Южная Америка - самый богатый водными ресурсами континент. Речной сток материка в два раза превосходит средний сток рек земного шара. Главный источник питания рек - дождевые осадки. Ледниковое питание имеют реки только на юге Анд. Роль снегового питания невелика. Для материка характерны большие речные системы. Их формированию способствуют равнинный рельеф восточной части и высокогорные хребты материка, большие контрасты высот, влажный климат.

Реки

Горы Анды являются главным водоразделом материка. К востоку от Анд текут крупные и полноводные реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана . Они дают 90 % речного стока. Среди них - Амазонка, Ориноко, Парана. На западных склонах Анд берут начало короткие реки, которые относятся к бассейну Тихого океана . (Определите по карте бассейны рек.) Область внутреннего стока незначительна (около 6 %).

Рис. 89. Река Амазонка

В горах Андах берет начало самая длинная и самая полноводная река на Земле - Амазонка и многие ее крупные притоки (рис. 89). Бассейн Амазонки расположен в обильно и равномерно увлажняемой области, где выпадает 1500-3000 мм осадков. Река Амазонка имеет длину 7100 км (с истоком Апачета). Река собирает многочисленные притоки со склонов Анд, Бразильского и Гвианского плоскогорий. Речной бассейн Амазонки - самый большой в мире (около 7 млн км 2). По площади он почти равен Австралии. Воды Амазонки составляют 1 / 5 всех вод, выносимых в Мировой океан реками нашей планеты. Опресняющее влияние вод Амазонки на океан проявляется на протяжении 400 км от устья реки.

После слияния рек Укаяли и Мараньон Амазонка имеет ширину 1-2 км. Вниз по течению ширина возрастает до 5 км, а в нижнем течении до 20 км. В устье ширина главного русла с многочисленными островами достигает 80 км.

Амазонка полноводна весь год, так как она питается тысячами притоков. Крупнейшие притоки: правый - Мадейра и левый - Рио-Негру. Наибольший уровень воды в Амазонке бывает после периода дождей в Южном полушарии (в мае), когда основную массу несут ее правые притоки. Уровень воды в районе Манауса поднимается на 12-15 метров. Наименьший уровень воды - в августе и сентябре.

(Объясните причину, используя знания об особенностях климата.)

Вместе с притоками Амазонка образует величайшую в мире систему внутренних водных путей протяженностью более 25 тыс. км.

От устья до города Манаус, а это 4300 км, Амазонка доступна для крупных судов. Река обладает огромными ресурсами гидроэнергии. В водах Амазонки обитает 1 / 3 видов пресноводных рыб нашей планеты. Это в 6 раз больше, чем в водах всей Европы. Амазонка признана одним из семи природных чудес мира.

Парана («серебряная река») - вторая по величине река Южной Америки (4380 км). Как и Амазонка, она имеет два истока (Риу-Гранди и Паранаиба) на Бразильском плоскогорье. Парана в отличие от Амазонки пересекает несколько климатических поясов. Вот почему количество осадков, поступающих в разные части бассейна реки, неодинаково. В верховьях Параны больше всего дождей выпадает летом, в нижнем течении - зимой.

Река прокладывает свое течение сквозь твердые породы фундамента платформы, поэтому для нее характерны пороги и водопады. Самый крупный из них водопад ИгуасуЂ . Это не просто водопад, а целая система водопадов, протянувшихся почти на три километра.

Расположенный на границе Бразилии и Аргентины, водопад Игуасу является одним из самых величественных в мире чудес природы. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота падения - 72 м, ширина - 2700 м. Рокот воды слышен за 20-25 километров.

Третья по величине река Южной Америки - Ориноко (2730 км) берет начало на Гвианском плоскогорье. Ориноко разливается летом благодаря дождям. Притоки ее бурные, на них много порогов и водопадов, поэтому они не пригодны для судоходства. Река Ориноко - важнейший торговый путь.

