Официальный текст :

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий юриста :

Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в данной статье, содействует реализации основных принципов социального партнерства () и, в первую очередь, принципа равноправия сторон. В ней получила дальнейшее отражение приоритетная и возрастающая роль профсоюзов всех уровней в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров. Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов. Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Порядок ведения коллективных переговоров зависит от ряда взаимосвязанных условий:

1) целей и уровня их ведения - для разработки единого проекта коллективного договора, для его заключения на локальном уровне или для переговоров и подписания соглашения на уровнях социального партнерства, указанных в части 6 статьи 37;

2) порядок ведения зависит также от наличия и числа первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, числа профсоюзов (объединений профсоюзов) и соответственно количества членов профсоюзов, участвующих в переговорах и заключающих коллективные договоры или соглашения. И наконец, он зависит от наличия или отсутствия единого представительного органа, который может создаваться на соответствующем уровне социального партнерства. Все эти обстоятельства в комплексе предопределяют возможность создания единого представительного органа, условия его деятельности, а также права и обязанности указанного органа.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в части 3 статьи 37, согласно которой первичная организация, объединяющая более 1/2 работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 37, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более 1/2 работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них. По существу аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения. В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

В целях наиболее широкого охвата членов профсоюза коллективно-договорным регулированием условий труда, повышения их активности в обсуждении и установлении договорных условий труда, а также стимулирования вступления работников в члены профсоюза, в части 4 статьи 37 предусмотрен ряд организационно-правовых мер, содействующих их реализации. Этому способствует предусмотренное требование к первичной профсоюзной организации, единому представительному органу либо иному представителю (представительному органу) работников, чтобы они при реализации своего права выступить с инициативой проведения коллективных переговоров одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров обязательно извещали об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя.

Кроме того, указанные органы, представляющие интересы работников, в течение последующих пяти рабочих дней обязаны создать с согласия всех первичных организаций, которые были извещены о начале коллективных переговоров, единый представительный орган либо включить их представителей в его состав. Если в установленный срок названные первичные организации не сообщат о своем решении, в частности, начать коллективные переговоры, или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на предусмотренных в статье 26 Трудового кодекса уровнях социального партнерства предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в части 5 статьи 37 предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Положения статьи 37 ТК РФ используются в следующих статьях:
  • Коллективный договор
    Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 ТК РФ).

Текущая редакция ст. 37 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) .

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к статье 37 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает в отношении сторон коллективных переговоров свободу выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это означает их право определить предметом коллективных переговоров любую сферу трудовых отношений, любой проблемный вопрос, связанный с построением трудовых отношений между работником и работодателем. При этом для обсуждения этого вопроса, поскольку такая свобода выбора распространяется на обе стороны коллективных переговоров, необходимо согласие, соответственно, обеих сторон.

2. В ч.2 комментируемой статьи закреплено право двух и более первичных профсоюзных организаций, которые объединяют более половины работников конкретного работодателя, создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Под указанным единым представительным органом следует понимать представительный орган работников, который формируется на основе принципа пропорционального представительства, и наделен полномочиями по направлению работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Понятие первичной профсоюзной организации закреплено в ст. 3 ФЗ "О профсоюзах". Для создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
- объединение соответствующими первичными профсоюзными организациями более половины работников конкретного работодателя. В данном случае речь идет о штатной численности работников конкретного работодателя, с учетом которой и определяется установленная доля работников такого работодателя;
- решение выборных органов указанных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ФЗ "О профсоюзах" профсоюзный орган представляет собой орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации, и, в частности, включает в себя выборные коллегиальные органы первичных профсоюзных организаций, выборные коллегиальные органы профсоюзных организаций структурных подразделений организаций.

При этом ч.2 комментируемой статьи не содержит требований к форме и содержанию решения о создании единого представительного органа. Полагаем, что такое решение должно приниматься в письменной форме для того, чтобы обеспечить юридическую основу для создания указанного представительного органа.

