Глава 1. Организационные расходы

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон о государственной регистрации) существование предприятия как юридического лица начинается только с момента его регистрации в налоговой инспекции. Однако такая регистрация - это уже "финальный аккорд". А до этого требуется произвести достаточно много подготовительных действий и затратить немалые денежные суммы.

И эти расходы надо возмещать из тех или иных источников. Так как фирмы еще не существует, об оплате затрат придется подумать никому иному, как учредителям фирмы. Ведь, как правило, у формирующейся компании еще нет даже бухгалтера. Это означает, что собственники должны заранее узнать, что именно они должны оплатить и как эти затраты впоследствии компенсировать.

Помимо первоначальной регистрации, довольно часто уже существующим фирмам по тем или иным причинам приходится проводить перерегистрацию. Затраты на ее осуществление уже можно погасить за счет фирмы, не привлекая средства учредителей. Но вот как правильно это оформить?

1.1. Состав организационных расходов

В процессе регистрации предприятия учредители фирмы несут расходы, связанные с правовым обеспечением начала его деятельности. Обычно в состав указанных затрат входят:

государственная пошлина за регистрацию предприятия в налоговой инспекции;

услуги нотариуса, заверяющего подлинность копий учредительных документов;

изготовление и регистрация печати фирмы;

открытие счета в банке.

Учредителям общества с ограниченной ответственностью для зачисления их денежных вкладов до регистрации общества открывается временный расчетный счет в соответствии с разделом 3.2 действующей Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 года N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР".

Для открытия такого счета в учреждение банка следует представить заявление участников общества об открытии счета и нотариально заверенные копии устава и учредительного договора. Представив в банк указанные документы, фирма должна внести 50% от величины своего уставного капитала. После этого обществу откроют временный счет и выдадут справку, которую представитель организации должен будет представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию общества.

Помимо вышеперечисленных расходов, учредители часто прибегают к услугам фирм, которые занимаются консультированием и оперативным проведением всех регистрационных процедур, а стоит это достаточно недешево.

Раньше предпринимателям приходилось уплачивать небольшую сумму местному отделению Госкомстата РФ за присвоение организации статистических кодов. Но сейчас, когда при регистрации предприятий действует система "одного окна", фактически введенная в действие Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей," этого делать не надо. Ведь теперь налоговики самостоятельно обмениваются информацией со статистиками, и фирма получает все необходимые ей данные непосредственно из налоговой инспекции.

В соответствии со статьей 3 закона о государственной регистрации государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц уплачивается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Сумма государственной пошлины, которую учредителям придется заплатить за государственную регистрацию своего предприятия, с 2005 года прописана в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Она составляет 2000 рублей. В соответствии с положениями статьи 333.18 НК РФ оплата такой пошлины должна производиться до подачи заявления о регистрации в налоговую инспекцию.

Кроме того, государственная пошлина установлена еще и за то, что нотариус удостоверит копии учредительных документов. Сумма пошлины в этом случае составляет 500 рублей. Это прописано в подпункте 8 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ.

Для желающих использовать в названии фирмы слова "Россия", "Российская Федерация" или словосочетания, образованные на их основе, законодательство приготовило еще один сюрприз. Он содержится в подпункте 57 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Сумма государственной пошлины за право использования такого названия составляет 10 000 рублей.

Оплатить государственную пошлину можно как наличными деньгами, так и безналичным путем. Такая свобода выбора предоставлена пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ. В первом случае документом, подтверждающим оплату пошлины, является, например, квитанция, которую выдает кассир банка. Во втором случае - это исполненное платежное поручение. При этом внести в бюджет государственную пошлину может не только сам заявитель, но и любое другое лицо. По крайней мере, такие разъяснения были даны МНС России в письме от 13 октября 2004 года N 09-0-10/4058@.

1.2. Учет организационных расходов

1.2.1. Если расходы не признаются
вкладом в уставный капитал

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Именно с этого момента предприятие начинает вести учет своих доходов и расходов.

