи
Как сохранить зрение
Моя осанка
Зачем умываться перед едой
4 класс
Формула жизни
Всё в твоих руках
Умеем ли мы правильно питаться?
Что влияет на здоровье?
Как защититься от простуды и гриппа
Первая помощь при попадании инородных тел в организм
Я здоровье берегу - сам себе я помогу
5 класс
Здоровью надо учиться
Режим дня
Охрана зрения
О пользе ФОЗ, бассейна

Вредные привычки и ЗОЖ
6 класс
Правила личной гигиены
Проблемы сколиоза
Режим дня
Заповеди здорового питания
Как избежать травматизма
Профилактика гриппа
7а класс
Личная гигиена
Беседа о вреде курения подростков
Чистота рук
Полезное питание
Ортопедический режим
Сохраним зрение
Здоровое питание
7б класс
Как вести себя в экстремальных ситуациях.
Рациональное питание.
Отравление пищевое.
Хочешь быть здоровым - будь им.
Мед и его целебные свойства.
8аКультура начинается со здоровья
Если хочешь быть здоров
Правила личной гигиены
Зачем человеку кожа
Культура костюма и гигиена
Предупреждение инфекционных заболеваний
Система здорового питания» О Шоколаде и не только...
8б класс
«Культура начинается со здоровья»
«Внешность визитная карточка человека»
Правила личной гигиены
«Зачем человеку кожа»
«Культура костюма и гигиена»
Осторожно инфекция!
Зачем человеку прививки
(врач педиатр)
Правила поведения во время приёма пищи
Питание необходимое условие для жизни человека
Полезный завтрак
Что такое эмульгаторы? И чем они опасны для здоровья.
Секреты питания
Инородные тела их опасность для человека (педиатр)
9а класс
Утомление, переутомление, адаптация
Депрессия и социальная адаптация
Профилактика химической зависимости

Специфические риски
Прививки и их значение
Предупреждение депрессивных состояний
Здоровая Россия - лекция
Интимность и духовность
Травматизм как следствие риска
Специфические риски
9б класс
Гигиена самосбережения. Культ разумности
Гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний
Профилактика травматизма
Профилактика вредных привычек
Питание и здоровье
10АБ класс
Гигиена питания
Подросток, никотин и алкоголь
Диеты- насколько они нужны?
Польза натуральных соков (беседа)
Каша- лучший завтрак
10В класс
Твой режим дня
От здоровья семьи к здоровью страны
Полезные и вредные продукты
Алкогольная и никотиновая зависимость, последствия.
Как не навредить здоровью
11АБ класс
Твой режим дня
Основы личной безопасности как избежать травматизма
Питание и здоровье
В здоровом теле - здоровый дух
11В класс
Твой режим дня
Мои привычки
Диета, плюсы и минусы
Переутомление, как распределить свое время

Вовлеченность воспитанников в физкультурно-оздоровительную работу - 100%. Во второй половине дня работают спортивно-оздоровительные секции, тренажерный зал. У детей с прогрессирующими формами сколиоза - дополнительное физкультурно-оздоровительное занятие (2 в неделю) по индивидуальному расписанию. Работает самостоятельная структурная единица - спортивно-оздоровительный клуб «Грация».
Отмечается 100% положительная динамика по реабилитации основного заболевания (сколиоз) у детей с 1 по3 класс: улучшение и стабилизация. Всего по школе с улучшением 9,2% детей, процент стабилизации - 82,9% (что в сумме составляет 92,1% контингента воспитанников).

В школе издается специальный санбюллетень, целью которого является информирование детей и родителей о правилах гигиены, о проблемах травматизма, о... и еще об очень многих сторонах нашего бытия.

Читайте, задавайте вопросы, обсуждайте с детьми и

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

на тему: «Санитарно-просветительная работа среди пациентов в ЛПУ»

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Москва, 2014

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

Список литературы

1. Определение с анитарно- просветительных работ

Санитарное просвещение - это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры - убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе -- опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», -- писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* собеседование;

* групповые дискуссии;

* тематические вечера;

* вечера вопросов и ответов;

* беседы за круглым столом;

* устные журналы;

* школы здоровья;

* публикации в прессе;

* конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

* стенгазеты;

* санбюллетени;

* выставки и уголки здоровья;

* книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень -- это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей--текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13--15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них -- основной -- должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1--2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

* выбор места -- достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья -- различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

6. Диспуты и конференции

Диспут -- метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение -- один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость -- одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Сп исок использованной литературы

1. Сайт медицинского профиля: www.medstudent.ru

2. Wikipedia - Санитарно-просветительные работы

3. Справочник санитара - Клишин Е.С. стр. (384-387)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение санитарно–просветительской работы среди населения. Система специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей. Обязанности медицинских сестер диспансеров.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Определение необходимости проведения санитарно-просветительной работы среди населения на данном этапе развития современного общества. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Изучение требований к санитарному бюллетеню.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Организация санитарно-эпидемиологической службы и систематическое проведение противоэпидемических мероприятий. Принципы и методы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Основные учреждения данной службы, ее задачи и функции.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    История развития организаций санитарного просвещения. Контингент лиц, подлежащих обязательному обследованию. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Проведение медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Формирование здорового образа жизни. Четыре зоны физкультуры. Фитнес как регулятор здоровья. Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Начальные навыки управления жизненной энергией и ее перемещение внутренним зрением. Курение - путь к короткой жизни.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2009

    Основные задачи первичной медико-санитарной помощи населению. Целевые показатели работы организаций здравоохранения. Санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактика заболеваний. Обеспечение комплекса доступных медицинских услуг.

