Стальная Виталина Алексеевна научный сотрудник Камской государственной инженерно-экономической академии

Спектр развлечений современного человека широк и разнообразен и является своего рода «зеркалом» современной культуры, моды и технического прогресса. С развитием потребности в развлечениях, образовался значительный сектор экономики, включающий предприятия развлекательной направленности и дающий миллиардные обороты. Однако, несмотря на значимость и масштабность современной индустрии развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет ни критериев выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм. Целью данной статьи является определение возможных путей классификации способов развлечений и типологизация объектов развлекательной инфраструктуры.

В широком смысле развлечения - это удовольствие, вызванное комплексом положительных эмоций, впечатлений, которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом. Источниками развлечений могут стать различные виды деятельности субъекта, приносящие удовольствие и формирующие позитивный эмоциональный фон. К настоящему времени многие из таких направлений стали объектами коммерциализации и сформировали современную индустрию развлечений. В таблице 1 представлен классификационный ряд основных видов развлечений, которые с определенной степенью условности можно отнести в ту или иную группу, в соответствии с выбранным классификационным критерием.

Таблица 1. Классификация основных видов развлечений

  1. Первая группа развлечений сформирована на основе вида источника положительных эмоций и впечатлений, которыми могут быть различные виды активной деятельности (в том числе - непрофессиональный спорт), неформальное общение, созерцание мероприятий публично-зрелищного характера. Своеобразным источником получения удовольствия является физическое воздействие на тело, а также химическое воздействие на мозговые центры удовольствия.
  2. В соответствии со способом организации, можно выделить развлечения,которые представляют предприятия сферы услуг, а также те, которые не требуют участия кого-либо в роли организатора - то есть самодеятельные развлечения.
  3. С развитием информационных технологий, значительная часть развлечений переместилась из реального сектора в виртуальный, сформировав группу виртуальных способов развлечений.
  4. В зависимости от количества развлекающихся, можно выделить единоличные развлечения, развлечения в группе и массовые, которые, как правило, предполагают создание специализированных объектов развлекательной инфраструктуры.
  5. В классификаторе выделена особая группа развлечений - «легальные и запрещенные». Сегодня существенное значение приобретает социальная направленность индустрии развлечений. Хорошо известно, например, что развлечения, направленные на удовлетворение человеческих пороков, в конечном счете ведут к деградации общества. Так, отказ от наказания за употребление наркотиков и переход к легальной продаже наркотиков превратили Нидерланды в своеобразную Мекку для наркоманов, в специфическую «Страну грез», с особой «индустрией развлечений». В некоторых странах к разряду запрещенных развлечений относят «секс-индустрию», и соответствующие «секс-туры».
  6. По степени интенсивности деятельности в процессе развлечения можно выделить активные виды развлечений, которые предполагают физическую активность субъекта, и пассивные, не предполагающие таковой.
  7. В зависимости от возраста, выделяется группа развлечений для детей, для людей среднего и старшего возраста.

В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении развлекательных мероприятий.

Совокупность предприятий, занятых развлечением людей относят к сфере социокультурного сервиса, наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от форм собственности и образует современную инфраструктуру развлечений.

Создавать системы классификации объектов развлекательной инфраструктуры для разных сегментов рынка становится в последнее время популярным занятием. Но многие эксперты считают, что говорить о классификации объектов развлекательной инфраструктуры несколько преждевременно. «Этот рынок развивается недавно (с начала 1990 годов) и во многом хаотично. Существующие объекты малочисленны и разрозненны» .

Попытки классификаций объектов инфраструктуры развлечений можно встретить в различных исследовательских работах. Так, в работе представлена классификация развлекательных центров по виду отдыха, на который они ориентированы: пассивный отдых (кинотеатры, азартные игры); активный отдых (бильярд, боулинг); зоны спортивного отдыха (картинг, ледовые катки); спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф). Однако такое деление весьма условно, поскольку границы между тремя последними группами не являются четкими: все спортивные развлечения можно включить в виды активного отдыха, а бильярд и боулинг в ряде случаев можно отнести к спорту.

