Данная статья будет посвящена отпуску учителей. Есть такая профессия - трудная и изнурительная, пусть она не связана с работой на рудниках и в шахтах, но по отдаче сил вполне может с нею сравниться. Одновременно она - и радость, и праздник, хотя и не имеет сиюминутных результатов, поскольку дети растут не быстро. Эта деятельность во всём отличается от других, а потому и отпуск учителей отличается от других профессий. Они отдыхают чаще всего летом, когда дети находятся на каникулах.

Педагогические работники

Отпуск учителей формируется по известным причинам: они отдыхают именно тогда, когда не нужно учить детей. Однако и во время учебного года учитель имеет право взять дни в счёт летнего отдыха. И даже целый год отпуск учителей может продлиться, если он, например, творческий. О подобных случаях и будет здесь рассказано, а также и о том, сколько дней продолжается обычный отдых.

Учитель относится к педагогическим работникам, а это значит, что отпуск их регулируется теми же статьями Трудового Кодекса и теми же Постановлениями Правительства. В главе 52 ТК содержится вся информация о том, что представляет собой труд педагогов, и там же, в ст. 334 ТК РФ, говорится об их отпуске. В частности, там сказано, что у каждого учителя он ежегодный и оплачиваемый. А вот по продолжительности отпуск педагогическим работникам положен различный.

Виды отпуска

Учителя, работающие по Трудовому Кодексу, выполняют все обязанности, которые им предусмотрены, а потому педагогам предоставляются и все права в объёме, которые изложены в этом законе, в том числе и право на отпуск. Это в первую очередь декретный отпуск, далее - по уходу за ребёнком, а также отпуск за свой счёт и ещё много подобных разновидностей. И каждый год положен отпуск ежегодный удлинённый и оплачиваемый. Почему удлинённый? Потому что у обычных профессий он обычно длится двадцать восемь дней по календарю, а сколько дней отпуск у учителей? Они отдыхают от сорока двух до пятидесяти шести календарных дней.

Разница длительности отпуска педагогическим работникам зависит от рода деятельности. Согласно определённому правительством перечню, учитель школы отдыхает 56 календарных дней, а педагог дошкольного учреждения - только 42. Это отпуск базовый хотя он и удлинённый, но во многих случаях учитель может рассчитывать на ещё большую его продолжительность. Например, сколько дней отпуск у учителей в зависимости от региона? На Крайнем Севере закон предусматривает и до восьмидесяти, то есть они отдыхают дополнительно двадцать четыре дня.

Время отпуска

Когда учитель имеет право взять отпуск, решает администрация. Есть мнение, что только летом, но это не так. Учитель имеет право взять его когда угодно, всё определяет составленный администрацией график. Летом отдыхать предпочёл бы каждый, однако это у детей каникулы, а у преподавателей помимо уроков очень много разнообразных дел. Не все ученики уходят в июне на каникулы - в школах проходят экзамены, набирают новых учеников, а к выходу школьников первого сентября должны быть готовы все помещения.

Во всех школах летом проводятся многочисленные детские программы, где работают те же самые учителя. А потому к середине августа все преподаватели должны быть в школе, и получают они уведомление об отпуске далеко не на первое июня. Большинство учителей делят отпуск на части и отдыхают в периоды других каникул - зимних, весенних, осенних. Благо, что даже в наши трудные времена ещё не появилось уведомление об отпуске учителей, сколько-нибудь сокращающее количество дней отдыха. В общей сложности остаются те же сроки - 56 и 42 дня по календарю.

Новые законы

Удлинённый отпуск полагается только тем, кто непосредственно занимается воспитанием и образованием детей. Ранее его получали не все категории педагогических работников, теперь же имеют право на удлинённый отпуск абсолютно все педагоги, которые оформили свою деятельность согласно номенклатуре должностей руководителей и работников образовательных организаций.

Более пятидесяти шести дней отпуск педагогическим работникам оплачивается в учреждениях для сирот и детей с ограниченным здоровьем, а также преподавателям школ искусств. Остальным штатным работникам - библиотекарям, психологам, методистам и так далее - положено только шесть недель отпуска. Также не распространяется этот закон и на непедагогический персонал образовательных учреждений. Повара и охранники к положенным оплачиваемым тридцати дням отпуска могут присовокупить только дополнительно дни за свой счёт, чтобы не скучать в опустевшей школе.

Примечания к закону

Установленная продолжительность отпуска, основного, удлинённого, оплачиваемого и полагающегося только педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, не зависит от ведомственной подчинённости и правовой организационной формы учреждения. Однако чтобы определить количество дней, которое содержит очередной отпуск учителям, нужно постоянно руководствоваться примечаниями и приложениями к новому закону.

