Японский миллиардер, фанат искусства и будущий космо-турист. Рассказываем, кого Илон Маск запустит к спутнику Земли и на чем полетит счастливчик

Юсаку Маезава. Наверное, вам это имя незнакомо - он не слишком популярен за пределами своей родины (по крайней мере, не был, пока не выкупил космический турполет у Маска), но в Японии известен как довольно нетипичный бизнесмен, увлеченный искусством и уверен, что оно может способствовать "миру во всем мире".

Во время пресс-конференции в корпоративном офисе компании SpaceX в городе Готорн, Калифорния, стало известно, что он станет первым клиентом SpaceX в качестве космо-туриста вокруг нашего спутника.

Полет планируют (примерно) в 2023 году на ракете SpaceX BFR, которая до сих пор находится на стадии разработки и оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Миллиардер уже внес “значительный” аванс за путешествие, но точная сумма не раскрывается. Интересно, что предприниматель сам пришел с предложением путешествия к Илону Маску.

“Он очень смелый человек, если решился на это”, - сказал глава SpaceX, предупредив также о рисках предстоящего полета, - "Это опасно. Это вам не прогулка по парку. Это потребует определенной подготовки. Это даже не полет на самолете - всегда есть шанс, что что-то пойдет не так".

Несмотря на это, Илон пообещал обдумать вариант совместного путешествия: ракета SpaceX пролетит в 200 километрах от Луны и вернется на Землю.

"Вы должны понимать, что это он выбрал нас, и мы очень этим гордимся. Он очень смелый человек, и, видимо, наиболее к этому мотивирован", - отметил Маск, отвечая на вопрос японского журналиста, что вкратце звучало примерно как "почему именно японец?"

На пресс-конференции Маезава взял микрофон, и в течение 15 минут рассказал не только о том, что такой полет является его мечтой, но и о планах выхватить на BFR более одного места: предприниматель собирается взять с собой художников и представителей творческих профессий, чтобы вдохновить их на новые свершения.

"Луна с детства вдохновляла меня, поэтому я не мог упустить шанс увидеть ее вблизи", - сказал Юсаку, -" В то же время, я не хотел бы быть одиноким в этом путешествии. Я хотел бы разделить этот опыт с как можно большим количеством людей".

По его словам, в компании будут режиссер, художник, танцор, писатель, музыкант, модный дизайнер, скульптор, фотограф и архитектор. Все эти люди присоединятся к Маедзави в полете, который продлится около недели.

По возвращению они создадут выставку своих “лунных разработок”, чтобы отметить полет. Этот проект предприниматель назвал #dearMoon. "Луна всегда вдохновляла человечество. Ради этого этот проект", - сказал Маезава.

Предприниматель не назвал конкретных имен, однако обратился к аудитории: “Если вы услышите это от меня, скажите “да” и примите мое приглашение. Пожалуйста, не говорите "нет"!”.

Так кто же такой Юсаку, как он заработал деньги на лунные путешествия и на чем он полетит?

Знакомьтесь, Юсаку Маезава

Юсаку Маезава является 18-м самым богатым человеком в Японии и руководителем корпорации “Start Today ”, которая стоит 12 миллиардов долларов. Его личное состояние же оценивают в 2,7 миллиарда долларов, сообщает Forbes .

При этом Юсаку не является “мажором” и богатым наследником: он родился в небольшом городке Камагая в 1975 году, в обычной семье бухгалтера и домохозяйки. Учась в школе, он основал собственный музыкальный коллектив Switch Style.

После школы юноша поступил в университет, выехав за своей девушкой в США. “Я смотрел на эти мрачные лица разных людей и понимал, что никогда не хочу быть похожим на них ", - рассказал предприниматель в одном из интервью.

В Америке парень начал свою коллекцию CD-дисков и пластинок с песнями любимых исполнителей. Впоследствии хобби переросло в идею для бизнеса: в 1995 году Маезава вернулся в Японию и основал фирму по импорту в Азию музыкальных CD-дисков через службы доставки.

Бизнес развивался, и довольно быстро перерос в направление с импортом DVD. В 1998 году компания получила название “Start Today”, в 2000 она перешла на онлайн-платформу (чтобы сэкономить средства), а сейчас включает несколько компаний, которые занимаются веб-разработками и, в частности, веб-магазин одежды Zozotown, который считается самым масштабным в Японии.

Zozotown продает продукты 6300 компаний, а сейчас постепенно меняет правила игры, вводя функцию индивидуального заказа на пошив. И обычным меркам все не ограничится: для такого заказа клиентам отправят специальные костюмы, которые проведут идеальные замеры тела при помощи смартфона пользователя.

