Для организации важен как механизм управления процессом решения проблем, так и исполнительный механизм реализации решений.

С точки зрения эффективной адаптации организации к реальным условиям функционирования исключительно важная роль принадлежит механизму управления процессом решения проблем и, следовательно, процессом принятия решений.

Рассмотрим подробнее механизм управления процессом решения проблем в организации.

К функциям управления процессом решения проблем организации относятся прежде всего:

§ предвидение проблем,

§ выявление проблем,

§ диагностика,

§ систематизация и классификация проблем,

§ выработка альтернативных вариантов решений,

§ выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения (собственно принятие решения),

§ реализация принятых решений,

§ контроль за реализацией решений.

Предвидение проблем предполагает анализ тенденций из­менения внешней и внутренней среды организации, результатов деятельности организации, уже достигнутых и достижение которых только ожидается.

Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые ожидают организацию в будущем.

Такой анализ обязателен при разработке проектов и перспективных планов развития организации, широко используется при планировании и называется SWOT-анализом - по начальным буквам его основных составляющих.

Для более четкого представления проблем, с которыми придется, вероятно, столкнуться организации в будущем, необходимо использование аппарата прогнозирования, и прежде всего экспертного прогнозирования. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.

Проблемы, возникновение которых ожидается, целесообразно проранжировать по важности, обращая внимание в первую очередь на наиболее важные из них, которые могут оказать существенное влияние на функционирование организации.

К числу внешних могут быть отнесены проблемы, возника­ющие в связи с развитием международного сотрудничества, с изменением ситуации на рынке ценных бумаг, инвестицион­ной и налоговой политики государства, с введением новых та­моженных пошлин, появлением новых технологий изготовле­ния продукции или с резким изменением ситуации на рынках сбыта, которые необходимо предвидеть и максимально адап­тироваться к ним.

К числу внутренних могут быть отнесены проблемы обес­печения функциональных подразделений предприятия необ­ходимыми ресурсами, желательного уровня рентабельности производства, организации эффективного взаимодействия функциональных подразделений для решения стоящих перед предприятием задач и т. д.


Выявление проблем предполагает тщательный анализ теку­щей деятельности организации. Этот анализ может проводить­ся как пассивными, так и активными методами.

К числу пассивных могут быть отнесены методы, связан­ные с анализом поступающей в организацию информации или информации, непосредственно относящейся к области функ­ционирования организации и полученной из внешних источ­ников, в частности из специальных аналитических обзоров прессы, банков данных и т. д.

К числу активных методов выявления проблем относятся прежде всего методы, связанные с использованием опыта и знаний экспертов, специально собранной информации, целе­направленно проведенного исследования.

Выявленные проблемы, так же как и на этапе прогнозирова­ния, должны быть проранжированы по важности. Из них долж­ны быть отобраны те, которые представляют наибольшую опасность либо открывают принципиально новые возможности для развития организации.

После того как проблема выявлена, она должна быть диаг­ностирована с целью определения ее характера и специфики.

Целесообразно создание банков данных, в которых выяв­ленные проблемы могут быть зарегистрированы. В таких бан­ках данных может храниться также информация о решениях, принятых в связи с возникшими проблемами, об исполните­лях, которым поручен определенный объем работ, о ходе реа­лизации принятых решений.

Далее необходимо детально обсудить диагностику проблем, их систематизацию и классификацию, выработку альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного из них, реализацию и контроль за реализацией решений Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией, для их первоочередного решения, построенную с использованием методов смешанного (линейного и целочисленного) программирования.

Поскольку один из основных аспектов управления организацией - распределение ресурсов, а определение первоочередности решения проблем, стоящих перед организацией, и есть по существу, задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных проблем целесообразно рассматривать как модель оптимального распределения ресурсов, исходя из сравнительной экономической эффективности заказов и проблем, соответственно выполняемых или решаемых организацией.

Пусть имеется перечень из п (n = 1, ..., n ) заказов, которые организация может выполнить в рассматриваемый промежуток времени, и т (m = 1, ..., т) проблем, которые возникают в тот же период и требуют своего решения.

Ожидаемая прибыль при выполнении заказа i равна C i При решении проблемы j может быть получена дополнительная прибыль D j , (если дополнительной прибыли при peшении этой проблемы нет, то D j = 0). Если же эта проблема нерешена, то организация понесет потери - Z j .

Обозначим через X i переменную, соответствующую заказу номером i и принимающую значения от X i min до X i max - от минимально возможного уровня обеспечения заказа i ресурсом до максимально возможного.

Суммарный ресурс вида k обозначим через R k через R i , k - количество ресурса вида k , необходимое для выполнения заказа i , а через R j , k - количество ресурса вида k, необходимое для решения проблемы j .

Тогда задача оптимального распределения ресурсов для организации формулируется следующим образом:

при ограничениях

Y j =1, если проблема j решена организацией,

Y j =0 - в противном случае.

Можно непосредственно убедиться в том, что сформулиро­ванная выше экономико-математическая модель содержит за­дачу определения как первоочередных заказов для выполне­ния, так и первоочередных проблем, стоящих перед организа­цией в связи с их решением.

Чтобы получить первую из упомянутых задач, достаточно положить значения переменных Y j = 0, j = 1, ..., т. А чтобы получить вторую задачу - достаточно положить значения пе­ременных Х i = 0, i = 1, ..., п.

Решение первой из задач позволит нам определить перво­очередные заказы, которые целесообразно выполнить органи­зации, если предполагается, что решение возникающих проб­лем не решается за счет этих же ресурсов.

Решение второй задачи позволит определить первоочеред­ные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов.