Часть 2 комментируемой статьи содержит требование к формированию единого представительного органа - соблюдение принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Этот принцип означает, что численность членов (работников) единого представительного органа должна учитывать численность работников соответствующего работодателя, которые, в свою очередь, являются членами первичных профсоюзных организаций. Однако непосредственно содержание принципа пропорциональности должно определяться в уставах профсоюзов.

Кроме того, ч.2 комментируемой статьи устанавливает еще одно важное требование к формированию единого представительного органа, которое заключается в том, что в состав единого представительного органа должен быть включен хотя бы один представитель от каждой первичной профсоюзной организации, которые создают этот орган. Такое требование представляется нам обоснованным, поскольку в противном случае теряется, собственно, функция представительства, если представителя представляемого нет в составе единого представительного органа.

Кроме того, ст. 2 комментируемой статьи закрепляет право единого представительного органа направить предложение, указанное в ч.2 ст. 36 ТК РФ, то есть о начале ведения коллективных переговоров по вопросу о подготовке, заключении или изменении коллективного договора. Сразу обратим внимание на то, что в ч.2 комментируемой статьи речь идет только о коллективном договоре, но не о коллективном соглашении, в то время как в ст. 36 ТК РФ упоминается также и коллективное соглашение, поэтому, на наш взгляд, указание в ч.2 комментируемой статьи только на коллективный договор является пробелом. При этом согласно ч.2 комментируемой статьи такое предложение направляется от имени всех работников. Данное положение ч.2 комментируемой статьи следует признать целесообразным и правомерным, поскольку цель создания единого представительного органа и заключается в том, чтобы обеспечить представительство интересов всех работников конкретного работодателя через такой единый орган.

3. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников организации и индивидуального предпринимателя, право направить предложение о начале коллективных переговоров без предварительного создания единого представительного органа. Под организацией следует понимать любое юридическое лицо. Что касается индивидуальных предпринимателей, то ими являются физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Для того чтобы у первичной профсоюзной организации появилось право направить вышеуказанные предложения без предварительного создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
- первичная профсоюзная организация у конкретного работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) должна быть одна, так как в ч.3 комментируемой статьи речь идет именно об одной первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников конкретного работодателя, а не о двух и более таких первичных профсоюзных организациях;
- принятие выборным профсоюзным органом решения о направлении предложений работодателю или его представителю без предварительного создания единого представительного органа. Часть 3 комментируемой статьи не содержит каких-либо специальных требований к форме такого решения, но между тем полагаем, что для подтверждения права на направление вышеуказанных предложений без предварительного создания единого представительного органа такое решение должно быть оформлено письменно.

4. В ч.4 комментируемой статьи урегулированы вопросы наделения полномочием по направлению работодателю или представителю работодателя предложения о начале ведения коллективных переговоров в случае, если одна или несколько первичных профсоюзных организаций конкретного работодателя желают создать единый представительный орган, но при этом не объединяют более половины работников этого работодателя. В этом случае общему собранию (конференции) работников предоставляется право определить одну первичную профсоюзную организацию, которой данный представительный орган работников предоставит полномочия для направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Для реализации такого права должны быть выполнены два условия:
- соответствующее решение общее собрание (конференция) работников принимает тайным голосованием. Под тайным голосованием следует понимать закрытое голосование членов общего собрания (конференции) работников, при котором решение каждого из этих членов общему собранию (конференции) работников заранее не известно;
- выборный орган определенной общим собранием (конференцией) работников профсоюзной организации должен дать согласие на направление работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Опять же ч.3 комментируемой статьи не предъявляет каких-либо требований к форме такого согласия, но при этом полагаем, что такое согласие или несогласие может быть дано путем проставления соответствующей резолюции лица, возглавляющего выборный орган первичной профсоюзной организации, на документе, которым оформлены результаты тайного голосования (например, протоколе), о согласии или несогласии на направление вышеуказанного предложения.

Обратим внимание на то, что в случае определения первичной профсоюзной организации и наделения ее полномочиями для направления предложения о начале ведения коллективных переговоров такое предложение направляется от имени всех работников. Данная норма нам представляется обоснованной, поскольку определяется такая первичная профсоюзная организация органом, осуществляющим деятельность от имени всех работников в целом.

