В последние десятилетия мир сильно изменился: у каждого человека есть мобильный телефон с выходом в интернет, практически каждый ежедневно сидит за компьютером, ноутбуком или планшетом. Сегодня многие из нас уже не представляют жизнь без этих девайсов, они помогают нам быть постоянно на связи, создавая иллюзию общения, иллюзию дружбы и иллюзию жизни. Доказано: чем больше человек находится на просторах интернета, тем больше он чувствует себя одиноким и несчастным.

Частое посещение онлайн-ресурсов главная причина развития депрессией у людей, предпочитающих переписку живому общению. Чаще всего под всемогущее влияние интернета попадает молодежь, которая под влиянием различных советов и мнений, полученных из различных статей и видео, начинают вести себя совсем не так, каким является на самом деле. В психологии подобное поведение принято называть тенденцией хамелеона.

В советские времена у людей не было дорогих телефонов, компьютеров и цифровых телевизоров, но тогда люди были более искренними и доброжелательными. Теперь мы получили доступ всем благам цивилизации, но нас захлестнула западная волна лицемерия с отстраненной вежливостью.
Она вошла в нашу жизнь и многие из нас сейчас не общаются даже с соседями и родственниками.

Зато теперь в каждой поликлинике есть кабинет психолога, к которому люди идут, чтобы рассказать о своих неприятностях и страхах, не надеясь получить взаимопонимания и поддержки родных и близких.

Давно ушли в прошлое времена , когда люди говорили друг другу правду, чтобы человек имел возможность осознать свою ошибку и измениться в лучшую сторону. 21 век изолирует деликатностью, толерантностью и тотальным нежеланием людей вникать в чужие проблемы. Молодые люди нынче предпочитают молчать или вежливо улыбнуться, чем помочь своему другу или приятелю, у которого возникли серьезные проблемы.

В итоге человек долгое время может считать, что все у него в порядке , а потом, столкнувшись с неприятностями на или дома, пережить сильный стресс. Поэтому сегодня так много людей впадают в депрессию и страдают от одиночества, им некому рассказать о своих проблемах и доверить свои секреты.

Именно в этом проявляется одиночество современных людей , связанное, прежде всего, переживаниями своей отдаленности от близких, недостатком их любви, тепла и общения. Переживающие такое одиночество постоянно испытывают грусть, обиду и страх, что вызывает недовольство жизнью и лишает возможности радоваться своим успехам.

Неужели был прав Орсон Уэллс , когда писал: "Человек рождается одиноким, живет одиноко и умирает в одиночестве". Современный человек постоянно находится в обществе, но все больше и больше страдает от одиночества. Сейчас человек человеку если не волк, то, по крайней мере, он ему конкурент.

Теперь ситуации, когда ученик или студент дает списывать тетрадь другому, когда секретарша помогает начальнице стать привлекательной, как в кинофильме "Служебный роман" - крайне редки или даже совершенно немыслимы. Ни одна девушка не станет помогать другой достичь успехов в учебе или устроить личную жизнь, тем более своей начальнице.

У большинства из них конкуренция за "принца" сидит в подсознании с детства, поэтому они хотят выглядеть лучше всех любой ценой.


Для современной молодежи привычно нежелание вникать в чужие проблемы и скрытая конкуренция во всех сферах. Девушки и парни не понимают, почему они никак не могут встретить свою половинку и почему отношения рушатся так быстро. Никто из близких, родственников и друзей не скажет им правду и не даст дельный совет. Если раньше люди редко отмалчивались, услышав конкретный вопрос, то сегодня это для многих молодых людей стало нормой.

Они никогда в ответ на вашу просьбу не скажут "нет", а вежливо ответят: "Боюсь, не получится" и у вас останется впечатление, что все еще может решиться в вашу пользу. На самом деле это проявление тенденции хамелеона, желание скрыть настоящие эмоции под непроницаемой маской.

Для большинства современных девушек и парней не существует границ, им чужды стереотипы и мнения других людей. Независимо от того, есть у него семья или нет, он постоянно желает найти человека, рядом с которым ему будет тепло и спокойно. И это совсем необязательно означает, что он ищет нового полового партнера, ему просто хочется найти друга, который его не предаст. Они ищут "близкого" человека для общения и приятного отдыха, но очень редко им это удается.

