Программа строительства сельских клубов реализуется в республике успешно, но вновь построенные учреждения культуры зачастую оказываются недозагруженными.

Нерешенных проблем в социальной сфере еще хватает, и Татарстан в этом смысле не исключение, поэтому четыре года назад, думается, никто бы не упрекнул Президента Рустама Минниханова, если бы вместо программы строительства сельских клубов в республике был запущен какой-то другой, не менее значимый социальный проект.

Однако в 2012 году в Татарстане стартовала именно эта программа – «Сельские клубы», в рамках которой к настоящему времени построено 184 многофункциональных культурных центра (в среднем по одному в год в каждом муниципальном районе) на общую сумму 2 млрд рублей. Программа беспрецедентная, учитывая, что последняя волна массового строительства сельских клубов в нашей стране наблюдалась еще во времена «развитого социализма». В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях.

Напомним, что строительство новых клубов велось по нескольким типовым проектам. В каждом конкретном случае при выборе проекта учитывался целый ряд факторов – перспективность села, наличие здесь школы, спортивного зала, библиотеки и т.д. Особое внимание было уделено требованиям пожарной безопасности и доступности учреждений культуры нового типа людям с ограниченными возможностями. В среднем строительство одного клуба обходится бюджету республики в 100 млн рублей.

В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры. Больше того, татарстанский опыт рекомендован Министерством культуры РФ для распространения в других российских регионах. Поэтому не удивительно, что недавнее заявление министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина о том, что вновь построенные сельские клубы недозагружены и работают в полсилы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По его словам, в среднем здесь проводится по три мероприятия в неделю и только 16 процентов жителей вовлечены в работу клубных формирований. Таковы результаты необъявленных выездов сотрудников Министерства культуры в сельские клубы, построенные в 2013–2014 годах. Впервые они были озвучены министром на итоговой коллегии ведомства, а затем стали поводом для обсуждения деятельности сельских учреждений культуры на республиканском совещании с участием Президента Рустама Минниханова.

В частности, под прицелом критики оказались Новошешминский, Нурлатский, Зеленодольский, Тукаевский и Алькеевский районы, где лишь 7–8 процентов сельчан нашли себе занятие по душе и протоптали тропинку к сельскому клубу. Также недотягивают даже до средних показателей Муслюмовский, Тукаевский и Апастовский районы. Здесь сельскими учреждениями культуры проводится от силы 1–2 мероприятия в неделю. А в селе Тюбяк-Чекурча Арского района, куда проверяющие нагрянули в субботу вечером, новенький клуб и вовсе оказался на замке. Темными окнами встретил их очаг культуры и в селе Сахаровка Алексеевского района.

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры

По всей видимости, это и стало последней каплей… Услышав, что в выходной день не работает практически каждый пятый сельский Дом культуры, Рустам Минниханов возмутился: «Какой толк от строительства клуба, если он в субботу вечером закрыт? Жизнь на селе и так не сладкая, а мы лишаем людей культурного досуга». Клубы должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа, потребовал в очередной раз Президент и поручил Счетной палате РТ организовать проверку деятельности сельских учреждений культуры. «Мы должны знать, зачем вкладывали туда деньги», – заявил Рустам Минниханов.

По информации Минкультуры, обеспеченность клубных учреждений республики специалистами в настоящее время составляет всего 56 процентов, и, по мнению Айрата Сибагатуллина, это одна из главных причин недостаточной загруженности сельских клубов. То есть практически каждый второй клубный работник не имеет специального образования, а следовательно, и четкого представления о том, как грамотно организовать работу сельского клуба с учетом современных реалий, когда даже деревенские бабушки знают слово «Интернет» и с удовольствием общаются по «Скайпу» с живущими в городе родственниками. А что сегодня им может предложить сельский клуб? В лучшем случае – посиделки с вязанием… Еще одно «дежурное блюдо» – концерт художественной самодеятельности, местной или из соседнего района. Конечно, профессиональные артисты из Казани тоже приезжают, и тогда аншлаг в сельском клубе обеспечен, но это случается не так часто, как хотелось бы.

О молодежи и говорить нечего. Сегодня ее даже дискотеками в клуб не заманишь. Вернее сказать, если у молодых людей есть выбор – пойти на дискотеку в сельский клуб или проехать 10–15 километров до райцентра (а уж один автомобиль, пусть и отцовский, на компанию из трех-четырех человек сейчас всегда найдется), где на той же дискотеке собирается человек сто, то многие предпочитают именно этот вариант, чем идти в клуб, где топчется под музыку от силы с десяток подростков.

При всем том сельские учреждения культуры, судя по отчетам, по многим показателям демонстрируют устойчивую положительную динамику. В частности, по количеству созданных здесь клубных формирований – кружков, студий, ансамблей и прочей самодеятельности. То есть клубы работают, и зачастую весьма активно, но, как правило, в довольно узком и традиционном направлении. В первую очередь это все, что связано с темой сохранения нематериального культурного наследия. Дело, безусловно, нужное и увлекательное, особенно для тех, кто не просто любит фольклор, но и сам поет, танцует, сочиняет частушки и т. д. Однако, во-первых, не каждому такие таланты даны природой, а во-вторых, далеко не всем это интересно. Что поделаешь, люди-то разные! Не говоря уже о том, что большинству взрослых сельчан просто недосуг ходить в клуб на спевки и водить хороводы.

