Конспект

организованной образовательной деятельности

во второй младшей группе

Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Цель продолжать знакомить детей с дикими животными. Формировать представления у детей о приспособлении диких животных к сезонным изменениям природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.

Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Активизация словаря: логово, заросли, дупло, берлога, нора.

Оборудование: иллюстрации с изображением диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж). Дидактические игры «Чей домик», «Чей малыш».

Клей, кисточки, салфетки, морковь (вырезанные из бумаги готовые формы)

Предварительная работа: совместное рассматривание альбома «Дикие животные», чтение рассказов о животных.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы узнали? (Ответы детей)

А после осени какое будет время года? (Ответы детей)

Молодцы. А для того чтобы попасть в лес надо сказать волшебные слова и превратиться в невидимок.

Раз, два, три, ветка клёна, помоги

Оказаться нам в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень жёлтою косой.

Входим в лес. Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха.

Дыхательная гимнастика «Пожимаем плечами».

Тихо как в лесу. Иногда с шуршанием упадёт лист. Не слышно птиц. Почему?(Ответы детей).

Красиво, тихо, кажется – в лесу никого нет. Но это совсем не так. В лесу много лесных жителей. Послушайте загадку.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал орешки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Правильно это белка, а кто ей на встречу скачет.

Загадка про зайца. Правильно это заяц. А вот ещё кто-то к ним бежит.

Добродушен деловит

весь иголками покрыт

Слышен топот шустрых ножек.

Это наш приятель… (ёжик).

Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель выкладывает фигурки).

Белка говорит: Здравствуй, ты кто такой?

Я заяц.

Я ёжик. А ты кто такая?

А я белка. Зайчик, а почему ты стал другим цветом? Я тебя совсем не узнала.

Я поменял свою серую шубку на белую, на снегу меня не будет видно, лиса пройдёт мимо. А ты белка, почему стала другого цвета?

Я тоже к зиме подготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А сейчас деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно. А ты ёжик как к зиме готовишься?

А я ямку себе приготовил, сухими листочками застелил. Я всю зиму буду спать.

А волк, лиса и медведь тоже готовятся к зиме?

Да волк и лиса обрастают шерстью, чтобы не замёрзнуть. А медведь, как и я, всю зиму будет спать. Он устраивает свою берлогу под корнями упавшего дерева. Ну, мне пора, - сказал ёжик и побежал, готовится ко сну.

Белочка и заяц тоже побежали по своим делам.

А мы давайте поиграем.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках.

Пойдём мягко как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк – волчонка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко подтянулся. (Дети идут по кругу, имитируя повадки животных).

Игра «Спрячь животных в их домики»

Но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги снегопады, что и шубки не спасают, хочется в домике спрятаться. Вот и просят зверята ребят: «Спрячьте нас в наши домики».

Куда спрячем лису? (в нору).

Куда спрячем зайца? (в заросли).

Куда спрячем волка? (в логово).

Куда спрячем медведя? (в берлогу).

Куда спрячем белку? (в дупло).

Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят.

Воспитатель: Ну как, ребята, понравилосьвам путешествовать, тогдапора возвращаться.Давайте скажем волшебные слова: «До свидания добрый лес».

Воспитатель: Ребята, в лесу ко мне подошел зайчик. Он очень хотел кушать. Летом растет вкусная, сочная трава – ешь сколько хочешь. Ему очень трудно добывать корм. А вы хотите угостить зайчика морковкой? (Ответы детей)

Дети берут готовые формы, слегка намазывают их и наклеивают на большой лист бумаги.

Воспитатель: Молодцы, ребята.Зайчик очень обрадуется вашему угощению.

Тема занятия : Как звери к зиме готовились?

Программное содержание : Познакомить детей с понятием дикие животные. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие и партнерские отношения на занятии.

Материал : куклы Незнайка, Гномик. Магнитная доска. Фигурки для картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от Гномика. Две веточки с разным количеством шишек. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Угостим друзей чаем»: чашки, блюдца по количеству гостей. Чайник, скатерть, варенье, салфетки. Разрезные карточки на каждого ребенка с изображением пенька.

Ход занятия

Раздается стук в дверь, заходит Незнайка. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Незнайка такой грустный. Незнайка что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Незнайка хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к...»

Воспитатель задает детям вопрос:

— Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей обсуждаются)

Все вместе решают пойти в лес к Гномику.

Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты (выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из-за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья. Ежик бежит к норке и несет на спинке яблоко и грибок. За пеньком спрятался Гномик).