Бассейны рек Параны и Ориноко расположены преимущественно в субэкваториальных поясах, поэтому имеют выраженную сезонность стока - бурное половодье летом и резкий спад воды зимой.

На одном из притоков Ориноко находится самый высокий водопад мира - Анхель (1054 м) (рис. 90).

Самый высокий водопад мира - Анхель (1054 м) (рис. 90)

Огромный столб из воды, пены и пара с могучим грохотом низвергается, словно из облаков.

Водопад внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Озера

Южная Америка не очень богата озерами. По происхождению они делятся на тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные, старичные. Наиболее крупные ледниковые озера сосредоточены на западе в южной части Анд. На внутренних плато Анд, на равнине ГранЧако, озера тектонические, бессточные, засоленные. Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Карибского моря есть большие озера-лагуны - мелководные части океана, отделенные от него сушей и соединяющиеся с ним протокой. Рис. 90. Водопад Анхель Самое крупное высокогорное озеро Титикака находится в Андах на границе Перу и Боливии. Его площадь - 8300 км 2 . Озеро расположено на высоте 3812 м, занимая глубокую тектоническую впадину. Глубина озера - 304 м. Это самое большое горное озеро в мире по запасам пресной воды.

Предполагают, что озеро является остатком морского залива. Вокруг озера растут бальсовые деревья, из которых индейцы изготавливают плоты-лодки.

На севере материка, в Венесуэле, расположено крупнейшее озеро-лагуна Маракайбо площадью более 16 000 км 2 . Оно соединено узкой протокой с заливом Карибского моря. Озеро играет важную роль в рыболовном промысле. Наиболее ценный продукт его промыслов - креветки.

На территории Южной Америки расположено примерно 2000 водохранилищ.

Река Парана представляет собой каскад водохранилищ.

Артезианские воды широко используются в водоснабжении аридных территорий Южной Америки (равнина Гран-Чако, межгорные котловины). Самые мощные ледники Южной Америки находятся в южных Андах Чили и Аргентины. Там они спускаются до самого моря и образуют обширные ледяные поля.

Оледенение развито в Патагонских Андах. Самый крупный ледник - Перито-Морено. Территория ледника включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его площадь - 250 км 2 , ширина - около 5 км.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Транспорт -- одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% -- на автомобильный, а оставшиеся 35% -- на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, - понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо- и пассажиропотоки.

Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети.

Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 140.

Из приведенных в таблице 140 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов - железных дорог и внутренних водных путей - стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети - автодорог, трубопроводов и воздушных путей - продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети в 2005 г. показано на рисунке 103.

Таблица 140 ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000 гг.

Рис. 103.

Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.

Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.

По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные - 7,5, внутренние водные пути - 5,5, морские - 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных - прежде всего межконтинентальных - перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской - лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7-8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

Основные транспортные грузо- и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа - трубопроводный.


Рис. 104.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000-2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы - экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 - на железнодорожный, 18 - на водный (речной и каботажный морской) и 28 % - на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 - воздушным и только на 2 - автобусным и на 1 % - железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США - 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного - 19, водного - 8 и трубопроводного - 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный - 36, автомобильный - 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % - на автомобильный транспорт и 20 % - на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Он участвует в создании продукции и доставлении ее потребителям; осуществляет связь между производством и потреблением, между различными отраслями хозяйства, между странами и регионами. По характеру выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой. Основные его виды группируются по геосферами; наземные (автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный транспорт), водный (морской, речной, озерный), воздушный транспорт. Особым видом являются средства непрерывного транспортировки (трубопроводный транспорт, ленточные транспортеры, конвейеры и т. Д.).