Например, в примечаниях указано, что 56 дней полагаются для отпуска преподавателям школ искусств, куда входят музыкальные, художественные и другие, относящиеся к Это указано в пункте 2 примечаний к закону. Другой пример: продолжительность отпуска учителя, работающего в учреждении, которое не является образовательным, согласно постановлению № 1052 1994 года, - 42 дня по календарю. Так отдыхают и многие другие работники организаций, предприятий и учреждений.

Новые правила

Изменился порядок исчисления продолжительности отпуска для тех учителей, которые были приняты на работу посреди учебного года. Ранее это делалось исходя из количества, проработанного в учебном году, времени, то есть пропорционально. Теперь не так. После шести месяцев непрерывной работы преподаватель имеет право на полный ежегодный полностью оплачиваемый отпуск.

Таким образом, если учитель начал трудиться в образовательном учреждении, например, в ноябре, то в июне он уже должен получить отпуск ровно такой же, как и все остальные преподаватели, поскольку статья 139 Трудового Кодекса ограничений продолжительности отпуска учителей абсолютно никаких не содержит, даже если ежегодный отпуск начинается до истечения шести месяцев с момента начала работы преподавателя в данном учреждении. Напротив, там указано, что каждый преподаватель имеет право на удлинённый ежегодный оплачиваемый отпуск.

Ненормированный рабочий день

В статье 119 отрегулированы правила по предоставлению оплачиваемого дополнительного отпуска тем работникам образовательных учреждений, у которых рабочий день не является нормированным. Продолжительность такого отпуска определяется либо коллективным договором, либо внутренними правилами трудового распорядка данной организации, но менее трёх дней он быть не может. Если же нет возможности предоставить дополнительный отпуск, преподаватель может "взять деньгами", то есть переработка компенсируется по типу сверхурочной работы. Но для этого должно быть письменное согласие работника. Как написать заявление на отпуск? Образец можно найти в иллюстрациях к данной статье.

Условия и порядок оплачиваемого дополнительного ежегодного отпуска преподавателям с ненормированным рабочим днём в финансируемых государством учреждениях и организациях установлены Правительством РФ, а в организациях и учреждениях, финансируемых субъектами РФ, отпуск учителей установлен органами власти данного субъекта. Если же организацию или учреждение финансирует местный бюджет, тогда все вопросы решает местное самоуправление.

Сроки

За сколько дней и Образец существует на каждый вид отпуска отдельно, а срок написания не обговаривается. Однако в каждой организации существуют определённые нормативы, где локальными актами закреплены правила относительно точного количества дней, по истечении коих такое заявление должно быть подано в соответствующие инстанции.

Многое здесь зависит от работы бухгалтерии. Отпускные она начисляет заблаговременно, не менее чем за три дня до отпуска, исключая крайние случаи. Значит, работодатель должен получить заявление как минимум за четыре дня. Также нужно учитывать масштабность организации, есть среди учреждений образования и очень крупные. А потому лучше собственным отдыхом озаботиться значительно раньше.

Перечень

Должности работников, у которых ненормированный рабочий день и которые имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, установлены внутренними правилами трудового распорядка или другими нормативными актами данной организации. В такой перечень включены как руководители, так и технический персонал, а также другие лица, чей труд не поддаётся точному учёту. По этому же принципу рассчитывается дополнительный отпуск для тех, кто работает по свободному графику.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска, как уже было сказано, для работников с ненормированным рабочим днём не бывает менее трёх календарных дней, а вот по максимальной продолжительности новые правила не предусматривают ограничений. Предел существует лишь по минимальному сроку.

Заявление на отпуск

Например, пришло время написать заявление на отпуск учителя. Образец выглядит примерно так. В правом верхнем углу заполняется должность руководителя и фамилия и инициалы руководителя, к которому обращено заявление. Далее нужно написать, от кого оно поступило - фамилия и инициалы, должность. По центру листа ниже пишется слово "Заявление", чуть отступив - основной текст, где указывается просьба о предоставлении очередного оплачиваемого отпуска от такого-то числа по такое-то число, продолжительностью в столько-то календарных дней. Ещё ниже - личная подпись и дата подачи заявления.

Если отпуск не очередной, а дополнительный, меняется только основная часть заявления, где нужно указать просьбу предоставления дополнительного отпуска на конкретный период. Верхняя и нижняя части бланка остаются неизменными. И нужно иметь в виду, что работодатель во втором случае имеет право не пойти навстречу, поскольку обязан предоставлять только очередной отпуск. Лучше, если будет предварительная договорённость. Иногда учителю нужно по каким-либо обстоятельствам отсутствовать на работе только один день, в этом случае уместно написать заявление на отпуск без сохранения содержания.

