Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я

В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Рабочий день воспитателя

В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.

Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.

После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.

Обязанности воспитателя

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.

Роль младшего воспитателя

В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.

Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.

Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.

Помощник воспитателя детского сада

Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.

Выбор за вами

Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.

P. S. Коротко о главном

А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Старшего воспитателя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность старшего воспитателя [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Старший воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Старший воспитатель относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Старший воспитатель подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.6. Старший воспитатель отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Старший воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
  • методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Старший воспитатель в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия старшего воспитателя его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях.

2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.3. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.

2.4. Организует подготовку домашних заданий.

2.5. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

2.6. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.

2.7. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.8. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.9. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

2.10. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.

2.11. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

2.12. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

2.13. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

2.14. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.15. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

2.16. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

2.17. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.19. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.20. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.21. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.22. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

2.23. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

В случае служебной необходимости старший воспитатель может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Старший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Старший воспитатель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы старшего воспитателя осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы старшего воспитателя является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы старшего воспитателя определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Старшему воспитателю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

Представляем вашему вниманию должностную инструкцию старшего воспитателя детского сада.

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • воспитателю необходимо обладать знаниями педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
  • воспитатель должен знать психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • воспитатель обязан знать методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • воспитатель должен знать продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения должны быть хорошо известны воспитателю;
  • основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;
  • воспитатель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • воспитателю следует знать правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • правила охраны труда и пожарной безопасности.

ВАЖНО! Подробное разъяснение

Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления работы является старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Сегодня структура деятельности такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма. Немало научных исследований посвящено уточнению содержания и характера деятельности старшего воспитателя, определению знаний и умений, необходимых для успешного руководства воспитательно-образовательной работой и организацией методической помощи воспитателям, установлению требований к профессиональной подготовке, выявлению его роли в развитии инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ).

Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Это было связано с необходимостью обеспечить непрерывность воспитания в яслях и детском саду в свете реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предлагалось в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение. С этого периода дети раннего и дошкольного возраста могли воспитываться в одном учреждении, относящемся к сфере просвещения. Учитывая тот факт, что в группах раннего возраста тогда работали медицинские сестры, для усиления педагогической работы.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.60 года № 1197 в типовых штатах яслей-садов утверждена должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях. При наличии в яслях- саду четырех и более таких групп полагалась 1 штатная единица, а для трех групп раннего возраста — 0,5 ставки педагога.

В связи с проведенной унификацией заработной платы в 1965 г. должность «педагог» в яслях-садах переименована в должность «воспитатель-методист». В этот период воспитатель-методист являлся помощником заведующей, при необходимости заменял ее. Должностные функции воспитателя-методиста имели достаточно расплывчатый характер. Основное время в его деятельности было направлено на оказание медицинским сестрам и воспитателям методической помощи в организации игр и занятий, составлении плана работы с детьми, продумыванием вместе с врачом режима дня, организации обмена опытом, причем, внимание сосредоточено на ясельных группах. В его обязанности входило также составление плана методической работы в ДОУ на год, разработка месячных планов.

Воспитатель-методист также принимал участие в подготовке и проведении педагогических совещаний, помогал в организации работы воспитателей с родителями.

В последующие годы, в связи с быстрым ростом численности крупных дошкольных учреждений, рассчитанных на 10-12 групп, должность воспитателя- методиста вводится независимо от их типа (детский сад или ясли-сад) и количества ясельных групп на основе индивидуальных штатов. Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпросвещения СССР от 31.12.71 № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в наименованиях должностей работников дошкольных учреждений предусматривали должность воспитателя-методиста. Данный документ, введенный в действие на территории РСФСР письмом Минпросвещения РСФСР «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» от 03.02.72 № 59-М,* определял, что эта должность устанавливается в штатах яслей-садов (на 6 групп — 0,5 единицы, а начиная с 8 групп — одна единица) и детских садов (соответственно на 8 и 10 групп).

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 № 3 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений». В общих положениях устанавливалось соответствие должностных наименований с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Госстандартом СССР и Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.

В должностных обязанностях отмечалось, что воспитатель-методист осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада (яслей-сада), обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу, а также оказывает методическую помощь воспитателям и медицинским сестрам, непосредственно работающим с детьми. Было отмечено, что в его обязанности входит организация работы методического кабинета, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей. Воспитатель-методист изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, организует обмен опытом работы, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Важный аспект деятельности воспитателя-методиста — подготовка педсовета. Он выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в их работе, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.

В разделе «Должен знать» подчеркивалась необходимость знания нормативной базы дошкольного воспитания, руководящих документов, дошкольной педагогики и психологии, «Программы воспитания…», содержания и методов учебно-воспитательной работы, форм и методов ее контроля, правил охраны жизни и здоровья детей.

Квалификационными требованиями были высшее или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Для воспитателя-методиста яслей-сада, кроме того, окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, значимость этой должности повысилась, деятельность воспитателя-методиста теперь распространялась на всех педагогов дошкольного учреждения.