В целом специфика деятельности развлекательных объектов, определяется их специализацией, профилем и доступностью для посещения (табл. 2). Выделенные критерии являются определяющими в вопросах менеджмента и маркетинга данных объектов.

Таблица 2. Виды объектов развлекательной инфраструктуры

  1. Если подходить к вопросу классификации объектов развлекательной инфраструктуры с позиции основной специализации, то можно выделить пять относительно устойчивых групп. В первую группу в соответствии с представленной классификацией вошли объекты, организующие кинопоказ, проведение живых выступлений артистов эстрады, различных шоу, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Деятельность подобных объектов ориентирована на эстетическое восприятие, и преимущественно не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются своим положением зрителей. Это могут быть всевозможные концертные залы и площадки, кинотеатры, стадионы, арены и т. д. Вторая группа включает учреждения для активных занятий непрофессиональными видами спорта и фитнесом: бассейны, ледовые катки, спортивные залы, спортивные-клубы и пр. Третья группа представлена учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры, выставочные галереи. В четвертую группу входят предприятия, организующие отдых и досуг: кинотеатры, аквапарки, клубы, дискотеки, диско-бары. Последняя группа представлена игорными заведениями: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы.
  2. В соответствии с профилем можно выделить развлекательные центры формата «семейный», «Детский» и «Взрослый». Первый вид развлекательного центра ориентированы на семьи, которые приходят сюда с целью провести досуг. Обычно в таких центрах большое внимание уделяется кафе и ресторанам, игровым аттракционам и аркадам. Для центров семейного отдыха подходят практически любые виды тематических парков, крытых центров семейного отдыха и досуга. Для строительства таких объектов выбираются довольно большие территории в местах, где нет плотной застройки, а стоимость земли довольно низкая. Разумеется, семейный центр должен полностью оправдывать и отрабатывать свое название. Поэтому операторы заботятся о том, чтобы все члены семьи могли интересно проводить там время. В частности, для родителей обычно устроены бары и организованы «взрослые» игры - боулинг, бильярд и прочее. Загрузка таких центров, как правило, подвержена существенным сезонным колебаниям, что не лучшим способом сказывается на их рентабельности. Среди первых семейных центров, появившихся в России, можно отметить «Фентези парк», «Планета Развлечений», «Кино и Домино», «Ого-Город» (Москва), «Игромакс» (Казань), «Сален» (Анапа).
    • Концепция «Детский центр» предполагает комплекс развлечений исключительно для детей. Обычно данные объекты располагают в торговых центрах и молах. Еще при проектировании там выделяют специальные площади, стремясь таким образом приучить детей проводить свободное время в торговых центрах. Детские центры занимают меньшую площадь, поскольку там не надо устраивать баров, ресторанов, боулингов, бильярдов. В результате аренда помещений под детские развлечения обходится значительно дешевле, чем под центры семейного отдыха в том же моле. Первые детские игровые центры (игротеки) «Космик» появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Костроме. В России данную концепцию активно развивают и реализуют торговые марки Game Zona, Crazy Park, Star Galaxy, «Игромакс», «Динопланета», Play Day.
    • Развлекательные центры взрослого формата выстроены с учетом особенности психологии зрелых людей. Существенное отличие данной концепции от описанных выше заключается в том, что обустройство развлекательных центров такого формата прибыльнее и не сопряжено с серьезными ограничениями. Под семейные центры необходим земельный участок, удовлетворяющий целому ряду требований, и большие инвестиции для строительства крупногабаритного масштабного здания за пределами города. Для создания детских центров необходим торговый комплекс или отдельное помещение вблизи жилых массивов. В то же время ни один из первых трех форматов развлекательных центров не удовлетворяет досуговых потребностей многочисленной категории граждан, большую долю своего времени проводящих в эпицентре мегаполиса. Чтобы создать серьезным и успешным горожанам условия для общения и отдыха, понадобилась принципиально новая структура развлекательных центров. Данную нишу заняла концепция развлекательных центров для взрослых, ориентированная на атмосферу центра города, офисы, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи и т. п.
    Следует отметить, что в России данная концепция в чистом виде пока не представлена. Частично она представлена в боулинг-центрах и ночных клубах. Но в полной мере она может быть реализована в рамках четырех игорных зон, открытие которых планируется в течение 2010-12 годов. Думается, что операторам игорных заведений, умеющим работать с взрослой клиентурой, данный формат наиболее близок. Среди объектов, ориентированных на данную концепцию, можно назвать развлекательный центр Nevada (Санкт-Петербург), центр развлечений и покерный клуб «Астория» (Москва), развлекательный центр «Атлантида» (Омск), культурно-развлекательный комплекс с казино «Батыр»(Набережные Челны).
  3. Последние несколько лет идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это в первую очередь проявляется в некой элитарности ряда развлекательных учреждений, недоступности их для широких слоев населения. Именно этим фактором в основном и обусловлен рост объемов реализации развлекательных услуг высокодоходной части населения, закрытых для массовой публики. Обслуживанием так называемых камерных эксклюзивных потребностей замкнутой клубной элиты занимаются vip-залы в казино, элитные клубы и рестораны, специализированные закрытые vip-зоны развлекательных центров.
  4. Еще одной отличительной чертой объектов индустрии развлечений является способ его расположения. Разница - в функциональности. Развлечения на открытом воздухе представляют класс outdoor. Это всевозможные парки аттракционов, культуры и отдыха, зоопарки, игровые, танцевальные и сценические площадки. Outdoor - это сезонный, и в большинстве своем зависимый вид развлечения, представленный в крытом помещении. Это всевозможные развлекательные центры: кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры.