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает также возможность определения иного органа и наделения его полномочиями по направлению предложений от имени всех работников о начале ведения коллективных переговоров. Как правило, таким органом является представительный орган работников; возможность его определения имеет место в том случае, когда общее собрание (конференция) не определила первичную профсоюзную организацию, которая могла бы направить вышеуказанные предложения, либо когда первичная профсоюзная организация отсутствует у данного конкретного работодателя (не создана).

Иной представитель (представительный орган) также определяется общим собранием (конференцией работников) путем тайного голосования. Следует отметить, что поскольку норма ч.4 комментируемой статьи содержит такую альтернативу, то она с точки зрения правоприменения является эффективной, так как в случае несоблюдения вышеприведенных условий предусмотрен иной альтернативный допустимый вариант поведения.

5. В ч.5 комментируемой статьи определен порядок направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров созданными, определенными или избранными первичными профсоюзными организациями, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом), а также закреплены обязанности перечисленных органов. В частности, они обязаны не только направить работодателю или его представителю письменное предложение о начале ведения коллективных переговоров, но также и известить о факте направления такого предложения все иные созданные у данного конкретного работодателя первичные профсоюзные организации.

Указанная норма введена федеральным законодателем, на наш взгляд, с целью обеспечения учета интересов всех работников, объединенных в первичные профсоюзные организации, а также с целью обеспечения их участия в ведении коллективных переговоров. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает также и срок такого извещения - последующие пять рабочих дней после направления работодателю или его представителю предложения о начале ведения коллективных переговоров. С учетом положений ст. 191 ГК РФ данный срок начинает течь на следующий рабочий день после дня направления работодателю или его представителю указанного предложения.

Помимо этого ст. 5 комментируемой статьи за первичной профсоюзной организацией, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом) работников закрепляет обязанность создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. Однако в том случае, если изначально единый представительный орган уже создан, и им было направлено работодателю или его представителю предложение о начале ведения коллективных переговоров, такой единый представительный орган обязан включить в свой состав также и представителей иных первичных профсоюзных организаций, созданных у данного работодателя. При этом такое создание единого представительного органа для ведения коллективных переговоров или включение указанных представителей в состав имеющегося единого представительного органа возможно только с согласия первичных профсоюзных организаций, созданных у конкретного работодателя. Согласие первичных профсоюзных организаций должно быть дано в виде письменного ответа, направленного после получения извещения о направлении соответствующими субъектами (органами, представителями работников) предложения работодателю или его представителю о начале ведения коллективных переговоров.

Часть 5 комментируемой статьи также устанавливает последствия "молчания" иных первичных профсоюзных организаций или направления ими письменного отказа по поводу направления их представителей для включения в состав создаваемого единого представительного органа. В этом случае коллективные переговоры начинаются без участия представителей иных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ч.5 комментируемой статьи срок такого "молчания" или срок направления положительного ответа или отказа о включении представителей иных первичных профсоюзных организаций в состав единого представительного органа составляет пять рабочих дней, которые исчисляются в соответствии с описанным выше порядком.

Несмотря на это, ст. 5 комментируемой статьи за первичными профсоюзными организациями, которые ответили отказом либо не направили ответ на извещение о направлении, в свою очередь, предложений о начале ведения коллективных переговоров, право направить своих представителей для включения их в состав единого представительного органа для участия в коллективных переговорах. Срок для направления таких представителей в указанном случае составляет один месяц, который исчисляется со дня начала ведения коллективных переговоров.

