Российско-китайское сотрудничество в области туризма давно вышло за пределы простого наращивания взаимного турпотока. Оно предполагает много интересных инвестиционных проектов и даже возможность участия КНР в реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации". Об этом в интервью Международному радио Китая сказал советник-посланник посольства РФ в КНР Евгений Томихин.

Евгений Юрьевич, не так давно вы заявили, что развитие российско-китайских отношений, в том числе в области туризма и инвестиций, затруднено наличием устаревших стереотипов о стране-партнере. Какие из этих стереотипов наиболее вредоносны, что можно сделать для их устранения?

Евгений Томихин: Проблема стереотипного восприятия, на мой взгляд, действительно существует между нашими странами. Если говорить о туризме как комплексной сфере, затрагивающей культуру, экономику, народные контакты, то она воплощается в ограниченности представлений друг о друге. К примеру, абсолютное большинство китайских туристов воспринимают Россию через Москву с ее Красной площадью, Кремлем и через Санкт-Петербург с его дворцовыми комплексами и революционным прошлым. Знают также "Подмосковные вечера" и "Катюшу", русский балет и матрешек.

Однако Россия - это не только Москва и Петербург, равно как и Китай - это не только Пекин и Шанхай. География наших стран, культурные, природные и исторические особенности, региональный колорит очень разнообразны. Многое изменилось с 50-х годов прошлого века. Вместе с тем, это мало знакомо большинству граждан, живущих со своими, нередко расходящимися с реальностью представлениями.

Наша общая задача - донести до россиян и китайцев больше информации друг о друге, стимулировать взаимные туристические поездки в новые места, дать возможность знакомиться с современной ситуацией в двух странах. На это направлены такие масштабные проекты, как национальные Годы России и Китая в 2006-2007 годах, Годы русского и китайского языков в 2009-2010 годах, а также Годы туризма, проводимые в 2012-2013 годах.

А как быть со стереотипами в экономической сфере?

Евгений Томихин: К примеру, что касается инвестиций, то у китайского бизнеса распространенным является убеждение о "плохом инвестиционном климате в России", отсутствии льгот и больших рисках, связанных с вложением средств в нашу страну. Этот пришедший из 1990-х годов тезис не совсем актуален сейчас, поскольку за последние годы в России на этом направлении произошли ощутимые изменения. Лучшим доказательством служит рост иностранных инвестиций, появление на российском рынке целого "пула" крупных инвесторов из-за рубежа. Успешно реализуются проекты с иностранным участием в таких сферах, как энергетика, автомобильное производство, выпуск бытовой техники, торговля и недвижимость, финансовая и другие отрасли. Конечно, многие вопросы еще требуют решения, и инвестклимат, безусловно, нуждается в совершенствовании. Однако опыт работающих в России иностранцев, а большая часть из них это западные компании, показывает, что вкладывать деньги в нашу страну можно. Условия для этого вполне приемлемые.

ЦИФРА: 87,5 млрд долларов составил российско-китайский товарооборот в 2012 году. За истекшие пять лет объемы взаимной торговли выросли более чем вдвое (в 2007 г. - 40 млрд долларов)

Китайскому инвестору стоило бы получше присмотреться к российскому законодательству в инвестиционной сфере, которым предусмотрено немало льгот и преференций, изучить опыт компаний других стран, чтобы понять, почему российские условия удовлетворяют последних и как они строят свою деятельность в нашей стране. Хотел бы подчеркнуть, мы заинтересованы в радикальном увеличении инвестиций из Китая, готовы продолжить совместные с партнерами усилия для продвижения сотрудничества в этой сфере. Призываем китайских инвесторов не терять российский рынок.

Курортный остров Хайнань постепенно теряет российского туриста. О каких масштабах исхода россиян идет речь, реально ли изменить ситуацию? Страдают ли "хайнаньским синдромом" другие курорты и туристические центры КНР?

