Любовь Колчанова
«Психологические проблемы интернет-зависимости»

«Мирный атом в каждый дом» v этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным. Хотя трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и интернет-ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону.

«Я начал подозревать, что у меня проблемы с интернет-зависимостью, когда однажды я встал в 3 часа утра, чтобы залезть в «сетку», и встретил там своего друга, который пока не ложился спать. В 3 часа ночи он все еще висел в интернете-» v так начинается одна статья об интернет-зависимости, доселе неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Особенно в связи с современной государственной политикой, предусматривающей глобальную информатизацию всей сферы образования. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность или, может быть, эта опасность несколько (или сильно) преувеличена? Давайте попробуем разобраться.

Термин «интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость ко все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

Интернет v уникальное пространство, где можно найти всё v от шнурков до друзей. Только всё, что мы находим там v виртуально. Чтобы в реальности завязать эти шнурки или обнять друга, потребуется выйти из сети. Но тем не менее иллюзия реальности очень сильна. Возникает как бы параллельная реальность. И если что-то в «реальной реальности» не устраивает человека v силен соблазн ускользнуть туда, где окружающий мир будет строиться по собственному желанию. Разумеется, далеко не каждый человек будет вести себя подобным образом. Есть основания предполагать, что к такому поведению склонны люди с особым типом личности, как бы предрасположенные к различным зависимостям. Например, по наблюдениям нарколога Билла Кули (Keesler"s mental health clinic), страдающие алкогольной и наркотической зависимостью пациенты часто обращаются к интернету в поисках недостающего им уважения, любви и ощущения собственной значимости. Кули считает, что большую роль при этом играет анонимность интернет-коммуникации. «Многие люди получают on-line чувство принятия со стороны людей, которых они даже не знают», v говорит он. v «Это ощущение преодоления отчужденности заставляет человека забросить свою семью, дом, карьеру и здоровье».

Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно д-ру Янг, типичный интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана v это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих интернет впали в зависимость от него.

Выделяют разнообразные формы зависимости по принципу преимущественного выбора сайтов: зависимость от виртуального секса и просматривания порнографии, навязчивое осуществление покупок через интернет, частое посещение виртуальных казино, беспорядочное общение в чатах и форумах и так далее.

Как и любая форма зависимости, интернет-зависимость имеет хорошо различимые психологические подоплеки. Очень часто интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Виртуальное пространство дает что-то вроде эрзаца, заместителя живого общения, который к тому же обладает рядом дополнительных привлекательных особенностей. Это, например, возможность немедленно прервать неприятный контакт (что дает ощущение власти и контроля над ситуацией), отсутствие риска и ответственности в отношениях (анонимность, дистанцированность), новые острые переживания. Широко распространены виртуальные ролевые игры, где ты можешь стать кем захочешь, тем самым преодолевая собственные ограничения; вести себя, думать и чувствовать как вымышленный герой. Но вот игра заканчивается, виртуальное волшебство тает, и всё вокруг опять становится скучным, тусклым и серым. И хочется опять вернуться в тот мир, где ты силен, свободен и доволен собой, где ты хозяин и герой. Реальность постепенно замещается вымыслом v так и формируется зависимость.

Несмотря на явную озабоченность данным явлением, среди специалистов в области психического здоровья находятся и те, кто считает медицинский термин «зависимость» неприложимым к этому, на их взгляд, безобидному хобби. Им можно возразить, что хобби в отличие от зависимости не отрывает человека от реальной жизни, нанося вред самым важным ее аспектам.

Как же провести грань между хобби и зависимостью? Ведь не каждый, кто выпивает, становится алкоголиком. Ниже приведен список симптомов, которые являются характерными для данной формы зависимости. Они не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один из признаков сочетается с несколькими другими. Если в течение достаточно долгого времени (не менее нескольких недель) вы обнаруживаете у себя не менее четырех симптомов одновременно v есть повод задуматься над своим состоянием.

Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

* слишком частая проверка почты;

* сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;

* вход в интернет в процессе не связанной с ним работы;

* жалобы окружающих на ваше чрезмерное долгое сидение за компьютером;

* потеря ощущения времени on-line;

* более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече;

* постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей;

* игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в интернет;

* невозможность сократить время пребывания в интернете;

* пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в интернете;

* вход в интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;

* появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;

* «тайное» вхождение в интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;

* отрицание наличия зависимости.