Поэтому главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает! Другое дело, что пройдет два-три года – и сельские мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, соответственно, претерпит изменения и круг их интересов. А значит, клубным работникам все равно не уйти от вопроса: чего хочет сельская молодежь?

Как ни покажется странным, сельская молодежь хочет того же, что и городская. И в первую очередь это общение со сверстниками. А вот посредством чего реализуется эта потребность – дискотек, совместного творчества или распития алкогольных напитков – это как раз вопрос культурных приоритетов. Но если у городской молодежи есть разные варианты культурного времяпрепровождения, то в сельской местности альтернативы клубу, в общем-то, нет. Поэтому сегодня как никогда важно переформатировать его деятельность таким образом, чтобы по возможности перенести реалии современного городского досуга на сельскую почву. Но это легко сказать.

Главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает!

Тем не менее, вероятно, имеет смысл вернуться к первоначальному значению английского слова club как свободному пространству для регулярных встреч и неформального общения людей с общими интересами – деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными. Одним из примеров такой организации досуга являются набирающие популярность в молодежной среде антикафе. Слово «кафе» известно всем, а приставка «анти» указывает на то, что это все-таки не точка общепита, а именно место для общения, где, однако, всегда можно выпить горячего чая или кофе. Но самое главное, человек вправе сам выбирать ту или иную форму культурного досуга в приятной, почти домашней обстановке. Здесь можно почитать книги и журналы, посмотреть видео с ноутбука, поиграть в настольные игры, а также проводить различные мастер-классы, лекции, викторины.

Если сельские клубы будут организованы по принципу «тайм клуба» или «антикафе» в плане предоставления комфортных площадок для общения и совместного проведения досуга, то как минимум это пробудит в людях здоровое любопытство, и они потянутся в клуб за новыми, необычными впечатлениями. В идеале же сама обстановка сельского клуба должна быть источником эстетических впечатлений и в хорошем смысле раскрепощать, давая выход творческой энергии и глубоко запрятанному, подзабытому чувству единства и культурной общности.

    Сама в свое время работала в сельской школе по распределению и хорошо знаю, что значит для селян клуб. Все зависит от его хозяина – заведующего. Он и ставки культработников сможет (или не сможет) пробить, и сам дипломированных культработников найти и увлечь их работой. И еще: если раньше говорили, что молодежь бежит из села от скуки и безработицы, то сегодня эти аргументы у болтунов выбили. Клубы есть, другое дело –наполнить их содержанием. Похоже, на это требуется новая госпрограмма.

Дома культуры — настоящие творческие центры в поселениях. Люди живут на селе именно этими центрами, это их досуг и общение.
Именно такой точки зрения придерживаются жители села Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области.
И когда возник вопрос о необходимости ремонта клуба — решили начать ремонтные работы своими силами.
Многие уже слышали и читали в прессе о том, что в селе создано и активно работает ТОС и общественное объединение клуб «Соковкин» (названо по фамилии основателя села), куда вошли старейшины села, уважаемые люди, молодежь, руководители учреждений и предприятий, расположенных на территории поселения. Очень интересно проходят заседания клуба, на котором решаются вопросы благоустройства села, строительства и ремонта социальных объектов, скверов, зон отдыха с прудами и другие жизненно важные проблемы.
И самое важное во всей этой работе, что жители поняли: все, что делается совместными силами, направлено на улучшение жизни и будущего села.
Сейчас на субботники выходят до 100 человек.
На субботниках мы приступили и к ремонту клуба, который планируем закончить в этом году к 400-летию села Тр. Сунгур.
Уже заменили крышу, пожарную сигнализацию установили, отремонтировали несколько кабинетов. Сейчас приступили к капитальному ремонту здания, которому уже к полсотни лет.
Ремонт сельского клуба должен осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ульяновской области на 2014 -2018 гг.», в которую мы вошли в 2014 году. На эти цели будет выделено 3,75 млн. руб. Из них: 3 млн. руб. — областной бюджет, 750 тыс. руб. — местный бюджет.
Во всех делах и начинаниях нас поддерживают министерство культуры правительства Ульяновской области, администрация района и поселения, жители села. Большую помощь оказывают предприниматели села и руководители организаций холдинга ЗАО «Проминвест».
Вопросы приобретения костюмов, инструментов и оргтехники решаем через ТОС.
В клубе успешно работают хор ветеранов «Журавушка», вокальные группы «Околица», «Ивушка», фольклорный ансамбль «Чаваш Шапчаке», 4 детские вокальные группы, а также кружки прикладного искусства, клубные объединения по интересам. Здесь работают люди, искренне любящие свои традиции, свою культуру.
Сельские дома культуры и библиотеки — это центр общественной и культурной жизни людей на селе, место общения, развития творческих способностей сельчан.
Да, нам сложно выживать в век компьютерных технологий, фейерверков. Нам далеко до столичных шоу-программ…
Но сохранить русское село с его бытом и традициями — это задача государства, а значит, и местных властей.
Изменения пусть медленно, но приходят. Молодежь не спешит менять место прописки, растет рождаемость на селе, а значит, что у Троицкого Сунгура есть будущее.

