КАК ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ (МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ЗАЯЦ, лиса) ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа рассуждений. Формировать понятия о приспособлении животных к сезонным условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимнего леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса, Колобок.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: активизировать на занятии Дашу В., Королину Я.

Предшествующая работа: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЛЕСА, КАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Ход занятия:

В группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, которые уже сидят на стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом, потому что бабушка испекла тебя летом. А летом в лесу…?»

Восп: Дети, как в лесу летом?

Дети: Летом земля покрыта зеленой травкой, растут цветы, на деревьях листья.

Восп: Правильно. А сейчас какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Дети, давайте расскажем колобку, что происходит в лесу зимой.

А ты,Колобок,слушай нас внимательно.

Дети: Все покрыто снегом, холодно. Звери,как и вся природа, тоже готовы к зиме.

Восп: Расскажите Колобку как проводит зиму медведь?

Дети: Подходят к «берлоге» . Медведь зимой спит, он готовит себе берлогу из сухих листьев и веток. Осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно поспать.

Восп: Колобок, ты запомнил как называется зимний дом медведя? Дети, давайте напомним Колобку.

Дети: Берлога.

(походят к дереву с белкой) Белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. В дупле у белки тепло и сухо. Вход в дупло белка затыкает пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.А когда выспится ловко прыгает по веткам проверяя свои запасы. Свою летнюю рыжую шубку она поменяла на серую, зимнюю.

Восп: Дети, как вы думаете, почему белка меняет свой мех зимой на серый.

(дети высказывают свои предположения, если правильных высказываний нет – отвечает воспитатель и закрепляет правильный ответ с детьми).

Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти незаметна на их фоне.

Восп: Дети, напомним Колобку, как называется дом белки.

Дети: Дупло.

Восп: Дети, давайте расскажем Колобку как мы готовимся к зиме.

Физ.минутка. «Встреча зимы.»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму мы встречать(дети шагают на месте).

Что зима нам принесла?(разводят руки в стороны)

Ветер, снег, и холода (хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз(слегка пощипывают себя)

Щиплет щеки (за щеки),щиплет нос (за нос)

Щиплет ушки(за уши), щиплет нос (за нос),

Забирается под шубки (прячут руки под мышки).

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши,губы (трут все поочередно),

Пар пошел даже от шубы.(разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

Восп: Дети, посмотрите, Заяц притаился в сугробе. А как он готовится к зиме?.

Дети: Летом он был серый, а к зиме постепенно побелел.

Восп: Как вы думаете, почему он побелел к зиме?

Дети: На фоне белого снега зайчика незаметно, лисе его трудно найти.

Восп: Правильно, дети. А какой домик у зайца?(если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает) Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Восп: Колобок, ты запоминай. Напомни ему Королина.

Восп: А как лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть.Как вы думаете, для чего?(выслушать ответы детей).зимой на лапках лисы густая шерсть,чтобы не холодно было ей ступать по снегу.Ходит лиса по снегу как в валенках.

Вот,Колобок, сколько тебе дети рассказали о зимнем лесе.Ты все запомнил? Дети с помощью воспитателя рассказывают. Что медведь зимой спит в берлоге, у белки дом – дупло. Она готовит запасы и меняет цвет шерстки. У зайца домика нет, заяц меняет шубку на белую и спит на снегу. А у лисы на лапках отрастает густая шерсть – как валенки, чтобы лапки не мерзли.

Колобок: Спасибо вам дети. Сколько нового я узнал о зимнем лесе. Мне пора уходить. До свидания.

Литература: 1) С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 96 с.

2)Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.-144с.

3)Скоролупова О.А. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России» – М.: О О О «Издательство Скрипторий 2003»,2010.

Лилия Дегтярева
Проект «Как звери готовятся к зиме?»

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Этот проект мы начали по выбору детей. Были предложены природные объекты : деревья, животные, птицы. Они выбрали животных. Детям было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме .

Я представляю проект «Как звери к зиме готовятся .

Нами была выдвинута проблема - почему дикие животные готовятся к зиме ?

Проект краткосрочный , исследовательско- творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель данного проекта :

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Перед нами ставились следующие задачи :

Расширять представления детей о подготовке диких животных к зиме ;

Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе

Проект состоял из трёх этапов :

1 этап подготовительный включал в себя :

Изучение методической литературы

Организация предметно-развивающей среды

Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет-ресурсов по теме проекта

2этап исследовательско-творческий осуществлялся

(через разнообразные виды деятельности) : познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.

Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя : дидактические игры «Кто где живёт?» , «Прятки» , «Угадай по описанию» , «Кто лишний, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель данных игр : закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу» , «Как дикие животные готовятся к зиме » . Цель этих бесед : расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме .

С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?»

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый» , - эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет ? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме ? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

«Почему белка меняет шубку зимой» ?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки : серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.

Следующий опыт : Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Ходили на экскурсию в лес. Обратили внимание на красоту осеннего леса, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям .

Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные игры «У медведя во бору» , «Охотник и зайцы» , «Бездомный заяц» , «Медведь и пчёлы» , «Волк во рву» . В этих играх развивались физические качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в двигательной активности.

Музыкальная деятельность

Прослушивали с детьми музыкальные произведения «Медведь» , «Лисичка поранила лапу» , разучивали песенки «Лиса по лесу ходила» , «Ехали медведи на велосипеде» , «Зайчик» , играли в музыкальные игры «Зайка» , «Плетень» , «С барабаном ходит ёжик» , «Звери и звероловы » . Данный вид деятельности

был направлен на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.

Изобразительная деятельность. Дети красками по замыслу рисовали животных леса. Цель данного занятия : закрепить умение отражать в рисунках диких животных.

Коллективная аппликация

«Кто живёт в осеннем лесу» . Цель : формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Дети обводили шаблоны и вырезали диких животных, нарезали мелко цветные шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой» . Готовых зверей поселили в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Пластилинография. «Дикие животные» . Продолжали детей знакомить с внешним видом животных осенью. Ребята обводили шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирали цвет пластилина и заполняли форму.

В процессе изобразительной деятельности научились рисовать, лепить, наклеивать, у детей закрепились знания о внешнем виде диких животных.

Конструирование из природного материала «Ёжик» . В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям сделать друга для лесного ёжика. Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.

Восприятие художественной литературы

Рассматривали с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В. Бианки «Готовятся к зиме » , А. Блока «Зайчик» , М. Пришвина «Ёж» , К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» . Дети самостоятельно сочиняли и загадывали загадки о диких животных

Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций дети получили новые знания о жизни животных в природе.

Активное участие в проекте принимали родители .

Рисовали вместе с детьми иллюстрации к альбому загадок, оформляли титульный лист альбома, помогли изготовить атрибуты к подвижным играм, разучивали стихотворения с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся » и сами принимали в ней участие.

В заключительный этап проекта вошли : альбом «Загадки и отгадки» .

Сюжетная композиция «Осенью в лесу» . Она выполнена из природного материала, собранного детьми на экскурсии. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали берлогу для медведя.

Дети показали родителям сказку «Как звери к зиме готовятся »

Каждый персонаж сказки рассказывал о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился .

Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – ребёнок учиться применять полученные знания в жизни!

Активное участие в постановке сказки принимали родители.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы : «А ты как думаешь сам?» , что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме . Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

Я считаю, что проблема данного проекта решена . Цель и задачи достигнуты.

Конспект совместной образовательной деятельности

/старший дошкольный возраст/

Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»

Цели:

  • формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;
  • формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки);
  • развивать координацию движений, пространственную ориентировку;
  • воспитывать эстетические чувства.
  • Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой карандаш, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.

  • Организационный момент
  • Я предлагаю вам сегодня помочь белочке подготовить запасы на зиму.

    Ребята, какое время года вы видите на экране? (Зима). Посмотрите, какой красивый зимний лес. Как будто белым покрывалом снег покрыл ветки деревьев, ёлок, землю.

    А вы знаете, что лес служит «домом» для многих диких животных? (Да).

    А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

  • Беседа о том, как звери к зиме готовятся.
  • Игра «Кто лишний?».

    Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний». (Воспитатель объясняет правила игры). Я вам буду показывать на экране животных и птиц, а вы найдите, кто из них будет лишим.

  • Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)
  • Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)
  • Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)
  • Давайте теперь отгадывать загадки, а правильный ответ будет появляться на экране.

    Сам зверёк поменьше кошки,

    Хвост пушистый и большой.

    Ну, и быстрые же ножки

    Скачут по лесу стрелой. (Белка.)

    Весь в колючках,

    Ворчит, как злючка,

    Чуть испугается,

    В клубок свивается. (Ёж.)

    Серовато, зубовато,

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет. (Волк.)

    Угадайте, что за шапка.

    Меха целая охапка,

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызёт кору. (Заяц.)

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут её - ... (Лиса).

    Зимой спит,

    Летом ульи ворошит. (Медведь.)

    Как готовятся и зимуют белка и заяц? Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха.) В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) А как белка устраивает себе гнездо? Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек вы­стилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.