На разработку потратили 7 лет и миллионы долларов, но Маезава ожидает, что это приведет к росту его бизнеса на 400 процентов и оценке компании в 46 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Сейчас в подчинении Маезави всего более 900 сотрудников.

Фанат искусства и благотворитель

Юсака - человек, который готов выложить десятки миллионов на развитие прекрасного. Так, в 2016 году на выставке в Нью-Йорке он закупился произведениями искусства на 98 миллионов долларов.

Среди других, в своей коллекции он добавил картину “Без названия” за 57 миллионов неоэкспрессиониста с США Жана-Мишеля Баскии, работу Кристофера Вула за14 миллионов долларов и портрет Винсента ван Гога румынского автора Адриана Гене за 2,6 миллиона долларов. Впоследствии эти картины направились в его Фонд современного искусства в Токио.

Маезава рядом с картиной Жана-Мишеля Баския, которую он купил за 110 миллионов долларов

До 2001 года предприниматель профессионально занимался музыкой: его группа Switch Style подписала рекордный контракт с BMG Japan, а затем выпустила три альбома. Однако после выпуска последнего Маезава вышел из группы, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.

Юсаку известен и благотворительностью: он пожертвовал миллион долларов на восстановление игрового стадиона в своей родной префектуре Тиба, а в 2003 году он договорился с 40 брендами одежды о создании “антивоенных” футболок против боевых действий в Ираке. Заработанные с продаж 53 тысячи долларов предприниматель перевел на благотворительность.

Также мужчина всерьез обеспокоен распространенным в Японии явлением “смерть от переутруждения”, когда люди фактически изнуряют себя работой до смерти. Чтобы избежать таких явлений в Start Today предприниматель установил в компании 6-часовой рабочий день. Юсаку отметил, что так у работников будет больше времени на себя, семью и хобби.

Билет до Луны

Сколько точно заплатил (и, возможно, еще доплатит) Маезава за полет к луне, доподлинно не известно, однако очевидно это достаточная сумма для выкупа около 6-8 мест на корабле.

"Он платит очень много денег. Мы не будем рассказывать, сколько, но это большая сумма, которая поможет разработке корабля и первой ступени ракеты. В конце система BFR создана, чтобы отправить кого угодно на орбиту, Луну, Марс, и он помогает обычным гражданам получить возможность когда-нибудь путешествовать на другие планеты", - ответил Маск на вопрос о деньгах.

Сообщение, распространенный (@yusaku2020) 17 Сен 2018 г. в 10:04 PDT

Ходили некоторые слухи о стоимости 1 билета в 35 миллионов долларов, но их никто не подтвердил.

Big Falcon Rocket

или Big Fucking

Как отметил Маск на презентации, сама суть создания компании SpaceX – ускорить становление человечества как космической цивилизации, развитие ракетных технологий до той фазы, когда человечество сможет стать мультипланетным видом.

По его словам, в конце концов с планетой - по вине человека или нет, что-то таки произойдет. И в интересах человечества не ждать этого, а расселяться по как можно большему количеству небесных тел.

Речь идет именно о мультипланетарности, а не о том, чтобы просто заселить одну планету в каком-то другом месте. Чтобы жизнь была и на Марсе, и на Луне, и на спутниках Юпитера - по всей Солнечной системе, чтобы, наконец, мы могли заселить что-то и за ее пределами”, - сказал предприниматель.

То что же это за ракета, BFR?

В буквальном переводе “Ракета большого сокола” после введения ее в эксплуатацию станет самой мощной разработкой SpaceX.

BFR все еще находится на стадии разработки и тестирования. В высоту она будет где-то с 35-этажный дом (118 метров в высоту), будет иметь две части - ракета-носитель и космический корабль, который выйдет на орбиту, и сможет перевозить не менее 100 тонн полезной нагрузки (для сравнения, Falcon Heavy способна доставить на орбиту Марса максимум 16,8 т груза).

Как ракета-носитель, так и корабль оснащены собственными двигателями и посадочными ножками, а значит, приземляться на поверхность планеты они должны отдельно друг от друга (аналогично тому, как сейчас это делают ракеты Falcon 9).

Корабль, вероятно, сможет вместить около 100 пассажиров, но первый рейс до Луны ограничится кругом где-то в 12 человек. Маск отметил, что отправлять к Луне сразу 100 человек было бы "не слишком разумно".

“Вообще, это 100 тонн прямо к Марсу, при условии дозаправки на орбите. Ракета сконструирована именно таким образом, чтобы доставить 100 тонн нагрузки прямо на поверхность Марса. ”, - сказал Маск.

Он также добавил, что при условии производства топлива на Марсе, оттуда можно будет долететь до пояса астероидов, оттуда до спутников Юпитера. “Таким образом, прыгая по планетах и других небесных телах, можно будет добраться до края нашей Солнечной системы”, - добавил предприниматель.