В таком виде эта должность просуществовала до 1 сентября 1984 г. В связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» от 25.06.1984 г. N 71 в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель». На основании данного приказа должность воспитатель-методист была заменена старшим воспитателем и в яслях, находившихся в ведении Министерства здравоохранения, письмом (внимание редакции! у письма не было названия!) Минздрава СССР от 23.11.84 № 02-14/57- 14. Должности старших воспитателей устанавливались в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность, что было закреплено в «Штатных нормативах медицинского и педагогического персонала и работников кухни детских яслей», утвержденных приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (с изм. и доп. от 14 сентября 1984 г., 2 декабря 1999 г.)

В утвержденном министром просвещения СССР и министром здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС от 29 января 1985 г. № 16 «Положении о детском дошкольном учреждении» , определявшем деятельность на всех дошкольных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, в разделе основные права и обязанности работников уточнены требования к старшему воспитателю в части полученного профессионального образования. Он назначался из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) образование или лучших воспитателей, имеющих среднее педагогическое (дошкольное отделение) образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Требования специальной подготовки к руководству работой групп раннего возраста были сняты, в связи с введением соответствующего содержания в дисциплины вузов и педучилищ.

По сравнению с квалификационными характеристиками в этом документе уточнено содержание деятельности старшего воспитателя. Отмечено, что он несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования» от 04.06.90 № 375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения в учреждениях бюджетной сферы Единой тарифной сетки.

При согласовании с Минтруда России тарифно-квалификационных характеристик на педагогических работников, от которых зависели уровни оплаты их труда (разряды), не было получено согласия на утверждение тарифно­квалификационной характеристики по должности воспитатель-методист. Учитывая это, Министерство образования России опубликовало сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» от 19.05.93 г. № 91-М (в других официальных документах на него ссылаются как на письмо) и рекомендовало оплачивать этих работников, как старших воспитателей на основе тарифно-квалификационной характеристики по должности воспитатель или же вводить должность заместителя заведующего дошкольным учреждением.

В условиях развития вариативности дошкольного образования появилась необходимость уточнить перечень обязанностей старшего воспитателя и требований к его подготовке. В «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» (письмо (с тем же названием) Минобразования РФ от 23.08.93 № 148-М)* для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя) в должностные обязанности внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования.

Старший воспитатель:

  • проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
  • предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные

направления развития педагогической деятельности в ДОУ;

  • координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.

Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них. Старший воспитатель создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с руководителем ДОУ, формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя и др.) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:

  • Международную конвенцию о правах ребенка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
  • основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
  • основы педиатрии, санитарии, гигиены;
  • концепцию дошкольного воспитания;
  • дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • ориентироваться в методах диагностики и коррекции развития ребенка;
  • знать основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьей.

Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» * (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) были введены в действие «Тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений» В перечень специалистов включена должность воспитатель (включая старшего), а в перечень руководителей — заместитель руководителя (заведующего).

Обязанности старшего воспитателя выделены наряду с обязанностями воспитателя. Определено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя он руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения. Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Привлекает к участию в работе с коллективом детей представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Из текста видно, что должностные обязанности носят обобщенный характер и относятся к разным типам образовательных учреждений и достаточно слабо учитывают специфику деятельности ДОУ. Квалификационные требования к этой должности определяют наличие высшего образования и более быстрое прохождение соответствующих разрядов ЕТС, что обеспечивает повышенную оплату труда.

Должностные обязанности заместителя руководителя (заведующего) в части руководства учебно-воспитательной работой значительно расширены. Он организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит постановлению отказано в государственной регистрации (информация опубликована в региональном выпуске «Финансовой газеты», октябрь 2003 г., N 40, а также в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 1 октября 2003 г. N 36, в газете АКДИ «Экономика и жизнь» октябрь 2003 г., N 41, в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 10). Об обжаловании настоящего постановления см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N КАС 02­598


профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников. Составляет расписание занятий и других видов деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническим средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

Более четко определены требования по разделу «Должен знать», в которых сделан акцент на знания теории и методов управления образовательными системами; основ экономики, права, социологии; административного, трудового и хозяйственного законодательства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В квалификационных требованиях содержится положение о наличии высшего профессионального образования и стажа работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Учредители дошкольных образовательных учреждений имеют возможность утвердить в штатном расписании ту или иную должность, на практике встречается наличие двух этих должностей в штате ДОУ инновационного типа или работающих в статусе экспериментальной площадки.

При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на описание профессиограммы.

Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Впервые профессиограмма воспитателя-методиста, а впоследствии старшего воспитателя, была разработана Л.В. Поздняк. Проведенное ею в 80-е годы диссертационное исследование, имело целью определение педагогических условий, обеспечивавших совершенствование подготовки студентов к этому виду деятельности, а результатом — определение структуры и содержания функций воспитателя-методиста дошкольного учреждения, требований к его подготовке. Созданная двухуровневая функциональная модель организаторской деятельности воспитателя-методиста позволила разработать профессиограмму, которая содержала характеристику наиболее существенных черт личности воспитателя-методиста, а также знания, умения необходимые для осуществления организаторской деятельности. Данная профессиограмма использовалась Министерством просвещения СССР при пересмотре «Квалификационной характеристики преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию по специальности № 2110 «педагогика и психология (дошкольная)».