Звучит аудиозапись гомона птиц. Незнайка обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Проводится дидактическая игра «Опиши картину!»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривал картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (У ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (Ежик на зиму делает запасы)

Найдите на картине, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)

Незнайка сообщает детям, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение. Давайте проведем опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Проводится опытническая работа «Зачем белочка стучит по веточкам?»

Цель: Определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой шишек больше)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (устраивает себе берлогу)

А что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика? (ответы детей обсуждаются)

Незнайка предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть Гномик? (ответы детей обсуждаются)

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Проводится дидактическая игра «Собери картинку!»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Незнайку и ребят:

Незнайка, ты уже догадался, почему я не смог прийти к тебе в гости? Я спешу приготовить свой домик к зиме. А эти проказники лиса и волк нам только мешают. Поэтому мы их прогнали из леса. Вы их не видели?

Незнайка просит детей рассказать Гномику, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга, и как дети помогли Незнайке. Гномик благодарит детей и угощает всех чаем.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Угостим друзей чаем».

Гномик просит всех лесных друзей: белочку, ежика, зайчика угостить ребят чаем и тем, что они запасли на зиму. Дети помогают накрыть на стол, рассаживают гостей. Лесные друзья угощают Незнайку и детей чаем с земляничным вареньем, орешками, яблочками, морковкой.

В конце занятия дети благодарят лесных друзей и возвращаются с Незнайкой в детский сад.

Пояснительная записка.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

— учить различать звуки лесных животных;

— учить выполнять образные упражнения под слово;

— учить ориентироваться в пространстве;

— закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

— учить аккуратно наклеивать готовые детали;

Создание коллективной работы;

— совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

2. Развивающие задачи:

— развивать речь, наблюдательность, внимание;

— развивать моторику рук и воображение;

— развивать композиционные умения в расположении предметов;

— развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, — развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

— развивать умение отвечать на вопросы;

3. Воспитательные задачи:

— формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

— продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

— способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

— прививать желание работать в коллективе, команде.

4. Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

5. Материалы для задания.

Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

Демонстрационный материал.

Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

6. Предварительная работа.

Рассматривание осенних пейзажев.

Слушание музыки Чайковского «Времена года».

Слушание и пение песен об осени.

Чтение стихотворений об осени.

Загадывание загадок о сезонных изменениях.

Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» — ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: — продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

1. Образовательная — закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая — развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая — воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

— Разгадать загадки о диких животных.

— Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

— Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

— Физминутка «Звериная зарядка»

— Игра «Что изменилось? »

— Приготовление сюрприза для белки и ежа.

— Итог занятия (беседа)

— Сюрприз ребятам от белки и ежа

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

Посадка детей

Ход занятия:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Еж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети (зима)

Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

— Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

Итог занятия.

Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

Использованная литература

    Сеть интернет

    Честнова Н. Ю.

    Иванова, М. А.

    Арсенова, М. А.

    Виноградова, Е. И.

    Конспект занятия на тему: Осень в старшей группе ДОУ


    Описание: конспект комплексного занятия в старшей группе «Как животные готовятся к зиме?» будет полезен воспитателям в детском саду. Эта тема знакомит детей с жизнью диких животных.
    Цель : воспитание у детей познавательного интереса к живому.
    Задачи : Дать представления детям о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить представления об образе их жизни, о способах питания зимой. Учить анализировать. Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнять в употреблении предлогов у, на, под, в. Обогащать словарь детей. Закрепить умение сравнивать числа 3 и 4. Воспитывать любознательность, заботу о животных.

    Материал: картинки диких животных в разных местах группы, картинки с изображением жилищ животных, кормушек, веточка с пластилиновыми шариками на нитках.

    Предварительная работа:

    чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?» Игра «Мы знаем много названий диких животных»
    Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу «Мы знаем много названий диких животных». Потом ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и произнести название животного.
    Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
    Дети : осень
    Воспитатель : А какое потом наступит?
    Дети: зима
    Воспитатель: Осенью все животные готовятся к зиме.

    Игра «Один – много»
    К зиме готовится не один волк, а много… (волков)
    Не один заяц, а много… (зайцев)
    Не один ёж, а много… (ежей)
    Не один медведь, а много… (медведей)
    Не одна белка, а много… (белок)
    Не один лось, а много… (лосей)
    Не один кабан, а много… (кабанов)
    Не одна лиса, а много… (лис)
    Воспитатель: Хотите узнать, как? Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку.
    Кто это там в чаще?
    Дети : кабан
    У кабана осенью отрастает длинная густая щетина. Повторите. А под ней короткая теплая шерсть, накапливает жир на зиму. Кормятся кабаны вечером и ночью, лежат в логове. Повторите. Осенью они в яму стелют еловые ветви, сухую траву. Что едят кабаны? (ответы детей)Они отыскивают семена, корни растений, орехи, очень любят желуди.
    Вот бежит – торопится еж. Весь в сухих листьях. Как он листья на колючки насаживает? (ответы детей) Начинает кататься по ним, подбегает к ямке под пнем, избавляется от листьев. Дом себе на зиму готовит.
    Под березой на пригорке
    Старый еж устроил норку
    А под листьями лежат
    Два молоденьких ежа
    Чем будет питаться зимой еж?(ответы детей)
    Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Еж впадает в спячку. Повторите.

