Акопов В.С.,
Бакштанский В.Л.,
Магазанник В.Д.

О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе.

В связи с таким пониманием мы рассматриваем как объект управления не организацию (компанию, корпорацию, и пр.), а прежде всего саму жизнь человека, причем практически весь ее наиболее активный отрезок, образно названным: “10000 дней”.. Можно сказать, что столь расширенное толкование понятия “менеджмент” предполагает охват процедур и технологий управления своей жизнью и вовлечение в “ближний круг” людей, могущих стать вашими друзьями и коллегами. Иными словами, мы считаем более правильным говорить прежде всего о менеджменте жизни , как о стержне самого понятия “менеджмент”.

Что означает управлять своей жизнью? Прежде всего, это значит что род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры, коллеги и пр. должны наиболее полно отражать и развивать ваш образ собственного “я”. Формирование этого образа в основных чертах происходит в юности, но корректируется в течение жизни. С возрастом образ собственного “я” становится более ригидным, т.е. все в меньшей степени позволяет свою корректировку без опасности утраты личности. Решающее влияние на образ собственного “я” оказывают те люди, на которых человек хотел бы быть похожим. Строительство своего Жизненного пути, как и всякая целенаправленная деятельность, предполагает цепочку промежуточных целей, “точек привязки”, на каждой из которых происходит корректировка очередного отрезка пути, идет процесс самоидентификации сообразно новой промежуточной цели. Принесенные в этом процессе жертвы, т.е. глубина корректировки образа “я” и определяют истинную величину успеха.

Полная или частичная утрата чувства самоидентификации лежит в основе “стресса жизни”, внутренних фрустраций, страхов, неосознаваемых комплексов, всего обилия психогенных заболеваний, снижения иммунитета. Нередко отдаваемое предпочтение экономической стороне жизни и подчинение ей всех других, сопровождается ростом числа лиц, нуждающихся как минимум в психотерапевтической, а как максимум, в психиатрической помощи, распадом семей, тяжелыми конфликтами с детьми, в целом, ростом числа глубоко несчастных людей.

Ключевой же особенностью российской ментальности является, на наш взгляд, чрезвычайная болезненность к самой незначительной корректировке образа “я”. Уникальность образу придало и то, что столь высокий, в среднем, уровень образования россиян довольно часто не был реализован в практических делах. В предшествующем, как минимум двух поколениях, сегодняшнего активного возраста: многие люди не занимались своим прямым делом, поэтому исторический опыт отцов и дедов, приоритеты их времени тоже оставили свой отпечаток на образе собственного “я”. Эта особенность лежит в основе почти массового чувства отчуждения от той деятельности, которую люди вынуждены осуществлять, даже являясь собственниками. Поэтому-то столь важно понимание менеджмента именно как управления своей жизнью, т.е. динамикой образа собственного “я”. Из необходимых для этого внешних условий укажем лишь на многообразие путей самореализации и общественную терпимость к неудачам в каком-то деле.

На наш взгляд, реалии современной России, при всех их негативных сторонах, в широком смысле универсальны. Присущая в целом современному миру переменчивость, неустойчивость, смещение центров влияния, социальные и экономические кризисы, сконцентрировались с максимальной выраженностью именно в России.

Как ни парадоксально, при столь мрачной в целом картине, имеются и положительные стороны создавшейся ситуации. К числу немногих положительных последствий этого можно отнести тот факт, что уцелеть как личность могли только те, кто обладал значительной внутренней устойчивостью и интеллектуальной гибкостью, т.е. необходимым по силе и диапазону набором качеств. Эти люди являются, по существу, “химически чистыми” образцами предельной адекватности социальной и экономической среде. Такие люди образуют “точки роста”, вовлекая в свою орбиту других людей и совершенствуя общество и экономику. В них - наша надежда, что ситуация в стране может еще улучшиться. Анализ их личностных качеств, их деятельности, их субъективно-ценностных установок позволит многим людям изменить себя и свое видение реальности, начав активное преобразование себя и окружающей жизни.