Отпускные

Средний заработок во время отпуска за работником школы сохраняется, что определено статьёй 139 ТК и Положением о порядке исчисления средней заработной платы № 123 2003 года. Порядок же состоит в том, что суммируется фактическая начисленная заработная плата за последние три месяца (от первого до первого числа), исходя из чего и выводится средняя цифра.

Здесь нужно учитывать абсолютно все виды выплат, которые есть в перечне (пункт 2 этого же Положения). Это доплаты за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, мастерскими или лабораториями, за работу в комиссиях методических и цикловых, а также все остальные выплаты, которые предусмотрены в системе оплаты труда работника образовательного учреждения. Нерабочие и праздничные дни, которые совпадают с отпуском учителя, не оплачиваются и в общее количество дней не включаются.

Совмещение должностей

Педагоги нередко выполняют работу на разных участках и совмещают должности, где существует разная продолжительность отпуска. Например, преподаватель физики и воспитатель дошкольной группы в одной и той же общеобразовательной школе. Трудовой отпуск учителей 56 дней, а воспитателей - 42. Соответственно должны рассчитываться и отпускные. Однако отпуск педагог получит по максимуму, а деньги будут начислены по одному из двух способов.

Первый исходит из суммы начисленной фактически за весь расчётный период - по каждой должности отдельно. Второй же способ сложнее. На общую продолжительность отдыха приходится общая сумма начисленной фактически заработной платы, плюс превышающая общую продолжительность часть отпуска просчитывается отдельно, исходя из заработка той должности, где продолжительность отпуска больше.

Проблема

Здравствуйте! У нас возникла такая проблема, в нашем учреждении, т.е. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, есть педагогическая служба, осуществляющая обучение умственно отсталых детей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", у воспитателей был отпуск 56 к.дней. И согласно Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204) пункт 2.5.Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. И так как нет в интернате лицензии на обучение детей, то с 01.01.2016г. администрация детского - дома переводит воспитателей на 40 часов в неделю за ставку заработной платы. И отпуск с 56 календарных дней, переводит на 2-8 календарных дней. Правомерно ли это?

Решение

Здравствуйте. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Закон предусматривает, что это деятелсность лицензируется, а раз лицензии нет, то образовательную деятельность она вести не может, и работники не могут быть признаны педработниками, а, следовательно, не могут иметь сокращенный рабочий день и удлиненный отпуск.

Раз у Вас эти условия были предусмотрены трудовым договором, то организация при изменении этих условий должна уведомить работников письменно не менее, чем за два месяца об изменении основных условий трудового договора. По -видимому, Вас и уведомили об этом. Если работники не согласны работать в новых условиях, допускается расторжение трудового довгоора по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса с выплатой компенсации в размере двухнедельного среднего заработка.

Виктория, в нашем детском доме для умственно отсталых детей возникла такая же проблема. Вы пишите, что администрация должна получить лицензию на образовательную деятельность. Но это практически невозможно. Дети у нас очень сложные, есть отделения "Милосердие". Мы осуществляем не образовательную деятельность, а наверное относимся к организациям осуществляющих обучение. Обучаем наших воспитаников элементарным вещам. Возникает вопрос, ели мы не получим лицензию, то наш отпуск будет составлять 28 дней и продолжительность рабочей недели 30 часов?

Решение

Здравствуйте!

Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней;

2. Изменение определенных условий ТД должно быть надлежащим образом оформлено:

Допсоглашение к ТД;

Приказ об изменение определенных условий ТД;

3. И конечно , изменить определенные условия ТД работодатель обязан правильно:

По соглашению сторон ст.72 ТК РФ, что вряд ли для вас приемлемо;

По процедуре ст.74 ТК РФ, которую вам уже объяснили.

Если документы не подписаны, процедура не проведена, то требуйте ее провести, а в период процедура обращайтесь с жалобой в инстанции, которые указала.

4. Тем более гарантии педагогическим работникам указаны в ст.333, 334, 335 ТК РФ.

Работодатель не может изменить эти условия в сторону ухудшения положения работников, это запрещено, применяться не может ст.57 ТК РФ.

У нас в области три Детских дома-интерната для умственно отсталых детей. И относимся мы не к Министерству образования, а к Министерству социальной политики Свердловской области. И лицензирование педагогической деятельности Министерству не нужно, и нет денег. Распоряжение Министерства соц.политики: всех педагогов работающих ДДИ для умственно отсталых детей перевести на 40 часов в неделю за ставку заработной платы, и при этом добавили, что для интерната это и лучше, т.к. воспитатели будут больше находиться с детьми. Должностные обязанности и зароботная плата остаются без изменения. Педагоги как вели занятия с детьми, так и должны вести. И получается, что лицензироваться не дают, педагогическая деятельность должна вестись. Но при этом отпуск уменьшается, часовая нагрузка увеличивается. Как нам получить лицензию?

