В экономике многих стран появилась особая форма отношений коммерческих предприятий и власти. Для обозначения этого взаимодействия используется понятие государственно-частного партнерства. Рассмотрим его далее подробно.

Общие сведения

Государство и частный бизнес формируют альянс для реализации проектов, имеющих общественное значение, в самых разных областях деятельности. Взаимодействие власти и коммерческих структур вышло в настоящее время на новый уровень. В настоящее время оно закрепляется на законодательном уровне в 224-ФЗ. Эти отношения можно вполне рассматривать как неотъемлемый признак смешанной экономики.

Особенности

Развитие частно-государственного партнерства способствует формированию базовых моделей финансирования, методов управления, отношений, связанных с собственностью. В данном процессе принципиальную важность приобретает комплекс вопросов, касающихся перераспределения правомочий. Они возникают как неизбежное следствие расширения взаимодействий коммерческих структур и власти. Ряд экспертов считает, что во многих случаях государственно-частное партнерство - это в определенной степени приватизация либо ее абсолютная альтернатива. Такое мнение, например, высказывается относительно концессий. Между тем стоит отметить, что государственно-частное партнерство - это действительно институциональный способ преобразования сфер деятельности, относящихся традиционно к ведению власти. Однако при этом используемые при сотрудничестве инструменты не выводят их полностью за рамки госрегулирования.

Перераспределение правомочий

Государственно-частное партнерство - это сотрудничество, предполагающее предоставление не всех юридических возможностей, на которые распадается суверенное право собственника в хозяйственном обороте, а только определенной их части. Речь идет о праве управления, изменения капитальной стоимости материальных ценностей, переуступки некоторых правомочий иным лицам. Достаточно обширный опыт перераспределения юридических возможностей между властью и коммерческими структурами имеется в сферах общественных услуг, а именно - инфраструктурных отраслях. В них исторически сформировались традиции передачи государством некоторых основных правомочий частному бизнесу. Власть отвечает перед обществом за непрерывное поступление публичных благ. Этим обуславливается стремление сохранить некоторые отрасли в госсобственности. Вместе с этим частные предприятия отличаются высокой мобильностью, эффективностью эксплуатации ресурсов. Кроме этого, коммерческие структуры склонны к внедрению инноваций. Государственно-частное партнерство - это способ задействования преимуществ обоих видов собственности без глубоких перемен в обществе.

Участие власти

Государство при любых условиях остается участником публично-правовых отношений. Данное обстоятельство выступает ключевым и для гражданских правоотношений, в которых власть как суверен не является рядовым субъектом права. В связи с этим нельзя говорить об изначальном равноправии частного и государственного партнеров. Оно наступит только в том случае, если на базе суверенных прав власти в соглашении о взаимодействии будут определены условия и специфика реализации гражданских правоотношений. Другими словами, государство станет особым субъектом. Это выражается в первую очередь в том, что власть сама устанавливает юридические рамки, в которых должны действовать все остальные участники. Кроме этого, она сохраняет свои управленческие, распорядительные функции, даже если вступит на принципе равенства в отношения. Это обуславливается наличием полномочий выносить административные акты. Они, в свою очередь, игнорируют указанное равенство. Изначально предполагается, что государство вступает в гражданский оборот не для удовлетворения собственных специфических интересов, а для наиболее результативной реализации публичной власти.

Роль власти

Утверждаемые в рамках ГЧП проекты представляют собой не просто соединение ресурсов. Они являются совершенно особой конфигурацией соответствующих правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. В первую очередь государство, выступая в качестве одной из сторон партнерства, является носителем общественно-значимых целей и потребностей. При этом оно исполняет и контрольную функцию. Во-вторых, являясь участником хозяйственного оборота, государство заинтересовано не только в высоких результатах партнерства, но и в обеспечении своего коммерческого эффекта. Кроме этого, как любой нормальный предприниматель, участник таких отношений стремится к максимизации прибыли. В связи с этим в секторе коммерческих интересов между сторонами вполне уместен, а в ряде случаев необходим торг о разделе вероятных рисков, характере передаваемых правомочий, условиях их предоставления и использования.

Отношения собственности

Как показывает международный опыт, степень участия власти и коммерческих структур, условия их сочетания могут отличаться, и в ряде случаев весьма значительно. Так, организации могут выступать в качестве участника соглашения. Как правило, это на поставку продукции или оказание услуг для госнужд, на управление, предоставление техпомощи и проч. В этом случае права собственности четко разделены. Существуют и иные формы, в которых проявляется такое государственно-частное партнерство. Примеры тому - договоры о разделе продукции и лизинговые соглашения. В рамках взаимодействий возможна частичная передача ряда правомочий собственности. Как правило, они включают в себя возможности пользоваться, управлять и владеть имуществом. Такое партнерство имеет место при заключении концессионных соглашений. Кроме этого, предусмотрено долевое или акционерное участие предпринимателя в госструктурах. Государственно-частные предприятия являются выражением более высокого уровня интеграции капитала в рамках сотрудничества коммерческих организаций и власти.

Ключевые характеристики

Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный институт в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить следующие черты партнерства:

  1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10-20 лет, а в случаях концессий - до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной датой.
  2. Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
  3. Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками.
  4. Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая структура принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах - разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
  5. Риски между сторонами разделяются на основании договоренностей.

Вклад участников

Коммерческие структуры обеспечивают профессиональный опыт, финансовую поддержку, эффективное управление, оперативность и гибкость в процессе принятия решений, проявляют способность к новаторству. В рамках партнерства внедряются инновационные методы работы, модернизируется техника, совершенствуются технологии. В процессе сотрудничества появляются новые формы производственной организации, образуются компании, в том числе с зарубежным капиталом, формируется эффективная кооперация с подрядчиками и поставщиками. При этом на рынке рабочих ресурсов растет спрос на хорошо оплачиваемых и высококвалифицированных сотрудников.

Государство, в свою очередь, обеспечивает определенные правомочия собственника, предоставляет налоговые послабления, гарантии, финансовые и материальные средства. Власть в рамках сотрудничества с коммерческими структурами получает возможность реализовывать свои прямые функции - контроль, регулирование, соблюдение общественного интереса. По ходу развития партнерства государство может плавно смещать акценты с конкретных проблем возведения и эксплуатации объектов на административно-контрольные задачи. Возникающие перераспределяются в сторону коммерческих структур. Общественное значение партнерства состоит в том, что в результате выигрывает общество как пользователь услуг более высокого качества.