    Чем питается заяц?

    В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С ве­ток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не отка­жутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрыза­ют кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шер­стью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.

    Как готовится и зимует лиса, чем она питается зимой? Как готовится к зиме медведь? (Усиленно питается, устраивает место для зимовки.)

    Как зимует медведь? (Впадает в спячку.) Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.

    Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой? (Ответы детей). А я предлагаю вам рассмотреть изо­бражение барсука. В отличие от медведя барсук зимой просыпается - поест запасов и снова за­сыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает. Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке.

    А теперь я вам загадаю еще одну загадку:

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога, раскинув широко. (Лось.)

    Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

  • Игры.
  • Вы меня, наверное, уже заслушались. Давайте мы с вами поиграем и я послушаю вас. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их:

    Неуклюжий, как...

    Быстроногий, как …

    Хитрый, как …

    Голодный, как …

    Колючий, как …

    «Кто, где живёт?» (настольно – печатная игра)

    Ответьте на вопросы и найдите ответы:

    (Кто?) юркнула в дупло.

    (Кто?) залез в берлогу.

    (Кто?) спряталась в нору.

    (Кто?) шмыгнул в логово.

    (Кто?) забрался под листья.

    (Кто?) укрылся под кустом.

  • Рисование белочки.
  • Вы теперь знаете о том, как белочка проводит зиму, меняет окраску меха, где она живет, чем питается. А теперь давайте ее нарисуем. Вначале мы нарисуем в прямоугольнике овал - туловище. Еще овал - вот голова. Задние лапки - это овал внизу. Передние лапки - это два овала посередине. Затем рисуем длинный хвост, который сверху вписываем в круг, носик и ушки. Подумайте, что будет в лапках у белочки: орешки, грибы или ягоды. Подумайте, на чем будет сидеть белочка: ветка лиственного дерева или хвойного дерева. Вспомните правила работы карандашом, акварельными красками.

    Дети рисуют белочку.

  • Рефлексия. Выставка детских работ.
  • Итог занятия.
  • Как звери готовятся к зиме?

    Как звери зимуют в лесу?

    Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные, объясните свой выбор.


    Ясинская Виктория Николаевна

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Куралева Алёна Юрьевна Воспитатель I категории Муниципальное казенно е дошкольное образовательно е учреждение «ясли-сад №27» муниципального образования городского округ а Ялты Республики Крым

    Куралева Алёна Юрьевна "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ" ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

    Куралева Алёна Юрьевна В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. . Актуальность

    Куралева Алёна Юрьевна Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений

    Куралева Алёна Юрьевна Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

    Куралева Алёна Юрьевна в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. Основной целью проектного метода- Развитие творческого воображения и мышления Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей Развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей Задачи развития

    Куралева Алёна Юрьевна Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    Куралева Алёна Юрьевна В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

    Куралева Алёна Юрьевна Позиция детей как участников проекта: Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности: Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии

    Куралева Алёна Юрьевна Позиция взрослых как участников проекта: Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; не претендуют на право единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности» предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты

    Куралева Алёна Юрьевна ПРОЕКТ-это « Модель трёх вопросов» (на примере проекта «ОТКУДА БЕРУТСЯ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ») 1 . ЧТО МЫ ЗНАЕМ О…? Они цветные могут быть (Кирилл) Пузыри летают (Настя) Их делают из мыла (Маша) 2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? Кто придумал пузыри?(Есия) Что можно делать с пузырями?(Федя) Зачем они нужны?(Вова) 3. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ? Читать умные книги (Маша) Можно спросить у взрослых(Даша) Сами подумаем и придумаем (Миша)

    Куралева Алёна Юрьевна «РАБОЧИЕ ЦЕНТРЫ»

    Куралева Алёна Юрьевна 1 - П роблема; 2 - П роектирование (планирование); 3 - П оиск информации; 4 - П родукт; 5 - П резентация. Шестое « П » проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы. ПРОЕКТ – ЭТО 5 «П» КАЖДЫЙ АВТОР ТРАКТУЕТ ПРОЕКТ ПО РАЗНОМУ, ПОЭТОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - МНОГО ВОТ ЕЩЁ ОДНО

    Куралева Алёна Юрьевна Поисковый: определение темы проекта. Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовительный этап. Практический: основной этап (работа с детьми, родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Контрольный: результат, продукт деятельности. Этапы работы над проектом

    Куралева Алёна Юрьевна ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖНО И НУЖНО ВОВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, НАПИСАВ, НАПРИМЕР, ТАКОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ: Дорогие мамы и папы! Пока мы ещё маленькие, н о когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами. В космос, конечно, без специальной подготовки не полетишь. Мы хотим многое узнать о космосе, но без вашей помощи нам не обойтись! Мы будем вам благодарны, если вы принесёте для нас бумагу, старые журналы, коробки, картинки и книги о космосе. Ваши будущие космонавты.