Решение же полной задачи, сформулированной выше, поз­волит определить заказы, которые необходимо выполнять в первую очередь при наличии стоящих перед организацией проблем, и проблемы, которые необходимо выполнять в пер­вую очередь при наличии у организации потока заказов.

Таким образом, только полная задача, соответствующая формулированной выше экономико-математической модели, позволит дать ответ на вопрос, какие заказы и какие пробле­мы необходимо решать в первую очередь при имеющихся в распоряжении руководителя организации ресурсах.

Мы не будем останавливаться на методах решения сформулированной выше задачи. Желающие ознакомиться с ними могут найти их в любом учебнике, в котором излагаются методы решения задач математического программирования.

В частности, методы решения задач такого типа хорошо представлены в учебнике по методам принятия решений,который используется Ассоциацией присяжных дипломированных бухгалтеров Великобритании.

Литература

1. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 4-е изд., испр.- М.: Дело. 2003.

Дополнительная литература

1.. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Виханский О. С, Наумов А.И.

3. Короткое Э. М.

4. Короткое Э. М.

5. Морз Ф. М., Кимбелл Дж. Е. Методы исследования операций М.: Сов. радио, 1956.

6. Ларичев О. И.

7. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

8. Мескон М. Х. Альберт М ., Хедоури Ф.

9. Румянцева 3. П., Саломатин И. А., Акбердин Р. 3. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: Инфра-М.. 1997.

10. Рейльян Я. Р.

11. Франчук В. И.

12. Ховард К., Короткое Э.

13. Цыгичко В. И. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра- М. 1996.

14. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1991

15. Эддоус М., Стэнсфилд Р.

Контрольные вопросы

1. Какова роль управленческого решения в управлении организацией?

2. Что определяет организация в деятельности человека?

3. По каким принципам и признакам классифицируются организации?

4. Как подразделяются организации по характеру деятельности?

5. Приведите определения организации.

6. Назовите неотъемлемые составляющие любой организации.

7. Какова роль менеджмента в современной организации?

8. Чем различаются профессиональный и непрофессиональный менеджеры?

9. Что такое модель организации?

10. Приведите примеры моделей организации.

11. Какие типы управления организацией встречаются?

\12. Можно ли доверить принятие управленческого решения ком­пьютеру?

13. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?

14. Назовите базовые элементы моделей процесса принятия уп­равленческого решения.

15. Какая модель является адекватной ситуации принятия управ­ленческого решения?

16. Какие виды моделей управленческого процесса вы знаете?

17. Приведите примеры решающих правил. Как они используют­ся в процессе принятия управленческого решения?

18. Назовите основные управленческие функции в организации.

19. Почему такое важное значение придается совершенствова­нию технологий производства продукции и оказания услуг в рыноч­ной экономике?

20. Назовите основные виды деятельности производственных ор­ганизаций.

21. Назовите основные функции управления процессом решения проблем в организации.

22. Приведите примеры внешних и внутренних проблем органи­зации.

23. Охарактеризуйте активные и пассивные методы анализа дея­тельности организации.

25. Сформулируйте экономико-математическую модель опти­мального распределения ресурсов в организации.

26. Как определить перечень первоочередных заказов, которые должны быть выполнены, и первоочередных проблем, которые долж­ны быть решены организацией?


Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995

Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.,

Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

Короткое Э. М. Программа по курсу "Разработка управленческого решения". М.: ИМПЭ, 1995.

Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1991

Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1991

Мескон М. Х. Альберт М ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995.

Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.

Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.

Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996,

Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.

Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.

Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.

Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995.

Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

Основные проблемы, которые требуют управленческих решений

Принятие управленческих решений может потребоваться во многих ситуациях - для улучшения работы фирмы или предприятия. К примеру, если вы продаете товар, но ситуация на рынках сбыта кардинально изменилась, нужно вносить существенные исправления в продукт, функционирование фирмы и т.д. Еще один пример - если появились новые перспективы качественного улучшения деятельности и состояния управляемого объекта. Или же вышестоящие органы могли внести серьезные изменения в деятельность фирмы, и к ним нужно подстраиваться, им соответствовать.

Составляющие процесса принятия решения

Любое принятие управленческих решений на предприятии состоит из определенных этапов. Для начала следует осознание самой потребности в решении, а потом производится анализ и диагностика проблемы. Далее разрабатываются разнообразные варианты решения нужного вопроса, после их рассмотрения и совещания происходит выбор наилучшего варианта. Следующей, и очень важной, стадией является реализация утвержденного варианта решения. Но разработка и принятие управленческих решений это далеко не всё. Особое внимание нужно уделять обратной связи и оценке полученных результатов. Так можно понять, было ли решение эффективным, нужно ли вносить в него какие-то коррективы.

Каким должно быть управленческое решение

Принятие управленческих решений - очень важный и ответственный шаг, но также нужно понимать и саму суть принимаемых решений, а также, какими они должны быть. Во-первых, решение должно быть всесторонне обоснованным; во-вторых, правомерным, а значит, соответствовать существующему законодательству в определенной сфере. Далее, решение не должно противоречить решениям, которые уже существуют, а также не дублировать их. Кроме того, решение нужно принимать своевременно, обеспечивать необходимыми ресурсами для исполнения. Решение должно быть лаконичным и ясным, чтобы не допускать двойственного толкования и недопонимания.

Запрограммированные решения

Решения на фирме могут быть запрограммированными, принятие управленческих решений такого типа также очень важно, поскольку много действий в организации определяются именно такими решениями. Из простого - это процесс наложения взыскания за прогул, оплата по больничному, более сложные действия - определение бюджета предприятия или составление годового отчета. Основные характеристики запрограммированных решений такие: они четко определены и повторяются; процедура работы с этими решениями в организации наработана; большая вероятность успешного решения, есть альтернативы.