Сотрудничество на местном уровне

Особое значение программы частно-государственного партнерства имеют в муниципалитетах. Города и поселки несут основную нагрузку по реализации общественно-значимых задач в разных сферах хозяйствования. К этим областям, в частности, относят транспорт, ЖКХ, охрану природы, жилищное строительство, газо- и энергообеспечение. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются местные власти, выступает недостаток финансирования. В связи с этим привлечение капитала коммерческих структур, в соответствии с 224-ФЗ, становится обычной практикой.

Административные договоры

В мировой практике приняты различные формы сотрудничества власти и коммерческих компаний. В качестве одной из них выступают государственные контракты. Они представляют собой административные договоры, которые заключаются между коммерческой организацией и органом управления (федеральным, региональным, местным). Наиболее распространено государственно-частное партнерство в социальной сфере, в области поставки продукции для муниципальных или госнужд, управления, оказания техпомощи. В административных договорах право собственности не предоставляется коммерческой организации. При этом риски и расходы полностью ложатся на государство. Заинтересованность коммерческой структуры в том, что в соответствии с договором она получает право на оговоренную часть дохода или собираемых платежей. Как показывает практика, такие соглашения позволяют не только повысить престиж компании, но и гарантированно получить возможные преференции и льготы, устойчивую прибыль и занять позицию на рынке.

Лизинговые соглашения

В рамках сотрудничества распространены сделки по передаче имущества, находящегося в муниципальной или госсобственности, коммерческой структуре в пользование за определенную плату. Это может быть сооружение, здание, помещение, земельный участок. Аренда в традиционной форме предполагает возвратность предмета соглашения. При этом правомочие по распоряжению имуществом остается у собственника, и при заключении договора коммерческой структуре не предоставляется. В некоторых случаях организация может выкупить сооружение, помещение или земельный участок. Аренда в форме лизинга всегда предполагает такое условие.

Концессия

Эта форма частно-государственного партнерства приобретает в настоящее время все большее распространение. Особенность концессии заключается в том, что муниципальные или госорганы в рамках сотрудничества остаются полноправными собственниками имущества, уполномочивают коммерческое объединение исполнять функции, оговариваемые в договоре, в течение определенного периода. Для этого фирме передаются юридические возможности, необходимые для обеспечения функционирования концессионного объекта. За эксплуатацию имущества коммерческая структура вносит плату в порядке и на условиях, установленных соглашением. При этом право собственности на продукт передается пользователю.

Особенности соглашения

Концессия обладает следующими признаками:

  1. В качестве предмета всегда выступает муниципальная или госсобственность. Им также может являться монопольная деятельность государства или МО.
  2. В качестве одного из участников соглашения выступает уполномоченный муниципальный либо госорган.
  3. Целью концессии является удовлетворение общественных потребностей.
  4. В качестве основы отношений выступает соглашение.
  5. Концессия предполагает возвратность предмета договора.

При заключении контрактов, лизинговых соглашений государство либо муниципалитет выступает в качестве субъекта гражданского права. Соответственно, для их эффективной работы достаточно положений ГК. При концессионных отношениях государство в первую очередь является институтом публичного права. В этой роли оно не просто передает часть правомочий коммерческим компаниям, но и делегирует определенную долю властных функций. Такое предоставление допускается исключительно в соответствии с нормативным актом. Среди публично-правовых признаков концессии следует выделить закрепление в них общественных интересов, представителем которых выступает государство. По соглашению коммерческая структура обязана подчиняться им, то есть обеспечивать непрерывность предоставления услуг, равенство тарифов, общедоступность, исключать дискриминацию потребителей.

Области распространения концессий

Наибольшую популярность в мировой практике такие соглашения получили в инфраструктурных отраслях. В этих секторах необходимо интенсивное инвестирование и приток высококвалифицированных кадров. В настоящее время обозначилось три основных вида концессий:

  1. На уже действующие объекты.
  2. На сооружение или модернизацию инфраструктуры.
  3. Передача объектов муниципальной или госсобственности в управление.

В рамках указанных видов возможны формы концессионных соглашений, базирующиеся на разном сочетании правомочий, а также допустимых пределов конкретной инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Ситуация в России

В РФ нормативный акт о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 г. Однако в настоящее время такое сотрудничество не получило своего развития. Основной причиной такой ситуации эксперты называют недостаточную защищенность прав пользователя. Риск, который несет коммерческая организация, касающийся непосредственно его деятельности в рамках соглашения, отягощается существующей обязанностью вносить высокую концессионную плату. Вместе с тем неустойка за нарушение условий соглашения пользователем в нормативном акте не установлена. В настоящее время продолжается обсуждение поправок к закону, которые могли бы простимулировать возникновение концессионных отношений в России.

Соглашение о разделе продуктов

Данная форма отношений между коммерческими структурами и госорганами имеет некоторые черты концессии. Однако это соглашение имеет ряд особенностей. Отличия состоят в первую очередь в конфигурации отношений собственности. По права на созданную частным партнером продукцию остаются у него. По договору о разделе результатов деятельности ему остается только их часть. Порядок и условия передачи прав оговариваются специальным соглашением.

Дополнительно

Наибольшую популярность приобрело государственно-частное партнерство в образовании. Так, в настоящее время ведется работа по внедрению системы Распространяется такая форма ГЧП в Санкт-Петербурге и Москве. Она предполагает задействование производственных компаний в процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников. Обучение при этом осуществляется без отрыва от производственной деятельности.

Еще одной распространенной формой взаимодействия выступает государственно-частное партнерство в здравоохранении. Речь преимущественно об объектах рекреации, санаторно-курортном секторе. В течение последних нескольких лет формы частно-государственного партнерства стремительно развиваются. Изначально применялись при сооружении автостоянок, автострад, обеспечении теплоснабжения. Сегодня все большее распространение сотрудничество приобретает в оборонной области, секторе транспортных услуг, культурно-просветительской сфере. При реализации программ используются различные механизмы взаимодействия власти и коммерческих организаций. Они дифференцируются в соответствии с объемом правомочий собственности, финансовых обязательств участников, принципами распределения рисков, а также ответственности за выполнение тех или иных видов работ.

СИВАЕВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ,

член Правления Фонда «Институт экономики города»,

директор направления «Городское хозяйство»

Сегодня кризисная ситуация с унитарными предприятиями для всех очевидна и стоит вопрос о том, куда идти дальше. В решении этого вопроса можно выделить три подхода.

Первый условно назовем «немецкой» или «североевропейской моделью», когда коммунальные предприятия тепло- или водоснабжения являются акционерными, основной пакет акций которых или все 100% принадлежит муниципалитету. Эта модель сейчас в России обсуждается как наиболее привлекательная. Вторая возможность организации взаимодействия власти и бизнеса - это муниципальная собственность на инженерные инфраструктурные объекты и управление этими объектами на контрактных условиях бизнесом. Эта модель сейчас интенсивно развивается по всему миру, но законодатели ее французы, поэтому назовем ее условно «французская модель». И третья модель -приватизация, когда коммунальные объекты переходят в полную собственность частных компаний. В сфере водоснабжения только два государства пошли по этому пути - это Великобритания и Чили. Поэтому назовем модель «английской».

