Если удастся после запуска вернуть на Землю первую ступень без повреждений, то ее повторное использование позволит сделать следующий запуск дешевле, признает пресс-служба Объединенной ракетно-космической корпорации России. В России есть наработки по подобным ракетам, добавляет сотрудник компании.

Реальная экономия

Российские эксперты считают, что глава компании, возможно, преувеличивает размер экономии, но признают, что многократное использование ускорителей даст большой экономический эффект. Стоимость первой ступени составляет 60-70% от цены ракеты, отметил редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев, но у Falcon 9 она тонкостенная, толщиной в несколько миллиметров. Из-за этого доля стоимости первой ступени в общих затратах на запуск может быть ниже.

Стоимость изготовления ракеты нужно будет делить на количество возможных повторных пусков, к ним добавятся затраты на топливо, на экспедицию по возвращению ступеней к месту старта. «Кроме этого будут затраты на восстановление ступеней, сертификацию, оценку работоспособности, заправку топливом и повторный запуск. И как быть с прибылью? Без нее Маск работать не будет», - уверен Афанасьев.

Ранее разработчики, стремясь добиться многократного использования ракет-носителей, шли другим путем, применяя планирование на крыльях и посадку по «самолетному типу».

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин считает, что схеме работы Falcon 9 присущи свои плюсы и минусы. Из плюсов: сохраняется сама ступень и, главное, двигатель. К минусам эксперт относит необходимость размещения на ракете дополнительных систем, обеспечивающих посадку первой ступени, включая дополнительные посадочные двигатели, горючее для них и так далее. Все это утяжеляет ракету-носитель, уменьшая массу выводимой на орбиту полезной нагрузки на 10-30%. Кроме того, проверка возвращенной первой ступени на надежность и отсутствие серьезных дефектов после ее посадки по стоимости может быть сравнима с постройкой ее заново.

Спасая первую ступень, можно сэкономить деньги на ее создании заново для следующих запусков. С другой стороны - теряя массу полезной нагрузки, компания теряет деньги за ее вывод на орбиту. «Успешными схемы с возвращаемой первой ступенью могут быть только при достижении баланса между ценой спасенной ступени, и ценой выведенного на орбиту груза, и стоимостью подготовки ступени к повторным запускам», - рассказывает Ионин РБК.

По его словам, сейчас цена двигателей ракеты составляет до 40% стоимости всего запуска, которая, в свою очередь, колеблется в пределах $60-100 млн. То есть проект можно будет считать успешным, если затраты на технические решения по возврату ступени, ее повторную подготовку и потери доходов от уменьшения массы выводимого груза не превысят $25-40 млн.

Ракета-носитель Falcon 9 и грузовой корабль Dragon в цифрах

505,8 т масса ракеты-носителя

3,7 м диаметр Falcon 9 и Dragon

68,4 м высота ракеты-носителя

5,88 МН стартовая тяга ракеты-носителя на уровне моря

180 с время работы первой ступени

5,2 м длина грузового корабля

6 т масса грузового корабля

Источник: SpaceX

Битва за килограммы

Россия пока сохраняет лидирующие позиции на коммерческом рынке доставки грузов в космос. Основным преимуществом отечественной космонавтики является более низкая, чем у конкурентов, стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки. По данным , средневзвешенная по количеству запусков последних пяти лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США этот показатель - $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы - $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимость доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше различается по странам и составляет примерно $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.

Минимальная стоимость доставки 1 кг груза на низкую опорную орбиту для ракет Falcon 9 сейчас составляет около $4,3 тыс. При снижении этого показателя использовать американские носители станет выгоднее, чем российские: сейчас стоимость запуска «Протона» составляет $80-100 млн, ракета может вывести на низкую опорную орбиту 23 т груза ($3,4-4,4 тыс. за 1 кг)

Еще ракеты Маска проигрывают в грузоподъемности - «Фальконы» способны доставлять на орбиту спутники примерно в полтора раза легче, чем могут наши «Протоны». Возможно, что цена Маска демпинговая и, получив часть рынка, он будет поднимать цены, говорит Игорь Афанасьев. Но если ему удастся добиться многоразовости использования носителей, может получиться наоборот - он их еще опустит, продолжает он.