Незапрограммированные

Но принятие управленческих решений может включать в себя и новизну, в таком случае нужны незапрограммированные решения. Примером может служить реорганизация предприятия или отдела. Такие решения новые, не хватает информации о них, неизвестны возможные альтернативы, поэтому часто принимается только одно решение. Незапрограммированные решения обычно единолично не принимаются, могут вызывать споры и даже создание коалиций между управляющими.

Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений как научной дисциплины можно считать 40-е годы XX века, когда во время второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить та-

кие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.

В 50-60-е годы сложившаяся система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. Эти науки оперируют главным образом с количественными данными, критериями и оценками. В последующие годы основное внимание стали уделять математическим (количественным) аспектам решения управленческих задач, используя в качестве методов наблюдение, формулирование гипотезы, моделирование. Широко использовались физические, имитационные, математические модели. Например, очень известны модели теории очередей, или оптимального обслуживания, модели управления запасами, линейного программирования, экономического анализа и др. Однако многие аспекты менеджмента не подпадают под методы количественного анализа. Многие проблемы могут быть решены лишь с использованием методов качественного (неколичественного) анализа. Такие методы существуют и успешно используются в теории принятия решении. Они позволяют получать и анализировать качественную (неколичественную) информацию. Это методы экспертного оценивания, монокритериального анализа, содержательного анализа ситуаций и др.



Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень. В настоящее время разработаны эффективные управленческие технологии, характерные для современных организаций. Используется вычислительная техника, способная оперировать большим объемом количественной и качественной информации; созданы компьютерные системы поддержки принятия решений, автоматизированные системы экспертного оценивания. Они используются в процессе принятия решений и позволяют принимать эффективные решения в сложных ситуациях.

В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Моделирование собственно процесса принятия решений позволяет сделать существенный шаг в сторону количественных оценок результатов принимаемых решений. При этом роль качественного (неколичественного) анализа не принижается.

Использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии.

Профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений. Следует понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенного варианта ситуации принятия решения. Поэтому нельзя акт принятия решения перекладывать только на заложенные в компьютер модели ситуации и полученные с их помощью альтернативные варианты управленческих решений. Они носят лишь рекомендательный характер и способствуют разработке эффективного управленческого решения.

Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы либо уточнить соответствующим образом используемую модель.

При принятии особо важных решений могут использоваться несколько моделей, описывающих ситуацию принятия решения с разных сторон.

Окончательное решение принимается на основании сопоставления результатов, полученных с использованием различных моделей ситуации.

На завершающей стадии решающее значение приобретает искусство принятия решения.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей:

Ситуация принятия решения;

Время для принятия решения;

Ресурсы, необходимые для принятия решения;

Ресурсы, которыми располагает организация;

Система управляемых факторов;

Система неуправляемых факторов;

Система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;

Альтернативные варианты решений;

Система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

Важно, чтобы используемая в процессе принятия управленческого решения модель была адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна:

Соответствовать структуре и свойствам объекта управления;

Особенностям и возможностям создания используемых методов моделирования и экспериментов, проводимых на базе используемых моделей;

Соответствовать требованиям решаемой управленческой задачи.

Модели процесса управления различаются между собой. Но никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Однако профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.

Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией для их первоочередного решения, построенную с использованием методов смешанного линейного и целочисленного программирования.

Поскольку один из основных аспектов управления организацией -распределение ресурсов, а определение первоочередности решения проблем, стоящих перед организацией, и есть по существу задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных про­блем целесообразно рассматривать как модель оптималь­ного распределения ресурсов, исходя из сравнительной эко­номической эффективности заказов и проблем, соответ­ственно выполняемых или решаемых организацией.

Пусть имеется перечень из n (i=l,…, n) заказов, которые может выполнять организация в рассматриваемый промежу­ток времени, и m (j=1,…, m) проблем, которые возникают в рассматриваемый период и требуют своего решения.

Ожидаемая прибыль при выполнении i-ro заказа рав­на С i . При решении j-й проблемы может быть получена дополнительная прибыль D j (если дополнительной при­были при решении этой проблемы нет, то D. = 0). Если же эта проблема не решена, то организация понесет поте­ри Z j .

Обозначим через Х i -переменную, соответствующую заказу с номером i и принимающую значения от X i min до X I max - от минимально возможного уровня обеспечения i-гo заказа ресурсом до максимально возможного.

Суммарный ресурс k-го вида обозначим R k . Через R ik обозначим количество ресурса k-го вида, необходимое для выполнения i-ro заказа, а через R jk - количество ресурса k-го вида, необходимое для решения j-й проблемы.

Тогда задача оптимального распределения ресурсов для организации формулируется следующим образом:

при ограничениях

X i max >X i >X i min

Y j = 1, если j-я проблема решена организацией, 0 - в про­тивном случае.

Можно непосредственно убедиться в том, что сформу­лированная выше экономико-математическая модель содер­жит как задачу определения первоочередных заказов для выполнения, так и задачу определения первоочередных проблем, стоящих перед организацией для их решения.

Чтобы получить первую из упомянутых задач, доста­точно положить значения переменных Y = 0, j = 1, m. А чтобы получить вторую задачу, достаточно положить значения переменных X. = 0, i = 1, n.

Решение первой из задач позволит нам определить пер­воочередные заказы, которые целесообразно выполнить организации, если предполагается, что решение возникаю­щих проблем не решается за счет этих же ресурсов.

Решение второй задачи позволит определить первоочеред­ные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов.