На наш взгляд, такой "шаг навстречу" "умолчавшим" или отказавшимся первичным профсоюзным организациям не является целесообразным, а в какой-то мере является даже ущемляющим права работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, которые выступили с инициативой о проведении коллективных переговоров и дали согласие на включение своих представителей в состав единого представительного орган, поскольку отказавшиеся и (или) "умолчавшие" первичные профсоюзные организации уже выразили свое намерение и свое желание о вступлении в единый представительный орган и об участии в коллективных переговорах, поэтому предоставлять им право "передумать" и принять прямо противоположное решение, на наш взгляд, неправомерно. Кроме того, вступив в единый представительный орган, например, в конце срока, в течение которого они могут реализовать такое право (скажем, по истечении 25 дней), представители таких первичных профсоюзных организаций могут выражать мнения относительно предметов коллективных переговоров, прямо противоположные тем решениям и тем взглядам и идеям, которые в течение этого срока стороны уже приняли, сформировали, поэтому высказывание иной противоположной позиции повлечет за собой затягивание времени ведения коллективных переговоров, а также необходимость пересмотра принятых решений и сформировавшихся идей и мнений.

Помимо этого ч.5 комментируемой статьи не определяет, какое решение и какая "правовая реакция" должны быть у созданного единого представительного органа и первичных профсоюзных организаций, вступивших в ведение коллективных переговоров в ответ на решение "умолчавших" и "отказавшихся" первичных профсоюзных организаций направить по истечении месяца либо меньшего срока своих представителей в состав единого представительного органа, что, безусловно, является пробелом в правовом регулировании отношений по ведению коллективных переговоров.

Из ч.5 комментируемой статьи следует, что ведение коллективных переговоров осуществляется также таким органом, как комиссия по ведению коллективных переговоров (см. комментарий к ст. 35). В случае если при ведении коллективных переговоров работников представляет единый представительный орган, члены этого органа представляют работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

6. Часть 6 комментируемой статьи направлена на регулирование вопросов подписания соглашений, а также на определение функций представительства профессиональных союзов при ведении коллективных переговоров.

Так, согласно ст. 6 комментируемой статьи правом подписания соглашений от имени работников обладают профсоюзы (объединения профсоюзов). Определение профсоюза закреплено в ст. 2 ФЗ "О профсоюзах". Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. В этой связи право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов) от имени работников на следующих уровнях:
- Российская Федерация - когда речь идет о подписании генерального соглашения;
- один или нескольких субъектов Российской Федерации - при подписании межрегионального или регионального соглашения;
- отрасль - при подписании отраслевого (межотраслевого) соглашения;
- территория - при подписании территориального соглашения.

Помимо этого в ч.6 комментируемой статьи закреплен принцип равноправия, заключающийся в том, что если на одном уровне созданы более чем один профсоюз (объединение профсоюзов), то каждому из них предоставляется право на представительство работников в едином представительном органе, причем такой представительный орган формируется с учетом количества членом профсоюзов, которые он представляет. Таким образом, в ч.6 комментируемой статьи помимо принципа равноправия профсоюзов содержится также принцип пропорциональности при формировании единого представительного органа, что позволяет обеспечить учет интересов всех работников, которые являются членами профсоюзов (профсоюзных объединений). Такие принципы, в свою очередь, являются безусловной гарантией для реализации работниками своих прав и интересов при ведении коллективных переговоров и заключении соглашений.

В то же время обратим внимание, что ст. 6 комментируемой статьи регулирует вопросы подписания только соглашений, не определяя порядок подписания коллективных договоров. Так как коллективный договор заключается в конкретной организации, ее филиале, представительстве или ином структурном подразделении (см. комментарий к ст. 40), то, соответственно, правом подписания коллективного договора будет обладать тот профсоюз, который создан у данной организации, которая является работодателем и имеет вышеуказанные филиалы, представительства и структурные подразделения.

Вместе с тем обратим внимание на формулировку ч.6 комментируемой статьи в части, касающейся субъекта, уполномоченного на подписание соглашения. Согласно этой формулировке правом подписания соглашения обладает профсоюз в целом (объединение профсоюзов), но профсоюз - это объедение нескольких граждан, а подписывает документ, в данном случае соглашение, как правило, один человек (один гражданин), поэтому возникает закономерный вопрос: кто же в конечном итоге будет подписывать соглашение. Полагаем, что в этом случае из числа членов профсоюза должен быть избран отдельный его представитель (им может быть председатель профсоюза), который и будет уполномочен на подписание соглашения.