Евгений Томихин: Говорить об "исходе" российских туристов с острова Хайнань, вероятно, не совсем корректно. В последнее время мы действительно наблюдаем снижение количества поездок. По имеющимся данным, в прошлом году остров посетили около 190 тысяч российских туристов, что на 13% меньше уровня 2011 года. Основной причиной спада, насколько можно судить, является возросшая стоимость туристических услуг на Хайнане, что весьма ощутимо в условиях высокой конкуренции на азиатском туристическом рынке. Этот факт, кстати, отмечают и китайские туристы, которые в последнее время все больше предпочитают зарубежные поездки отдыху на Хайнане. Кроме того, по-прежнему высока стоимость авиаперелетов, имеются недостатки в плане организации сервиса и туристско-экскурсионной программы. Изменить ситуацию можно за счет предпринимаемых в Китае мер по превращению Хайнаня в "Туристический остров международного уровня". Насколько мне известно, это предполагает опережающее развитие инфраструктуры и создание для туристов максимально удобных условий.

Снижение турпотока из России на остров Хайнань напрямую связано с общим сокращением количества российских туристов в Китае. По данным российской статистики, в 2012 году КНР посетило 2,3 млн россиян, что на 5% меньше показателя 2011 года. При этом количество поездок с туристическими целями сократилось на 11,5%, до 1,3 млн человек. В первую очередь пострадал приграничный туризм, на который приходится до 60% всех туробменов, однако наблюдается и сокращение числа российских туристов в приморских городах северной части Китая. Есть надежда, что мероприятия Года китайского туризма в России помогут выправить ситуацию.

В рамках туристических Годов в Пекине состоялись десятки презентаций туристических и инвестиционных возможностей российских регионов. Удалось ли заинтересовать китайский капитал инвестировать в развитие региональной туристической инфраструктуры в России?

Евгений Томихин: Расширение географии туризма - одна из основных задач туристических Годов. У регионов России и Китая колоссальный потенциал и богатейшие туристические возможности, которые, к сожалению, пока мало известны широкому кругу туристов из другой страны. Для продвижения этих возможностей используются разные форматы. Так, в рамках Года российского туризма в 2012 году Международное радио Китая при поддержке Ростуризма организовало масштабный мультимедийный проект "Здравствуй, Россия", в рамках которого китайские журналисты посетили 22 региона нашей страны и отсняли более 100 видеороликов об их туристических ресурсах. Насколько мы можем судить, трансляция этих роликов по китайскому телевидению вызвала широкий общественный резонанс, недавно организован их повторный показ.

На протяжении нескольких лет мы используем практику проведения презентаций российских регионов в Китае. В 2012-2013 годах один из основных акцентов таких презентаций делался на туризм. Некоторые имели чисто туристический уклон и были приурочены к проведению крупных туристических выставок в Китае. В ходе презентаций наши представители знакомили китайских гостей с новыми туристическими маршрутами, перспективными проектами в туристической сфере, рассказывали об особенностях местной культуры и народного быта. Эффект от таких мероприятий, на мой взгляд, имел и медийный, и практический характер. Первый заключается в знакомстве широкой китайской аудитории через СМИ с регионами России. Второй - в прямых контактах российского и китайского турбизнеса. По нашим наблюдениям, ряд представленных в ходе прошлогодних презентаций маршрутов в этом году уже заработал.

По итогам Года российского туризма в Китае почти на 50% выросло число наших туристов в КНР, а гости из Китая стали вторыми по численности среди граждан иностранных государств, посетивших Россию. В 2012 году в Китае побывало 1,3 млн российских туристов. Китай стал третьей страной по посещаемости гражданами России

Развитие туризма, несомненно, обусловлено развитием туристической и сопутствующей инфраструктуры, создание которой сопряжено со значительными финансовыми вложениями и необходимостью поиска инвесторов. Российские регионы в ходе проводимых на китайской территории презентаций представляют вниманию потенциальных инвесторов проекты возможного сотрудничества, в том числе в сфере туризма. Определенный интерес, безусловно, имеется. Однако, как показывает практика российско-китайского инвестиционного взаимодействия, процесс налаживания сотрудничества может занять определенное время. Китайский бизнес, как я уже говорил, пока с осторожностью относится к вложению средств в Россию, и туристическая отрасль не исключение.