Причина этого - Интернет . Для современной молодежи виртуальный мир успешно заменил реальный. Он лишает их возможности нормально общаться, разрывая дружественные и родственные связи. Виртуальные друзья во время переписки уверяют их в своей дружбе, а когда нужна помощь, превращаются в обычную картинку на аватарке. Это оказывает сильное влияние на манеру поведения людей, порождает изолированность и нежелание доверять. В реальной жизни они также предпочитают надевать маску лицемерия с отстраненной вежливостью, сохраняя приличную дистанцию при общении с людьми и никого не допуская до своей жизни.

Вот и получается, современная молодежь обладает такими отличительными признаками как аналитический ум, креативность, приятная внешность и хорошие манеры, за которыми всегда спрятан отчужденный взгляд, в котором просматривается грусть. Осознавая свою беспомощность, парни и девушки интуитивно ставят защиту, ограждая себя от возможной опасности и предпочитая оставаться в одиночестве. Однако они не учитывают то, что любое чувство проходит три стадии развития: зарождение, становление и завершение.

И когда наступает стадия завершения, человек больше не хочет быть одиноким и ищет пути, чтобы найти людей, которые его полюбят и которым он сможет доверять.

Специфические особенности протекания деятельности в Интернете как элементе информационной среды являются предметом исследований психологов (К. Young, I. Goldberg, L. Kennedy-Souza, А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, В. А. Бурова (Лоскутова), А. Е. Войскунский, А. Жичкина, К. Мюррей, О. В. Смыслова, Г. Д. Сугутская и др.). Интернет при этом рассматривается не просто как конгломерат компьютерных сетей, способ технических решений, а как сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой интернет-среде .

Важное направление в структуре этих исследований – использование Интернета людьми с патологическими изменениями, вызванными интернет-зависимостью (в разных вариантах: интернет-аддикция – Internet Addiction Disorder, или IAD, виртуальная аддикция, Netaholic).

В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" , которая возникает при изменении сознания под воздействием киберпространства и всего того, что в нем происходит, когда пользователю оно кажется более реальным, чем действительность.

Термин "аддикция" предложен в 1995 г. И. Голдбергом, означает навязчивое желание войти в Интернет, находясь в режиме офлайн, и неспособность выйти из Интернета, находясь в онлайн-режиме. В широком понимании интернет-зависимость (аддикция) означает:

  • – пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
  • – компульсивную (непреодолимую) навигацию по www, поиск в удаленных базах данных;
  • – патологическую привязанность к азартным играм, онлайн-аукционам или электронным покупкам в Интернете;
  • – зависимость от киберотношений (общение в чатах, групповые игры и телеконференции), что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
  • – зависимость от киберсекса;
  • – зависимость как отражение проблем человека, скрытые признаки психических болезней .

С 1997 г. патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use, сокращенно PIU) стало обозначением официально признанного психического расстройства, которое часто является следствием других, серьезных проблем человека – депрессии, коммуникационных проблем, одиночества, потери самоидентификации и др.

Сегодня проблема зависимости человека от Сети приобретает глобальные масштабы. Не случайно эксперты из Американской психиатрической ассоциации включили се в новое издание руководства по диагностике и статистике психических расстройств, где, по утверждению исследователя Д. Лавникевича, данный вид зависимости классифицируется как психическое расстройство .

Все чаще в массмедиа появляются печальные истории, где подростки становятся жертвами Глобальной сети. Напри-

мер, юноша из Тайваня провел за онлайн-игрой Diablo III 40 часов без сна и еды и впоследствии умер от переутомления .

Интернет-зависимость связана с индивидуально-психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой .

По данным телефонного опроса, регулярно пользуются Интернетом 68,9% респондентов; 13,7% признали, что им было бы трудно оставаться в режиме офлайн несколько дней подряд; 12,4% часто остаются в режиме онлайн дольше, чем планировали, а более 12% считают, что им необходимо урезать пребывание в Сети; 8,7% пытаются скрыть "чрезмерное" использование Интернета от семьи, друзей и коллег по работе. Для 8,2% Интернет – средство убежать от проблем или поднять настроение, а 5,9% считают, что их отношения в реальном мире страдают из-за чрезмерного пребывания в онлайн-режиме (Опрос проводился случайным образом по телефону в течение весны и лета 2004 г. На вопросы ответили 2581 человек. До сих пор исследователи обрабатывали результаты и опубликовали их в журнале "CNS Spectrums: The International Journal of Neuropsychiatric Medicine".)