Если провести сравнение этих вариантов развития, то, на мой взгляд, для России приемлема только вторая модель. Недостаток первой модели в том, что она ориентирована не на реальный бизнес. Конечно, это лучше, чем унитарные предприятия; она вписывает муниципальные акционерные общества в единую правовую среду, создает инструменты управления ими, создает систему взаимоотношений между властью и этими акционерными обществами через институты совета директоров, через управляющих акционеров и так далее. Но она не решает ключевую задачу - формирование эффективного частного менеджмента. Потому что в любом случае все политические риски, связанные с влиянием муниципалитета на этот бизнес, остаются. Они не формализуются в рамках контрактных отношений. Бизнес не пойдет в эти предприятия, потому что влияние власти на эти предприятия критически велико и оно перманентно. Эта форма организации ориентирована на получение бюджетных денег. Пример Восточной Германии - яркое тому подтверждение. Там ликвидировали остатки социалистической системы, создав акционерные муниципальные компании, и накачали эти компании федеральными бюджетными деньгами. Они себе могут это позволить, но мы себе позволить такого практически не можем. И еще вопрос, нужно ли это себе позволять. Поэтому такой путь для России крайне проблематичен.

Второй путь, связанный с закреплением собственности за органами местного самоуправления и с привлечением частного бизнеса для управления этой собственностью, на мой взгляд, видится крайне привлекательным для России. В отличие от третьей модели полной приватизации, мы никогда не должны забывать, что сфера коммунального обслуживания - это сфера социальная, высокорискованная для России в силу наших климатических проблем, в силу нашей огромной территории и других особенностей. Эта сфера даже в благополучной Англии сейчас вызывает серьезные конфликты, так как она требует очень серьезной правовой среды и культуры взаимоотношений между публичным характером предоставления услуг и интересами частного бизнеса. У нас таких отношений нет и четкого правового поля тоже нет.

Нужно отметить, что вариант, где собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес,- это путь, по которому сейчас идут в первую очередь страны третьего мира. И это понятно: в Западной Европе принципиальные решения о вопросах управления коммунальной инфраструктурой принимались гораздо раньше. Но в то же время это путь, по которому сейчас активно пошла Восточная Европа. Можно говорить о формах контрактных отношений между управляющей организацией - частным бизнесом - и органом местного самоуправления. Это может быть просто договор возмездного оказания услуг или договор аренды, но в конечном счете это будет то, что сейчас в России не работает, - концессионное соглашение. Разница между этими договорами - в распределении обязанностей и рисков. Смысл договора концессии в том, что полную ответственность за состояние коммунальной инфраструктуры несет частный оператор. Для этого заключается контрактное соглашение, формируется соответствующая тарифная политика, концессионер принимает на себя определенные инвестиционные обязательства. В этой ситуации задача органов местной власти - не принимать участие в управлении, а только отслеживать через систему мониторинга, через систему целевых показателей, насколько концессионер выполняет свои обязанности, справляется он со своей задачей или не справляется.

То, что сейчас происходит в России, - это первые шаги к тому, чтобы эта ситуация развивалась. История с инициативой «Российских коммунальных систем», информация об аренде водоканала в городе Перми - это как раз попытки выстроить такие взаимоотношения. Однако пока здесь все чрезвычайно рискованно.

Еще один очень важный момент. Мы говорим о привлечении инвестиций. Сегодня, на мой взгляд, принципиально важно, говоря об этом, несколько сместить акценты. Не только, а может и не столько о привлечении инвестиций должна идти речь. Необходимо привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент. Это гораздо важнее, чем инвестиции, потому что инвестиции - следствие эффективного менеджмента. В отсутствии эффективного менеджмента никакие инвестиции не помогут, потому что деньги закапывались у нас в землю не раз. Но ключевой вопрос здесь в том, как частный бизнес может оценить риски вхождения в этот сектор.

Основных рисков, по существу, два. Первый - отсутствие должной культуры договорных отношений как между собственником и оператором, так и между оператором и потребителями коммунальных услуг. В коммунальном секторе у нас договоры сейчас практически не работают. Скажем, во Франции нормальной является ситуация, когда на обсуждение договора концессий тратится от полугода, год и даже больше, потому что слишком много нюансов, которые нужно оговаривать. И даже после этого они заключают так называемые «открытые договоры» и в течение 25 лет, например, каждые 5 лет возвращаются к этому разговору и анализируют ситуацию, связанную с выполнением обязательств концессионера, существующую ситуацию по тарифной политике и так далее.

Вторая проблема - ценообразование, тарифное регулирование. О варианте концессионных соглашений можно говорить только в том случае, если ответственность за регулирование услуг тепло- и водоснабжения будет лежать на органах местного самоуправления, потому что ключевая позиция договора сдачи собственности в аренду или в концессию - это договоренность о том, как будет выстраиваться ценовая политика. Если мы в этот процесс вовлекаем третью сторону, ясно, что риски не договориться или нарушить договоренность существенно возрастают.

Много разговоров о том, что не хватает квалификации на местном уровне для принятия грамотных решений по регулированию тарифов. Отчасти это так, но на самом деле не хватает просто нормальной методологической базы. Законодательно ответственность за системы жизнеобеспечения, за тепло- и водоснабжение несут местные власти. Как можно решать местные проблемы, если регулирование ценовой политики в этом секторе находится на другом уровне власти? Полное содержательное противоречие...

А что такое тарифное регулирование в социальном плане? Это некий компромисс между поставщиками и потребителями с точки зрения того, какое качество услуг мы хотим иметь в конкретном поселении. То есть в любом случае это ответственность самого местного сообщества, которую нужно выражать через соответствующие институты - через органы местного самоуправления. Сегодня мы платим мало - завтра будем платить гораздо больше. А если не будем платить, или повторится история Еревана или Тбилиси, где системы теплоснабжения уже нет вообще, или наши дети будут платить втридорога. Эту проблему местное сообщество должно осознать в каждом отдельном случае. Ее нельзя решать где-то там высоко и далеко. Другое дело, что для ее успешного решения нужны достаточно жесткие методические правила того, как это делать. Такие правила, безусловно, должны быть прописаны на федеральном уровне.

Регулирование - это ответственность двух сторон, регулятор тоже должен нести ответственность. И определение меры ответственности регулятора - это и есть задача федерального законодательства. Самый простой пример: если изменилась стоимость электроэнергии, стоимость воды должна автоматически измениться, иначе водоканалы никогда не будут инвестиционно привлекательными.