Учредители фирмы могут рассчитывать на возмещение организационных расходов из будущих доходов созданного предприятия. Расходы по регистрации фирмы, осуществленные до момента ее государственной регистрации, не могут быть признаны расходами предприятия по его регистрации, поскольку оно на момент осуществления расходов еще не создано.

Некоторые специалисты полагают, что если в уставных документах организации не написано, что деньги, истраченные при создании фирмы, являются вкладом в ее уставный капитал, то и списать их в бухгалтерском учете нельзя. Ведь признавать в бухгалтерском учете можно только затраты предприятия. А фирма считается созданной лишь с момента государственной регистрации, как следует из статьи 51 ГК РФ. Деньги же, израсходованные до этого момента, вообще нигде не учитываются.

Однако фирма может вернуть своему учредителю потраченные им деньги, связанные с регистрацией предприятия и израсходованные до момента его регистрации, за счет уже собственных средств. И тогда, по мнению автора, расходы фирмы по возмещению таких затрат учредителей должны быть включены в состав внереализационных расходов. Это следует из того, что:

в пункте 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года N 33н, приведен ограниченный перечень случаев выбытия активов, не признаваемых расходами организации;

в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года N 94н, не предусмотрено покрытие каких-либо затрат предприятия за счет средств нераспределенной прибыли.

При этом надо будет сделать проводки:

Дебет 91 Кредит 76 - на сумму расходов учредителя, связанных с созданием предприятия, осуществленных до его регистрации;

Дебет 76 Кредит 50 (51) - на сумму средств, выданных учредителю в возмещение понесенных им расходов, связанных с созданием фирмы.

Если организационные расходы, которые не являются вкладом одного из учредителей в уставный капитал фирмы, еще можно учесть в бухгалтерском учете предприятия как внереализационные, то в налоговом учете они в любом случае не признаются в качестве расходов, так как осуществлялись в тот период времени, когда самой фирмы еще не существовало.

Ведь, согласно статье 252 НК РФ, расходами признают затраты налогоплательщика. А налогоплательщиком организация станет опять-таки только после государственной регистрации. Кроме того, расходы должны быть подтверждены документами, выписанными на фирму. Но пока она еще не создана, это условие выполнить невозможно. По тем же самым причинам нельзя принять к вычету и НДС, уплаченный при осуществлении рассматриваемых затрат.

Так как компенсацию учредителю затрат на организацию фирмы, по мнению автора, все же можно отнести к внереализационным расходам, а в налоговом учете этого сделать однозначно нельзя, то при расчете налога на прибыль возникнет постоянная разница. Другими словами, придется применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года N 114н.

Для юридического оформления ООО "Алко" его учредитель - г. Таранов - в сентябре 2005 года понес следующие затраты:

1) оплатил консультацию по формированию пакета учредительных документов - 3600 руб. (в том числе НДС - 550 руб.);

2) оплатил государственную пошлину за регистрацию в налоговой инспекции - 2000 руб.;

3) оплатил услуги нотариуса, заверившего подлинность копий учредительных документов - 500 руб.;

4) оплатил ксерокопирование учредительных документов - 200 руб. (в том числе НДС - 31 руб.);

5) открыл счет в банке - 400 руб.;

6) изготовил и зарегистрировал печать - 6000 руб. (в том числе НДС - 915 руб.).

Общая сумма его расходов составила 12 700 руб.

Эти расходы не были признаны остальными учредителями фирмы как вклад г. Таранова в уставный капитал общества. Однако было принято решение погасить затраты г. Таранова из доходов созданного предприятия.

Указанные суммы были выплачены учредителю на основании представленных им документов в ноябре 2005 года.

В бухгалтерском учете фирмы в ноябре 2005 года были сделаны следующие проводки:

Дебет 91 Кредит 76

12 700 руб. - на сумму расходов учредителя, связанных с созданием предприятия, осуществленных до его регистрации;

Дебет 76 Кредит 50

12 700 руб. - на сумму средств, выданных учредителю в возмещение понесенных им расходов, связанных с созданием фирмы;

3048 руб. (12700 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

1.2.2. Если расходы признаются
вкладом в уставный капитал

Однако способ, при котором организационные расходы по созданию фирмы можно бесспорно учесть в ее бухгалтерском учете, все же есть. Этому способствуют правила ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 года N 91н.

