Соблюдение норм таможенного законодательства не зависит от знаний того или иного человека эти нормативы обязательны для выполнения. Это не зависит от того начинающий предприниматель хочет отправить товар иностранному партнеру или российский автомобилист привезти машину из заграницы. Таможенный брокер: кто это и чем занимается, полезно будет знать и предпринимателю и простому обывателю.

Если сказать просто это посредник между тем, кому нужно провезти груз через границу и таможенным органом. Действует он только в законном поле, руководствуясь нормами . Часто к услугам представителя прибегают при оформлении импорта компании, что ведут . Хотя часто таможенные брокеры работают с физическими лицами, например, предоставляют услуги по или консультируют.

Основная задача – это растаможить груз клиента, согласно законным требованиям и в сжатые сроки.

Услуги предоставляются частными лицами или компаниями, в штате которых есть работники соответствующей квалификации, имеющие лицензию на ведение деятельности. Работы ведутся только после подписания контракта, который заверяется нотариусом.

Обязанности и услуги

Таможенный брокер выполняет такие обязанности:

  1. Описание товара в – полное и подробное.
  2. Предоставление товара для осмотра в контрольный орган, и всей информации, которая требуется в ходе оформления.
  3. Формирование и предоставление декларации на груз.
  4. Сертификация товара, получение нотификаций, лицензий, разрешительное согласование в органах контроля, если это требуется. Все что делает таможенный брокер, прописывается в контракте.
  5. Проверка пакета документов и правильности их заполнения.

Другие действия брокера возможны, но они оговариваются с заказчиком услуг и не выходят за пределы законных норм. Таможенный брокер несет ответственность, как перед клиентом, так и перед государственными органами.

Возникает вопрос: брокер на таможне кто это? Кроме указанных выше действий он проводит консультирование, конкретней:

  • Расскажет, какие бланки требуется оформлять в конкретном случае и касательно конкретного груза.
  • Как посчитать пошлину.
  • Сколько по времени займет растаможка и как ускорить процесс.
  • Как действовать если груз задержали.

В этом случае сам таможенный представитель ничего не делает, зато дает всю информацию, которая потребуется для растаможки. Такие услуги значительно дешевле, чем полное сопровождение.

Как стать таможенным представителем

Вопрос как стать таможенным брокером в России интересует многих, ведь такая работа достаточно прибыльная, но легкой ее назвать нельзя. Среди основных моментов:

  1. Получение лицензии на ведение деятельности. Для этого требуется пройти соответствующее обучение. Причем лицензия должна быть включена в Госреестр таможенных брокеров. Это гарантирует клиентам качество и компенсацию в случае причинения вреда грузу. Таможенные представители обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами.
  2. Коммуникативные навыки. Законы в сфере деятельности есть и их много, но специфика в том, что трактоваться они могут очень по-разному. Исходя из этого, важно иметь «подвешенный язык» чтобы убедить инспектора в правильности подачи.
  3. Удобно расположенный офис, желательно недалеко от . Это облегчит поиск клиентов.

Вывод

Стоит понимать, что конкуренция в этой сфере большая, особенно со стороны так называемых серых брокеров, которые демпингуют существенно занижая цены. Причина простая – у них нет лицензии. Но все же, услуги лицензированного брокера – это выход для многих компаний и частных лиц, которые не хотят тратить свое время.

Видео: О таможенных представителях и «серых» брокерах

Участникам внешнеэкономической деятельности по роду своей работы приходится сталкиваться с таможенными брокерами или как сейчас их принято называть с «таможенными представителями». Однако мало кто знает о причинах, по которым в одних случаях работа с ними складывается удачно, в других – не очень. Дело в том, что всех таможенных представителей можно условно разделить на три категории: тех, кто в своей работе ориентирован на таможню; тех, кто ориентирован на отстаивание интересов клиентов и просто нейтральных. Как правило, так обстоит дело на практике, хотя теоретически любой таможенный брокер, конечно же, должен отстаивать интересы своего клиента.

К первой категории таможенных представителей (ориентированных на таможню) обычно относятся те, кто стремиться сделать сам процесс таможенного оформления товаров максимально комфортным и удобным в первую очередь для работников таможни. Особенно если это касается различного рода брокерских контор при таможенных постах.

Такие брокеры ни при каких обстоятельствах не пойдут на какое-либо противостояние с таможенными работниками. Любое их требование, пусть даже самое абсурдное, они всегда встретят с пониманием, даже если это кардинально расходится с интересами клиента. Каждая придирка таможенника, либо его требование, которое может противоречить законодательству, будет истолковано таким брокером, как руководство к действию. Участники внешнеэкономической деятельности, сотрудничающие именно с такими таможенными представителями, обычно всегда предоставляют гораздо большее количество документов, чем это требуется для процедуры оформления (ну, чтобы подстраховаться). Таких декларантов особенно любят таможенники, так как их можно гораздо чаще корректировать по стоимости, ведь выпуская товар по цене ниже риска, инспектор всегда рискует сам. Да и в случае определения кода ТНВЭД такие таможенные брокеры не хотят брать на себя ответственность, и эта процедура полностью ложится на тех участников внешнеэкономической деятельности, что связали свою работу именно с ними.

Список неудобств в работе связанной с этой категорией таможенных представителей можно, конечно же, продолжать, хотя и так уже понятно, что такое сотрудничество меньше всего отвечает интересам клиентов. Таким образом, вся работа этих брокеров по своей сути сводится к банальному занесению данных в таможенную декларацию, а уж о минимизации рисков таможенного оформления (в том числе и рисков, которые связаны с неправомерным действием работников таможни) и говорить не приходится. А ведь именно для этого и заключается договор с таможенным представителем (с целью использования всего потенциала его знаний).

Теперь стоит разобраться, в чем же причина таких действий брокера. Это может быть вызвано двумя основными факторами.

  • Таможня и брокер действуют заодно. То есть, между ними давно существуют тесные дружеские отношения. Это хорошо отлаженный рабочий механизм, в котором ни в коей мере не учитываются ни интересы, ни проблемы клиентов, больше того, для них клиент сродни дойной коровы, и для него уже существуют заранее заготовленные шаблоны «развода». Картина такой таможни действительно идиллическая: с одной стороны таможня поставляет брокеру клиентов (конечно же, не забесплатно), а с другой – она не препятствует выходу декларантов именно от этого брокера. Вот так и живут.
  • Низкая квалификация специалистов, состоящих в штате брокера, которые отвечают за таможенное оформление.Банальное отсутствие знаний по вопросам, относящимся к таможенному праву, не дает возможности таким сотрудникам правильно и главное самостоятельно определить грамотность таможенного оформления, в какой мере данная таможенная процедура оптимальна для конкретного этого случая, и насколько правомочны притязания таможенных работников к декларанту. Причем низкая квалификация подобных специалистов встречается буквально на каждом шагу, и не только в малоизвестных фирмах, но и в солидных логистических компаниях. К слову сказать, некоторые так называемые «крупные специалисты», как они про себя думают, до сих пор вполне серьезно считают, что с точки зрения закона существует только четыре способа определения таможенной стоимости при ввозе товаров, в чем, собственно, и уверяют своих клиентов.
  • Ко второй категории брокеров можно отнести так называемых «нейтральных таможенных агентов», которых собственно и брокерами то можно назвать с очень большой натяжкой. Они не проводят ни консультационной, ни подготовительной работы. Однако сказать, что они вообще ничего не делают тоже нельзя. Вот только то, что они делают, вряд ли можно отнести к функциям настоящих брокеров. Это в лучшем случае некая ячейка для передачи информации, в которую клиент вкладывает подготовленные документы, а таможня их забирает. Такие действия скорее напоминают работу курьера, правда стоит это намного дороже, чем просто нанять мальчика на побегушках.

    И из опыта работы можно сказать, что из всех брокеров – это самые дорогие. Да, конечно, возможно им даже самим приходится «набивать» декларации, но согласитесь, такая работа стоит не очень дорого. Откуда же высокие цены? А дело тут в том, что брокерские конторы такого типа, как правило, имеют небольшое количество клиентов, и необходимый уровень прибыли они должны поддерживать за счет завышенных расценок на свои услуги. Кроме того, они довольно часто практикуют так называемые комиссионные для менеджеров, которые заключают контракты с клиентами. И суммы здесь совсем немаленькие (доходит до 50%), да и выплачиваются наличными. То есть все это опять же идет из кармана щедрого клиента.

    Утруждать себя какой-либо работой брокеры из этой категории не любят. Многие чтобы избежать личного участия в таможенном оформлении (кстати сказать, прямых своих обязанностей) готовы предоставить клиенту даже свою печать, мол, сами там разбирайтесь, как хотите. Именно поэтому довольно просто распознать таможенных представителей такой категории. Если декларант сам постоянно находится на таможенном посту и сам регулярно общается с таможней, то это верный признак работы именно с таким брокером. В конечном итоге проще расторгнуть с ним договор, а сотруднику компании клиента, который безвылазно сидит на таможне, можно с чистой совестью присвоить звание «почетного декларанта».

    Если говорить о причине, по которой брокеры этой категории именно так относятся к своей работе, то она проста и банальна (в 90% случаев) – это отсутствие необходимого уровня квалификации, причем, у подавляющего большинства сотрудников.

    Ну, и, наконец, к третьей категории таможенных представителей относятся брокеры, которые в своей деятельности в большей степени ориентированы на отстаивание интересов своих клиентов. Они точно знают, кто им платит зарплату, и за что ее платят. Было бы, конечно же, неплохо, если бы только такие брокеры и работали с участниками внешнеэкономической деятельности. От них то и можно добиться внятных и вразумительных ответов в плане консультирования по таможенным вопросам, что для декларанта наиболее важно. Кстати сказать, именно у таких таможенных представителей некоторые консультации по каким-то мелким вопросам можно получить совершенно бесплатно, просто сотрудники таких брокерских компаний сами заинтересованы в том, чтобы в момент поставки товара на таможне не возникло каких-либо непредвиденных сюрпризов, поэтому заранее готовы ответить на вопросы клиентов. Да и консультирование проходит несколько иначе, чем у остальных брокеров. Рассматривается буквально все, и выбор таможенного режима, и процедура согласования с работниками таможни перечня необходимых документов, то есть, вырабатывается наиболее оптимальная схема таможенного оформления партии товара.

    Короче говоря, сотрудники таких брокерских компаний имеют достаточно высокую квалификацию не только в области таможенного законодательства, но и опыт работы в оформлении и завода, и многооборотной тары, и личных вещей руководителя. Понятное дело, что очень сложно быть грамотным специалистом в разных областях, поэтому хорошие брокерские конторы, как правило, имеют в своем штате различных высококвалифицированных, причем узкоспециализированных профессионалов (например, они могут специализироваться на различных группах товаров: пищевая продукция, косметика, химия, оборудование и т.д.). Встречаются и высококлассные специалисты, которые легко разбираются, какой именно товар ввозится и правильно ли определен его код.

    С другой стороны такая квалификация брокеров вызывает к ним достаточно уважительное и дружелюбное отношение сотрудников таможенных постов, оформляющих конкретный товар. Так как такие брокеры регулярно отслеживают ситуацию в таможенном законодательстве, и таможенники ценят профессионализм сотрудников брокерских компаний, которые обеспечивают надежное декларирование товаров и приводят к ним солидных клиентов. А это в свою очередь не только делает лояльными самих таможенников в отношении таких серьезных брокерских компаний, но и дает возможность конкретным сотрудникам брокера лишний раз получить доступ к некоторым документам «для служебного пользования», что, конечно же, сильно облегчает работу с клиентами.

    Вместе с тем, эти брокеры прекрасно понимают, что деньги им платит все-таки не таможня, а клиент, который, в конечном итоге, должен быть доволен работой брокера, и потому все попытки таможенных работников тем или иным образом превысить свои полномочия (которые, между прочим, установлены законом) тут же пресекаются. Причем брокеру бывает достаточно просто сослаться на таможенное законодательство, и конфликт сразу же будет исчерпан.

    Говоря иначе, таможенные проблемы, при работе с такими брокерами, становятся общими проблемами и брокера, и клиента, а не только одного клиента, как это часто бывает в работе с другими таможенными представителями. А значит, если участник внешнеэкономической деятельности заинтересован в том, чтобы достичь результата наиболее рациональным способом и с наименьшими затратами, то он просто обязан работать только с брокерами из третьей категории, то есть ориентированными прежде всего на интересы клиента. При этом, конечно же, стоит учитывать специфику работы брокера с конкретной группой товаров.

    Однако одного выбора брокера мало. Декларанту неплохо бы еще знать, каких именно услуг стоит ожидать от брокера, и за что конкретно платит клиент. Конечно же, все это должно быть прописано в договоре с таможенным представителем (и в тарифном соглашении).

    Вот по поводу тарифного соглашения стоит заметить, что если там нет пункта о консультировании по таможенному вопросу, то его стоит туда внести. Как уже отмечалось, добросовестный брокер всегда заинтересован сам дать бесплатную консультацию, однако не стоит на это слепо рассчитывать. Тем более что, имея этот пункт в тексте документа, за отдельное вознаграждение и без подписания дополнительных соглашений всегда можно рассчитывать на необходимые консультации. Не стоит забывать, ввиду того, что оформление таможенных документов – дело не всегда предсказуемое и, как правило, остается в зоне риска, в самый неожиданный момент от таможенного представителя могут потребоваться какие-либо дополнительные действия (начиная от простой консультации и заканчивая обращением к вышестоящему руководству таможни). Так что такая запись будет своего рода страховкой на будущее.

    Теперь немного о самих расценках на услуги. А они, как правило, складываются из стоимости самих услуг брокера и стоимости за работу на складе временного хранения товаров (по-другому, заезд за шлагбаум, как это принято сейчас называть). Сам заезд транспортного средства таможенного представителя за шлагбаум с целью предъявления товаров к таможенному оформлению (то есть на территорию таможни) обычно оплачивается отдельно и может составлять достаточно внушительную сумму. Иногда она доходит до 70% от стоимости всех услуг брокера. Времена, когда брокеры заезжали туда бесплатно (они были совладельцами таких складов) уже прошли, и теперь уже не вспомнить, а было ли это на самом деле.

    К примеру, в марте 2009 года проходила реорганизация Московских таможенных постов, а попросту многие из них просто ликвидировали. В результате этого, резко возросла загруженность Московской области, и там сразу же подорожали расценки на услуги брокеров. А увеличились они именно в части стоимости таможенного экспедирования, куда собственно и входит плата за «заезд за шлагбаум». В то же время стоимость услуг за оформление ГТД и доп. листов, а также за подготовку и само проведение таможенного оформления осталась прежней.

    Оплата доп. листов в крупных брокерских компаниях, которые, как правило, нацелены на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами, идет сразу за комплект ГТД (2-3 доп. листа к ГТД обычно уже входят в эту же цену), при этом дополнительные доп. листы к декларации будут оплачиваться отдельно. Конечно же, логичнее всего платить таможенному представителю за оформленную ГТД и доп. лист к декларации. Однако не очень солидные компании расценивают свои услуги несколько иначе. Они берут деньги с декларанта так сказать «за код», а это уже, в плане работы брокера с документами, выглядит несколько совсем по-другому.

    Теперь разберем следующий этап ценообразования услуг брокеров – плату за позицию. Если клиент подписал с брокером именно такое тарифное соглашение, то ему следует иметь ввиду, что в случае оформления товарных позиций из одной партии, которые пришли по одному контракту и у которых один код ТНВЭД, они должны декларироваться в одной позиции ГТД. Правда в данном случае оценить работу брокера в конечном итоге сможет только сам клиент, то есть, была ли проведена работа по каждой позиции товара в отдельности (изначально невнятные документы, возникновение вопросов по определению кода и пр.) либо просто было проведено банальное декларирование.

    Еще одним моментом, на который нужно обратить внимание при определении оплаты за услуги брокера, является так называемый «процент от стоимости оформления партии товара ». Совершенно неправильно было бы считать, что усилия таможенного представителя напрямую зависят от того, сколько стоит партия оформляемого товара. Стоит он много миллионов или несколько копеек, объем работы от этого не меняется. Так что делайте выводы.

    А вот корректировка таможенной стоимости, выделенная отдельной строкой в тарифном соглашении, будет, конечно же, абсолютно нелишней. Собственно многие таможенные брокеры так и поступают, справедливо полагая, что клиент должен четко представлять себе все возможные риски.

    Еще одной группой тарифного соглашения может быть целый ряд позиций, которые имеют прямое отношение к складу временного хранения (например, стоянка автотранспорта, хранение на таможенном складе, погрузоразгрузочные работы). Такие тарифы следует согласовать заранее, в противном случае волне возможны различного рода неприятные сюрпризы (и надо отметить очень дорогие сюрпризы) в виде выгрузки товара на складах временного хранения. Однако эти расходы можно и не отражать в договоре с брокером, если есть прямое соглашение с таким складом.

    Кроме того, в тарифное соглашение могут быть включены еще некоторые позиции, причем, как отдельной строкой, так и пунктом в комплексе таможенного экспедирования. К таким позициям можно отнести услуги курьера, подготовку документов для оформления на таможне, изготовление копий таможенных документов, изготовление экземпляров перевода таможенных документов, поддержку при получении сертификатов и лицензий. При этом одни позиции могут быть включены в другие (например, услуги курьера могут быть включены в пункт по оказанию помощи в сертификации продукции).

    Но кроме всего прочего, нужно реально оценивать ситуацию, и трезво понимать, изготовление каких документов действительно необходимо, а на каких можно сэкономить. В любом случае эта часть тарифного соглашения, как правило, остается на усмотрение клиента. К примеру, если документы имеют так называемый типовой вид, и в них нет большого количества необходимой логистической информации, то возможно перевод каждого листка и необязателен. В таком случае, по предварительной договоренности с таможней, имеет смысл предоставить им некоторый глоссарий повторяющихся терминов. Тогда возникает вполне законный вопрос: «А нужно ли загружать работой целый отдел переводов в брокерской конторе?». Проще говоря, пункт тарифного соглашения о переводе документов, за который, конечно же, придется платить деньги, нужно пересмотреть.

    Если же в тарифном соглашении отдельной строкой будут прописаны услуги по получению классификационного решения или ксерокопированию документов, то такой документ стоит прочитать более внимательно на предмет завышения стоимости услуг брокера либо банального «впаривания» чего-то лишнего. Дело в том, что такие конторы просто пользуются правовой безграмотностью своих клиентов и берут деньги за то, что даже государство обычно делает бесплатно. А выше перечисленные услуги относятся как раз именно к таким.

    Но наряду с этим, если конечные цены в тарифном соглашении указаны уже с учетом НДС, то это принято считать в какой-то степени хорошим тоном со стороны брокерской компании. А клиенту в процессе обсуждения и подписания такого документа лучше всего заранее оговорить этот момент.

    Цены обычно указываются в рублях, так как большинство логистических компаний и клиентов давно уже работают в рублевой зоне. Конечно, при заключении контракта в валюте можно получить некоторую дополнительную прибыль, но в этом плане времена долларов и евро уже прошли, и наживаться на курсовой разнице серьезные брокерские компании сейчас уже просто не будут.

    Для того чтобы стать таможенным представителем (брокером) и получить лицензию таможенного брокера необходимо соблюсти ряд условий и представить в и перечень документов, подтверждающий соблюдение условий необходимых для включения в реестр и сведения представленные в заявлении.

    Чтобы было проще, разберем условия включения в реестр в совокупности с документами, подтверждающими соблюдение этих условий. Условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей (брокеров) являются:

    1) наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза: лицо направляет в пакете документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр таможенных брокеров, два и более аттестатов специалистов по таможенному оформлению, работающих в компании, предоставляющей таможенно-брокерские услуги (если в компании имеются филиалы в других регионах, то необходимо иметь по одному специалисту (аттестату) на филиал дополнительно к двум основным). Специалистом по таможенным операциям может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, сдавший квалификационный экзамен и подтвердивший соответствие своих знаний программе квалификационного экзамена. Документом, подтверждающим соответствие физического лица указанным квалификационным требованиям, является квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям. Специалист по таможенным операциям осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя. Аттестат специалиста по таможенным операциям (таможенному оформлению) выдается организациями, имеющими государственную аккредитацию на выдачу квалификационных документов государственного образца (в России это Российская таможенная, Альта-софт и т.д.). Для получения аттестата необходимо пройти курс обучения в упомянутых организациях (около 30 дней), сдать экзамен в учебном центре Центрального таможенного управления. Квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям сроком действия не ограничивается. Специалист по таможенным операциям обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, проходить обучение по образовательным программам повышения квалификации в упомянутых образовательных учреждениях. Основания и порядок отзыва квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям установлены статьей 65 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ;

    2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза: в договоре страхования риска своей гражданской ответственности и страховом полисе, представляемым в ФТС России с общим пакетом документов, должна быть четко прописана фраза «страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, на страховую сумму не менее 20 000 000 рублей по каждому страховому случаю»;

    3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

    Заинтересованное юридическое лицо может выбрать один из следующих способов предоставление обеспечения: банковская гарантия (БГ), договор поручительства (ДП) или внесение на счет ФТС России денежных средств. Если с внесение денег все предельно просто и останавливаться на этом моменте не обязательно, то о БГ и ДП стоит поговорить более подробно. БГ и ДП являются документами, подтверждающими внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, гарантией добросовестного исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами. Наиболее распространенным среди участников ВЭД способом обеспечения и наиболее рекомендуемым с целью удобства получения является БГ, так как она легко оформляется в банках или страховых организациях, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный реестр утвержден приказом и постоянно обновляется включением в него новых кредитных организаций. Форма и образец БГ установлены письмом. БГ предоставляется на сумму не менее 1 миллиона евро (раньше было 50 млн. рублей) по курсу валюты на день предоставления ее в ФТС. Очень важный нюанс здесь заключается в том, что БГ направляется в ФТС с заявлением о включении в реестр и всем пакетом документов, а в отдельных случаях (когда в свидетельство вносятся изменения или обновляется БГ) сопроводительным письмом юридического лица, которые регистрируется в управделами и им присваивается входящий номер и дата – это и будет являться датой представления БГ. Однако не всегда документы регистрируются в день получения, а на следующий или через 2 дня, курс может измениться и получится так, что на день регистрации БГ в ФТС суммы ее окажется недостаточно. Поэтому не стоит четко рассчитывать сумму по курсу, а проще оформить БГ на 1-2 миллиона рублей больше. К примеру, курс евро 40 руб. на день представления БГ в ФТС, 1 миллион евро умножить на 40 будет 40 млн. рублей плюс сумма риска нехватки средств из-за перемены курса 2 млн. рублей и получается 42 миллиона рублей. Однако, если же ситуация с нехваткой суммы обеспечения возникла, то можно недостающий остаток восполнить внесением денег на счет ФТС России. Другой крайне редкий случай, но с очень важным аспектом заключается в том, чтобы банком не был превышен лимит средств, на который он уполномочен выдавать БГ. К примеру, банки могут выдавать БГ на осуществление деятельности в сфере таможенного дела на сумму не более 170 млн. рублей, а банк оформил на 180 млн. рублей, тогда ФТС России такую гарантию не примет.

    4) юридическое лицо не должно являться казенным предприятием (входить в состав государственной организации);

    5) отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1 (не законное перемещение товаров через границу), 16.2 (недостоверное декларирование), 16.3 (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз, вывоз товаров), 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности), 16.22 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей) и частью 3 статьи 16.23 (несообщение, либо несоблюдение срока 5 дней сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр таможенных брокеров) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 250 000 рублей и более: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных брокеров (на день регистрации заявления в ФТС России, присвоении ему входящего номера) у заявителя не должно быть вступивших в силу дел об АП по вышеуказанным статьям в течении года, предшествующего подачи заявления. Таким образом, если заявление было подано 01.01.2010, то в период с 01.01.2009 по 01.01.2010 лицо не должно было привлекаться к административной ответственности по указанным статьям. В противном случае лицо может подать заявление о включении в реестр не ранее чем через 1 год после вступления в силу последнего постановления по делу об АП. При этом штраф, вынесенный по указанному постановлению не должен превышать 250 000 рублей. Нюанс заключается в том, что имея одно вступившее в силу постановление по делу об АП, предусмотренное, к примеру, статьей 16.1 КоАП России не является основанием для отказа во включении в реестр, главное, чтобы сумма штрафа не превышала установленные лимиты. Если постановлений по делам несколько, то необходимо выдержать паузу в течение одного года со дня вступления в силу последнего постановления по делу об АП, только потом нужно подавать заявление на включение в реестр таможенных брокеров (представителей);
    6) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более за нарушения таможенных правил, установленных статьями указанными выше, при таможенном оформлении товаров.

    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — бизнес достаточно сложный и связан с поиском высококвалифицированных специалистов, которые занимаются всеми формальностями, связанными с юридическим оформлением товаров на таможне.

    А так как ВЭД — это не только таможенное оформление, то нужно подыскать специалиста, который активно сможет сотрудничать с логистами, поставщиками, представителями различных государственных структур. При этом обязанности можно распределять между несколькими таможенными брокерами в зависимости от объёмов деятельности фирмы.

    Если вы начинающий участник ВЭД или бизнесмен, который давно на рынке занимается внешнеторговой деятельностью, то эта статья для вас.

    Кто такой таможенный брокер

    Таможенный брокер – это посредник в виде физического или юридического лица, представляющий интересы заказчика услуг по растаможиванию и таможенному оформлению товаров.

    Сотрудничество с хорошим таможенным брокером обеспечивает стабильную работу бизнеса и постоянную прибыль, а так же способствует минимизации рисков.

    Свои услуги он предоставляет на основе нотариально заверенного договора, в котором одна сторона – клиент (заказчик услуг), а вторая – таможенный представитель (брокер). В договоре должны быть определены обязанности сторон и сроки на надлежащее выполнение заказа.

    Основными условиями для занесения в Реестр таможенных брокеров являются:

    • рабочий штат организации, состоящий как минимум из двух сотрудников по таможенному оформлению, которым выдан соответствующий квалификационный аттестат;
    • наличие установочного капитала в виде уставного фонда или паевых взносов участников, а также соответствующей материально-технической базы для оказания услуг;
    • уплата, согласно законодательству, таможенных платежей в органы таможни;
    • наличие договора страхования деятельности на минимальную сумму, равную 10000-кратному размеру МРОТ, что указано в законодательстве;
    • условия для учёта операций по таможенным услугам, оказываемым клиенту, а также предоставление ему необходимой отчётности.

    У таможенного брокера должна быть лицензия на работу.

    Если таможенный брокер соответствует всем вышеуказанным критериям, его включают в государственный реестр таможенных брокеров, и он получает документ, подтверждающий его право на оказание посреднических услуг по оформлению и очистке грузов в таможенных органах.

    Как правильно выбрать таможенного посредника

    Главными критериями при подборе таможенного представителя для взаимной деятельности считаются:

    1. Наличие соответственной Лицензии на предоставление услуг посреднической работы таможенного брокера.
      В обязательном порядке он должен быть включён в Государственный реестр таможенных брокеров, это гарантирует качество предоставленных брокерских услуг и финансовую ответственность в размере страхового взноса.
    2. Местоположение офиса вблизи таможенного поста, что облегчит оформление грузов при растаможивании.
    3. Положительная репутация брокерской организации и наличие соответствующих документов у сотрудников, а также возможность для ознакомления с результатами её предыдущей деятельности.
    4. Наличие в рабочем офисе таможенного брокера нужной оргтехники с установленными лицензионными программами для проведения таможенных операций, в том числе, набора данных по грузовой таможенной декларации, наличие штампов и печатей с данными фирмы.

    Сотрудничая с таможенным брокером, вы, как клиент, должны быть уверены в том, что не будет дополнительных хлопот при прохождении товара через таможню. Вы будете защищены от таможенных рисков и потерь.

    Обратите внимание, что на сегодняшнем рынке работают как лицензированные таможенные представители, так и «серые» таможенные брокеры (они работают без лицензии и предлагают свои услуги по существенно заниженным расценкам по сравнению с теми, у кого имеется лицензия).

    Но учитывать нужно то, что лицензия таможенного брокера – это показатель профессионализма и соответствующего качества услуг. Лицензированный брокер несёт полную ответственность за конечный результат.

    Брокер обычно возникает ассоциация с биржей или с рынком Forex. Однако занимается таможенный брокер совсем другими делами. Это юридическое лицо - организация, осуществляющая посредническую деятельность, связанную с товарами, перемещаемыми через границу. По-русски более точным названием будет «таможенный представитель», однако официально принято именование с английского - customs broker. Подобный род деятельности существует уже свыше ста лет.

    Таможенного нужно четко отличать от государственного служащего - это независимая частная организация, которая однако находится под пристальным наблюдением таможенных органов, выдающих таким представителям лицензию на право заниматься профессиональной деятельностью. Организаций, которым под силу содержать юристов специализирующихся по таможенному праву, не так и много.

    Под некоторые крупные компании создаются целые таможенные посты. К примеру, есть целая организация «растаможки» запасных частей для автосборочных производств под Санкт-Петербургом.

    Отсюда и вытекает необходимость в посредниках, хорошо разбирающихся в тонкостях «растаможки» и берущих свой процент. Федеральная таможенная служба еженедельно издает несколько новых приказов, изменяющих регламент перемещения товаров. Могут влиять на регламент и другие государственные организации: в России это могут быть Центробанк и Госстандарт. Поэтому недостатков в клиентах у таможенных брокеров не возникает.

    Что входит в обязанности таможенного представителя

    Таможенный брокер должен обладать обширной информацией о таможенных тарифах (пособий), а также знать все о запрещенных или же ограниченных к ввозу-вывозу из страны товаров. Представитель обычно обладает большими связями, позволяющими ему решать проблемы в крайне сложной и славящейся своей коррупционностью таможенной системе.
    Существуют таможенные брокеры, которые специализируются на проведении особых рискованных операций, например, на таможенном оформлении скоропортящихся грузов. Процент, который они берут за провоз груза, весьма велик.

    Ответственность таможенного брокера за свою посредническую деятельность определяет договор, заключенный с заказчиком. Клиенту следует дотошно изучить договор и проконсультироваться с юристами, чтобы обязанности таможенного представителя были четко прописаны. Рынок посреднических услуг в таможенной сфере достаточно велик, но следует осторожно подходить к выбору партнера, потому как по закону представителю необходимо передать полный пакет документов по внешнеторговой