Есть еще один очень серьезный аспект, на котором я хочу остановиться. Очень много разговоров о том, что привлечение частного оператора приведет к резкому повышению тарифов. На мой взгляд, страхи эти несколько преувеличены. Сегодня все мы говорим о страшной неэффективности сектора: технологической (колоссальные потери как в теплоснабжении, так и в водоснабжении), управленческой (раздутые штаты, все работы водоканал выполняет собственными силами, хотя 40% работ носит сезонный характер, и заграничные водоканалы имеют совершенно другое соотношение собственных и подрядных работ и т.д.). И все это мы как потребители так или иначе оплачиваем. Первая задача бизнеса - превратить эти деньги в собственные доходы. Задача простая: мы сегодня оплачиваем операционные потери, бизнес берет инвестиционные деньги, улучшает технологическое состояние, снижает неэффективность, возвращает заемные деньги и формирует собственные дополнительные доходы. Институт экономики города просчитывал варианты этой схемы. Только несколько цифр по системам водоснабжения: потери воды в системах - до 50%, излишняя численность персонала - до 30%, перерасход электроэнергии - до 25%. Здесь колоссальные возможности для того, чтобы заниматься реальным бизнесом.

Задача государства - решить две проблемы: создать нормальную, понятную методику ценообразования, последовательную, заинтересовывающую сокращением затрат (здесь нет никаких чудес, мир эту дорогу прошел), и сформировать систему взаимоотношений: как частный бизнес может управлять муниципальной или государственной собственностью.

Социальное партнерство власти и бизнеса

Мало охвачено соглашениями о социальном партнерстве предприятий малого бизнеса и индивидуального предпринимательства , что создает «белые пятна социально-трудовой безответственности»;

Профсоюзы еще не определились со своей новой ролью активных участников социально-экономического развития регионов и ограничиваются пока только привычными вариантами участия в соглашениях о социальном партнерстве, тем более, что во многих малых и средних организациях профсоюзов просто нет и др.

В Нижегородской области процесс переосмысления нового использования инструментов социального партнерства еще только начинается.(ну это ты загнул!)Соглашения об экономическом и социальном партнерстве в Нижегородском регионе заключены целым рядом администраций федеральных вертикально интегрированных структур, имеющих свои организации на территории Нижегородской области: с КБ «Уралсиб», Группа «ГАЗ», «Объединенная металлургическая компания» и др. Однако, большая часть соглашений с этими корпорациями носит пока характер скорее частно-государственных, а не соглашений о социальном партнерстве, поскольку учитывает и подключает только часть возможностей эффективного взаимодействия бизнеса и власти в регионе.

Тем не менее, примеры нового подхода к социальному партнерствув области уже есть. Например, заключено Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Нижегородской области, металлургическая компания» (в которую входит) и Администрацией Выксунского района. В 2007 году сумма доходов бюджета Выксунского района составила 2137,1 млн. руб. из которых 1028 млн. руб. получено в рамках трехстороннего Соглашения о социальном партнерстве. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в промышленность района составил 14110 млн. руб., основная доля инвестиций приходится на.Это можно называть –зоной соцци

Таким образом, в ближайшие годы социальное партнерство из инструмента регулирования трудовых отношений в организациях должно стать инструментом регулирования отношений власти и бизнеса в целом по региону и учитывать при том не только традиционные трудовые и социальные показатели предприятий, но и показатели качественного социально-экономического развития регионов. Институт социального партнерства гораздо шире тех рамок, которые ему были отведены на начальной стадии развития. В России становление системы социального партнерства пришлось на время экономической депрессии и политического кризиса. Отсутствие необходимых элементов социальных отношений проявилось в «специфическом паллиативном характере социального партнерства, в его полудемократическом и полурыночном виде» . Социальное партнерство является очень емким и широким понятием управления государством, экономикой и обществом, которое тесно связано с категориями социальной справедливости, рыночных отношений, демократии и др. Власть в социальном партнерстве может выступать не только как законодатель и арбитр социально-трудовых отношений, но и как самостоятельный субъект отношений с организациями. Это означает переход отношений власти и бизнеса на другой уровень взаимодействия, другие ценности, другие результаты. Этот процесс перехода будет весьма долгим, сложным но, в конечно итоге, перспективным.

Использованная литература:

1. , Бачинская, власть и общество: как им обустроить социальное партнерство – Менеджмент в России и за рубежом, 2005, № 5.

2. Закон Нижегородской области "О социальном партнерстве" от 01.01.01 г. N 40-З (с изменениями от 20 мая, 9 октября 2003 г., 4 октября 2007 г., 6 марта 2008 г.)

3. Козлова Е. Государство как институт социально партнерства. – Власть, 2007, № 10.

4. Кузеванова А. Социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия. – Власть, 2007, № 12.

5. Кузнецова модель взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций в стратегии развития региона. http://www. bali. *****/umc/arhiv/2006/1/Kuznecova. doc

6. Маркова Е. К вопросу о социальной ответственности бизнеса.- Власть, 2007, № 6.

7. Мякинник Н. Власть и бизнес: кто кому должен? Три опоры социального партнерства на территории. – Социальное партнерство, 2005, №1.

8. Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество. ТК РФ и основные принципы социального партнерства – «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 11.

9. Социальное партнерство в Нижегородской области выходит на новый уровень.

http://www. goverment. *****/?id=29051&query_id=542756

10. Третьяк В. Начальные шаги формирования социального партнерства бизнеса и власти в Иркутской области. – Власть, 20076, № 3.

Если цели и интересы совпадают, то устанавливается партнерство власти и бизнеса. Партнерство предполагает стремление более эф­фективно реализовывать общие интересы, готовность одной стороны сделать максимум возможного для другой. В советский период на­блюдалось единство власти и собственности. После 1991 г. оно раз­рушилось, собственность через приватизацию отделилась от власти, появился класс частных собственников. Получив собственность, бизнес устанавливает отношения с властью, стремясь к единению уже в новых формах.

Партнерство бизнеса и власти должно быть диалогом равных и ис­ключать крайности сервилизма (государство оказывает лишь услуги бизнесу) и дирижизма (государство проникает во все сферы общест­венной жизни). Усиление государства возможно, но не в форме совет­ской модели, а в результате повышения конкурентоспособности эко­номики. Там, где Россия может составить конкуренцию на мировом рынке, государство пойдет на любые шаги по поддержке бизнеса, в том числе концентрацию ресурсов, создание корпораций мирового уровня. Партнерство с бизнесом такого уровня предполагает, что надо производить то, что можно производить на современном уровне.