Предположение о наличии либо отсутствии зависимости можно сделать при помощи специальных тестов. Существует множество опросников разной степени сложности, разработанных с целью выявления зависимости. Эти опросники представляют собой список вопросов или утверждений, связанных с проявлениями IAD. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым интернет-зависимым, либо его родными или друзьями. Предлагаю попробовать заполнить одну из таких методик, достоинством которой является наличие шкалы для измерения частоты проявления симптома (то есть вы отвечаете не просто «да» или «нет», а можете ранжировать частоту проявления того или иного признака).

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

* 0 v это ко мне не относится
* 1 v редко
* 2 v время от времени
* 3 v иногда
* 4 v часто
* 5 v всегда

1. Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

2. Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

3. Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?

4. Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?

5. Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

6. Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

7. Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

8. Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

9. Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

10. Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

11. Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

12. Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

13. Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

14. Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

15. Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

16. Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

17. Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

18. Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

19. Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

20. Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 v вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 v вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 v чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием интернета.

Как и любой измерительный инструмент, опросники бывают более или менее точными и достойными доверия. Для серьезного профессионального исследования используют только апробированные (валидизированные) методики, часто со множеством шкал, со специальным ключом и более сложной схемой интерпретации, так что не обязательно очень серьезно относиться к результатам приведенного теста. К тому же заключение о состоянии человека никогда не делается на основании одного-единственного опросника.

Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно-бихевиоральную v постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время. Также популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Парадоксально, но факт v существуют интернет-центры по освобождению от интернет-зависимости. Этакий виртуальный клуб, где общаются люди, желающие избавиться от чрезмерного увлечения компьютером. На мой взгляд, это все равно что предлагать Анонимным Алкоголикам (американское движение по самопомощи при алкогольной зависимости) встречаться в баре!

Еще один психотерапевтический подход основан на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем. В этом случае воздействуют на причину, а не на следствие. Это, возможно, более долгий и трудный путь, но дающий результат в виде не только избавления от компьютерной зависимости, но и общего повышения качества жизни, улучшения самопонимания и развития способности к построению удовлетворяющих отношений. Конечно, психологическая зависимость v это не простуда и не перелом, которые можно вылечить независимо от желания больного. Настрой больного на преодоление вредной привычки и усилия с его стороны необходимы v иначе толку не будет.

К сожалению, теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования интернет-зависимости. Голдберг впоследствии предложил вместо Internet Addiction Disorder использовать термин Pathological Computer Use (PCU) v «патологическое использование компьютера», диагностическим критерием для которого является появление при избыточном использовании компьютера следующих явлений вместе или по отдельности (А и/или В):

А. Дистресс (истощение от сильного напряжения);

В. Ухудшение профессионального, социального, семейного, межличностного, экономического, психологического или физического функционирования.

Таким образом, патологическое использование компьютера v более широкое понятие, чем интернет-зависимость, так как включает в себя компьютерные «вредности», связанные не только с сетевым пространством. Есть еще компьютерные игры, стимулирующие проявления агрессии; программы обучения иностранному языку, небезупречные с точки зрения психофизиологии; симуляторы чувственных переживаний, постепенно переселяющиеся из «Матрицы» в реальную жизнь и стирающие грань между реальностью и псевдомиром- Исследование влияния этих новых для нас явлений на тело и психику поможет построить отношения с ними так, чтобы они служили человеку, а не человек становился их рабом.

В заключение хочу подчеркнуть, что акцент на возможных опасностях, связанных с использованием компьютера и интернета, не означает призыв воспринимать их как несомненное зло, от которого необходимо избавиться. Но о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных этими благами цивилизации, знают все, минусы же не всегда на виду. А кто предупрежден, тот вооружен

Войскунский А.Е.

Зависимость от Интернета: актуальная проблема

Конференция на портале "Аудиториум ".

"Социальные и психологические последствия применения информационных технологий "

(01.02.2001 01.05.2001)

Секция 6. Интернетзависимость: домыслы и правда

Феномен "зависимости от Интернета ", или "Интернетаддикции " интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder). Считается, что его характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в Интернете, в том числе влезание в долги; готовность лгать, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; пренебрежение гигиеной, ибо все "личное " время занимает работа в Интернете; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами; освобождение от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги, ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете; подбор, просматривание и изучение литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

Диагностика зависимости от Интернета: шутка и за гранью шутки

Подобная феноменология заставляет вспомнить явление зависимости от компьютера первое психологическое исследование на эту тему было проведено в 1980-х годах М.Шоттон. Детальное же обсуждение проблемы зависимости от Интернета началось недавно и ведется весьма интенсивно.