В ряде исследований у опрошенных выявлены расстройства психики, требующие лечения. По информации Reuters, интернет-зависимость в США грозит от 5 до 10% населения . По разным данным эта зависимость в России опасна для 6–10% . Более 21% россиян, как утверждают социологи, регулярно пользуются Интернетом. Для многих из них сетевые дневники, форумы, чаты и просто бесцельное хождение по просторам виртуального пространства – то, без чего они уже не могут жить. Эта повальная привязанность к виртуальному миру – реальная проблема информационного общества или уловка адвокатов и психологов?

В целом ряде работ описаны симптомы и проблемы интернет-зависимости:

  • – сложности в принятии своего физического "Я" (своего тела);
  • – сложности в непосредственном общении (замкнутость);
  • – склонность к интеллектуализации;
  • – чувство одиночества и недостатка взаимопонимания;
  • – низкая агрессивность;
  • – психические расстройства, которые сводятся к пренебрежению своим здоровьем и внешним видом, бессоннице, снижению физической активности и социального взаимодействия, а также черты интернет-аддикта ;
  • – эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
  • – представления об идеальном "Я" недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
  • – проблемы с идентификацией личности, самооценка занижена (завышена);
  • – склонность к избеганию проблем и ответственности.

Исследуется проблема предрасположенности особых

психотипов к интернет-зависимости; чаще всего ими оказываются публичные, театральные люди с истероидными чертами характера. Им свойственна духовная незрелость, эмоциональная тупость, стремление к осуществлению своих притязаний не путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у них способностей, а неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы любой ценой добиться привилегированного положения.

Факторы привязанности к Интернету можно свести к следующему:

  • – анонимность в Сети социальных взаимоотношений между участниками (клички-"ники");
  • – возможность скрыть (раскрыть) фобии, комплексы и тайные влечения;
  • –возможность смены идентификации (имя, пол, возраст, национальность, внешность);
  • – преодоление собственной внутренней ущербности;
  • – реализация представлений, фантазий с обратной связью;
  • – психологический эксгибиционизм;
  • – компенсация психологических комплексов с участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети;
  • – времяпрепровождение в среде подобных;
  • – информационный вампиризм .

Находясь в Интернете, 63% респондентов сильнее ощущают тягу к авантюре, 55% ведут себя более самоуверенно, 66% готовы фантазировать или, проще говоря, приврать о себе, 64% становятся смелее, 53% – сексуальнее, 75% чувствуют, как уходит стресс.

К разновидностям коммуникативной зависимости часть исследователей относит блоги, чаты, форумы. Однако сами блоггеры, как правило, выглядят вполне успешными и общительными людьми. Сетевая литература эффективно конкурирует с печатной. У автора "Живого журнала" (далее – ЖЖ), пишущего под псевдонимом Polumrak, уже больше 3 тыс. подписчиков. Недавно Polumrak издал сетевые записки отдельной книгой . Те, кто обращается в ЖЖ, чаще всего молодые люди, обладающие неустойчивым чувством самооценки. Компенсируются психологические комплексы участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети. Более интеллектуальные вливаются в литературный или музыкальный андеграунд, а ЖЖ – это своего рода место иод аркой, где можно провести вечер в компании себе подобных и к тому же что-то написать на стенах для напоминания тем, кто не смог прийти на встречу.

В исследованиях отмечается, что масса людей переписывается в Интернете, и совершенно не изучено, как сказыва

ется на реальном общении прозрачность сетевых дневников, какова самооценка у этих людей, успешны ли они с собственной точки зрения .

Выделено пять главных подтипов основного диагноза "интернет-зависимость", которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к биржевым торгам и азартным играм в режиме онлайн, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев – пристрастие к компьютерным играм .

Первые монографии по проблемам интернет-аддикции появились в 1998–1999 гг. (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). На основе спецопросника, видеозаписей, мониторинга за людьми в экспериментальных условиях, дневниковых самосвидетельств были выявлены "пойманные в Сеть" и "запутавшиеся в Паутине". В частности, получены такие данные: 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% – в течение второго полугодия, а 17% – вскоре по прошествии года .

К. Янг приводит четыре симптома интернет-зависимости: 1) навязчивое желание проверить e-mail; 2) постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3) пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга к поиску информации в Сети; 4) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете; 5) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет .

В среде психологов между тем существует мнение, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют Сеть для реализации других аддикций и решения проблем личной жизни. Эти ученые определяют интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в Сети . За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.