Кроме того, ст. 6 комментируемой статьи определяет последствия ситуации, когда договоренность о создании единого представительного органа отсутствует, и способ ее разрешения. В этом случае вопрос решается принципом большинства, то есть право на ведение коллективных переговоров предоставляется тому профсоюзу (объединению профсоюзов), который объединяет наибольшее число членов профсоюза. На наш взгляд, такое решение представляется правильным, поскольку если профсоюз объединяет большинство членов, то, соответственно, и при ведении коллективных переговоров будут представлены интересы большего числа членов профсоюза.

7. В ч.7 комментируемой статьи закрепляется обязанность сторон при ведении коллективных переговоров по предоставлению друг другу информации, которая необходима для ведения коллективных переговоров. К такой информации можно отнести предложения работников по улучшению производительности труда, по изменению условий труда, в том числе повышению размера заработной платы, сведения о работниках, представление которых осуществляется с соблюдением требований ФЗ "О персональных данных".

Предоставление данной информации возможно только на основании запроса от другой стороны, который, на наш взгляд, необходимо направлять в письменной произвольной форме с четким указанием на информацию, которую необходимо представить. При этом ст. 7 комментируемой статьи устанавливает срок для направления такой информации - две недели, исчисление которых начинается со дня получения данного запроса. Данный срок, на наш взгляд, является разумным, так как в течение этого времени возможно ознакомление с запросом и подготовка необходимой информации.

8. Часть 8 комментируемой статьи закрепляет обязанности сторон коллективных переговоров, которым были предоставлены сведения, необходимые для ведения коллективных переговоров, в отношении таких сведений. Прежде всего, стороны обязаны не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к категории сведений, охраняемых законом. К числу такой информации, в частности, относятся сведения, составляющие государственную тайну согласно ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне", например, сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики. Вместе с тем возникает вопрос о правовых основаниях возможности участников (сторон) коллективных переговоров запрашивать такие сведения, даже если они необходимы для ведения коллективных переговоров. В частности, допуск к государственной тайне возможен только в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63, согласно которой допуск к государственной тайне осуществляется в соответствии с номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Поэтому если у представителя соответствующей стороны нет допуска к государственной тайне, то и запрашивать сведения в этой части он не может. Таким образом, мы констатируем некоторое несоответствие норм трудового законодательства иным нормам федерального законодательства.

Также ст. 8 комментируемой статьи устанавливает последствия разглашения сведений, которые были получены в результате вышеуказанных запросов и в соответствии с федеральным законодательством не могут быть разглашены:
- привлечение лица к дисциплинарной ответственности - например, увольнение за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;
- привлечение лица к административной ответственности - согласно ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации с ограниченным доступом;
- привлечение лица к гражданско-правовой ответственности, например в форме ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником ();
- привлечение лица к уголовной ответственности - например, по ст. 283 УК РФ за разглашение государственной тайны.

9. Часть 9 комментируемой статьи содержит положение, которое носит отчасти бланкетный характер и заключается в том, что стороны уполномочены на самостоятельное определение сроков, места и порядка проведения коллективных переговоров. Часть 9 комментируемой статьи при этом не устанавливает форму такого решения, но полагаем, что в целях ускорения процедуры проведения коллективных переговоров возможно достижение устной договоренности о периоде, в течение которого будут вестись переговоры, о месте их проведения, под которым должно пониматься конкретное помещение, как правило, в пределах здания или помещения, которое занимает работодатель, и о порядке ведения таких переговоров, то есть о процедуре направления предложений, их согласования, обсуждения разногласий и т.п.

Другой комментарий к ст. 37 ТК РФ

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней).

2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. ст. 6 - 9 ТК и комментарии к ним).

3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.

Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК и комментарий к ней.

Представители работников, определенные в соответствии с вышеуказанными правилами, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно осуществляться в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.

Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см. комментарий к ст. 57 ТК. Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., а на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.

В соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК) к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование. В частности, ст. 40 ТК обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 37 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 37 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

СТ 37 ТК РФ .

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса РФ

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. ст. 6 - 9 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.

Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

Представители работников, определенные в соответствии с вышеуказанными правилами, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно осуществляться в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.

Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями. Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров. Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Консультации юриста по ст. 37 ТК РФ

Задать вопрос:


    Надежда Антонова

    Согласно какой статье мы можем продлить коллективный договор? у на прошло 3 года.

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Наталья Дорофеева

    Казахстан. Трудовой кодекс. статья 37. Я нахожусь на испытательном сроке. Мне сказали что я должен приходить на работу на 20 минут раньше положенного. Могут ли меня уволить по ст. 37 если я не буду приходить раньше Смогу ли я оспорить это в суде?

    • нет, не могут

    Карина Веселова

    статья 3 Трудового кодекса и статья 37 Конституции РФ, свобода выбора деятельности и применение своих способностей в раб. Вопрос такой, вправе ли работодатель отказать при приеме на работу, если не проверены знания и не было испытательного срока. Какие факты и нормы есть для работодателя для отказа потенциальному работнику?

    • Ответ юриста:

      по указанным вами мотивам отказать работодатель не может, потому что это именно ЕГО обязанность: проверить ваши знания (ст. 212 ТК РФ) , а испытательный срок может быть установлен, а может быть и не установлен - это право работодателя (ст. 70-71 ТК РФ) а по каким основаниям работодатель может отказать, я вам не скажу, потому что я защищаю работников, а не работодателей...

    Екатерина Степанова

    а законно ли застовлять детей в приказном порядке участвовать в школьных субботниках и уборке классов???

    • Ответ юриста:

      Школьная отработка - это не что иное, как принудительный труд, который запрещен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) №29, ратифицированной еще в 1956 году, Конвенцией МОТ №105 и Трудовым кодексом РФ. Конвенция МОТ, а вслед за ней и Трудовой кодекс называют принудительным трудом работу под угрозой Статья 37 Конституции России гласит: “Принудительный труд запрещен”. То же самое записано и в статье 50 Закона “Об образовании”: “Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. ”

    Антон Поздееский

    трудовое право

    Валентин Самарский

    Школьный вопрос. Вот от нефиг делать задался вопросом может ли администрация школы "заставлять" учеников убирать улицы за пределами школы, возле соседних магазинов и домов.Учителя говорят что пришел приказ администрации города.Законен ли этот указ и могу ли я не ходить на уборку?Школа обычная, не частная.

    • Ответ юриста:

      Кодекс законов о труде 1918 года (период военного каммунизма) содержал положения, согласно которому все школьники могли быть привлечены к общественному труду).Но господа, нынче 2009 год. Конституция в статье 37 и Трудовой кодекс в статье 2 провозгласили свободу труда (ТК, Международные акты РФ содержат также положения о запрете принудительного труда) . Ничего не делай, если не хочется, это дело каждого. Ничего тебе не будет кроме косых взлядов тех, кто эти улицы то и подметал.

    Владислав Толубеев

    Почему все молчат о том, что проведение принудительных субботников антиконституционно?

    • а тебе ЛЕНЬ выйти убрать улицы своего города? Это труд добровольно-принудительный, большая разница. Правильно гутаришь! А то оборзели, работать по капиталистически, а получать по социалистически. И еще задарма пахать, за ворюг коммунальщиков...

    Карина Макарова

    Имеет ли право муж на часть квартиры?. У женщины есть приватизированная квартира, она выходит замуж и прописывает мужа на свою жилплощадь. Муж её полностью обставляет мебелью и делает грандиозный ремонт. Будет ли он иметь право на часть квартиры, например, после развода, если он пенсионер и своего жилья не имеет?

    • Ответ юриста:

      здесь все просто. Вообще-то сама такая квартира не является общим имуществом супругов, так как получена в собственность женой ДО брака, да плюс еще по безвозмездной сделке (приватизация).. Прописка никаких прав на имущество не дает. Пенсионерство и отсутствие жилья тоже. НО имеется . И супуг может подать иск в суд, а суд может признать данную квартиру совместным имуществом, если посчитает, что данный грандиозный ремонт (мебель, кстати не в счет) ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличил стоимость квартиры. Честно говоря, трудно представить, что там за ремонт такой, чтобы рыночная цена квартиры выросла ЗНАЧИТЕЛЬНО.