В конце 1994 г. К.Янг разработала специальный опросник, разместила его на webсайте (http://www.pitt.edu/~ksy/survey) и получила почти 500 ответов, из которых около 400 свидетельствовали о наличии аддикции. Весной 1995 г. И.Голдберг опубликовал в ньюсгруппе (http://sydocD51tB6/[email protected]) критерии диагностики заболевания Internet Addiction Disorder IAD; в основных своих чертах оно совпадает с описанием патологической зависимости от азартных игр, но понимается как дезадаптационный паттерн применения Интернета, ведущий к клинически значимому ухудшению психологического состояния или дистрессу. Прямой перенос симптоматики, не подкрепленный клиническими данными, выглядит по меньшей мере удивительным, однако уже в 1995 г. из сообщения Дж.Грохола (http://psychcentral.com/new2) выяснилось, что И.Голдберг всегонавсего пошутил. По высказанному в 1996 г. Дж.Сулером предположению (http://www.rider.edu/users/suler/psycyber), на тонкую шутку указывает лишь наличие "humor " в URL, по которому хранится формулировка И.Голдберга (http://www.cog.brown.edu/brochure/people/

duchon/humor/internet.addiction.html).

Шутка была тем не менее воспринята всерьез. Настороженная реакция многих специалистов по психическому здоровью на попытку расширения номенклатуры психических заболеваний, не подкрепленную клиническими данными, мало кого остановила. Надо признать, что имеются некоторые основания для интерпретации поведения пользователей Интернета как зависимого, поскольку под аддикцией подразумевается следующее комплексное явление: неготовность отказаться от испытываемого в результате аддиктивного поведения удовольствия, несогласие с квалификацией собственного поведения как заболевания, отказ от помощи, пренебрежение ранее существенными моментами в жизни, разрушение в результате такого поведения отношений со значимыми людьми, неприятие критики своего поведения, защиту от критики и возникновение чувства вины и беспокойства, желание скрыть аддиктивное поведение, безуспешность попыток самостоятельно отказаться от зависимости, часто наличие других глубинных потребностей, которые лишь маскируются под конкретную аддикцию. Более того, признается зависимость и от вводимых в организм материальных сущностей (например, химических веществ), и от производимых субъектом действий вкупе с сопровождающими их эмоциями. Если так могут быть объяснены т.н. патологические пристрастия к азартным играм, совершению покупок, просмотру телепередач, то почему бы и не к применению Интернета? Ведь общепринятое теоретическое представление о психофизиологической природе поведенческих зависимостей до сих пор не выработано.

На данный вид аддикции не распространяются закономерности формирования зависимостей, выведенные на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернетзависимости этот срок резко сокращается: 25% опрошенных К.Янг аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% в течение второго полугодия, а 17% вскоре по прошествии года. Кроме того, довольно хорошо изучены долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков, а вот применительно к зависимости от Интернета отсутствует сама возможность долговременного наблюдения.

Общественный договор о норме и патологии

Нетрудно заметить, что почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах дает определенные основания говорить об аддикции. Согласны ли мы считать всякого увлеченного человека "аддиктом " и рекомендовать ему/ей пройти курс лечения? Не возникает ли искушение назвать "зависимыми " тех, кто подолгу говорит по телефону либо смотрит телепередачи ведь построить шуточное определение не составит труда? Как замечают Дж.Грохол, К.Сурратт и другие специалисты, вопрос переводится из тематики психического здоровья в проблематику общественного договора о норме и патологии. А потому приходится признать, что на данный момент считать зависимость от Интернета заболеванием было бы преждевременным, а вот заявлять о таком феномене, вести исследования и оказывать психологическую помощь подверженным такому феномену людям и актуально, и гуманно. Таков основной вывод; далее остановимся на содержательной стороне исследований и практической работы в области т.н. Интернетаддикции.

Актуальность такой работы поистине высока. Описаны случаи пребывания в Интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю впрочем, степень аддикции определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия. И потери эти поистине нешуточные: сообщается об убийствах, самоубийствах, смертях из-за хронического недосыпания, побегах подростков из дому, бракоразводных процессах, осуждении родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональных расстройствах, депрессиях и стрессах, вызванных потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений. Не следует сбрасывать со счетов и вероятность оказаться жертвой манипулятора или мошенника, поднаторевшего в преступном применении Интернета. Что уж говорить о чисто организационных издержках: систематическом расходовании рабочего времени на непроизводительную активность в Интернете или необходимости привлекать специалистов для диагностики "избыточного применения Интернета " и консультирования "групп риска ".

