Доклад ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Валерьевича Чапнина затрагивает вопросы церковного общения, в аспекте стремительно развивающихся средств электронной коммуникации.

Сергей Чапнин

И в прошлом, и в настоящем разговор с человеком неразрывно связан с центральной задачей Церкви. Без обращения к человеку и само бытие Церкви невозможно. Созидание тела Христова как собрания верных, предполагает обращение к человеку, устроение его встречи с Богом в соединении с другими верными. Апостольское свидетельство Иоанна Богослова начинается так:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». (1 Ин. 1, 1-4).

постол возвещает о Слове жизни для того, чтобы верные имели общение (общность) с теми, кто был рядом со Христом, ибо это в свою очередь залог общения со Отцом и Сыном. Здесь же важно отметить, что именно в этом общении раскрывается полнота человеческой радости.

Но что есть общение? Два подхода определяют это понятие.

Первый – опыт наших человеческих отношений с «другим», и о нем будет сказано ниже. Второй – наша вера в Троичного Бога, Который Сам есть общение. И в этой перспективе Церковь по преимуществу понимает общение. «Церковь как общение отражает существо Бога как общения». Говоря о богословии общения, митрополит Иоанн Зизиулас и прот. Иоанн Бер говорят прежде всего об экклезиологии общения.

«Экклезиология общения легко сочетается с “евхаристической” экклезиологией, которую поддерживали многие православные в XX веке. Именно в таинстве Евхаристии, в событии общения par excellence, Церковь реализует свою истинную сущность, проявляя уже здесь и сейчас еще грядущее Царство».

Общение и познание

В ХХ веке в православном богословии – и еще более ярко в проповеди и катехизации, – получила развитие тема богообщения, в свою очередь прочно связанная с опытом богопознания. Почему богообщение как понятие раскрывается именно в ХХ веке? Что изменилось в историческом бытии Церкви?

Познать в Священном Писании – это значит вступить в личное общение, получить конкретный экзистенциальный опыт, выйти за пределы отвлеченного знания. Евангельский метод познания выражен в Нагорной проповеди: Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят (Мф. 5, 8).

Однако в эпоху Просвещения познание было редуцировано до совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Призыв познать Бога оказался «зажат» в научной парадигме, для современного человека он утратил силу жизненной связи, конкретных личных отношений. Богопознание превращается в сумму теоретических знаний, уходит из сферы богословия в религиозную философию. Как восстановить традиционное библейское понимание? Православное богословие пошло по пути более ясного обозначения задачи и прямо засвидетельствовало необходимость устроения личных отношений с Богом, поставив ее как одну из центральных задач христианской жизни.

С этой точки зрения можно говорить о тождественности богопознания и богообщения в современном контексте.
Первый шаг на пути общения – встреча. Соответственно, на пути богообщения это встреча человека с Богом. И не случайно тема встречи актуализируется в проповеди митрополита Сурожского Антония и других известных проповедников и миссионеров ХХ века.

Опыт встречи в любви позволяет получить истинное знание: кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8, 3). Не встретившись, невозможно полюбить. Не полюбив, невозможно принять дар истинного знания.

Непосредственным продолжением известных слов апостола Иоанна Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5) является важная интуиция об общении: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 6-7). Ходить в свете, поступать по истине, очиститься от греха можно только имея общение со Христом.

Но наше исходное состояние очевидно. «Мы узники, свергнутые с неба, изгнанные из рая – непосредственного общения с Богом», – говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров).

Разговор с человеком

В богообщении человек находит новое основание для всякой встречи и общения людей друг с другом и с творением. Человеческий опыт общения, наше общение с «другим», с ближним обретает новое качество, новое измерение. Совместное исповедание веры предполагает множество различных церковных форм общения, разговора с человеком о едином на потребу. Оглашение, катехизация, исповедь, проповедь, духовная беседа, церковные собрания – приходские, епархиальные и общецерковные, традиционные средства массовой информации, заявляющие себя как «православные» или «церковные». При всем различии этих форм общения, невозможно утверждать, что проблемы как содержания, так и формы общения нашли свое убедительное решение. Скорее наоборот, нерешенных проблем слишком много, и они оказывают существенное влияние на устроение церковной жизни.

Зримым выражением проблем оглашения и катехизации стало широкое распространение в последние два десятилетия нового для Церкви понятия воцерковленный (об этом подробнее я скажу ниже). Выражением проблем, связанных с исповедью и духовной беседой, стало распространение такого явления как младостарчество. Проблемой церковных собраний стало отсутствие диалога, конструктивной дискуссии, и как следствие возникла готовность принять любое заранее подготовленное и одобренное начальством решение. Проблемой средств массовой информации стала подмена мнения Церкви мнением группы лиц, по сути дела манипуляция общественным мнением, идеологизация церковной жизни.

Воцерковление

Церковный язык очень чутко реагирует на сложившиеся в церковной практике реалии. В частности, весьма существенной является новая самоиндентификация членов Церкви, которая возникла в последние годы. Я имею в виду термин «воцерковленный», который сегодня достаточно широко используется для определения «качества веры».