В планах компании Маска освоить также пилотируемые полеты, а не только доставку грузов. Доходы России от доставки американских астронавтов на МКС в 2013 году составили $335 млн. NASA заключило с Роскосмосом контракт на эти услуги на период с 2014 по 2016 год на сумму $753 млн. С 2017 года американское космическое агентство планирует отправлять людей на МКС на кораблях собственного производства. Соответствующие проекты разрабатывают компании SpaceX, Boeing и Sierra Nevada. Если «Фальконы» станут многоразовыми, отечественная космонавтика проиграет в этом компоненте, говорит Игорь Афанасьев.

О возможности экономии при запуске задумываются и в России. «Возвращаемая первая ступень - один из вариантов, которые сегодня рассматриваются для удешевления стоимости вывода полезной нагрузки в космос», утверждают в пресс-службе Объединенной ракетно-космической корпорации. Специалисты ОРКК считают, что экономически эта идея обоснованна: самый дорогостоящий элемент первой ступени, двигатель, разрабатывается с существенным запасом прочности, позволяющим осуществлять несколько запусков. Разработка ракеты с многоразовой первой ступенью предусмотрена проектом федеральной космической программы до 2025 года.

Рынок доставки грузов и космонавтов далеко не самый большой в космическом бизнесе. По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013 году выросли на 4% - до $314,2 млрд. Из них коммерческая составляющая достигла $240,1 млрд, а государственный сегмент - $74,1 млрд. Две крупнейших отрасли коммерческого космоса - спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На две эти отрасли приходится около 60% от общего объема выручки.

Из находящихся на орбите действующих космических аппаратов лишь около 10% принадлежат России. В основном это спутники ГЛОНАСС, а также военные спутники навигации и связи. По количеству спутников мы в четыре раза уступаем США, где большая часть аппаратов отвечает за коммерческую связь. Причина отставания - слабое развитие отечественной радиоэлектронной промышленности, считает Игорь Афанасьев.

Компания SpaceX была основана летом 2002 года предпринимателем Илоном Маском, сооснователем платежной системы PayPal. Первые несколько лет работы фирма занималась разработкой технологий и поиском правительственных контрактов. Свою ракету Falcon 1 компания Маска впервые запустила в марте 2006 года, но тогда течь в топливной системе вызвала пожар, ракета потеряла управление и упала в море недалеко от места старта. Успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1 в сентябре 2008 года (незадолго до подписания контракта с NASA).

Falcon 9, по размерам в три раза превосходящий прошлый тип ракеты, начал разрабатываться как перспективный носитель еще до первых неудач Falcon 1. Договоренности по программе CRS (программа коммерческой доставки грузов NASA) лишь подстегнули эти исследования. На 2015 год намечен запуск новой линейки ракет - Falcon Heavy.

Илона Маска журнал Forbes назвал «революционером сразу в двух отраслях». Бизнесмен даже стал прототипом главного героя фильма «Железный человек» (герой оригинальной серии комиксов был «срисован» с образа Говарда Хьюза). На конец 2014 года Маск с состоянием $8,2 млрд занимает 158-е место среди богатейших людей мира по версии Forbes.

Компания SpaceX

Основана летом 2002 года предпринимателем Илоном Маском, сооснователем платежной системы PayPal. Первые несколько лет работы фирма занималась разработкой технологий и поиском правительственных контрактов. Ракету Falcon 1 компания Маска впервые запустила в марте 2006 года, но тогда течь в топливной системе вызвала пожар, ракета потеряла управление и упала в море недалеко от места старта. Успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1 в сентябре 2008 года (незадолго до подписания контракта с NASA).