Известно, что развитием общества движут прежде всего разнообразные потребности человека. Крупнейший американский психолог А. Маслоу выделил пять основных групп человеческих потребностей, расположив их в убывающем порядке по степени “первичности”:: 1) физиологические или витальные (от латинского vita - жизнь) потребности; 2) потребности в безопасности и гарантированной работе; 3) потребности в принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребности в уважении себя как личности; 5) потребности в самоутверждении. Сначала человек стремится удовлетворить свои физиологические или витальные потребности, затем удовлетворяет остальные. При этом не сама потребность как таковая движет человеком, а неудовлетворенная потребность.

Поэтому деятельность по выявлению потребностей и эффективному их удовлетворению является, можно сказать, основной деятельностью человечества на протяжении всей его истории. Человек непременно должен удовлетворять свою потребность в самовыражении. Степень этого удовлетворения – есть мерило жизненного успеха. Однако если одни люди посвящают себя какой то одной потребности человека и заняты, собственно, совершенствованием способов ее удовлетворения (врачи, адвокаты, художники, и пр.), то существом деятельности других является именно поиск недостаточно удовлетворенных потребностей. Эти люди именуются предпринимателями. Одно их последних определений, что же такое предпринимательство, дал в 1985 г. Роберт Хизрич: “Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимые время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”. Предпринимательство является самостоятельным видом деятельности, которая предполагает, прежде всего, создание и регулирование развития какой-либо технологии, механизма, обязательно нового, даже если преобразуется старый.

К основным мотивам предпринимательства относятся стремление к личной независимости и нетерпимость к повседневному контролю. Если жизнь протекает под постоянным воздействием того, как оценивают ее окружение, то индивид перестает быть личность, как только позволят другим людям решать достоин ли он их одобрения. Б. Карлоф (1991) считает, что для предпринимателя характерны такие черты как самостоятельность в принятии решений, восприимчивость к новому, открытость для конструктивной критики, жесткая нацеленность на конечный результат деятельности, стремление к быстрому развитию и нововведениям, высокая требовательность к себе и к компаньонам, активность в бизнесе (поэтому они более счастливы в небольших организациях и при расширении бизнеса чувствуют себя как рыба в воде). Предприниматели более доминантны, смелы, радикальны и менее тревожны, чем, скажем, чиновники госучреждений.

Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и “двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности. Свободная деятельность человека (а предпринимательство в широком смысле именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность. Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя в профессию” будет искать осуществление этого соответствия. Для человека необходимо увидеть Себя в в той маленькой вещи или деле, которое он в данный момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать великие истины или великие красоты…”. Человек, который так или иначе не воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому глубоко им неудовлетворен.

Резюмируя можно сказать, что наше предложение состоит в трактовке понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью, выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной, результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз предлагаемого понимания.

Управление временем — кропотливая работа. Иногда кажется, что кто-то будто приказывает: «Спеши! Беги! Торопись!». Ведь столько всего нужно успеть: собрать ребёнка в школу, накормить домочадцев завтраком, закончить презентацию, не забыть купить молоко, записаться к стоматологу... И так до бесконечности.
Даже когда вы любите свою жизнь, работу, семью, случается, что чувство загнанности притупляет ощущение счастья. Когда внимание постоянно переключается с одного дела на другое, возникает ощущение нехватки времени. А ведь тут и супруг хочет спланировать выходные, ребенок требует оценить его произведение из пластилина и макарон, а ваша мама настаивает, что к ней нужно заехать непременно на этой неделе. В итоге вы не можете сосредоточиться на чём-то конкретном, откладываете дела на потом, что-то не успеваете, а о чем-то забываете.

В такой суматохе легко перестать замечать мелкие радости жизни: аромат осенней листвы, смех любимой дочери или пронзительную голубизну неба. Как же подчинить себе время? «Скорость — не есть неотъемлемая часть истинного Пути» — писал самурай Миямото Мусаси. Попробуем жить в комфортном темпе: не быстром и не медленном.