В соответствии с пунктом 4 этого ПБУ организационные расходы относятся к нематериальным активам в том случае, если эти расходы будут признаны вкладом учредителя в уставный капитал организации. С этим условием должны быть согласны и все остальные учредители фирмы. Поэтому им надо составить и подписать документ, в котором должны быть перечислены все организационные расходы, признаваемые вкладом в уставный капитал организации, и указана их сумма. Тем более, что состав организационных расходов законодательством строго не определен. Оценивают возникший нематериальный актив по той стоимости, на какой сойдутся учредители. Об этом сказано в пункте 9 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

После этого признанная сумма затрат учредителя будет равномерно амортизироваться в бухгалтерском учете в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации), как сказано в пункте 21 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

В этом же пункте определяется, что амортизационные отчисления нематериальных активов в бухгалтерском учете могут отражаться одним из следующих способов:

1) путем накопления соответствующих сумм на счете 05 "Амортизация нематериальных активов";

2) путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива, то есть амортизация в этом случае начисляется непосредственно по кредиту счета 04 "Нематериальные активы".

Обратите внимание, что в отношении организационных расходов может применяться только второй способ отражения амортизации - без использования счета 05.

Для государственной регистрации ООО "Таурус" в июле 2005 года один из его учредителей - г. Фролов - в качестве своего вклада в уставный капитал фирмы оплатил:

1) консультацию по формированию пакета учредительных документов - 6000 руб (в том числе НДС - 915 руб.);

2) государственную пошлину за регистрацию в налоговой инспекции - 2000 руб.;

3) услуги нотариуса, заверившего подлинность копий учредительных документов - 500 руб.;

4) ксерокопирование учредительных документов - 250 руб. (в том числе НДС - 38 руб.);

5) открытие счета в банке - 400 руб.;

6) изготовление и регистрацию печати - 5000 руб. (в том числе НДС - 763 руб.).

Таким образом, общая сумма его расходов составила 14 150 руб.

Остальные учредители согласились признать эти затраты вкладом в уставный капитал фирмы как организационные расходы.

В бухгалтерском учете общества были сделаны следующие записи:

Дебет 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал" Кредит 80

14 150 руб. - отражена задолженность учредителя г. Фролова по вкладу в уставный капитал фирмы;

Дебет 08 Кредит 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

14 150 руб. - отражены организационные расходы, оплаченные учредителем;

Дебет 04 Кредит 08

14 150 руб. - принят на учет объект нематериальных активов.

Сумма ежемесячной амортизации будет начисляться проводкой:

Дебет 26 Кредит 04

59 руб. (14 150 руб. : 20 лет: 12 мес.) - начислена амортизация по организационным расходам.

Все хозяйственные операции с нематериальными активами должны быть оформлены документально. Карточка учета нематериальных активов утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а. В ней фиксируются сведения о сроках полезного использования и способах начисления амортизации. Эти данные являются основанием для расчета амортизации, суммы которой уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Однако определение нематериальных активов в целях налогообложения прибыли, которое дано в пункте 3 статьи 257 НК РФ, несколько отличается от аналогичного бухгалтерского определения в ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". В перечне нематериальных активов, приведенном в главе 25 НК РФ, организационные расходы отсутствуют. Поэтому в налоговом учете амортизационные отчисления по такому активу не могут быть учтены в качестве расхода, уменьшающего базу по налогу на прибыль. Не удастся отнести организационные затраты и на прочие расходы, поскольку документы, подтверждающие оплату государственных пошлин и других необходимых в данной ситуации затрат, выписаны на другие фирмы или физических лиц.

А раз так, то в бухгалтерском учете организации возникает постоянное налоговое обязательство. Ведь в данной ситуации бухгалтерские расходы оказываются больше, чем налоговые, а значит, налог на прибыль, исчисленный из бухгалтерской прибыли, окажется меньше, чем налог, исчисленный из прибыли по данным налогового учета Поэтому его необходимо доначислить.