По словам Маска, BFR должна стать межпланетной транспортной системой, которая позволит добраться в любую точку Солнечной системы, если только мы наладим производство топлива на протяжении всего пути.

Первые тестовые запуски BFR с подъемом ракеты на небольшую высоту могут пройти уже до конца 2019 года, однако о четких сроках говорить рано, особенно из-за недостаточного финансирования проекта.

"Финансирование для BFR - один из ключевых вопросов", - рассказал Маск на конференции. Сейчас SpaceX направляет на ее развитие только 5% своих ресурсов.

Полная запись пресс-конференции SpaceX

"Конечно, у нас есть заказы на доставку грузов к МКС, а в следующем году мы будем отправлять туда космонавтов, у нас также разрабатывается система спутников Starlink и все частные клиенты SpaceX очень важны для развития ракеты", - отметил глава компании.

Подробнее о выше упомянутых проектах читайте в материалах : и

Но относительно любых дат предприниматель не смог дать четкой информации. " Ничего точного мы пока сказать не можем. Даже в этих предполагаемых сроках очень сомневаемся. Если бы у меня был какой-то хрустальный шар, я бы с удовольствием сказал, сколько времени это все займет".

Пассажиром космического электрокара стал персонаж Дэвида Боуи

С той самой площадки Космического центра имени президента Кеннеди, с которой НАСА запускало свои ракеты с астронавтами на борту, в просторы вселенной вонзилась гигантская ракета, окрещенная Falcon Heavy и построенная компанией SpaceX, принадлежащей миллиардеру-предпринимателю Илону Маску.

Несмотря на ветреную погоду, предстартовый отсчет прошел гладко, без всяких заминок. , окутанная пламенем и дымом. Через 15 секунд над огромными толпами зрителей пронесся шум ракеты, мчавшейся со скоростью звука. А еще через 3 минуты самая загадочная часть полета осталась позади. Стартовые двигатели отвалились, а вторая ступень ракеты неслась к орбите Земли.

Спустя приблизительно 8 минут после запуска два боковых ускорителя почти синхронно приземлились на посадочную площадку на мысе Канаверал. А с третьим – центральным – ускорителем вышла промашка. Вместо того, чтобы сесть на плавучую платформу у берегов Флориды, он упал в океан.

Через 7 часов после запуска ракеты Илон Маск сообщил, что третий и окончательный двигатель вывел его спортивную машину на эллиптическую орбиту вокруг Земли, а затем выведет ее на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса...

Falcon Heavy («Тяжелый сокол») - турбокомпрессорный вариант ракеты «Фалкон 9», которая вот уже несколько лет доставляет грузы в космос. Ее запуск явился важнейшей вехой в космических полетах. Впервые ракета такой мощи была запущена в космос частной компанией, а не правительственным космическим агентством.

На борту ракеты находилось другое детище Илона Маска - красная электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещен наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity» (к слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен). Ожидается, что электрокар «Теслы» будет кружить вокруг солнца миллионы лет. «Все это глупый фан, но в жизни глупый фан имеет огромное значение», - заявил Маск. Выйдя на орбиту, ракета стала посылать видеоизображения манекена, сидящего в электромобиле, на ветровом стекле которого можно было прочесть слова: "Don"t Panic" («Без паники»). Эти слова взяты из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Успех запуска Falcon Heavy открывает перед SpaceX перспективы создания еще более мощных ракет, которые должны воплотить в жизнь мечту Маско о посылке людей на планету Марс. Эту миссию должна была совершить ракета нового поколения BFR («большая ракета Фалкон). Ориентировочно BFR будет готова к запуску к середине 2020 годов. «То, что запуск «Фалкона» прошел без сучка и задоринки вселяет в меня уверенность в успех проекта BFR», - надеется Маск. Он добавил, что успешный запуск Falcon Heavy подтолкнет и другие компании, и страны на более амбициозные цели в космосе. «Мы хотим новой космической гонки. Они эти гонки, всегда возбуждают», - сказал Маск.

Илон Маск мечтает о жизни людей на Земле и на Марсе. Он из числа тех предпринимателей нового поколения, которые как Джеффри Безос, основатель «Амазона» и ракетной компании «Блу Ориджин» хочет заселить вселенную миллионами людей. Эту же цель преследует и компания «Планетарные ресурсы», в которую щедро инвестирует Люксембург. Стоит упомянуть и компанию «Лунный экспресс», которая намерена установить регулярную транспортную связь между Землей и Луной.

В нынешней ситуации Falcon Heavy позволит SpaceX состязаться за контракты по посылке в космос более объемистых шпионов-спутников. Некоторые эксперты в области полетов в космос требуют от НАСА использования ракет частных компаний, таких как «Тяжелый сокол» вместо гигантской и более дорогой ракеты SLS, которая сейчас строится для посылки астронавтов на Луну.