Falcon 9, по размерам в три раза превосходящая прошлый тип ракеты, начала разрабатываться как перспективный носитель еще до первых неудач Falcon 1. Договоренности по программе CRS (программа коммерческой доставки грузов NASA) подстегнули эти исследования. На 2015 год намечен запуск новой линейки ракет - Falcon Heavy.

Как возвращали Falcon

Для приземления отработавшей ступени ракеты компания SpaceX построила специальную морскую платформу-космодром. Она располагалась в Атлантическом океане и удерживалась на месте с помощью водометных двигателей - подобная система используется на нефтяных платформах глубоководного бурения. Довольно внушительные, по человеческим меркам, размеры посадочной площадки (100 м в длину и 60 м в ширину), тем не менее, очень малы для посадки объекта с большой высоты: например, максимальная длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 306 м.

В самой компании вероятность точного приземления оценивали не более чем в 50%. Сложность в необходимости снижения скорости падения с 1300 м/c до 250 м/c и торможении перед самой посадкой, когда скорость падения не должна превышать 2 м/c. Ракета высотой с 14-этажный дом должна была приземлиться вертикально и встать на платформе при помощи специальных опор, размах которых составляет около 20 м. Для более точной посадки конструкторы использовали решетчатые стабилизаторы, которые ранее применялись только на баллистических ракетах класса «воздух - воздух» и в системе аварийного спасения советских кораблей «Союз».

В результате первая ступень Falcon 9 попала на посадочную площадку. Но приземление, как сообщил в своем

По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года - Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза - с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х.

Как США скупали космический опыт СССР

В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут - экипаж нужно регулярно обновлять.

Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства - телескопы.

Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию "Мир" будет вчетверо дешевле, - рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.

Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту "Мир - Shuttle".

Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, - говорит один из сотрудников Роскосмоса. - Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.

Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов. Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими - в пределах 10 суток.

В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.

На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей "Союз". Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям - пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине - бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём - отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень - командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять - российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.

Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, - рассказывает Андрей Ионин. - Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на "Союзах", отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту "Прогрессами" и "Союзами" [в NASA Лайфу уточнили, что отдельно не платят за перевозку грузов "Прогрессами"].

Реванш на космических маршрутках

Если раньше американцев интересовали технологии, то теперь - доставка на орбиту единственной "маршруткой", причём опять же советской: первый запуск кораблей серии "Союз" состоялся ещё в 1967 году.

После катастрофы в 2003 году "Колумбии" и последующей приостановки полётов челноков Shuttle у NASA не осталось собственного корабля доставки. Сейчас работают две схемы доставки на МКС: в первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом - наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца - это четыре полёта на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продаёт иностранцам шесть мест в год.

В Роскосмосе отказались отвечать на вопросы о финансовом аспекте сотрудничества с США, но в NASA дали выкладки.

Полная стоимость контракта на 2018 год - 491 172 275 долларов за шесть мест, - сообщил Лайфу представитель NASA Дэниел Хуот. - США приобретают места в "Союзах" для астронавтов NASA и международных агентств (европейское ESA, канадское CSA, японское JAXA), они потом компенсируются бартером. Четыре рейса в год: на двух по астронавту NASA, на двух - по одному астронавту и одному партнёру из международных агентств, итого шесть мест. В контракт входят приземление и спасение экипажа в 2019 году, вплоть до 31 декабря 2020 года, все необходимые тренировки и подготовка к запуску и полёту, доставка некоторого багажа экипажа до и от станции, а также дополнительные услуги, связанные с запусками и приземлениями.

Хуот привёл данные по перечислениям NASA Роскосмосу с 2006 года, и вышло, что с тех пор транспортировка подорожала вчетверо (кумулятивная инфляция - 276%):

Итого - $3,4 млрд. Для понимания, последний транш в полмиллиарда долларов - это около трети годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (104 млрд рублей). На вопрос о том, как Роскосмос обосновывал увеличение цен (при том что доллар с 2006 года девальвировал на 18%, рубль - на 145%), представитель NASA только констатировал, что у Штатов нет выбора.