Другим важным аспектом в описании объектов индустрии развлечений является размер и масштабность их функционирования. Мировые процессы глобализации и укрупнения бизнеса затронули и индустрию развлечения. Последнее время отмечено появлением крупномасштабных развлекательных проектов, совмещающих несколько направлений развлечений.

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг представлена в таблице 3.

Таблица 3. Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

  1. Специализированные предприятия развлекательной инфраструктуры - это развлекательные центры с ярко выраженной целевой направленностью при незначительном участии услуг сопутствующего характера. В качестве дополнительных услуг здесь обычно присутствуют фуд-корты, предприятия розничной торговли товарами, имеющими отношение к специализации центра. Это могут быть отдельно стоящие кинотеатры, боулинг центры, казино, аква-парки.
  2. С точки зрения окупаемости, наиболее рентабельными являются смешанные формы развлекательных объектов. Можно выделить два принципа образования смешанных объектов развлекательной инфраструктуры. Во-первых, это сочетание 2-3 направлений развлечений. По такому принципу построены объекты со смежными направлениями развлечений - бильярд и боулинг, кинотеатры и аркады, роллердромы и катки. Во-вторых, это использование развлекательной составляющей в качестве дополнения к основной специализации объекта. Наиболее типичный случай - это расположение развлекательных зон в составе торговых центров (торгово-развлекательные центры). Успешными пионерами в области «торговля + развлечения» можно назвать ИКЕА и «Макдоналдс». Набор развлекательных услуг, который может быть представлен в таком центре, довольно широк. Среди популярных развлечений можно назвать бильярд, боулинг, автоматы с видеоиграми и спортивными симуляторами, картинг, роллердром, тир, детские аттракционы.
    Основное отличие торгово-развлекательного центра от специализированного состоит в том, что отдельно стоящий развлекательный центр - это предприятие узкой направленности. Такие развлекательные центры могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей специализации. Задача же развлечений в торговом центре - заставить посетителя провести в нем максимальное время. Девелоперы рассматривают развлечения как «приманку», тем самым стремясь увеличить рентабельность и снизить срок окупаемости всего объекта. Нередко развлекательную зону в центре торговли используют в качестве антикризисного инструмента. К тому же некоторые развлечения в торговых центрах предоставляются бесплатно. Примерами торгово-развлекательных центров являются фестивал-центры (Festival Center), культурно-развлекательные комплексы, торгово-общественные центры.
  3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений представлены масштабными развлекательными проектами, включающими объекты различной развлекательной специализации и полный комплекс сопутствующих и вспомогательных услуг. Как правило, такие центры являются объектами туристского интереса и располагают соответствующей инфраструктурой. Так, например, город развлечений Лас-Вегас, знаменитый самыми большими в мире казино и самыми роскошными отелями, уникальными шоу, разнообразными ресторанами и ночной жизнью ежегодно привлекает 25 млн туристов. Тематические парки также являются самостоятельными объектами развлечений со сложной развлекательной инфраструктурой - это огромные комплексы, объединяющие на одной территории самые невероятные аттракционы, отели, рестораны и магазины. Другим примером крупномасштабной развлекательной зоны является остров Сентоза (Сингапур). Вся его территория отведена под развлекательный центр, включающий музеи, аква-парк, фешенебельный парк развлечений и аттракционов для всех возрастов. Создание многопрофильных развлекательных центров планируется и на территории России в рамках проекта строительства четырех игорно-развлекательных зон.