И вот вам Информация из Инете марта 2015:

Умственно отсталых детей в Приозерске развивали без лицензии

В городе Приозерске Ленинградской области по постановлению прокурора руководитель детского дома-интерната заплатит штраф за осуществление деятельности без лицензии.

Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе прокуратуры Ленобласти, Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ЛОГСКУСО "Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" законодательства об образовании.

Установлено, что домом-интернатом осуществляются коррекционно-развивающие занятия с детьми по дополнительным общеразвивающим программам без наличия лицензии на образовательную деятельность .

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Прокурором в отношении и.о. директора детского дома-интерната возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление образовательной деятельности без лицензии) и направлено в мировой суд.

В настоящее время руководитель детского дома-интерната привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

И я ведь вам написала пути решения, куда обращаться по вопросу лицензирования, и того, что педработников из-за отсутствия лицензия лишают тех гарантий, которые им по ТК РФ установлены:

1. Профсоюз;

2. Департамент образования;

3. Администрация города, области;

4. И вот, основываясь на информации из Инета - прокуратура.

Читайте мой самый первый комментарий к вам, там все было указано:

"Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, наименование ваших должностей соответствуют этим документам , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников..........."

Я только про прокуратуру забыла совсем, вылетела она у меня из головы.

Удачи!

Уведомление подписать, взять на руки.

Вам нужны документы на основании, которых вы будете действовать дальше.

Если он не делает лицензию, то он должен исключить из ШР должности, которые соответствуют номенклатуре подработников, т.к. без лицензии не может вестись педдеятельность, а поэтому, все должности, которые ведут обучающую и педдеятельность должны быть исключены из ШР, а значит, работники, которые эти должности занимают, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ сокращение численности или штата.

И я вам написала куда обращаться с жалобой по вопросу лицензии, вы уже подали жалобы в инстанции?! Если не подали, то подавайте, и пишите, что не делают лицензию, при этом, в ШР указаны должности, которые соответствуют номенклатуре педработников, а значит, эти работники должны пользоваться правами и гарантиями для педработников, которые предоставляет ТК РФ и другие нормативные документы, но из-за отсутствия лицензии, работодатель просто лишает этих гарантий работников, хотя, отсутствие лиценизии это и есть нарушение работодателя закона. Либо он ведет образовательную и педдеятельность, а значит, должна быть лицензия, либо не ведет, тогда значит, в ШР и таких работников не должно быть.

Я ведь написала, пишите жалобы в инстанции, все инстанции перечислила.

А что написать работодателю на это Уведомление, которое обязательно подписать и взять на руки, я вам сейчас или завтра сочиню.

Примерный текст заявления может быть следующим:

В случае нарушения трудового законодательства и моего незаконного увольнения, работодатель несет материальную ответственность в соответствии со ст. 234 ТК РФ. В суде я заявлю о компенсации мне морального вреда ст. 237 ТК РФ.

За нарушение трудового законодательства работодатель также несет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Считаю, что работодатель нарушает закон, не получив лицензию ведения образовательной деятельности, по факту эту деятельность ведет, т.к. в штатном расписании работодателя указаны должности, которые занимают работники, которые ведут образовательную и педагогическую деятельность. При этом, работодатель решил работников лишить тех прав и гарантий, которые предоставляет педагогическим работникам ТК РФ и другие нормативные документы.

Соответствующий ответ должен быть мне дан не позднее следующего дня после получения данного письма, либо не позднее следующего дня после возвращения на мой адрес уведомления о вручении данного заявления, иначе, я буду с полученным мной Уведомлением обращаться в инстанции, что может привести к нежелательным результат для работодателя.»

Вот пример еще одной лицензии по такому же дому-интернату http://ddi-ber.ru/licenzii.htm .

Вывод:

1. Лицензии две:

Медицинская;

Образовательная;

2. Обращайтесь с жалобами в инстанции;

3. Ухудшить гарантии, которые вам установлены в ТК РФ только из-за отсутствия лицензии, вина в этом только работодателя, не имеют права.

И вот вам пример, лицензии на образовательную деятельность такого же дома-интерната http://uso.admsakhalin.ru/kddi/wp-content/uploads/2015/05/doc00558320151015053147.pdf .

И я вам выше указывала, что если деятельность образовательная ведется, то она должна быть лицензирована, это не проблема работников, проблему должен решать работодатель.