Если среди специалистов по психическому здоровью идут споры, то юристы признали правомерность зависимости от Интернета. Когда Кевин Митник был осужден в первый раз, защита была построена на признании его аддиктом, и данный "диагноз " был принят и признан смягчающим обстоятельством (http://www.urbanlegends.com/misc/addicted_to_computers.html). Защитники британского хакера Пола Бедуорта (Paul Bedworth) сумели в 1993 г. убедить суд, что их подзащитный страдает навязчивым влечением к компьютерам и не подлежит наказанию за свои противоправные действия (http://www.eff.org/pub/Net_culture/Hackers

/uk_court_acquits_teenage_hacker.article).

Практическая активность: исследования, диагностика, терапия

Уже в 1995 году К.Янг организовала "Центр онлайновой зависимости ", на базе которого в 1997 г. была создана одноименная исследовательская и консультативнопсихотерапевтическая Webслужба (http://netaddiction.com). В 1998 г. служба "виртуальной аддикции " была организована Д.Гринфилдом (http://www.virtualaddiction.com). Изданы десятки эмпирических исследований данного феномена, в том числе три монографии. Тысячи раз звучала эта тема в популярной прессе. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернетаддикции. В WWW имеются специализированные "группы помощи " аддиктам или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью, по адресу [email protected] нетрудно подписаться на ньюсгруппу iasg, т.е. Internet Addiction Support Group.

Феноменология зависимости от Интернета и исследования вызывают интерес и в России: данная тема неоднократно звучала в популярной прессе, была переведена статья К.Янг и составлены обзоры зарубежных исследований. Эмпирическая работа, насколько известно, ведется психотерапевтами В.Буровой (http://test.lvs.ru) и Я.Филатовым (http://www.doktor.ru). Материалы по этой теме размещены и по URL http://elnow.virtualave.net/psicho .

Для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета явление многомерное, оно включает проявления эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную реальность " людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом " в применении компьютера для работы в Интернете и WWW.

К концу 1998 г., как справедливо заметила К.Сурратт, Интернетаддикция оказалась фактически легализована пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. Однако при всем объеме проведенной к настоящему времени эмпирической работы нельзя не заметить, что фундаментальных клинических данных практически не прибавилось: большая часть исследований методически построена как сетевые интервью, групповые обсуждения и опросы, в том числе массовые: к примеру, Д.Гринфилд провел в конце 1998 г. сетевой опрос, ему ответил 17251 респондент, из них зависимыми от Интернета были признаны 5,7%.

Разновидности Интернетаддикции

Понятие "Интернетзависимость " объединяет следующие феномены:

зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);

информационная перегрузка, "электронное бродяжничество ", т.е. компульсивная длительная (многочасовая) навигации по WWW без конкретной цели; источником удовольствия служит факт пребывания в Сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в результате подобных блужданий;

компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;

зависимость от "киберотношений ", т.е. от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или "флирта ";

зависимость от "киберсекса ", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых ".

Как нетрудно убедиться, перечислен едва ли не весь спектр негативных феноменов, с которыми может быть связано применение Интернета. Такая тенденция не находит безоговорочной поддержки специалистов, некоторые из них (М.Гриффитс, С.Кинг, С.Стерн и др.) полагают необходимым сузить проблематику Интернетаддикции и ограничить набор признаков, специфических для нее. К примеру, немало разногласий по этому поводу проявилось в ходе обсуждения, состоявшегося 24 октября 1999 г. под руководством Дж.Сулера (см. http://behavior.net/chatevents/index.html). Тем не менее ниже будет показано, что профессиональным интересам психотерапевтов отвечает расширительное, генерализованное понимание феноменов, которые могли бы быть отнесены к Интернетаддикции.

В рамках расширительного понимания Интернетаддикции разработан ряд "тестов " для самостоятельного определения людьми степени своей зависимости от Интернета. Такие тесты включают сравнительно немного (обычно от полудюжины до дюжины) специализированных вопросов, при положительном ответе на половину или более половины вопросов можно заподозрить проявление симптомов аддикции. Кроме того, разработаны отдельные опросники для каждого типа зависимости от Интернета, равно как опросники для менеджеров, для супругов (обеспокоенных аддиктивным поведением мужа/жены), для родителей и воспитателей.