Есть информация, что в рамках предстоящего визита российского премьера в КНР может быть подписан ряд документов о привлечении китайского капитала в развитие российской инфраструктуры туризма. О каких конкретно проектах идет речь?

Евгений Томихин: Работа по развитию инвестиционного взаимодействия в туристической сфере в последнее время действительно приобретает системный характер. Федеральное агентство по туризму России уделяет этому направлению приоритетное внимание. Налажены прямые контакты с Государственным комитетом КНР по развитию и реформе, который, как известно, курирует вопросы инвестиций из Китая за рубеж. Активно в работу включилась Китайская ассоциация по планированию и развитию предприятий за рубежом. Содействие в поиске инвесторов оказывает Государственное управление по делам туризма КНР.

При поддержке этих ведомств 20-22 июня этого года в Пекине в формате комплексной презентации туристского потенциала и инвестиционных проектов в сфере туризма российских регионов проведено "Russian Tourism Road Show". Мероприятие, на мой взгляд, получилось полезным и позволило выйти на договоренности по ряду проектов. Уже начата подготовка ко второй сессии презентации, которая будет ориентирована на продвижение проектов приграничного туристического сотрудничества. Обсуждаются также инициативы по привлечению китайского капитала в развитие особых экономических зон туристического типа в России, тематических парков, создание гостиничных сетей, активный диалог идет на уровне бизнеса. Уверен, что проводимая работа выльется в подписание конкретных инвестиционных соглашений.

Подводя промежуточные итоги Года китайского туризма в России, можно ли утверждать, что поток российских туристов в Поднебесную увеличился? При существующей динамике достижима ли задача довести к 2015 году взаимный турпоток до 5 млн человек в год?

Евгений Томихин: Говорить о количественных итогах Года китайского туризма в России пока рано, поскольку туристический сезон в самом разгаре. Лето и начало осени - наиболее активное время поездок. Итоги первого квартала не отражают полную картину, однако свидетельствуют, что тенденция к сокращению российского турпотока в Китай сохраняется. В частности, по данным российской статистики, за три месяца 2013 года КНР посетило 445 тыс. россиян, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. При этом количество туристических поездок сократилось на 15% - до 227 тыс. человек. Поездки китайцев в Россию, напротив, выросли на 5,7% - до 200 тыс. человек.

Уверен, что предпринимаемые китайской стороной меры принесут свои плоды. Со своей стороны, мы также готовы прилагать усилия для привлечения большего количества российских туристов в КНР. Китай - страна с многовековой историей, богатейшей культурой, философией, большим количеством объектов Всемирного культурного и природного наследия. Это также уникальные памятники, изысканная кухня и древнее искусство врачевания. Одновременно Китай - это динамично развивающаяся страна с туристическими и курортными центрами, отвечающими самым современным требованиям. Все это интересно российским туристам и создает условия для увеличения турпотока в Китай.

Кстати: В 2014-2015 годах планируется провести Годы молодежных обменов между Россией и Китаем

Что касается показателя в 5 млн взаимных поездок к 2015 году, который был обозначен в начале 2012 года, его выполнение требует от сторон немалых усилий. В прошлом году нам удалось добиться существенного прорыва по количеству поездок из Китая в Россию - мы вплотную приблизились к показателю в миллион, при этом число китайских туристов в нашей стране возросло на 47%. Вместе с тем, произошло снижение российского турпотока в Китай, ощутимо отразившееся на общей статистике.

Реализация масштабного проекта обмена туристическими Годами носит более широкий характер и выходит за рамки понятия "туризм". Главное, что это поможет укрепить базу гуманитарных контактов, углубить взаимопонимание и дружбу между народами России и Китая.

В прошлом году Россия и КНР договорились о создании общей базы данных по инвестпроектам в сфере туризма и по-обещали ввести преференциальную экономическую политику по отношению к ним. Как воплощается эта договоренность, есть ли первые результаты работы в этом направлении?