Творческий подход к своей работе директора МКУК «Будановский СДК» Елены Анатольевны КОНОВАЛОВОЙ вызывает неизменный интерес одновременно у людей всех возрастов, ибо каждое поколение находит в нём что-то близкое для себя. Талантливая, озорная, весёлая, три года назад она пришла работать в сельский клуб директором. Её энтузиазм, позитивное настроение и профессионализм в организации досуга жителей деревни Будановка был ими оценён. С мнениями неравнодушных и самого директора знакомит читателей Галина ГОРЯИНОВА.

Елена Анатольевна Коновалова

Клубная работа - это моё призвание. Я с раннего детства отличалась неукротимой фантазией, которую теперь с удовольствием воплощаю в своей любимой работе. В зону обслуживания Будановского СДК входят шесть населённых пунктов, в которых проживает 2501 человек. Анализируя своё трёхлетнее пребывание на посту директора, отмечу, что ни одна категория населения не осталась без внимания. Тесно сотрудничая с администрацией Будановского сельсовета, школой, библиотекой, мы стремимся привлечь в Дом культуры максимальное количество жителей Будановки, в первую очередь, это дети.

На базе учреждения культуры функционируют восемь клубных формирований - шесть детских и два взрослых. У нас так заведено: если что сложилось, то это надолго.

Фольклорный ансамбль «Досуг» ведёт свою историю с 1991 года, на начальном этапе своего становления коллектив назывался «Будановские припевочки». С 2000 года переименован в «Досуг». И в этом же году за творческие успехи, активную просветительскую деятельность и пропаганду фольклора был удостоен высокого звания «Народный». Фольклор лёг в основу всей дальнейшей деятельности коллектива, ведь красота народной песни, её задушевность приковывает к себе внимание, придаёт людям силы, ибо в каждой песне - мудрость, накопленная веками. Ансамбль участвовал в многочисленных концертах на районных и областных сценах, побеждал в конкурсах сценического мастерства, принимал участие в съёмках телепередачи «Играй, гармонь любимая!», участвовал в юбилейном вечере журналистки и известной писательницы, нашей землячки Галины Скворцовой в Карелии.

Руководитель ансамбля Тамара Андреевна Горяйнова - человек одарённый, талантливый самородок земли Золотухинской. Сочинённая ею песня «Коренная» исполняется на главной сцене на открытии Коренской ярмарки. С момента образования поёт в нём и Нина Фёдоровна Рыкова. Помимо любви к исполнению народных песен, есть у неё и ещё отрада - рукоделие. Подворье Золотухинского района на ежегодной Коренской ярмарке всегда украшено её красочным ковром ручной работы, многочисленными вышивками и вязаными изделиями. По итогам областного смотра-конкурса «Живая нить традиций» мастерица была удостоена Диплома Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел». Дополняет своеобразное талантливое досуговое сообщество и Ольга Андреевна Дивина, умело подбирая ткани, со вкусом украшая костюмы вышивкой не только для ансамбля, но и для всех творческих проектов клуба. Рушник её работы есть в музее «Курские рушники», организованном при областном отделении Союза женщин России. За участие в областном смотре-конкурсе «Живая нить традиций» награждена Дипломом I степени Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел».

Продолжают традиции титулованных народных исполнителей самодеятельный коллектив «Хорошие девчата», а также детские коллективы в разных жанрах: и поют, и танцуют, и учатся декламировать. С большим интересом участвуют дети в музыкальных спектаклях, где задействуется около тридцати ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Их потрясающая и честная игра, многообразие костюмов, пошитых специально к каждому спектаклю, смена красочных декораций, сопровождающихся песнями и танцами, игры и конкурсы, проводимые по окончании представления, и детская дискотека - всё это неизменно вызывает восторг и отличное настроение и у зрителей разных возрастов, и у артистов. Творческая жизнь наших детей и молодёжи в стенах клуба заполнена тематическими программами, вечерами, турнирами знатоков, конкурсами рисунков, караоке, беседами и показательными акциями о здоровом образе жизни, вреде курения, алкоголизма, наркомании, часами размышлений, спортивными играми и экскурсиями в лес, спектаклями, утренниками, дискотеками.

Трепетно относимся к теме Великой Отечественной войны. Возле Дома культуры находится памятник исторического наследия «Воину-освободителю», который каждый год коллективом СДК озеленяется и ремонтируется. Героическое прошлое и славное настоящее нашей Родины, её победы, успехи и достижения в политической, культурной и социальной жизни - всё то, что слилось в единое целое, олицетворяющее историю России, находит отражение в наших мероприятиях: концертных программах к знаменательным датам и традиционным праздникам, митингах, Уроках мужества, встречах с участниками и вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсиях по местам боевой славы, в сборе материалов по истории села и оформлении уголка старины. Доброй традицией стали чаепития к Международным дням инвалидов и пожилых людей, поздравления участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на дому.

Чтобы в нашем Доме культуре было уютно и тепло, в последние годы для этого сделано много: подведен газ, проведен косметический ремонт здания, обновлена сцена, заменены шторы для занавеса и кулис, вставлены окна.

Привели в порядок и прилегающую к Дому культуры территорию - вырубили кустарники, убрали мусор, разровняли почву и разбили клумбы. Приятно отметить, что в Год культуры, объявленный Президентом РФ, мы победили в конкурсе на получение денежного поощрения муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений, и сейчас стали участниками ещё одного смотра-конкурса учреждений культурно-досугового типа по организации молодёжного досуга на открытых площадках «Каждому клубу - чистую зону отдыха». Решили оборудовать детский мини-городок с фонтаном. Зона отдыха в 120 квадратных метров уже обсажена по периметру вязами и дубами. В дальнейшем, разбитая на сектора отдыха и украшенная цветочными композициями, она будет оснащена детскими спортивными сооружениями, набором качелей, горок, песочниц и других малых форм для детей младшего возраста.

Владимир Соловьёв,

популярный диджей в нашем районе

Я веду дискотеки в Будановском Доме культуры. У нас самая зажигательная музыка дискотек прошлого и настоящего времени в обработке лучших диджеев планеты, задорные конкурсы и хорошее техническое обеспечение: мощные колонки, множество светомузыки - стробоскопы, лазеры различных цветов, дым-машина, сканеры и прочие светодиодные приборы. Мы следим за порядком в клубе во время дискотеки, поэтому нас выбирают многие. К нам приезжают из самых разных деревень, посёлков, районов и даже городов. Лично я сам тоже много, где бывал, но такого, как у нас, не встречал нигде. Я проводил множество опросов, где посетители отвечали: почему выбирают именно наш клуб. Вот некоторые из отзывов моих знакомых:

Виталий, д.Жерновец

Отдыхали с друзьями. Всё очень понравилось. На фоне всех клубов нашего района будановский, пожалуй, единственный, с поистине клубной атмосферой. Ощущаю себя, чуть ли не на Казантипе.

Анжелика, г.Курск

Я думала, что в деревне дискотеки всегда скучные и однообразные, пока подруга не пригласила в Будановский Дом культуры - он не уступал, а в некоторых показателях даже превосходил городские ночные клубы. Я осталась довольна. Теперь каждую субботу - в Будановке.

Евгений, п.Золотухино

Жаль, у нас такого нет, мне у вас нравится тем, что каждая дискотека отличается от предыдущей. Постоянно новые лица, по-настоящему «культурная» обстановка. Всё как надо.

София, м.Свобода

Много места, много народа, много светоэффектов, зажигательная музыка, много всего, чего не хватает всем в унылые будни. Всем советую.

Юлия Гладких,

десятиклассница Будановской школы

Диджеи каждый раз радуют нас новой музыкой, различными конкурсами, интересными музыкальными номерами от заманчивых необычных танцевальных номеров до чтения рэпа. Благодаря культорганизатору Евгению Егоровичу Коновалову и директору Елене Анатольевне Коноваловой в нашем СДК на модные дискотеки собирается вся молодёжь района и не только.

Эмма Алексеевна МАМОНТОВА,

бывший председатель Будановского сельсовета

Скажу, что в Будановском Доме культуры мероприятия проводятся для всех категорий населения - это День матери, День семьи, День пожилых, День инвалида, Масленица... Впечатлениями о прошедших праздниках я и сама не раз делилась на страницах газеты «Золотухинская жизнь». Все мероприятия проходят с сюрпризами и подарками, с участием всех творческих коллективов, уже так полюбившихся нам всем - это детский фольклорный ансамбль «Весенняя капель», детский танцевальный кружок «Василёк», эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», народный ансамбль «Досуг», а вот недавно появился дуэт «Вдохновение» - и всё это под чутким руководством директора Елены Анатольевны Коноваловой. Благодаря её усилиям, в Доме культуры открыт музей народных промыслов «Родник», посещают который и воспитанники детского сада, и школьники, и мы, взрослые. Елена Анатольевна много внимания уделяет благоустройству прилегающей территории, диву даёшься, и когда только успевают и праздники проводить, и цветы высаживать.

Александр Алексеевич ШУМСКИЙ,

председатель первичной ветеранской организации

Благодаря Елене Анатольевне, её стараниям, энергии, активной жизненной позиции и, главное, неравнодушию Дом культуры возобновил свою деятельность в другом качестве, оснастился современными техническими средствами, приоритетным направлением стало военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большим интересом пользуются мероприятия, формирующие у молодёжи понятия о простых семейных ценностях, - любви, верности, кровного родства. Вся клубная деятельность, актуальная по содержанию и тематической направленности, сопровождается разнообразными музыкальными номерами, интересными презентациями и видеороликами. Всё большее число жителей Будановки стали проводить свой досуг не только у экранов телевизора, сидя дома на диване, а потянулись в СДК с огромным удовольствием. Радуют зрителей эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», танцевальный кружок «Василёк», активно продолжающий работу народный ансамбль «Досуг». Елена Анатольевна сумела создать вокруг себя сплочённый творческий коллектив единомышленников, неравнодушных к своему делу.