Решение же полной задачи, сформулированной выше, по­зволит определить заказы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии стоящих перед организацией про­блем, и проблемы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии у организации потока заказов.

Таким образом, только полная задача, соответствующая сформулированной выше экономико-математической мо­дели, позволит дать ответ на вопрос, какие заказы и какие проблемы необходимо решать в первую очередь при имею­щихся в распоряжении руководителя организации ресурсах.

Все большее признание среди менеджеров получает та­кой метод, как экспериментирование. У нас в России про­водятся экономические реформы, и многие управленчес­кие нововведения требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, которые будут полезны для ре­шения целей и задач организации. Ценность управленчес­кого экспериментирования состоит не только в его практи­ческой направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипо­тез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов научного познания. Эксперимент предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который осуществляет планомерное изменение одного или нескольких факторов и регистрирует изменения в изучаемом объекте. С помощью эксперимента проверяют те или иные гипотезы, нововведения и изменения в системе управления предприятием. Управленческой наукой накоплен большой опыт проведения экспериментов. При проведении эксперимента необходимо обеспечить соблюдение следующих принципов:

Целенаправленность, означающая, что эксперимент проводится ради определенной цели. Эта цель должна быть научно обоснована и конкретно сформулирована. Иначе непонятно, для чего проводится эксперимент;

«чистота» эксперимента, т. е. эксперимент должен ставиться таким образом, чтобы нейтрализовалось влияние условий и факторов, искажающих его ход и результаты;

Четкое установление зоны эксперимента (его границ). Исследователь должен четко представлять место проведения эксперимента, его временные рамки, количество и состав участников.

Эксперимент по управленческим нововведениям должен иметь следующие виды обеспечения1:

Научное и методологическое обеспечение, состоящее из обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экспериментальной проверки, разработки принципов и условий проведения и т.д.;

Организационное обеспечение, предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования и контроля, разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т.д.;

Методическое обеспечение, т.е. разработку комплекса методических материалов по всем аспектам проводимого эксперимента в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов, принятия решений;

Кадровое и социальное обеспечение, предусматривающее специальную подготовку кадров для участия в эксперименте и привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведение инструктивных и разъяснительных совещаний с участниками эксперимента;

Информационное и управленческое обеспечение, дающее ясное представление об объеме и содержании необходимой информации, о возможностях механизации и автоматизации информационных процедур, а также о процессе управления экспериментом;

Экономическое обеспечение, в состав которого входит определение условий финансирования и необходимых ресурсов по видам, а также разработка вопросов стимулирования участников эксперимента.

Можно выделить три возможных результата управленческого эксперимента:

1. Управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения.

2. Формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления.

3. Развитие системы методов научного менеджмента, повышение их научной обоснованности.

Все методы, существующие в рамках теории принятия решений, используются для того, чтобы увеличить способность руководства к принятию обоснованных объективных

решений в сложных управленческих ситуациях и тем самым повысить эффективность организации.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Моделирование -исследование явлений, процессов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных событий.

Модель – копия, или аналог изучаемого явления, процесса, отражающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения исследования.

Незапрограммированное решение - выбор, который делается в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факторами воздействия.

Ограничения – условия, учитываемые при решении управленческой задачи. Они определяют область возможных решений, в которой находятся допустимые и оптимальные решения.

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.

Решение – осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.

Эксперимент – метод научного познания, предполагающий активное вмешательство в ситуацию, изменяя се факторы и отмечая изменения в изучаемом объекте.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль управленческого решения в управлении организацией?

2. Какие виды управленческих решений выделяют?

3. Каковы различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями?

4. Каковы различия между решениями, основанными на суждениях, и рациональными решениями?

5. Опишите этапы рационального разрешения проблемы.

6. Перечислите требования, предъявляемые к управленческому решению.

7. Назовите составляющие эффективности принимаемого решения.

8. Можно ли доверить принятие управленческого решения компьютеру?

9. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?

10. Примите правильное решение:

а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков,

приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;

б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию

приведите доводы в пользу принятия антимонопольного

законодательства;

в) как потребитель продукции, на чью сторону вы станете в случае опроса мнений?

а) экономия на масштабах производства, отлаженность действий, возможность контроля принятых решений;

б) завышенные цены, нарушение доступа к информации, замедление внедрения новшеств;

в) определите самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. - СПб: Союз, 1999.

Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. - М.: Рус. деловая лит., 1998.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.: Ника, 1992.

Управленческое решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевре­менности управленческих решений зависит эффективность уп­равления, а следовательно, и эффективность работы гостиницы.

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана с различными аспектами управ­ленческого труда. И хотя каждый из нас в течение дня прини­мает десятки решений (где пообедать? что купить? и т.д.), при­нятие управленческих решений существенно отличается от ре­шений, принимаемых в повседневной частной жизни.

Для менеджера принятие решений - постоянная и ответ­ственная работа. Необходимость принятия решений сопровож­дает все, что делает руководитель гостиницы любого уровня. По­скольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях - всей гостиницы, понима­ние природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для каж­дого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей успешной деятельности менеджера яв­ляется его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планированию, организации, мотивации и кон­тролю. Выработка и принятие решений - это творческий про­цесс в деятельности руководителей. Он включает в себя стадии:

1) выработку и постановку цели;

2) изучение проблемы;

3) выбор и обоснование критериев эффективности и воз­можных последствий принимаемых решений;

4) рассмотрение вариантов решений;

5) выбор и окончательное формулирование решения;

6) принятие решения;

7) доведение решений до исполнителей;

8) контроль за выполнением решений.