    Марина Орлова

    В чем смысл субботы для христиан?

    • Христиане тоже считаются полноправными гражданами, и согласно статье 37 Конституции Рф, имеют право на отдых, а по статье 111 Трудового Кодекса, - право на выходной день. Дискриминация их в осуществлении своих прав по религиозному признаку...

    Анастасия Морозова

    будет ли делиться дарственная квартира при следующих обстоятельствах?

    • При разводе квартира разделу не подлежит. Никак. Подарила - спасибо Можно отсудить долю (небольшую) в соответствии с затратами и вложениями в "неотъемлемый" ремонт.. Надо чеками доказывать существенные затраты.. По факту подаренное...

    Валерия?ковалёва

    Чисто гипотетически, могут ли супруги упрекать друг друга в финансовой несостоятельности? (примеры в пояснении)

    Маргарита Романова

    Кому достанется квартира при разводе?

    • вообще нет, но может попробовать отсудить Вам Не имеет. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, соместно нажитым не является и разделу не подлежит Нет. При разводе между супргуами делится ТОЛЬКО совместно нажитое...

    Антонина Крылова

    бывший муж продал квартиру. должны ли высчитать алименты с полученных денег от продажи квартиры?

    • да.. . ведь он должен содержать тебя всю жизнь ибо твоя жизнь в его руках.. . :))) нет, так как то не доход, а изменение эквивалента имущества. то есть замена имущества в натуре на его денежное выражение. Нет. Для Алёны - практику судебную...

    Наталья Веселова

    мне исполнилось 55 лет. Могут ли меня уволить с работы в связи с достижением пенсионного возраста?

    Антонина Давыдова

    Имею ли я право после смерти мужа на супружескую долю в квартире, если она была приватизированной до брака?. В браке родился сын.

    • наследники - родители, супруга, дети в равных долях никакой супружеской доли в квартире нет

    Александра Зайцева

    Вот странно, все пишут, что по закону квартира купленная до брака разделу не подлежит. а на практике все наоборот. Дак все-таки подлежит? Или какие-то нюансы есть? Почему тогда много мужей при разводе жалуются что жена чуть ли не на помойке оставила после развода.

    • Ответ юриста:

      Называется слышал звон, да не знаю - откуда он. А мужья, которые на бывших жен жалуются просто не знакомы с действующим законодательством. Они и от алиментов в шоке. Считают, что их, бедных, бывшие жены обдирают (про детей, видимо, быстро забывают) . Общее правило при разделе имущества одно: все нажитое в браке делится пополам. Однако во-первых, далеко не все имущество считается таковым (например, имущество полученное в дар, унаследованное, приватизированное) , во-вторых, Вам уже писали про значительное улучшение имущества, ну и много еще мелких нюансов. Поэтому всегда говорю - не экономьте на хорошем юристе. Проиграете больше

    Евгения Захарова

    Можно ли продать автомобиль без ведомо жены?

    • Можно, но жена будет иметь право на половину стоимости.

    Ярослав Вересов

    Почему при увольнении, я должен месяц отрабатывать. Это же посягательство на мою свободу?

    • возьми больничный и все)

    Юлия Попова

    являются ли сберегательные вклады совместно нажитым при разводе?(после развода купила дом через 10лет делит мой посуду. прошло 10 лет бывшая супруга подала в суд на раздел моего дома-дети взрослые. после развода прожила со мной ещё год, за это время купила два дома. в 2003 развод в 2004 покупка. -один совершеннолетнему сыну, другой себе. мой дом стоял брошенный а я ещё 6 лет жил с ней в её доме. в 2010 в четвёртый раз выгнала-ушёл жить в свой дом... теперь она подала в суд на раздел моего дома как совместно нажитое-6 марта слушание. а я ещё бумаги с почты не получил-теперь то уж куда ясней написал...