Галина Викторовна САФОНОВА,

продавец магазина «Визит» д. Будановка

Я с удовольствием посещаю и участвую во всех мероприятиях, которые проводятся директором Будановского Дома культуры Еленой Анатольевной Коноваловой. Это и вечера отдыха «Кому за тридцать» с интересными конкурсами, масштабные по времени и песенному содержанию праздничные концертные программы, тематические вечера. Завораживают и взрослых, и детей необычные постановки детских музыкальных спектаклей, которые проходят со сменой декораций и сценических костюмов. Причём весь постановочный реквизит и костюмы сделаны и сшиты руками работников клуба и добровольных помощников. Наши дети идут в СДК как в уютный, добрый дом, где живут феи и эльфы. Само здание, кстати, требует капитального ремонта и немалых материальных затрат. И тем более удивительно, что при явной скромности денежных средств, здесь царит атмосфера уюта, добра, присутствует яркое творческое начало.

Старики любят утверждать, что «раньше жилось веселей». Даже в трудные годы, когда и недоедали, и надеть особенно нечего было, на деревенских улицах не смолкали песни. В самом деле: если человек сыт и хорошо одет, это еще не означает, что он непременно удовлетворен жизнью – для него, независимо от возраста и интересов, важна возможность общения, самовыражения.Нужен ли деревне клуб?

Этот вопрос скорее риторический. Вероятно, более актуально он будет звучать в несколько иной интерпретации: зачем деревне клуб? Для того чтобы «организовать интересный и полезный досуг сельской молодежи»? Нет, это, пожалуй, критерии уже дней минувших. Досуг – это часть той большой работы, которую должны выполнять клубы. Тем более что современные молодые люди, в большинстве своем экипированные автомобилями и сотовыми телефонами, найдут способ развлечься. Вопрос в том – какой?

Сегодня на передний план выступают иные ориентиры. Людей – и молодых, и пожилых – пока исподволь, но уже начинает объединять стремление к возрождению России, ее культуры, наших духовных традиций, художественных промыслов, самобытного народного творчества. «Верхи» только говорят об этом, а «низы» этим живут. В конце концов, сегодня всем понятна простая истина: расцвет культуры села будет поддерживать нравственное здоровье населения.

– Среди многих глобальных задач для нас одна из важнейших – переход от развлекательности к усилению воспитательной составляющей нашей работы. «Развлекаловка», в которую повсеместно ударились в 90-е годы и сейчас продолжают культивировать, приводит к тому, что население оболванивается, – говорит в одном из своих интервью председатель комитета по культуре Курской области В. Рудской. – Когда мы говорим об организации досуга, это не означает, что надо занять время людей чем угодно, без оценки нравственных аспектов. Наше общество было сильно духом, патриотичностью в хорошем смысле этого слова – на этом всегда держалась Россия.

– В системе нравственного воспитания молодого поколения именно учреждениям культуры отводится едва ли не самая главная роль, – убеждена начальник Льговского районного отдела культуры заслуженный работник культуры РФ В. Шамина. – Дискотеки чисто развлекательного характера мы ликвидировали как таковые. Клубные учреждения являются центром формирования культурной среды в своем населенном пункте, пропагандируют здоровый образ жизни, ведут работу, направленную на развитие творческих способностей молодежи, ее эстетическое воспитание.

На снимках: подвижники культуры на льговской земле: певунья из Иванчиково Валентина Романова; режиссер экспресс-театра районного Дома культуры Сергей Сергеев; самодеятельные артисты из села Кудинцево.

В числе других льговских сельских Домов культуры Валентина Тимофеевна выделяет Иванчиковский, обращая внимание на то, что именно здесь работают «почитатели народных традиций, собиратели русского песенного фольклора». Туда мы и едем.

Первое, что сразу привлекает внимание, – своеобразная «изгородь» вокруг ДК: различные по диаметру резиновые покрышки, выкрашенные в яркие тона.

– Нравится? – интересуется директор СДК Н. Радышевский.

– Необычно.

– А в культуре все необычно, потому что у нее денег нет. Вот насобирали колес по всему селу и соорудили себе заборчик. Пойдемте в само здание – увидите, что сидим мы без света уже целый месяц, а долгое время и телефон не работал.

Николай Владимирович считает, что «разработчики 131-го закона допустили оплошность, передав клубы муниципалитетам». В Иванчиковском ДК, например, «обрезали свет» лишь потому, что у сельсовета долг большой.

– Клуб не виноват, а пострадал за компанию. Но подобного никогда не случилось бы, убежден директор, если бы «культура была государственной».

– А как же вы мероприятия свои проводите? – сочувствую я Николаю Владимировичу.

Он многозначительно улыбается:

– Выходим из положения…

«Культура» в Иванчиково, действительно, небогата. Само здание клуба требует ремонта, музыкальная аппаратура старая. Возможно, она бы уже приказала долго жить, если бы Н. Радышевский после каждого мероприятия не возвращал ее к жизни в «реанимации» – своем кабинете, где он совсем старые запчасти меняет на «менее изношенные». Транспорта тоже нет, если, конечно, не считать лошадку из личного подворья директора, на которой он «со своими девчатами разъезжает по разным культурным делам», а зимой «в образе Деда Мороза» развозит подарки.

«Слабая материальная база» Иванчиковского СДК не стала причиной того, чтобы здесь опустили руки и просто сидели в ожидании, когда глава сельсовета отпустит денег. Проводя массу мероприятий, пытаются заработать сами, но не всегда «желаемое совпадает с действительным».

– Вот идет у нас, допустим, дискотека,– рассказывает руководитель агитбригады ДК Л.Тюленева,– платная. Мы радуемся: хоть что-то можем положить в свой пустой кошелек. Но… накрапывает дождь, а на крыльце стоят девчонки, которым родители не всегда могут дать даже пять-десять рублей. Как их не пустить?! Мы же с ними, что называется, из одного колодца воду пьем...

И тем не менее в клубе прекрасная костюмерная. Причем костюмы, по выражению директора, «на все случаи жизни»: для бальных танцев, театрализованных представлений, проведения различных обрядовых мероприятий, для агитбригады. «Девчата», как ласкательно называет их Николай Владимирович, все шьют сами, «из собственных материй». Кстати, иванчиковская агитбригада является желанной не только в родном селе, ее с радостью ждут во многих Домах культуры Льговского района.

Подъезжая к селу, обращаешь внимание на фермы: они стоят выбеленные, на территории вокруг тоже наведен порядок – клубные работники постарались: культура должна проявляться во всем. Прежний председатель хозяйства сам играл на баяне, участвовал в художественной самодеятельности. Да и новый руководитель ООО «Ленинский путь» В. Скрипкин проявил первый знак внимания – подарил «суперсовременный дорогой микрофон».

– Я вот цитату одну запомнил и неустанно ее повторяю: «Когда рушится культура, первой под ее обломками гибнет нравственность». Но этого нельзя допустить! – взволнован Н. Радышевский. – У нас работает 11 формирований: 6 для взрослых и 5 для детей. Есть даже кружок художественного слова! Проводим вечера-портреты. Чествуем, скажем, доярку и на ее примере учим молодежь уважать этот поистине героический труд. Дети сидят в зале и уже совершенно иными глазами смотрят на своих матерей. А на праздниках села мы чествуем наших старожилов, рассказываем о трудовых и боевых подвигах наших земляков – это очень важный нравственный момент. Когда человек любит свою мать, родную деревню, он и за судьбу всей России волноваться будет.

В общем, Радышевский, которому присущи хорошие организаторские способности (недаром ведь работал когда-то главой сельсовета), «сколотил» работоспособный и творческий коллектив. Не все имеют специальное образование, как он сам (Л.Тюленева, например, окончила сельскохозяйственный институт), но все, включая библиотекаря Любовь Полянскую, ее мужа Николая – баяниста, стараются работать, как они сами говорят, «с изюминкой». Впрочем, ждут и «профессиональное пополнение» – три выпускницы местной средней школы учатся в колледже культуры и обещают вернуться домой. Директор написал о своем родном селе песню. Ему очень хотелось, чтобы ее услышали «гости», и он уговарил своих «девчат» спеть ее. Его дочь – Валентина Романова, художественный руководитель ДК, – запела красивым чистым голосом: «На зорьке весенней поет соловей, как радостно жить мне в деревне моей…».

– Обязательно напишите, что сельский клуб очень важно поддержать, – наказывает Николай Владимирович, прощаясь.– Если он, не дай Бог, закроется, деревня умрет, потому что он сегодня – единственная отрада. У нас вот сейчас и света нет, а люди все равно приходят вечером – не только молодежь. И вот мы сидим, поем песни под луной.

– У нас 18 СДК и 15 сельских клубов и, я думаю, мы никогда не подойдем к той критической черте, когда встанет вопрос о закрытии хотя бы одного из них, – убеждена В. Шамина. – Тем более что Иванчиково не является приятным исключением. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию самодеятельного народного творчества ведется в Большеугонском, Селекционном, Кудинцевском и других сельских Домах культуры.

Валентина Тимофеевна заостряет внимание на том, что творчество, энтузиазм – это, конечно, замечательно, но и для творческих людей далеко не последнюю роль играет материальная поддержка. К сожалению, этот фактор недооценивают некоторые главы поселений, на баланс которых переданы «очаги культуры». Но есть и весьма приятные «моменты сотрудничества».

У Ольшанского Дома культуры как-то сразу веселей становится на сердце: здание ухоженное, вокруг высажены молоденькие хвойные деревца, на клумбах – цветочная рассада. Практически заканчивалась третья декада апреля, но электрическое отопление здесь не отключали. Тепло, красивые шторы на окнах, «дорожки» на полу в библиотеке, которая находится в этом же здании, создают атмосферу домашнего уюта. Директор Дома культуры Н. Белозерова и заведующая библиотекой Н. Быканова наперебой хвалят главу Ольшанского сельсовета О. Ситникова: «На ремонт средства выделяет, зарплату платит вовремя, с отоплением проблем нет».

– Наверное, большие налоги собираете? – интересуюсь я у Олега Николаевича.

– Откуда? – разводит он руками.

– А откуда ж тогда средства?

– Мне не хочется раскрывать карты. Могу только одно сказать: человек, который пришел во власть для того, чтобы работать, сообразит, как решить возникающие проблемы. Надо уметь налаживать контакты с людьми.

Видимо, О. Ситников делать это умеет, хотя он еще достаточно молодой и руководитель, и человек. В Ольшанке «не с кого собирать налог», даже подоходный – небольшое число людей, как рассказывают женщины, работают только в психоневрологическом доме-интернате, «нет даже колхоза». И тем не менее глава поселения находит средства на поддержание Дома культуры в образцовом состоянии и сам охотно участвует в проводимых мероприятиях. На последних выборах глав сельсоветов он был соперником у своей матери, проработавшей в этой должности много лет. Односельчане избрали представителя молодого поколения Ситниковых и считают, что не ошиблись.

«Ольшанскую идиллию» сменяет совершенно иная картина в Городенске. Дом культуры (на снимке) встречает нас большим замком, скрипучим крылечком и глубоко вошедшим в землю фундаментом. Он, весь ободранный, с немытыми стеклами, напоминает какого-то уж совсем отпетого бомжа. Прямо напротив этой «ветхой лачужки» на скамейке у ворот сидит пожилая женщина. Знакомимся и, пока ждем директора «с посланным гонцом», беседуем. Анна Сергеевна, оказывается, когда-то работала в «этом клубе» уборщицей, и он ей «не чужой», она переживает, что клуб стал «убогим».

– Сюда, наверное, никто и не ходит, – пытаюсь я выведать побольше информации.

– Да что ты! – не соглашается Анна Сергеевна. – Молодежь на танцы сходится. Мне 80 лет, а все равно хожу на Новый год или на Женский день. В селе триста дворов, и в каждом свои хлопоты – повстречаться даже некогда. Вот только клуб один нас и может собрать. Еще и песни попоем, молодость вспомним…

«Внутреннее убранство» клуба удручает не менее, чем внешний облик. Обвалившаяся печка да разломанные кресла – вот, пожалуй, и все «достопримечательности». Кстати, кресла «на бедность» по просьбе В. Шаминой были переправлены сюда из бывшего Льговского кинотеатра, когда его переоборудовали под спортивно-оздоровительный комплекс. Увидев их в таком состоянии, Валентина Тимофеевна задала директору Городенского ДК В. Бодрову очень короткий вопрос:

– Это – что?

– Молодежь ломает! Не буду же я за каждым ремонтировать! – Виктор Иванович возмущен.

– Что-то маловато в зале кресел…

– Отдали часть в красный уголок.

То есть на ферму СПК «Рассвет», которым руководит В. Моторыкин. Не отдать, наверное, нельзя было. В Городенске несколько иная ситуация, чем в других селах: клуб до сих пор находится на балансе хозяйства.

– Моторыкин отказался передавать его сельсовету, – рассказывает В.Шамина. – Ремонта никакого не производилось. Теперь, когда здание доведено до крайности, «хозяин» не против «его отдать». Но кому оно такое нужно?! Глава района А. Пияльцев нас поддержал: пусть сначала отремонтирует, а потом передает.

К сожалению, встретиться ни с В. Моторыкиным, ни с главой сельсовета А. Полянским не удалось. Но жители Городенска рассказали, что власть культуру не жалует, денег на нее не отпускает, хотя СПК «Рассвет» довольно крепкое хозяйство. Конечно, трудно делать конкретные выводы, не поговорив с местными руководителями, от которых в значительной степени зависит культурный уровень села, но то, что культура у них не в чести, ясно и без разговоров. Между тем ответ на вопрос, зачем деревне клуб – очевиден…

Анна БЕЛУНОВА.

Фото Станислава ГЕРАСИМЕНКО.