А поэтому, я уже указывала куда с жалобой обращаться, добавляю еще прокуратуру, вот и действуйте, только жалобы подавайте коллективные.

Еще вариант , это обратиться к работодателю с требованием (заявлением), чтобы была проведена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Этот вариант будет выглядеть странно , т.к. особенности регулирования труда педагогических работников предусмотрены в главе 52 ТК РФ, что касается рабочего времени, отпуска в ст.333, 334, 335 ТК РФ, которые я вам уже указала.

Опять же специальная оценка условий труда это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Примерный текст заявления работодателю с учетом Уведомления, которое вам выдали, может быть следующим:

«Я, ФИО, работаю в «…» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т. д.) в должности _____________________ с «___" _______________ 20__ г. по настоящее время.

Работодатель выдал мне такого-то числа уведомление №____ о том, что в связи с отсутствием у работодателя лицензии на образовательную деятельность, что предусмотрено ст.91 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В результате работодатель уведомил об изменении определенных условий трудового договора в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, рабочего времени, изменение предполагает ухудшение ситуации для работников увеличение времени работы до 40 часов в неделю, уменьшение оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней.

Не могу согласиться с данным Уведомлением, т.к. отсутствие у работодателя лицензии на ведение образовательной деятельности не может отразиться на работниках, которые ведут эту деятельность у работодателя, а значит, и на их правах и гарантиях, которые предоставлены ТК РФ и другими нормативными документами для педагогических работников.

Тем более, если лицензии на ведение образовательной деятельности у работодателя нет, значит, не может быть и должностей, а значит, и работников, которые ведут образовательную должность у работодателя, т.е. работодатель обязан исключить из штатного расписания все должности, которые ведут образовательную деятельность, которую не могут вести, т.к. у работодателя нет на это лицензии.

Что означает, что исключенные из штатного расписания должности, которые ведут образовательную работу, которые занимают работники, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, с предоставлением всех гарантий, установленные законом ст.81, 82, 127, 136, 178, 179, 180, 140, 84.1 ТК РФ, Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 и протокола Роструда от 19 июня 2014 г. № 2 .

Прошу не подменять процедуру сокращения численности или штата другими процедурами, которые может попытаться применить работодатель, чтобы лишить меня гарантий, которые дает мне увольнение по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ. В суде работодатель обязан будет доказать обоснованность проведения «другой» процедуры.

А при невыполнении мной норм выработки, неисполнении моих должностных обязанностей по вине работодателя, работодатель обязан оплату труда производить в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (ст. 155 ТК РФ).

Окончание. Начало в предыдущем номере.

Так, например, учителя общеобразовательных школ имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 42 календарных дня.

Указанным постановлением установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска только для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

При определении продолжительности отпуска для отдельных педагогических работников необходимо непосредственно руководствоваться примечаниями к приложению. Так, в соответствии с примечаниями основной отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней - педагогическим работникам, должности которых предусмотрены в п.1 приложения, если они работают в музыкальных школах и школах искусств (т.е. музыкальных, художественных и школах других искусств, относящихся по типу к образовательным учреждениям дополнительного образования детей) (п.2 примечаний).

Педагогическим работникам учреждений, не являющимся образовательными, удлиненный отпуск предоставляется на основании постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций». Так, право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня имеют социальные педагоги, воспитатели и др. работники учреждений, предприятий и организаций.

Обращаем ваше внимание, что с введением в действие ТК РФ прежний порядок предоставления отпуска учителям, преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, за первый год работы, который исчислялся пропорционально проработанному в учебном году времени, не применяется, т.к. право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск полной продолжительности за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы.

Таким образом, если отпуск за первый год работы работнику предоставляется, то он должен быть полной продолжительности, т.к. ст.139 ТК РФ не содержит никаких ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставленного до истечения шести месяцев работы.

Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем

Статья 119 ТК РФ регулирует правила предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем. Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее 3 календарных дней. В случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

За переработку

в федеральных учреждениях

Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 г. № 884 - далее Правила.

Так, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации. В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней. При этом ТК РФ и Правила не предусматривают ограничений по максимальной продолжительности дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, устанавливая только минимальный предел продолжительности - 3 календарных дня.

Федеральные учреждения самостоятельно определяют продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям в правилах внутреннего трудового распорядка организации, коллективном договоре в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.

Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня. Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

За переработку в учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях

Вышеназванные Правила не распространяют свое действие на учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Однако перечень работников с ненормированным рабочим днем в таких учреждениях также должен предусматриваться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором образовательного учреждения (статьей 119 ТК РФ не предусмотрено утверждение в централизованном порядке перечня работников с ненормированным рабочим днем).

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем, утверждаемые органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, также не могут содержать ограничений по продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, которая должна определяться самими образовательными учреждениями.

При определении перечня категорий работников с ненормированным рабочим днем в конкретном учреждении можно руководствоваться рекомендациями Профсоюза работников народного образования и науки РФ, который обобщил практику и нормативные основы для предоставления дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем и предлагает использовать в качестве примерного ранее применявшиеся перечни категорий работников с ненормированным рабочим днем (письма Минпроса СССР от 09.07.70 № 67-М, Минвуза СССР от 10.07.80 № 26, приказ Госпрофобра СССР от 28.07.80 № 113).

В обобщенном виде перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, составленный на основе ранее применявшихся в централизованном порядке перечней, выглядит следующим образом: руководители учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, бухгалтеры, экономисты, ревизоры, инженеры всех специальностей, юрисконсульты, агрономы, зоотехники, инспекторы по основной деятельности, редакторы, диспетчеры, техники-лаборанты, кассиры, механики, мастера участков, операторы ЭВМ, художники-оформители и постановщики, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, художественные руководители, администраторы, секретари, секретари-машинистки, коменданты, агенты по снабжению, делопроизводители, капитаны учебных кораблей, шеф-повара, переводчики, переводчики-дактилологи.

В перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем также могут быть включены и другие работники, например, заместители руководителей и руководители структурных подразделений образовательных учреждений, деятельность которых не связана с образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Отпускные

Во время отпуска за работником сохраняется средний заработок, который определяется в соответствии со ст 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213.

Для оплаты ежегодных основных и ежегодных дополнительных отпусков средний заработок исчисляется исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца (с 1-го до 1-го числа).

При расчете среднего заработка для оплаты отпусков учитываются все виды выплат, перечисленные в пункте 2 Положения, особенно необходимо обратить внимание на подпункт «н» п. 2 - «другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат». К таким выплатам касательно педагогических работников относятся в том числе доплаты за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами (лабораториями, мастерскими), руководство цикловыми и методическими комиссиями и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников образовательного учреждения.

Подпункт «ж» п. 2 Положения предусматривает, что при исчислении среднего заработка заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки, учитывается в размере 1/10 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления. Следует иметь в виду, что если дополнительная преподавательская работа имела место не сверх уменьшенной учебной нагрузки, а сверх установленной годовой учебной нагрузки, то суммы, начисленные за дополнительную преподавательскую работу, при исчислении среднего заработка должны учитываться в полном объеме за те месяцы, за которые эти суммы были начислены.

В перечне выплат работникам, учитываемых при расчете среднего заработка, не предусмотрена предоставляемая работникам материальная помощь, поскольку она не является составной частью заработной платы. Т.е. в средний заработок материальная помощь не включается ни при каких условиях.

Пункт 4 Положения предусматривает перечень оснований для исключения из расчетного периода отдельных периодов времени и начисленных за эти периоды сумм, чтобы это не могло повлиять на размер среднего заработка в сторону его снижения. Например, периоды, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу и т.д. Перечень их исчерпывающ.

В остальных случаях периоды времени, совпадающие с расчетным периодом (3 календарных месяца с 1-го до 1-го числа), когда работник фактически не работал и не получал заработную плату (получал ее частично либо в виде компенсации), при расчете среднего заработка не исключаются. Эти периоды могут быть связаны с участием в забастовках, с прогулом по вине работника и т.д.

В соответствии с пунктом 9 Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).

В случае когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Например, у работника в расчетном периоде один месяц отработан полностью, а в двух других месяцах по 5-дневной рабочей неделе на отработанное время приходится 12 рабочих дней и 14 рабочих дней, что с коэффициентом 1,4 в календарных днях составляет соответственно 16,8 и 19,6 дня.

Средний дневной заработок для оплаты отпуска в данном случае будет высчитываться делением суммы заработной платы, начисленной за отработанный период, на сумму календарных дней в отработанном периоде (29,6+16,8+19,6). Оплата отпуска производится путем умножения рассчитанного таким образом среднего дневного заработка на продолжительность отпуска в календарных днях.

Праздничные нерабочие дни, совпадающие с отпуском работника, в количество дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

На основании пункта 10 Положения определяется средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, который исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

Внимание! Оплачиваемые отпуска в рабочих днях предоставляются из расчета 2 рабочих дня за месяц работы только работникам, заключившим трудовой договор на срок до 2 месяцев (ст. 291 ТК РФ).