Продолжим пример 2 .

Каждый раз, когда в бухгалтерском учете фирма будет начислять амортизацию по организационным расходам г. Фролова (то есть делать проводку Дебет 26 Кредит 04), ей придется отражать возникновение постоянного налогового обязательства другой проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

14 руб. (59 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

Помимо этого, НДС, уплаченный в составе организационных расходов, не может быть принят в качестве налогового вычета даже при наличии счета-фактуры. Во-первых, в соответствии с НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам, работам или услугам, приобретаемым для операций, признаваемых объектом налогообложения. Так сказано в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ. Организационные же расходы не имеют прямой связи с производственной деятельностью фирмы.

Во-вторых, причина та же самая, что и в случае с налогом на прибыль организаций - затраты, произведенные до момента регистрации фирмы не могут быть признаны ее расходами, так как самой фирмы еще не существовало.

1.2.3. Особенности учета организационных расходов,
если фирма применяет УСН

Мы выяснили, что по договоренности учредителей между собой оплата организационных расходов по созданию фирмы одним из учредителей может быть признана его вкладом в уставный капитал предприятия. В этом случае такие затраты превращаются в нематериальный актив.

Возникает вопрос, что включает в себя понятие нематериального актива в упрощенной системе налогообложения? Ведь, как нам уже известно, состав нематериальных активов в бухгалтерском учете отличается от состава нематериальных активов в налоговом учете. Напомним, что в отличие от налогового учета в бухгалтерском нематериальными активами также признаются и организационные расходы, связанные с созданием фирмы и признанные частью вклада в ее уставный капитал.

В главе 26.2 НК РФ ответа на этот вопрос нет. Зато он был в пункте 18 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 10 декабря 2002 года N БГ-3-22/706. Там было сказано, что состав нематериальных активов при применении "упрощенки" определяется по правилам бухгалтерского учета, то есть по правилам ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Отметим, что в этом ПБУ одним из условий признания актива нематериальным является его использование в производстве или для управленческих нужд. Поэтому такой актив можно списать на расходы только тогда, когда он уже будет использоваться. В этих же Методических рекомендациях был указан и порядок определения стоимости нематериальных активов. Там говорилось, что она также определяется по правилам ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

Однако вышеупомянутые Методические рекомендации были отменены приказом МНС России от 26 февраля 2004 года N БГ-3-22/154@. И в рассматриваемом нами вопросе образовался как бы некий вакуум. Но несмотря на отмену своих Методических рекомендаций, налоговики продолжали разъяснять налогоплательщикам, как им следует трактовать те или иные положения главы 26.2 НК РФ.

В частности, есть письмо УМНС России по г.Москве от 31 декабря 2004 года N 21-14/85240 "О направлении разъяснений по практическому применению норм статей 346.16 и 346.17 НК РФ, касающихся порядка определения и признания расходов при применении упрощенной системы налогообложения."

Там сказано, что при расчете налоговой базы при УСН налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на расходы по приобретению нематериальных активов. Это следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Соответственно, эти расходы должны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а также быть фактически оплачены.

Налоговики указывают, что исчерпывающий перечень объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам, установлен в пункте 4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". (А ведь там упомянуты и организационные расходы!) Кроме того, как и говорилось в отмененных Методических рекомендациях, оценка нематериальных активов должна производиться в порядке, предусмотренном пунктами 6-13 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

Правда, в этом письме содержится важная оговорка. Налоговики полагают, что раз в подпункте 2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрены затраты исключительно на приобретение нематериальных активов, то затраты, связанные с изготовлением или с усовершенствованием приобретенных в период применения "упрощенки" нематериальных активов, для целей налогообложения единым налогом не учитываются. То же относится и к нематериальным активам, приобретенным ранее - до перехода на УСН.