    презентация , добавлен 15.04.2014

    Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

    презентация , добавлен 27.01.2011

    Защита местного населения от заражения путем вакцинации. Применения средств индивидуальной защиты органов дыхания. Дезинфекционные работы. Карантин и обсервация при бактериологической атаке. Задачи санитарно-эпидемиологического отряда в военное время.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О проведении смотра-конкурса санбюллетеней на тему: "Здоровый образ жизни - подари себе здоровье"

В целях улучшения санитарно-просветительной и профилактической работы среди населения Удмуртской Республики и на основании плана работы МЗ УР, утверждаю:
1. Положение о республиканском смотре-конкурсе санбюллетеней среди ЛПУ Удмуртской Республики (приложение № 1).
2. Основные правила выпуска санбюллетеней (приложение № 2).
3. Состав республиканской комиссии по организации смотра-конкурса санбюллетеней и подведению итогов (приложение № 3).
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам управлений здравоохранения, зав. горздравотделами, главным врачам и главным медсестрам ЛПУ Удмуртской Республики:
1.1. Провести первый этап смотра-конкурса санбюллетеней на тему: "Здоровый образ жизни - подари себе здоровье" в ЛПУ Удмуртской Республики с 01.03. по 30.04.2000 года.
1.2. Лучшие санбюллетени представить на смотр-конкурс санбюллетеней до 15 мая 2000 года в Республиканский врачебно-физкультурный диспансер в количестве:
- республиканские учреждения - 1-2 шт.
- г.Ижевск, Воткинск, Глазов, Сарапул - 4 шт.
- ЦРБ - 2 шт., в том числе ФАПы - 1 шт.
2. Главному врачу Республиканского врачебно-физкультурного диспансера Щуклиной М.Г.:
2.1. Обеспечить проведение итогового республиканского смотра-конкурса санбюллетеней в мае 2000 года.
3. Начальнику Управления планирования, бухгалтерского учета, отчетности и контроля, строительства и эксплуатации Министерства здравоохранения Удмуртской Республики Пигузовой Н.Н.:
3.1. Предусмотреть финансирование из средств республиканского бюджета здравоохранения занявшим призовые места на приобретение медицинского оборудования.
- за 1-ое место в сумме - 10000 рублей.
- за 2-ое место в сумме - 7000 рублей.
- за 3-е место в сумме - 5000 рублей.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на зам.министра - В.А.Гаврилова.

Министр
С.Г.Шадрин

Приложение № 1. Положение о республиканском смотре-конкурсе санбюллетеней, посвященном всемирному дню здоровья, 55-ой годовщине ВОВ и всемирному дню медицинской сестры, на тему: "Здоровый образ жизни - подари себе здоровье"

I. Общие положения

1.1. Санбюллетени оформляются согласно основным правилам выпуска санитарных бюллетеней.
1.2. В республиканском смотре-конкурсе могут участвовать врачи и средний медицинский персонал, коллективы отделений, участковых больниц, ФАПы и т.д.

II. Задачи и цели

Смотр-конкурс санбюллетеней проводится в целях улучшения профилактической работы в учреждениях здравоохранения, улучшения состояния здоровья населения, повышения просветительной культуры и гигиенического воспитания пациентов.

III. Требования к санитарным бюллетеням

3.1. Иметь профилактическую направленность.
3.2. Текст излагать четко и конкретно.
3.3. Размеры санбюллетеней соответствуют размеру ватмановского листа, т.е. 90х60 см.
3.4. Быть информативным, доступным в изложении.

IV. Порядок проведения смотра-конкурса

4.1. Подготовку и проведение смотра-конкурса санбюллетеней осуществляет республиканская комиссия.
4.2. Республиканский смотр-конкурс проводится в 2 этапа:
1-ый этап: смотр-конкурс санбюллетеней в ЛПУ.
2-ой этап: республиканский смотр-конкурс.
4.3. Итоги республиканского смотра-конкурса санбюллетеней подводятся в торжественной обстановке в РВФД с приглашением представителей ЛПУ УР.

V. Подведение итогов смотра-конкурса

5.1 Оценку и подведение итогов осуществляет республиканская смотровая комиссия, в которую входят представители МЗ УР, гл.врачи и гл.м/с ЛПУ, реском, республиканский Совет сестер, члены ассоциации и высококвалифицированные специалисты.
5.2. Победители республиканского смотра-конкурса санбюллетеней награждаются почетными грамотами Правительства и Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, ценными подарками. Организаторами республиканского смотра-конкурса могут устанавливаться дополнительные призы: "За волю к победе", "Приз зрительских симпатий" и т.д.