В итоге управленческое решение представляется как резуль­тат управленческой деятельности. Управленческое решение рас­сматривают как основной вид управленческого труда, совокуп­ность взаимосвязанных, целенаправленных и логически после­довательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Решения можно классифицировать по разным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в об­становке определенности, или в обстановке риска (неопреде­ленности).

В условиях определенности менеджер более или менее уве­рен в результатах каждого решения. В обстановке риска (неоп­ределенности) максимум, что может сделать менеджер, - опре­делить вероятность успеха для каждого варианта решения.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

По сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

По частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторя­ющиеся;

По широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

По форме подготовки: единоличные, групповые и коллек­тивные;

По сложности: простые и сложные;

По жесткости регламентации: контурные, структурирован­ные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизитель­но обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов реализации решений. Струк­турированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может про­являться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритми­ческие решения предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управ­ленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и ра­циональные решения. Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обя­занности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель ор­ганизационного решения - движение к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. В запрограм­мированном решении число альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных органи­зацией. Незапрограммированные решения принимаются в но­вых ситуациях. Они внутренне не структурированы или сопря­жены с неизвестными факторами. К числу незапрограммиро­ванных можно отнести решения по выбору цели организации, улучшения продукции, усовершенствования структуры и т.п. На практике немногие управленческие решения оказываются запро­граммированными или незапрограммированными в чистом виде.

По существу, процесс принятия организационных решений очень тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Интуитивные решения принимаются менеджером по интуи­ции ("на глазок"). К ним склонны, как правило, менеджеры с большим стажем управленческой работы.

Рациональное решение отличается тем, что не зависит от опыта и стажа работы менеджера. В его основе лежит глубокий анализ и синтез всех явлений и процессов, происходящих в гостинич­ной индустрии.

Применительно к гостиничному комплексу можно выделить следующие критерии классификации управленческих решений:

1) степень структурированности (незапрограммированные и запрограммированные);

3) количество лиц, участвующих в принятии решения (груп­повые и индивидуальные);

4) уровень управления (высший, средний, низший);

5) количество целей (одноцелевые и многоцелевые).

Содержание процесса принятия решения зависит прежде все­го от сложности возникшей проблемной ситуации. К примеру, не вызовет проблемы, если внезапно заболел сотрудник, кото­рому имеется равноценная замена, но сложной проблема ока­жется, если на рынке гостиничных услуг изменилась маркетин­говая ситуация. В любом случае в процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: Что делать? Как делать? Кому поручить работу? Каковы сроки ее исполнения? Для кого делать? Где делать? Что это даст?

Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти про­цесс принятия решений, каково конкретное содержание каж­дой из них, спорные, и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руко­водства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менед­жер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и с учетом ситуации, а также собственного стиля управления умел выбрать лучший вариант.

При принятии любого, даже самого простого, решения требу­ются соответствующие затраты (материальные, социальные и др.). Поэтому менеджер должен прежде всего определиться: нужно ли принимать решение или можно обойтись советом, пожела­нием и т.д.

Классический же подход к принятию управленческого реше­ния состоит в соблюдении определенной процедуры и выполне­нии обязательных действий:

1) определение проблемы;

2) выявление ограничений и определение альтернатив;

3) принятие решения;

4) реализация решения;

5) контроль за исполнением.

Определение проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача ме­неджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, то есть в определении симптома "болезни", изучении положе­ния дел и целей, предварительной формулировке критериев ре­шения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Обнаружение проблемы - осознание того, что возникло от­клонение от первоначально установленных планов. Менеджер может узнать о существовании проблемы из личного обзора и анализа информации, общественного мнения, мнения других менеджеров и подчиненных.

Оценка проблемы - установление ее масштабов и природы. Определение масштаба проблемы не есть нахождение ее причи­ны и источника. Речь идет лишь об оценке средств для ее реше­ния и степени ее серьезности.

Выявление ограничений и определение альтернатив. Причи­ной возникновения проблемы могут быть находящиеся вне ор­ганизации силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Ограничения такого рода сужают возможности при­нятия оптимальных решений, поэтому необходимо определить их источник и суть и наметить возможные действия, устраняю­щие причины этой проблемы. Поиску альтернатив должен пред­шествовать этап определения критериев успешного решения, это исключит в будущем ошибки в принятых решениях.

Принятие решения. На этой стадии разрабатываются варианты решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями. Речь идет о сравнении до­стоинств и недостатков каждого варианта решения. Менеджер дол­жен ответить на вопросы: Какова эффективность (экономическая и социальная) решения? Имеется ли внутреннее согласие подчи­ненного выполнить данное решение? Каковы последствия?

Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором ва­рианта решения, потому как для достижения конечных целей принятое решение должно быть реализовано. На стадии реали­зации принимаются меры по конкретизации решения и доведе­нию его до исполнителей. Необходимо разработать план реали­зации управленческого решения, в котором предусмотреть, кто, когда, где и какими средствами должен решить проблему.

Контроль за исполнением решения. Даже после того, как ре­шение введено в действие, процесс его принятия не может счи­таться полностью завершенным, так как нужно получить ин­формацию о том, по плану ли происходит реализация принято­го управленческого решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать ре­шение полностью. С помощью контроля устанавливается об­ратная связь между управляющей и управляемой системами.

Все методы принятия управленческих решений можно раз­делить на:

Неформальные (эвристические),

Коллективные,

Количественные.

Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Это совокупность приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в ос­новном на интуиции менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком же является то, что интуиция может иногда подвести менеджера.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Ос­новным моментом в процессе коллективной работы над реа­лизацией управленческих решений является определение круга лиц - участников данной процедуры. Чаще всего это времен­ный коллектив, в состав которого включаются и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой груп­пы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее рас­пространен такой метод коллективной подготовки управлен­ческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собира­ется группа людей, которые предлагают любые решения опре­деленной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - создание обстановки, максимально благоприятной для свобод­ного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Основная структура метода "мозговой атаки"

Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города, про­славившегося жившими там мудрецами - предсказателями бу­дущего. Метод Дельфы - многотуровая процедура анкетирова­ния. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ под­лежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимает­ся предложенное экспертами или скорректированное решение.

Существует еще японская (кольцевая) система принятия реше­ний - "кингисё", суть которой состоит в том, что на рассмотре­ние готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый дол­жен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как пра­вило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответ­ствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не сов­падают, то определяют вектор предпочтений с помощью одного из следующих принципов:

б) диктатора - за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для при­нятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коали­ций нет, то есть предлагается число решений, равное числу эк­спертов. В этом случае необходимо найти такое решение, кото­рое отвечало бы требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

г) принцип Парето используется при принятии решений, ког­да все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

д) принцип Эджворта используется в том случае, если груп­па состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невы­годно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, мож­но принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

Количественные методы принятия решений. В основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптималь­ных решений путем обработки (с помощью компьютера) боль­ших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положен­ных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование, при котором используются ли­нейные зависимости;

б) динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

в) вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

г) теория игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели позволяют экспериментально про­верить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

В решениях всегда отражается личность того, кто их прини­мает. С этой стороны интересен личностный профиль управ­ленческого решения, то есть та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой его решения к исполнителям.

В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений.

Решения уравновешенного типа свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной иде­ей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают вни­мание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.

Импульсивные решения характерны для людей, у которых про­цесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это приводит к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообраз­но, минуя этап обоснования и проверки. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руково­дитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.

Инертные решения - результат очень неуверенного и осто­рожного поиска. После появления исходной гипотезы ее уточ­нение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек проверяет неоднократно. Это ведет к растяги­ванию процесса принятия решений во времени.

Рискованные решения напоминают импульсивные, но отли­чаются от них некоторыми особенностями индивидуальной так­тики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность. В итоге, хотя и с опозданием, элемен­ты построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

Решения осторожного типа характеризуются особой тщатель­ностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает множество разнооб­разных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Осторожные люди более чув­ствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успе­хи. Поэтому тактическая линия осторожных - избежать оши­бок. Для импульсивных, например, характерна противополож­ная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.

Эффективным управленческое решение могут сделать:

Соблюдение иерархии в принятии решений;

Использование межфункциональных групп;

Использование прямых горизонтальных связей;

Централизация руководства.

Иерархия в принятии решений - делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеет­ся больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае ис­полнителями решения являются сотрудники смежных уровней. Контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допускаются.

Использование целевых межфункциональных групп, члены которых отбираются из различных подразделений и уровней организации.

Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей. В данном случае (особенно на начальной стадии процес­са принятия решения) сбор и обработка информации осущес­твляются без обращения к вышестоящему руководству. Такой подход способствует принятию решений в более короткие сро­ки и повышению ответственности за их выполнение.

Централизация руководства. Процесс принятия решения дол­жен находиться в руках одного (общего) руководителя. В дан­ном случае формируется иерархия в принятии решений, то есть каждый низший руководитель решает свои проблемы (прини­мает решения) с непосредственным руководством, а не с руко­водителем самого высокого уровня.

Как уже отмечалось, лучший вариант, когда решение выби­рается благодаря последовательной оценке каждого из предла­гаемых. При этом определяется, насколько каждый вариант ре­шения обеспечивает достижение цели. Таким образом, решение должно отвечать требованиям, вытекающим из решаемой ситу­ации и целей организации, а именно:

Эффективности;

Экономичности;

Своевременности;

Обоснованности;

Реальности.

Решение должно быть эффективным, то есть наиболее полно обеспечивать достижение поставленной организацией цели.

Решение должно быть экономичным, то есть обеспечивать дос­тижение поставленной цели с наименьшими затратами.

Своевременность решения означает не только нужный момент его принятия, но и своевременность достижения целей. Ведь ког­да решается проблема, события продолжают развиваться. Может получиться так, что прекрасная идея устареет и потеряет с течени­ем времени смысл, хотя изначально она была хороша.

Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями - понимание ими аргументов, побуж­дающих менеджера принять именно такое решение.

Решение должно быть реально осуществимым, то есть нельзя принимать нереальные, абстрактные решения. Такие решения вы­зывают досаду исполнителей, и в основе своей они неэффектив­ны. Принятое решение должно соответствовать силам и средствам выполняющего его коллектива.

Особую роль в эффективности решений играют методы дове­дения принятых решений до исполнителей. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с разделения на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным ис­точником эффективности принятого решения. В связи с этим вы­деляют четыре основные причины невыполнения решений:

Решение было недостаточно четко сформулировано мене­джером;

Решение было ясно и четко сформулировано, однако испол­нитель его плохо уяснил;

Решение четко сформулирована и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;

Решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предло­женным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения дан­ной проблемы.

Таким образом, эффективность решения зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения его до исполнителей (оформления решений и личных качеств руководителей и испол­нителей). Организация исполнения принятых руководством ре­шений как специфическая деятельность менеджера предполагает то, что он держит в поле зрения решения, находит способ влиять на них, управляет ими. Команда - "приступить к исполнению решения!" - не может быть дана раньше, чем у руководителя не возникнет уверенности в том, что все звенья правильно поняли свои задачи и имеют все средства для их выполнения.