Кроме того, специалисты УМНС по г. Москве добавляют, что глава 26.2 НК РФ не предусматривает какого-либо особого порядка признания расходов в отношении нематериальных активов, приобретенных до перехода на "упрощенку", например в виде применения режима начисления амортизации. Следовательно, делают они вывод, остаточная стоимость нематериальных активов, приобретенных до перехода на УСН, в состав расходов на приобретение нематериальных активов, учитываемых для целей налогообложения единым налогом, также не включается.

Таким образом, по мнению автора, учитывая позицию налоговиков, организационные расходы могут быть учтены при расчете единого налога в "упрощенке". Если, конечно, фирма выбрала для себя объектом налогообложения по УСН доходы, уменьшенные на величину расходов, как это предлагает сделать пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. Но при этом учесть организационные затраты в расходах возможно только в том случае, если фирма начинает применять УСН с момента своей государственной регистрации. Если же на "упрощенку" фирма переходит с общей системы налогообложения, то учесть указанный вид затрат уже не получится.

Предусмотренные главой 26.2 НК РФ расходы на приобретение нематериальных активов учитываются для целей налогообложения единым налогом и отражаются в книге учета доходов и расходов в последнюю из следующих дат:

дату оплаты;

дату постановки объекта нематериальных активов на учет.

Так как оплачиваются организационные расходы, как известно, еще до появления самой фирмы - налогоплательщика, то в данной ситуации у нас выбора нет. Такие затраты включаются в расходы на дату их отражения в бухгалтерском учете.

При этом затраты на приобретение нематериальных активов списываются в расходы при расчете единого налога единовременно. По крайней мере, так утверждают сами налоговики.

Напомним также, что, несмотря на освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, они должны вести учет нематериальных активов в порядке, предусмотренном российским законодательством о бухгалтерском учете. Данная норма установлена пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Организационные вопросы статистического наблюдения

Правильное и своевременное решение широкого спектра ор­ганизационных вопросов наряду с тщательной методологичес­кой подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.

Напомним, что к организационным вопросам статистическо­го наблюдения относятся - выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассыл­ка документов первичного учета и форм статистической отчетно­сти, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связан­ные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статисти­ческую отчетность; специально организованное наблюдение; ре­гистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или стати­стические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.

170 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности^ составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналити­ческого учета бухгалтерскую отчетность".

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную от­четность.

Общегосударственная отчетность обязательна для предприя­тий и организаций всех форм собственности и представляется в ор­ганы государственной статистики!

Внутриведомственная отчетность используется министерства­ми и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы ста­тистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. От­четность по формам, не утвержденным в установленном поряд­ке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене.

Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: ъ) номер формы и дату ее ут­верждения; б) название формы; в) отчетный период и дату пред­ставления отчетности; г) адреса, в которые должна представ­ляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся ор­ганизации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязан­ных подписать отчет и ответственных за его составление.



Система отчетности и объем ее показателей определяются пе­речнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом Рос­сии. Табель представляет собой список действующих форм опера­тивно-статистической отчетности.

В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государствен­ной статистической отчетности, которая поступает в отделы ста­тистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подраз-

" См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

деления) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Мин­юста России.

По способам представления сведений отчетность бывает теле­графной, телетайпной и почтовой, по содержанию - типовой и спе­циализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализирован­ной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от осо­бенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Данные статистической отчетности могут служить эффектив­ным средством управления социальными процессами, в том чис­ле и в области реализации государственных мер социального кон­троля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:

Отчетные данные должны быть достоверными, полными, точ­ными и своевременными; при этом стремление к достижению пол­ноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработ­ку данных;

Данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. едино­образны по своим качественным признакам (программе наблю­дения) и отрезкам времени.