"NASA нужно обеспечить доставку с помощью квалифицированного подрядчика для поддержания работы многомиллиардного актива и для выполнения обязательств NASA перед российскими, канадскими, европейскими и японскими партнерами. Таким образом, NASA необходимо приобретать места на «Союзах»"

Прибыль Роскосмоса по меньшей мере покрывает расходы на доставку к МКС российских космонавтов: по словам Ионина, "сам "Союз" стоит около $30 млн, запуск - ещё $30-40 млн, значит, одно место стоит уже 25 миллионов долларов, не нужно забывать о расходах на подготовку, адаптацию, возвращение".

"NASA это может себе позволить, учитывая их бюджет в $17-18 млрд и то, что запуск одного Shuttle обходился в начале 2000-х годов в сумму от $450 млн до $1 млрд"

Кстати, для космических туристов путёвка стоит дешевле. В 2001 году Деннис Тито заплатил за кратковременный полёт $20 млн, а в прошлом году в космос должна была лететь известная певица Сара Брайтман, после подготовки она сняла свою кандидатуру. Официальной причиной были названы "семейные обстоятельства", но, по другой версии, она так и не смогла собрать нужные $52 млн.

Американцам придётся продлевать контракт

С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.

Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.

Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на "Союзах" больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.

Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет - ведь нужно думать о человеческих жизнях, - рассказывает Андрей Ионин.

"Союз" известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода - люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.

По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 - это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У "Союза" такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.

"В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle"

С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет - потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.

Следующий год должен стать важным для космической отрасли как с экономической, так и с идеологической стороны. NASA планирует нарушить монополию России на доставку космонавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Вывод грузов на околоземную орбиту (и даже машин к Марсу) с помощью частных компаний уже стало привычным явлением. Но столь же незыблемы были и позиции «Роскосмоса», который с 2011 года доставлял «Союзами» космонавтов всех стран, отправляющихся на МКС.

Материальный интерес

Согласно документу с проектом бюджета NASA на следующий год в апреле 2019-го должна состояться первая частная миссия к МКС, в рамках которой на борт станции будет доставлен экипаж. Перспектива подобного шага не только подорвет монополию «Роскосмоса» на доставку космонавтов на орбиту, но и породит будущую мини-гонку в космосе. А гнаться есть за чем - с 2007 по 2017 год «Роскосмос» получил за услуги доставки космонавтов почти $3,5 млрд, и на эти деньги претендует больше, чем два игрока.

Как можно догадаться, одним из основных претендентов на лидерство является компания миллиардера Илона Маска SpaceX и ее проект Crew Dragon, известный так же как Dragon 2.

Пока землян отвлекали созданием и стартом сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, SpaceX параллельно вела работу над собственными космическими кораблями. Ее грузовой Dragon уже доказал, что доставлять грузы на МКС может и Илон Маск.

Несколько сотен миллионов в год, которые компания SpaceX может «отгрызть» у «Роскосмоса», - не единственный стимул для компании Илона Маска. Его космическая корпорация заключила контракт с NASA на $2,6 млрд на разработку и сертификацию пилотируемого корабля для полетов на МКС. Dragon Crew на орбиту способна доставить уже существующая Falcon 9.

У Маска и «Роскосмоса» есть еще один конкурент. Частный пилотируемый корабль делает и компания Boeing. Она также имеет контракт с NASA (на сумму до $4,3 млрд) и проект собственного корабля, который развивается буквально «ноздря в ноздрю» с детищем Маска. Речь идет от аппарате Boeing Starliner , «космической капсуле XXI века». Проект Boeing выводится на орбиту ракетой-носителем Atlas 5. Она также уже существует и достаточно давно используется, но ее старт обходится значительно дороже, чем у Falcon 9.

Отметим, что первый пилотируемый полет американского корабля не отменит использования «Союзов», они также значатся в проекте бюджета.