    • Если вклады были оформлены одним из супругов и деньги эти совместные, то да по поводу дома, скорее всего это не совместная собственность, а желание обогатиться за счет бывшей половины

    Мария Боброва

    подскажите пожалуйста если квартира приватизированная на мне и жили 10лет в браке супруга может отсудить часть жилья. претендовать на мою собственность

    • Ответ юриста:

      В данном случае, независимо от того, что квартира была приватизирована в браке, и то что Вы прожили в браке длительное время, в силу факта приватизации, данная квартира теперь принадлежит Вам как собственнику и не является совместно нажитым имуществом. Следовательно, разделу не подлежит, отсудить часть квартиры нельзя супруге. Как правильно указал автор Ярослав, закон Семейный кодекс РФ относит приватизацию к безвозмездной сделке (квартира передана Вам бесплатно, расходы за оформление приватизации это не выкупная цена, а расходы за процедуру) . Имущество полученное по безвозмездной сделке принадлежит тому супругу на которого оформлена. Статья 36. Имущество каждого из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов) , является его собственностью. © КонсультантПлюс, 1992-2013 Исключением может быть, если будет доказано то, что в период брака за счет совместных денег была значительно улучшена квартира ваша квартира. Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) . © КонсультантПлюс, 1992-2013 Для более квалифицированной консультации рекомендую Вам обратиться к адвокату.

    Полина Сидорова

    положены ли алименты с продажи недвижимости, если недвижимость продавал я,а деньги положил на книжку на родственника?

  • Валентин Кадкин

    Подкажите пожалуйста если квартира приобретена мужем до брака какую часть имеет жена и ребёнок при разводе прописанн е в

    • Ни какую, так как квартира не является совместно нажитым имуществом супругов.

  • Инна Громова

    17 лет 3 месяца. Являюсь ли я полностью дееспособным (ведь +9 месяцев)=18. Или 18 лет считается с момента рождения?

    • С момента рождения...

    Антон Фабиш

    • Все права на труд, отдых, образование... прописаны в Конституции РФ! Никаким. Но если Вы это имели ввиду: : Запрещается непредставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также...

    Николай Кирилочкин

    Общее имущество супругов.. У мужчины была в собственности квартира, которая была приобретена до брака. Во время брака она была продана. Являются деньги, вырученные от продажи квартиры общим имуществом супругов. Если да- то дайте ссылки на закон.

    • Ответ юриста:

      Статья 37 Семейного кодекса РФ : Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) . Поэтому если супруга докажет, что в период брака был, например, произведен ремонт в квартире, то она может быть признана совместной собственностью и, соответственно, она сможет претендовать на часть денег от продажи.

    Маргарита Яковалева

    Юристы помогитеее, трудовой кодекс

    • Статьи законов вы уже опубликовали. "Принудительный труд запрещён" - этим всё сказано. Либо пусть платят за работу, либо сами работают. Это с позиции закона. С позиции человеколюбия и совести - вам трудно убрать территоорию школы или класса...

    Георгий Ожигаев

    Помогите с задаче по трудовому праву

    Мария Макарова

    не могу больше работать директором школы.устала..могу ли я уволиться вопреки желанию начальника управления образования. хотелось бы в своей же школе остаться учителем

    Анна Голубева

    порядок действий сотрудников, которые хотят устроить забостовку по факту не своевременной выплаты зарплаты. согласно действующего законодательства, с указанием статьей

    • Что Вам можно ответить? Вы всё правильно сами ответили. Какие шутки. Но не надо так активно защищать своего ребёнка. Он сам поймёт как поступить, вместе со всеми пойти на субботник и это не будет нарушением его ПРАВ. Или не пойти и стать...

  • Вера Колесникова

    оценка имущества. ситуация, квартира куплена до брака, т. е. не делится при разводе, но в квартире сделан капитальный ремонт...т. п. и т. д. предположим суд определит судебную экспертизу для оценки, вопрос таков, может ли собственник запретить доступ в квартиру приставам и как это происходит в жизни, спасибо всем

    • Приставам запретить нельзя, они исполняют судебное решение.

    Владислав Яппаров

    Разрешены ли в России забастовки? Если организовать забастовку на работодателя, это уголовно наказуемо?

    • Ответ юриста:

      Можно, только осторожно. . Право на забастовку В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.