Из расчетного периода исключаются праздничные нерабочие дни, установленные федеральным законом, независимо от того, осуществлялась работа в эти дни или нет (п. 12 Положения). Оплата работы в нерабочие праздничные дни, установленные федеральным законом, включается в расчет среднего заработка в соответствии с пунктом 2 Положения.

Пунктом 15 Положения предусмотрен порядок повышения среднего заработка работника при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения). Такое повышение может быть связано только с повышением тарифных ставок в организации. Если повышение ставок (должностных окладов) работников образовательных учреждений в расчетном периоде либо в период отпуска связано например, с присвоением квалификационной категории, ученой степени, т.е. когда это касается самого работника, средний заработок не пересчитываются.

Педагогическим работникам образовательных учреждений, выполняющим педагогическую работу на должностях с разной продолжительностью отпуска (например, воспитатель дошкольной группы в средней общеобразовательной школе и учитель), а также педагогическую работу помимо основной работы в том же образовательном учреждении, если основной отпуск установлен разной продолжительности, средний заработок должен исчисляться, а оплата отпуска производиться:

Исходя из суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период по каждой должности раздельно;

Либо исходя из общей суммы фактически начисленной заработной платы - на общую продолжительность отпуска, а за часть отпуска, превышающую общую продолжительность, - из заработка по должности с большей продолжительностью отпуска.

По сложившейся практике расчет за отпуск в учреждениях начального и среднего профессионального образования за преподавательскую работу лицам, ведущим ее помимо основной работы, осуществляется по окончании учебного года независимо от времени предоставления отпуска по основной должности.

Определение среднего дневного заработка для оплаты отпусков педагогическим работникам, являющимся совместителями осуществляется на общих основаниях (п.19 Положения), т.е. исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца (с 1-го до 1-го числа). Прежний порядок, предусматривавший для совместителей исчисление среднего дневного заработка из фактически начисленной заработной платы за все отработанное в учебном году время, теперь не применяется.

Воспитатель детского сада – это тоже педагог, только со своей особой спецификой.

Как известно, работникам педагогической сферы положена особая , связано это с особенностями самой профессии и той нагрузкой, которую они несут в течение учебного года. Для воспитателей вообще не существует как такового учебного года или каникул, но и время их работы имеет более нормированный характер.

Так сколько дней отпуска у воспитателя детского сада? И существуют ли дополнительные условия отдыха для работников данной сферы?

Граждане, вступившие в трудовые отношения с работодателем, независимо от занимаемой должности и выполняемых работ имеют . Сбалансированный подход к труду и отдыху позволяет сотрудникам качественно выполнять свои обязанности и бережно относится к своему здоровью.

Отдых делится на несколько категорий:

  1. – технические и для приемов пищи.
  2. Выходные дни, когда человек 24 часа или более освобожден от труда.
  3. Отпуск.

Отпуск – это самый длительный отдых. Отпускные периоды предоставляются всем работающим лицам без исключения ежегодно. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, минимальная продолжительность отпуска составляет 28 дней. Эти дни могут быть выбраны работником единовременно или делиться на части. Делить отпускной период позволяется на любое количество при условии, что одна из его частей будет не меньше 14 дней.

Право на отпуск возникает у человека автоматически с началом работы, но воспользоваться им можно при соблюдении некоторых условий. В первый год работы в организации претендовать на работник сможет не раньше, чем отработает шесть месяцев. После полугода он может сразу забрать весь полагающийся ему период или взять только его часть. В последующие годы работы на данном предприятии при условии, что стаж не прерывался уходами, взять дни отдыха можно в любой момент, начиная со дня начала нового трудового года. Трудовой год – это индивидуальный показатель, который начинает свой отсчет с момента приема сотрудника на должность. При переходе в другую организацию трудовой год отсчитывается уже по новым датам.

Как правило, в большинстве случаев на продолжительность отпускного периода не влияет выслуга лет. Хотя существуют профессии, где при увеличении непрерывного стажа растет и продолжительность ежегодного отдыха, например, у спасателей.

Виды отпусков, предоставляемых педагогам

Существует ряд случаев, когда дни без содержания предоставляются работникам в обязательном порядке. Такие правила касаются особых жизненных моментов, которые прописаны законодательно:

  1. Рождение ребенка.
  2. Свадьба.

При возникновении любого из указанных случаев выделяется от 3 до 5 дней за свой счет.

Когда предоставляется отпуск?

В Трудовом кодексе указано, что время отпуска выбирается двумя сторонами соглашения. Обычно данный процесс протекает следующим образом:

  1. Работник выбирает желаемые даты отдыха.
  2. Наниматель согласовывает сроки или корректирует их.