Деньги - не главное

Кроме материального интереса, битва SpaceX и Boeing идет за звание первого создателя частного пилотируемого комического корабля. Хотя SpaceX чаще мелькает в космических новостях, но именно Boeing стояла у истоков космических успехов США. В частности, принимала участие в разработке ракеты Saturn-V, лабораторного модуля Destiny для МКС и даже сверхсекретного военного аппарата X-37b. Учитывая историю компании, ее вес в американской индустрии и связи с госструктурами, автор не стал бы записывать проект Starliner в аутсайдеры.

Несколько особняком от рассмотренных выше проектов стоит многоразовый корабль Orion компании Lockheed Martin. Аппарат сможет не только восстановить сообщение американцев с МКС, но и стать основой для лунной и даже марсианской миссий NASA. Он уже был испытан в космосе: в 2014 году Orion был выведен на орбиту носителем Delta IV Heavy. В будущем NASA планирует использовать его в связке с мощной ракетой SLS, способной обеспечить доставку космонавтов к спутнику Земли и даже к Красной планете.

Кто будет первым на Луне

Против проекта Orion играет чрезмерная дороговизн стартов SLS - она оценивается в $500 млн против $90 млн у Falcon Heavy. Поэтому не стоит рассчитывать на использование Orion на земной орбите.

Зато именно SLS и Orion особо полюбились американским конгрессменам - во время последних именно на эти два проекта добавили больше всего средств. Руководитель пилотируемой программы NASA Билл Герстенмайер отметил, что для миссий к Луне, в частности на проектируемую окололунную станцию, будет использована SLS, потому что Falcon Heavy имеет несколько худшую грузоподъемность.

Впрочем, Илон Маск планировал облет космонавтами Луны и без помощи со стороны NASA - идет негласное соревнование, кто первый это сделает в XXI веке.

Бюджет еще могут скорректировать в NASA, а технологические трудности - отодвинуть старт. Но, к сожалению, американцы стараются повторить успехи России (СССР), такие как доставка людей на МКС. Через год или чуть позднее Россия потеряет возможность гордиться уникальной технологией доставки людей на станцию. Тем временем в США разворачивается битва за будущее не только бизнеса по доставке грузов и космонавтов к МКС, но и всей космической отрасли в целом.

12 мая 2016 | 13:58

optimistka15: "Я знал, что география - это не сильная сторона демшизы, и она считает, что за МКАДом начинается полярный круг".

Милый, так вы меня убедили в том, что небесная механика вообще недоступна "патриотам". Чем южнее расположен космодром, тем дешевле обходится вывод на орбиту килограмма груза. Вменяемые люди давно бы построили экваториальные платформы или, по крайней мере, продолжали бы запускать с Куру...

alexandro_1961: "Чем южнее расположен космодром, тем дешевле обходится вывод на орбиту килограмма "

Это мне еще в школе рассказали. Но вынужден повторить - география не является сильной стороной демшизы. Я ничего не могу поделать с тем, что Россия расположена в северной части Евразии. Можно конечно взять Казахстан, Киргизию обратно в состав, и построить еще один космодром. Пока же география построить его южнее не позволяет.

Запуск с зарубежных космодромов - субоптимален, так как дорого и в существующей политической реальности, могут "за долги Юкосу" арестовать и ракеты и спутники.

Про экваториальные платформы я вообще не уверена, что это будет экономически дешевле. Так что свой космодром - это правильное решение, если мы хотим развивать космос и не ждать каждый раз разрешения западных партнеров на запуск.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 14:35

optimistka15: "если мы хотим развивать космос и не ждать каждый раз разрешения западных партнеров на запуск".

Так вот именно, что пора понять, что в ХХI веке мир един, и не искать, блин, "особые пути". Глобализация - штука объективная, и она не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. Впрочем, если кому-то до сих пор патриотически нравится трясти кольцами в носу - да на здоровье.

alexandro_1961: "Так вот именно, что пора понять, что в ХХI веке мир един, и не искать, блин, "особые пути". "

Ага, эту хрень про "мир един" я слышала в конце 80-х. После чего мы просрали собственную армию, промышленность и почти просрали космос, а население страны реально пухло с голоду 10 лет после "единения мира".

"Глобализация - штука объективная, и она не имеет ничего общего с квасным патриотизмом. "

Глобализация - штука объективная, но это вовсе не значит, что нужно ключи от космоса отдать в руки дядям из Вашингтона. Потому как эти дяди, строго в рамках глобализации, вовсе не заинтересованы, чтобы Россия чего-то там запускала. Им будет вполне достаточно, чтобы россияне гнали на глобальный рынок дешевую нефть, газ и красивых и недорогих девок.

А за остальные позиции на глобальном рынке нужно бороться, причем очень жестко. Никто там просто так куски пирога не отдает.

Даже своим партнерам по НАТО, американские друзья легко и просто перекрывают кислород на рынке.

Так что если вам хочется быть энергетическим придатком глобального мира (который на самом деле - глобальная война), и трясти кольцами в носу, то милости просим. Отказываемся от национальных проектов, зовем американских консультантов в правительство и смотрим, как группка олигархов зарегистрирует в Делавэре оффшорки и начнут гнать через них российскую нефть на рынок Китая. А вы будете жрать картошку, которую вырастили сами, и ждать, когда жена вернется с панели и принесет немного денег, которые ей оставил западный секс-турист.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 14:54

optimistka15: "Так что если вам хочется быть энергетическим придатком глобального мира (который на самом деле - глобальная война)"

А это произошло независимо от моего или вашего желания. Россия упустила свой шанс - ну и сиди, не рыпайся. Нефиг было устраивать путч в октябре 1917 года. А дальше всё пошло развиваться по своим внутренним законам. Дальше нормальным мир будет осваивать Марс, летать к Плутону - а Россия исправно поставлять нефтепродукты и закупать у Финляндии мобильники. Я, может, и не хотел бы быть энергетическим придатком - но куда деваться, если объективное развитие событий к тому повернуло.

alexandro_1961: Ну вы еще до Ивана Грозного нырните. Большинство современных стран пережили глобальные изменения в начале-середине 20-го века.

А шанс мы просрали не из-за 1917 года, а из за того, что в 1991 году поверили, что сейчас то мы границы откроем и вольемся в западный мир. Легли и расслабили булки.

Оказалось, что вливаться в западный мир лежа к верху жопой на постели западного консультанта очень непросто.

Пусть они летают на Марс и Плутон. Нам этой хренью заниматься некогда. Нам нужно, во-первых, по основным позиция (мясо, зерно, рыба) вывести сельское хозяйство на передовые позиции и обеспечить этими продуктами себя. За ним подтянуть машиностроение, за тем пойдет все остальное.

З.Ы. Финляндия не производит уже много лет мобильники. Они просрали в глобальной конкуренции, от Нокии остался один логотип, который давно купили американцы и делают мобилы в Китае. Там сейчас финов можно пересчитать по пальцам одной руки.

alexandro_1961 12 мая 2016 | 15:14

optimistka15: "А шанс мы просрали не из-за 1917 года, а из за того, что в 1991 году поверили, что сейчас то мы границы откроем и вольемся в западный мир. Легли и расслабили булки".

Вы имеете право на вашу точку зрения.

svas1962_ 12 мая 2016 | 15:32

optimistka15: Нам много чего нужно. Вот только ни сельское хозяйство, ни машиностроение ни вообще НИЧЕГО невозможно вывести на передовые позиции при этой власти.

svas1962_: а какая нужна власть? Вот я видела власть Брежнева, потом Черненко с Андроповым, потом Горби, потом царь Борис и его олигархи, теперь Путин.

Пока из всех - Путин наиболее адекватный. Да, очень нерешительный, не Квачков конечно. Но потихоньку и с ним страну построим, главное семибанкирщину не пускать к власти. А остальное - это пустяки.

svas1962_ 12 мая 2016 | 16:25

optimistka15: Гы-гы-гы! Семибанкирщина - это просто детки шаловливые по сравнению с кооперативом Озеро, который сейчас у власти. И Путин - да, наиболее адекватный. В деле разграбления и уничтожения страны.

svas1962_: Я жила и при семибанкирщине и при кооперативе озеро. Не надо мне рассказывать, что хуже.