В последнее десятилетие ХХ в. Л.В. Поздняк продолжила эту работу. В течение 20 лет, будучи деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, она возглавляла Учебно-методическую комиссию по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по педагогическим специальностям. Благодаря своей твердой обоснованной позиции, сумела отстоять необходимость выделения педагогической специальности высшего профессионального образования «Педагогика и методика дошкольного образования», направленной на получение квалификации организатора- методиста дошкольного образования. Уточнение профессиограммы старшего воспитателя ДОУ позволило усилить содержание профессиональной подготовки специалистов блоком дисциплин управленческого цикла, направленных на усвоение знаний и умений руководства педагогическим процессом и воспитателями на научной основе.

Профессиограмма старшего воспитателя содержит описание основных функций его деятельности*, в соответствии с которыми он обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей, добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам. Важным направлением является методическое обеспечение педагогического процесса, которое включает разноплановую деятельность, направленную на повышение квалификации педагогов, организацию методического кабинета, опытно-экспериментальную работу, пропаганду педагогических знаний среди родителей, осуществление преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы. Каждое направление содержит комплекс действий, обеспечивающих всесторонность реализации разных аспектов деятельности. Профессиональные умения старшего воспитания ДОУ характеризуются как профессионально-организаторские при выполнении функций планирования, организации, контроля, координации, общения. Особо выделяются социальные функции, реализующиеся через различные формы (организация совещаний, выставок, участие в выборной общественной работе и многие другие).

В исследованиях последнего десятилетия, выполненных под руководством Л.В. Поздняк, представлены материалы, позволяющие внедрить в практику ДОУ эффективные способы планирования (Р.К.Тропина), информационного обеспечения (С.В. Савинова), построить методическую работу на диагностической основе (А.Н. Морозова), реализовать исследовательский подход в деятельности руководителя (Е.В. Давыткина), организовать научно­методическую деятельность в ДОУ (О.В. Никифорова), провести гуманитарную экспертизу (И.В. Тимофеева) и т.д.

Специалистами проведены исследования разнообразных проблем, связанных с деятельностью старшего воспитателя, таких как: формирование управленческой и эстетической культуры руководителя ДОУ (М.В. Бурмакина, Т.М. Максимова), развитие управленческого мышления (Л.В. Беляева), управление конфликтами в коллективе (И.В. Сафронова), управленческого мониторинга (Е.И. Терзиогло), совершенствование организации как функции управления (И.А. Селиверстова), методическое руководство исследованием развития ребенка (И.Л. Паршукова), осуществление аналитической деятельности (М.А. Ковардакова, С.Ф. Багатдинова и др.), формирование проектировочной деятельности (И.В. Фадеева), создание системы управления ДОУ по результатам (К.Ю. Белая), управление качеством образовательного процесса (Л.И. Фалюшина), в том числе в учреждениях инновационного типа (Л.Г. Богословец), управление инновационными процессами (В.Н. Казакова, Е.И. Кузьмичева), использование информации в образовательном процессе (Е.С. Комарова, Т.С. Остренко), повышение профессиональной квалификации педагогов (Л.А. Пенькова), педагогической компетентности при общении с родителями воспитанников (Т.В. Кротова) и др.

Многие из этих и других исследований посвящены одновременно проблемам подготовки студентов, овладению ими соответствующими знаниями и умениями в течение обучения в вузе, формированию необходимых профессиональных качеств будущих руководителей.

Безусловно, сегодня можно говорить о необходимости уточнения отдельных положений профессиограммы старшего воспитателя, но концептуальная основа выдержала проверку временем. Современная наука управления ДОУ располагает достаточно обоснованными данными, позволяющими содержательно, эффективно и интересно построить работу старшего воспитателя с педагогическими кадрами, родителями воспитанников, добиться высокого качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Педагог для обслуживания детей ясельного возраста

Воспитатель-методист и его должностные функции

Расширение должностных обязанностей воспитателя-методиста

Введение должности «старший воспитатель» и определение его обязанностей

Уточнение обязанностей старшего воспитателя Профессиограмма старшего воспитателя

Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодат. и инструкт. док./Под ред. А.И. Шустов — М., «просвещение», 1980 — С.416-425.

С:\изегз\ЛюдмилаМихайловна\0оситеп1з\Научная работа\СТАТЬИ\Для сайта 2 ГД\Волобуева Л. Старший воспитательное

Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности/ Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др. Под ред. Р.А. Курбатовой. — М.: Просвещение, 1988.

— С. 181-190. Документ утратил силу в связи с утверждением Типового положения о ДОУ (1995).

Л.М. Волобуева, Московский педагогический государственный университет, профессор, кандидат педагогических наук.