Зам.министра
В.А.Гаврилов

Приложение № 2. Основные правила выпуска санитарных бюллетеней

Среди разнообразных средств санитарного просвещения широкое распространение получили санитарно-просветительные бюллетени. Средние медработники часто не знают, как оформить санбюллетень и какие темы для него выбрать.
Цель данного письма - помочь медицинским работникам правильно оформить санитарные бюллетени, чтобы они широко знакомили население с вопросами охраны здоровья, здорового образа жизни. Начиная подготовку к выпуску бюллетеня, прежде всего, надо ясно себе представить, кто будет его читать, а также, где он будет вывешен. От этого во многом зависит не только его тема, но и оформление. Санитарный бюллетень обычно посвящается какой-либо одной теме, которую стараются раскрыть по возможности полнее. Рекомендуется выбирать темы, которые интересуют читателя, а также отвечают задачам пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
В ЛПУ, библиотеке и других учреждениях нужны бюллетени не о заболеваниях, их лечении, а о профилактике и о здоровом образе жизни во всем его многообразии. Лишь в случаях эпидемических вспышек какого-либо инфекционного заболевания здесь можно вывесить бюллетени о предупреждении распространения инфекции.
Значит, прежде чем приступить к выпуску бюллетеня, необходимо подумать, где и как будет вывешен санбюллетень. Определив тему бюллетеня, решив, кому он адресован, как и где будет расположен, можно приступить к подготовке материалов. Прежде всего - это статья. Обычно их пишут врачи, средние медработники.
Можно использовать для оформления рисунки, вырезанные из старых плакатов, журналов и т.д.
Когда вся подготовительная работа выполнена, можно приступить к непосредственному выполнению оформления бюллетеня. Прежде всего, оставляют наверху место для названия. Чтобы бюллетень привлекал внимание название его должно быть метким и ярко выделяться. Вместо скучного названия - "Профилактика глазного травматизма" можно дать название "Твои глаза" или "Береги глаз, как алмаз" и т.д.
Название пишут крупно, плакатным пером. "Санитарный бюллетень" не пишется. Порядковый номер не ставится. В правом углу бюллетеня пишется фамилия, имя, отчество ответственных за выпуск и дата. Размеры бюллетеня должны соответствовать размеру ватмановского листа 90х60 см. Текст делится обычно на 4-6 столбцов шириной 12-14 см. Каждая статья должна иметь свой цветной подзаголовок.
Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Вопросы клиники подробно не излагаются, вопросы лечения должны быть исключены, т.к. это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью.
Если текст один, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии. Изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью, открытого письма.
Текст легче печатать. Если это невозможно, можно писать и от руки, но обязательно четким, хорошим почерком и достаточно крупно, чтобы можно было прочесть статьи, расположенные вверху, черной тушью, а заголовки цветными фломастерами или карандашами. Иллюстрации можно делать к каждой статье или к бюллетеню в целом.
Санитарный бюллетень - это единство текста и рисунка; они должны дополнять друг друга, пояснять. Иллюстрации просто для украшения в санбюллетене не нужны.
Санбюллетень должен "дышать", т.е. в нем должно быть свободное пространство. Никакие кресты и змеи не рисуются, т.е. эмблема не ставится.
Вывесить санбюллетень - это значит расположить его на ранее выбранном стенде. Но ни в коем случае нельзя наклеивать бюллетень просто на стену. Вопрос, через какое время бюллетень надо заменить новым, определяется в каждом конкретном заведении. Там, где бюллетень читает так называемый постоянный контингент (например, школьники, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике).
Выпуск санитарных бюллетеней, их обсуждение, смотры-конкурсы позволяют более целенаправленно распространять медицинские и гигиенические знания, повышать санитарную культуру населения.

Зам.министра
В.А.Гаврилов

Приложение № 3. Состав Республиканской комиссии по организации итогового смотра-конкурса санбюллетеней на тему: "Здоровый образ жизни - подари себе здоровье"

1. Гаврилов В.А. - зам.министра, председатель;
2. Щуклина М.Г. - гл.врач РВФД, зам.председателя;

1. Бокова И.М. - директор УПК;
2. Ахмедчина З.И. - начальник отдела кадров МЗ УР;
3. Семенова Т.П. - председатель Республиканского Совета сестер;
4. Гасников В.К. - директор РМЦИС;
5. Быстрых А.А. - гл.врач РГВВ;
6. Смирнова Г.И. - зав.отд. мед.профилактики РВФД;
7. Митина И.Л. - зам.председателя Рескома профсоюзных работников здравоохранения;
8. Михайлова Н.В. - главная мед.сестра Завьяловской ЦРБ;
9. Чукавина В.Ф. - главная мед.сестра г.Ижевска;
10. Агеев А.В. - гл.врач ЦМП г.Ижевска;

Зам.министра
В.А.Гаврилов