При семибанкирщине средняя зарплата (1998 год) была 20 долларов. А при кооперативе озеро в 2014 - 600 долларов.

svas1962_ 12 мая 2016 | 17:01

optimistka15: Так жила или жил?
Рассказывать, что хуже не буду. Обращу только внимание на вашу полную неспособность устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

svas1962_: Ты на свои способности посмотри.

Еще раз - при семибанкирщине ЗП была 20 долларов, при кровавом кооперативе озеро - 600. Сможешь с трех попыток определить, какая сумма больше?

Как думаешь, когда больше крали - когда рабочим давали по 20 долларов или когда по 600?

Японское космическое агентство запустило к Международной космической станции грузовой корабль HTV-7, который доставит на нее оборудование, материалы для экспериментов и продовольствие для экипажа. Кроме того, корабль привезет на МКС спутник STARS-Me, с помощью которого инженеры агентства технологии, которые в будущем могут быть использованы для строительства «космического лифта». Трансляция запуска проходила на YouTube-канале агентства.

Японское космическое агентство снабжает свой модуль «Кибо» и МКС в целом с помощью грузовых космических кораблей HTV. Этот тип кораблей является самым грузоподъемным среди всех грузовых аппаратов, которые на сегодняшний день применяются для доставки грузов к станции - максимальная масса полезной нагрузки HTV составляет 6,2 тонны. Один из технических недостатков корабля заключается в том, что при возвращении на Землю он сгорает в плотных слоях атмосферы, из-за чего его нельзя использовать для доставки результатов проводимых на МКС научных исследований.

Миссия HTV-7 должна стать первой, при которой этому кораблю все же удастся вернуть на Землю грузы в неповрежденном состоянии. Для этого HTV-7 оборудовали капсулой HSRC (HTV Small Re-entry Capsule) с герметичным контейнером, в который космонавты на МКС смогут разместить грузы общей массой 20 килограммов. После того, как корабль отделится от станции и его двигатели придадут ему достаточный импульс для схода с орбиты, капсула отделится и полетит самостоятельно. На последнем этапе она выпустит парашюты и приземлится недалеко от острова Минамитори , где его поднимет японское судно.


Капсула HSRC (на заднем фоне) и внутренние контейнеры для размещения грузов


Схема капсулы

Ракета-носитель среднего класса H-IIB с HTV-7 на борту стартовала с площадки Ёсинобу космического центра Танэгасима 22 сентября в 20:52 по московскому времени. После прибытия к МКС космический корабль захватит роборука Canadarm2, которая переместит его к стыковочному шлюзу модуля «Гармония», соседствующего с японским модулем «Кибо».


Грузы в HTV-7 размещены в двух отсеках - герметичном и негерметичном. В первом размещено 4,3 тонны грузов, в том числе стойки для научного оборудования, перчаточный бокс для экспериментов и разработанная Европейским космическим агентством система жизнеобеспечения, которая будет преобразовывать воду и углекислый газ в кислород и метан. Также в герметичном отсеке находится продовольствие и другие предметы для экипажа, разработанный в агентстве экспериментальный радиатор замкнутого цикла и три наноспутника формата CubeSat: SPATIUM-I, RSP-00 и двойной спутник . Последний из них по сути представляет собой два спутника, соединенных десятиметровым тросом, который размотается после запуска с МКС. После этого по тросу будет перемещаться контейнер. С помощью STARS-Me ученые надеются собрать данные, которые в будущем могут быть использованы при создании полноценного космического лифта.


Стойки EXPRESS Racks с интерфейсами для подключения оборудования для научных экспериментовне увенчались успехом, из-за чего корабль сгорел в атмосфере, не выполнив одну из главных задач миссии.

Григорий Копиев