Оставьте ваш отзыв

КЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Тема настоящей статьи настолько избита, что вызывает жалость. Но жизнь в нынешней России всё же доказывает, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё один раз! Итак, речь всё о тех же муниципальных учреждениях культуры на селе.
Расходы на ремонт крыши, санузлов, водопровода, пожарную безопасность, устройство интерьера клубных учреждений бюджету не нужны, - это трата денег, которых в муниципальных кошельках и так не хватает! Да и зачем изводить деньги на вещи, которые бюджету не нужны?! Неужели, чтобы произвести впечатление на людей, которых бюджет не выносит?! То есть посетителей клубов, а ещё конкретнее, жителей села…В итоге получается, что село имеет ту культуру, какую ему финансируют. Иначе говоря - никакую!.. Это значит, что сельские клубы и Дома культуры так и будут пребывать в состоянии «вечного анабиоза». Сами они не в силах выдавить из себя родимые пятна социализма – нищету, запущенность, инфантильную зависимость от бюджетного «ошейника» и запретительных административных догм (клубы и Дома культуры - не коммерческие заведения – упаси вас Боже гнаться в их стенах за прибылью!) А вокруг уже расплодились бары, казино, частные досуговые заведения, которые щедро облагораживаются, обзаводятся яркими «цацками», всякими «заманухами», - понятное дело: ради прибыли! Они, в отличие от клубных учреждений, легко обстроились и вписались в новый общественно-политический строй, который мы всё ещё боимся назвать этим неприятным словом - капитализм!
Что ж, тогда зададимся вопросом: а нужны ли сегодня вообще сельские клубы и Дома культуры? Может, пустить им контрольный выстрел в голову и дело с концом?!
В последние годы мы печально наблюдаем за тем, как родное государство перегоняет село из одного тупика в другой – ещё тупее! Никакого сострадания к сельскому жителю, к его быту и духовной культуре. Материнские наши деревни вымирают на глазах. Всё труднее удержать молодёжь на селе. В поисках достойного заработка и перспектив молодые люди пускаются во все тяжкие по городам и весям страны, разделяя судьбу миллионов нелегальных гастарбайтеров…И конца этим «хождениям» пока не видно.
Сам собой напрашивается вопрос: есть ли у нашего государства вообще какая-нибудь политика на селе? Смягчим вопрос: хотя бы в области культуры?
Нам говорят, что есть (ладно, Бог всё видит!). Тогда кто же претворяет её в жизнь? Может, эта социально-культурная миссия возложена на бары, казино и другие частные увеселительные заведения, расплодившиеся как грибы после дождя? Ничуть не бывало! Частный бизнес не обременяет себя никакими другими мотивами и обязательствами, кроме получения прибыли! Остаются, по всей видимости, лишь государственные и муниципальные учреждения культуры. Им-то чиновники и заявляют: действуйте смелее, внедряйте в свою работу новые прорыночные установки…
Какой цинизм, братцы мои! И как он далёк от истинного положения дел! Стыдно сказать, но нынешние клубы на селе живут запасами технических средств, приобретённых ещё в перестроечные времена, в начале 90-х годов прошлого века! Кроме того, каждое муниципальное сельское учреждение культуры – солидное самостоятельное хозяйство: здание требует регулярного текущего ремонта; отопительное, сантехническое и энергетическое оборудование не обойдутся без должной профилактики и ухода. Кадры тоже стареют, а низкий престиж работника культуры на селе (отсутствие жилья, должной зарплаты, перспективы роста) непривлекателен для молодёжи. Вот и получается «картина маслом»! Пока сельские очаги культуры носят бюджетный ошейник и накрепко привязаны к порогу наших сельских администраций, которые, в свою очередь, сами находятся в меркантильной зависимости от всякого рода «спонсоров» и «меценатов» (когда ещё народятся на селе настоящие Морозовы да Третьяковы!), о каких таких прорыночных установках может идти речь? Даже самые благополучные клубы и Дома культуры, стремящиеся всеми правдами и неправдами вписаться в рыночную канву, и те уже безнадёжно увязли в распрях и юридических тяжбах по имущественным отношениям с местными органами власти, исповедующими непререкаемый бюджетный завет: «Имущество клубов и Домов культуры – муниципальная собственность». Это значит, она обязана сохранять некую «девственность», а любые отношения с ней должны носить характер непорочного зачатия…
Идущая до сих пор чиновничья возня в финансовых ведомствах вокруг дальнейшей судьбы сельских клубов и Домов культуры ни к чему не привела. Вопрос так и завис в воздухе. Руководствуясь доводами формальной логики, чиновники рассуждают примерно так: в условиях рыночной стихии услуги государственного клубного учреждения рьяно потреблять никто не рвётся! (Правильно, их вынуждены оплачивать только те, у кого нет денег пойти в частные диско-бары и развлекательные заведения! – АВ) И все разговоры о том, что нужно поддерживать государственную культуру, все эти сельские КДУ (культурно-досуговые учреждения) у чиновников-«рыночников» вызывают лишь циничный смех. Они предлагают свой вариант «оптимизации бюджетной сферы»: сотнями, тысячами смело сокращать эти учреждения. Во всяком случае, сегодня мы наблюдаем явную тенденцию к сокращению клубной сети на селе, и никто не утруждает себя мыслями о выработке «особых подходов», учитывающие специфику сельской культуры.
Между тем, совершенно необходим новый подход к оценке клубной деятельности на селе. И одним из главных определяющих этого подхода должен стать сам факт, что местные учреждения культуры выполняют ответственную миссию по проведению государственной культурной политики на селе! Говоря на армейском языке: в зоне военных действий! Потому что здесь сплелись в один узел множество негативных составляющих. Во-первых, чудовищно низкая платежеспособность населения. Во-вторых, крайняя изношенность зданий и клубного оборудования. В-третьих, отсутствие кадровых и финансовых ресурсов. В силу этого невозможно рассчитывать не только на какие-нибудь «городские» и коммерческие формы досуга, но, что очень важно, на действенные культурно-воспитательные и патриотические акты…
Вывод напрашивается сам собой: исполнять культурную миссию на селе кроме государственных и муниципальных клубных учреждений, по большому счёту, более некому! А если учесть, что выполнять эту миссию на селе значительно труднее, чем в городе, то и финансирование сельских государственных и муниципальных учреждений культуры должно происходить строго на федеральном уровне – как финансирование особых стратегических объектов! Для пущей наглядности приведу лишь один пример. По данным Министерства обороны, 75 процентов личного состава Российской армии укомплектовано выходцами из деревень, сёл и небольших провинциальных посёлков! Неужели кто-то думает, что эти парни выросли в диком лесу, сами по себе? Ведь наверняка значительную роль в их гражданском и патриотическом становлении сыграли и продолжают играть те самые сельские культурно-досуговые учреждения. Уже один этот аспект (не считая множества других!) ставит решения судеб сельских клубов в список первоочередных стратегических задач государства – стратегических и для выживания села!

ВЛАДИМИР АВЕТИСЯН,
Директор Сёминского Дома культуры «Радуга»,
Ковернинский район Нижегородской областиКЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!