Специально организованное статистическое обследование (как вто­рая форма наблюдения) в правовой статистике используется ре­же. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показате­ли, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступ­ностью может возникнуть необходимость изучить участие сотруд­ников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел про­водятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более де­тально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись - это 172 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистиче­ского наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наибо­лее известны переписи населения. Перепись населения страны в це­лом - одно из наиболее крупных и сложных мероприятий тако­го рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования цар­ской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Всероссийской переписи постсоветского периода еще не проводилось.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ап­реля 1994 г. Всероссийская перепись населения будет проводить­ся в 1999 г: Период ее проведения - с 16 по 23 февраля (вклю­чительно). Критическим моментом, или моментом счета населе­ния, устанавливается 12 часов ночи с 15 по 16 февраля, т.е. счет населения проводится на ноль часов 16 февраля (с понедельни­ка на вторник). Как и предыдущая перепись (1989 г.), программа переписи сочетает сплошное и выборочное наблюдение.

Для отработки организационных и методологических вопросов предстоящей переписи, технологического процесса обработки ма­териалов с применением сканирующих устройств в ноябре 1996 г.- марте 1997 г. в четырех районах (Рыбновском Рязанской области, Октябрьском г. Ижевска, г. Алейске и Алейском районе Алтайско­го края) проводилась пробная перепись населения. Госкомстату РФ поручено в III квартале 1997 г. представить в Правительство РФ об­работанные материалы пробной переписи населения 1 .

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговре­менными процессами, имеющими фиксированное начало, ста­дию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, по­стоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оцени­вающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

В практике статистики различают регистры населения и реги­стры предприятий 2 .

2 Подробнее см.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмой-ловой. С. 46-48.


статистического наблюдения организационные вопросы организационный план статистического наблюдения.
Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.
Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.
Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.
Срок наблюдения определяется рядом факторов: он зависит от специфики и особенности объекта наблюдения.
Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.
Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права, круг обязанностей, за которые он несет ответственность.
Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.
В ходе проведения статистического наблюдения важной задачей является получение достоверных и объективных данных о состоянии обследуемых объектов. Существенное значение для проведения хорошего статистического наблюдения имеет определение кадрового состава.
Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

  • Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения необходимо решить программно – методологические, организационные вопросы для реализации которых нужно составить организационный план статистического наблюдения .


  • Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения необходимо решить программно – методологические, организационные вопросы для реализации которых нужно составить организационный план статистического наблюдения .


  • Разработка плана проведения статистического наблюдения статистического наблюдения организационных вопросов наблюдения ...


  • Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения . План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов , таких как установление целей и задач наблюдения ...


  • Организационные вопросы статистического наблюдения .
    Важнейшей задачей статистического наблюдения статистической информации.


  • - составление плана статистического наблюдения , в котором определяются объект и единица наблюдения (отчетности), единица совокупности и единица измерения, время и место наблюдения и ряд организационных вопросов


  • Организационные вопросы статистического наблюдения .
    Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.
Теория статистики: конспект лекций Бурханова Инесса Викторовна

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

Из книги Теория статистики: конспект лекций автора

1. Организация статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным

Из книги Общая теория статистики: конспект лекции автора Коник Нина Владимировна

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

Из книги Теория статистики автора Бурханова Инесса Викторовна

4. Организационные вопросы статистического наблюдения Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В

Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или

Из книги автора

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

Из книги автора

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены и вопросы его организационного обеспечения. Это делается при составлении организационного

Из книги автора

6. Организация статистического наблюдения Начальным этапом статистического исследования является статистическое наблюдение.В процессе статистического наблюдения формируется оснавная информация, которая является основной для статистического

Из книги автора

7. Формы статистического наблюдения Статистическое наблюдение различается по организационным формам, видам, источникам сведений и способам их собирания.К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное

Из книги автора

8. Виды и способы статистического наблюдения Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;2) если обследованию

Из книги автора

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

Из книги автора

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Любое статистическое наблюдение предполагает получение данных, которые будут

Из книги автора

7. Виды и способы статистического наблюдения Статистическое наблюдение представляет собой процесс, который с точки зрения его организации может иметь разнообразные способы, формы и виды проведения. Задачей общей теории статистики явля–ется определение сущности

Из книги автора

8. Способы статистического наблюдения Способами получения статистической информа–ции являются документальный способ наблюдения; способ непосредственного наблюдения: опрос.Документальное наблюдение основано на исполь–зовании в качестве источника информации данных

Из книги автора

9. Формы статистического наблюдения В теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое наблюдение; реги–стры.Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая

Из книги автора

10. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходи–мо решить при подготовке статистического наблюде–ния, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

Из книги автора

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения стати–стического наблюдения должны быть решены и во–просы его организационного обеспечения. Это дела–ется при составлении

Организационный план – основной документ, где отображаются все вопросы организации и проведения намечаемых мероприятий: определяются органы наблюдения, время, сроки, критический момент наблюдения, содержание подготовительных работ, порядок приёма и сдачи материалов, описание адресата, кому, в какой срок, как.