В образовательных учреждениях заведен свой особый порядок, который негласно считается незыблемым и подчинен самому образовательному процессу.

Немыслимо представить, что педагоги по очереди в течение учебного года будут уходить на длительный отдых. Это может нарушить ход обучения и сорвать строго установленную программу образования. Поэтому педагоги отдыхают во время каникул, как правило, речь идет о самых длительных из них – летних.

Так как к педагогическим работникам причисляются не только преподаватели, но и воспитатели, и психологи, то время их отпусков устанавливается в зависимости от того учреждения, где они работают.

В детских садах как таковые каникулы отсутствуют вовсе, поэтому здесь отпуска выдаются по системе выбранной очередности, без привязки к какому-то определенному времени года.

Вам это будет интересно

Кому и в каких случаях положены дополнительные отпуска

Работникам образовательных учреждений, как и иным категориям специалистов, помимо основного отпуска может быть предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ). Причем общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на дни дополнительного отпуска.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:

Занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Имеющими особый характер работы;

С ненормированным рабочим днем;

Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В других случаях.

Образовательные организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия их предоставления прописывают в коллективных договорах или локальных нормативных актах, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Отпуск за работу в особых климатических условиях

Кроме ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, специалистам, которые трудятся в районах Крайнего Севера, положены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. А лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса РФ).

Работа с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 Трудового кодекса РФ). При этом продолжительность такого отпуска должна быть не менее семи календарных дней (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Применительно к учреждениям образования это основание для предоставления дополнительного отпуска касается помощников воспитателей в детских садах, яслях-садах, дошкольных группах детских домов и школ-интернатов, которые непосредственно обслуживают умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения - для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза). Поскольку эти должности введены вместо нянь, то указанным работникам должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмотренные для нянь этих учреждений пунктами 55 и 14 раздела «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Такое разъяснение приведено в письме Минпроса СССР от 5 февраля 1987 г. № 9-М.

Отпуск при ненормированном рабочем дне

В данном случае речь идет о дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске специалистам с ненормированным рабочим днем, который предусмотрен статьей 119 Трудового кодекса РФ.

>|Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению организации при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).|<

Он прописывается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Помните, такой отпуск не может быть менее трех календарных дней. Если учреждение бюджетное, то в зависимости от источника его финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет) порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее - Правила). По нашему мнению, они применимы и для иных организаций.

Правила предоставления отпуска

Длительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. При этом необходимо вести учет времени, фактически отработанного каждым специалистом в условиях ненормированного рабочего дня (п. 3 Правил). Причем право на дополнительный отпуск возникает у специалиста независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). Если же такой отпуск не предоставляется, переработка компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

Дополнительный отпуск суммируется с иными оплачиваемыми отпусками. В случае его переноса либо неиспользования, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Причем отмечено, что дополнительные отпуска, предоставляемые работникам с ненормированным рабочим днем, оплачиваются в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил).

У каких специалистов рабочий день может быть ненормированным

Согласно пункту 2 Правил, в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включены:

Руководящий, технический и хозяйственный персонал;

Работники, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

Специалисты, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

Специалисты, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

А в письме Минвуза СССР от 10 июля 1980 г. № 26 приведен более конкретный перечень работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день. К таким работникам в том числе относятся:

Начальники главных управлений (управлений) и их заместители;

Главные специалисты (главные инспекторы, методисты, экономисты и др.);

Главные бухгалтеры и их заместители, бухгалтеры, ревизоры, кассиры;

Проректоры и их заместители (кроме проректоров по учебной и научной работе);

Директора (заведующие) филиалами, учебно-консультационными пунктами и их заместители;

Помощники ректоров и проректоров по административно-хозяйственной работе;

Заместители деканов;

Руководители кружков учебных заведений;

Заместители заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе;

Заведующие ординатурой и интернатурой;

Заведующие курсами по подготовке к поступлению в учебное заведение.

Согласно письму № 26, работникам в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней. Отметим, что в переводе на календарные дни это составит 14 дней.

>|Поскольку в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования шестидневная рабочая неделя, то 12 рабочих дней в переводе на календарные дни составят 14 дней.|<

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска учебные заведения определяют сами. При этом, как мы уже сказали, отпуск за работу с ненормированным рабочим днем не должен быть менее трех календарных дней.

Важно запомнить

Дополнительный отпуск педагогических работников с ненормированным рабочим днем должен быть не менее трех календарных дней. Перечень категорий таких работников и конкретная продолжительность отпуска фиксируются в локальном нормативном акте организации. Дни дополнительного отпуска можно заменить денежной компенсацией как за сверхурочную работу.