По данным на начало 2012 года, две трети компании SpaceX принадлежит Маску. В числе владельцев также называют Google, Fidelity Ventures, Draper Fisher Jurvetson, Founders Fund, Valor Equity Partners, Capricorn и т.д.

Компания Маска спутала карты глобального бизнеса своими низкими ценами и возможностью использовать вновь ступеней ракет. Falcon Heavy способен вывести на низкую земную орбиту 140 тысяч фунтов (63,5 тыс кг) груза. Цена его запуска составляет $90 млн (запуск же «Фалкон 9» оценивается в $62 млн). В контексте космических запусков эти цифры отнюдь не впечатляют. Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза.

Нынешний запуск заставил замолчать критиканов, которые критиковали SpaceX за то, что эта ракета вынесла в космос глубоко засекреченный спутник Zuma. В СМИ появились сообщения о том, что тот запуск был неудачным. Компания Маска решительно отвергает эту версию. В прошлом году Маск заявил, что два «космических туриста» будут заброшены «Фалконом Хейви» на Луну. А в понедельник он заявил, что компания не имеет никаких срочных планов переделки ракет для этого путешествия.

В добрый путь, мистер Маск!

Миннеаполис.

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

Одержавший решающую победу во Второй мировой войне, Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. Больше того - он стал первым среди всех: в этом вопросе СССР опередил даже сверхдержаву США. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого живого человека. Исторически вышло так, что Советский Союз удерживал первенство в освоении космического пространства ровно 13 лет - с 1957 года по 1969 год. КМ.RU предлагает свой выбор десятки самых важных достижений за этот срок.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека - свои плана, а у истории - свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США - это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны - Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция - 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

4 января 1959 г. - станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. - станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка - управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля - 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

8-я удача (первый «мост» между двумя планетами).

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» - серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.

Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте - с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

Беспилотный грузовой космический аппарат «Конотори-7» был выведен на орбиту японской ракетой-носителем H-2B с космодрома Танэгасима. «Грузовик» доставит на МКС (Международную космическую станцию) шесть тонн груза. Помимо предметов обихода и обеспечения жизнедеятельности, а также литий-ионных батарей (одного из основных источников энергии на станции), на борту корабля находится экспериментальный прототип космического лифта.

Он представляет собой два микро-спутника объемом около одного кубического метра каждый, соединенных десятиметровым стальным тросом, по которому будет двигаться миниатюрная автономная капсула.

Конструкция будет выведена в открытый космос и станет своеобразной уменьшенной моделью амбициозного проекта, на которой будут проверены и отработаны все потенциальные проблемы создания и функционирования полномасштабного космического лифта.

По задумке, космический лифт будет выглядеть и функционировать следующим образом:

  • Один искусственный спутник будет находиться на геостационарной орбите Земли. Он станет своеобразной станцией отправки.
  • Приемная же станция может находиться на любом орбитальном космическом объекте. На втором удаленном космическом спутнике, на МКС или даже на лунной базе.
  • Скорость и траектория движения двух станций будут синхронизированы, а между ними будет натянут транспортный трос, по которому можно будет поднимать грузы или экипажи с геостационарной орбиты.

Gizmodo.co.uk

Суть и цель проекта заключаются в следующем:

  • Любой груз нужно будет доставлять традиционным путем не в пункт назначения, а всего лишь на геостационарную орбиту. Это значительно удешевит транспортировку. В перспективе, эту задачу можно будет возложить не на ракеты-носители, запуск которых весьма дорогостоящ, а на геоорбитальные многоразовые челноки.
  • За счет того, что основную часть пути до пункта назначения груз будет проделывать по транспортировочному тросу в условиях вакуума и невесомости, энергозатраты на этот процесс весьма снизятся. Грузы и экипажи можно будет отправлять чаще и больше.
  • В перспективе речь может идти даже о создании лунной или орбитальной базы с возможностью запуска кораблей непосредственно из открытого космоса. За счет отсутствия атмосферы и потери КПД на преодоление мощной земной гравитации это может ускорить процесс освоения дальнего космоса.

Впервые подобную концепцию описывал еще Константин Циолковский. Но технологически возможной она стала лишь в наши дни. Конечно, пока, это лишь эксперимент, но страны-партнеры в проекте МКС продолжают активные совместные изыскания в этом направлении.

К МКС японские космические «грузовики» запускаются раз в год — предыдущий корабль отправился к станции в декабре 2016 года. Прямую трансляцию нынешнего запуска вело Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.


Видео: РБК

Опрошенные РБК , что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

Потеря лидерства

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков . У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков , один из которых . Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.


Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Эксперты в разговоре с РБК , что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники». Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».