Остановись, мгновение!

Взрослея, мы замечаем, как быстро бежит время. Кажется, что только что был май и мы только начали строили планы на отдых... А между тем лето уже прошло! В детстве дни тянулись вечно, а теперь пролетают в мгновение ока.

Мы утешаем себя, что достаточно усердно потрудиться еще совсем чуть-чуть, и спешка прекратиться. «У меня будет больше времени в праздники, или в отпуске, или через месяц...», - уверяем мы себя каждый день, а заветное время так и не наступает.

Растягиваем жизнь.

Как сделать жизнь ярче и разнообразнее, а каждое мгновение наполнить чем-то новым и необычным? Если один день неотличим от другого, целые месяцы начинают испаряться на глазах. Психологи уверяют, что время начинает «течь медленнее», когда мы оказываемся в нестандартных обстоятельствах.

Мы можем «затормозить» процесс, например, если решимся на решительные поступки: переедем в новую квартиру, другой город, страну, сменим карьеру, родим ребенка... Но такие перемены для многих покажутся слишком масштабными. Есть ли другой способ?

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, очень важно следить за своим здоровьем и находиться в хорошей физической форме. Наши основные помощники в этом — сон и спорт.

Хотите быть бодрой, позитивной и красивой? Спите минимум по 7 часов в сутки. Не беда, если из-за этого окажется непрочитанной почта, отложена стирка или брошена на полуслове книга.

Недостаток сна отрицательно влияет на память, делает людей раздражительными, пагубно сказывается на иммунной системе и может способствовать набору веса. Даже если в условиях хронического недосыпа вам кажется, что вы живете и работаете вполне нормально, ваши внутренние ресурсы истощаются.

Физические упражнения делают жизнь яркой, а людей энергичными и более спокойными. Не обязательно заставлять себя заниматься в зале на пределе возможностей. Достаточно будет умеренной физической нагрузки. Очень полезны для здоровья пешие или велосипедные прогулки, плавание, танцы. Для начала можно просто надеть кроссовки и выйти на улицу.

Контролируйте время.

Люди по-разному решают проблему тайм-менеджмента. Кто-то устраивает «технологический шаббат»: никаких писем, звонков, социальных сетей и интернета в выходные. Другие частично игнорируют дела. Третьи нанимают помощников.

Вот несколько советов, которые помогут контролировать время и научат концентрироваться на главном:

1. Помните, что семья — это святое. Находясь в кругу близких, отложите телефон, планшет, ноутбук. Велик соблазн проверить почту или обновления в блоге? Нет печальнее картины, чем семья, где все сидят, «уткнувшись» в гаджеты.

2. Не разговаривайте по телефону в дороге. «Как! Это же время, которое мы тратим впустую. Давайте, потратим его эффективно!», — скажете вы. Но именно в свободные минуты к нам приходят лучшие идеи. Вирджиния Вульф, британская писательница начала ХХ века, писала: «Наш разум работает в период безделья. Ничегонеделанье — самый продуктивный для меня вид деятельности».

3. Меняйте дислокацию. Чаще покидайте квартиру, путешествуйте, выезжайте за город, гуляйте в парке, выбирайтесь на встречу с друзьями, посещайте театр, ходите в кино. Смена декораций дает пищу для ума, дарит воспоминания, «растягивает» жизнь.

4. Не ложитесь спать с телефоном. Чтение новостной ленты очень увлекает, но после этого бывает трудно заснуть. Пускай сон будет в приоритете.

5. Занимайтесь важными делами поутру. Обычно максимальная производительность отмечается в течение нескольких часов после пробуждения.

6. Выделяйте час-другой в неделю на общение с родными и близкими людьми. Время, проведенное с друзьями, не может быть потрачено впустую.

7. Заставьте себя по-другому воспринимать само понятие «продуктивность». Не можете изменить ситуацию — измените отношение к ней. Вас мучает мысль, что вы бездарно тратите свое время? Каждая минута — это ваша жизнь, и она не может быть бесполезной!

8. Думайте о приятном. Размышляя о той или иной ситуации в негативном ключе, мы загоняем себя в угол. Даже стоя в пробке по пути домой, старайтесь отвлечься от раздражающих мыслей. Вы не можете сделать так, чтобы дорожная обстановка изменилась. Расслабьтесь и найдите способ насладиться этими минутами.

Достижим ли баланс?

В стремлении взять время под контроль, не стоит пытаться объять необъятное. Выполняя необходимые дела, не забывайте наполнять дни любимыми занятиями. Не пренебрегайте чтением книг, играйте с ребенком, делайте заметки, узнавайте новое, займитесь спортом, заведите хобби.

Понятия "менеджер", "менеджмент", "маркетинг" в последнее время быстро вошли в словарный запас русского языка. Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он хороший менеджер. Сказанным они хотят выразить, что он - современный руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы своего предприятия использует современные методы управления.

Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя или директора предприятия.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах" управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

  • как науку и искусство управления
  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений
  • как аппарат управления деятельностью организации

Менеджмент: наука или искусство.

Менеджмент как наука , возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

Ее основные задачи:

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство :

  • организации – сложные социально-технические системы;
  • люди, работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования;
  • практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
  • при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
  • никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

Менеджмент как вид деятельности.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.

Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации.

Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Менеджмент и управление в повседневной жизни

Менеджмент методы управления а также система методов управления менеджмент

Общие принцыпы управления в менеджменте

Одной из общих функций менеджмента является - мотивация, которая начала иизучатся в XX веке.

Виды стратегий организации разделяются на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

В процессе управления постоянно приходиться принимать различные управленческие решения.

Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию информации.

Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Менеджеры - это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Экспертные экспресс ответы по проекту "Ситуационный менеджмент".

Тема: Помогают ли в повседневной жизни профессиональные знания и опыт менеджмента?

В дискуссии приняли участие:
1) Смирнова Наталья (преподаватель MBS, генеральный директор Social Lab);
2) Захватов Константин (студент MBA-Start, заместитель генерального директора по экономике, компания ООО "Сибтехноген" - горнодобывающее предприятие в Кемеровской области);
3) Дейнекин Тихон (преподаватель MBS по интернет-маркетингу);
4) Левандовский Виктор (преподаватель MBS, владелец и управляющий компаний InternetDevels и "РА Форсаж Продаж").

Смирнова Наталья : Знания и опыт менеджмента предполагают наличие таких важных компетенций как гибкость, умение принимать ситуацию, слышать и слушать, умение делать выбор и брать ответственность, верить в результат и возможности… Такие профессиональные компетенции или, правильнее сказать, человеческие качества, помогают человеку быть успешным не только профессионально, но и в личной жизни. Умение управлять своей жизнью, знать, чего хочешь, ставить цели и добиваться их, заниматься своим делом и "делегировать" рутинные задачи тем, чья это работа (например, передать вещи "на аутсорс" в химчистку, а не пытаться успеть все постирать самому)… тайм-менеджмент - основа планирования своего времени и распределения приоритетов - все это основа гармоничной, успешной жизни… не только руководителя, но человека.

Захватов Константин : Безусловно, профессиональные знания менеджмента помогают в повседневной жизни. Это и планирование личного времени, и организация взаимодействия с другими людьми с точки зрения психологического менеджмента, и управление личными ресурсами, и многое другое. Также профессиональные знания и опыт помогают ставить личные цели и успешно их достигать наиболее удобными способами.

Дейнекин Тихон : Конечно, знания менеджмента могут помочь не только на работе, но и в повседневной жизни. Будь то строительство дачи, покупка машины, выбор новой квартиры - все это требует четкого планирования и управления процессами, а также контроля реализации. Другое дело не всегда и везде в личной жизни стоит применять профессиональные навыки менеджмента: отношения с близкими все же лучше строить иной основе, оставить место отдыху и определенным спонтанным решениям. Это необходимо, чтобы переключаться и получать эмоциональную разгрузку от профессиональной работы, побыть в других ролях, не доводить дела до стрессов и выгорания.

Если сотрудник перестал качественно делать свою работу - я его просто уволю, он мешает эффективному управлению процессом и развитию организации; если же жена своевременно не готовит ужин, или дети шалят, то их на других менять не станешь, так как здесь уже играет роль не эффективность управленческих решений, а личные чувства и отношения. Поэтому знания менеджмента в повседневной жизни где-то действительно могут помочь, а где-то лучше их применять не стоит.

Левандовский Виктор : В повседневной жизни такие знания конечно же помогают, поскольку это все же набор конкурентных преимуществ. А повседневная жизнь - это тоже среда, в которой мы используем эти преимущества для достижения "повседневных" целей. :)

С другой стороны есть одна грань - такие навыки немножко мешают "расслабиться", - слишком много вокруг несовершенства, ты это автоматически замечаешь.... В собственной организации все таки это несовершенство пытаешься решить, в повседневной жизни не все так просто - окружающие не в организационной структуре, и подход нужен другой.

Есть одна наука, даже навык, без которого в современном мире человеку выжить очень сложно. Это - тайм-менеджмент, или, говоря более простым языком, искусство организовывать свое время и дисциплинировать себя. Когда вы научитесь правильно распоряжаться своим временем, все станет намного проще, вы будете успевать все, что вам нужно, и при этом больше не будет возникать вопрос того, что время утекает от вас, как песок сквозь пальцы. На эту тему написано много научных и публицистических трудов и статей. Я позволю себе обобщить основные принципы, опираясь на собственный многолетний опыт внедрения тайм-менеджмента в работу и обычную жизнь, и надеюсь, что кому-то это станет полезным и изменит его жизнь к лучшему.

1. Ежедневник - твой лучший друг. Это правда. Но также правда и в том, что не все в состоянии его использовать, у некоторых идет какое-то психологическое отторжение. Например, сколько бы я не дарила моей маме ежедневники и не учила ее ими пользоваться, объясняя все преимущества, она все равно не может привыкнуть и бросает через пару дней. Зато у нее всегда есть стопочки небольших листочков все с теми же списками дел. Мой совет таков - конечно, гораздо удобнее вести ежедневный список дел и свое расписание в красивом функциональном ежедневнике, куда также можно вносить контакты нужных лиц, хранить необходимые квитанции, записки и прочие бумажки в специальном отделе и вести дополнительные списки. Но не всем это подходит, поэтому важно определить, какой способ вам ближе - это может быть электронный органайзер в гаджете, обычный блокнот, уже упомянутый ежедневник. В крайнем случае и отдельные листы - но они очень легко теряются, и это уже приводит к беспорядку в вашей жизни, от которого вы так хотите избавиться. Но записывать свои дела на день - обязательно, это поможет вам понять, какие из них выполнять в первую очередь, и в этом вам поможет…

2. …матрица Эйзенхауэра. Это действительно замечательная и простая в использовании схема, которая позволяет разбить ваши дела на четыре категории и определить, к выполнению которых нужно приступить в первую очередь.
1) срочные и важные дела. Это могут быть дела из других категорий, которые вы не выполнили вовремя и которые «загорелись красным светом». Также сюда относится разрешение каких-то кризисов, или просто дедлайн. Например: рабочий проект, который нужно срочно сдать; прорвавшийся водопровод дома; подготовка к экзамену и т. п.;
2) несрочные важные дела. Эти задачи требует большой вдумчивости и внимательного подхода, они важны для вас, но их не обязательно делать сразу и полностью. Более разумным будет разбить эти задачи на более мелкие подзадачи и выполнять их постепенно, не накапливая, не доводя до дедлайна и не допуская, чтобы они перешли в первую категорию. Например: написание диплома; генеральная уборка дома; ремонт и т. д. Сюда же относятся и дела, связанные с межличностными связями - общение с семьей и друзьями, а также - долгосрочное обучение, текущие рабочие вопросы. Очень важно установить для себя (если они не установлены кем-то) сроки выполнения таких задач в целом, и конкретных их отрезков - в этом помогает ежедневник или календарь матричного типа. В крайнем случае - стикер на мониторе или холодильнике с точной датой выполнения задачи;
3) не важные и не срочные дела. Сюда, в первую очередь, входят губители времени: бессмысленные серфинг в интернете, компьютерные игры, телевизор, болтовня по телефону. Это все называется отдыхом и тоже нужно, но стоит правильно расставить приоритеты между этим пунктом и предыдущими двумя. Также сюда можно отнести чтение художественной литературы и хобби;
4) срочные, но не важные дела. Все, что возникает внезапно, но никак не влияет на достижение вами основных жизненных, учебных, хозяйственных, рабочих и прочих целей. Это могут быть телефонные звонки, неинтересные вам, неинтересные письма, на которые не обязательно отвечать, какая-то необязательная работа. Все это можно либо не выполнять, либо перепоручить. Если же все же пришлось это сделать - тратьте на них минимум времени.

3. Итак, разобравшись с матрицей Эйзенхауэра становится понятно, как расставить приоритеты в течении дня. Если вы пользуетесь ежедневником, я рекомендую выделять эти категории маркерами разных цветов (последнюю категорию вообще не стоит вносить в список, лучше такие дела сразу отсеивать), и выполнять в порядке важности и срочности, начиная с первой и заканчивая третьей. Не забывайте, что дела из второй категории не обязательно сразу выполнять в полном объеме, гораздо продуктивнее будет разбить их на этапы. Для себя я также выделяю всегда рутинные обязательные ежедневные дела, чтобы не упустить их при планировании времени: это уход за собой, спорт, проверка почты, ведение ежедневника и тому подобное. Не забывайте о еде! Вы себе нужны здоровыми.

4. Специалисты рекомендуют ставить на каждый день три основных задачи-цели , которые вы хотите достичь в течении дня. Если задачи небольшие по объему и временным затратам, можно выделить пять, но не более. Например, у меня это может выглядеть так:
1) отправить клиенту полный просчет;
2) заплатить за квартиру;
3) написать и отправить на утверждение статью для сайт;
4) стирка постельного белья;
5) занятия французским языком.
После того, как вы выполнили эти задачи, день можно считать проведенным с пользой, и все остальное станет приятным бонусом.

5. Мне очень помогает также планировать заранее , в субботу, будущую неделю, и составлять примерный список задач на каждый месяц. Периодически я сверяюсь с ними и проверяю, все ли идет по плану.

6. Когда вы определились с задачами на день, распределили дела по важности и срочности, определите, сколько времени потребует выполнение каждой из них, и распределите их на день. Не забывайте о перерывах! Их тоже нужно планировать. Например, если вы пишите диплом, то ваше расписание на день может выглядеть примерно так:
6.00-8.00 - ежеутренние дела, завтрак, дорога в институт;
8.00-8.45 - встреча с научным руководителем;
8.45-9.15 - кофе с одногруппниками;
9.15-10.00 - дорога домой, по пути зайти в химчистку и забрать вещи!
10.00-11.00 - второй завтрак, чтение/кино
11.00-13.00 - работа над дипломом
13.00-.14.00 - обед, отдых
14.00-16.00 - работа над дипломом
16.00-17.00 - дорога в спортзал, по пути можно почитать, послушать музыку или аудио курсы по языку
17.00-.18.30 - занятия в зале
18.30-20.30 - встреча с друзьями
21.00-22.00 - чтение материалов для диплом
Конечно, это все примерно. И не обязательно все расписывать по часам, важно иметь такой план в голове и понимать, сколько времени у вас на то или иное дело, и что нужно сделать раньше.