Помимо представленных выше, можно выделить несколько других устойчивых параметров для классификации объектов развлекательной инфраструктуры. Это такие параметры, как: тип развлекательных услуг (ориентация на определенную группу потребителей: молодежь, дети, семьи и т. д.); размер развлекательного центра (количество посетителей, на которое он рассчитан); ценовая политика (на какой сегмент потребителей в зависимости от уровня доходов он рассчитан) и др.

Завершенность понимания основных видов и форм современных развлечений позволяет рассуждать об инструментальных подходах в управлении этими предприятиями.

Орлов, И.Б. / И.Б. Орлов. Социокультурный сервис на современном этапе // Вестник МГУС. Серия. Гуманитарные науки. 2007. № 2 (2). С. 16-19.

Никитина Елена. Доходное место: По доходам и развлечения // Ведомости. 22.11.2004, № 214.

Рынок развлекательных услуг и инвестиционная привлекательность открытия развлекательного заведения в Москве. Июнь, 2006.

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности:

1) Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризу­ется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техниче­ское творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.

2) Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящихв него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценно­стей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).

3) Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлече­ний: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации:

1) досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­го оборудования. К нему следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.

2) специально организованный досуг особенно характерен для груп­повых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки. Для такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры.

Можно вы­делить следующие субъекты организации досуга:

a) специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услу­ги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;



b) специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.);

c) общественные и политические организации, добровольные объе­динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя­тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

d) административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

e) добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­ные труппы и др.);

f) религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­щины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.

Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.

Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников – отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п.



Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др.

По критерию досугового времени выделяют:

1) Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.);

2) Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби);

3) Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники).

Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Число участников досуговых групп может быть следующим:

1) небольшая группа участников досуга (2-7 человек);

2) средняя группа (до 30 человек);

3) большая группа (30-100 человек);

4) сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприя­тий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нуж­ны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы досуговой деятельности:

Одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур - уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;

Несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах, просмотр концертных номеров;

Сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в остроумии, ловкости, выставки, демонстрирующие предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной тематикой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фестивали, смотры, карнавалы, а также туристические путешествия.

Досуг разных социальных слоев - возрастных, гендерных, со­циально-имущественных, образовательных. Для организаторов до­суга данная классификация досуга приобретает важное значение. Осо­бо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой дея­тельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подро­стков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).

В практике досуговой деятельности не принято специально выде­лять досуг мужчин или женщин. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимуще­ственно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.

На досуговые предпочтения влияют также такие показате­ли, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уро­вень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспе­ченные слои населения). Немаловажно также место проживания потре­бителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак­тер.

Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентифи­кацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств лич­ности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стан­дартных действий - пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, загорание на солнце.

Также разделяют реальный досуг (общественно-полезный) и мнимый (асоциальный) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего, насилие над собой или над обществом, и, как результат, – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Социологами были определены и другие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); подражательный и творческий ; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга имеют огромное значение во всестороннем развитии личности, поскольку на протяжении жизни человек включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Рассмотрение понятия и сущности индустрии развлечений. Сравнительный анализ тематических парков в мире и в России. Анализ состояния инфраструктуры индустрии развлечений в г. Тобольске. Разработка авторского проекта тематического парка в г. Тобольске.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2018

    Исследование структуры индустрии досуга. Классификация основных видов объектов развлекательной инфраструктуры. Изучение состояния и перспектив развития индустрии развлечений в г. Тобольске. Разработка авторского проекта "Тематический парк Ершов-Ленд".