При определенных условиях партнерство может трансформироваться и принимать форму сращивания власти и бизнеса. В этом случае граница между властью и бизнесом становится незаметной: власть легко конвертируется в бизнес, а бизнес - во власть. Бизнес близок к власти, поддерживает партию власти на выборах. Власть в свою очередь выстраивает соответствующую интересам крупного бизнеса экономическую политику.

Бизнес выступает не только как сообщество, но и опосредует отношения с властью личностными факторами. Во взаимоотношениях представителей бизнеса и власти решаются конкретные вопросы экономической деятельности. Для получения конкурентных преимуществ, концентрации капитала бизнес стремится как можно полнее использовать административный ресурс, а также установить непрозрачные для общественности неформальные отношения с властью. Для всех видов демократий, в том числе «образцовых», характерны выход представителей власти и бизнеса за рамки нравственно этического или даже правового поля, склонность чиновников к использованию административного ресурса в корыстных целях.

Основой сращивания власти и бизнеса выступает союз предста­вителей властных структур с крупным капиталом, экономической элитой. Соединение силы власти и силы крупного капитала порож­дает олигархический капитал, это особый тип капитала, основное назначение которого - укрепление экономических и политических основ господствующего строя путем государственного регулирования в интересах крупного капитала. Честная конкуренция, при которой хозяйствующие субъекты ставятся в равные условия, исключается и подменяется состязанием административных ресурсов олигархов. Успех в большей степени, определяет уже не деловая хватка или про­фессионализм, а близость к высшей власти.

Наличие олигархической прослойки может иметь определенное положительное значение для развития страны. Если олигархи ото­ждествляют свои интересы с интересами национального развития, выражаемыми высшей государственной властью, то исчезает почва для конфликта интересов на высшем элитарном уровне и создаются условия для консолидации общества. Олигархи стремятся улучшить свой имидж в глазах общественности: выходят с предложениями о перспективах развития страны, больше внимания уделяют реальному сектору, объявляют о принятии на себя доли социальной ответственности. Олигархия способна противостоять бесконечным войнам раз­личных группировок в Центре и на местном уровне.

Поскольку олигархия получает от преобразований больше других, она объективно заинтересована в укреплении порядка, стабильности того, что образовалось в результате передела собственности, сведении на нет политических рисков.

Однако в настоящее время сращивание власти и крупного капи­тала угрожает негативными последствиями. Олигархический капитал тормозит развитие страны, практически закрывая пути, ведущие к модернизации.

Главной социальной задачей общества считается формирование среднего класса как опоры государства. В развитых странах он пре­обладает в численности населения, налоговых поступлениях в бюд­жет. Например, вокруг заводов Форда в Детройте около 1500 мелких и средних предприятий, их владельцы работают на патрона как на­емные рабочие, но на другой территории. Законодательство России благоприятствует развитию малого бизнеса, но на практике в выиг­рышном положении оказывается крупный бизнес. За два последних года численность занятых на предприятиях среднего и малого бизнеса сократилась на несколько миллионов человек.

Олигархи прибирают к рукам остатки государственной собствен­ности, в том числе объекты инфраструктуры, покупают активы за рубежом, вместо того чтобы строить новые предприятия на высокой технологической базе.

Опасность для будущего страны несет инициируемая олигархами продажа активов российских компаний иностранцам, придание им международного статуса. Преподносимые обществу в качестве пока­зателя роста иностранных инвестиций, такие операции часто не име­ют с ними ничего общего, становясь обычной сделкой купли-продажи акций, смены собственника.

На региональном уровне власть взаимодействует с экстерритори­альным и местным бизнесом. И тот и другой вполне осознают важ­ность благоприятствующих взаимоотношений с региональными вла­стями. На положение дел в регионе бизнес стремится влиять через формирование представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Компании не только инвестируют в выборы, но и решают, кого избирать. Нередко региональные выборы превращаются в локальные войны олигархов. В результате на местах формируется бизнес-элита, действующая в рамках промышленных и финансовых групп и в союзе с региональными властями.

Исторический опыт свидетельствует, что власть позволяет себя контролировать лишь до определенного предела, за которым обстоятельства вынуждают ее брать рычаги управления в свои руки.

Власть, в конечном счете, способна нейтрализовать любое влияние, и бизнес понимает, что последнее слово всегда остается за властью и объективно ему полезнее следовать в русле политики власти. Вместе с тем власти тоже выгоднее иметь дело со свободным бизнесом в качестве опоры, субъекта правового порядка, при котором отношения регулируются законом. Но только от политической воли власти зависит, удастся ли стране не встать на олигархический путь развития и реализовать то общее, что объединит власть и бизнес.

Социальная ответственность бизнеса должна стать основой деятельности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 1. Научные основы системы государственного управления

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное текущее и стратегическое.. Оперативное управление призвано решать повседневные или возникающие в.. Стратегическое управление определяет цели и задачи долго срочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и предмет системы государственного управления
Общество как сложноорганизованная система нуждается в на­правленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государствен­ная власть.

Система государственного управления и формы государственного устройства
В настоящее время формы государственного устройства клас­сифицируются по критериям: по форме правления - монархия, народовластие, теократия; по государственно-политическому ус

Функции государства и государственного управления
Государство как продукт исторического развития возникло тогда, когда в этом появилась общественная потребность. На своем жиз­ненном опыте люди убеждались, что многие функции по обеспече­нию жизнеде

Виды и методы государственного управления
Управление служит особым видом творческой деятельности и имеет целью развитие и инновации. По характеру взаимоотношений центральной части с входящими в состав государства административными

Государственное управление в России
Россия в ее современных границах образовалась на основе од­ной из республик СССР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, 50% экономи

Администрация Президента РФ
При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация През

Совет Безопасности
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности» Президент РФ формирует Совет Безопасности - совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по воп

Государственный совет
Государственный совет (Госсовет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации. Под председательством последнего рассматривает насущные вопросы жизни страны. Не является органо

Комиссия по пра­вам человека при Президенте РФ
Для содействия реализации главой государства полномочий гаран­та прав и свобод человека и гражданина образована Комиссия по пра­вам человека при Президенте РФ. Комиссия для выполнения возлож

Государственная Дума
Государственная Дума является основным законотворческим ор­ганом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодатель­ной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривает

Органы исполнительной власти
Исполнительная власть составляет в государстве наиболее раз­нообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламе

Правительство РФ
Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными зако­нами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и расп

Федеральные службы России и федеральные агентства
Федеральные службы России и федеральные агентства осуществ­ляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Фе­деральную сл

Судебная система РФ
В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституци­онный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды подразделяются также на феде­ральные и субъектов РФ. К федеральным с

Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля. Конституционный Суд: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции - это суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисди

Арбитражные суды
Новые формы хозяйствования резко увеличили количество эконо­мических споров, требующих судебного вмешательства: неплатежи, не­добросовестность одной из сторон, стремление получить выгоду за счет ко

Суды субъектов РФ
Повторим, что к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ мо

Органы судейского сообщества
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти судейским сообществом образуются следующие органы: Всероссийский съезд судей; Конференция судей субъектов РФ;

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения п

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
В состав Российской Федерации входят 84 субъекта РФ. По сравнению с другими государствами, имеющими федера­тивную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число

Органы государственной власти субъектов РФ
Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1) законодательный (представительный) орган государственной власти; 2)высший исполнительный орган государственной в

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъект

Система органов исполнительной власти субъектов РФ
В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта РФ:

Факторы и направления государственной политики
Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеология как духовная сфера человеческ

Направления социально-экономической политики
Основные направления внутренней и внешней политики Рос­сийского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Фе­деральному Собранию

Принятие нормативных правовых актов
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В за­конотворческой деятельности участвуют все ветви власти, феде­ральные и регион

Процедура принятия закона
Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль

Планирование как инструмент государственной политики
Планирование является центральным звеном управления. План есть одновременно и конкретное задание, и управленческое решение; он мобилизует действия в заранее опреде­ленном направлении. В ус

Разработка политических решений
Проблема принятия управленческих решений носит фундамен­тальный характер, требует увязки различных аспектов: информационного, экономического, логического, психо­логического, правового, математическ

Процедура принятия решений
1. Определение целей. Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения. В государственном управлении особенно в

Механизм реализации государственной политики
Механизм реализации государственной политики включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект, предполагает создание управленческих с

Государственная служба
Какова бы ни была сущность общественного строя, эффектив­ность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим, повсюду предъяв­ляются выс

Численность работников федеральных органов исполнительной власти (по сопоставимой методике), тыс. чел
Показатель Россия, Великобритания, США, Франция, Федеральные служащ

Главное контрольное управление Президента РФ
Контроль и проверку исполнения органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, их должностными лицами, а также орга­низациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществл

Счетная палата
Счетная палата образуется парламентом и является постоянно действующим органом финансового контроля; состоит из председа­теля, заместителя председателя, аудиторов, имеет свой аппарат и подотчетна п

Принципы и объекты государственного регулирования экономики
Экономика является основой, базисом, определяющим все сто­роны жизнедеятельности общества. Основная цель экономики за­ключается в рациональном использовании разнообразных ресурсов для производства

Административные методы
Административные методы государственного регулирования основываются на силе и авторитете государственной власти. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, не

Экономические методы
Экономические методы, к которым относят механизмы финансо­вой и денежно-кредитной политики, используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предло­жения на

Поддержка предпринимательства
Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется, как говорится на свой страх и риск, с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой фо

Государственное регулирование естественных монополий
Естественными монополиями являются организации (коммерче­ские и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услу­ги) в условиях отсутствия конкуренции и потому имеющие

Антимонопольная политика
Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами дос­тижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция

Финансовое оздоровление предприятий
Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами - через налоговую систему, процентным ставкам по кредитам и др. Вместе с тем оно оказывает в различных ф

Регулирование фондового рынка
Временно свободные капиталы постоянно ищут наиболее выгодное применение и, в конечном счете, инвестируются. Пере­распределение средств, для более выгодного их приложения, осу­ществляется с помощью

Регулирование денежного обращения
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавли

Регулирование денежной массы
Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции. В нашей стране сложилась край

Кредитование социально - экономического развития
Производство не может обходиться без кредитов для финансиро­вания как расширенного воспроизводства, так и текущей деятельно­сти. Предпосылки для кредитования создаются в самом производст­венном сек

Валютное регулирование
Необходимость государственного валютного регулирования обу­словлена многогранностью валютных отношений в открытом обще­стве, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынк

Объем вывоза капитала
Страна Сумма % к ВВП Страна Сумма % к ВВП США

Государственная научная и промышленная политика
Государственная научная политика Наука определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, со­стояние обороны, защищенность личности от неблагопр

Государственная промышленная политика
В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, рабо­тающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции вы­сок

Управление топливно-энергетическим комплексом
Основными отраслями топлив

Предполагаемые объемы производства и добычи
Вид ресурса 2015 год (проект) 2004 год (фактически) Нефть, млн. т Газ, млрд. м³ Уголь, млн. т

Управление агропромышленным комплексом
Сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли в совокупности образуют агропромышленный комплекс. В агропромышленном комплексе (АПК) производится около тре­ти валового общественного

Управление оборонно-промышленным комплексом
Военная доктрина и Концепция национальной безопасности ставят организацию оборонно-промышленного комплекса в зависимость от экономического потенциала, не определяя парамет­ров военной силы, необход

Управление транспортным комплексом
Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» (МОЦ) составил рейтинг безопасности автомобильных дорог РФ за январь-сентябрь 2010 года. Лидерами рейтинга стали Тюмень, Новоси

Управление железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт России занимает 2-е место в мире (после США) по протяженности дорог - 88 тыс. км и 3-е место по объему перевозок (после США и Китая). На его долю приходится 85% грузовых и

Управление воздушным транспортом
Воздушный транспорт базируется на самой наукоемкой и высоко­технологичной отрасли - авиационной промышленности, апогеем развития которой является космическое производство. Роль воздушно­го транспор

Управление водным транспортом
За последние 10-15 лет число морских торговых судов под флагом России сократилось в пять раз. Судовладельцы контролируют около 920 морских транспортных судов общим дейдвейтом 11,2 млн т, из них под

Управление автомобильным транспортом
Наибольшей остроты транспортный кризис достиг в строитель­стве автомобильных дорог. Строительство новых дорог практически прекращено, в 2005 г. введено лишь 162 км (для сравнения: Китай -

Управление государственным имуществом
Государственный сектор служит естественной основой развития все­го национального хозяйства. Он включает комплекс хозяйственных и социальных объектов, полностью или частично принадлежащих фе­деральн

Управление пакетами государственных акций
В результате преобразования государственного предприятия в ак­ционерное общество с закреплением части акций в федеральной соб­ственности государство наделяется правами акционера. Сохранение в руках

Приватизация и национализация государственного имущества
Для формирования класса собственников средств производства, развития индивидуального и коллективного предпринимательства про­водится приватизация государственного и муниципального имущества. Под

Выравнивание экономического и социального развития регионов
В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохра­нять приоритеты для регионов, имеющих особо важное стратегиче­ское значение, стимулировать развитие городов и районов с круп­ным научно-те

Укрупнение субъектов РФ
Важным направлением региональной политики становится объ­единение субъектов РФ. Первоначальным условием является проведение референду­мов. · Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный ок