    Дыхательная гимнастика «Ежик» (поворот головы вправо, шумный вдох, голову вперед, плавный выдох и влево) спячку впадает?
    Воспитатель: Кто еще зимой впадает в спячку?
    Дети: медведь
    Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью?
    Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой
    Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?
    Дети : в берлоге
    Воспитатель: Он её устраивает под корнями упавшего дерева, натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.
    Под корнями в буреломе
    Спит медведь, как-будто в доме.
    Зимует медведица с медвежатами, а в феврале появляются младшие братья и сестры.
    Кто это прыгает с ветки на ветку?
    Дети: белка
    Воспитатель: Но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Почему?
    Дети: так белка от врагов прячется
    Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Повторите. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом. Зачем?
    Дети : чтобы не замерзнуть
    Воспитатель : Кто ещё так делает?
    Дети: кошка
    Воспитатель:
    Белка спряталась в дупло
    В нем и сухо и тепло
    Запасла грибов и ягод
    Столько, что не съесть и за год
    Чем зимой белка будет питаться? (ответы детей)Белка делает запасы, Повторите. Она грибы сушит на ветках, орехи прячем под корнями деревьев. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.
    Забавно наблюдать, как белка ищет орехи. Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот и куст орешника.

    Игра «Достань орех» Сколько орехов на ветке? На другой? Где больше?
    Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима» как вы думаете, почему?(ответы детей)
    Кто зимой холодной
    Бродит злой, голодный? (волк)
    Вот он стоит, высматривает добычу.
    Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Спит волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Повторите. Днем они спят в логове. Логово устраивают в овраге недалеко от воды.
    Воспитатель: Кто это прячется от волка?
    Дети: заяц
    Воспитатель: Он тоже, как и белка шубку поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом- задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются черными. Зачем зайцу шубу менять?
    Дети: прятаться в снегу
    Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.
    У косого нет берлоги
    Не нужна ему нора
    От врагов спасают ноги
    А от голода – кора
    Что ест заяц?(ответы детей) Обгладывает кору деревьев, грызет тонкие веточки.

    Физминутка
    Раз – присядка, два – прыжок
    Это заячья зарядка
    А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
    Любят долго потянуться (потянуться)
    Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
    Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)
    А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
    И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
    Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
    Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
    То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
    Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
    А кому зарядки мало
    Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)
    А вот ещё один заячий враг
    Какой зверь опасный
    Ходит в шубе красной
    Снег разгребает
    Мышек хватает? (лиса)
    Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
    Дети: в норе
    Воспитатель: Чем питается лиса? Она мышкует – ловит мышей из-под снега. Что делает лиса?
    Снегов копытами касаясь
    Ходит по лесу красавец
    Ходит смело и легко
    Рога раскинув широко. Кто это? (лось)
    От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?
    Дети: чтобы было теплей
    Воспитатель: видны только голова и спина.
    Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
    В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.

    Игра «Кто где спрятался?»
    Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?
    Заяц у пенька
    Волк под елкой
    Лиса в норе
    Белка на ветке
    Медведь в берлоге
    Лось за деревом
    Теперь закроем глазки и очутимся в группе (дети садятся на стулья)
    Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
    Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям и кабанам трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль. (показываю картинку кормушек)
    Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?
    Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку
    Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы!

    Кузнецова Надежда Владимировна – Воспитатель МБДОУ Детский сад №46 «Малышок» г. Саров, Нижегородская область
    Дата поступления работы на конкурс: 28.01.2018г.

    Конспект интегрированного занятия на тему:

    «Как звери готовятся к зиме».

    (развитие речи, ознакомление с окружающим, элементы рисования, вторая младшая – средняя группа)

    1.Уточнить и расширить знания детей о диких животных (ёж, заяц, лиса, волк, медведь, белка), их внешнем виде и о их жизни в период подготовки к зиме.

    2. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

    3. Развивать фразовую и диалогическую речь детей и умение отгадывать описательные загадки.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Пропедевтическая работа : Просмотр видео ролика из интернета «Как звери готовятся к зиме?», рассматривание картинок по данной лексической теме, дидактические игры: «Кто, где живет?», «Кто чем питается?».