Евгений Томихин: В ходе туристических форумов эксперты двух стран высказывали идею формирования единой базы данных инвестиционных проектов, которая привела к подписанию в ноябре 2012 года. Меморандума об инвестиционном сотрудничестве в сфере туризма между Ростуризмом и Государственным управлением по делам туризма КНР. Предполагается, что стороны будут выявлять направления и сферы туристских инвестиций, проводить исследования туристического рынка, специализированные инвестиционные форумы и семинары, обмениваться информацией о проектах, а также мерах по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Рассматриваются, в частности, варианты участия китайского бизнеса в реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)". Запущен процесс отбора наиболее перспективных проектов, на регулярную основу переведен информационный обмен, традиционными становятся презентации и форумы по инвестиционной тематике.

Как будут развиваться двусторонние туристические обмены после завершения Годов туризма?

Евгений Томихин: Проведение Годов туризма заложило основу для наращивания взаимного турпотока. 22 марта этого года, открывая Год китайского туризма в России, президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин назвали туризм новой "точкой роста" двусторонних отношений, "мостом дружбы" между народами наших стран. Тот факт, что главы государств уделили туризму такое большое внимание, свидетельствует о важности этого направления для российско-китайских связей, ставит перед нами новые задачи по поступательному увеличению количества туристов, расширению географии и сфер туризма, повышению уровня информированности.

За счет проведения Годов туризма удалось в значительной степени "разогреть" взаимный интерес у туристической общественности и народов двух стран. Сейчас важно не только поддержать, но и приумножить этот интерес, создавать еще более благоприятные условия для взаимных поездок. Один из приоритетов - развитие молодежного туризма, возможности которого сейчас используются сторонами достаточно слабо.

Уверен, что у российско-китайского туризма большие перспективы и потенциал, реализация которых позволит вывести двустороннее взаимодействие на новый уровень.

Досье

В 1989 г. окончил Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра китайской филологии). После окончания вуза работал на Гостелерадио.

Затем заместителем директора Первого департамента Азии Министерства иностранных дел Российской Федерации, старшим советником посольства РФ в Пекине.

В настоящее время - советник-посланник посольства РФ в КНР.

Женат, имеет троих детей.

Поднебесная! Так называют эту сказочную страну, которая известна своей многовековой культурой, невероятной красоты природными богатствами, одним из сохранившихся чудес света - Великой Китайской стеной. К тому же известна всем как самая большая в мире по численности населения. Более 1 миллиарда человек! Естественно, что туризм в Китае - это высокоразвитая отрасль экономики, и она достигла особого уровня развития за последние 10 лет. По числу туристов, которые ежегодно посещают Поднебесную (а это около 60 миллионов человек), это азиатское государство занимает третье место в мире. При этом развит не только международный туризм в Китае, но и внутренний. За год жители страны, не пересекая границ своего государства, совершают более полутора миллиардов туристических поездок.

Общее описание

Современный Китай - это, несомненно, экономически развитая страна. Здесь эффективно и прогрессивно развиваются такие отрасли народного хозяйства, как торговля, строительство, сфера услуг, медицина, культура, различные направления бизнеса, в том числе и гостиничного, что способствует развитию туризма в Китае. С каждым годом возрастает интерес российских путешественников к этой уникальной стране. Причем она привлекает и как очаг культуры, и как пляжное направление, и как страна, где можно совместить отдых с шопингом или с лечением. Одним словом, туризм между Россией и Китаем с каждым годом набирает обороты, что, безусловно, выгодно как первой, так и второй стороне. Многих Поднебесная привлекает обилием ярких народных праздников, которые выделяются своей красочностью и оригинальностью традиций, к тому же здесь можно полностью окунуться в мир истории и оказаться у истоков человеческой цивилизации.