Некоторые психологические характеристики Интернетаддиктов

Что известно психологам о тех, кого они признали зависимыми от Интернета? Вот выборочные характеристики из трудов Дж.Гринфилда, М.Гриффитса, Дж.Сулера, К.Янг и др. Некоторые аддикты, как считается, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими, не склонны к конформному поведению, ощущают себя "пионерами " на "неизведанной территории ". Способность постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности источник их самоуважения. Нередко они обнаруживают в себе неизвестный им ранее интеллектуальный потенциал, дремлющие способности и новые интересы. В ходе работы с Интернетом кое-кто отмечает возникновение чувства приближения к своей истинной сущности, заявляет о неожиданных для самих себя направлениях личностного роста и о том, что Интернет способствует самоактуализации. Говорить о степени обоснованности таких заявлений затруднительно.

Иной раз аддикты склонны к гипертрофированно эмоциональным реакциям на слова других людей подобный накал эмоций не поощряется в более традиционных формах общения. Новыми социальными связями они крайне дорожат и поддерживают их путем систематического и продолжительного участия в групповых видах активности. Вспомним, что частая и длительная работа в Интернете один из наиболее бросающихся в глаза признаков, по которому неспециалисты чаще всего судят о возникновении зависимости от Интернета. Некоторые психологи утверждают, что пристрастие к эротической информации в Интернете не свидетельствует о склонности к развратному поведению в реальной жизни и не дает оснований для предсказания психосексуальных отклонений. Другие специалисты, правда, предпочитают оставить этот вопрос открытым, полагая, что эмпирических фактов пока недостаточно. Пожалуй, наибольшее беспокойство вызывают "азартные " применение Интернета с целью участия в аукционах, выполнения биржевых операций, игры в виртуальных казино. Тем не менее глубокие психологические исследования по этой теме пока не проведены.

Критические замечания

Подавляющее большинство исследований Интернетаддикции представляют собой сетевые опросы. Однако ни один из опросов не может претендовать на репрезентативность: в них участвует непропорционально много людей, заранее склонных считать себя зависимыми от Интернета. Испытуемыми выступают те, кто ощутил дискомфорт и сам инициировал (либо его/ее подтолкнули к этому близкие) участие в исследовании. Контрольные группы, как правило, не формируются. Кроме того, вплоть до настоящего времени исследователи не договорились о количественных критериях, на основании которых следует судить о степени зависимости конкретного человека от Интернета. Значительное место в практике исследований занимают также методы анализа содержания групповых дискуссий, case studies и включенного наблюдения за деятельностью пользователей какоголибо сетевого ресурса (например, групповой игры).

Критика данной области исследований ведется в двух направлениях. Вопервых, утверждается методическая слабость проведенных работ. Так, справедливо отмечается неадекватность процедуры опроса или включенного наблюдения для качественного психологического исследования. Не более показательными признаются case studies, способные служить разве что иллюстративным материалом. Если дополнить процедуру хотя бы клиническим интервью, одно это помогло бы обосновать либо отвергнуть некоторые предположения. Согласно одному из них, наблюдаемые феномены зависимости от Интернета на самом деле отражение иных (первичных) психических заболеваний, отклонений или видов зависимости. Согласно другому, еще в недавнем прошлом многие аддикты были технофобами: в частности, страдали компьютерофобией, т.е. боязнью компьютеров и других видов информационных технологий.

Лишь в 2000 г. появились первые работы клинического характера, в которых делаются попытки диагностировать у некоторых признающих себя зависимыми от Интернета субъектов те или иные формы обсессивнокомпульсивных или аффективных расстройств, иногда склонность к депрессивности, несколько чаще импульсивность или фобии. Однако подобные работы столь немногочисленны и опираются на столь малое количество испытуемых, что придти к определенным выводам пока не представляется возможным. Если же вернуться к основному корпусу проведенных эмпирических работ, то может быть высказана двоякая точка зрения: или примененный в них методический аппарат не соответствует традиционным критериям научной строгости, или же в них задаются новые критерии, отличающие исследования, проводимые посредством Интернета.

Второе направление критики основательнее всего артикулировано К.Сурратт. Опираясь на теорию символического интеракционизма Дж. Мида, она предлагает иную интерпретацию наблюдаемых феноменов.

По ее мнению, взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернетаддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую " зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми.