Наибольшую склонность к интернет-зависимости имеют те люди, которые страдали продолжительными депрессиями (таковых оказалось 54% от общего числа отдавших свои сердца и тела Сети), те, кто имел проблемы с алкоголем и наркотиками (52%). Также среди интернет-зависимых граждан оказалось множество тех, кто в реальной жизни часто испытывал состояние тревоги и никак не мог от него избавиться (34%).

Психические проблемы, расстройства возникают в основном из-за проблем с идентификацией личности, когда виртуальное и реальное начинают путаться. Если такие игры затянутся, то шанс получить некую форму нервного расстройства приближается к 100% .

Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя, реализованных в онлайн-режиме. Геймерство – самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости, обусловленная увлекательностью многих игр и предоставляемой ими возможностью аутоидентификации с самыми различными героями .

Борьбе с киберзависимостью психологи мира уделяют все большее внимание . В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические вебслужбы по проблематике IAD. В частности, К. Янге создал Center for On-Line Addiction .

Сегодня во многих странах функционируют специальные реабилитационные центры, правда, небольшие и дорогостоящие. В Китайской Народной Республике интернет-зависимость признали национальной проблемой. Методы борьбы со слишком активными пользователями народного Интернета Китая радикальны – принудительное, а не добровольное лечение. Организуются клиники по лечению Интернет- зависимости и в Сети (например, computeraddiction.com). Однако в интервью на радио "Свобода" доктор Маресса Орзак высказала справедливое мнение, что лечить интернет-зависимость в Сети – это то же самое, что лечить алкоголизм у барной стойки .

Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе интернет-зависимость осознана и изучается . В России эта проблема не имеет еще статуса официальной. Вместе с тем уже проводятся исследования в подростковой и студенческой среде, в частности, изучаются мотивы обращения к Интернету, где человек удовлетворяет определенные потребности. Например, потребность в отдыхе вызывает мотив рекреации (человек использует такие ресурсы, как онлайн-игры, музыка, фильмы, развлекательные видео, картинки, фотографии). Потребности в общении и принадлежности к социальной группе, любви порождает коммуникативный мотив (человек становится членом одной из социальных сетей: "Вконтакте", Facebook , "Одноклассники", "Профессионалы" – или чатов, форумов, сайтов виртуальных знакомств) или мотив аффилиации (следование ценностям членов сети). Потребность в достижении успеха, признании порождает деловой мотив, а познавательные потребности – мотив информационный.

В зависимости от мотива обращения к Интернету выявляют различные типы зависимых людей: рекреаторы, коммуникаторы, аффиляторы, деловые, гностики, знатоки, творцы .

Изучение феномена аддикции среди студентов Московского государственного института международных отношений показало: почти половина студентов испытывает потерю чувства времени, находясь в онлайн-режиме. Они говорят себе: "Еще секундочку, еще пять минут" – и находятся в Интернете больше запланированного времени. Непреодолимое желание войти в Сеть в отрыве от нее более трех дней свойственно также почти половине студентов, а легкую тревогу и беспокойство чувствуют чуть больше половины респондентов. Однако только 13% опрошенных предпочитают виртуальное общение реальному.

Коммуникаторы и аффилиаторы испытывают больший дискомфорт, чем другие группы студентов. Среди них больше половины студентов (63,3%) чувствуют неприятные ощущения в отрыве от Сети. Рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки .

Выявлена связь между социально-демографическими характеристиками студентов и проявлением у них различных признаков виртуальной зависимости. Так, живущие с родителями испытывают меньший дискомфорт в отрыве от Сети, чем другие группы студентов.

Обнаружено, что ценностные ориентации влияют на отношение студентов к Интернету и формы практик в нем. Например, выявлена связь между ценностью творчества и проблемой организации времени в Интернете. Творческие люди, как оказалось, менее дисциплинированы, чем другие группы студентов. Самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам. Те, кто выбрал ценности престижа, оказались наиболее зависимы от Интернета.

Мотивация пользователей также влияет на особенности их деятельности в Сети. Среди студентов с рекреационным, коммуникативным, информативным мотивами больше интернет-зависимых, чем среди студентов с деловым, познавательным мотивами и мотивом самоактуализации. Выбравшие рекреационные и коммуникационные мотивы студенты проводят в Интернете больше времени, чем те, кто выбрал познавательные, деловые или мотивы развития хобби.

По мнению многих исследователей, Интернет обладает мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс. Выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом.

Таких, кстати, в Сети также много. С этими учеными солидаризируются журналисты "Российской газеты", считающие, что "сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает" .

Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением эмоционального потока .

В ходе научного эксперимента "Есть ли жизнь в офлайне?" 13 американских семей (в общей сложности 28 человек) подверглись "нечеловеческому" испытанию: им запретили пользоваться Интернетом в течение 14 дней. При этом "садисты", проводившие опыт, заставили "несчастных" записывать свои мысли и чувства в дневник. После того как испытание было закончено, ученые проанализировали записи в дневниках, а также изучили видеозаписи поведения подопытных. Результатом анализа стал однозначный вывод: две недели без Интернета негативно повлияли на социальную жизнь, а большинство испытуемых чувствовали себя вялыми и подавленными.

Результаты исследования Internet Deprivation Study опубликованы в Интернете. Эксперимент, проведенный компанией OMD по заказу Yahoo, показал, что Интернет можно смело причислять к списку самых сильных наркотиков. При отсутствии Интернета человек чувствует себя эмоционально опустошенным и потерянным .

Многие служащие США увлекаются интернет-посещепиями. Так, проведенный Harris Interactive опрос 305 служащих показал, что в течение рабочей недели в среднем один день уходит на посещение сайтов, нс связанных напрямую с профессиональной деятельностью работника. Среди опрошенных работников 67% признались, что посещают на работе некоторые сайты из личного интереса. Среди основных личных мотивов онлайн-покупки (этим занимаются 24%), просмотр новостей (23%), посещение порнографических сайтов (18%), участие в азартных играх (8%), онлайн-аукционы (6%).

В Финляндии военнослужащие испытывали сильный стресс, утверждая, что не смогут служить без компьютеров. Таким призывникам дается три года на избавление от зависимости .

Практикующие психологи все чаще говорят об увеличении числа пациентов, жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Однако многие родители, которые жалуются на болезненное пристрастие своего ребенка к Интернету, приходят не с этой проблемой, как считает директор Психологического центра Елена Бабиевская: "Компьютер – это не причина, а следствие неких уже существующих проблем" .

Особо пагубно долгое общение с Интернетом у детей . Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети: взрослые, используя доверие к детям, общаясь в Сети, могут соблазнить последних на совершение непристойных действий . В частности, существуют следующие опасности.

  • 1. Доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в Сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, его может не быть в школе, в библиотеке.
  • 2. Неподходящий контент – сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.
  • 3. Продолжительные игры в DOOM, QUAKE, другие сетевые игры с насилием. В этом случае дети ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

Как показывают исследования, Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета, сознательно погружается в него все больше. Отсюда вытекает важнейшая проблема сформирования навыков у детей и подростков живого человеческого общения .

Преодоление интернет-зависимости и интернет-образование

Новые области медиаисследований включают в себя не только развитие диагностических инструментов для определения киберзависимых людей и оценку их состояния (это дело психотерапевтов), но и изучение влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрические состояния (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания). Интернет одним людям оказывает неоценимую помощь в избавлении от вредных привычек, но у других может вызвать психические расстройства. Глобальная сеть дает свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни не всегда возможны. Однако Сеть вызывает зависимость, которая может быть следствием психотравмирующей ситуации (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.) .

Интернет не может рассматриваться только как специфическая среда для проявления зависимого поведения. Вместе с тем есть жертвы болезни, которые не могут контролировать время, проведенное в Мировой паутине, число их растет, а значит, проблема нс исчезает.

Научные статьи намечают подходы к объяснению феноменов интернет-зависимости, однако в них описываются лишь отдельные случаи, пока не выработаны четкие критерии диагностики и концепции коррекции расстройств психики, связанных с Интернетом как формой массовой коммуникации. Исследователи констатируют, что предложенные модели интернет-зависимости формализованы, не дают ответа на вопрос о характере и степени влияния на развитие расстройств личности. Имеющиеся критерии и подход не позволяют точно определить поведенческую зависимость, поскольку нет четкой грани между увлеченностью и зависимостью человека от конкретной информации .

Наиболее перспективен психотерапевтический подход к проблеме, предложенный Н. Корытниковой. Он основан на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем .

Основная задача ученых в избавлении от интернет-зависимости ясно вырисовывается – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального и пытаться вырвать человека из Сети, приобщая к другим интересам. Эта задача вполне разрешима при условии расширения сфер медиаобразования.

  • Жало В. Опасные виртуальные игрища. URL: rambler.ru/db/news/msg.html?s=5&mid=5171371; Хайрутдинов А. Забава ли – компьютерная игра? // ИДЕЛЬ. 2003. № 9. С. 54–55.
  • Лоскутова В. Λ. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф, дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. С. 23.
  • URL: psychology.ru/internet/ecology/04.htm
  • Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете: [сб. ст.]. М., 2000. С. 132–140; Сугутская Г.Д. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость // Виртуальная реальность. 2003. Вып. 3. С. 47–50; Соколов А. Интернет-зависимость // Вы и ваш компьютер. 2003. № 10. С. 26–28.
  • URL: hardline.ru/4/86/4719
  • URL: rus.ruvr.ru/2012_10_02/Intemet-zavisimost-bolezn-XXI- veka
  • Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с интернет-зависимостью. URL: flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova
  • URL: webplanet.ru/news/internet/2004/9/23/offline.html

3.1 Общая стратегия и методы исследования


Объектом исследования является субъективное переживание одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации .

Предмет исследования – особенности субъективного переживания одиночества молодыми людьми.

Цель исследования – выявление особенностей субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации. Необходимо выявить корреляцию между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества.

Гипотеза исследования: чем выше степень вовлечённости молодых людей в интернет коммуникации, тем выше степень переживания одиночества этими людьми.

Одной из современных социальных групп являются молодые люди, увлеченные Интернетом, для них он расширяет среду обитания. Известно, что активное использование компьютерных сетей приводит к функциональным и структурным изменениям в психологической структуре деятельности человека, а также к изменениям личности. Мы предположили, что увлеченность Интернетом (в предельном случае Интернет-зависимость) может быть связана переживанием одиночества. С этой целью было проведено поисковое психологическое эмпирическое исследование.

Задачи исследования:


  1. Провести анализ степени вовлечённости в интернет среди группы молодых людей ;

  2. Выявить различия в субъективных переживаниях одиночества среди испытуемых молодых людей.
В исследовании приняло участие 30 человек - студенты и выпускники московских ВУЗов.

3.2 Диагностика увлечённости Интернетом

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и интернет являются мощными инструментами обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. С середины 90-х годов 20-го века стало очевидно, что необходимо выделять особый вид зависимого поведения – Интернет-зависимость. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей.

Особенно проблема Интернет-зависимости актуальна для молодёжи.

Диагностика увлеченности Интернетом проводилась с помощью методики диагностики Интернет–зависимости Чена (шкала CIAS) 19 , которая включает в себя пять оценочных шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, управления временем. Сумма всех шкал является интегральным показателемобщим показателем наличия интернет-зависимого поведения.

Минимальная степень Интернет-зависимости (общий CIAS балл от 27 до 42) оказалась у 20% человек. Умеренная склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (от 43 до 64 баллов) – у 33,3% испытуемых, эти лица скорее увлечены Интернетом, чем зависят от него. И 46,7% были отнесены к группе лиц с выраженным и устойчивым Интернет-зависимым поведением (от 65 и выше). Поэтому применительно к нашему исследованию более адекватно говорить о феномене увлеченности Интернетом , чем о собственно Интернет-зависимости. Эти данные занесены в таблице в приложении 1.

На основании данного анализа таблицы были выделены 3 группы испытуемых:

Группа «А» (14 человек) – молодёжь, с высокой степенью интернет зависимости;

Группа «Б» (10 человек) – молодёжь с средней степенью интернет зависимости;

Группа «В» (6 человек) – молодёжь, проводящая в интернете не более 1 часа в день.

Также интернет зависимость была исследована при помощи анкеты для определения степени увлеченности молодёжи компьютерными играми и тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Анкета была составлена нами для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми. Она представлена в виде опросника, состоящего из четырех вопросов, на которые мы предложили ответить испытуемым (приложение 2).

3.3. Личностные типы молодёжи, переживающей одиночество: анализ и обсуждение результатов

Необходимо отметить, что в рамках данного исследования по результатам теста на интернет–зависимость С.А. Кулакова, нами были выявлены социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем интернет-зависимости (табл.3.1).

Таблица 3.1

Социально-психологические характеристики студентов

с различным уровнем интернет–зависимости


Группы с разным уровнем интернет-зависимости

Количество человек

Возраст первого обращения к интернету

Количество дней в неделю

Количество часов в день проведённых в интернете

В реальной жизни свойственны

Состояние депрессии

Невозможность расслабится

Недовольство собой

Тревожность

Недовольство окружающими

Одиночество

Интернет - зависимые

22

от 10 до 17лет

Каждый день

от 3 до более 6 часов

6

7

3

3

7

2

Склонные к интернет - зависимости

24

от 7 до15 лет

от 3 до каждый день

от 1 до 6 часов

1

6

3

6

2

12

Не имеющие интернет - зависимости

13

от 10 до 16 лет

от 1 до 4

от 1 до3 часов

2

2

-

1

-

1

Таким образом, мы видим, что возраст первого обращения к интернету ни каким образом не влияет на формирование интернет–зависимости. Существенная разница между группами наблюдается по количеству часов проведённых в интернете. Если в группе интернет–независимых количество часов пребывания в интернете составляет от 1 до 3, то у группы зависимых студентов от 3 до более 6 часов, а у группы студентов склонных мы наблюдаем средние показатели. По актуальному состоянию у группы интернет-зависимых преобладают: недовольство окружающими, невозможность расслабится и состояние депрессии. Испытуемым склонным к интернет–зависимости свойственны тревожность, состояние одиночества и невозможность расслабится.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что студентам с различной степенью выраженности интернет-зависимости присущи специфические проблемы и личностные особенности, которые оказывают влияние на их поведение.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости существует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернетзависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Интернета.

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям равняется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характерны кратковременные приступы одиночества и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов.

Наверняка, все знают одноименный роман Януша Вишневского, который стал бестселлером, покорив миллионы читательских сердец. Сегодня проблема одиночества в сети знакома каждому второму. Доказано: обитая на просторах интернета, пользователи становятся более несчастными. Частое посещение онлайн-ресурсов способствует возникновению депрессий, отнимая при этом огромное количество времени. Люди становятся похожими на социопатов, предпочитая переписку живому общению. Под всемогущее, но не всегда благотворное влияние Интернета более всего подпадает молодое поколение.

Одиночество в сети: найти нельзя потерять

Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни… (Я. Вишневский. «Одиночество в сети»)

21 век. У каждого второго подростка смартфон, практически каждый ежедневно использует ноутбук или планшет. В эпоху активного развития IT-технологий и массовых коммуникаций мы не представляем жизнь без этих девайсов. Именно они помогают погрузиться в потустороннюю реальность, то бишь, зайти в Интернет. И вот уже ты попадаешь в капкан - и становишься зависимым. По статистике, в Украине наиболее подвержена интернет-зависимости аудитория в возрастной категории от 14 до 24 лет (31%) , на втором месте - от 25 до 35 лет (29%). Среди самых «зависимых» пользователей социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет. Согласно полученным данным, 53% представителей этой возрастной группы испытывают интернет–зависимость, а 44% утверждают, что слишком много времени тратят на социальные сети. Помимо этого, данная группа чрезмерно активно использует мобильные устройства.

Интересно также узнать, от чего готовы отказаться пользователи ради выхода в «глобальную сеть». Картина в лучших традициях антиутопий Брэдбери выглядит так:

  • От горячей воды ради доступа в интернет готовы отказаться 69% мужчин и 42% женщин;
  • В еде себя ограничат 56% женщин и 45% мужчин;
  • Телевизор не понадобится 78% мужчин и 75% женщин - все, как завещал Стив Джобс, который советовал предпочесть телевизор компьютеру: дескать, от последнего не глупеют;
  • Совсем проигрывает интернету радио: 92% мужчин и 87% женщин с удовольствием выключат приемник и «зависнут» в сети;
  • Чуть лучше ситуация обстоит с процентным соотношением между «прерванной» интернет-коммуникацией и телефонным разговором: от телефона могут отказаться лишь 12% мужчин и 17% женщин;
  • К сожалению, все более виртуальной становится дружба: за отказ от приятельских отношений в пользу интернета проголосовали 34% мужчин и 32% женщин;
  • Некоторые даже согласны променять на интернет семью: таковых среди опрошенных нашлось 12% (мужчины) и 9% (женщины).

В 2012 году журналист Сасс провел расследование, как влияет Фэйсбук на восприятие жизни. Оказалось, студенты, пользующиеся social media, считают собственную судьбу более несчастной, чем у онлайн-друзей, и сетуют на несправедливость окружающего мира. За несколько лет до этого исследования Американская Академия Педиатрии опубликовала материал «Facebook-депрессия», где эксперты утверждали: люди с нереализованным потенциалом создают виртуальные площадки с идеальной жизнью. Такой образ похож на компьютерные игры, где человек погружается в виртуальный мир, но, пожалуй, даже более опасен. Ведь играя во всевозможные электронные квесты, вы четко разграничиваете мир по ту и эту сторону экрана. В соцсетях все будто по-настоящему: реальные люди, их фотографии, музыка, видео - только не стоит забывать,что каждый из нас создает себе необходимый образ, который зачастую не имеет ничего общего с повседневной жизнью.

Одиночество в сети: так ли страшен волк?

Несмотря на огромные затраты времени и возникающую зависимость, все-таки активное расширение информационного пространства и увеличение IT-возможностей имеет преимущества.

Непосредственный доступ к информации. В любое мгновение и в любой точке планеты ты с легкостью узнаешь об актуальных событиях, расшифровываешь непонятный термин или скачиваешь интересную книгу, которую уже месяц не можешь найти в книжных твоего города. Будь-то историческое событие или просто информация о прессе-релизе нового альбома любимой музыкальной группы - ты всегда сможешь быть в центре событий.

Постоянные контакты с друзьями и не только. Для зарегистрированных в социальных сетях не составит сложности общение на расстоянии. Твои родные далеко - не беда. А с помощью Skype, например, ты можешь не только переписываться со своими близкими и знакомыми, но даже услышать и увидеть собеседника. С помощью функции беседы, кстати, таким образом можно общаться с несколькими пользователями одновременно. А если ты одинок - у тебя есть шанс найти свою половинку даже за океаном с помощью сайтов-знакомств или социальных сетей.

Развлечения. Посмотреть фильм, который только появился на просторах кинотеатров? Увидеть онлайн-трансляцию популярного симфонического оркестра, выступающего в другом уголке мира? Прослушать хиты топ-чартов или же, наоборот, вернуться к неумирающей классике? Прыгнуть с парашютом? Полететь в космос? Почувствовать себя супергероем, спасающим планету от нападения коварных существ? Все возможно, только не забывайте, что процесс виртуален.

Творчество. Установленные на электронные устройства программы позволяют создавать разнообразные документы, делать презентации, обрабатывать фотографии, строить графики и проектировать сложноустроенные конструкции. Современное поколение уже не представляет работы без использования ноутбука или планшета. Любая деятельность сегодня требует помощи компьютерных технологий - и не важно, писатель или простой банковский клерк использует их.

СМИ. Телевидение и газеты отходят в прошлое, а их место занимает интернет. Постоянный поток новостей держит в курсе всех событий, а не просто информирует о них. Ежесекундные обновления - только и успевай ухватываться за информацию.

Одиночество в сети: капкан захлопнулся

Вышеперечисленные достоинства очевидны. Неудивительно, ведь интернет был создан, чтобы помочь человеку, облегчить жизнь. Но понятные возможности имеют и побочные эффекты, каждый плюс можно интерпретировать как минус. Постоянный доступ к информации и контакты ставят человека в зависимое положение, онлайн-развлечения и работа отнимают массу времени, виртуализируя при этом мир и отбирая толику реальности, а бесконечные обновления в интернет-медиа разбавляют твое собственное мнение. Казалось бы, совсем мелкие недостатки, а какие несут за собой последствия! Куча времени потрачена на разнообразные сайты, блоги, форумы, много возможностей в реальности упущено. В компании друзей ты тянешься к айподу, а дома всегда открыта вкладка Оперы (гугл хром, яндекс - нужное подчеркнуть). И вот ты уже отказываешься от реальных встреч ради просмотра очередного сериала, зависания ВКонтакте или же новой онлайн-игры. При этом полное погружение в интернет-мир способствует развитию неуверенности в себе, апатии и депрессивных настроений. Из-за частого виртуального общения мы чувствуем барьеры в живом разговоре, а банальное просиживание перед монитором убивает активность.

Что будет дальше - точно неизвестно. Предположительно, уже в конце 21 века будут компьютеризированы все сферы жизни человека, а его деятельность будет непосредственно зависима от интернет-технологий. И все-таки это не точный прогноз, но то, что сегодня Интернет не только крепко влился в нашу жизнь, а и во многих людей стал ею - неоспоримый факт. Но если ограничивать посещение виртуального мира, а свободное время заполнить реальными событиями, ты заметишь, как ярок мир вокруг и сколько скрыто возможностей. И вот ты уже не чувствуешь себя одиноким - долой одиночество в сети!

Анастасия Василенко