    Куралева Алёна Юрьевна Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) ПРОЕКТЫ

    Куралева Алёна Юрьевна ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    Куралева Алёна Юрьевна

    Куралева Алёна Юрьевна

    Куралева Алёна Юрьевна

    Куралева Алёна Юрьевна

    Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе ВЫВОД: Куралева Алёна Юрьевна

    Куралева Алёна Юрьевна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



























    1 из 25

    Презентация на тему: Проектная деятельность в ДОУ

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения. Повестка педсовета: Выполнение решения предыдущего педагогического совета (Зам. зав. И.В. Борчанинова). Актуальность темы педсовета. Понятие проектного метода. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения. (Зам. зав. И.В. Борчанинова) Планирование работы по подготовке проекта. (Зам. зав. И.В. Борчанинова) Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?» (Зам. зав. И.В. Борчанинова) Принятие решения педсовета. (Зав. Т.Е. Лоскутова, зам. зав. И.В. Борчанинова)

    № слайда 3

    Описание слайда:

    «Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все». (Из наставлений Генеши)

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно услож няющихся практических заданий – методов (педагогический словарь)

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ Является одним из методов развивающего обучения и самообразования; Способствует выработке исследовательских умений; Способствует развитию креативности и логического мышления; Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации; Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы; Повышает компетентность педагога; Повышает качество образовательного процесса; Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект Использование исследова- тельских методов, предусматривающих определенную последовательность действий Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжи- тельности, долгосрочный) П Р О Е К Т

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Последовательность действий при создании проекта Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности. Выдвижение проектной гипотезы. Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы). Обсуждение способов оформления конечных результатов. Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация. Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования. Распространение педагогического опыта.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Содержание проектной деятельности Разработка педагогом проектов и мини-проектов. Четкое формулирование проекта: целей, средств, программы действий. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта). Внесение руководителем ДОУ изменений и дополнений в образовательный проект. Проведение презентации и защиты проекта. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки. Консультации педагогов руководителями ДОУ.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Сравнительная характеристика проектов проект цель структура результат Информационный Изучение объекта. Анализ и обобщение фактов Получение и обра-ботка информации по установленной методике Доклад, альбом, презентация Творчес-кий Накопление творческого опыта. Развитие фантазии и воображения Детально не прора-батывается, только намечается. Подчи-нена конечному результату Фильм или концерт с четко продуман-ной структурой Игровой Накопление игрового опыта Детально не прора-батывается, только намечается. Подчи-нена конечному результату Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы Практико- ориенти-рованный Обогащение соци-ально-практичес-кого опыта Структура проду-мана. Четкая орга-низация работы на каждом этапе Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Цели презентации Обучение педагогов проектной деятельности. Обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу. Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности. Предоставление педагогам возможности для самовыражения и публичного выступления.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Функциональные обязанности руководителя проектной группы Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулировка концептуальной идеи и темы проекта. Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности. Детализация содержания, структуризация материала проекта. Определение его объема, исследовательской роли участников проекта. Координация деятельности участников проекта. Обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками этапов проекта. Проведение консультаций с членами проектной группы. Оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Вариативность алгоритма проекта Алгоритм 1-й шаг 2-й шаг 3-й шаг 4-й шаг 5-й шаг 6-й шаг Первый Интригующее начало, отве- чающее пот-ребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Определение взрослыми цели проекта, его мотивации. Привлечение детей к пла-нированию деятельностии реалтиза-ция намечен-ного плана. Совместное движение взрослых и детей к результату. Совместный анализ выполнения проекта. Переживание результата. нет Второй Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Планирова-ние деятель-ности детьми при незначи-тельной помо-щи взрослых. Определение средств и спо-собов реали-зации. Выполнение детьми проекта.Диффиренцированная помощь взрослых. Обсуждение результатов и хода работы, действий каж-дого. Выясне-ние причин успеха и неудач. Совместно с детьми опре-деление пер-спектив про-ектирования. Третий Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Самостоятельное определе-ние детьми цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Планирова-ние детьми деятельности, определение средств реа-лизации про-екта при учас-тии взрослого как партнера. Выполнение детьми про-екта, творчес-кие споры, договоренности, взаимоо-бучение, по-мощь детей друг другу. Обсуждение результатов и хода работы, действий каж-дого. Выясне-ние причин успеха и неудач. Определение перспектив развитии проектной деятельности.