Загадки Китая

Сотрудничество России и Китая в туризме во многом обусловлено тем, что наших соотечественников часто привлекают направления, которые выделяются своей загадочностью. Туристические объекты Поднебесной относятся именно к данной категории. Да и вообще, для россиян Китай - очень загадочная страна. Нас в первую очередь удивляет степень их трудолюбия, широта их мысли, ну и обилие всего, начиная от торговых центров и заканчивая различными развлекательными учреждениями и невероятной красоты парками и скверами. Однажды приехав сюда, ты попадаешь в зависимость и желаешь возвращаться вновь и вновь. В этом, по всей видимости, и заключаются секрет успеха туризма Китая.

Зарождение туристической отрасли

Где-то в середине XX века в стране было основано международное бюро путешествий - сначала в столице, а затем и в 14 крупных городах. Это и стало толчком к развитию туризма в Китайской Народной Республике. Примерно через 15 лет в Пекине было также создано управление по туризму, и он носил государственный характер. Однако вплоть до 1978 года, когда в КНР стали происходить реформы, и стала действовать политика открытости, данная отрасль не сильно развивалась. Только после этого туризм Китая вышел на стадию активного и непрерывного прогресса. И вот уже к 1999 году число прибывших в Поднебесную достигло 63,4 миллиона человек. А сегодня данная страна является ведущим турцентром Юго-Восточной Азии, а в мировом масштабе она на 6-м месте.

Достопримечательности

Богатое историческое прошлое оставило Китаю огромное количество памятников старины, и среди них на первом месте, естественно, Великая Китайская стена. Пользуется особой популярностью Цзыцзиньчэн - “Запретный город“. Любителей природных красот ждет прогулка по знаменитым паркам Ихэюань и Бэйхай. Поклонники горных пейзажев посещают горы Сяншань и совершают подъем к храму Неба. В стране есть множество архитектурных достопримечательностей, которые поражают смелостью фантазии древних зодчих. Для любителей старины и особо любознательных всегда найдется какой-нибудь интересный музей, где можно ознакомиться с историей культуры Китая. Туризм, отдых на курортах, экскурсионная программа - перспективные отрасли развития экономики страны. Вот почему с каждым годом в Китае появляется все больше различных объектов, вовлеченных в туристический бизнес. Тем не менее наиболее важными объектами государственной важности являются храм Неба, парк национальностей, императорская усыпальница, пекинский окенариум, ботанический сад и зоопарк и др.

Немного истории

У Китая за всю историю было 6 древних столиц: Сиань, Нанкин, Лоян, Кэйфэн, Пекин и Ханчжоу. Наиболее богатой с исторической точки зрения является первая из них, то есть Сиань. Она не только наиболее древняя в Поднебесной, но и входит в четверку самых древних столиц в мире. В городе есть множество достопримечательностей, которые называют “восьмым чудом света”, например, фигуры воинов, расположенных в гробнице Цинь Шихуана. Они сделаны из терракоты. Когда-то во время раскопок было обнаружено более 6000 таких фигур. И эта находка считается наиболее грандиозной в 20 веке. Остальные государства также имеют множество интересных достопримечательностей и представляют большой интерес для туристов. Будучи колыбелью цивилизации нашей планеты, Китай являет собой государство-загадку. Его история началась давно, но завесу атйны стали приподнимать относительно недавно. Только после окончания войны с Британией, в 1840 году, в мире вновь стали говорить о Китае. Именно тогда Гонконг перешел под владычество Английского королевства. Затем Поднебесная попала под влияние социалистического лагеря и стала закрытой страной.

Туризм Китая сегодня

В настоящий момент эта страна совершенствует содержание и формы туристического бизнеса, а также качество предоставляемого гостям сервиса. Было время, когда большинство приезжих в Поднебесную составляли этнические китайцы с капиталистических островов - Тайваня и Гонконга. Это произошло после начала осуществления политики “открытых дверей”. И китайцы, оказавшиеся по ту сторону “железного занавеса”, на островах, перешедших под управление Великобритании, захотели посетить историческую родину.