К.Сурратт с немалым пафосом протестует против активной "медикализации " проблемы зависимости от Интернета, т.е. тенденции интерпретировать соответствующие феномены исключительно с позиций психического здоровья/нездоровья. Тенденция эта обязана своим происхождением массированной кампании в популярной и специальной прессе, в том числе онлайновой. Ключевую роль, как считает К.Сурратт, играют сами "жертвы " зависимости от Интернета и их родственники, убеждающие и себя, и других в неизбежности медикопсихологической трактовки их поведения. Можно было бы сказать, что введен в действие своеобразный "принцип социального доказательства ": правильным признается то, что считают правильным другие люди, особенно если их много. В итоге каждый, кто сочтет, что у него/нее возникли в ходе работы в Интернете проблемы, оказывается в ситуации, единственным выходом из которой является обращение к психотерапевту. Альтернативные точки зрения не представлены ни в популярных, ни в специальных источниках. Хотя психолог К.Мюррей, к примеру, полагает, что преодоление зависимости от Интернета без обращения к специалисту по психическому здоровью не только возможно, но и приносит небесполезный опыт. Между тем учитывающие специфику зависимости от Интернета рекомендации по самостоятельному избавлению от зависимости встречаются нечасто; обычно повторяется "универсальный " набор рекомендаций для аддиктов.

Не без сожаления приходится допустить и признать, что некоторые специалисты по психическому здоровью активно заняты не всегда оправданным (и тому есть примеры) выявлением ранее не известных видов заболеваний а стало быть, привлечением новых клиентов. Параллельно с обоснованием нового вида расстройства (а иной раз и вместо такого обоснования) затевается кампания в прессе, инициируются судебные процессы. Для притока "гарантированных " клиентов нужно добиться, чтобы новое заболевание оказалось вписано в реестры психических расстройств если конкретно, то в будущее пересмотренное издание справочника DSMV (до сих пор имеется издание DSMIV). А кроме того, необходимо, чтобы расходы на избавление от заболевания начали покрываться какимито разновидностями медицинской страховки.

Вот когда предпринимаемые ныне усилия по обоснованию Интернетзависимости в качестве заболевания увенчаются победой (кто знает быть может, над здравым смыслом?), тогдато зарекомендовавшие себя в этой области специалисты по психическому здоровью не без выгоды для себя расширят свою практику. Не потому ли столь активны психологи и психотерапевты в разработке именно этой проблематики, хотя Интернетаддикция далеко не единственная тема во всем спектре психологических исследований в Интернете, достойная их компетентного внимания?

Социально-педагогическая коррекция Интернет-зависимых подростков

1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема

К сожалению, в условиях современной жизни подростки попадают в ловушки различных зависимостей. Употребление алкоголя и наркотиков среди молодых людей, несмотря на ведущуюся пропаганду здорового образа жизни, находится по-прежнему на весьма высоком уровне. Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера - интернета, игр, социальных сетей.

Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников - учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое - всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Однако эта ситуация имеет и обратную сторону - чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться. Это не только нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления, но и социальная изоляция, а в крайних случаях - психические нарушения.

Признаки интернет - зависимости у подростков таковы:

Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; Подросток предпочитает виртуальное общение, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет - зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость.

Однако, невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия.

Зависимость подростков от интернета несет серьезную угрозу для их психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

Гуманизация и гуманитаризация образования

Общеизвестно, что образование -- обучение и воспитание, но не всем известно, в чем заключается философия образования, складывавшаяся веками. Философия всегда стремилась не только осмыслить существующие системы образования...

Девиантное поведение как социальная проблема

По мнению Менделевича В.Д. девиантным поведением называется система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности...

Исследование направлений работы социального педагога с неполными отцовскими семьями

Семья - один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но, даже определение семьи...

Книги, по которым учились поколения россиян

Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы...

Проблема социальной адаптации подростков в кадетской школе

Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков

Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем...

Роль педагога-организатора в профилактике компьютерной зависимости у подростков

Компьютер - это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (т.е...

Роль педагогики в социальной работе

Понятием «социальный» (от лат. socialis - общий, общественный) объединяется все то, что связано с совместной: жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия...

Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление...

Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах и других религиозных книгах, народных сказках...

Социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков: инновационный проект

Социально-педагогическая работа с семьей

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это является первый вид общения людей...

Социальное неблагополучие современной молодежи

Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей...

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео