Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. С точки зрения этики деловых отношений, структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения схематично изображена на рисунке 1.

Рис. 1

Коммуникативная сторона (коммуникация) Коммуникативная общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения.

Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Выделяют три формы барьеров общения: (рис. 2)


Рис. 2

Стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению).

Семантический барьер (различие в системах значений слов).

Логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств).

Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов ее определенными людьми, и слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат -- изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

ь максимизация общего выигрышна (мотив кооперации);

ь максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

ь максимизация относительного) выигрыша (конкуренция);

ь максимизация выигрыша другого (альтруизм);

ь минимизация выигрыша другого (агрессия);

ь минимизация различий в выигрышах (равенство).

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие механизмы взаимодействия: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.

Сотрудничество -- общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Противоборство -- общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Уклонение от взаимодействия -- партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

Однонаправленное содействие -- один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

Контрастное взаимодействие -- один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

Компромиссное взаимодействие -- оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Интерактивная сторона общения по своей сущности -- это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния).

Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

ь познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

ь познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

ь прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация -- это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация -- это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия -- это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) -- форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия -- это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция -- механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

Анализ общения с этой точки зрения показал, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь «механизм», т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Такими «механизмами» общения и являются: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие; идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование про­блемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием лю­дей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпрети­руя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т. е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы не­которого процесса и его содержания. Иногда предпочитают го­ворить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими труд­ностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляет­ся то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживать­ся предложенной при характеристике структуры общения схе­мы, т. е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) вклю­чает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен ин­формацией), то логично допустить такую интерпретацию взаи­модействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на этот вопрос еще надо ответить.

Если коммуникативный процесс рождается на основе неко­торой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что до­стигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволя­ет интерпретировать взаимодействие как организацию совмест­ной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только об­меняться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии/Методологические проблемы со­циальной психологии. М., 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается поня­тием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, ко­торая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализо­вать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т. е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.



В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория дей­ствия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта дей­ствия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Соро­кин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали не­которые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздей­ствие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мо­тивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наме­тить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности ле­жат межличностные взаимодействия, на них строится челове­ческая деятельность в ее широком проявлении, она - резуль­тат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт, из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точ­ки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель; б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодей­ствие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель моти­вирован тем, что его действие направлено на реализацию его ус­тановок (потребностей). В отношении «другого» деятель разви­вает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реак­ций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодейст­вий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно опи­сать все виды человеческой деятельности.



Другая попытка построить структуру взаимодействия связа­на с описанием ступеней его развития. При этом взаимодей­ствие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, кото­рые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского цент­ральным понятием при описании социального поведения явля­ется понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это вза­имная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что опре­деляется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский Я. Эле­ментарные понятия социологии. Пер. с польск. М., 1969. С. 84) Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наибо­лее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих вза­имодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализа­ция совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечествен­ной социальной психологии В. Н. Панферовым (Панферов В. Н., 1989).

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаи­модействия представлен в транзактном анализе - направле­нии, предлагающем регулирование действий участников взаи­модействия через регулирование их позиций, а также учет ха­рактера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988). С точки зрения транзактного анализа, каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Роди­тель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связа­ны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрос­лого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффек­тивно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» харак­тер, т. е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимо­действие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Аналогичный подход предложен и П. Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов П. Н. Режиссура как практиче­ская психология. М., 1972).

Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упомина­лась классификация, предложенная в отечественной социаль­ной психологии А. А. Леонтьевым (социально-ориентирован­ные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руко­водстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ри­туалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и иг­рам (понимаемым весьма широко, включая интимные, полити­ческие игры и т. п.) (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения сти­ля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задавае­мых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в амери­канской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для на­шей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается ис­пользования манипулятивного или гуманистического стиля вза­имодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни­ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера; 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Три стороны общения, структура:

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Место взаимодействия в структуре общения.

Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Взаимодействие (в узком смысле) – !) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи общения и взаимодействия.

2. Понимания взаимодействия как формы, а общение – как содержания некоторого процесса.

3. Связанное, но самостоятельное существование общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

В отечественной психологии: взаимодействие выступает как организация совместных действий. Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. В ходе деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельности, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Основные признаки межличностного взаимодействия:

Предметность. Наличие внешней цели, на которую направлены совместные усилия.

Эксплицированность. Доступность для стороннего наблюдателя и возможность регистрации (аудио/видео).

Ситуативность. Взаимодействие регламентировано нормами, правилами и т.п. в ситуации контакта.

Рефлексивная многозначность. Осознанные и неосознанные уровни взаимодействия. Широкое семантическое поле возможных интерпретаций.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: 1. учет планов, «созревших в голове другог», и сопоставление их с собственными планами; 2. анализ вкладов каждого участника взаимодействия; 3. осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Структура взаимодействия.

Большое распространение получила т.н. теория действия, или теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Они фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие др. на др и, как следствие этого, их изменения. Задача: поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В основе социальной д. лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно. Элементы: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие), в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено 5 пар таких ориентаций, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий и могут описать все виды человеческой деятельности. Несостоятельность теории: абстрактная схема действия не имела значения для эмпирического анализа действий, абстрактные элементы структуры действий не схватывают содержательную сторону действий (т.к. она задается содержанием социальной деятельности в целом). Утрата социального контекста: все богатство социальной деятельности выводится из психологии индивида.

Другой подход: описание ступеней развития структуры взаимодействия (Я. Щепаньский). При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Центральное понятие для описания социального поведения – понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (совместная деятельность), г) взаимодействия («систематическое постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»), д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Анализ подхода: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают как предпосылки индивидуального акта взаимодействия, и т.о., схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой..

Подход к взаимодействию в транзактном анализе .Направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн). каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из 3-х позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к др. как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к др. с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Согласно теории обмена (Дж.Хоманс) , каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;

если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Управление впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.

Типы взаимодействиий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видев взаимодействия на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются позитивными с этой точки зрения. О вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Взаимодействие как организация совместной деятельности. Подобно тому, как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельности

Формы, или модели (Уманский): 1) когда каждый участник делает свою часть работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность»; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность.»; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность.».

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Однако даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельности, взаимодействие обязательно существует. Рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии м.б. вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.

  • 2. Основные характеристики общения
  • 3. Структура взаимодействия в общении
  • 4. Социально-психологическая общность как результат общения
  • 5. Социально-психологические механизмы общения
  • Тема 5 структура социального общения
  • 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • Тема 6 психология социализации личности
  • 1. Понятие «социализация» и ее сущность
  • 2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации
  • 3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
  • 5. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
  • Тема 7 психология социально-ролевого поведения личности
  • 1. Социальная дифференциация
  • 2. Социальный статус
  • 3. Социальная роль
  • 4. Ролевые отношения и ролевое поведение личности
  • Тема 8 социальные и межличностные отношения
  • 1. Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях
  • 2. Место и природа межличностных отношений
  • 3. Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений
  • Тема 9 формы межличностных отношений
  • 1. Межличностные отношения «навстречу людям»
  • 2. Межличностные отношения «от людей»
  • 3. Межличностные отношения «против людей»
  • Тема 10 лидерство как социально-психологический феномен
  • 3. Психологические потребности и мотивы лидера
  • 4. Власть и авторитет лидера
  • 5. Виды и механизм власти лидера
  • 6. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров
  • Психологический практикум
  • Раздел 3
  • Тема 11. Социально-психологическая ситуация как феномен социальной психологии
  • 2. Классификация социально-психологических ситуаций
  • 4. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации
  • Тема 12. Психология социальной напряженности
  • 1.Социальная напряженность и ее психологическая характеристика
  • 4. Модели поведения субъекта в условиях социальной напряженности
  • Психологический практикум
  • Тема 13
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 3. Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации
  • 5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
  • Раздел 4
  • Раздел 4
  • Тема 14
  • 1. Специфика социально-психологического подхода
  • 2. Теоретические подходы к исследованию малых групп
  • 3. Сущность и содержание понятия «малая группа»
  • 4. Классификация малых групп
  • 5. Психологические характеристики малой группы
  • Тема 15 групповая динамика и ее психологические механизмы
  • 2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы
  • 4. Изменение групповой динамики как социальная техника
  • Тема 16 психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива
  • 1. Содержание и структура психологии коллектива
  • 2. Психологическая типология членов трудового коллектива
  • Тема 17
  • 11Сих0л0гия организованных социальных групп: ! психология семьи
  • 1. Психологические типы семьи
  • 12 3 4 5 7 Свобода
  • 3. Психология супружеских взаимоотношений в семье
  • Психологическим практикум
  • ТЕма 18
  • 1. Методология исследования психологии больших социальных групп
  • 2. Особенности психологии классов
  • 3. Психологические особенности этнических групп
  • Психологический практикум
  • Тема 19
  • 2. Масса и вождь
  • 3. Поведение индивидов в массе
  • 4. Поведение массы
  • Тема 20
  • 1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав
  • 2. Классификация толпы
  • 3. Психологические свойства толпы
  • 4. Психологические особенности индивида в толпе
  • 5. Поведение толпы
  • 6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
  • 3. Структура взаимодействия в общении

    Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

    Взаимодействие- это процесс, который складывается из:

    Физического контакта;

    Перемещения в пространстве;

    Совместного группового или массового действия;

    Духовного вербального контакта;

    Невербального информационного контакта.

    Взаимодействия бывают:

    Внутриличностные;

    Межличностные;

    Личностно-групповые;

    Личностно-массовые;

    Межгрупповые;

    Массово-групповые.

    В структуру взаимодействия входят:

    Субъекты взаимодействия;

    Взаимная связь субъектов общения;

    Взаимное воздействие субъектов;

    Взаимные изменения субъектов общения.

    4. Социально-психологическая общность как результат общения

    В общении и через общение формируется социально-психологическая общность - МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

    В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

    Понятие «общность» многозначно:

    Социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

    Объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

    Общность может выполнять следующие функции:

    Закреплять групповые особенности;

    Обособлять одну группу от другой;

    Выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

    Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

    Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

    Общность обычно проявляется в:

    Идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

    Согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

    Взаимопонимании;

    Симпатии и эмпатии;

    Кооперации деятельности.

    Итак, общность - это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

    5. Социально-психологические механизмы общения

    Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

    Заражение - это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

    Заражение - это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

    Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения - эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

    Источником заражения является носитель эмоционального заряда - индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

    Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя- ние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

    Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

    Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

    Внушение - это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

    К основным условиям эффективности внушения относят:

    Доверие к нему;

    Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

    Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

    Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

    При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо- ций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

    Процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

    Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства - восклицания, ритмы и др.

    Убеждение - это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

    Убеждение - это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

    Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

    Убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

    Убеждение является последовательным и доказательным;

    Убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

    Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

    Убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

    Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

    При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение -" преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

    Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

    Подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

    Различают несколько видов подражания:

    Логическое и внелогическое;

    Внутреннее и внешнее;

    Подражание-мода и подражание-обычай. Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

    Подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

    Низшие по социальной лестнице подражают высшим. Установлены три способа подражания:

    Когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

    Когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

    Когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

    Частным случаем подражания выступает мода. Мода - это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

    Мода - это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

    Мода выполняет следующие функции:

    Коммуникативную (общения);

    Интерактивную (согласования, взаимодействия);

    Компенсаторную (психологической защиты индивида).

    6. Соотношение общения, деятельности и поведения

    Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.

    В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.

    Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.

    Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:

    Как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;

    Как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

    Как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;

    Как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:

    Как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;

    Как речевая деятельность.

    По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.

    Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.

    Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.

    Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, - это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.

    Контрольные вопросы:

    1. Какова сущность понятия «общение»?

    2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение - это:

    Вид самостоятельной человеческой деятельности;

    Атрибут других видов человеческой деятельности;

    Взаимодействие субъектов.

    3. Каковы основные элементы содержания общения?

    4. Каково содержание функций общения?

    5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?

    6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?

    7. Перечислите основные группы средств общения.

    8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

    9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

    10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»?

    11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание.

    12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?

    Психологический практикум

    Игра «Слои»

    Цель игры : показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.

    Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон - это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», - так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон - это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.

    Примерно одной трети участников игры завязывают глаза - им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».

    Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

    Какие они испытывали ощущения во время игры?

    Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?

    Игра «Нестандартный подход»

    Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.

    Каждый участник игры пробует произнести разными способами:

    а) свое имя;

    б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;

    в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировочки!»: один - как начальник, второй - как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;

    г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», - как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;

    д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;

    Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:

    Какой темп разговора кажется самым результативным?

    Как это связано с конкретной ситуацией?

    Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?

    Игра «Место встречи»

    Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

    Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:

    а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;

    б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.

    Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:

    Что мешало понять собеседника?

    Что помогало понять собеседника?

    Что помогало «встать» на позицию говорящего?

    Игра «Мечта»

    Цель игры : научиться анализировать собственные позиции в общении.

    Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: Если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?

    Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?

    Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?

    Тест «Коммуникативная компетентность»

    В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.

    1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.

    2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.

    3. Уверенность в себе - лучший способ общения.

    4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.

    5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.

    6. Улыбка - не обязательно признак радости.

    7. Общение - это простой процесс.

    9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто - самый заинтересованный.

    10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.

    11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.

    12. Вещи отражают индивидуальность.

    13. Умение слушать - вполне естественное умение.

    14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.

    15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.

    16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.

    17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.

    19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.

    20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.

    21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.

    22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.

    23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.

    24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^

    25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.

    26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.

    27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.

    28. Уверенное владение темой - почти стопроцентный залог успешного общения.

    29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.

    30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.

    31. Молчание - знак согласия.

    32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.

    33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.

    34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.

    35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.

    36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,

    37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.

    38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.

    39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.

    40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.

    41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.

    42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.

    43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.

    45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.

    46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.

    47. Повторение только что сказанного - хорошее доказательство того, что сообщение было понято.

    48. Люди часто общаются, не задумываясь.

    49. Криком ничего не добьешься.

    50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разобл ач ител ьн ы м.

    51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.

    52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.

    53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.

    54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.

    55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто,громко и уверенно.

    56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.

    57. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.

    58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,

    59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.

    60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.

    В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно»,

    «несогласен» означает «верно».

    1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28

    31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

    2 5 8 И 14 17 20 23 26 29

    32 35 38 41 44 47 50 53 56 59 .

    3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

    33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 "

    Степень коммуникативной компетентности: 1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.

    Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

    Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

    В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

    Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

    Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.