Именно для их нужд были построены новые отели. Многие из них сегодня подвергаются реконструкции, чтобы соответствовать современным требованиям. Сегодня Китай как туристическое направление стал популярным и у граждан Великобритании, США, Японии и др. Он также стал неотъемлемой частью туризма России. Китай привлекает наших граждан в первую очередь как страна, где можно совершить грандиозный шопинг, причем всего без исключения. Однако немало и таких туристов, которые отправляются в Поднебесную именно с целью по достоинству оценить все исторические, природные и другие достопримечательности этой восточной страны. Кстати, с каждым годом набирает все большие обороты отдых на морских курортах Китая. Естественно, этому способствует расширения туристической инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых услуг.

Реформы

Разнообразные изменения, которые произошли в Китае в начале 80-х, повлияли на рост туристического рынка страны. И тем не менее именно политическая эволюция в КНР имела прямое воздействие на развитие данной важнейшей отрасли народного хозяйства. С тех пор с каждым годом увеличивается количество туристических зон. Уже к 1986 году 274 китайских городов были внесены в туристические маршруты.

Популярные туристические направления

Наиболее популярными являются северо-восточный и центральный регионы Китая. Именно здесь сосредоточены его главные достопримечательности. Однако южная часть страны также имеет своих поклонников. Здесь особенно красивая природа, к тому же пляжный туризм никогда не выйдет из моды. Ну и острова близ побережья всегда будут привлекать граждан других стран.

Острова

О. Гонконг привлекателен для туристов в первую очередь с точки зрения торговли. Помимо этого, грандиозный шопинг можно совмещать с богатым разнообразием равлечений, особенно так называемых ночных. Здесь проводится можножество фестивалей, ярмарок, конференций, соревнования по конному спорту и т. д. Другой популярной китайской территорией является Макао, которая до поры до времени была португальской колонией и только к началу 21 века перешла к КНР. К Макао примыкают полуостров Аомынь и острова Тайпа и Колоане. Сюда удобнее попасть из Гонконга. Кстати, это место пользуется особым спросом у местных и является центром развития Сегодня эта местность претерпевает настоящий расцвет, так как в стране увеличилось количество отпускных и выходных дней.

Медицинский туризм в Китае

Кто не знает о знаменитых врачевателях Поднебесной? До сих пор для многих европейских ученых феномен китайской медицины остается неразгаданным. Естественно, что в этой связи иностранцами Китай рассматривается как прекрасное направление для лечебного туризма. На самом деле здесь есть множество клиник-санаториев, а также центров нетрадиционной медицины, которые предоставляют приезжим огромный спектр восстановительных, оздоровительных, профилактических и омолаживающих процедур по сравнительно низким ценам. Кстати, на китайских врачей уповают очень многие тяжелобольные, для которых Китай - последняя надежда на выздоровление.

Медицинские центры Китая отличаются не только прекрасным составом медперсонала, но и великолепной ультрасовременной техникой, благодаря которой невозможное становится возможным. В этом плане Поднебесная интересна и российским туристам, особенно если учесть, что для их нужд в местных медклиниках обязательно имеются русскоговорящие кадры или переводчики, что очень важно, когда речь идет о здоровье.

Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!

Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.

Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.

Новые технологии логистики

Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?

Факты и цифры

Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.

  • Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
  • Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7% .
  • 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
  • В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн .
Логистика будущего

Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT (мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL – логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).

3D печать

Текущая ситуация

  • Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
  • 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
  • Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.

Роль в логистике

  • Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
  • «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
  • Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)

Текущая ситуация

  • 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
  • 46.62% планируют делать это в будущем.
  • 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
  • Лишь 3% отрицают этот факт.

Роль в логистике

  • Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
  • Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
  • Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)

Текущая ситуация

  • 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
  • 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
  • 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
  • 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
  • 31% производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.

Роль в логистике

  • Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
  • Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
  • Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт

Текущая ситуация

  • 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в управлении грузовым автотранспортом.
  • Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
  • Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
  • 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
  • 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.

Роль в логистике

Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.

Зачем развивать технологии

Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.

Новые модели развития

  • Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
  • Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.

Гибкость

  • Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.

Близость к клиенту

  • Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.

Мультиканальность

  • Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
  • Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.

Информационные технологии

  • Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.

Непрерывность

  • Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.

Стабильность

  • Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.

Прозрачность

  • Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.

Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.