    курсовая работа , добавлен 04.03.2018

    Значение туризма в жизни людей. Сущность туристской индустрии и её составляющие. Особенности развития гостиничной индустрии. Современное состояние индустрии транспорта и развлечений. Рекомендации по совершенствованию сегментов туристской индустрии в РФ.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Изучение истории становления гостиничной индустрии на территории России. Анализ гостиничного бизнеса сегодня. Организация дополнительных услуг и развлечений. Рассмотрение перспектив развития гостиничной индустрии, выявление проблем в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2015

    Роль тематических парков в развитии туризма. Тематические парки развлечений Франции, Германии, Испании, Италии. Огромная сказочная страна Диснея. Парк виртуальных развлечений в городке Пуатье. Аристократичный павильон Bentley. "Аквариум" в Барселоне.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2012

    Организация работы службы досуга и развлечений в гостиничном комплексе. Реализация досуга с учетом потребностей гостей. Анализ анимационной деятельности в комплексе "Рэдиссон Лазурная". Разработка анимационных программ для различных категорий туристов.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Анализ основных элементов туристической инфраструктуры: гостиничной, транспортной, информационной индустрии, индустрии питания, развлечений. Коллективные и индивидуальные средства размещения туристов. Классификация гостиниц в зависимости от ассортимента.

    презентация , добавлен 02.11.2013

Индустрия досуга - это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время.

Отмечается большое разнообразие предприятий, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно - экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности -- цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности — от спортивных команд до кинообществ — с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи - динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй — потребительский, третий (высший) — творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг — это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

Досуг — это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых — нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не определенными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых — планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп — круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный — в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода — все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.

Главное условие досуга - поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АДЫГСКОГО НАРОДА

Искусство и традиции адыгейцев проявляются в эпосе, устных исторических рассказах, героических песнях, в песнях-плачах, в народных напевах, музыке, танцах (удж, зафак, загатлят, исламей и др). Песни, в поэтической форме повествующие о каких либо событиях назывались пшинатли, к исполнителям которых относились очень уважительно. Музицированием и танцами во время джэгу по случаю свадьбы или приема гостей обычно занимались специальные джэгуако (народные певцы).

Музыкальные народные инструменты – камыль (духовой инструмент типа продольной флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный). С середине 19 в получила распространение гармонь.

Издавна национальной гордостью адыгов было коневодство. В республике активно возрождается эта отрасль хозяйства и интенсивно развивается спортивное коневодство. У адыгейцев скачки один из самых любимых и популярных видов спорта.

Танцы — любимое развлечение адыгов. Ими сопровождались почти все празднества и увеселения. Уже нарговские герои, состязаясь во всех видах народного искусства, состязались и в танцах. Искусству танца адыги обучались с детства Старинные танцы строго подчинялись адату. В прежнее время при всех увеселениях и танцах адыги соблюдали строгое приличие: девушки держали себя скромно, замужние женщины вовсе не принимали участия в танцах, любуясь ими со своих мест. Существовала особая категория плясовых песен. В одних из них («уджы-орэд») принимали участие все присутствующие.

У адыгов имеются три основных вида народного танца. Первый — «зафак», это плавный танец парами, с многочисленными вариантами, различающимися по темпу и характеру движения, например, «зафак-щих» — однопарный, кругообразный танец; «зафак-чих» — однопарный, с длинной мелодией; «за-фак-псынч» — быстрый зафак. К типу зафаков относятся также: «исламий» — парный, быстро-плавный танец, напоминающий лезгинку; «хакуач» — парный, бодрый танец, спокойнее исламия, и др.

Второй основной вид адыгейского народного танца — «за-гатлят» — более живой и веселый танец парами с иными, чем в зафаке, движениями пар. Третий вид танца — «удж» — круговой хороводный танец.