    Материалы: мягкие игрушки: зайчонок, белка; шапочка- маска зайчихи; макет осеннего дерева, ёлка; картинки: ёж, заяц, лиса, волк, медведь, белка.

    Ход занятия:

    1. 1. Мотивация предстоящей деятельности

    Появление зайчонка.

    Проблемная ситуация.

    Слышится плачь. Воспитатель обращает внимание на это, дети находят игрушку зайчонка.

    Кто это? Наверно он потерял свою маму.

    Где он живет?

    Как зовут твою маму?

    Ребята хотите помочь зайчику?

    Ну тогда отправляемся в лес на машине.

    Ты вези машина, нас

    Мы поедем в лес сейчас

    Едем, едем в лес осенний

    В лес осенний погулять.

    Зайке маму поискать.

    2. Усвоение, закрепление знаний и умений. Обращение к опыту детей (активизация словаря существительными)

    Инсценирование диалога

    Просмотр видеоролика «Как звери готовятся к зиме»

    Рассуждение (развитие мышления, развитие познавательной активности)

    На осеннем дереве прячется белка.

    Кто это прячется там на дереве? (белка)

    Белка, а ты не видела маму- зайчиху?

    Балка : - Не видела. У меня сейчас много дел. Скоро зима. На зиму я запасаю орешки, грибы, шишки.

    Белочка, а тебе зимой не холодно?

    Белка : - К зиме мой мех станет очень тёплым, из рыжего превратиться в серый.

    Слайд №1. (видеоролик «Как звери готовятся к зиме»)

    Как медведь готовится к зиме.

    Как называется жилище медведя?

    Что он ест летом? (ягоды, рыбу, малину)

    Какое животное спит зимой, как медведь?

    Слайд №2. Как ёж готовится к зиме?

    Чем питается еж? (мышами, червячками)

    Куда нёс листья ёж? (в нору)

    Что он будет делать зимой? (спать)

    Игра малой подвижности (координация речи с движениями)

    Физ. минутка. «Здравствуй лес»

    Здравствуй, лес, прекрасный лес

    (Широко развести руки в стороны)

    Полный сказок и чудес!

    (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

    Ты, о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою.

    (Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь?

    Какая птица?

    (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево).

    Все открой, не утаи.

    (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

    Ты же видишь – Мы свои.

    (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).

    Игра «Отгадай загадку» (применение знаний о животных, умение отгадывать описательные загадки)

    Дети проходят садятся около ёлочки.

    Кажется кто-то крадется к нам.

    Хвост пушистый,
    Мех золотистый.
    В лесу краса. Кто же это? (Лиса.)

    Кто в лесу зубами - щелк,
    Это бродит серый... (Волк).

    У этих зверей к зиме вырастает густая, теплая шерсть, но цвет шерсти не меняется.

    Инсценирование диалога (формирование представлений о жизни зайца зимой, развитие театрализованных способностей и диалогической речи)

    Зайчонок: Ой, ой я их боюсь.

    Не бойся зайчик мы тебя в обиду не дадим.

    Зайчонок: - А вот и моя мама! (ребёнок в шапочке маске мама- зайчиха)

    Зайчиха: - Мой зайчонок! Спасибо, ребята, что помогли моему зайчонку найти меня.

    Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

    Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее, а еще мы не так заметны на белом снегу.

    Упражнение «Помоги животному добраться до дома» (применение знаний о жилищах животных, закрепление обобщающего понятия, развитие мелкой моторики рук)

    Упражнение «Назови и раскрась животное»

    (закрепление названия, обобщающего понятия, развитие мелкой моторики рук)

    Игра «Кого чем угостим» (применение знаний о диких животных; образование форм винительного и творительного падежа имен существительных)

    Ребята, вы помните с кем мы встретились сегодня в лесу? (белка, лиса, медведь, ёж, волк, заяц)

    Как называются все эти животные? (хоровое проговаривание: дикие животные )

    Зайчиха сделала нам фотографии диких животных и где они живут, но они не раскрашены (выполняют дети младшего возраста) и непонятно как дойти до их дома (выполняют дети среднего возраста).

    Дает образец: Я накормлю медведя малиной.

    3. Итог занятия. Мотивация последующей деятельности.

    Нам пора возвращаться в детский сад.

    Возьмем с собой наши рисунки и сделаем книжку- малышку «Как звери готовятся к зиме»

    Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

    Правой, левой, правой, левой,

    Мы идем вперед, вперед,

    А теперь остановись и немного покружись!

    Оглянитесь все назад:

    Мы попали в детский сад!