Главный смысл всей работы по доведению задач до исполните­лей состоит в том, чтобы построить в сознании некий образ (техно­логию) будущей работы по выполнению управленческого решения. Первоначальное впечатление об этой работе формируется у испол­нителя при получении и восприятии задания. После этого идея (модель задания) уточняется, обогащается посредством адаптации ее к реальным и объективным условиям внутренней и внешней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения (идеальная модель деятельности исполнителя по выполне­нию задания менеджера). Для того чтобы модель деятельности ис­полнителя была выполнена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований:

Полнота модели;

Глубина отражения первоначальной идеи;

Стрессоустойчивость и прочность;

Гибкость модели;

Согласованность;

Ее мотивация.

Полнота модели решения описывает ее соответствие, с од­ной стороны, замыслу руководителя, его решению и поставлен­ным им задачам, а с другой - содержанию, структуре и услови­ям исполнительской деятельности. Идеальным вариантом была бы такая полнота модели, при которой она развернута настоль­ко, что еще до начала работы исполнитель мысленно может пред­ставить себе все тонкости предстоящей работы.

Точность модели необходима потому, что если задача ста­вится абстрактно - в общем виде, то она не выполняется вооб­ще или выполняется формально. Система управления, в которой точность формирования оперативных моделей решения не стала законом, распадается.

Глубина отражения первоначальной модели характеризует оперативную модель с точки зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности.

Стрессоустойчивость и прочность модели предполагает спо­собность исполнителя четко реализовать план действий, сло­жившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях.

Гибкость модели - критерий, который как бы противоречит всем указанным выше. Очевидно, что абсолютно жесткий и "не­поддающийся" образ может быть приемлем только в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может. Проблема в том, чтобы выбрать оптимальное соотноше­ние между стабильностью (неподвижностью) и гибкостью модели.

Согласованность модели решения связана с тем, что испол­нитель чаще всего выполняет свой этап работы в одиночку, по­этому его действия должны согласовываться по задачам, време­ни и месту с действиями других исполнителей.

Мотивация модели решения. Известно, что понимание ре­шения и усвоение его идеальной модели не в полной мере обес­печивают должную мобилизацию всех резервов исполнителей, поэтому и нужно мотивировать их деятельность. Воздействие на мотивы, побуждающие исполнителей к проявлению активнос­ти, внутренней потребности для выполнения заданий, - основ­ной смысл мобилизации трудового коллектива на выполнение принятых руководством решений.

Организовать исполнение решения - задача не из легких. Она требует знания людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения. Организация исполнения решений - это специфи­ческая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководи­тель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации его исполнения он сталкивается с ре­альной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.

Недостаточно опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно переносит эту лег­кость на реальную ситуацию. В результате такого менеджмента принимаемые им решения оказываются непосильными и на прак­тике не выполняются. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что руководитель организует не свою деятельность, а труд других людей. Это две разные вещи, ибо процесс исполнения решений также нужно организовывать. Исполнители должны получить чет­кую информацию о том, кто, где, когда и какими способами и средствами должен осуществлять действия, соответствующие при­нятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих дос­тижение целей решения с минимальными издержками.

Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполне­ние решений, является установление и структуризация комму­никаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и испол­нителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей (коммутатором-руко­водителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут существенно различаться. В связи с этим можно выделить наи­более часто встречающиеся в организации коммуникации - це­почную, многосвязную, звездную и иерархическую (рис. 7.2).

При цепочной структуре коммуникаций (рис. 7.2, а) решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми ими обсуждается Все связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства от­сутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.

В многосвязной структуре коммуникаций (рис. 7.2, б) все ее участники связаны между собой. Ее отличает достаточная ус­тойчивость и скорость передачи информации. Отношения ко­мандования ярко выражены. В практике управления наиболее часто встречается на уровне первичного коллектива.

В звездной структуре коммуникаций (рис. 7.2, в) ярко выра­жен "коммутатор-руководитель", через которого передаются все задачи. Все связи замыкаются на нем. Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.

Рис. 7.1. Структура коммуникаций: а - цепочная, б - многосвязная, в - звездная, г - иерархические отношения координации, ярко выраженное командное действие;

И - исполнитель, Р - руководитель

Для иерархической структуры коммуникаций (рис. 7.3, г) ха­рактерны ярко выраженные командные отношения. Промежу­точные ступени одновременно являются и подчиненными, и ко­мандными.

Организационно-управленческие решения оформляют в ви­де приказа или распоряжения, после чего они приобретают силу закона. Однако множество решений в организации мигриру­ет в виде устных указаний, заданий, пожеланий и подобных уп­равляющих директив. Главная задача менеджера и состоит в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить ко­ординацию действий и контроль за его выполнением. Таким образом, контроль за исполнением решений является заключи­тельной стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить инфор­мацию об исполнении решения и достижении организацией пос­тавленных целей.

Главное назначение контроля - в своевременном обнару­жении возможных отклонений от заданной программы реализа­ции решения, а также в своевременном принятии мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели орга­низации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполне­нии принятых решений.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений. Выделяются и другие функции контроля за исполнением принятых решений:

Диагностическая;

Функция обратной связи;

Ориентирующая;

Стимулирующая;

Корректирующая;

Педагогическая.

Диагностическая. Главная, ведущая функция контроля - кто бы что ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состо­яние дел, то есть поставить диагноз.

Обратная связь при контроле за выполнением поставленных задач позволяет руководителю не выпускать из рук бразды правле­ния, дает ему возможность оказывать влияние на ход работы.

Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего контролируются начальником, при­обретают особое значение в сознании исполнителей, направля­ют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, выпадающие из поля зрения руко­водителя, зачастую не решаются подчиненными.

Если ориентирующая функция контроля при умелом руко­водстве позволяет менеджеру держать работы в поле зрения, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов.

Корректирующая функция связана с теми уточнениями, кото­рые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность ре­шения руководителя. Иными словами, контроль уже, можно ска­зать, состоялся, причем по самому надежному критерию - по соответствию принятого решения практике.

Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, побуждает исполнителей к добросовестному труду.

В практике управления организацией применяются три ос­новные разновидности контроля:

Предварительный - предшествует принятию окончатель­ного решения. Его цель - дать более глубокое обоснование при­нимаемому решению;

Текущий - с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений;

Последующий - служит для проверки эффективности при­нятия решений.

Таким образом, контроль является объективной необходи­мостью, так как даже самые оптимальные планы не могут быть реализованы, если их не довести до исполнителей и за их ис­полнением не наладить постоянный контроль.


Литература

1. Бобрышев Д.Н., Семенцов С. П. История управленческой мыс­ли: Учеб. пособие. М.: АН СССР, 1987.

2. Бурлацкий Ф. М. Загадки и урок Никколо Макиавелли. М.: Молодая гвардия, 1978.

3. История всемирной литературы. Т.I. M.: Наука, 1983.

4. Литвак Б. Г.

5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Художественная ли­тература, 1982.

6. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф.

7. Морз Ф.М., Кимбелл Дж. Е.

8. Накаряков Б. Н. Добрый порядок яко душа каждому делу. - ЭКО. 1978. № 1.

9. Научная организация труда и управление. М.: Экономика,

10. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления. М.: Агентство "ФАИР", 1997.

11. Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.

12. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. М, 1924.

13. Тейлор Ф. Научные основы организации промышленных пред­приятий. СПб., 1912.

14. Тейлор Ф. Усовершенствованная система сдельной оплаты. СПб., 1914.

15. Файоль А. Общее и промышленное управление. Л.; М., 1924.

16. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М., 1996.

17. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности труда. М.: Экономика, 1972.

18. Янг С. Системное управление организаций. М.: Сов. радио, 1972.

19. Уткин Э. А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.

20. Стиробинский Э. Е. Как управлять персоналом. М.: ЗАО «Биз­нес-школа "Интел-Синтез"», 1998.

21. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: Дело, 2003. – 392 с.

22. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.

23. Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гарда-рика, 1996.

24. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

25. Коротков Э. М. Программа по курсу "Разработка управленче­ского решения". М.: ИМПЭ, 1995.

26. Морз Ф. М., Кимбелл Дж. Е. Методы исследования операций. М.: Сов. радио, 1956.

27. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Нау­ка, 1979.

28. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Па­тент, 1996.

29. Мескон М. X ., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

30. Румянцева 3. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. 3. и др. Ме­неджмент организации: Учеб. пособие. М.: Инфра-М., 1997.

31. Реильян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.

32. Франчук В. И. Основы современной теории организации. М.: Академия организационных наук, 1995.

33. Ховард К, Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1996.

34. Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра-М, 1996.

35. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1996.

36. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Ау­дит, ЮНИТИ, 1997.

Контрольные вопросы

1. Какова роль связующих процессов управления?

2. Почему важен системный подход при управлении современ­ным предприятием?

2. Какие новые возможности открывает ситуационный подход?

4. Какой из подходов, развиваемых в науке управления, оказал­ся, по вашему мнению, наиболее продуктивным?

5. Когда впервые принятие решения стало рассматриваться как самостоятельный управленческий акт?

6. Какие науки, связанные с управленческой деятельностью, возникли во время и после второй мировой войны?

7. Что является неотъемлемой составляющей частью всех наук, связанных с управленческой деятельностью?

8. Сопоставьте различные определения теории принятия реше­ний. В чем их основное различие?

9. Какова роль количественных и качественных данных при при­нятии управленческих решений?

10. Как соотносятся теория и практика принятия управленческих решений?

11. Как отразились на процессе принятия управленческих реше­ний современные возможности работы с информационными пото­ками?

12. Какие компьютерные системы используются при принятии управленческих решений?

13. Какова роль управленческого решения в управлении органи­зацией?

14. Что определяет организация в деятельности человека?

15. По каким принципам и признакам классифицируются органи­зации?

16. Как подразделяются организации по характеру деятельности? 5 приведите определения организации.

17. Назовите неотъемлемые составляющие любой организации.

18. Какова роль менеджмента в современной организации?

19. Чем различаются профессиональный и непрофессиональный менеджеры?

20. Что такое модель организации?

21. Приведите примеры моделей организации.

22. Какие типы управления организацией встречаются?

23. Можно ли доверить принятие управленческого решения ком­пьютеру?

24. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?

25. Назовите базовые элементы моделей процесса принятия уп­равленческого решения.

26. Какая модель является адекватной ситуации принятия управ­ленческого решения?

27. Какие виды моделей управленческого процесса вы знаете?

28. Приведите примеры решающих правил. Как они используют­ся в процессе принятия управленческого решения?

29. Назовите основные управленческие функции в организации.

30. Почему такое важное значение придается совершенствова­нию технологий производства продукции и оказания услуг в рыноч­ной экономике?

31. Назовите основные виды деятельности производственных ор­ганизаций.

32. Назовите основные функции управления процессом решения проблем в организации.

33. Приведите примеры внешних и внутренних проблем органи­зации.

34. Охарактеризуйте активные и пассивные методы анализа дея­тельности организации.