Любое статистическое наблюдение требует разработки организационного плана. Это научно методический документ. Он состоит из 2 основных разделов:

Раздел 1 – программно-методические вопросы:

Цель статистического наблюдения

Объект статистического наблюдения

Единица наблюдения

программа наблюдения

проект формуляра

инструкции

источники информации

способы сбора данных

Раздел 2 – организационные вопросы:

Органы наблюдения

Срок наблюдения

Критический момент

Место проведения

Составление списков единиц совокупности

Расстановка и подготовка кадров адресаты

Критический момент – дата и время, по состоянию на которые сообщаются сведения. Срок наблюдения – период выполнения работы.

Материально-техническое снабжение для сбора, накопления, обработки, анализа и хранения информации.

5. Ошибки статистического наблюдения

Ошибки регистрации возникают как случайные из-за неподготовленности методик или кадров. Систематические ошибки регистрации могут быть преднамеренными. Их цель искажение информации. Например: систематические ошибки возникают при плохо подготовленной инструкции, при неверно выбранной точности, при ложном цензе отбора.

Ошибки репрезентативности возникают в результате того, что состав отобранной части для обследования, не достаточно полно отражать состав всей генеральной части

Систематические ошибки репрезентативности можно устранить, подправив технику отбора. Случайные ошибки репрезентативности относятся к выборочным исследованиям, возникающим всегда из-за невозможности идеального совпадения моделей, поэтому их измеряют математическими расчетными формулами и учитывают при определении характеристик генеральных массивов с принятой вероятностью.

6. Статистическая отчетность

Статистическая отчетность – официальный документ, где содержится сведения о работе подотчетного объекта, занесенного на специальную форму. Форма и программа отчета утверждается государственным комитетом Украины по статистике, и имеют силу закона. Основывается статистическая отчетность и учет на первичном и бухгалтерском учете. Первичный учёт – регистрация первичных событий. Различают типовую и специализированную статистическую отчетность. Типовая отчётностьпредставляется всеми хозяйствующими объектами, специализированная – вышестоящим ведомствам, вышестоящим организациям. Различают текущую и годовую отчетность.


Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение. Его основная задача – учет численности и характеристика состава изучаемого явления. Перепись на основе материалов первичного учета называют единовременным учетом.

7. Специально организованное статистическое наблюдение (анкета)

Анкетный опрос на современном этапе один из способов получения первичной информации. Первые попытки опросов французских крестьян относятся к ХVII веку. Родоначальником анкетного опроса является ирландский ученый Дж. Гронта в 1672 году он провел социологическое исследование «Политическая анатомия Ирландии».

Анкетный опрос представляет собой метод сбора информации, основывающийся на выявлении и обобщении мнений опрашиваемых по определенной программе. Для анкетирования специально разрабатывается опросный бланк (анкета), которая содержит вопросы и фиксирует ответы.

Преамбула (реквизиты организации, проводящей анкетный опрос);

Основные вопросы, содержащиеся в анкете, делятся:

А) Вводные (введение)

Б) Центральные (главные)

В) Немного о себе (о респонденте)

Каждая анкета сопровождается инструкциями к заполнению и обязует о не разглашении полученной информации (т.е. гарантируется анонимность).

Технология проведения анкетного опроса может быть различна в зависимости от цели и вида. В обобщенной форме содержание и последовательность выполнения возможных этапов подготовки и проведения анкетного опроса приведено ниже (см. рис. 2. 1.)