Значение и место транспорта в мировом хозяйстве характеризуется протяженностью дорожной сети (30 млн. Км, в том числе 1200000. Км - железнодорожные линии, 24 млн. Км - автомобильные дороги, 1500000. Км-трубопроводы, 8,5 млн. км - воздушные пути), подвижным составом (500 млн. автомобилей, 65 тне. судов, несколько миллионов вагонов, сотни тысяч локомотивов), численностью занятых на транспорте (100 млн. человек), весом грузов (более 45, 7 трлн т в год), грузообороту (46,7трлн тонно-километров в год), пассажирообороту (18300000000000 пассажиро-километров в год).

В структуре грузооборота на морской транспорт приходится 62,1%, на железнодорожный 12, на трубопроводный - 12,8, на автомобильный - 10,3, на внутреннем водном - 2,7%. В пассажирообороте на первом месте - автомобильный транспорт (79,3%), на втором - железнодорожный (И0,2%), на третьем - воздушный (10,0%).

Мировая транспортная система сформировалась в XX в. Она внутренне неоднородна, и поначалу в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых стран и стран, шо развиваются. Транспорт экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлен всеми видами. Особенно высоким уровнем развития транспорта отмечаются США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Канада. На эти страны приходится 78% общей протяженности мировой транспортной сети и 85% грузооборота мира. В развивающихся странах, транспортная система отражает территориальную структуру хозяйства - соединяет районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства и порты (экспортная ориентация экономики). Плотность транспортной сети в экономически развитых странах составляет 50-60 км на каждые 100 км 2 территории, а в развивающихся странах - лишь 5-10 км.

В мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем или подсистем. Наивысшего уровня среди них достигла транспортная система Северной Америки - почти 30% общей длины всех мировых путей. Региональная транспортная система Европы по многим показателям уступает системе Северной Америки, но превышает ее плотностью сети частотой движения. Транспортные различия в Азии настолько велики, что в ее пределах выделяют несколько транспортных систем, как: высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии, систему стран Юго-Западной Азии. То же касается Африки, где существуют значительные различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, Латинской Америки. В Австралии сложилась региональная транспортная система. Единая региональная транспортная система характерна и для стран СНГ.

42.2. Развитие и размещение важнейших видов транспорта

Железнодорожный транспорт

Мировая система железных дорог сложилась в начале XX в. Железные дороги являются в 140 странах мира, а протяженность их составляет примерно 1,2 млн.км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. Км). Канаде (90 тыс. Км), России (86 тыс. Км). Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае плотность железнодорожных путей намного выше, чем во втором. Самая высокая она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4 18 км / 100 км 2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км / 100 км 2. Есть страны, которые не имеют железных дорог Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди, Исландия, Афганистан, Непал, островные государства Океании и Карибского бассейна.

Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть железных дорог - однопутный; двух- и многоколейные составляют примерно 1/7 общей длины железных дорог мира. Многоколейные железной дороги расположены на подходах к крупным железнодорожным узлам. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько железных дорог для бесперебойного снабжения угля, железной руды и т.

В мире используется несколько типов железнодорожного пути: нормальная, широкая, средняя и узкая. К нормальной относят западноевропейскую или стефенсонивську (1435 мм), и путь, который исторически сложилась на просторах Российской империи (1524 мм). Первая преобладает в большинстве стран Европы, в Северной Америке, Северной Африке, Австралии, на Ближнем и Среднем Востоке; вторая - на территории независимых стран, образовавшихся на руинах советской империи. Широкая колея бывает двух видов: иберийская (тысячу шестьсот пятьдесят шесть мм) и ирландский (1600 мм). Первая распространена в Индии, Пакистане, Аргентине, вторая - в Португалии, Ирландии, Шри-Ланке. Средняя путь тоже бывает двух видов: капская (1067 мм) и метровая (1000 мм). Первую строят в Японии, Индонезии, Новой Зеландии, ЮАР. Австралии, в некоторых странах Тропической Африки, вторую - в странах Индокитая, в Бразилии, в отдаленных районах Индии, Пакистане, некоторых странах Западной Африки. Узкая колея (600-900 мм) есть в странах Тропической Африки и Центральной Америки. В этих регионах она иногда соседствует со средней колеей. На нормальную колею в мире выпадает 7 мая%, на среднем -17%. на широкую - 7%, на узкую - 2%. В Европе и Северной Америке 98% пути - нормальная и широкая.

Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие крупных трансконтинентальных железных дорог. В Европе: Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург. Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджоди-Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и многие другие, пересекающих континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

Самые трансконтинентальные дороги в Америке: Галифакс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. Сооружается железная дорога, которая соединит северные районы Америки с южными. В Африке нет таких больших дорог. Исключение составляют железные дороги, проложенные в широтном направлении на юге материка: Лобиту - Бейра и Людериц - Дурбан. В Австралии известна дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается трансазиатском магистраль от Стамбула до Сингапура (14 тыс. Км). В Индии построено Трансиндийську магистраль. В России действует Транссибирская магистраль (Челябинск - Владивосток). Параллельно ей проложены Юго-Сибирскую и Сибирскую магистрали.

Уровень технической оснащенности очень важный для характеристики размещения железнодорожного транспорта. Эти показатели самые высокие в США и Западной Европе: там большая часть железных дорог заключено рельсами тяжелого типа. На станциях широко применяются централизация управления и автоблокировки, радиотелефоны и телевидения. Подвижной состав - мощные локомотивы и вагоны большой грузоподъемности, пассажирские вагоны высокой комфортности. На железных дорогах США, Западной Европы и Японии действуют магистрали с увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км / ч. Применение электрической тяги наиболее распространено в Европе.

В развивающихся странах, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, преимущественно маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо- и пассажироперевозок. Однако этот вид транспорта еще долго будет вести перед в транспортной системе мира.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов , общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т). Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), Мальта (27), Греция (26), Кипр (23), Норвегия (22), Сингапур (22), Япония (17), КНР (15) (см. таблица 32 учебника, стр. 396). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.

Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира (таб 48 дополнения, стр 147)

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

Роттердам

Нидерланды

Новый Орлеан

Антверпен

Иокогама

Лос-Анджелес

Гуанчжоу

Порты с общим грузооборотом 50-100 млн т: Токио, Китакюсю, Кобе, Осака, Кавасаки, Куре (Япония); Нинбо (Китай); Нью-Йорк, Филадельфия, Тампа, Валдиз (США); Ванкувер (Канада);Тампико (Мексика);Тубаран (Бразилия); Марсель, Гавр (Франция); Гамбург (ФРГ); Лондон (Великобритания); Генуя (Италия); Александрия (Египет);Мина-Эль-Ахмади (Кувейт);Харк (Иран);Рас-Таннура (С. Аравия);Ричардс-Бей (ЮАР).

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.

Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В Атлантическом океане сформировались несколько направлений морского судоходства:

  • 1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  • 2. Южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой.
  • 3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан. Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, Китая, стран Ю-В Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы (Ла-Манш (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • - из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию;
  • - из района Карибского моря в США и Западную Европу.

Уголь:

Из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • - из Бразилии в Японию;
  • - из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

Из США, Канады, Австралии и Аргентины в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Речной транспорт . Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

В Европе - Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.

В Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.

В Латинской Америке - Амазонка и Парана.

В Африке .- Конго, Нигер, Нил.

В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

      общей длиной железных дорог того, или иного региона,

      густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км 2).

      Грузооборотом и пассажирооборотом.

Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и странам мира очень велики. Например, страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в развитых странах (США и страны Западной Европы). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Россия, КНР и др.).

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции - 65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог. Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ - 60 млрд пассажиро-км;

В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и Японией через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до Японии морем.

Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния (занимает первое место по объему перевезенных грузов). Главное преимущество этого вида транспорта в маневренности (от дома до дома). Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (28 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии. По размерам автомобильного парка лидируют: США (215 млн), Япония (64), Германия (45), Италия (35), Франция (33), Великобритания (28), Россия (20), Испания (20), Канада (20), Бразилия (16) (см таб. 31 учебника, стр.395).

Однако, об уровне автомобилизации более справедливо говорит показатель количества автомобилей в расчете на 1000 жителей. Страны-лидеры здесь: США (765), Люксембург (685), Малайзия (640), Австралия (620), Мальта (610), Бруней (590), Италия (565), Австрия (560), Канада (560), Н. Зеландия (560), Япония (545), Германия (540), Португалия (540), Кувейт (530), Исландия (525) и др. (см рис. 42 дополнения к учебнику, стр. 145). В этой группе присутствуют не только развитые страны, но и страны НИС, нефтеэкспортирующие и другие.

Наибольшую протяженность автодорог имеют США (6300 тыс км), Индия (3350), Бразилия (1725), Китай (1700), Япония (1160), Канада (900), Франция (900), Австралия (810), Испания (665), Россия (590).

Наибольшую плотность автодорог имеют европейские страны (в первую очередь Бельгия (4700 км/км 2), Нидерланды (2770), Швейцария (1800) и другие), а также Япония (3100). В странах-гигантах, даже экономически высокоразвитых этот показатель значительно ниже, например, США (670), Бразилия (200), Канада и Австралия (100), Россия (32).

По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Главные преимущества трубопроводного транспорта - низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет более 1,9 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива.

В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента.

В Западной Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента.

В СНГ нефте- и газопроводы проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть России и далее в Восточную и Западную Европу

Среди стран по протяженности нефте- и газопроводов наиболее значимы следующие:

  • - нефтепроводы: США (325 тыс км); Россия (66 тыс км); Канада (50 тыс км); Китай (8 тыс км); Саудовская Аравия (8 тыс км); Мексика (6 тыс км); Алжир (5 тыс км); Румыния (4 тыс км); Великобритания (4 тыс км).
  • - газопроводы: США (440 тыс км); Россия (148 тыс км); Канада (95 тыс км); ФРГ (55 тыс км); Франция (30 тыс км); Италия (18 тыс км); Румыния (7 тыс км); Мексика (7 тыс км).

По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Это обеспечивается, прежде всего, благодаря большому диаметру труб и давлению.

В настоящее время трубопроводы прокладываются не только по суше, но и под водой. Поэтому часто трубопроводный транспорт не относят к сухопутным видам, а выделяют в отдельную группу.

Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 2,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Атланта (крупнейший в мире), Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне).

По размерам авиаперевозок лидируют Северная Америка и Европа. Наибольшее количество авиапассажиров пересекает Атлантический океан из Америки в Европу. Среди стран по авиаперевозкам лидируют США, Япония, Великобритания, Китай, Франция.

Сфера услуг наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики. Она включает группу отраслей непосредственно обслуживающих население:

  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - структуры социального обеспечения населения (дома престарелых, интернаты и т.п.);
  • - розничная торговля и общественное питание (магазины, киоски и т.д.);
  • - бытовое обслуживание (швейные, обувные мастерские и т.п.);
  • - кредитно-финансовое обслуживание (банки, фин. компании, инвестиционные фонды и т.п.);
  • - рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и т.п.);
  • - услуги связи (почта, телефон, телеграф и др.);
  • - культурное обслуживание (театры, концертные залы, музеи, библиотеки и др.);
  • -общественное обслуживание воспитания и обучения (ясли, детские сады, школы и др.);
  • - медицинское обслуживание и др.

Все перечисленные отрасли в комплексе составляют социальную инфраструктуру общества. В этом состоит роль сферы услуг в хозяйстве.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в развитии сферы услуг:

  • 1. Постоянное расширение этой сферы в хозяйствах стран, особенно высокоразвитых. В настоящее время в развитых странах сфера услуг занимает первое место.
  • 2. Расширение международной торговли услугами. Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультативные и другие услуги. По темпам роста экспорт услуг стал опережать экспорт товаров.