Действительно, прежние определения «не работают». Крещенных много (крестят сегодня всех подряд и нередко без всякого оглашения), но большинство из них не молятся, не веруют во Христа как Спасителя. Христианин в ХХ веке стало сомнительной идентификацией, за которой могут скрываться не только члены Православной Церкви, но и представители других деноминаций и даже сектанты. Православный – в контексте распространенной концепции «русский, значит, православный», также мало говорит о «качестве веры» (среди сторонников такого подхода есть и «православные атеисты», и «православные коммунисты»).

Однако и воцерковленный – сложное понятие и с точки зрения современных церковных практик не такое однозначное, как может показаться на первый взгляд.

Опыт христианской жизни не исчерпывается «воцерковлением» в узком смысле этого слова, то есть ознакомлением с нравственными установками, церковными правилами и строем богослужебной жизни. Опыт «церковной жизни» без богообщения и богопознания ограничивает человека, не ведет его к свободе во Христе и в конечном итоге лишает возможности увидеть и осознать цель христианской жизни.

Дальнейшее исследование содержания понятия «воцерковленный» представляется важной как с научно-богословской, так и с миссионерской точки зрения.

Общение и технологии коммуникации

На этом фоне комплекс проблем, связанных с развитием электронной коммуникации, представляется глубоко второстепенным. Я не исключаю, что сегодня это действительно так. Но уже завтра ситуация может стремительно изменится. Может ли электронная коммуникация добавить что-то новое к уже привычным нам формам церковного общения? Какие проблемы возникают при осмыслении опыта электронной коммуникации в Церкви?

В последние десятилетия мир сделал все возможное, чтобы дать людям огромный арсенал средств коммуникации и возможность легко и комфортно общаться друг с другом: электронная почта и мобильная связь, блоги и социальные сети, службы мгновенных сообщений, различные фото- и видеохостинги. Сегодня наши технические возможности многократно превосходят самые смелые ожидания прежних лет.

Однако всё, перечисленное выше, лишь технические средства. Насколько они доступны и удобны? В современной России лишь около 30% населения имеет возможность регулярно выходить в интернет. Из них, как показывают социологические исследования, не более трети потенциальной аудитории активно использует средства интернет-общения, еще треть участвует пассивно – читает, но в разговоре не участвует, еще одна треть считает такое общение для себя по разным причинам неудобным.

Таким образом, следует признать, что интернет-аудитория имеет достаточно специфический состав. Не все, имеющие доступ в интернет, стремятся к общению в сети.

Тем не менее можно утверждать, что за последние 3-4 года в русскоязычном сегменте Сети сложилось церковное сообщество, которое последовательно обсуждает актуальные вопросы церковной жизни и делает свои выводы о ее развитии. Признает ли Церковь такое сообщество субъектом действия? Будут ли результаты интернет-дискуссий учитываться при разработке церковных документов? Исключить такую возможность нельзя, хотя вряд ли подобное «виртуальное братство» сможет действовать последовательно и слаженно.

Что же можно сказать о качестве такого общения? В электронной коммуникации, где причудливо переплетается личное и публичное, еще более остро, чем прежде встают проблемы анонимности, псевдонимности, достоверности информации и различных манипуляций. Не случайно квазиправославные группы (противники ИНН и т.п.) успешно используют интернет для распространения своих идей и взглядов, формируя группы поддержки в регионах, куда физически добраться или доставить литературу крайне проблематично.

Широкое распространение получили безответственные высказывания, агрессивное поведение, оскорбления и даже клевета. К сожалению, опыт показывает, что это в полной мере относится к общению православных как между собой, так и с людьми не относящими себя к Православной Церкви.

Насколько мне известно, это утверждение верно не только в отношении интернет-сообществ, ведущих дискуссии на русском языке, но также и на английском.

Осваивая интернет, человек стремился к «безопасному» общению, но оказался еще более уязвимым и беззащитным, не говоря уже о вольном или невольном распространении персональных данных и конфиденциальной информации.

При всем богатстве возможностей, жажду общения электронная коммуникация не утоляет. Человек остается по-прежнему одинок. И дело не только в том, что, как заметил Бодрийяр «информации становится все больше, а смысла все меньше».

«Общение есть духовный феномен, выходящий за пределы органической природы, – отметил Николай Бердяев.- Общение, соединение предполагает максимальную духовную общность… Выход из одиночества есть выход в дух».

Личное общение обретает новое измерение только в сопряжении с опытом молитвы и принятием дара общения, исходящего от Триединого Бога.

Сноски:

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь как общение. SVTQ 38.1 (1994): 3-16. С. 8.
Бер Иоанн, прот. Тринитарная сущность Церкви. Цит. по: http://www.golubinski.ru/ecclesia/trinitar.htm Ссылка проверена 30.10.2010
См. митр. Антоний Сурожский. О встрече; Аверинцев Сергей. Мы призваны в общение (http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/averincev_mi_prizvani_v_obhenie-all.shtml); Виктор (Мамонтов), архим. Таинство общения (http://www.damian.ru/new_statii/tainstvo_obshenia.html) и др.
Софроний (Сахаров), архим. Мысли о монашестве. // В кн.: Таинство христианской жизни. – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троице Сергиева Лавра, 2009. – 272 с. – С. 23.
Бердяев Н.А. Я и мир объектов. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/40078

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называется монологисгической. Речь считают диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами приятия и обработки полученной информации. Дналогом (от греч. разговор, беседа) называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризуюяся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляют монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий и числе участников речевого общения, большем двух. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически он восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Информативная полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами ситуациононной обусловленностью. Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи (неполный стиль произношения, своеобразный синтаксис, ситуативные лексические новообразования).

К основным языковым особенностям диалога относятся:

Наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

Синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

Обилие вопросительных и побудительных предложений, стимулирующих реплик.

Выделяют следующие типы диалога: информативный, прескриптивный диалог; диалог - обмен мнениями с целью принятия решения/выяснения истины; диалог, имеющий целью устранение/регулирование межличностных отношений; праздноречивый диалог, внутри которого выделяются в качестве подтипов: эмоциональный, артистический и интеллектуальный диалоги.

Информативный диалог обычно состоит из вопростно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации. Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение. Диалог - обмен мнениями - это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на: диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого являются искренние признания, второго - взаимное выяснение отношений.

Систематизация и связи

Философия культуры

коммуникация - это низшая форма отношений , касающаяся общих дел не имеющих социального аспекта, как и информации в этих отношениях, поэтому комуняки и выбрали коммуникацию за основу изоляции индивида . Отношения - а-социальный тип взаимодействия , где реализуется объект сопротивления , как садо-мазо отношения, основополагающие в реализации напряжения бесполого Тела, и бытовые как повод для них. Сексуальные отношения относятся к особой группе отношений , где садо-мазо может и преодолеваться. Общение - это деградация отношений , которые ни к чему не ведут, общения цель - реализация объекта сопротивления , где потребность в партнёре , и где социальное взаимодействие производится как игровое . Общение это и уход от отношений при боязни вернуться к ним, и общение - это возврат к бесполому Тела. Диалог - это высшая форма социальных отношений переходящих во взаимодействие на ментальном уровне. Источником взаимодействия является половое Тела, а сами отношения не переходят в эту форму социальных отношений за исключением половых отношений , и которые реализуются в едином Тела индивида . Половая любовь вызывает взаимодействие [ диалог ], а остальное работает на бесполое Тела и объект сопротивления . " понятие «взаимодействие» является более широким, поскольку не сводится только к информационному обмену, а способствует взаимному изменению субъектов взаимодействия" - субъекта взаимодействия не существует, субъект может только относиться к субъекту и пребывать в отношениях как действующий , а взаимодействие происходить только в сексуальных отношениях , и как результирующая этих отношений . Информационный обмен в отношениях не существует, так как отношения не предполагают информацию , а сексуальные отношения к информационному обмену имеют отношение, так как ведут и к взаимодействию . Либералы и комуняки под информацией понимают идеологию , работающую на шизоидное Тела индивида , и которое только уравновешивает индивида в бесполом Тела, а информация относится к единому Тела. [ отношения не предполагают информацию ] - а почему так? информация возникает в результате действия , а не прикладывания уха к источнику идеологии , и что сейчас не учитывается в реалиях жизни . " М. Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект" - отношения и предполагают только объект действия , а взаимодействие бывает только в половой любви и диалоге , и отношение не представляется , как у Бубера . Сексуальные отношения имеют объект действия , а половая любовь , и по выходе из секса , уже не имеет его. "В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»)" - здесь желание выдаётся за потребность , желание " другого " не потребность , а способ реализации объекта сопротивления , где отношения с этой стороны имеют определённую ценность , а потребность совсем другое. "Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог»" - связи диалога с использованием нет, в диалоге " другого " вообще нет, Бубер видимо выстраивал шизоидную конструкцию диалога , как Бахтин и идеологически ангажированные, а монолог можно рассматривать как предложение не имеющее отклика на него, например речь также монолог, и поэтому сталкивать монолог с диалогом это идиотизм, каждая форма имеет сугубо своё назначение и цель . Общение и есть форма монолога , и где каждый о своём, но имея ввиду " другого ", а диалог в каждом говорящем имеется уже, но без подключения " другого ", в " другом " и нет нужды в таком случае, где монолог . Разница диалога и общения в том, что они не находятся вместе, если диалог в каждом, то общение уже нет, культура диалога и есть навык перехода от общения к диалогу и обратно, возвратно поступательный тренд. Диалог п оэтому и ищет общее , а потом различие в этом общем , иначе присутствие другого теряет и смысл . Диалог высшая форма социального взаимодействия , как и половое , их связь не случайна, только половое Тела является наиболее свободным у индивида , бесполое Тела - зависимое от эффекта потери Тела Матери .

Коммуникация — это тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Коммуникацию следует отличать от диалога, поскольку его целевой причиной является слияние личностей, участвующих в нем, и от общения, ибо последнее имеет дело, прежде всего, с общими механизмами воспроизводства социального опыта и порождения нового.
Понятие «коммуникация» предполагает лишь информационный обмен субъектов, тогда как понятие «взаимодействие» является более широким, поскольку не сводится только к информационному обмену, а способствует взаимному изменению субъектов взаимодействия. Общение также относится к взаимодействию и предполагает не только обмен информационный познавательного или аффективно-оценочного характера, но и включено в практическое взаимодействие сторон, которое обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Оно также не способствует изменению субъектов как взаимодействие. Таким образом, во взаимодействии выделяются такие характерные особенности форм человеческого со-бытия, предполагающие взаимное изменение взаимодействующих сторон, их взаимосвязи, взаимообусловленность их саморазвития.
http://stylecommunication.blogspot.co.ke/…/02/blog-post.html Отличие коммуникации от диалога и общения
Про отношения
М. Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект.
Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого.
Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно».
В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).
Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им».
Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».
М. Бубер выделяет три вида диалога: подлинный, технический и замаскированный под диалог монолог.
Первый тип диалога встречается нечасто, в данном случае каждый из участников диалога воспринимает других как личностей и действительно стремиться к «живому взаимоотношению» . Второй тип характерен для современного общества, когда люди общаются друг с другом в силу необходимости, это функциональные отношения.
Что касается третьего вида диалога, то в данном случае участники не видят в других личностей, они движимы «желанием утвердиться в своем тщеславии», это разговор, «в котором каждый считает себя абсолютной и законной величиной, а другого - относительной и сомнительной».
Этот вид диалога М. Бубер называет «адским сборищем безликих фантомов».
http://stylecommunication.blogspot.co.ke/search/label/Диалог Про отношения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Понятие коммуникации. Функции коммуникативного общения

2. Способы коммуникации: монологический, диалогический

3. Вербальная и невербальная коммуникация

4. Активное слушание. Правила слушания

5. Рефлексивное и нерефлексивное слушание

6. Ведение беседы. Правила убеждения

7. Роль тренингов межличностного общения

Списки использованной литературы

1. Понятие коммуникации. Функции коммуникационного общения

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными .

Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов.

Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , человек, воспринимающий её, - реципиентом . В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Существуют и такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за субъектами в течение определённого времени, например у преподавателя, и слушателей на лекции.

Для анализа коммуникативного аспекта общения часто используется теория информации, получившая распространение в ряде наук. Изначально теория информации была разработана в связи с потребностями развития техники связи. Позднее схемы анализа информационных процессов были использованы при изучении непосредственного общения людей. Если в технических средствах связи информация только передаётся и принимается, то в реальных процессах человеческого общения она ещё и формируется. Общение выступает своеобразным катализатором мышления человека и его активности.

Информационный обмен - глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Специфика межличностного информационного обмена определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

2. Способы коммуникации: монологический, диалогический

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой - рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое, хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением.

Выделяют два способа императивный и манипулятивный

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.

Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: "Делай так, как я прикажу!". При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.

Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия. Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.

Относительно учебно-воспитательной практики, то здесь возможности применения императивного вида общения также ограничены. Хотя с помощью приказов, команд, запретов («не кричи», «не бегай» и др.) можно достичь внешнего исполнения ребенком определенных требований взрослых, однако нормы и ценности, передаваемые таким образом, не становятся ее внутренними личностными убеждениями и, следовательно, остаются внешними проявлениями поведения в соответствующий промежуток времени.

Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях, их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель. При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.

Диалог - это:

1. первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;

2. ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;

3. принципы и методы изучения человека, которые реализуются путем реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов диалогического взаимодействия;

4. коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;

5. определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве между людьми, которые общаются; это состояние является родственным к инфантильным переживаниям, состояния эмоционального комфорта во время физического контакта матери и ребенка;

6. высокий уровень организации отношений и общения между людьми, который наиболее органично близок к первичной природе человеческой психики, а потому является оптимальным для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей, стремлений и намерений;

7.э ффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психо-коррекционных и других воздействий; творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.

3. Вербальная и невербальная коммуникация

Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым мы отнесем лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым - взгляд, выражение лица (мимику), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. В.А. Лабунская предлагает несколько иную классификацию, рассматривая коммуникацию как совокупность знаковых систем.

С позиции этого подхода коммуникация представляет собой четыре системы:

1. оптико-кинетическую (выражение лица, жесты, телодвижения);

2. пара- и экстралингвистическую (вокализация, тональность голоса, темп речи, смех, плач, покашливание и т. д.);

3. организацию пространства и времени коммуникации (межличностная дистанция, время протекания коммуникации, опоздания, точность и т. д.);

4. визуальный контакт.

Но, по сути, эта классификация охватывает все те же виды коммуникации. Ситуация коммуникации характеризуется тем, что коммуникатор (отправитель) имеет некое сообщение, а также потребность и намерение передать его получателю. Какие же цели при этом преследуются?

Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты пять наиболее общих целей:

1. сообщение и описание чего-либо;

2. влияние на кого-либо;

3. выражение чувств и отношения;

4. взятие на себя каких-либо обязательств;

5. непосредственная просьба или приказание о чем-либо.

Передача сообщения может осуществляться многими способами и с помощью различных средств, но наиболее привычным и естественным для нас средством является язык, поэтому понятие коммуникации, прежде всего ассоциируется с языком и речью, ведь в повседневной жизни, в ординарных ситуациях именно посредством языка и речи (устных и письменных) осуществляется большинство наших коммуникативных взаимодействий.

При этом из доступных нам средств коммуникации лучше всего осознается и поддается контролю речь. Хотя известный афоризм утверждает, что язык дан людям для того, чтобы скрывать свои мысли, верно и обратное: у человека нет более надежного средства для выражения своих мыслей, чем язык, поэтому логично начать характеристику каналов коммуникации с языка и речи.

Вербальная коммуникация

В вербальном общении обычны два варианта речи - устная и письменная.

Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, - это не безграмотная письменная речь, а самостоятельная речь со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной - экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

К недостаткам устного выражения мысли относятся речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Слова и предложения всегда содержат множество потенциальных смыслов и могут быть многозначимыми. Слова имеют как денотацию- прямое или явное значение, так и коннотацию - невыраженное, неявное, но подразумеваемое значение. Если проанализировать свою повседневную речь, а также речь окружающих, то можно найти множество примеров коннотационного словоупотребления. Однако, это может создавать проблемы в понимании, но чтобы их избежать, у людей, находящихся в процессе коммуникации, должно присутствовать симпраксическое включение. Данный термин, предложенный К. Бюлером, означает одинаковую мысленную оценку ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.

Что касается произвольного вкладывания скрытых смыслов (кодирования) со стороны говорящего, что мы выбираем слова и выражения, которые создают или порождают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания.

Для этого в распоряжении говорящего (пишущего) имеются следующие средства:

1) выбор слов и предложений;

2) создание новых слов и выражений;

3) выбор грамматической формы высказывания;

4) выбор последовательности слов, выражений и высказываний;

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация

Значение невербальных средств коммуникации было известно давно, задолго до возникновения социальной психологии и задолго до того, как эти средства начали исследовать ученые. Об этом свидетельствует любой язык, где имеются такие выражения, как «смущенная улыбка», «радостный взгляд», «съежится от страха», «встать на почтительном расстоянии» и т.д.

Невербальное поведение может дополнять вербальное, противоречить ему, замещать, усиливать или смягчать сказанное. Оно меньше поддается контролю, более спонтанно и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения.

Из невербальных средств общения очень информативен взгляд. Техника взгляда имеет черты, общие для всех людей, особенности, характерные для представителей определенной культуры, и индивидуальную специфику.

Взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые несет в себе речь:

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.

Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение.

В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Визуальные средства общения - это:

1. кинестика - движение рук, ног, головы, туловища;

3. выражение глаз;

4. выражение лица;

5. поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

6. кожные реакции (покраснение, появление пота);

7. дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

8. вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).

Акустические (звуковые) средства общения - это:

1. паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

2. экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.).

Тактильно-кинестизические средства общения - это:

1. физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

2. такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

Ольфакторные средства общения - это:

1. приятные и неприятные запахи окружающей среды;

2. естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный. коммуникация диалог монолог слушание

1. Коммуникация - процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.

Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

2. Вербальная коммуникация - осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

Невербальная коммуникация происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.

4. Активное слушание. Правила слушания

Умение налаживать контакты, вызывать доверие и симпатии своих собеседников пригодится любому человеку - и в личной, и в профессиональной сфере. Этому можно обучиться, используя специальные психологические приемы, например, технику активного слушания.

Когда применяется активное слушание?

Этот способ ведения беседы практикуют психологи-консультанты. Он помогает им создать атмосферу комфорта и доверия, а их клиентам - выразить или полнее осознать свои чувства и переживания. Если же эта техника используется в деловом или бытовом общении, собеседник точно так же открывается, чувствуя, что его поддерживают и хотят понять. К тому же активное слушание может нейтрализовать эмоции обиды или гнева, а значит, сводит на нет возможность конфликта.

Активное слушание - настоящее и мнимое

Многие думают, что «слушать активно» - значит поддакивать и кивать головой, хотя на самом деле можно не соглашаться с услышанным или вовсе думать о чем-то постороннем. Иногда - еще переспрашивать или повторять сказанное своими словами, чтобы показать внимание и заинтересованность. Однако такое поведение в разговоре - далеко не активное слушание.

Но каким тогда должно быть активное слушание? Оно предполагает большую внутреннюю работу того партнера по общению, который пользуется этим приемом. Он не просто вежливо изображает интерес.

Он действительно внимателен, потому что хочет понять точку зрения собеседника и для этого использует такие приемы:

*демонстрирует заинтересованность - поворачивается к собеседнику, слегка повторяя его позу и немного наклоняясь в его сторону;

*поддерживает и поощряет - говорит: «Мне интересно, продолжайте»,

«У меня достаточно времени, мне важно услышать, что вы скажете»;

*уточняет - просит рассказать о дополнительных деталях, говорит: «Правильно ли я понял, что…»;

*перефразирует - повторяет своим словами услышанное, выделяя главное, подводя итог. Собеседник может изменить или откорректировать свою точку зрения, услышав ее из других уст;

*развивает идею - подхватывает ход мыслей партнера, показывает, что понимает логику его рассуждений;

*выражает свое отношение - говорит: «Очень важно то, что вы сказали», «Меня тронули ваши слова»;

*проявляет понимание - показывает, что чувства собеседника естественны, что другой на его месте испытывал бы то же самое.

Обязательные принципы активного слушания

1. Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.

2. Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.

3. Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам не интересно, и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор - отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.

Правильное поведение и искреннее желание выслушать и понять собеседника сделает общение доверительным и более приятным, позволит вашему партнеру выпустить пар и выговориться, сказать больше, чем он намеревался, без проявлений агрессии или враждебности. Только так вы сумеете лучше узнать его и выстроить более позитивные и эффективные взаимоотношения.

5. Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания. Общее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Понимаю», «Приятно это слышать», «Можно ли поподробнее?» и т. п. или невербальных жестов поддержки, например утвердительный наклон головы.

Рефлексивное (или активное) слушание - это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. В отличие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

6. Ведение беседы. Правила убеждения

Деловое общение -- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

О любом методе переговоров можно достаточно верно судить с помощью трех критериев: он должен привести к разумному соглашению, если таковое вообще возможно; он должен быть эффективен; он должен улучшить или, по крайней мере, не испортить отношения между сторонами.

В переговорном процессе важное значение имеет грамотное ведение не только деловой, особенно для людей, занятых бизнесом, но и протокольной стороны общения. Успех деятельности во многом зависит, насколько участники владеют наукой и искусством общения, знают общепринятые правила и нормы делового общения, умеют вести переговоры.

Высшей формой ведения переговоров являются личные переговоры партнеров.

Структура деловой беседы

Деловая индивидуальная беседа в отличие от бытовой всегда имеет конкретные цели, которые собеседники стремятся достигнуть с минимальными усилиями и затратами времени. Все виды деловых индивидуальных бесед можно разделить на две группы.

*Беседы "свободные" с двухсторонним обменом информацией, проходящей без специальной подготовки (с учетом или без учета времени).

*Беседы строго регламентированные, специально подготовленные.

Деловая беседа должна быть хорошо подготовлена: определены цели, составлен план, установлено время и место, где будет проходить беседа.

В зависимости от вида беседы меняется содержание и время осуществления очередного этапа.

Любая беседа состоит из следующих этапов:

1. Контакт

Цель контакта: преодолеть "психологический барьер" и установить "атмосферу доверия".

Элементы установления контакта:

*приветствие;

*установление контакта глазами;

*изменение социальной и физической дистанции;

*дайте понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним;

*не начинайте разговор на деловую тему в коридоре, во время перекура и т. п.

2. Ориентация

Цели ориентации:

*получить всю информацию по интересующему вопросу;

*выявить мотивы и цели собеседника;

*передать собеседнику запланированную информацию;

*анализ позиции собеседника.

Особую сложность на этом этапе представляет проблема умения слушать

*делайте соответствующие пометки на бумаге;

*исключите факторы, отвлекающие ваше внимание;

*научитесь выделять главное;

*нейтрализуйте собственные эмоции;

*во время слушания нельзя обдумывать следующий вопрос;

*сконцентрируйте внимание только на сущности вопроса, отбросив все второстепенное.

3. Аргументация

Цель аргументации: изменить позицию собеседника

*оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

*темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

*аргументация должна быть корректной при аргументации;

*формулировки должны быть четкими, понятными собеседнику.

4. Решение

Решение - заключительный элемент процесса общения.

Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полученный результат (действия, сроки, распределяются обязанности сторон и т. п.); конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Факторы, влияющие на повышение эффективности проведения деловых бесед:

*отделение человека от проблемы;

*концентрация на интересах, а не на позициях;

*изучение вариантов, которые могут удовлетворить обе стороны;

*поиск объективных критериев оценки;

*нужно помнить, что деловая беседа - это взаимодействие, а не действие;

*деловая беседа проводится с определенной целью, но каждая сторона при этом преследует свои цели;

*соблюдение последовательности этапов проведения деловых бесед и рефлексия переговорного процесса.

Правила убеждения Дейла Карнеги

Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав

3. Если не правы вы, признайте это быстро и решительно

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «Да»

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник

7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других

10. Взывайте к самым благородным мотивам

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно

12. Бросайте вызов, задевайте за живое

7. Роль тренингов межличностного общения

Роль тренинга в обучении и развитии сотрудника

Чему же можно обучить с помощью тренинга? Фактически, почти чему угодно. От составления месячных отчетов и хороших ответов на каверзные вопросы до построения гармоничных взаимоотношений в коллективе. Именно поэтому тренинг так популярен в корпоративном обучении.

Неплохо бы иметь представление о том, что же именно происходит на тренинге, какие специфические эффекты он несет.

Какая бы парадигма ни лежала в основе конкретного тренинга, какие бы цели он перед собой ни ставил, можно описать некий общий механизм тех изменений, которые происходят с участниками в ходе тренинга. Ситуация тренинга неизбежно и естественным образом активизирует и расширяет коммуникативные способности и возможности человека. Это ведет к более широкому и глубокому пониманию других людей и ситуаций, в которых они оказываются - и, конечно, собственной роли и собственных возможностей в этих условиях. Такой эффект можно также обозначить как развитие эмпатии.

Помимо того, тренинг - отличный способ формирования и развития компетенций, умений и навыков. Являясь практическим способом обучения и при этом, используя богатый потенциал групповой динамики, тренинг позволяет в краткие сроки значительно продвинуться по пути профессионального роста.

Для организации тренинг имеет особенную значимость, так как это технология, жестко ориентированная на результат. Грамотно организованный тренинг подразумевает тщательное и подробное выявление потребностей в обучении, постановку задач, ориентированных на развитие компании и определение четких критериев достижения цели, а также форм поведения, которые для этого необходимо сформировать.

Что происходит на тренинге

Можно выделить несколько стадий происходящего на тренинге.

На первой стадии выявляется то, что мешает человеку быть успешным в той или иной сфере, какие способы он использует и почему они недостаточно хороши. Это своего рода диагностика проблемы.

Вторая стадия - попытка поиска и создания эталона хороших способов. Эти эталоны могут как задаваться извне в готовом виде, так и находиться самими участниками

И на третьей стадии, наконец, реальное поведение модифицируется в сторону наибольшего соответствия эталону и закрепляется в практике.

Роль результатов тренинга в личном и профессиональном развитии сотрудника.

Всё это - путь к всестороннему расширению собственных возможностей, степени свободы выбора, а значит, и к самоуважению и самопринятию. Пока человек обладает жестко ограниченным количеством способов поведения как суперпозиции оценки, решения и исполнения, он обречен получать жестко ограниченный набор результатов. Что характерно, чаще всего эти результаты далеки от тех, которые он хотел бы получать. Расширяя же свой репертуар, расширяешь и свои возможности. Даже если не все новые возможности идеально выигрышны, знание о них безусловно полезно. Именно в этом и заключается роль тренинга: он предоставляет все условия, чтобы приобрести новый опыт и понять, как его применять. А это - залог не только успеха в работе, но и личностного роста.

Список использованной литературы

1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под редакцией В.В. Богословского и др.3-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвящение, 1981.

2. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учебное пособие. - СПБ: Питер 2008.

3. Рогов Е.И. Психология общения.- М., 2001. Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко, Т.В. Плотникова, Н.И. Сидоркин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Социальная психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др; Под общей редакцией про. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.

Размещено на allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные функции речи, ее монологический и диалогический виды. Особенности модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Расширение словарного запаса для совершенствования устной речи. Значение письменного общения, правила слушания.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2011

    Речь как феномен человеческой коммуникации. Язык и дискурсивное мышление. Межличностная коммуникация как составляющая часть общения. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Уровни общения и его особенности в различных условиях.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Понятие общения, его цели, задачи, функции, разновидности. Психологическая характеристика личности руководителя. Специфика мышления в деятельности управляющего. Факторы, влияющие на выбор "ключа" коммуникативного общения. Условия эффективной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Место психологии коммуникации в рамках психологических наук. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация. Формы коммуникативного действия (общения). Психологические особенности коммуникации.

    курс лекций , добавлен 17.01.2008

    Информационно-коммуникативная функция общения. Знаковые системы в невербальной коммуникации. Перцептивный и интерактивный компонент общения. Роль восприятия в процессе общения. Главный регулятор в построении общения. Схемы запуска эффекта ореола.

    реферат , добавлен 08.01.2012

    Сущность интерактивной стороны общения. Комплексы установок и способы поведения по Э. Берну. Виды взаимодействия партнеров. Правила коммуникации в транзактном анализе. Характеристика манипуляций в общении, способы их распознавания и нейтрализации.

    презентация , добавлен 23.08.2016

    Понятие невербального общения и его роль в процессе коммуникации. Межкультурная компетенция как показатель владения иностранным языком. Выявление методик обучения языку невербальной коммуникации как способу формирования межкультурной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Структура общения, способы его осуществления. Функции императивного, манипулятивного и диалогического типов межличностной коммуникации. Особенности примитивного, делового и светского общения. Выделение психологических механизмов восприятия собеседника.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Причины и функции межличностного конфликта, его структура и динамика развития. Исследование конфликтного взаимодействия в ходе коммуникации и способы его разрешения. Стратегии поведения людей в различных ситуациях. Правила бесконфликтного общения.

Понятие коммуникативности в научном познании составляет важнейший элемент профессионального общения ученых и существенную особенность исследовательской деятельности в социальных и гуманитарных науках. Отдельный ученый, индивидуальный субъект познания, как правило, включен в состав научного коллектива - лаборатории, кафедры, института, научного кружка или школы. Организованный характер коммуникация принимает на научных конгрессах, конференциях, семинарах, в работе экспертных советов, в исследовательских проектах. Общение в формах сотрудничества, соавторства и конкуренции, научного руководства и ученичества преследует цели достижения взаимопонимания между учеными и, в итоге, обеспечивает достижение конечного результата - получение нового знания.

В процессе коммуникации ученых обществоведов и гуманитариев обеспечивается: а) социализация молодых ученых, усвоение и передача накопленного исследовательского опыта; б) применение определенного научного языка для объективирования имеющегося знания; в) оформление получаемого знания в виде текста. Все эти функции научной коммуникации обусловлены тем, что формой развития научного знания является диалог, в процессе которого дается описание и объяснение фактов, осуществляется аргументация и опровержение различных точек зрения.

Важность диалога в процессе зарождения и оформления нового знания обусловлена тем, что мнение авторитетного ученого, научного руководителя, сколь бы ярким и интеллектуально насыщенным оно ни было, без критической оценки и рефлексии, без сопоставления с другими мнениями и позициями превращается в мертвую букву, лишается глубокого понимания и осмысленного усвоения коллегами или учениками. Постоянное соотнесение с мнением другого необходимо ученому, чтобы при помощи такого «зеркала» корректировать и совершенствовать свою мысль, авторскую позицию. Тем самым эта позиция лучше познается, четче формулируется самим ее автором. Напротив, отвлеченное, холодно-нейтральное отношение к другим мнениям и идеям как к конкурентам-соперникам, потенциальным источникам опасности для авторской точки зрения должно быть исключено. Искренняя заинтересованность к уяснению других мнений, пониманию того, на почве какой социальной и культурной реальности они возникли, какой индивидуальный и социальный опыт отображают, стимулирует творческое мышление, накопление и оформление новых знаний.

Следует иметь в виду, что диалог как способ поиска истины может иметь различные формы. Г. И. Рузавин выделяет дидактический (обучающий), практический (обсуждение и принятие решений) и поисковый (исследовательский) диалог. Деятельность специалиста в области социальных и гуманитарных наук (педагогическая, экспертная, научная) неразрывно связана со всеми тремя формами. Специфика поискового диалога подробно описана В. П. Кохановским. В процессе научной коммуникации обнаруживается, что логика социально-гуманитарных наук - это в значительной мере логика вопросов и ответов, логика постановки и решения проблем в научном сообществе. В диалоге имеет значение направленность вопросов, неоднозначность ответов, содержащих в себе возможность новых вопросов, способность субъектов коммуникации противостоять стремлениям «замять вопрос», их ориентация на поиск как можно большего числа аргументов «за» или «против». Эвристическая ценность диалога раскрывается в его способности подвести участников к образованию новых понятий, подняться на теоретический уровень анализа, на уровень рассмотрения возможных альтернатив и различных вариантов решения проблемы.

В ходе коммуникативного взаимодействия ученых происходит естественная стратификация как самого научного знания, так и сообщества ученых. Конкуренция и сотрудничество определяют ведущие или маргинальные позиции, которые занимают в науке та или иная теория, подход, метод и, соответственно, школы и научные коллективы, представляющие их.

Общение ученых в процессе исследовательской деятельности создает целую систему различных межличностных, формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений, в которых воплощаются ценностные ориентации научных школ и коллективов, господствующие в них парадигмы научного мышления, а также потребности общества в новом знании, его «социальный заказ». В морально-психологическом климате и духовной атмосфере научной коммуникации отражаются социальная и культурная среды функционирования и развития науки. В коммуникативности социально-гуманитарных наук выражается их социокультурная обусловленность.

Возникновение философской теории коммуникации стало одним из значимых событий в философской жизни XX столетия. На протяжении первой, и, в особенности, второй половины прошлого века происходило интенсивное прояснение смысла тех процессов, функций и задач, которые связаны со становлением информационного общества и развитием коммуникационных технологий. Механизмы коммуникации, ее предмет, субъекты, ее сущность толкуются различным образом в разных философских доктринах. Философская интерпретация коммуникации почти никогда не сводится только лишь к проблеме обмена информационными сообщениями между индивидами и к речевому общению. Коммуникацию могут составлять и курсирование ресурсов внутри подсистем общества (Т. Парсонс), и экономические обмены (Ж. Бодрийяр), и трансляция мифов (К. Леви-Стросс, Р. Барт), и обмен взглядами в уличной сцене (Э. Гидденс), и диалог между двоими (М. Бубер), и памятники и тексты культуры (Ю. Лотман). В зависимости от трактовки самого смысла общественной жизни, философы совершенно по-разному понимают содержание коммуникации и деятельность общества как коммуникативной системы. Но в подходах к коммуникации есть и постоянные элементы. К ним относится не только коммуникативная формула, связывающая трехчленную цепочку адресант-сообщение-адресат, но и медиареальность, образующаяся в процессе коммуникации, т.е. коммуникативная реальность как особое измерение реальности социума. Изучение коммуникации немыслимо без обращения к проблемам СМИ, к проблемам языка, к информационным технологиям, которые меняют облик общества.

Контрольные вопросы к теме

1. В чем состоит значение научной коммуникации для процесса обучения и развития ученых?

2. В чем состоят основные идеи и понятия, пришедшие в современную философию вместе с новыми реалиями коммуникативной революции конца XX в.?

3. Назовите уровни познания права и виды правовых исследований?

  1. Назовите основные элементы научного познания?
  2. Назовите основные этапы научного исследования?
  3. Назовите критерии и признаки новизны научных юридических исследований?

Темы докладов и рефератов

  1. Научное и вненаучное социальное знание.
  2. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
  3. Человек как предмет философско-научного исследования.
  4. Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.
  5. Социальные и гуманитарные науки: общее и особенное.
  6. Коммуникативная рациональность в социально-гуманитарном познании.
  1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. - СПб., 1998.
  2. Апель К.- О. Трансформация философии. - М., 2001.
  3. Бабушки А. Н. Современные концепции естествознания: лекции. - СПб.: Лань, 2002. - 224 с.
  4. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. - М.: МГУП, 2001. - 243 с.
  5. Графский В. Г. Общая теория права П. А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. - 2000. - № 1.
  6. Гуляев С. А. Основы естествознания / С. А. Гуляев, В. М. Жуковский, С. В. Комов. - Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2000. - 560 с.
  7. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: избранные соч. / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной.- СПб., 2004.
  8. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА. 2001. - 832 с.
  9. Назарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века //Вопросы философии. - М.,2011. - № 5. - С. 157-165.
  10. Поляков А. В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте феноменолого-коммуникативного подхода. - СПб., 2004.
  11. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 312 с.
  12. Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. - М., 1998.
  13. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М., Юстицинформ, 2004.
  14. Честнов И. Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. - СПб., 1999.

ТЕМА 7.


Похожая информация.