Общественные игры были широко распространены среди адыгов и славились по всему Северному Кавказу. Много игр было связано с религиозными верованиями.

Существовали многие игры, заключавшиеся в метании ядер и камней, борьбе, поднимании тяжестей, бегании взапуски, конных скачках, прыганий через забор, ловком владении оружием на скаку и т. п. Много игр отражает домашний и общественный быт адыгов. В некоторых играх ясно видны следы былых родоплеменных отношений.

Местом национального традиционного досуга является хаса.

Одним из архаичных общественных институтов адыгов (черкесов) является хаса (сословно-представительное собрание), которая уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Она в различные исторические эпохи выполняла разные функции в общественной жизни народа. Например, если сравнить ее функции в эпоху нартов (эпических героев) адыгов (черкесов) с хасой феодальной Черкесии, то можно обнаружить много различий между ними. Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.

В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту. В нартском эпосе адыгов (черкесов) мы читаем, что каждый год нарты собирали большую хасу. На ней решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. В частности, в сказании о Сосруко читаем:

Собрали хасу, сильные мчались туда,

И малого мужа, молодого Сосруко,

Нарты пригласили на хасу.

Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу .

В другом месте сказаний о Сосруко говорится, что когда он отправился на хасу нартов, встретил не менее сильного и грозного героя, чем он сам,– Тотреша. И когда Сосруко попытался поиздеваться над последним, тот, показав свою силу и храбрость, хотел снести ему голову. Этот эпизод из жизни этих двух героев нартского эпоса описывается так:

Сосруко – наш кан,

Сосруко – наш свет…

Поправив шапку, он садится (на коня).

На хасу нартов ты едешь…

И хотел снести ему голову, (Сосруко сказал):

Сегодня у нартов санопитие,

Не замути им напиток.

Сегодня из нашего рода

(Людей) не убивают,

Кто убьет, того ждет возмездие .

Из этого мы видим, что хаса была не только местом, где решались самые важные дела и устраивались спортивные состязания, но, подобно законам Олимпийских игр древних греков, во время хасы нельзя было воевать друг с другом, убивать людей. Т. е. время заседания хасы считалось священным временем.

Адыгская (черкесская) хаса имеет древнюю и интересную историю, она занимала исключительно важную роль в общественно-политической и культурной жизни народа.

Хотя хаса представляла собой, прежде всего, политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д. На хасе, как нигде, формировалась политическая культура каждого ее участника, культура поведения, культура общения людей и др., что является основными компонентами культуры любого народа. Другими словами, на хасе каждый класс показывал не только свое место в обществе, свое влияние на его жизнь, но и свое поведение, свою мораль. На хасе вырабатывался не только язык дипломатии, но и применялись на практике важнейшие ее принципы, что непременно накладывало определенный отпечаток на культурный облик народа. На хасах прослеживались не только принципы взаимоотношений между различными классами и сословиями адыгов (черкесов), но и взаимоотношения между разными княжескими фамилиями, партиями, фракциями и т. д

Последнее упоминание о хасе встречается в 1826 г. Так был уничтожен и этот традиционный общественный институт адыгов (черкесов), который имеет давнюю и интересную историю, который возник как собрание – совет нартов (героев) и трансформировался в феодальную эпоху в сословно-представительное собрание с различными его разновидностями и палатами.

Одним из важнейших компонентов традиционной культуры адыгов (черкесов) является институт джэгуакуэ (народные певцы, сочинители героических песен, прославлявшие подвиги героев, благородные поступки людей и высмеивавшие трусость, измену и другие пороки отдельных лиц). У бесписьменного народа, какими были адыги (черкесы), институт джэгуакуэ сыграл неоценимую роль в сохранении в памяти народа многих эпизодов его истории и культуры, в прославлении подвигов его сыновей на поле битвы за свою родину. Поэтому джэгуакуэ (народные певцы) были можно сказать, первыми летописцами народа.