Север как объект управления
История России - это непрерывные и настойчивые попытки обжить Север, Сибирь, Дальний Восток. Самый амбициозный в мире геополитический проект начался в XVI в. с присоединения восточных земель. Апоге

Организационные формы регионального управления
Проведение региональной политики требует соответствующих организационных форм, учитывая, что в Российской Федерации утвердились три независимых друг от друга уровня власти. Терри­ториальные органы

Основные показатели федеральных округов
Округ Доля по отношению к Российской Федерации в целом, % население промышленного производства

Особая экономическая зона
В отдаленных и находящихся в специфических геополитических условиях регионах осуществляется государственное управление в режиме особой экономической зоны (ОЭЗ). В ОЭЗ у

Наукоград
Статус наукограда присваивается Указом Президента РФ в целях создания условий для развития научно-технического потенциала. Наукоград - это муниципальное образование со статусом горо

Закрытое административно-территориальное образование
Интересы государства (военная безопасность и др.) требуют созда­ния в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Во времена Советского Союза

Специализация зато в россии
· 10 городов Росатома o г. Железногорск / Красноярск-26 (Красноярский край) o г. Заречный / Пенза-19 (Пензенская область) o г. Зеленогорск / Красноярск-45 (Красноярский к

Основы взаимодействия власти и бизнеса
В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, та

Влияние власти на бизнес
Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности орга­нов государстве

Влияние бизнеса на власть
Целью бизнеса является получение прибыли, на которую влияет много факторов, в том числе и не в последнюю очередь расположе­ние власти, что и заставляет бизнес искать пути и средства влияния на влас

Взаимодействие власти с бизнес-структурами
Чувство классового сознания подсказы­вает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разроз­ненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие струк­туры, способные формиров

Лоббирование
Лоббирование - это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам. Оно обусловливается не полномочия

Социальная политика государства
По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагает на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за бла

Регулирование доходов населения
Источником личных доходов населения является националь­ный продукт, из которого каждый получает некую долю в результате перераспреде­ления. При этом доходы могут быть получены в различных формах: д

Государственная политика в области занятости
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отве­чающи

Управление сферой культуры
Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры за­ключаются в формировании нравственных основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала

Управление сферой образования
Главной целью образования является гармоничное развитие лич­ности и творческих способностей человека, повышение интеллекту­ального и культурного потенциала страны. Установлено, что объем з

Управление здравоохранением
Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в ст

Социальная защита населения
Мир разделен на «золотой миллиард» и остальные 5/6 населе­ния, между которыми существует огромный разрыв по уровню жизни. На богатых и бедных делятся не только страны, но и граж­дане в пределах отд

Обеспечение прожиточного минимума
Для выявления и регулирования дифференциации доходов на­селения рассчитываются показатели прожиточного минимума, стоимости фиксированного набора потребительских товаров и ус­луг, минимального набор

Система социального страхования
Важнейшим средством социальной защиты населения является формирование системы социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выпл

Поддержка семьи
Семья выполняет воспроизводственные, экономические, воспита­тельные функции. Между государством и семьей устанавливаются парт­нерские отношения, включающие разделение ответственности за семь

Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
В СССР жилищно-коммунальное хозяйство отличалось наи­большей устойчивостью. В этой жизненно важной сфере десятиле­тиями ничего не менялось, государство выполняло все необходимые функции, не привлек

Жилищно-коммунальное строительство
Конституция РФ провозглашает право человека на жилище. Ор­ганы государственной власти и местного самоуправления создают условия для его осуществления. Граждане по своему усмотрению и в своих интере

Жилищно-коммунальное обслуживание
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслу­живание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка

Тарифное регулирование
Проводимая с 1992 г. либерализация цен долгое время не затра­гивала уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для на­селения. В начале 1990-х гг. тарифы поддерживались на низком уровне, платеж

Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
Переход на 100%-ную оплату стоимости ЖКУ повышает значи­мость социальной защиты малоимущих граждан. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для всех категорий потребителей едины, в том числе дл

Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
Материально-техническая база жилищно-коммунального ком­плекса жестко привязана к местным условиям и призвана удовлетво­рять потребности одного и того же состава потребителей. Поэтому модели управле

Управление конфликтными ситуациями
Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, мне­ний. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение

Управление конфликтными трудовыми отношениями
Одним из главных источников конфликтности являются трудо­вые и корпоративные отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в трудовых отношениях призва

Общее и среднее количество трудовых протестов за 2008-2010 г
Общее число акций (в т.ч. за 6 мес.) Среднемесячное число акций (в т.ч. за 6 мес.) Общее число стоп-акций (в т.ч. за

Органы регулирования социально-трудовых отношений
1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социаль­но-трудовых отношений. Положение о Комиссии утверждает Прези­дент РФ. В ее состав входят представители трех сторон: федераль­ных

Управление корпоративными конфликтами
Корпоративные конфликты чаще всего возникают в связи с переделом собственности и сфер влияния на рынках. В процессе конкурентной борьбы более эффективные предприятия вытесняют менее успешные, котор

Управление общественными чрезвычайными ситуациями
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в обществе возникают по мере на­копления неразрешенных противоречий в стране в целом или в от­дельных ее регионах. Благоприятной средой для обострения ситуа­ции яв

И техногенных чрезвычайных ситуациях
Россия входит в первую пятерку стран с высоким природным риском, т.е. природные явления, вызывающие чрезвычайные ситуа­ции, повторяются в России чаще, чем в других странах. Около 20% территории стр

Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций усилия органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов объединяет единая структура - Российская система преду­преждения и

Партнерство бизнеса и власти - один из самых ключевых вопросов регионального развития. В первую очередь, мы должны по­нять, каким образом оно будет развиваться, с какими проблемами мы столкнемся и как бу­дем их решать. Кировская область - одно из уникальных мест России. Она находится на границе Поволжья, Урала, русского севера. Регион обладает большой сырьевой базой, имеет высокий производственный, научный и кадровый потенциал, развитую сеть ком­муникаций.

Кировская область - типичный дотаци­онный регион, имеющий совокупность сис­темных проблем социально-экономического развития. К ним относятся: низкий уровень газификации, недостаточное развитие транс­портной инфраструктуры, дефективное ис­пользование лесного фонда и др. Однако мы хотим изменить эту ситуацию я уже начали работать в этом направлении. Мы понима­ем, что успешное развитие бизнеса - это за­лог стабильного, успешного развития регио­на. Поэтому Правительство области после­довательно отстаивает базовые ценности предпринимательства, такие как экономичес­кая свобода, социальная ответственность, новаторство и предприимчивость. По суще­ству, в области создается переговорная пло­щадка, на которой согласуются позиции ре­гиональных и российских деловых кругов, государственных и общественных институ­тов. Проведение семинара-диалога «Россий­ский бизнес: становление и развитие» - на­глядный тому пример, так как здесь в конст­руктивном формате действительно проводит­ся диалог

Если рассматривать целевые ориентиры деятельности, то у органов власти они обще­известны: это удвоение ВВП и повышение ка­чества жизни населения. У бизнеса, в соот­ветствии с уставом, - это максимизация при­были. Так каким же образом возможно уста­новление партнерских отношений? В этой связи хотелось бы вспомнить следующее выс­казывание: работав бизнесе - это своего рода езда на велосипеде. Развиваешься - дви­жешься дальше, останавливаешься - падаешь. В этом сравнении заложена реальная осно­ва, и этот подход, на наш взгляд, в своей прак­тической деятельности должен брать на воо­ружение бизнес как российский, так и регио­нальный, и в том числе органы исполнитель­ной власти, потому что в целом спектр парт­нерства возможен на основе единых интере­сов, целью которых является обеспечение конкурентоспособности и развития в целом.

Важным практическим механизмом партнерства власти и бизнеса является фор­мирование имиджа области как инвестици­онно привлекательной территории. С одной стороны, по оценке независимых экспертов,

Кировская область представляет собой инве­стиционно привлекательный регион и отно­сится к группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По интегральному инвестиционному риску область занимает 52 место, по законода­тельному удерживает седьмую позицию, а по криминальному - девятую. Международное рейтинговое агентство «Fitch Rating» присвои­ло нашему региону высокие кредитные рейтин­ги, отметив стабильность по долгосрочному прогнозу; при этом была учтена совокупность факторов, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях региона.

Вместе с тем необходимо отметить, что Правительством области, Законодательным собранием во взаимодействии с представи­телями бизнеса проделана серьезная работа по формированию законодательной базы в рамках инвестиционной деятельности, по системе господ держки. Необходимо отметить, что разработан ряд важнейших нормативно - правовых актов, среди которых представле­ны законы о регулировании инвестиционной деятельности, о налоге на имущество Киров­ской области и т. д. Законодательным Собра­нием области была утверждена в виде обла­стного закона целевая программа повышения инвестиционной привлекательности, предус­матривающая привлечение инвестиций и но­вых технологий в экономику Кировской об­ласти на период с 2007 по 2009 гг.

Усиление государственной поддержки в целом позитивно отразилось на общем объе­ме инвестиций в основной капитал, однако объективно необходимо отметить, что в ос­новном инвестиции направляются на под­держание имеющегося потенциала предпри­ятий. Проведенные исследования показыва­ют, что только 17% опрошенных руководите­лей предприятий предполагают вкладывать крупные средства в развитие. На наш взгляд, этого недостаточно, так как при подобном подходе не возможно обеспечить конкурен­тоспособность предприятий и эффективное развитие по реализации инвестиционных программ Кировской области.

Аналогичная картина наблюдается при анализе инвестиционной активности бизне­са в целом. Около 48% предпринимателей не занимаются инвестициями вообще или вкла­дывают незначительные средства. Надо при­знать, что это является следствием не только низкой активности бизнес-сообщества, но и недостаточной комплектности и системнос­ти государственной поддержки инвестици­онных проектов.

На сегодняшний день согласительные процедуры при выборе земельного участка, при подборе инвестиционной площадки для реализации инвестиционных проектов зат­руднительны, поскольку существует распы­ленность средств бюджета, направленных на поддержку инвестиционной деятельности; слабая комплексность в решении вопроса повышения инвестиционной привлекатель­ности в регионе; недостаточная информиро­ванность потенциальных инвесторов о ресур­сах и возможностях региона и формах под­держки, о конкурсах на право ее получения.

В ближайшее время необходимо пред­принять следующие действия: активизациро - вать информационную политику, повысить уровень инвестиционной открытости в со­циально-экономическом развитии региона.

Позиционирование Кировской области на национальном и мировом уровнях - это и экономический, и инвестиционный потен­циал. Сегодня ставится задача разработать информационно-технологические аспекты, продвижения инвестиционного имиджа ре­гиона. Данное направление представляет вза­имный интерес, обеспечивая конкурентоспо­собность региональной экономики и пред­приятий области.

России нужна новая экономически эф­фективная региональная политика. От ее на­личия зависит и ситуация в регионах. Мы должны в тесном сотрудничестве с бизнесом проработать весь перечень крупных проектов, создать модель частно-государственного партнерства с четким разграничением взаим­ных интересов и обязательств бизнеса и го­сударства. Государство должно сосредото­чить свои усилия на развитии транспортной, энергетической, телекоммуникационной, со­циальной инфраструктур. Бизнес должен ре­ализовать на этой основе инвестиционные проекты.

У Кировской области есть предпосылки к созданию логистического центра. Сегодня разработана транспортная стратегия развития области до 2040 г. Кроме того, уже сформи­рованы возможности для того, чтобы пред­принять усилия по более рачительному ис­пользованию природных ресурсов, ориенти­руясь на инновационный путь развития ре­гиональной экономики. Нужно сделать каче­ственные шаги по переработке природных ресурсов, созданию производств с высокой добавленной стоимостью и на этой основе развивать инновационную экономику Реаль­ная основа процесса инновационного под­хода в региональной экономике лежит в кон­солидации всех сил, потому что бизнес, го­сударство и наука в отдельности запустить этот масштабный процесс не в состоянии. Только объединив усилия, мы сможем обес­печить конкурентоспособность и динамизм в развитии Кировской области.

В ближайшие годы Правительство обла­сти намерено продолжать содействие разви­тию корпоративного сектора на основе пуб­личности, саморегулирования и деловой эти­ки. Сегодня в нашей практической деятель­ности необходимо реализовывать проектный подход в решении вопросов социально-эко­номического развития, а также внедрять сис­тему корпоративного управления. Необходи­мо вести последовательную политику, на­правленную на создание стабильных и рав­ных условий для бизнеса. Это придает биз­несу уверенность в предсказуемости действий органов власти. Правительство области на­чало работу над перспективой и выстраива­ет программу действий, которая позволит перейти от политики «латания дыр» к поли­тике созидания. Комплексный подход взаи­модействия бизнеса, власти, науки и обще­ственных организаций позволит, с одной сто­роны, создать системную модель партнер­ства, закрепить ее основные цели, принци­пы и методы организации, определиться, на­конец, со сферами применения и основными механизмами. С другой стороны, такой под­ход позволит упорядочить теоретический опыт и практическую базу, существующую на сегодняшний день в Российской Федерации.

Итак, предмет партнерства бизнеса и вла­сти на лицо, поэтому необходимо консоли­дировать наши усилия и системно и серьез­но работать в этом направлении.