Таким образом, без разъяснения сущности института джэгуакуэ, его места и его роли в жизни общества, невозможно полно представить себе культуру адыгов (черкесов), ибо этот институт является ее неотъемлемой составной частью. Этот институт тоже является одним из архаических традиционных общественных институтов адыгов (черкесов), который трансформировался на протяжении веков в зависимости от изменений социально-экономических и политических условий жизни народа

З. Налоев пишет, что джэгуакуэ был специалист по песням и хохам (тостам.– К.У .): он запечатлевал в своих произведениях важные исторические события, прославлял своих выдающихся современников, высмеивал пороки людей или их недостойные поступки

Джэгуакуэ выполняли очень важную социальную, культурную и политическую функции в жизни адыгов (черкесов). Они, невзирая на социальное положение людей, подвергали беспощадной критике любого человека, совершившего проступок. Они обладали статусом неприкосновенности и сопровождали воинов безоружными.

Творческий диапазон джэгуакуэ был весьма широким и многогранным. Он выступал и поэтом-певцом и рассказчиком-импровизатором. В творческую группу джэгуакуэ входило часто несколько человек, иногда до десяти и более. Группа джэгуакуэ состояла преимущественно из двух-трех музыкантов, играющих на национальных инструментах: шикопшина (род скрипки), бжами (свирель), накырэ (зурна) и пхацыч (ударный инструмент).

Кроме музыкантов, эту группу представляли певцы и рассказчики, а иногда и акробаты. Идейным и художественным руководителем был «глава репертуара»– поэт-певец. Каждый участок группы совмещал в своем творчестве несколько видов исполнения, иначе говоря, музыканты должны были уметь хорошо петь, а певцы – владеть мастерством рассказа-импровизации.

Адыгский (черкесский) джэгуакуэ типологически соответствовал русскому скомороху, французскому жонглеру, немецкому шпильману, тюркскому акыну, испанскому хуглару и т. д. Он был синкретически сложным явлением, выполнявшим разнообразнейшие функции в жизни общества.

Таким образом, джэгуакуэ были не просто народными певцами, рассказчиками, разоблачителями пороков людей и общества, но они были хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов), ее продолжателями, они развивали ее. Близким к институту джэгукауэ по его роли был институт

Ажагафа – от слов «ажэ» (козел) и «фэ» (облик) – «ряженный в маске козла». Основная деятельность ажагафа – это пантомима, он не поет и ничего не рассказывает, в отличие от джэгуакуэ, но танцует и во время танца выполняет самые разнообразные движения, напоминающие современный молодежный танец «брейк». Он мог имитировать любые движения, поймав любого человека – старика или юношу, князя или крепостного, мужчину или женщину. От их осмеяния не был гарантирован никто, в том числе княгиня или княжна. Ни одно торжество, ни одна свадьба не обходились без ажагафа. В обычное время он – обычный человек, крестьянин или ремесленник.

Ажагафа и джэгуакуэ смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения.

Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время его игры – он тоже был любимцем народа и желанным на всех зрелищах и свадьбах.

Особенно заметную роль играл ажагафа при обряде щопщакуэ («кэпщ»– по-адыгейски), устраивавшийся у постели раненого или травмированного человека. Больного развлекали различными шутками, песнями, чтобы он отвлекся от боли.

Без ажагафа не обходился ни один национальный праздник, посвященный окончанию или началу сельскохозяйственных работ.

Таким образом, джэгуакуэ и ажагафа были носителями и хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов) и играли важную роль в обществе. Они также были в некотором роде хранителями героических событий народа. Особенно в этом плане неоценимую роль сыграли джэгуакуэ. Именно их роль была велика у бесписьменного народа, каким был адыгский (черкесский) народ.

Целый ряд игр был забыт, т. к. они встречали противодействие ислама.

Республика Адыгея является регионом, имеющим славные спортивные традиции (четыре Олимпийских чемпиона, два призера Олимпийских игр, многочисленный ряд чемпионов Мира и Европы). Здесь развиты такие виды как: велоспорт, дзюдо, самбо, игровые виды спорта, легкая атлетика и др.

Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещаний ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Какой орган исполнительной власти РФ является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ?. Функции уполномоченного федерального органа в части регулирования аудиторской деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросе государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации») Организация творческой деятельности в учреждениях культуры Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия